Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.gomulina.orc.ru/methodics/method2.html
Дата изменения: Thu Oct 21 23:56:55 2004
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:38:01 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: изучение луны
Методика преподавания

Итоговая аттестация учащихся в виде разработки мультимедиа-проектов по астрономии с помощью программы Microsoft Power Point

Николаева Вера Александровна,
учитель информатики и информационных технологий,
Центр образования "Юниор" г. Москва
vnikolaeva@mtu-net.ru

Московский Центр образования "Юниор" существует более 10 лет. В наш Центр приходят ученики школ Восточного округа города Москвы для изучения предметов школьного курса - информатика и информационные технологии. В последние годы в нашем Центре были проведены эксперименты по использованию офисных информационных технологий для изучения астрономии в 11 классе. Астрономия и информатика учащимися изучались интегрированно, а итоговая аттестация учащихся проводилась в виде защиты мультимедиа-проектов по астрономии.

Астрономия была выбрана не случайно. Известно, что для ее изучения по программе 11 класса отводится всего 1 час в неделю, что, безусловно, очень мало для такой содержательной и интересной науки. А ведь именно астрономия является завершающей философской и мировоззренческой дисциплиной, и ее преподавание есть необходимость для качественного полного естественнонаучного образования. Без специального формирования астрономических знаний не может сформироваться естественнонаучное мировоззрение учащихся. Поэтому, нами была предпринята попытка интеграции двух предметов - астрономии и информационных технологий. Я, как учитель информатики и информационных технологий, работала над проектами совместно с учителями физики школы ? 646 г. Москвы Котовым Валерием Анатольевичем и школы ? 690 г. Москвы Пироговой Ириной Алексеевной, которые у наших учеников преподавали астрономию.

Цели проектной работы:
1. Использование информационных технологий с целью повышения интереса к изучению естественнонаучных дисциплин.
2. Разработка и изучение какой-либо естественнонаучной проблемы.
3. Социальная адаптация учащихся: приобретение навыков представления своей работы перед аудиторией.

В проектной работе было решено использовать возможности процессора презентаций Power Point, который превращает введенную текстовую и числовую информацию в профессионально выполненные слайды, наполненные диаграммами, таблицами, графическими иллюстрациями, звуковыми фрагментами. Для создания высокопрофессиональных видеоматериалов с помощью Power Point не обязательно быть художником. Поставляемые в комплекте с программой шаблоны дизайна обеспечивают высокое качество результата, а использование всех возможностей Power Point позволяет создавать эффектные проекты.

Перед изучением программы Power Point учащимся была поставлена задача в процессе изучения создать индивидуальный проект по выбранной ими теме. Таким образом, учащимся с самого начала была ясна цель изучения программы, они подходили к изучению ее осознанно, у них была сформирована сильная мотивация.

Этапы реализации проекта:
1. Выбор темы, постановка индивидуального мультимедийного проекта по астрономии.
2. Подбор литературы по астрономии и астрофизике, источников материала во всемирной сети Интернет.
3. Составление плана реферативной части проекта и плана работы над презентацией.
4. Подготовка текстов рефератов с использованием программы MS Word.
5. Подбор графических иллюстраций, подбор иллюстраций в сети Интернет.
6. Сканирование графических иллюстраций.
7. Создание презентаций в режиме слайдов в программе MS Power Point.
8. Настройка переходов слайдов и анимации объектов.
9. Добавление звуковых фрагментов. Окончательное оформление презентаций.
10. Репетиция презентаций. Подготовка текста выступления.
11. Печать реферативной части мультимедийных проектов.
12. Итоговая аттестация в форме защиты проекта по астрономии с использованием подготовленных презентаций.

Знания, полученные учащимися на теоретических семинарах, проверялись практически на материалах своих, индивидуальных, проектов. Учащиеся имели возможность обмена опытом со своими товарищами. Возникающие вопросы решались совместно, при этом часто стремление к их решению приводило к более детальному изучению возможностей программы Power Point.

Таким образом, глубина погружения учащихся в изучаемую программу была больше. Кроме этого, в процессе разработки своей темы учащиеся пополняли знания и по астрономии, черпая их из источников, используемых для создания презентации. В результате проведения занятий установлено, что при таком подходе значительно повышается успешность образования учащихся, повышается интерес к изучаемому предмету (в данном случае к астрономии) и к возможностям компьютерных технологий.

Данная методика защиты мультимедийных проектов может быть использована не только для итоговой аттестации по астрономии, но и по другим предметам, в частности, по физике.

    Примерный перечень тем проектов:
    1. Астрономия в древности.
    2. Происхождение Солнечной системы. Первые размышления и научное объяснение.
    3. Жемчужины звездного неба (галактики).
    4. Сокровища звездного неба.
    5. Современные представления о рождении звезд.
    6. Солнечные исследования в ХХ веке.
    7. Современные данные о планетах Солнечной системы.
    8. Система Земля - Луна.
    9. Луна.
    10. Космический этап в исследовании загадочного Марса.
    11. Астероиды. Пояс Койпера.
    12. Сатурн.
    13. Редкие и необычные явления на небе.
    14. Небесные гости (кометы и метеорные тела).
    15. Основные открытия в изучении космического пространства за последние 40 лет.

Информационные материалы учителю Курсы МИКПРО учителю астрономии Олимпиады по физике и астрономии @вгустовский педсовет - секция учителей астрономии Oткрытый Колледж.  Астрономия Oткрытый Колледж.  Физика Открытый Колледж. Форум учителя Публикации Интернет-ресурсы по астрономии Интернет-ресурсы по физике Методика преподавания На главную