Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.hist.msu.ru/Labs/UkrBel/kovelman1.doc
Дата изменения: Mon Dec 8 14:46:17 2008
Дата индексирования: Tue Oct 2 05:44:50 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: море дождей



Священные книги и религиозное знание


Шаббат 88[1]

"И вывел Моше народ к Господу из стана, и встали они под горой" (Шемот
19:17).

Сказал р. Авдими сын Хамы б. Хасы:

-- Слова "встали под горой" означают, что поднял Святой, благословен Он,
над сынами Израилевыми гору, словно лохань, и произнёс: "Принимаете Тору -
хорошо, а нет -- здесь и могила ваша!"

Заметил р. Аха б. Яаков:

-- Это -- сильный довод, чтобы опротестовать законы Торы!

Рава возразил:

-- Если и так, сыны Израилевы вновь приняли Тору во дни Ахашвероша, ведь
написано: "Подтвердили евреи и приняли на себя и на потомков своих, и на
всех присоединившихся к ним..." (Эстер 9:27). То есть подтвердили то, что
уже приняли.
?
Сказал Хизкия:
-- В чём смысл слов: "С небес Ты возвестил суд, земля устрашилась и
успокоилась" (Тегилим 76:9)? Если устрашилась -- почему успокоилась, а
если успокоилась -- почему устрашилась? Сначала устрашилась, а потом
успокоилась.

Почему устрашилась? Последуем за толкованием Рейш-Лакиша:

-- Написано: "И был вечер, и было утро -- день этот шестой" (Берешит 1:31).
Зачем слово "этот" при шестом дне? Святой, благословен Он, сказал своим
творениям: "Примет Израиль Тору ((именно в этот день, в шестой день месяца
Сиван)) -- вам быть, а нет -- верну в хаос и пустоту!" ((Потому, когда
принял Израиль Тору, земля успокоилась.))
?
"И взял Книгу Завета и прочитал вслух народу, и сказали они: «Всё, что
сказал Господь, исполним и услышим»" (Шемот 24:7).

Р. Симай истолковал это так:

-- Сыны Израилевы обещали исполнить ещё прежде, нежели услышат. Тотчас
явилось шестьсот тысяч ангелов служения и наградили каждого двумя коронами,
одной -- за "исполним", другой -- за "услышим". Когда же согрешили сыны
Израилевы ((с золотым тельцом)), спустилось миллион двести тысяч ангелов
разрушения и сорвали короны. Ибо сказано: "И сняли сыны Израилевы
украшения, ((полученные ими)) на горе Хорев" (Шемот 33:6).

Сказал р. Хама б. р. Ханина:

-- На горе Хорев получили и на горе Хорев лишились.

Сказал р. Йоханан:

-- Все эти короны удостоился получить Моше, ведь тут же сказано: "И Моше
взял сияние..." (Шемот 33:7).

Сказал Рейш-Лакиш:

-- В будущем Святой, благословен Он, вернёт их нам. Ибо сказано: "И
избавленные Господом возвратяться, и придут в Сион с ликованием, и радость
вечная на головах их" (Иешаягу 35:10) -- радость ((короны)), что от века на
головах их.

Сказал р. Эльазар:

-- Когда сыны Израилевы обещали исполнить ещё прежде, нежели услышат,
явилась Бат Коль и сказала им: "Кто открыл сынам моим секрет, известный
лишь ангелам служения? Ведь написано: «Благословите Господа, ангелы Его,
исполняющие слова Его, слушающие голос слова Его» (Тегилим 103:20) --
сначала «исполняющие», а потом «слушающие»".

Сказал р. Хама б. р. Ханина:

-- В чём смысл слов: "Как яблоня меж лесных деревьев, так любимый мой меж
юношей..." (Шир га-ширим 2:3)? Уподоблен Израиль яблоне, чтобы знал ты:
как у яблони плод зацветает раньше листьев, так и сыны Израилевы сначала
сказали "исполним", а затем -- "услышим".
Один отступник увидел Раву, который сидел и учил галаху, подложив пальцы
рук под ступни. И когда придавливал он пальцы, то из них сочилась кровь.
Сказал Раве отступник:

-- Опрометчивый народ, уста которого опередили уши, всё ещё упорствуете вы
в своём легкомыслии! Сначала надо было вам выслушать слова Бога, и, если
вам по силам, -- принять, а если нет -- отвергнуть.

Ответил Рава:

-- О нас, кто ходит в бесхитростности, сказано: "Бесхитростность
прямодушных поведет их" (Мишлей 11:3), а о тех, кем движет лукавство,
сказано: "Лукавство коварных погубит их" (там же).

