Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.law.msu.ru/doc/newspaper06-2.pdf
Дата изменения: Sun Mar 20 14:59:31 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 22:14:46 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: принцип герца
Официальное периодическое издание студентов юридического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова

?02 октябрь 2006 года

ЛЕНТА НОВОСТЕЙ
ЛИЦО ФАКУЛЬТЕТА: ЗАМ. ДЕКАНА ПО УЧЕБЕ Н.Н.БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ
В сентябре 2006 г. на Соловецких островах состоялась Одиннадцатая Всероссийская Школа молодых ученых-юристов, специализирующихся в области экологического, земельного права и законодательства. Школа была организована кафедрой экологического и земельного права юридического факультета МГУ и проводилась при финансовой и организационной поддержке Юридического факультета, РOO 'Объединение выпускни ков юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова' и Юридического факультета Поморского государственного университета (г. Архангельск).

СОВЕТЫ ПРОФЕССИОНАЛОВ: КАК УСТРОИТЬСЯ НА РАБОТУ В ХОРОШУЮ КОМПАНИЮ, РАССКАЗЫВАЕТ АССИСТЕНТ КАФЕДРЫ ФИНАНСОВОГО ПРАВА Д.М.ЩЕКИН

В сентябре 2006 г. на юридическом факультете МГУ состоялась встреча с делегацией федерального суда по финансовым спорам (Германия). 'Круглый стол' был посвящен вопросам судоустройства и судопроизводства и основам налогового права РФ. Российскую сторону представляли зам. декана по науке проф. А. Е. Шерстобитов, координатор программ международного сотрудничества А. М. Четвертков, зав. кафедрой уголовного процесса, правосудия и прокурорского надзора проф. К. Ф. Гуценко, доцент М. Ф. Ивлиева, партнер компании 'Пепеляев, Гольцблат и партнеры' С. Г. Пепеляев и др. Делегацию Германии представили 18 судей федеральных судов различного уровня.
В конце августа 2006 г. в Суздале прошла юбилейная Международная научно-практичес кая конференция 'Преступность, общество, криминология: диалектика развития', посвящ е н н а я 1 5 - л е т и ю с о з д а н и я Р о с с и й с к о й к р и м инологической ассоциации. Конференция была о р г а н и з о в а н а с о в м е с т н о с В л а д и м и р с к и м ю р идическим институтом ФСИН. От юридического факультета МГУ в конференции участвовали члены Российской криминологической ассоциации - доцент А. А. Матвеева и докторант кафедры уголовного права и криминологии Д. З. Зиядова.

ГАЛЕРЕЯ ЮРИДИЧЕСКОГО МИРА: ПРОФЕССОР О.И.ЧИСТЯКОВ

ОЛИМПИАДА И ОЛИМПИАДНИКИ

В сентябре 2006 г. на юридическом факультете МГУ начала работу четвертая школа по п р а в у д л я с т у д е н т о в У н и в е р с и т е т а г . Р е г е н сбурга (Германия). Проходящая школа стала по истине международной. В этом году ее участниками стали 18 студентов из Германии, России, Франции, Болгарии, Польши, Чехии и Украины, обучающихся на юридическом факультете в Университете г. Регенсбурга. Целью этой учебной программы является ознакомление иностранных студентов с правовой системой России и создание у них представления об основных ключевых отраслях права РФ.

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ


1 октября 2006 г. по инициативе профкома Юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова состоялась очередная однодневная экскурсия факультета в один из старейших городов России - ПереяславльЗалесский. В экскурсии приняли участие около 50-ти преподавателей и сотрудников факультета. В программу экскурсии входило посещение Успенского монастыря, кото рый находится на берегу красивейшего Плещеева озера, художественной галереи, музея Ботика Петра I, музея чайников и музея утюга. Также участники экскурсии посетили действующий
ФОТО С.АВЕТИСЯНА

ЗАРПЛАТА ЮРИСТОВ В АМЕРИКАНСКИХ КОМПАНИЯХ

СТУДЕНЧЕСКОЕ ЛИЦО ФАКУЛЬТЕТА: ИЛЬЯ КОТЛЯР

КУРСЫ LEGAL ENGLISH В МОСКВЕ

ВСЕ ЭТО ЛИРИКА
ФОТО С.АВЕТИСЯНА

Великий. Затем организовывались автобусные экскурсии в Ярославль (осень 2004 г.), в д. Константиново по местам С. Есенина (весна 2005 г.), в Суздаль ФОТО СУРЬЯНИНОВА О.М. (осень 2005 г.) и во Владимир (весна 2006 г.). Поездка в Переяславль-ЗаНикитский монастырь, в котором лесский, как и предыдущие, станаходятся вериги и мощи святого ла возможной благодаря неисНикиты, столпника этого монассякаемым тыря. желаниям и Эта экстворческим курсия стала способносдостойным тям несменпродолжением ного оргатрадиции посенизатора щать памятные - лаборанместа городов та кафедры Золотого кольграждансца России, заФОТО К. ТАРШИНОЙ кого проложенной фа цесса Вакультетом еще лерии Игоревны Фокиной. весной 2004 г. Тогда состоялась Д. В. Хаустов первая такая поездка в г. Ростов


окончил вечернюю школу рабочей молодежи. Работал в организации Министерства морского флота связистом-монтажни ком, и оттуда был призван в армию. Служил под Москвой в ракетных войсках водителем тягача. А.Б. Как Вы попали на юрфак? Н.Б. В Универ ситете было профориентационное направление, в связи с которым

Университета, играл товарищеский матч с посольством Аргентины, посвященный ее 25-летию, ездил в Эстонию играть со сборной республики, играл с олимпийской сборной Югославии. Для меня футбол - часть жизни. А.Б. Почему Вы говорите, что провели на факультете только 9 лет. Что было дальше? Н.Б. Годы пролетели быстро и после окончания аспирантуры, которую я успешно завершил, я был направлен, как это было принято раньше, на работу в Мордовский университет. В этом Университете на юридическом факультете я прошел путь от ассистента до декана. Мне нравилось там, и причин менять место жительства у меня не было, но 1 9 9 1 г о д в н е с с в о и к о р р е к т и в ы . Р а з-

тивной работой. И все-таки, расскажите, как Вы заняли должность заместителя декана по учебе? Н.Б. Так получилось, что я перевелся на юрфак МГУ где-то за год до выборов нового декана. Когда мне было сделано предложение помочь в организации учебного процесса, я не отказался, потому что я знаю эту работу, и я ее люблю. К тому же я сейчас работаю в команде, в которой можно многое сделать. А.Б. Потому что это команда, в большинстве своем, Ваших одно курсников? Н.Б. Да, так получилось, что с Александром Константиновичем Голиченковым и Андреем Евгеньевичем Шерстобитовым мы учились на одном курсе. Мы были очень

Николай Николаевич Белокобыльский - заместитель декана по учебной работе, доцент кафедры уголовного права и криминологии. Нет такого студента на факультете, который не знал бы Николая Николаевича. Наше интервью позволит узнать о нем чуть больше.

