Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес
оригинального документа
: http://www.fadr.msu.ru/archives/mailing-list/priv-agr/art-rus/msg00005.html
Дата изменения: Wed Jun 19 19:41:28 1996 Дата индексирования: Tue Oct 2 17:36:47 2012 Кодировка: Windows-1251 Поисковые слова: энтропия |
ЗЕМЕЛЬНАЯ РЕФОРМА И ПРИРОДОПОЛЬЗОВАНИЕ НА ОСОБО ОХРАНЯЕМЫХ ТЕРРИТОРИЯХ Зыков И.Г., Аверьянов О.А., ВНИАЛМИ, Россия Земельная реформа в России - широкомасштабное мероприятие, не имеющее аналогов в мировой практике землеустройства. Выделение мно- жества мелких, по преимуществу фермерских хозяйств (в среднем площадью 50-150 га) из землепользования крупных коллективных и советских хо- зяйств порождает множество разнородных проблем, в том числе и природо- охранных. При этом задача не ограничивается лишь перераспределением земель; стоит вопрос о возрождении и сохранении традиционного образа жизни миллионов сельских жителей России, сохранении их исторической среды обитания, обеспечения, наконец, стабильности внутриполитической обстановки в стране и сохранения продовольственной безопасности, что является важной частью национального суверенитета. В РФ ситуация складывается таким образом, что, не имея до сих пор целенаправленной долговременной государственной политики поддержки фермерского движения, при недостатке средств на проведение аграрной реформы, фермерское землепользование складывается стихийно, волею ру- ководителей колхозов и совхозов и, частично, районных земельных коми- тетов. Сейчас для фермерских хозяйств выделяются по преимуществу мар- гинальные земли, наименее ценные для крупных хозяйств: эрозионноопас- ные крутосклоны, развеваемые массивы легких почв, земли с большим участием солонцов, закустаренные и прочие, требующие различных доро- гостоящих мелиораций. Без государственной поддержки, чего нельзя ожи- дать при нынешней экономической ситуации, поднять сельскохозяйственное производство в фермерских хозяйствах до уровня нормальной рентабель- ности невозможно. В РФ в процессе перераспределения земель при аграрной реформе и в условиях сложного экономического положения страны происходит стихийное упорядочение землепользования. Земли, распаханные в 1954-1965 гг. в силу директивных указаний правительства для экстенсивного увеличения производства зерна и не обладавшие с самого начала высоким плодородием или потерявшие его вследствие истощительного земледелия, переводятся в пастбища, сенокосы, залежь из-за убыточности земледелия на них. Та- ких деградированных земель только в Волгоградской области 226,1 тыс. га или 2,8% от общей площади сельхозугодий. Очевидно, коль скоро государство решилось идти по пути коренных преобразований в аграрном секторе, оно должно быть готовым ко всем последствиям этого шага, в том числе: 1. Сокращение в перспективе площади пашни за счет значительного, до уровня среднеевропейских величин, роста урожайности сельскохозяйс- твенных культур в оптимальных по природно-климатическим условиям реги- онах; 2. Соответствующее увеличение площади земель, предназначенных для обеспечения нормального функционирования природных экосистем, рекреа- ции. По мировым стандартам полощадь таких земель должна составлять около 10% общей территории. Согласно оценкам некоторых отечественных исследователей, на юге РФ эта доля равняется 35%. По проработкам "Вол- гоградгражданпроект" площадь земель, составляющих т.н. "экологический каркас" территории, зеленые зоны городов, курорты и пр. должна быть равна 19% от общей территории, в том числе 1,3% - ядра концентрации биоты с максимально жестким природным статусом. Задача науки на современном этапе, - когда лишь намечаются вышеу- казанные тенденции, - выделение таких территорий, которые при переходе от экстенсивного к интенсивному типу ведения сельскохозяйственного производства в первую очередь должны быть выведены из активного оборо- та и получить определенный природоохранный статус. Основой такого методологического подхода к природопользованию мо- жет быть концепция т.