Сказал р. Шемуэль б. Нахмани со слов р. Йоханана:

-- В чём смысл слов: "Пленила ты меня, сестра моя, невеста, пленила ты меня
одним из глаз твоих, одним из ожерельев на шее твоей" (Шир га-ширим 4:9)?
Сначала ((при принятии заповедей)) -- "одним из глаз твоих", а потом,
когда исполнишь, -- обеими глазами.

Сказал Ула ((по поводу греха золотого тельца)):

-- Бесстыдна развратная невеста под свадебным балдахином.

Сказал р. Мари, сын дочери Шемуэля:

-- Где об этом сказано в Писании? "Пока за трапезою царь, нард мой издал
благовоние своё" (Шир га-ширим 1:12).

Заметил Рав:

-- И всё-таки милы мы Ему, ибо сказано: "Издал благовоние своё", а не
"провонял".

Учили наши наставники.
Унижаемые, но не унижающие, оскорбляемые, но не отвечающие на оскорбления,
исполняющие из любви и счастливые в страданиях -- о таких Писание говорит:
"...любящие же Его да будут как солнце, восходящее во всей силе своей"
(Шофетим 5:31).

Сказал р. Йоханан:
В чем смысл слов: "Господь молвит слово, провозвестниц его -- великое
воинство" (Тегилим 68:12)? Всякое речение, исходящее из уст Всемогущего,
звучит на семидесяти языках.

Также учит школа р. Ишмаэля:

-- "Не подобно ли огню речение мое, и не подобно ли молоту, разбивающему
скалу -- говорит Господь" (Ирмеягу 23:29). Как молот высекает множество
искр, так и всякое речение, исходящее из уст Святого, благословен Он,
звучит на семидесяти языках.

Сказал р. Хананэль б. Паппа:

-- Что означает: "Слушайте, Я буду говорить как князья" (Мишлей 8:6)?
Почему слова Торы уподоблены князю? Чтобы объяснить тебе: как князь может
лишить жизни и подарить жизнь, так и слова Торы могут лишить жизни и
подарить жизнь.
Об этом говорил Рава:

-- У кого Тора справа, тому -- живая вода, а у кого -- слева, тому --
мертвая.

Другое толкование. Почему сказано "как князья" ((а не "как князь"))?
Всякое речение, исходящее из уст Святого, благословен Он, украшено двумя
коронами.

Сказал р. Иегошуа б. Леви:

-- В чем смысл слов: "Пучок мирры (церор га-мор) -- возлюбленный мой, меж
грудей моих ночует" (Шир га-ширим 1:13)? Сказала община Израиля пред
Святым, благословен Он: "Владыка мира, несмотря на то, что горести и тяготы
(царот у-марот) по воле Твоей постигают меня, Ты -- мой возлюбленный".
....................................................

И ещё сказал р. Иегошуа б. Леви:

-- Что означает: "Щёки его -- гряды благовоний, цветник благовонных
растений, губы его - лилии, источающие текучую мирру" (Шир га-ширим 5:13).
Каждое слово, исходящее из уст Святого, благословен Он, наполняет весь мир
благовониями. Если так, то первого слова было достаточно. Чему же послужило
второе? Святой, благословен Он, освободил ветер из тайников, и тот унёс
((благовония, наполнившие мир)). И так было с каждым последующим словом.
Ибо сказано: "Губы его - лилии, источающие текучую мирру". Прочти вместо
"шошаним" (лилии) "ше-шоним" (повторяют) и получится: "губы его вновь и
вновь источают текучую мирру".

И ещё сказал р. Иегошуа б. Леви:

-- С каждым речением, исходящим из уст Святого, благословен Он, отлетали
души сынов Израиля, ибо сказано: "Отлетела душа моя, когда он говорил..."
(Шир га-ширим 5:6). Если после первого речения отлетели души их, то как они
могли услышать второе? Пролил Всевышний росу, что в конце времён оживит
мёртвых, и вернул их к жизни, ибо сказано: "Дождь благодатный проливал ты,
Господи, и если ослабевал удел Твой ((Израиль)), укреплял его Ты" (Тегилим
68:10).

И ещё сказал р. Иегошуа б. Леви:

-- Каждое речение, исходящее из уст Святого, благословен Он, отбрасывало
сынов Израиля на двенадцать миль, и ангелам служения приходилось
поддерживать их. Ибо сказано: "Ангелы воинств убегают, убегают ..."
(Тегилим 68:13). Читай не "идодун" (убегают), а "едаддун" (поддерживают).