'Я вернулся в родные стены'
А.Б. Николай Николаевич, Вы всегда сетуете на то, что наше поколения студентов слишком юное, что мы еще не готовы к обучению на юридическом факультете. В Ваше время было по-другому? Н.Б. Да, мы приходили в вузы, уже поработав, или после армии. Мы были старше и по возрасту и по своему нравственному и интеллектуальному развитию. Мы уже что-то понимали в жизни и знали к чему стремиться. А.Б. Когда Вы начали работать? Может, у Вас было больше времени на то, чтобы приобрести этот опыт, о котором Вы говорите? Н.Б. Родился я в Грузии, на берегу Черного моря, там я учился до 10 класса. Работать начал очень рано. В свои 13 лет я уже помогал маме, копал, косил, мотыжил, собирал урожай, а летом бригадир начислял мне заработную плату как самостоятельной рабочей единице. Уже тогда несоответствие объема выполненной работы и заработной платы вызывало недоумение, и я начал задумываться о несправедливости устройства общества. А.Б. Да, когда в 13 лет приходят в голову такие мысли, взрослеешь рано. Вы стали поступать на факультет сразу после школы? Н.Б. Нет. Я был старшим из троих детей. Мама воспитывала нас одна, и ей приходилось сложно. После 9 класса я решил, что должен помочь. Я стал выбирать для себя специальное училище, что-то из области связи и электроники - мне это было близко, и позволяло одновременно учиться и работать. Чтобы поступить в учебное заведение, я уехал из Грузии в Одессу. Я опоздал с подачей документов, но остался жить в Одессе у маминой младшей сестры. Учился в вечерней школе и работал. Через два года я профессора и преподаватели выез жали в воинские части и набирали там военнослужащих для подготовительного отделения. Сегодня такая практика тоже существует. Так вот, я проявил желание принять участие в собеседовании и прошел его. 15 ноября я получил приглашение на подготовительное отделение и уже через неделю был в Москве. Подготовительное отделение работало с 1 декабря по 30 июня, как и сейчас. Занятия прошли для меня с пользой, я сдал вступительные экзамены ус пешно и был зачислен на первый курс юридического факультета. А.Б. С тех пор Ваша жизнь неразрывно связана с факультетом? Что особенно запомнилось из студен ческих лет? Н.Б. На факультете я провел вместе с подготовительным отделением 9 лет. Год учебы на подготовительном отделении, 5 лет учебы студентом и 3 года в аспирантуре. За эти годы было много общественной работы: я был принят в члены КПСС, состоял в парткоме факультета, входил в состав комсомольской организации. Принимал участие во всех субботниках, сельхоз работах, был в пяти студенческих строительных отрядах от Можайского района до Дальнего Востока. Мы в стройотрядах выполняли и культурную программу: давали концерты, выступали в спортивных соревнованиях. А.Б. Каким видом спорта Вы увлекались? Н.Б. У меня почти профессиональное хобби - я футболист, поэтому все время, пока я учился, я играл за сборную факультета. Мы были чемпионами первого курса, неоднократно становились призерами в межфакультетских соревнованиях. Я играл и за сборную валилась партия, развалился Союз. В республике Мордовия был введен республиканский мордовский язык, и мне был предложен выбор: либо выучить мордовский язык, чтобы участвовать в делопроизводстве и управлении, либо освободить должность. Я освободил должность и уехал с семьей в Рязань. А.Б. В Рязани Вы тоже стали деканом? Н.Б. Да, и так получилось, что одновременно двух юридических факультетов. Так получилось, что когда я переехал в Рязань, я пришел на факультет, который только должен был открываться в Рязанском Государственном университете (тогда он назывался педагогическим). Спустя некоторое время по п р о с ь б е р е к т о р а Р я з а н с к о г о М е д ицинского университета я перешел к нему, чтобы помочь организовать учебный процесс на юридическом факультете. Таким образом, в Рязани я работал в двух вузах на должности декана. А.Б. Как Вы вернулись в МГУ? Н.Б. Желание работать в Университете всегда было. Иногда я выбирался в Москву из Мордовии, с переездом в Рязань это стало намного проще. Я участвовал в заседаниях кафедры уголовного права и криминологии юридического факультета МГУ, приезжал на конференции. Осенью 2001 года я получил приглашение работать в МГУ и принял его в феврале 2002 года. Таким образом, спустя двадцать лет я вновь оказался в тех стенах, о которых мечтал. А.Б. Вы работали в трех вузах и везде были деканом. Не удивительно, что на юрфаке Вы тоже стали заниматься администрадружны. Я давал рекомендацию в партию Андрею Евгеньевичу, а это было очень ответственно, за человека, которого рекомендуешь надо отвечать как за самого себя. С деканом мы были вместе в двух стройотрядах: в Казахстане и на Дальнем Востоке, в одной команде играли в футбол. Мы хорошо знаем друг друга, и нам приятно работать вместе. А.Б. Вам нравятся современные студенты? Что бы Вы хотели в них изменить, если бы смогли? Чего им не хватает? Н.Б. Студенты у нас слишком самоуверенные. Но по своему мыш лению они настолько молодые, что не осознают всю меру ответственности. Они не достаточно самоорганизованные. Они рассчитывают на то, что все вокруг принадлежит им. Это неплохо, если они готовы за это отвечать, вкладывать в это душу, силы, время. И говорить при этом 'мое'. Не проходить мимо урны, которая дымится, мимо учебников, которые разбросаны или оставлены без присмотра. Некоторые студенты зациклены на том, что надо получить образование, и при этом они отказываются от всего того, что еще можно получить на факультете. От них исходит недостаточно творческой инициативы о поездках, походах в театр. Студенческое самоуправление находится в состоянии пробуждения. Мне бы хотелось, чтобы значительно лучше стала учебная дисциплина, повысилась заинтересованность каждого в успеваемости, пришло осознание личной ответственности за все, что сделал и что желаешь сделать на пользу родному факультету. Анна БЕЛИЦКАЯ

Николай Николаевич БЕЛОКОБЫЛЬСКИЙ:


Прежде чем начинать готовить себя к карьере в юридической компании, надо определиться с принципиальным вопросом: где именно вы хотите работать. Некоторые выпускники мечтают о профессиональной самореализации за пределами России, но, по моему мнению, в нашей стране окно возможностей для приложения своего потенциала шире. У нас лифты социальной стратификации более открыты, и легче подняться наверх за относительно непродолжительный срок. При соответствующих способностях и усердной работе уже к 30 годам можно рассчитывать на место партнера или руководителя практики в крупной отечественной юридической компании.

работу с правовым материалом на самом высоком уровне.

?
Существует еще один аспект - создание собственного профессионального имиджа, формированием которого нужно начинать заниматься со старших курсов обучения на факультете. Сейчас конкуренция среди юристов очень высока. Конечно, юрфак МГУ - это флагман, но и выпускникам юрфака приходится участвовать в жесткой конкурентной борьбе за рабочие места с людьми, которые обладают не меньшей целеустремленностью. Так вот, формирование нужного имиджа - один из эффективных механизмов, которые позволяют

?
Я бы не советовал студентам как можно раньше начинать работать. Представление о том, что практика всему научит, ложное. Конечно, практика дает прочувствовать юридическую проблематику и пропустить ее через себя, но это далеко не все, что необходимо. Если студент начинает работать с первых курсов, выстраивается

о котором я только что рассказывал. Конечно, науку надо любить ради самой науки, но некоторые рассматривают науку функционально. Степень кандидата наук это весомый аргумент в борьбе с конкурентами, хорошее дополнительное преимущество. Но не стоит воспринимать аспирантуру только лишь как некий карьерный трамплин. Юриспруденция - как женщина: если относиться к ней с любовью и вниманием, она ответит взаимностью. Если с душой заниматься наукой, можно увидеть внутреннюю красоту в тех на первый взгляд сухих нормах, с которыми приходиться иметь дело. Если полюбить юриспруденцию, работа начнет доставлять истинное удовольствие. И наоборот, если относиться к юриспруденции функционально, рассматривать ее сугубо

компании, это большой плюс, но не стоит гнаться за ним в ущерб чему-то другому. Знанию иностранного языка не стоит придавать первостепенное значение. Сегодня рынок насыщен юристами с хорошим знанием иностранного языка, и это вряд ли будет приоритетом при отборе, особенно на младшие юридические позиции в компаниях. С которых и начинается карьера. Резюме стоит разослать сразу в несколько фирм. Не факт, что вам сразу ответят. И вовсе не потому, что не понравилось резюме, просто может не быть вакансий. Месяца через три стоит повторить попытку. Кадровая служба крупной компании при открытии вакансии перешлет Ваше резюме в тот отдел, которому в данный момент нужны сотрудники. Поэтому

'ИНВЕСТИРОВАТЬ ВРЕМЯ В ДОКТРИНУ'

Денис Михайлович Щекин:

работы. К ней необходимо отнестись с особым вниманием. Первые профессиональные задания нужно выполнить на самом высоком уровне. Именно по результатам этой работы произойдет позиционирование кандидата в коллективе. При этом имеет смысл изучить по заданному профессиональному вопросу доктринальную литературу, судебную практику, хотя в большинстве случаев этого от кандидата напрямую и не требуется. Тем не менее, такое рвение будет по достоинству оценено. Если кандидат проявит себя так три-четыре раза, в глазах старших юристов он зарекомендует себя как подающий надежды молодой сотрудник. Ведь задача старшего юриста найти помощника, на которого можно было бы рассчитывать. За первый год среди ассистентов происходит заметное ран жирование, одному поручают все больше содержательной работы, а остальные продолжают заниматься технической работой. Тут часто в компаниях действует принцип 'вверх или в сторону', примерно одного из пяти повышают, с остальными расстаются или они сами ухо-

Как устроиться на работу в хорошую компанию? Как составить резюме? Как пройти собеседование? Как выдержать испытательный срок? К чему, наконец, стремиться? Эти вопросы волнуют абсолютно всех студентов. Мы пытались найти на них ответы в предыдущих выпусках газеты. С этого номера мы посвящаем этой проблеме целую рубрику 'Советы профессионалов', в которой уже добившиеся успеха юристы, потенциальные работодатели раскрывают нам свои профессиональные тайны. Первым героем новой рубрики стал ассистент кафедры финансового права, кандидат наук, партнер компании 'Пепеляев, Гольцблат и партнеры' Денис Михайлович Щекин.
неправильная модель распределения времени и усилий. И в будущем придется за это заплатить. Те же люди, которые провели минимум три года в библиотеках, потом об этом не жалеют. Уровень юридического мышления, понимание юридических конструкций дает преимущества в правовом споре, при обсуждении теоретического или практического вопроса. Хорошая доктринальная база позволяет выигрывать процессы, готовить правовые заключения высокого качества. Поэтому мне кажется, в студенческие годы силы и время должны быть инвестированы, прежде всего, в изучение правовой доктрины. Позднее это окупится. Лучшие результаты покажет не тот, кто раньше начнет заплыв, а тот, кто пустится в плаванье с наибольшей подготовкой. Собственно в этом и состоит смысл университетского фундаментального образования. Углубленное изучение доктринальных положений различных отраслей права даст юристу системное понимание правовой проблематики и позволит при практической деятельности вести получить преимущества перед такими соперниками. Это должен быть имидж глубокого профессионала. Он складывается из выступлений на научно-практических конференциях, из опубликованных статей или даже монографий. Если говорить о студентах, то в настоящее время при хорошем уровне статьи ее вполне реально опубликовать, это же относится и к аспирантам, им, кроме того по результатам диссертационного исследования, можно издать мон о г ра ф и ю . К о г д а р а б о т о д а т е л ь будет просматривать резюме, он будет приятно удивлен, увидев, что у старшекурсника уже имеются публикации, и эффект может быть вообще потрясающим, если при прохождении собеседования бывший выпускник подарит своему потенциальному нанимателю монографию с автографом. как средство зарабатывания денег, то, как мне кажется, настоящих профессиональных высот достичь будет трудно. По моему мнению, именно глубокое изучение доктрины дает чувство любви к профессии и аспирантура может в этом помочь как нельзя лучше. то, что Вам раньше не отвечали, пока не было вакансий, не будет иметь никакого значения. дят, будучи не удовлетворены тем, что им не дают содержательной работы.

