Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/jour_tv/muz_tv.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:32:08 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: apogee
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Курс «Режиссура музыкального телевидения»

Автор: Г.С. Скоморовский

План курса

Современное музыкальное телевидение составляет значительную долю в общем телевизионном процессе и является одним из самых популярных жанров на телевидении в любой стране мира. Количество музыкальных телеканалов неуклонно растет, и потребность в подготовленных режиссерах музыкального телевидения становится все более актуальной.

Курс «Режиссура музыкального телевидения» - это специальный курс, сфокусированный на технологиях, теории и практике одного из самых захватывающих жанров телевидения. Он представляет собой системный свод теоретических знаний и практических навыков, который призван помочь не только будущим режиссерам, но и журналистам, продюсерам редакторам, а также другим специалистам отечественного музыкального и entertainment ТВ.

Введение

1.Цели, задачи и структура курса.

2.Организация работы. Сочетание теории и постоянной практики. Постоянный разбор практических примеров: «как это было поставленно и снято».

3.Несколько слов о таких смысловых пространствах, как искусство, телевидение, человек, художественное творчество, музыка.

4.Музыкальное телевидение: режиссура высоких энергий.

История вопроса

1.MTV и основные этапы истории музыкального телевидения

a.Pre-MTV эпоха.

b. Элементы музыкального телевидения в США, Англии, Франции, Германии, Италии, Японии.

c. Элементы музыкального телевидения в СССР.

d. Первые музыкальные телеканалы (QUBE).

e. Создание MTV – первого только-музыкального телеканала.

f. MTV Network сегодня.

g. Обзор актуальных музыкальных телеканалов.

h. Феномен Mezzo и французское «противостояние эпохе MTV».

i. Влияние MTV на культуру.

2.Музыкальное телевидение – часть музыкальной индустрии.

a.Музыкальная индустрия в Европе и Северной Америке. Современные зарубежные музыкальные телеканалы и сети.

b.Музыкальная индустрия в России. Отечественные музыкальные телеканалы. МУЗ-ТВ, MTV-Russia, A-One, O2 и другие.

c.Мобильные медиа. «Поколение mp3». Тенденции развития музыкального телевидения и музыкального телевизионного контента.

Выразительные средства музыкального телевидения

I.Технологические средства

1.Звук. Как пишется звук. Многоканальная запись с последующим сведением. Звук в студии. Звук на большой площадке. Виды микрофонов. Саундчеки. Проблемы живого звука («live») на музыкальном телевидении: этическая, творческая и техническая сторона. Визуальная эстетика звукового оборудования. Понятие райдера и рассадка музыкантов (стейджплан). Акустические ширмы. Особенности работы со звуком на съемках с участием оркестра.

2.Визуальные технологии I. Экраны-источники различных типов и их комбинации. Светодиодные экраны. Жилек. Мартин. Бесшовная плазма. Барко. Светодиодные блоки в декорациях. Проблема разрешения («зерно»). Проблема качества и надежности экранной техники, риски при съемке live-шоу и прямых эфиров. Экраны в кадре с движения (как часть организации студийного пространства).

3.Визуальные технологии II. Проекции и поверхности.

1.Проектора.

a.Мощность проекции, разрешение, реар-проекция, фронт-проекция.

b.«Классические» SD видео проектора.

c.HD видео проектора типа Christie.

d.Проектора со встроенным сервером.

e.Редкие реар-проекционные системы (шары и др.).

f.Слайдпроектора PiGi.

g.Трафаретные проектора и «гобо».

h.Практическая работа с поставщиком проекторов и художниками видеоконтента.

2.Поверхности.

a.Экраны. Серые и черные экраны.

b.Тюли.

c.Архитектурные элементы.

d.Водные экраны.

e.Паровые экраны.

f.Естественные поверхности (горы, земляные валы, водоемы).

g.Другие поверхности.

3.Mapping-проекции.

4.Одновременная работа проекции и света.

5.Поверхности в кадре и совмещение различных поверхностей и экранов, юстировка по интенсивности, по температуре.

4.Визуальные технологии III. Серверы.

1.Видеосерверы. Единое визуальное пространство. Catalyst. 2.Форматы видео для сервера.

3.Графика для сервера: «из подбора» и оригинальная.

5.Визуальные технологии IV. Лазеры.