н. "идеального образа территорий". В ней, во-пер- вых, отражаются интересы всех заинтересованных в эксплуатации природ- ных ресурсов данной территории ведомств, а, во-вторых, реализуется идея не негативного (что нельзя), а позитивного (что можно) поведения человека, встроенного в естественный ландшафт. Для этого необходимо провести физико-ландшафтное функциональное районирование: ресурсное, средообразующее, средозащитное, по биогеотокам, ассимиляционной спо- собности среды и пр. Концепция реализуется на основе совместного ана- лиза систем: природного и антропогенного каркасов территории. Они суть: экологический, урбо-промышленный, расселенческий, инфраструктур- ный. При этом учитывается современная экологическая ситуация в агро- ландшафтах, которая при первом приближении может быть оценена экологи- ческим состоянием почвенного покрова. Зоны наложения планировочных осей расселения (а они притерпели определенное изменение в связи с развитием фермерского движения) на экологический каркас территории, территории активно растущих промыш- ленных центров - зоны существующих и перспективных конфликтных ситуа- ций. Здесь необходимо особенно продуманное землепользовательное плани- рование, учитывающее разносторонние и часто взаимоисключающие интересы различных природопользователей. Подобная работа по выявлению конфликт- ных территорий для Волгоградской области выполнена на основе сопостав- ления серии тематических карт масштаба 1:600000 и 1:300000. Идеология землепользовательного планирования на сельскохозяйс- твенных землях Волгоградской области опирается на следующие положения: 1. Первоочередное развитие наиболее выгодных экономических отрас- лей АПК, расширение посевов ценных сельскохозяйственных культур с уче- том специализации региона в системе общероссийского разделения труда. 2. Максимально эффективное использование для земледелия террито- рий с наиболее благоприятными природно-климатическими условиями и иск- лючение маргинальных земель из пашни. 3. Обеспечение нормального функционирования природных ландшафтов и агроландшафтов, создание оптимальных условий для жизни населения (достижение максимальной комфортности окружающей среды. Исходным положением землепользовательного планирования служит мо- дель экологического каркаса территории - земель с "наибольшим напряже- нием жизни", с минимальной энтропией, с наибольшей интенсивностью мас- соэнергопереноса: долины рек, балки, ветрокоридоры, крутосклоны, пути миграции животных и птиц, очаги видообразования, местообитания релик- тов флоры и фауны, водораздельные и пойменные леса, водоразделы и т.п. Средством охраны таких территорий являются т.н. "особо охраняемые территории", имеющие различный охранный статус - от национальных пар- ков до водоохранных зон водотоков и водоемов. Одной из задач земле- пользовательного планирования является определение режима (вида, спо- соба, интенсивности) природопользования на них. В самом общем виде особо охраняемые территории можно классифици- ровать следующим образом по их положению в природно-территориальных комплексах: 1. Селитебные и пригородные территории с максимальной промышлен- ной и сельскохозяйственной освоенностью и максимальным обострением противоречий между природопользователями; 2. Расположенные в зонах активного промышленного освоения, уда- ленные от городов, с развитой в основном добывающей промышленностью; 3. Расположенные в зонах активного сельскохозяйственного освое- ния, приуроченные планировочным осям развития территории. Кроме конф- ликтов с сельхозземлепользователями в будущем будут конфликты с земле- пользователями развивающихся поселений; 4. Расположенные в зонах слабого сельхозосвоения, где ужесточение природоохранных мер практически не влияет на существующее природополь- зование; 5. Неоландшафты, наложенные на экологический каркас - пруды, во- дохранилища, дорожные ландшафты и пр. Здесь требуется специальные ме- лиоративные мероприятия для компенсации техногенного воздействия, по- вышения устойчивости и эстетической ценности вновь созданных техноэко- систем. В ходе земельной реформы целесообразно внести соответствующие коррективы в способы хозяйствования на особо охраняемых территориях с разным статусом. Допускать, например, лишь "щадящее" природопользова- ние: рыбоводство, лесоводство, выращивание трав и пр. Пригородные зем- ли, как уже говорилось, являются ареной особо жесткой конкуренции меж- ду разными землепользователями. Здесь необходимо пересмотреть структу- ру земельных угодий с целью расширения площади территорий, предназна- ченных для средорегулирования, средозащиты, рекреации. В этом отноше- нии весьма ценен зарубежный опыт: практика выкупа муниципальными влас- тями пригородных земель с целью создания парков, заповедников, заказ- ников или заключение договоров с землепользователями об определенных видах и способах использования земель, имеющих высокую природоохран- ную, эстетическую значимость.