?
При устройстве на работу, кандидат обычно должен пройти несколько уровней тестирова ния. Первый уровень - профессиональное тестирование, в котором студент должен показать базовые юридические знания. В т о р о й э л е м е н т - п с и х о л о г ическое тестирование, которое выявляет личностные качества претендента. Третий уровень - испытательный срок, который длится обычно два-три месяца. Во время испытательного срока кандидат должен показать правильный подход к работе. Конечно, на начальном этапе не будет сложных юридических заданий, в большинстве своем, это техническая работа - съездить в суд, забрать документы, сделать ксерокопии. Но процентов 15-20 все же идет содержательной

?
Что важно для юриста? Организованность, умение планировать свое время. Еще надо просто очень много работать. Как говорил Герцен 'труд - это наша молитва'. Конечно, можно добиваться карьерного роста и через связи и через хорошее к Вам отношение людей, но это все краткосрочный успех. Для долгосрочной перспективы роста все же необходимо быть специалистом в своей сфере. Я бы посоветовал брать за основу два принципа и строить на них свой карьерный рост - профессионализм и порядочность. О профессионализме я уже много говорил, а порядочность - это этичное отношение и к окружающим, и к самому себе. Если профессионализм является следствием знания права, то порядочность является личностным восприятием уважения к праву.

?
Резюме должно помещаться на одной страничке. Желательно, чтобы в верхнем углу была фотография кандидата. Ключевые моменты резюме - какой вуз заканчивали, есть ли публикации, от кого рекомендации. Про публикации я рассказал. Рекомендации можно получить у своих преподавателей или в той компании, в которой вы, скажем, проходили практику. Это всегда положительный момент, когда за кандидата может поручиться уважаемый человек. Опыт работы далеко не ключевой момент. От студента или от аспиранта этого никто не требует. Конечно, если он есть, особенно в хорошей

?
Многие рассматривают аспирантуру именно как возможность сформировать тот самый имидж,


Поражала его энергия. Он читал лекции, вел семинары, кружки. Писал книги, редактировал учебники. Казалось, его силы неистощимы. Казалось, он будет жить и работать вечно. Заседания Ученого совета юридического факультета - выступает Олег Иванович. Он всегда краток. Всегда говорит по делу. Всегда собственное мнение. Всегда основанное на принципиальной позиции. И всегда можно быть уверенным, что его поддержат. Слово Олега Ивановича много значит. Он читал нам первую в нашей жизни лекцию. Удивительно, что всю пару он стоял перед нами, прямо держа спину. Ни разу

инструментом являются документы! Олег Иванович поступил в Юридический институт в 1946 году. 60 лет его жизни были посвящены праву. Он прошел путь от студента и аспиранта до преподавателя, профессора, бессменного руководителя кафедры истории государства и права юридического факультета. Он возглавлял кафедру с 1980 года. Олег Иванович участвовал в составе рабочей подгруппы по разработке Конституции РСФСР 1978 г., был членом Научно-методического совета при Министерстве высшего и среднего специального образования СССР, членом Президиума Научно-технического совета при том же



ОЛЕГ ИВАНОВИЧ ЧИСТЯКОВ. С НИМ УШЛА ЦЕЛАЯ ЭПОХА
не присел. А ведь ему тогда было почти 80 лет. Он держал в руках часы, пальцами чувствуя время. А мы даже не догадались, что он слеп. 9 томов Российского законодательства Х-ХХ веков. Нечеловеческий труд. Многим кажется, что прочитать это невозможно. Не то, что написать. Остается только недоумевать, как мог незрячий человек, так много сделать в науке, где основным министерстве, членом Координационного совета по истории органов внутренних дел при Академии МВД СССР, членом Экспертной комиссии ВАК, членом Ученого Совета Института государства и права при Академии МВД. Он был президентом РИПО (Российского историко-правового общества), являлся его почетным председателем, действительным членом Международной славянской академии, членом-корреспон-

лег Иванович Чистяков - легенда юридического факультета. Профессор, которого побаивались и любили, которого считали непререкаемым авторитетом в науке. От него веяло чем-то монументальным и величественным. И в то же время он был очень живым. Любил рассказывать анекдоты и поучительные истории, всегда приправленные изрядной долей тонкой иронии.

дентом РАЕН. Одним из первых он получил звания Заслуженный профессор Московского Государственного Университета. За издание многотомного труда 'Российское законодательство Х-ХХ веков' был удостоен Государственной премии Российской Федерации. За монографию 'Образование Союза ССР' - бронзовой медали ВДНХ. Он пришел учиться после войны. Он принадлежал к тому славному поколению воинов, которые позволили нам сейчас жить и радоваться жизни. Он прошел почти всю войну с 1942 года, был командиром орудия. Олег Иванович вспоминал о войне без пафоса. Просто сражались за свою страну. Он говорил, что любил читать Константина Симонова, его сборник, посвященный любимой женщине - Валентине Серовой. Любимое стихотворение - 'Жди меня'. Олег Иванович считал, что если положить его на музыку, получится одна из лучших военных песен. У Олега Ивановича была подруга жизни Лидия Николаевна, которая ждала его. Они познакомились еще до войны на историческом кружке в Московском доме пионеров. И прожили вместе всю жизнь. Именно благодаря ее стараниям стала возможна работа Олега Ивановича в науке. Она была его глазами. Олег Иванович воспитал ни одно поколение студентов и аспирантов. Многие из его учеников, работают на факультете. Он был Учителем с большой буквы. Умер Олег Иванович Чистяков. А с ним ушла целая эпоха. Анна Белицкая

С недавнего времени на юридическом факультете МГУ возникла славная традиция принимать абитуриентов по результатам олимпиад. Об этом рассказывает одни из организаторов олимпиад доцент кафедры теории государства и права Татьяна Романовна Орехова и сами участники, нынешние студенты первого и второго курсов.
Олимпиады позволяют отобрать лучших из лучших, поэтому мы внедряем хорошую традицию набора ребят через систему олимпиад. На данный момент на юридический факультет МГУ можно поступить по различным олимпиадам. 'Всероссийская олимпиада по праву' п р о х о д и т в ч е т ы р е тура. Победители последнего тура могут быть зачислены на факультет без экзаменов. Победители регионального (предпоследнего) этапа получают максимальный бал за вступительный экзамен

ОЛИМПИАДЫ - ЭТО ОТВЕТ УНИВЕРСИТЕТА ЕГЭ
по обществознанию. Всероссийская олимпиада проводится уже несколько лет, но юридический факультет стал активно участвовать в ее подготовке и проведении только два года назад. Мы учредили даже собственную номинацию, победители в которой получают призы с символикой юридического факультета Университета. Мы стараемся, чтобы достойные выбирали именно нас, чтобы факультет приобретал хороших студентов. Это результат серьезной работы. Ведь вузов, которые имеют юридические факультеты, много. Конечно, юридический факультет МГУ - один из лучших, с этим никто спорить не станет, но здесь существуют определенные трудности. Прожить в Москве иногороднему студенту непросто. Мне рассказывали, как девочке было не в чем идти на защиту эссе на последнем этапе олимпиады, и сердобольная учительница отдала ей свой костюм, чтобы она смогла выступить. Ребята из других регионов рвутся к знаниям не меньше, чем москвичи, но их возможности сильно ограничены. Мы должны поддержать их стремления. Надо понимать, что у них нет иногда никакой литературы, кроме кодексов, и пользуясь одним только кодексом, они показывают блестящие результаты. Эта олимпиада позволяет учиться в МГУ тем, кто об этом даже не мечтал. Университет проводит и собственные олимпиады. Акция 'Покори Воробьевы горы' проводится совместно с газетой 'Московский Комсомолец'. Она проходит уже два года подряд и позволяет принимать победителей без экзаменов. Олимпиада проходит в два тура. Задания публикуются в газете, и любой может попробовать свои силы. Это заочный этап. Лучшие приглашаются на очный тур. В первый год очный тур проходил для всех в Москве. В этом году в трех региональных центрах - Москве, Волгограде и Красноярске. Вторая олимпиада, которую проводит Университет называется 'Ломоносов'. Это региональная олимпиада. Она позволяет засчитывать результаты олимпиады за результат вступительного экзамена по обществознанию. Мы следим за успеваемостью наших олимпиадников. Хочется выявить тенденцию - достойных ли мы выбираем. Пока нам кажется, что да. Ребята по-настоящему тянутся к знаниям. Они активны с первого семинара, читают дополнительную литературу. Они служат примером для группы. Их отличает любозна тельность, трудолюбие, пытли вость. Они много знают и хотят знать еще больше, они более свободны в своих рассуждениях, потому что у них есть базис, на котором можно что-то строить. В целом мы очень довольны результатом.

Желание учиться в МГУ появилось, когда я увидела шпиль Главного Здания. В нем была такая монументальность, что где-то в глубине души проснулась гордость, что этот храм науки находится в моей стране. Захотелось в нем учиться. Юридический факультет я выбрала потому, что мне юриспруденция отнюдь на кажется занудной. Многие мои друзья не понимают прелести того, чтобы кропотливо разбираться в закорючках чиновников, которые носят гордое название ЗАКОН. Но я с ними не соглашусь. Логика статей, внутренняя красота норм, стройность изложения, все это можно любить. Мне просто это близко. Я когда-то занималась музыкой, и учителя направляли меня пойти по музыкальной стезе, продолжить учиться в Консерватории. Но мне казалось, что моя душа просит чего-то более фундаментального. Право - это как раз то, что я искала. Право - это связь между прошлым, настоящим и будущем. Во-первых, оно отражает опыт, накопленный поколениями, во-вторых, современные тенденции политики и экономики, в-третьих, учит будущее поколение справедливости. Мне интересно разобраться в этой взаимосвязи, это все равно, что понять природу вещей. Я люблю свою страну, и мне кажется, что юрист - это как раз та профессия, которая реально может повлиять на ход ее истории. Ведь именно юристы создают и формулируют Законы, на которых строится жизнь государства. Я никуда не уеду из России, мне бы хотелось сделать для нее что-то. Возможно, мне это удастся, если я пойду на государственную службу. Впрочем, жизнь покажет. У меня есть пушистый рыжий кот. Он появился два года назад. Он верил, что я поступлю, и очень меня поддерживал. А если серьезно, то на юрфак МГУ поступить очень непросто. Для этого надо много работать. Последние три года я только и помню, что занималась. И сейчас продолжаю заниматься. Беда в том, что после окончания тоже придется заниматься... Так что учиться, учиться и еще раз учиться, как завещал нам дедушка Ленин.