1.Зеленые и цветные лазеры. Т.н. «квантовая анимация». Сетки. Уместное и неуместное использование лазеров.

2.Практическая работа с художником по лазерной графике.

3.Проблема сохранения матриц камер. Фильтры.

4.Мифы и реалии лазерной графики.

6.Визуальные технологии V. Мир света.

1.Телевизионный и динамический свет.

2.Основные типы современных приборов.

3.Новое поколение диодных приборов.

4.Диодные трубки и «авроры».

5.Эстетика. Прибор в кадре и прибор вне кадра.

6.Особые световые эффекты. Синхролайты.

7.Проблема диффузионного дыма и видимости «рисующего» света.

8.Практическая работа с художником по свету при съемках шоу и при съемках клипа. Различные стили работы со светом. Акцентирование. Острые углы в совместной работе оператора-постановщика и художника по свету.

7.Визуальные технологии VI. Пиротехника и спецэффекты.

1.Виды пиротехники и вопросы безопасности.

2.Пирофонтаны. Огнепад.

3.Огненные флэши.

4.Углекислые (паровые) флэши.

5.Тяжелый дым.

6.Снег. «Кино» снег.

7.Генераторы мыльных пузырей.

8.Ветродуй.

9.Бенгальские огни.

10.Управляемые водные завесы. Проекции на воду и пар.

11.Пневматические фейерверки. Падение в кадре конфетти, лепестков роз, других материалов.

12.Эффект «больших шаров».

13.Работа на зал и работа на камеру. Сомнительная польза пирофонтанов на крупных планах.

14.Практические аспекты работы с операторами спецэффектов.

8.Съемочная техника в проекции музыкального телевидения.

1.Съемка музыки: движение и «многокамерность».

2.Кран в музыкальном телевидении.

3.Самобеглая телега, сдвоенная телега и разложение фаз.

4.Сдвоенные, строенные и т.д. камеры и разложение фаз.

5.Стедикам.

6.Подвесная дорога.

7.Крепление камер сверху.

8.Грип (крепеж) миникамер в студии, на сцене, на музыкальных инструментах (гриф гитары).

9.MTV-стиль съемки с плеча. Приемы «свободной камеры», «дриплинг-камеры», «скачки трансфокатора» и другие.

10.Ситуация с форматами. Что такое HD, 2К, 4К.

11.Многокамерные системы, ПТС в проекции к музыкальному телевидению. HD ПТС.

12.Клипы и цифровые камеры Sony, Panasonic, Arriflex D21/Alexa, Filmstream Viper, Red One.

13.Телевизионная оптика в проекции к музыкальному телевидению.

14.Slow Motion.

15.Использование кинокамер в съемках шоу и клипов. Телекино.

16.Съемка под спецэффекты (клипы).

a. Классика жанра: хромакей.

b. Дорисовка и наложение.

c. Индустриальные решения кинематографических спецэффектов для музыкального телевидения.

17.Работа с оператором-постановщиком.

9.Художественная задача синхронизации выразительных средств. Синхронизация действия и съемки. Совместная работа художника по свету, оператора видеосервера и оператора-постановщика.

II.Сценическая и студийная архитектура

1.Общая проблема: глубина кадра и собственный мир. Дизайн съемочного пространства: мир, конструируемый камерой.

2.Студия.

3.Открытая площадка.

4.Объемные декорации. Материалы.

5.Тенденции.

a. Легенда Марка Фишера (Англия).

b. Ис Делвин (Англия). Юрий Антизерский, «Два капитана» (Россия).

6.Практическая работа с художником-постановщиком. Постановка задачи.

7.Проблема монтажа декораций. Взаимодействие со службами студии. Роль технического директора / продакшен-менеджера.

8.Реквизит.

a.Реквизит – художественная задача.

b.Работа с реквизитором. Постановка задачи. Необходимость контроля.

c.Совместная работа реквизитора и декораторов.

d.Ситуация с реквизитом в Москве. Мосфильм. Медиа- Сити.

III. Артистические ресурсы

1.Виджей.

a.Виджей – ведущий музыкального телевидения.

b. Работа с виджеем, «ухо».

c. Съемка виджея. Прием двух камер.

d. Съемка интервью в проекции на музыкальное телевидение.

e. Self-камера виджея, съемка в движении. Бодигрип.

