Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.geogr.msu.ru/news/news_detail.php?ID=10388
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 07:30:43 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: сверхновые
'ПОЗНАЙ МАЛУЮ РОДИНУ'

Географический факультет МГУ
   сегодня 10 апреля / воскресенье / неделя верхняя
Выберите кафедру  
 

'ПОЗНАЙ МАЛУЮ РОДИНУ'

21.11.2014

2 октября 2014 года в здании Администрации Ступинского муниципального района состоялось торжественное подписание многостороннего договора о сотрудничестве. Участниками договора стали: географический факультет МГУ (кафедра рекреационной географии и туризма), Администрация Ступинского района, Управление образованием Ступинского района, МБОУ ДОД 'Михневский районный детско-юношеский центр', Лицей ? 2 г. Ступино и Татариновская средняя общеобразовательная школа.

В рамках договора о сотрудничестве уже реализуется проект 'Познай малую родину'. Идея проекта зародилась около двух лет назад, когда заведующий кафедрой рекреационной географии и туризма геофака МГУ Виктор Иванович Кружалин возглавлял Институт комплексных исследований образования. Уже тогда стало понятно, что уровень образования студентов вузов во многом зависит, скорее, от качества их образования в школе, от стиля и стратегии мышления вчерашних школьников, от их умения и желания добывать и создавать новые знания, чем от навыка 'угадывания' ответов ЕГЭ. Стало очевидно, что 'натаскивание' учеников старших классов на вопросы и оценка качества знаний школьников, основанная только на этой системе - тупиковый путь развития всей системы школьного образования. Дети разучаются творчески самостоятельно мыслить, спорить и аргументировать (как это бывало во время устного экзамена).

Первый шаг к оформлению проекта 'Познай малую родину' был сделан еще весной  2013 года в г. Ступино, где на заседании Большого Жюри ОРГИ (Объединенная рабочая группа по инновациям на базе ОО 'Сторонники Единой России') профессор кафедры рекреационной географии и туризма географического факультета МГУ д.т.н. С.В. Кибальников представил проект 'Малая родина'. Тогда были обсуждены общие вопросы, связанные с организацией тематических экскурсий для школьников. Особо было отмечено, что привнесение в образовательный процесс наглядности и получения нового опыта является необходимым условием воспитания гордости за 'малую родину', залогом адекватной профориентации, расширения кругозора. Проект, получил ранг 'Лидер' и был признан чрезвычайно актуальным для района (88% - таков результат голосования стратегической сессии ОРГИ).

Было решено развивать проект на базе общеобразовательных школ Ступинского  района. Разработка проекта проводилась на кафедре рекреационной географии и туризма МГУ. Основная его идея состоит в том, чтобы совместить школьные предметы и систему школьных экскурсий. Тем более, что ничего сверхнового в этом нет. В образовательной практике многих стран (к примеру, Израиля или Германии) существует система обязательных школьных экскурсий, на которые нельзя не поехать. И это - государственные программы. Такая же система существовала в советское время и в нашей стране, но подпитывалась она, скорее, существовавшей тогда идеологией. Проанализировав 'Книгу Вожатого', которая была настольной в вожатской каждой школы в любой точке нашей большой страны, и, убрав всю идеологическую составляющую, мы получим прекрасное руководство для работы с детьми сегодня. Там досконально прописано все - от правил разведения костра в лесу и жизни в палатке до танцевальных движений и организации художественной самодеятельности в школе.

И то, что современные дети скорее предпочтут сидение в соцсетях походу с рюкзаком на природу или экскурсии в музей - следствие отсутствия в школах культуры таких походов и экскурсий. Опыт многих школ (в том числе и города Ступино, где 2 раза в год проводятся коммунарские сборы для школьников, начиная с 7 класса и старше) показывает: если с детьми регулярно заниматься, обсуждать, создавать проекты, побуждать делать заметки, фотографии, зарисовки во время экскурсий, если стимулировать использование различных электронных девайсов и гаджетов для познания этого мира - такая культура обязательно возникнет!

Обобщив сказанное, выделим цель проекта 'Познай малую родину' - формирование у детей и подростков целостной, гибкой картины мира на основе представлений о малой родине.

Задачи проекта:
1) Стимулировать у детей и подростков познавательный интерес к местным достопримечательностям;
2) Создавать систему экскурсий, отображающих все многообразие жизни региона условия в целях;
3) Создать условия для интеллектуальной, духовной, социальной самореализации детей и подростков посредством экскурсионно-образовательной системы;
4) Способствовать формированию навыков использования современных электронных устройств для познания мира, сбора и систематизации полученной информации;
5) Переориентировать сознание ребенка, погруженного в виртуальный мир, на мир реальный;
6) Соединить теоретические школьные знания с образами, которые формируются в процессе экскурсий, ассоциативные связи между изучаемыми школьными предметами, жизнью города и общей картиной мира.

Проект 'Познай малую родину' уже реализуется. Было проведено психологическое исследование представлений о мире учащихся, определен круг психологических феноменов, участвующих в формировании картины мира у подростков (результаты обрабатываются). Следующим шагом реализации проекта стало проведение тренингов с учащимися 5-8 классов. Основная цель психологической программы, проводимой в рамках проекта, заключается в том, чтобы посредством синтеза современных туристских и психологических технологий способствовать формированию целостной и гибкой общей картины мира (ОКМ).

Программа психологического сопровождения рассчитана на весь учебный год и включает 3 блока:
1. Подготовительный ('Путешествие по внутренним мирам'), направленный на психологический 'разогрев', настройку всех когнитивных структур ребенка для восприятия информации, получаемой во время экскурсии;
2. Основной ('Путешествие начинается'), способствует быстрому эмоциональному 'отреагированию' полученной информации, 'встраиванию' ее в уже существующую у подростка картину мира;
3. Заключительный ('По следам открытий'), способствует закреплению полученной информации, направлено на 'присваивание' полученного и формирует у подростка новое знание о мире.

В феврале 2015 года в Лицее ? 2 г. Ступино планируется провести межшкольный семинар образовательных технологий с презентацией итогов работы школы по проекту 'Познай малую родину' за первое полугодие 2014/2015 учебного года.

После подписания договора о сотрудничестве авторы проекта готовы делиться идеями, обсуждать, и дальше расширять взаимодействие. Таким образом, настоящий договор открыт для присоединения новых участников.

За дополнительной информацией и по вопросам сотрудничества, пожалуйста, обращайтесь к Наталье Кузнецовой: ikio@ikio.msu.ru; (495)939-41-44.


Возврат к списку

Версия для печати

Полезные ресурсыВопросы и ответыФотогалереяСотрудникам

Диссертации

Информация о предстоящих защитах диссертаций на соискание ученой степени кандидата, доктора географических наукПодробнее 

Публикации

Учебно-методические материалы по направлению 021600 ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЯ

2012. Подробнее Все 

Дополнительное образование

Предлагаем программы дополнительного образования в сфере устойчивого развития, экологии, рационального природопользования, ... Подробнее