ДОСЬЕ: ВАЛЕНТИНА НИКОЛАЕВА, ПОБЕДИТЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ 'ЛОМОНОСОВ-2006'. СТУДЕНТКА ПЕРВОГО КУРСА. РОДИЛАСЬ В МОСКВЕ. НЕ ЗАМУЖЕМ. ДЕТЕЙ НЕТ.

ДОСЬЕ: НАДЕЖДА ПАНЮШЕНКО, ПОБЕДИТЕЛЬНИЦА ОЛИМПИАДЫ 'ПОКОРИ ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ2005'. СТУДЕНТКА ВТОРОГО КУРСА. РОДИЛАСЬ В КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ. НЕ ЗАМУЖЕМ. ДЕТЕЙ НЕТ.

Я во всем стараюсь найти золотую середину. Мне важно не просто говорить, а говорить по делу, не просто делать, а делать хорошо. Я не сторонница разделения мира на 'белый' и 'черный', мне нравится искать компромиссы. Не могу сказать, что у меня есть какие-то страстные увлечения, скорее, мне просто нравятся некоторые вещи. Например, люблю читать. Пожалуй, наиболее близок мне Достоевский. Он как раз старается найти эту самую гармонию, которая так важна для меня. Он не резок, его стиль мелодичен, герои многоплановы. В книгах мне интереснее всего сюжеты и язык писателя, я погружаюсь в созданный им мир. Мне сложно выбрать литературного героя, похожего на себя. Сложно выбрать сюжет, в котором хотелось бы поучаствовать. Мне интересно проявлять себя в тех ситуациях, которые жизнь преподносит мне. Как с олимпиадой. Я узнала о ней случайно от мамы, и мне захотелось проверить свои силы. Я не думала, что я выиграю. Когда меня пригласили на очный тур, не возникло ощущения, что надо зубами выгрызать победу, мне просто нравилось участвовать. А потом, мне дали сертификат, и я поняла, что я студентка МГУ. Об этом я даже и мечтать не могла. Право для меня - синоним справедливости. В праве самое интересное - решать казусы, это как шахматные головоломки, только для гуманитариев. А еще право - это повседневность. То есть повседневная необходимость. Без него невозможна нормальная жизнь в обществе. Нормы морали - это, конечно, хорошо, но у каждого свои представления о морали, и свести их воедино и позволяет право. А вообще я считаю, что ничто так не украшает человека, как скромность. Иногда лучше промолчать. Проявлять себя надо лишь там, где ты уверен в том, что на твоей стороне справедливость. Тогда можно по-настоящему 'выстрелить' своими знаниями, кругозором, чем-то еще. Хороший юрист - это человек, который знает, когда именно нужно себя показать, а когда стоит побыть в тени.


ДОСЬЕ: МАРИЯ СИДОРОВА, ПОБЕДИТЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ 'ПОКОРИ ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ'. СТУДЕНТКА ПЕРВОГО КУРСА. РОДИЛАСЬ В ЯРОСЛАВЛЕ. НЕ ЗАМУЖЕМ. ДЕТЕЙ НЕТ.

ДОСЬЕ: НАТАЛЬЯ МИХЕЕВА, ПОБЕДИТЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ 'ЛОМОНОСОВ-2005'. СТУДЕНТКА ВТОРОГО КУРСА. РОДИЛАСЬ В МОСКВЕ. НЕ ЗАМУЖЕМ. ДЕТЕЙ НЕТ.

Мне близко все, кроме серьезных наук. Поэтому моя жизнь сложилась забавно - именно серьезными науками я сейчас и занимаюсь. Хотела учиться в ГИТИСе, но со мной не согласилась мама. 'Выбирай, -- сказала она, -- или экономический, или юридический'. Мне хотелось в ГИТИС, поэтому решили так, какого репетитора удастся быстрее найти, за тем факультетом и выбор. В школе меня поддерживали. Считали, что должна участвовать в олимпиадах. Областную проиграла. Обрадовалась. Теперь пойду в ГИТИС. Не тут-то было. Классный руководитель откопал газету 'МК' с правилами новой олимпиады. Пришлось испытать судьбу еще раз. Энтузиазма не было. Пишу заочный тур. Первые несколько страниц не понимаю, о чем пишу. На десятой странице начинаю понимать, что имела в виду на первых. Становится интересно. Пишу дальше. А может, право - это не так уж плохо? На компьютере знаю только клавишу 'enter'. Набивать текст одним пальцем - сущее удовольствие! Отправляю то, что получилось. Надеюсь, что не пройду на юрфак. ГИТИС ждет... Еду в маршрутке. Открываю 'МК'. Среди победителей заочного тура моя фамилия. Закрываю МК. Проходит пять минут. Открываю, чтобы посмотреть на имя и отчество. Совпадает. Снова закрываю. Еще пять минут. На меня смотрят, как на сумасшедшую. Мне кажется, там не я. Характер у меня такой. Если мне говорят, что я чего-то не могу - хочется смочь. Иду по коридору школы, навстречу одноклассник, он не прошел в очный тур по истории. Буркает: 'Не думал, что ты пройдешь'. Задеваются какие-то струны моей чуткой души. Кажется, это называется самолюбие... К очному туру готовлюсь, рву когти. Я должна выиграть. Перед глазами лицо одноклассника. Приезжаю в Москву. Пишу сочинение, историю, обществознание. Со спокойной совестью еду выбирать вечернее платье для выпускного вечера. Покупка оказывается удачной. Значит, в Москву приезжала не зря. Накануне мне приснился сон. Объявляют результаты. Называют среди победителей двух ребят, с которыми мы вместе писали олимпиаду. А потом... не меня. Час расплаты приходит. Интеллектуальный центр. Конференц-зал. Одину за одной объявляют фамилии тех самых мальчиков из сна. Все, сейчас сбудется весь сон. Расстраиваюсь. Но победителем объявляют меня! Бывают же и просто сны...

Моя жизнь во многом состоит из творчества. Я пишу, хотя редко заканчиваю начатое, рисую, хотя не всегда довольна результатом. Юриспруденция - нечто совсем иное. Конечно, я все еще верю, что и в праве можно при желании найти творчество, но боюсь, однажды мне придется выбирать между ним и работой. Пока мне кажется, что я смогу совмещать. Ведь и у юристов остается свободное время. Но творчество - такая штука, которая не приходит по выходным в назначенный час. Возможно, если уж встанет проблема выбора, я сделаю его в пользу работы, а, может, получив диплом, отдам себя тому, что в настоящий момент является для меня лишь хобби. Хотя, конечно, право мне тоже очень интересно, особенно цивилистика. Мне нравится разбирать казусы, искать решения. Там, где есть проблемы, можно себя проявить. Мне нравится все японское. Нравится лаконичность и завершенность стиля. Умение при минимуме деталей передать максимум ощущений. Люблю японские интерьеры, хотя свой дом вряд ли стала бы оформлять в этом стиле, слишком уж непривычно. Обожаю японскую кухню: суши - это моя страсть, хочу сама научиться их готовить, но мне не хватает времени - все-таки юрфак забирает почти все! А вот с японской литературой роман не сложился. Прочитала кое-что из Мураками, но для меня он не близок. В олимпиаде я стала участвовать, потому что я ценю всякую возможность проверить себя - на что я действительно способна. Для меня это был своеобразный вызов. Я не то, чтобы стремилась к победе, просто я не поклонник идеи, что главное - участие. Если уж играть, то выигрывать. Не жалею, что выбрала юрфак. Здесь отличный коллектив преподавателей и интересные ребята, по крайней мере, круг моих знакомых. Хочется и в учебе проявить себя. Поэтому с удовольствием провожу время за чтением дополнительной литературы. Это дает мне пищу для размышлений, которые потом позволяют выступать на семинарах. А вообще я хочу опубликовать книгу. Фэнтези. Так что ждите!

Я не знаю, что для меня ближе - классика или популярная, так сказать, массовая культура. В детстве я занималась балетом, но с не меньшим удовольствием танцую и современные танцы. Пять лет училась играть на гитаре, мне нравится исполнять и классические вещи, и популярные песни в кругу друзей. Люблю Толстого и Достоевского, они очень разные, но одинаково близки мне по духу. Они раскрывают проблемы общества и личности, а для юриста очень важно уметь анализировать именно эти аспекты. Если бы у меня была машина времени, я бы отправилась во Францию 19 века и поприсутствовала бы на обсуждении проекта Гражданского Кодекса Наполеона. Мне кажется, этот документ имеет высокую историческую и юридическую ценность. Разработчики этого кодекса пошли по пути закрепления естественных прав, а именно это является важнейшим достижением на этом этапе развития права. А вообще меня бы устроила и современная Франция. Я изучаю французский язык, мне нравится его звучание, красота стиля. Франция подарила миру великих людей - Дидро, Руссо, Вольтера. Знаменитые художники, писатели, композиторы были уроженцами этой прекрасной страны. В ней все совершенно - и природа, и стиль, и люди. Мечтаю побывать в Лувре и посмотреть в глаза загадочной Моны Лизы. И побродить по парижским бульварам. А вообще я обожаю гулять. Мне нравится изучать Москву на ходу. Мне нравятся ее улицы, дворики, она раскрывается во всем своем многообразии, если захотеть познакомиться с ней поближе. Я участвовала в двух олимпиадах - 'Всероссийской олимпиаде по праву' и Акции 'Покори Воробьевы горы'. Так сильно было желание поступить на юридический факультет МГУ. В обеих олимпиадах я победила. Сложнее, на мой взгляд, был Всерос.

ДОСЬЕ: ОЛЬГА ЕВСЕЕВА, ПОБЕДИТЕЛЬ 'ВСЕРОССИЙСКОЙ ОЛИМПИАДЫ ПО ПРАВУ' И АКЦИИ 'ПОКОРИ ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ'. СТУДЕНТКА ПЕРВОГО КУРСА. РОДИЛАСЬ В КАЗАНИ. НЕ ЗАМУЖЕМ. ДЕТЕЙ НЕТ.