2. Артист. Группа. Оркестр.

a.Практическая работа с артистом. Сотворчество.

b.Стиль солиста, стиль группы, стиль оркестра.

c.Работа на площадке.

d.Задача передачи «ансамблевого» духа работы группы.

e.Творческое взаимодействие с оркестром. Дирижер. Первая скрипка. Проблема крупного плана музыкантов при многокамерной съемке: они все думают, что их не видно индивидуально.

3.Зритель в студии.

a.Зрители.

b.Фан-зона.

c.Массовка и приемы работы с массовкой.

4.Костюмы и стиль.

a. Работа с художником по костюмам. Постановка задачи и дальнейшее взаимодействие.

b.Практическая работа. Гримеры и стилисты на площадке.

5.Хореография.

a.Хореография как визуальное искусство.

b.Стили. Понятие хореографической лексики.

c.Пластика.

d.Акробатика, паркур.

e.Практическая работа с хореографом. Постановка задачи. Сотворчество. Репетиционный процесс. Взаимодействие на площадке.

f.Проблема «дальнего видения» и зрительном зале при двойной задаче – работе на зал и на эфир одновременно.

5.Цирковые актеры.

a.Современный цирк. ДюСолей. Китайский цирк.

b.Телевизионность цирковых номеров.

c.Практическое взаимодействие с цирковыми артистами.

d.«Проблема верха»: верховые и акробатические номера.

6.Персонажи. Массовка.

a.Персонажи, фрики, типажи.

b.Персонажи в студийной съемке.

c.Персонажи в клипе.

IV. Монтаж

1.Монтаж – одно из главных выразительных средств музыкального телевидения.

2.Клиповый монтаж и его влияние.

3.Форматы и совмещение форматов.

4.Монтажные платформы: несколько проекций на музыкальное телевидение. Платформа Final Cut (среда решений от Apple, интеграция с Logic и Apogee). Платформа Avid (среда решений от Avid, интеграция с ProTools).

5.Синхронизация.

6.Практический монтаж в музыкальном телевидении.

7.Монтаж и спецэффекты.

ПРАКТИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

I. Вступление

1.Парадигмы художественного творчества: информация или чувство.

2.Работа с продюсером: со-трудничество, со-творчество, со-ответственность.

3.Режиссер - réalisateur (фр.) - «реализатор», режиссура – профессия конкретики.

4.Команда режиссера. Второй режиссер. Продакшен-менеджер.

5.Смета – производственный документ.

II. Музыкальный телеканал

1.Организация работы современного музыкального телеканала.

2.Авторские права.

3.Ключевые фигуры.

a.Взаимодействие с продюсером.

b.Работа с музыкальным редактором.

c.Взаимодействие с музыкальными продюсерами.

d.Взаимодействие с менеджментом артистов.

4.Сетка музыкального телеканала и программирование.

III. Клип

1.Клип – маленькое кино.

2.Стили и концепции. Обзор клипов.

3.Съемка клипа: периоды. Взаимодействие с артистом. Продюсирование клипа.

4.Подготовительный период.

a.Идея, сценарий: слушаем, слушаем, слушаем.

b.Работа с оператором. Раскадровка и мифы раскадровки.

c.Поиск пространства (location).

d.Подбор команды. Оператор. Хореограф.

e.Роль второго режиссера.

f.Планирование спецэффектов. Работа с супервизором спецэффектов.

g.Второй режиссер и постановочный план.

h.Подбор и заказ техники.

4.Съемочный период.

a.Чаще всего съемка клипа – один день.

b.Организация пространства. Это ваш мир!

c.Работа на площадке. Что такое кинематографическое состояние и атмосфера.

d.Некоторые приемы съемки клипа. Съемка под клиповый монтаж: ритм, фазы, ракурсы и планы. Соло инструментов. Ищем «фишки», но сохраняем ощущение.

e.«Концертный вариант» клипа.

f.Разбор клипов: как это было сделано.

5.Монтажный период.

a.Круг понятий и приемов классического монтажа игрового кино в проекции на монтаж музыкального клипа.

b.Особенности монтажа клипа. Информация и эмоции. Музыка в объеме: солист, ансамбль, окружение. Сильная доля.

c.Постпродакшен и спецэффекты.

d.Озвучание.

IV. Музыкальные шоу. Церемонии

1.Музыкальные шоу: исторический экскурс и современные тенденции. Музыкальные шоу в России. Увлеченность «концепциями» и проблема репетиций.

