ПОЯСНОЕ, ЗИМНЕЕ, ЛЕТНЕЕ ВРЕМЯ: ЧТО ЛУЧШЕ ДЛЯ РОССИИ?
|
05.04.2011
В рамках проекта "Публичные лекции "Полит.ру" 14 апреля 2011 г. в Политехническом музее выступит канд. географ. наук, доцент кафедры геоморфологии и палеогеографии Географического факультета МГУ Андрей Валерьевич Панин.
Тема лекции: «Поясное, зимнее, летнее время: что лучше для России?».
Лекция состоится 14 апреля 2011 года (четверг) в 19-00 в Конференц-зале (левая лестница) Политехнического музея по адресу: Новая площадь, 3/4 (м. "Лубянка", "Китай-город"), подъезд ? 9. Вход бесплатный. Телефон для справок: +7(495)624-80-09.
АННОТАЦИЯ:
Принятая в 1884 г. общемировая система поясного времени была построена по традиционному принципу: полдень на часах максимально близок к солнечному полудню. Однако уже в конце XIX-го века в этот принцип не соответствовал изменившемуся ритму жизни урбанизированного и электрифицированного общества: в городах жизненный ритм не симметричен относительно полудня, а смещен в сторону вечера (за счет досуга после рабочего дня). В летнее полугодие это приводило к существенным потерям светлого времени в утренние часы. Внедрение с 1916 г. перехода на 'летнее время' (сезонного перевода стрелок часов) стало попыткой компенсировать изначальный недостаток поясного времени. За экономию светлого времени приходится платить неудобством – дважды в год переводить часовые стрелки. В лекции анализируется доказательная база утверждений о значительном ущербе от таких переводов для здоровья населения. Если в начале XX-го века при организации исчисления времени на первом месте были вопросы экономии (топлива и электроэнергии), то в XXI-м веке - вопросы безопасности (аварийность на транспорте, уличная преступность) и здоровья людей. Согласно статистике, темнота многократно увеличивает риски ДТП и криминальные, негативно влияет на статистику депрессий и возможности вести здоровый образ жизни. Следовательно, система исчисления времени должна быть устроена так, чтобы максимально возможная часть периода бодрствования людей приходилась на светлое время суток, и в особенности - в моменты большого скопления людей на улицах (утренний и вечерний транспортные пики). В лекции делается обзор изменения часовых зон России с 1920-х гг. по настоящее время, проводится сравнение разных вариантов системы времени для России по критерию полноты использования светлого времени, российская система времени сопоставляется с мировой практикой. В заключительной части лекции обсуждается общественная значимость 'вопроса времени': возможные траектории российской реформы времени и их последствия, система времени как часть национальной культуры и индикатор ряда сторон общественной жизни, проводящаяся реформа времени как внутриполитический фактор.
Возврат к списку
Версия для печати
|