ДОСЬЕ: ТЕНГИЗ ШИДАКОВ, ПОБЕДИТЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ 'ПОКОРИ ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ2005'. СТУДЕНТ ВТОРОГО КУРСА. РОДИЛСЯ В КАРАЧАЕВО-ЧЕРКЕССКОЙ РЕСПУБЛИКЕ. НЕ ЖЕНАТ. ДЕТЕЙ НЕТ.

ДОСЬЕ: ФЕДОР РОМАЩЕНКО, ПОБЕДИТЕЛЬ АКЦИИ 'ПОКОРИ ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ'. СТУДЕНТ ПЕРВОГО КУРСА. РОДИЛСЯ В БРЯНСКЕ. НЕ ЖЕНАТ. ДЕТЕЙ НЕТ.

В наши дни нельзя быть Ломоносовым. В его время был широкий простор для открытий, Ломоносов внес свой вклад в развитие многих дисциплин. Сейчас же в науке довольно сложно найти свободную нишу, что-то, чем еще никто до тебя не занимался. В любом случае, сейчас больше приветствуются специалисты в определенных областях, а не энциклопедисты, которые знают понемногу обо всем. Я лично, предпочитаю быть специалистом и хорошо разбираться в выбранном предмете. Хотя при этом, не могу сказать, что замыкаюсь на одном. Всю жизнь я посвящал время разного рода занятиям и старался гармонично развиваться. Занимался разными видами спорта: дзюдо, боксом, плаванием, большим теннисом. Окончил музыкальную школу по классу фортепьяно. Музыка для меня много значит. Я не только с удовольствием играю по вечерам, как для себя, так и для других, но и сочиняю. Однажды даже выступал на телевидении со своими композициями. Вообще мне бы хотелось верить, что у меня талант в музыке, и что мне удастся войти в мир искусства. Я увлекаюсь не только самой игрой на инструменте, но также теорией музыки. С удовольствием изучаю литературу о великих композиторах, анализирую их жизненный и творческий путь. Любимый композитор - Бетховен. Мне близок его темперамент. В его творчестве настоящее бунтарство, он сокрушает все привычные рамки, ни перед чем не останавливается. Мне это по душе. И в себе я развиваю эти качества. Для любой сферы бунтарство - это привнесение чего-то нового, отсутствие обусловленности. По-моему только на основании таких принципов возможен прогресс. В юриспруденции нравится изучать доктрину. Независимо от программы, я много сил и времени трачу на теорию, потому что считаю ее основой основ. Теория создает культуру юриста. Хочется определенный отрезок своей жизни посвятить науке. Но практика для меня тоже важна. Мне нравится применять свои знания и видеть результат.

Своей основной чертой характера я считаю целеустремленность. Мне важно добиваться того, что кажется значимым. Тем не менее, мне не хочется замыкаться на чем-то одном. Я считаю, что человек должен развиваться гармонично, стараться знать больше, чем ему полагается по программе, кто бы эту программу ни составлял. На учебу уходит много времени. Но это не значит, что свободного не остается. Как сказал Кант, в дне есть столько карманов, сколько есть возможности заполнить. Поэтому свободного времени хватает. Я трачу его на спорт. С детства увлекался боксом, настольным теннисом, баскетболом, футболом, был во многих сборных лицея. Даже брал призы на областных соревнованиях. Еще с отличием окончил музыкальную школу по классу фортепьяно. Сейчас люблю фотографировать. Мне нравится искать прекрасное в обыденном, запечатлять это на пленку. Нравится фотографировать природу, делать портретную съемку. Про акцию 'Покори Воробьевы горы' узнал на Дне открытых дверей. Мне очень хотелось поступить на юридический факультет МГУ, и я использовал все возможности. Конечно, это был шанс. Олимпиады - я считаю делом хорошим. В них раскрываются не только знания участника, но и его характер. Многое зависит от умения сконцентрироваться и выдать по максимуму. В школе я много участвовал в олимпиадах, поэтому у меня был определенный опыт в этой сфере. В заключение хочу сказать огромное спасибо своему любимому учебному заведению Брянскому городскому лицею ? 1 им. А. С. Пушкина. Мои учителя научили меня всему тому, что я умею. Я не понимаю людей, которые вспоминают школьные годы с содроганием. У меня от них остались самые лучшие воспоминания. это, правда, не всегда от каждой отдельно взятой личности, а чаще от общества в целом, но искать в этом божественные или дьявольские происки не стоит. Общество в моей жизни значит многое. В отличие, надо сказать, от государства. Я, конечно, не анархист, но считаю, что институт государства рано или поздно отпадет за ненадобностью. Человечество уже знало периоды безгосударственного существования и нельзя отрицать возможности повторения оных. Почитайте Карла Генриха Маркса, а еще лучше Владимира Ильича Ленина, у них об этом очень хорошо написано. Из литературы я предпочитаю научную. По философии, политологии, социологии и, конечно, правоведению. Любимых авторов уже назвал, повторяться не буду. Своим главным жизненным принципом считаю ненарушение своих мировоззренческих установок. Как сказал Бенджамин Франклин, если хочешь крепко спать, возьми с собой в постель чистую совесть.

ДОСЬЕ: АНТОН ГОРОДЕЦКИЙ, ПОБЕДИТЕЛЬ ОЛИМПИАДЫ 'ПОКОРИ ВОРОБЬЕВЫ ГОРЫ', СТУДЕНТ ПЕРВОГО КУРСА. РОДИЛСЯ В БРЯНСКЕ. НЕ ЖЕНАТ. ДЕТЕЙ НЕТ.

Вообще я максималист. Абсолютно во всем. Увлекаюсь научным атеизмом, стараюсь по максимуму все ставить под сомнение. Поэтому в моей речи чаще всего присутствует частица 'не'. Бога нет, и дьявола тоже нет. Пусть я несколько напоминаю рассуждения поэта Бездомного и достопочтимого Михаила Берлиоза, но пока я не встретил

Воланда на Патриарших прудах, верить в них не собираюсь. Вере я предпочитаю знание. Именно поэтому я выбрал не духовную семинарию, а юридический факультет МГУ. Мне хочется во всем получать доказательства, а это именно то, с чем по большей части работают юристы. А пока я верю в самодостаточность мира. Все зло на земле творят люди, и все добро тоже. Зависит

КАФЕДРА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ
. .
Р. Б . В я ч е с л а в П е т р о вич, кафедра иностранных языков - новая единица в структуре юридического факультета. Но все преподаватели работают с нашими студентами уже много лет. Расскажите, как образовывалась кафедра. В.П. Много лет в университете сначала в составе филологического факультета, а затем в составе факультета иностранных языков работали кафедры английского, немецкого и французского языков для гуманитарных факультетов. Соответственно, преподаватели этих кафедр работали на пяти гуманитарных факультетах МГУ, включая и юридический. Возросшая специализация преподавания языка права и потребность в более четкой организации работы со студентами и аспирантами поставили перед руководством факультета вопрос о целесообразности создания самостоятельной кафедры иностранных языков юридического факультета. Приказ о создании такой кафедры был подписан ректором МГУ в июле 2006 года. Мы стали своими на юридическом факультете, и преподаем студентам не только английский, но и немецкий и французский языки. Заведует кафедрой доцент Анна Юрьевна Гайдукова Перре, руководитель департамента в Международном центре юридического факультета МГУ в Женеве. А я - ее заместитель. Р.Б. А сколько человек работает на кафедре? В.П. На сегодняшний день на кафедре работает шестнадцать преподавателей английского языка, пять преподавателей немецкого и шесть - французского. Вместе с заведующей кафедрой нас двадцать восемь человек. Р.Б. Вы не планируете ввести еще какой-нибудь язык, например, испанский? В.П. Пока не планируем. Наша первоочередная задача -- запустить бесперебойный учебный процесс в нашем сегодняшнем составе, пре вратить каждый урок иностранного языка в увлекательное интеллектуальное и творческое путешествие в мир других слов, понятий, идей, истории и культуры. К тому же сейчас мы решаем более актуальные проблемы. Например, у студентов юридического факультета огромный интерес к изучению второго иностранного языка. Многие хотят продолжать изучать язык на 3 и 4 курсах, т.е. после сдачи государственного экзамена, в т.н. реферативных группах. Возле нашей кафедры постоянно толпятся с вопросами студенты-энтузиасты, готовые сегодня же взяться за изучение нового языка. Р. Б . И ч т о В ы о т в е ч а ете? В.П. Рекомендуем следить за объявлениями. Мы планируем сформировать рефе ративные группы, но сроки я пока не готов назвать. Р.Б. Какой язык пользуется наибольшей популярностью среди студентов? В.П. Большей популярностью, конечно, пользуется английский язык, соответс твенно, секция преподавателей английского языка самая большая. Однако, на новой кафедре достаточно много преподавателей французского и немецкого языков. Это связано с тем, что руководство факультета приняло решение постепенно расширять преподавание немецкого и французского, потребность в которых в юридической профессии, кстати, неуклонно растет. Приходится ломать стереотипы тех студентов, которые считают, что для успешной карьеры важен только английский язык. Мы сразу объявили первокурсникам, что английского для начинающих в этом учебном году, как и в прошлом, не будет, поэтому английский будут продолжать изучать только те студенты, которые владеют им сейчас на достаточно хорошем уровне. Остальным предложено выбирать между французским и немецким с нуля. Р.Б. А как вы думаете, Вячеслав Петрович, возможно ли в перспективе такое, чтобы студент шел на специализацию на Вашу кафедру, скажем, в группу юристов-переводчиков. В.П. Строго говоря, реферативная группа это и есть та самая группа специализации, о которой Вы говорите, добросовестные мотивированные студенты становятся вполне квалифицированными переводчиками. Вопрос о подготовке собственно юристов-переводчиков -- это совершенно отдельный вопрос, и, на мой взгляд, пока говорить об этом рано. У нас сейчас только первокурсников четыреста пятьдесят человек и столько же второкурсников на двадцать пять преподавателей, много аспирантов и соискателей, мы продолжаем работать над созданием учебников и учебных