2.Работа на зал и работа на камеру, взаимосвязь. Проблема «среднего плана» и видимость из зала.

3.Типы музыкальных (телевизионных) шоу

a.Сольные.

b.Сборные.

c.Церемонии.

d.Новогодние шоу.

2.Разбор классических и современных музыкальных шоу.

3.Подготовка шоу.

a. Идея и партитура шоу. Понятие «номера» и проблемы «номерной организации» шоу.

b.Подбор команды. Художник-постановщик. Художник по свету. Экранный контент. Оператор-постановщик. Хореограф-постановщик. Режиссер площадки (студия). Выпускающий режиссер (большая студия или концертная площадка). Администраторы.

c.Разработка пространства. Сценическая архитектура. Контент проекций и экранов.

d.Разработка номеров.

e.Планирование съемки.

f.Планирование сценических спецэффектов.

h.Рабочая партитура шоу, режиссерский сценарий, сценарий подводок и скетчей, съемочная верстка, монтажный лист.

4.Постановка и съемка.

a.Живой звук или «под плюс»? Плюсы и минусы живого звука.

b.Работа на площадке и работа в ПТС. Live монтаж первой программы.

c.Многокамерная съемка шоу, варианты расстановки камер.

d.Запись звука.

e.Особенности церемоний.

f.Особенности съемки концертов классической музыки.

g.Туровые шоу и съемки.

5.Монтаж шоу и постпродакшен.

a.Многокамерный монтаж.

b.Озвучание.

V. Чарты, музыкальные новости и комбинированные постановочные программы

VI. Межпрограммное пространство

1.Анонсы.

2.Другие межпрограммные элементы.

3.Полиэкран эфира телеканала. Виджеинг.

VII. Одежда музыкального телеканала

1.Современная графика. Стили и тенденции.

2.Элементы одежды канала: плашки, перебивки, фоны и т.д.

3.Практическая работа с художником по графике.

Рекомендуемая литература

Дуков Е. В. Концерт в истории западноевропейской культуры. Серия «Классика XXI». М., 2003.

Искусство режиссуры. XX век. Антология [К. С. Станиславский, В. Э. Мейерхольд, Дж. Стрелер, Ежи Гротовский, Питер Брук]. М., 2008.

Линч Дэвид. Поймать большую рыбу. М., 2009.

Макаров С.М. От старинных развлечений к зрелищным искусствам. В дебрях позорищ, потех и развлечений. М., 2009.

Фрумкин Г. М.. Телевизионная режиссура. Введение в профессию. Серия «Gaudemus». СПб., 2009.

Чернышов А. В. Медиамузыка на телевидении. М., 2009.

Шерстобоева Е. А. Музыкальное телевидение: программные и структурно-функциональные особенности. Автореферат дисс…. канд. филол. наук (ВАК 10.01.10). М., 2009.

Эйзенштейн С. Психологические вопросы искусства [сб. статей] / Сост., ред., вступит. ст. Е.Басина. М., 2002.

Cury Ivan. Directing аnd Producing for Television. Лучше – четвертая (актуальная) редакция: A Format Approach / 4 edition. Focal Press, 2010. (доступна на Amazon, в электронных библиотеках, встречается на Ozon).

Denisoff R. Serge. Inside MTV.Transaction Publishers, 1991 (доступна на Amazon).

Hanson Matt. Reinventing Music Video: Next-Generation Directors, Their Inspiration and Work . Focal Press, 2006 (доступна на Amazon).

Jacobson Mitch. Mastering Multicamera Techniques: From Preproduction to Editing And Deliverables. Focal Press, 2010

Larmann Ralph. Stage Design. Daab, 2007.

On Air: The Visual Messages and Global Language of MTV [Robert Klanten, C. Jofre, B. Meyer]. Gestalten Verlag, 2006 .

Staged Architecture: The Work of Mark Fisher / Architectural Monographs, No. 52 / John Wiley & Sons, 2000 (доступна на Amazon).

Utterback Andrew. Studio Television Production and Directing/ Focal Press, 2007. (доступна на Amazon, в электронных библиотеках).

Vinet Mark. Entertainment Industry: The Business of Music, Books, Movies, TV, Radio, Internet etc. Wadem Publishing. August 29, 2005.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...