И ещё сказал р. Иегошуа б. Леви:

-- Когда поднялся Моше на вершину, сказали ангелы служения перед Святым,
благословен Он: "Владыка мира, что делает рождённый женщиной среди нас?" --
"Он пришёл, чтобы получить Тору", -- ответил Господь. -- "сокровище, что
было спрятано Тобой за девятьсот семьдесят четыре поколения до сотворения
мира, Ты хочешь отдать смертному? «Что есть человек, чтобы Ты помнил о нём,
сын человеческий, чтобы Ты вспоминал о нём» (Тегилим 8:5). «Насколько
величественно имя Твоё во всей земле, ведь Ты дал славу свою небесам» (там
же, 8:2), ((то есть дал Тору ангелам, а не людям))". -- "Ответь им ты!" --
сказал Святой, благословен Он, Моше. -- "Владыка мира, боюсь я, как бы не
сожгли они меня дыханием своим". -- "Обхвати престол славы моей и отвечай
им! Ибо сказано: «Обхватил престол, и Господь простёр над ним облако
своё» (Иов 26:9). (И р. Нахум сказал: этот стих учит, что уделил ему
Всемогущий от сияния Шехины и облака Его /.../) Сказал Моше перед
Всевышним: "Владыка мира, что сказано в Торе, которую Ты собираешься дать
мне - «Я, Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из
дома рабства» (Шемот 20:2), и обратился к ангелам: "Разве спускались вы в
Египет, разве были рабами фараона? Так как же Тора может принадлежать вам?!
И ещё сказано в Торе: «Да не будет у тебя других богов...» (Шемот 20:3).
Разве вам приходится жить среди идолопоклонников? И ещё сказано в Торе:
«Помни день субботний, чтобы освящать его» (Шемот 20:8). Работаете ли вы,
чтобы нуждаться в субботнем отдыхе? И ещё сказано в Торе: «Не произноси
имени Господа, Бога твоего, всуе...» (Шемот 20:6). Разве суета касается
вас? И ещё сказано в Торе: «Чти отца и мать» (Шемот 20:12). Разве есть у
вас родители? И ещё сказано: «Не убивай. Не прелюбодействуй. Не кради»
(Шемот 20:13-15). Разве у вас может быть ревность или склонность ко злу?"

Немедленно согласились ангелы с Всевышним, ведь сказано: "Насколько
величественно имя Твоё во всей земле" (Тегилим 8:10), а слова "ведь Ты дал
славу свою небесам" (Тегилим 8:2) на этот раз отсутствуют ((то есть земле,
а не небесам дана Тора)). И тут же каждый из ангелов сделался другом Моше
и передал ему некое знание, ибо сказано: "Поднялся ты ((Моше)) на высоту,
взял в плен ((Тору)), принял дары для человека..." (Тегилим 68:19), -- в
награду за то, что назвали тебя человеком, получил ты дары. И даже ангел
смерти кое-чему научил его. ((Ведь когда разгневался Господь, и начался
мор среди сынов Израиля, что сделал Аарон по указанию Моше?)) Как сказано:
"...положил курение и искупил народ. И стал между мёртвыми и живыми и
прекратился мор" (Бемидбар 17:12-13). И если бы ангел смерти не сказал ему,
откуда мог знать Моше, ((что нужно поступить таким образом))?

И ещё сказал р. Иегошуа б. Леви:
-- Когда спустился Моше от лица Святого, благословен Он, явился Сатана и
сказал перед Ним: "Владыка мира, Тора - где она?" Ответил ему Господь: "Я
передал её на землю". Пошёл Сатана к Земле и спросил её: "Тора -- где она?"
Сказала ему Земля: "Бог понимает путь её и знает место её" (Иов 28:23).
Пошёл Сатана к Морю, и сказало ему Море:"Не у меня" . Пошёл к Бездне, и
скзала ему Бездна:"Не во мне" , ибо сказано: "Бездна говорит: не во мне;
Море молвит: не у меня." (Иов 28:14). "Недра и преисподняя говорят: ушей
наших достиг лишь слух о ней" (Иов 28:22). Снова предстал Сатана перед
Святым, благословен Он, и сказал: "Владыка мира, искал я по всей земле и не
нашёл её ((Тору))". Ответил ему Господь: "Ступай к сыну Амрама". Пошёл
Сатана к Моше и спросил его: "Тора, которую вручил тебе Святой, благоловен
Он, -- где она?" -- "Кто я такой, чтобы Святой, благословен Он, вручал мне
Тору?" -- ответил Моше. "Моше, да ты обманщик?!" -- воскликнул Бог. --
"Владыка мира, известно, что сокровище есть у Тебя, и Ты забавляешься им
изо дня в день. Как же я могу бахвалиться тем, что оно у меня?!" -- "За то,
что умалил ты себя, будет она называться твоим именем, как сказано:
«Помните Тору Моше, раба Моего...» (Малахи 3:22).


-----------------------
[1] Вавилонский Талмуд: Антология аггады. Т. 1. Перевод и комментарии У.
Гершовича и А. Ковельмана. Под редакцией С. С. Аверинцева и А.
Штайнзальца (Иерусалим, Москва: Израильский институт талмудических
публикаций, 2001). C. 111-123.