МАТЕРИАЛ ПОДГОТОВИЛА ЕЛЕНА СОРОКИНА

пособий для студентов-юристов, несколько человек пишут диссертации или уже готовятся к защите - кафедре есть чем заниматься, над чем работать и что совершенствовать. Идея про переводчиков замечательная, но это на перспективу. Специалисты с прекрасным знанием иностранных языков -- это всегда актуально. Рита Бирюкова


Неизбежна ежегодная смена сотрудников в крупнейших юридических фирмах США: отработавшие год молодые юристы готовятся уступить место выпускникам правовых школ. Сегодня, благодаря действиям одной из юридических компаний, недавно принятые на работу помощники юриста могут ожидать значительного увеличения заработной платы по сравнению с прошлым годом. Оклад начинающих сотрудников в крупных юридических фирмах Нью-Йор ка равен $145 000 в год - и это помимо 'подъемных' и ежегодной премии, - в то время как оклад таких же сотрудников в других городах США в среднем на $10 000 ниже (по данным ежегодного исследования, проведенного the National Association for Law Placement). Последнее увеличение заработной платы по стране (США) началось в прошлом году, когда Quinn Emanuel Urquhart Oliver & Hedges, компания, основанная в Калифорнии и имеющая офисы в Нью-Йорке, специализирующаяся на судебных спорах, приняла решение об увеличении заработной платы до $135 000 молодым юристам, работающим менее года. Это превысило зарплату в $125 000, установленную для таких же сотрудников во многих юридических фирмах Нью-Йорка. Партнер фирмы A. William Urquhart сказал, что надеялся, что крупные юридические фирмы не последуют их примеру, но их ожидания не оправ-

превращается в бой за сотрудников из-за постоянного увеличения практики в сферах корпоративного права, судебных споров и банкротства. William W. Fogg, один из партнеров компании Cravath, Swaine & Moore, ответственный за поиск и прием сотрудников на работу, сказал, что 'юридические компании развиваются динамичнее правовых школ', таким образом увеличивается спрос на услуги юристов, что неизбежно влечет за собой повышение заработной платы. Однако есть еще вопросы, которые остаются без ответов. 'Например, ежегодная премия, а равно как и своеобразные 'подъемные', выплачиваемые при приеме сотрудника на работу, могут отличаться в р а з л и ч н ы х к о м п а н и я х н а т ы с я ч и д о л л аров, и официальная информация в этой области менее доступна', -- говорит Gail S. Berney, начальник отдела профессионального развития Proskauer Rose. Некоторые фирмы, например, Cravath, Swaine выплачивают всем помощникам юриста, имеющим одинаковый стаж работы, одинаковые премии. Другие компании варьируют размер премий с целью компенсации сверхурочных работ. Некоторые юристы предполагают, что премия в этом году будет немного меньше по сравнению с предыдущим годом, т.е. общая сумма в итоге останется прежней. Стоит добавить, что, в то время как отдельные фирмы, например, Weil, Gotshal

В этом номере студенческим лицом факультета стал Илья Котляр, человек неординарный и умный. Лишь взглянув на него, понимаешь, что перед тобой будущий слуга науки, а не практики. Ученый, преподаватель. Может, когда-то через много лет, будущее поколение журналистов из газеты 'По статье...' сделают с ним интервью как с преподавателем, а пока...
Р.Б. Илья, расскажи, на какую кафедру ты пошел и почему именно на эту? И.К. С кафедрой я определился уже к концу первого курса. Вообще, когда я поступал, то у меня было такое романтическое представление об учебе, о профессии. И, в принципе, предмет 'история государства и права' это романтическое представление весьма поддерживал. В дальнейшем такие представления уже развеиваются, но предмет продолжает быть интересным, остается одним из средств, с помощью которого удается держаться своего пути, своих идеалов. Чтобы что-то получилось, надо пытаться. У меня много разных мечтаний, и я стремлюсь к их осуществлению, но понимаю, что необходимо стараться. Надеюсь, с Божьей помощью и помощью моих преподавателей все получится. Р.Б. На кафедре преподавать не хочешь? И.К. Хочу. С самого начала мне весьма сложно было представлять себя практиком. Про меня же говорят, что я немного 'не от мира сего', я по жизни такой человек. Хотя и о научной деятельности имею весьма скудное представление, и понимаю, что работа преподавателя - нелегкий труд. Так что еще посмотрим, как получится. Сначала надо доучиться, поступить в аспирантуру, стать преподавателем. Но вообще это - именно то, к чему я стремлюсь. Р.Б. Каким преподавателем ты себя видишь? Добрым или строгим, который много задает? И.К. Честно говоря, я вижу себя 'злым'. Ну, или строгим, принципиальным. Мне кажется, что для студентов преподаватель должен быть именно таким. Он должен всячески помогать, указывать верное направление, но при этом не давать отвлекаться. Нужно постоянно держать себя в 'ежовых рукавицах' (у меня лично такой подход) и научить их самих держать себя в 'ежовых рукавицах' - преподаватель же не будет вечно над ними стоять. Цель в том, чтобы помочь им обрести их метод познания предмета - это очень сложно, и у меня у самого трудности с этим. Когда преподаватель слабый, студенты становятся такими же, а им нужно всегда показывать, что они могут достигнуть большего. Р.Б. Какие черты тебе нравятся или не нравятся в преподавателях? И.К. Всегда легче сказать, что не нравится. Мне не нравится, когда преподаватель н е д о б ро со в е с т н о о тн о с и т с я к с в о е м у п р е д м е т у , н е з а с т ав л я е т с ту д е н т о в ра б о т а т ь . Хотя, в этом случае у многих отношение к преподавателю не особенно хорошее. Но преподаватель и должен быть таким. Хотя, ему еще неплохо было бы учитывать, что у студента есть и другие преподаватели, и они тоже что-то задают. Мне нравится, когда преподаватель спрашивает на семинарах, поправляет, если что не так, и объясняет, как на самом деле. Не нравится еще, когда преподаватель проявляет явную симпатию к одному студенту и антипатию к другому. Нравится, соответственно, противоположное. Р.Б. Как ты считаешь, что для студента важнее - его моральный облик или те знания, которыми он владеет? Всегда ли интересные люди хорошо учатся? Что ты можешь сказать в данном контексте о себе? И.К. Я считаю, что у нас на факультете очень много замечательных людей, которых не видно. Очень много умных людей, чей ум проявляется больше не в учебе, а в других областях. Это интересные люди, и их оценки - не показатель того, чего они добились в жизни. Напротив, есть люди, которые просто заучивают, есть такие, которые схватывают на лету и очень гордятся этим, считают, что они 'пуп земли', и все им должны - это очень плохо. Я считаю, что, если человек превосходит кого-то по своим моральным качествам, он не должен демонстрировать это. Нет людей без недостатков. Если человек ведет себя так, будто он идеален, это нехорошо. Христос ходил не с праведниками, а с грешниками, он считал, что в первую очередь этим людям надо помочь. Но есть всесторонне развитые люди, которые имеют и хороший моральный облик, и при этом хорошо учатся. А по поводу меня... честно говоря, я человек не особенно интересный, и об этом знают многие. Р.Б. Ты очень самокритичен. И.К. Самокритика, я считаю, полезная вещь. Опять же - нужно держать себя в 'ежовых рукавицах'. О себе. Спортом я мало занимался. Сейчас только хожу в тренажерный зал. Музыка? Знаю ноты, когда-то учился играть на пианино, недолго - на гитаре, сейчас уже почти ничего не помню. Тогда как-то все само собой прекратилось: интерес пропал. В последнее время я даже художественную литературу почти не читаю. Сейчас, в основном, научную. Хотя, из периодики, например, журналу 'Коммерсант' предпочитаю журнал 'Вокруг света' - вот это интересно почитать! Р.Б. Ты живешь в студенческом общежитии ДСЯ. Как тебе там? И.К. В общежитии человек дисциплинируется. Но это не всегда получается. Вообще же мне нравится. Прежде всего, потому, что, когда ты живешь самостоятельно, чувствуешь себя более свободным, независимым. Р.Б. Откуда ты родом? И.К. Сам я из Приморского края, а родился в Республике Кыргызстан в городе Кара-Балта, там жили мои бабушка с дедушкой. Позже мама с папой переехали в Магадан, там и прошло мое детство. И только когда я был в третьем классе, мы переехали во Владивосток. Р.Б. А почему ты решил поступать в МГУ? Все-таки для этого пришлось перелететь всю Россию? И.К. Ну, я знал, что есть такой самый лучший вуз страны. Будучи ребенком, я строил различные планы на будущее - в детском садике мечтал быть милиционером. А в восьмом классе мы с отцом поехали в Москву, тогда я впервые увидел главное здание МГУ. Вот тогда мне папа сказал, что, может быть, и я когда-нибудь буду учиться в Москве. Вообще с юридической специальностью я определился где-то к десятому классу. Сначала планировал поступать в Дальневосточный Государственный университет на юридический факультет, но отец с какого-то момента начал говорить, что можно попробовать и в МГУ съездить, почему бы и нет. Р.Б. А кого ты считаешь своим учителем? И.К. Ну, учителя как такового у меня никогда не было. Я ходил на факультативные занятия по праву в школе, там рассказывали много интересного. А так в основном мама говорила, что я должен заниматься обществознанием. Был у меня еще и репетитор из Уссурийского педагогического института, он мне пояснял то, что было непонятно, за что ему большое спасибо. Р.Б. А когда поступал, ты верил в свои силы, знал что поступишь? И.К. Любой человек, когда начинает что-то делать, считает, что у него есть шанс, что все получится. А поступление было очень желаемым результатом, я тогда думал, что, если поступлю, то все будет просто отлично. Так и получилось. Я был очень рад и даже отметил это событие бутылочкой пива. Рита Бирюкова

АМЕРИКАНСКИЕ КОМПАНИИ ПОВЫСИЛИ ЗАРПЛАТУ НАЧИНАЮЩИМ ЮРИСТАМ
дались. Несколько месяцев назад Sullivan & Cromwell, крупнейшая юридическая фирма с головным офисом в Нью-Йорке, увеличила оклад начинающим юристам на $20 000, и теперь их зарплата составляет порядка $145 000. В наш век постоянного общения не требуется много времени для распространения информации, особенно о росте заработной платы. Молодые юристы узнают новости через BlackBerry и SMS, из официальных публикаций и Интернетсайтов, таких как, например, как vault. com и greedyassociates.com. И они не стесняются поделиться такими новостями с партнерами компании. Mr. Urqhart сказал: 'Обычно я узнаю информацию о зарплате в течение не скольких часов, благодаря своей дочери, которая работает помощником юриста, или от сотрудников отдела кадров. Но вости распространяются со скоростью света'. Во многих профессиональных сферах размер заработной платы представляет сведения конфиденциального характера, но не в юридических фирмах, правилом которых является честность и открытость. 'Непонятный и интересный феномен -- такая публичность, -- говорит Steven J. Steinman, партнер компании Fried, Frank, Harris, Shriver & Jacobson. -- Когда ты еще помощник юриста, твоя зарплата хорошо всем известна. Подобного нет ни в одной другой профессии'. Jamie Gordon, помощник юриста, работающий чуть менее года в компании Proskauer Rose, сказала, что в Proskauer ходили слухи о повышении заработной платы, когда Sullivan увеличила оклад начинающим сотрудникам. И вскоре фирма Proskauer действительно осуществила тоже самое. 'Люди были счастливы', -- заметила Ms. Gordon. В результате действий Sullivan & Cromwell Quinn Emanuel и многие другие крупнейшие юридические фирмы НьюЙорка были вынуждены последовать их примеру, чтобы соответствовать новым 'стандартам'. Большинство компаний придерживаются таких 'стандартов', потому что им приходится бороться за студентов правовых школ и молодых помощников юристов. Прием на работу & Manges и Quinn Emanuel, платят помощникам юриста одинаковую зарплату независимо от офиса, в котором те работают, другие компании производят своеобразные доплаты сотрудникам для компенсации повышенных расходов на проживание в некоторых городах, где расположены офисы их компании. К примеру, начинающие сотрудники Fried, Frank в Вашингтоне получают на $10 000 меньше, чем их коллеги в Нью-Йорке. Увеличение заработной платы сотрудникам юридических фирм неизбежно влечет повышение стоимости услуг юриста (почасовой оплаты их услуг для клиента). Однако Michael J. Gillespie, партнер Debevoise & Plimpton, юридической компании в Нью-Йорке, замечает: 'В действительности нет прямой зависимости между размером зарплаты и размером почасовой оплаты услуг. Повышение заработной платы имеет целью привлечение и удержание лучших молодых юристов. Размер же почасовой оплаты услуг зависит от характера запроса клиента и ситуации на рынке, которая определяется конкурирующими юридическими фирмами'. Mary Korby, партнер компании Weil, Gotshal в Далласе, сказала, что ее компания не производила повышение заработной платы начинающим юристам, несмотря на ситуацию вокруг. 'Это всегда происходит за счет доходов партнеров', -- говорит она. Другой вопрос, сократят ли компании количество часов, предназначенных для повышения квалификации молодых юристов в течение первого года их работы, и увеличится ли продолжительность их рабочего времени, чтобы 'оправдать' возросшую зарплату. Ms. Berney из компании Proskauer и Ms. Korby сказали, что это не про их фирму. Ms. Korby отметила, что все будет совсем наоборот. 'Так как заработная плата увеличивается очень быстро, мы решили тратить больше времени и денег на повышение профессионального уровня начинающих юристов. Наши клиенты смотрят на сотрудника, чьи услуги они оплачивают. И они ожидают оказания юридических услуг лучшими специалистами'. Еllen Rosen, The New York Times перевод Ольги Шишковой Благодарим О. А. Дюжеву за предоставленный материал


-- Кто является основателем курсов, кому принадлежит идея создать 'ПЕРИКЛ' именно в Москве? -- Вообще-то мне. В 1995 году я и еще несколько американских профессоров приехали в Москву представлять Американскую ассоциацию юристов (American Bar Association). Нам довелось работать со многими российскими студентами-юристами, которые, в свою очередь, работали с американскими юристами над совместными проектами. Мы заметили, что возникали трудности, связан ные с адекватным переводом ключевых понятий. Когда я перестала работать в представительстве Американской ассоциации адвокатов, Международный юридический институт при Министерстве Юстиции РФ, предложил мне прочитать курс Legal Writing в Москве. Я согласилась, и этот курс стал большим открытием для русских студентов. Однако мне часто приходилось отвлекать ся на объяснение правильной юридической терминологии. Было очевидно, что студентов учили английскому обычные

КУРСЫ LEGAL ENGLISH В МОСКВЕ

Курс Legal Writing представляет собой модифицированный вариант курса, который преподается на юридических факультетах американских ВУЗов. Мы берем за основу российский Гражданский Кодекс, но учим студентов писать в соответствии с требованиями, предъ являемыми в американских образовательных учреждениях. Именно таких навыков требуют западные юридические фирмы. У нас также есть еще один курс - 'Введение в американское право'. Главная же программа в рамках юридического отде ления 'ПЕРИКЛА' - это LL.M. - Master of Law in American Business Law. Она представляет собой двухлетние вечерние курсы. В качестве подготовки к LL.M. нужно пройти курс Legal English, а затем в течение первого семестра - Legal Writing и 'Bведение в американское право'. За этим следует набор из обязательных и факультативных курсов уже в рамках собственно LL.M. В зависимости от количества выбранных курсов занятия проходят от 1 до 3 раз в неделю по 3 академических часа. Естественно, много вре-

суды, возможность использо вать ресурсы университетских библиотек и т.д. Однако ряд преимуществ есть и у нашей версии LL.M. Мы адаптировали программу к тем требованиям, которые предъявляются международными юридическими фирмами к своим сотрудникам здесь в Москве. -- Понятно. Насколько диплом, выдаваемый вами после окончания курса LL.M., соответствует международному образцу? Можно ли сказать, что он оценивается также высоко, как диплом, полученный в западных университетах? -- Думаю, что да. Дело в том, что системы аккредитации образовательных учреждений, обучающих студентов по программе LL.M., не существует, даже в США. Единственное требование американской ассоциации адвокатов - чтобы LL.M. не пересекался с их программой JD (Juris Doctor). Поэтому, если вы внимательно посмотрите на рекламу курсов LL.M., то не увидите фраз типа 'официально одобренный LL.M.'. Там будет написано 'LL.

преподаватели учат студентов разбирать и анализировать дела, чтобы понять логику того или иного решения, а на более высоком уровне - и логику права. Возможно, иногда мы лучше понимаем, каким право должно быть, чем каково оно есть на самом деле. Но, с другой стороны, обладая этими навыками, вы всегда сможете объяснить клиенту, почему закон устанавливает именно такое правило или почему суд вынес определенное решение. Для американского

- в ведущих западных юридических фирмах. Для нашей организации - это наилучший вариант: мы получаем отличное сочетание преподавательского мастерства и практического опыта. -- Кого больше среди ваших студентов: учащихся юридических ВУЗов или профессиональных юристов? -- Юристов. Это, в основном, юристы российских и иностранных юридических ф и р м , с о т р у д н и к и ю р и д и ч е ских отделов банков, крупных

Сейчас уже ни для кого не секрет, что в наши дни юристу трудно рассчитывать на высокооплачиваемую должность без хорошего знания английского языка. Несмотря на это в Москве наблюдается явный дефицит специализированных курсов английского для юристов (или юридического английского - как кому нравится). Мы уже давно не испытываем недостатка в обычных курсах иностранных языков. Однако совсем не просто найти качественное образовательное учреждение, способное снабдить студента достаточным багажом специальной лексики. Одной из немногих организаций, предоставляющих подобные услуги, является учебный центр 'ПЕРИКЛ' (PERICLES). О деятельности центра нам рассказала его декан, Мериэн Дент - профессор, доктор юридических наук университета Беркли, Калифорния.
преподаватели английского языка, а когда работаешь на профессиональном уровне, требуется и профессиональное знание терминологии. Мы обнаружили, что в этой области имеется пробел. Поэтому мы совместно с несколькими американскими юристами разработали курс юридического английского (Legal English - в противоположность английскому для юристов - English for lawyers). Так появился учебник, который переиздавался уже 4 или 5 раз. В нем мы сделали акцент на предпринимательском праве. -- Расскажите подробнее о своих программах. -- Программы учебного центра 'ПЕРИКЛ' можно раз делить на два вида: юридические курсы и курсы подготовки к бизнес-тестам, таким как TOEFL, GMAT, MBA. Студенты сдают эти тесты, если хотят продолжить образование в американских или английских бизнес-школах. Для юристов же у нас существует несколько программ. Во-первых, это базовый курс Legal English. Затем, следующая ступень - Legal Writing. Скорее, это даже не следующая ступень, а просто обучение совсем иным навыкам: логика написания письма или меморандума для клиента. мени уходит на самостоятельную подготовку к занятиям. -- А чем отличается программа LL.M., которую предлагаете вы, от LL.M., скажем, Оксфордского или Кембриджского университетов? -- Ну, во-первых - ценой. Стоимость LL.M. в западных университетах составляет порядка $50 000, включая расходы на проживание и питание. Даже с учетом возможности получения кредитов на обучение очень немногие могут себе это позволить. Мы же пытаемся сделать LL.M. более доступным для тех, кому он действительно необходим. Полная стоимость двухлетней программы LL.M. у нас составляет 360 000 рублей. Некоторым студентам мы предоставляем стипендии, покрывающие часть этой суммы. У нас также действует система 'обучение + работа'. Студент может помогать нашим преподавателям или же работать на некоммерческую организацию, что также сни жает для него стоимость курса. Наконец, есть возможность взять кредит на обучение. Безусловно, получение LL.M. в западных университетах имеет свои преимущества. Вы учитесь вместе с английскими или американскими студентами, имеете доступ в местные M. от такого-то образовательного учреждения, аккредитованного Американской ассоциацией юристов'. Программа JD создана для американских юристов, для людей, которые собираются работать в США, в то время как LL.M. рассчитан в основном на иностранных студентов. Поэтому даже в США качество LL.M. очень сильно различается. В некоторых институтах качество программы действительно очень высоко. Это связано с тем, что институт заботится о своей репутации. -- Какие задачи вы ставите перед собой, обучая студентов на курсах 'ПЕРИКЛ'? -- Главное, что мы пытаемся развить в студенте - это умение мыслить критически, анализировать правовую ситуацию и находить решение проблемы клиента. Кроме этого, вы приобретаете необходимую уверенность в работе с иностранными клиентами. Наконец, и российские, и зарубежные юридические фирмы ценят, когда у их сотрудников есть LL.M. Это показатель определенного уровня знаний и умения работать с проблемой. Ведь курс LL.M. базируется на англо-американском подходе к юридическому образованию, к о т о р ы й з н а ч и т е л ь н о о т л и ч ается от европейского. Наши юриста важно понять логику юридического рассуждения и уметь отстоять свою позицию, используя любые исходные данные. Мы стараемся объяснить студентам методологию юридического рассуждения, чтобы, работая с американс кими партнерами, они могли общаться с ними на одном уровне. Стандарты оформле ния юридических документов и способы работы с правовой проблемой, сформированные в рамках англо-саксонской правовой системы, в настоящее время являются мировыми стандартами. Все ведущие международные юридические фирмы используют одну и ту же терминологию, особенно если дело касается правового регулирования коммерческих отношений. -- Расскажите о своих преподавателях. Насколько я понимаю, вы стараетесь привлекать на работу не просто носителей языка, но а к т и в н о п р а к т и к у ю щ и х с п ециалистов. -- Да, вы правы. Наши преподаватели либо являются профессорами американских юридических факультетов, либо практикующими юристами. Большинство наших преподавателей работает у нас по вечерам, а в дневное время компаний. Также много студентов с последнего курса университетов и выпускников. На курсы Legal English и Legal Writing записываются студенты и младших курсов - третьего и второго. Для курса Legal Writing необходимо, чтобы студент полностью освоил курс гражданского права в своем институте. Реже к нам приходят переводчики юридических текстов и секретари юридических фирм. На курс LL.M. мы набираем студентов с пятого курса, при этом, желательно, чтобы студент уже завершил написание своей дипломной работы. -- Хочется узнать, что вас больше всего привлекает в вашей работе? -- Бесплатные обеды! Когда студент, которому я какимлибо образом помогла, приходит ко мне и спрашивает, как можно меня отблагодарить, я отвечаю - 'За тобой обед!'. А если серьезно, то в России я столкнулась с самыми блестящими студентами, из всех, кого мне доводилось видеть. И многим из них необходим всего лишь маленький толчок, чтобы начать великолепную карьеру. Я стараюсь помочь им сделать этот шаг в правильном направлении. Артем Бойко


оследние лет 10 как-то неприлично в солидном обществе быть не кандидатом наук. Защищаются все: министры, депутаты, банкиры, нефтяники, и прочая, прочая, не говоря уже об обычных бюджетных аспирантах. Еще в 7080-е годы выдающийся ученый, профессор криминалистики Абрам Ильич Винберг остроумно отмечал (перефразируя известное выражение Сталина о 'годе великого перелома, когда в колхозы пошел середняк'): 'Наступил год великого перелома: в доктора пошел середняк'. В другой раз А. И. Винберг сказал: 'Мы по уши сидим в... докторах'. А если середняки шагнули в доктора, то какова же планка для кандидатов? Неужели способом развития науки становится увеличение 'остепененных' (а

таких Лжедмитриев с каждым годом становится все больше и больше, речь уже идет не о единицах, а - тысячах). Вот так и появляется банно-прачечное право (БПП). А вы думаете, оно не актуально? Тогда предлагаем вам ознакомиться с некоторыми выдержками из выступления официального оппонента Z. на защите диссертации: 'Уважаемые коллеги (Лжедмитрии - прим. наше, как и далее в остальных скобках)! Диссертант (Лжедмитрий 12345) проделал в своем исследовании нелегкий путь. Вот уже несколько лет он изучает проблемы БПП (или криминалистическое исследование долгоносиков, или брачный договор и институт развода в семействе кошачьих и т.п.). В работе справедливо отмечено, что развитие БПП-отношений влияет на современную экономическую реформу, становление демократического

общества и правового государства. Ведь каждый из нас хотя бы раз в день становится участником подобных отношений. ... Не вызывает сомнений выделения следующих параграфов: 'БПП: науковедческие и методологические основы', ' И с т о р и я р а з в и т и я Б П П ' , ' Б а нное право, прачечное право и их взаимосвязь', 'Человек, его банно-прачечные права и свободы', 'Коммунальные службы как специальный субъект БПП', 'БПП зарубежных стран'... Вместе с тем, в работе есть некоторые недостатки. Во-первых, диссертант мало использовал труды профессоров W. и V. (Лжедмитриев 2 и 3) и их научной школы (Лжедмитрии 35 - 74, 102). Подобное игнорирование классиков баннопрачечной науки сказалось на недостаточной аргументированности некоторых положений. Во-вторых, сложно согласиться со смелым определением БПП

как отрасли права. На наш взгляд, еще рано говорить о формировании самостоятельной отрасли (услышав недовольство в зале, консервативно настроенный оппонент немного смутился)... но если посмотреть с другой стороны... Результаты исследования были отражены в 23 публикациях (в т.ч. двух монографиях и трех учебных пособиях). Диссертантом на протяжении ряда лет читается спецкурс 'БПП в современной России'. Практические рекомендации были внедрены в 2 муниципальных банях и 15 прачечных. Можно говорить о начале создания диссертантом собственной школы (Лжедмитрии 12346 - 12350). В целом, диссертация написана на высоком уровне, а диссертант заслуживает присуждения искомой степени'. Продолжение следует? Или будем бороться с халтурой в науке? Ге р м а н З а х а р о в

Знаешь, я тут Море увидеть в шторм. Вместо того читаю Кучу ненужных норм. Может, другое место Мне суждено найти? Мне как-то очень тесно На проторенном пути. Только, мне кажется, бури Это самообман. И в жизни хватает дури, Чтобы не лезть в океан. Ann

*** мечтаю

Мы потерялись случайно Среди холодных витрин. В каменных джунглях отчаянья Ты, как и я один. Признаться придется, проблем мириады Людей угнетают в бытийном пути, Но что же, так мрачны годов анфилады, И жизни концов нам никак не свести? Но знайте, что каждый найдет пробужденье, Надежда защитой от зла во плоти, Лекарство одно: вера, кротость, смиренье! Иное мешает духовность спасти. Кирилл

***

***

За руки мы не держались - И нас развела судьба. Своды небес смеялись, Взращивая холода. Мы не звонили друг другу - Думали, встретимся вновь. Но закружила вьюга, Прочь унося любовь. Вышло все очень печально - И между нами стена. В каменных джунглях отчаянья Я, как и ты, одна.

Одиночество
Я сегодня один, а, впрочем, Я давно здесь один скучаю, Где-то музыка нервы точит В добавление к горькому чаю. Ни друзей, ни врагов - беспутица - Только небо и звездная улица, Дверь скрипит, и соседи волнуются, Что покинут неверные спутницы. Телефон не звонит, а, впрочем, Что кривить - ведь звонили в восемь. Этой людно-безлунной ночью Наступила тоскливая осень. Герман Захаров

Было лето, А сейчас пришла к нам осень. Чтобы пробежаться в парке. Просыпаться ровно в восемь. Небо так приятно серо. На душе так дивно хмуро. Ну, а я не зная меры Занимаюсь физкультурой! Чувствую себя прекрасно, Бег поможет мне, бедняге. Ведь не слишком безопасно Слишком жирным быть в общаге. Костя Блики. Ложь. Стены. Крики. Нож. Вены. Красным. Шок. Память. Разных Смог Ранить. Веки. Ночь. Снилось? Реки. Прочь. Сырость. Только Гниль, Тина. Сколько Миль Мимо. Лужи. След. Грязи. Нужен! Нет Связи...

*** было жарко,

Рита

***

Lea

Газета 'Официальное периодическое издание студентов юридического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова 'По статье...'. Зарегистрирована в Федеральной службе по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Свидетельство о регистрации СМИ: ПИ ?ФС77-24853 от 30.06.2006 года. Адрес редакциии: г. Москва, Ленинские горы, МГУ, 1-й учебный корпус, ком. 761. ?02, октябрь 2006 г. Главный редактор Анна Белицкая. Заместитель главного редактора Рита Бирюкова. Ответственный редактор Артем Бойко. Фотографы Никита Поплавский, Сергей Аветисян. Ответственный секретарь Дмитрий Шохин. Рецензент Дмитрий Викторович Хаустов. Редакционный совет: проф. А.Е.Шерстобитов, проф. Е.П. Губин, проф. А.М.Куренной, доц. М.Ф. Ивлиева, О.А. Дюжева. Огромное спасибо нашим спонсорам: компании 'Пепеляев, Гольцблат и партнеры', РОО 'Объединение выпускников юридического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова'. Издатель: ООО 'ПрессМодульс'. Адрес: Московская обл., г. Пушкино, м-н Дзержинец, д.31. Тел: 8(903) 256-7743. Отпечатано в ГУП ИПК 'Московская правда', 101990, Москва, Потаповский переулок, дом 3. ТИРАЖ 1000 экз. Заказ ?