Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.energia.ru/ru/iss/rs/zvezda.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:23:52 2016
Кодировка: Windows-1251
РКК "Энергия" - Международная космическая станция
English

Российский сегмент МКС

Служебный модуль "Звезда"

Служебный модуль "Звезда"

Служебный модуль "Звезда"

Служебный модуль "Звезда" является основным (базовым) модулем Российского сегмента МКС.

Назначение:

  • управление Российским сегментом МКС (т.е. управление всеми остальными модулями РС МКС);
  • решение задач управления ориентацией всей станции со стороны РС МКС;
  • обеспечение жизнедеятельности экипажа станции;
  • взаимодействие при интегрированном управлении всей МКС, осуществляемое центральным компьютером Американского сегмента, расположенного в модуле LAB.

Основные технические характеристики

Параметр Значение

Масса на орбите после отделения от РН, кг

20 295

Длина по корпусу, мм

13 110

Максимальный диаметр, мм

4 350

Объем герметичных отсеков, м3

89,0

Объем обитания экипажа, м3

46,7

Обеспечение жизнедеятельности экипажа, чел

до 6

Размах солнечных батарей, мм

29 730

Площадь фотоэлектрических элементов, м2

76

Максимальная выходная мощность солнечных батарей, кВт

13,8


Основные бортовые системы служебного модуля, отвечающие за его управление на всех участках полета: система управления бортовым комплексом, система управления движением и навигацией и бортовая цифровая вычислительная система - создавались на основе опыта, приобретенного при построении станции "Мир", с учетом ряда новых функций, определяемых работой РС МКС в составе станции и его взаимодействием с Американским сегментом.

Конструктивно СМ "Звезда" состоит из четырех отсеков: трех герметичных - переходного отсека (ПхО), рабочего отсека (РО) и промежуточной камеры (ПрК), а также негерметичного агрегатного отсека (АО), в котором размещена объединенная двигательная установка (ОДУ).

Переходный отсек предназначен для обеспечения перехода членов экипажа между СМ и другими модулями МКС. Он также выполняет функции шлюзового отсека при выходе членов экипажа в открытый космос. Наружная поверхность закрыта панелями ЭВТИ и противометеоритными экранами. В ПхО имеется четыре иллюминатора.

Рабочий отсек предназначен для размещения основной части бортовых систем и оборудования СМ, для жизни и работы экипажа. Общая длина РО - 7,7 м, герметичный объем с оборудованием - 75,0 м3, объем обитания экипажа - 35,1 м3. Панели интерьера отделяют жилую зону от приборной, а также от корпуса РО. В РО имеется восемь иллюминаторов. Жилые помещения РО оборудованы средствами обеспечения жизнедеятельности экипажа. В зоне малого диаметра РО находится центральный пост управления станцией с блоками контроля и аварийно-предупредительными пультами. В зоне большого диаметра РО имеются две персональные каюты, санитарный отсек с умывальником и ассенизационным устройством, кухня с холодильником-морозильником, рабочий стол со средствами фиксации, медицинская аппаратура, тренажеры для физических упражнений, небольшая шлюзовая камера для отделения контейнеров с отходами и малых КА.

Снаружи корпус РО закрыт многослойной экранно-вакуумной теплоизоляцией (ЭВТИ). На цилиндрических частях установлены радиаторы, которые выполняют также функции противометеоритных экранов. Незащищенные радиаторами участки закрыты углепластиковыми экранами сотовой конструкции.

Промежуточная камера предназначена для обеспечения перехода космонавтов между СМ и кораблями "Союз" или "Прогресс", пристыкованными к кормовому стыковочному агрегату. Для внешнего наблюдения в ПрК имеются два иллюминатора, а снаружи на ней закреплена телекамера.

ПрК снабжена одним пассивным стыковочным агрегатом, расположенным по продольной оси СМ. Узел предназначен для стыковок грузовых и транспортных кораблей, в том числе российских кораблей "Союз ТМ", "Союз ТМА", "Союз ТМА-М", "Прогресс М" и "Прогресс М-М", а также европейского автоматического корабля ATV. Для внешнего наблюдения в ПрК имеются два иллюминатора, а снаружи на ней закреплена телекамера.

Агрегатный отсек предназначен для размещения агрегатов объединенной двигательной установки.

Запуск служебного модуля "Звезда" был осуществлен 12 июля 2000 г. в 8 ч 56 мин 6 с по московскому летнему времени. Стыковка модуля "Звезда" к ранее состыкованным модулям "Заря"+"Юнити" состоялась на четырнадцатые сутки автономного полета 26 июля в 4 ч 45 мин по московскому летнему времени.

С 26 июля по 2 ноября 2000 г. служебный модуль находился в составе МКС в так называемом "беспилотном" режиме. 6 августа был запущен грузовой корабль "Прогресс М1-3", доставивший на СМ оборудование для дооснащения (примерно 615 кг) его бортовых систем, обеспечивающих полет станции с экипажем. 8 сентября 2000 г. в числе американских астронавтов на корабле "шаттл" ("Атлантис" STS-106 2А.2В) стартовали Ю.И. Маленченко и Б.В. Моруков. Они выполнили разгрузку корабля "Прогресс М1-3", дооснащение служебного оборудования, отладку, ремонт и профилактические работы с бортовыми системами СМ для их подготовки к прибытию первой основной экспедиции МКС-1.

Со 2 ноября 2000 г. началась эксплуатация Международной космической станции в непрерывном пилотируемом режиме.

Служебный модуль "Звезда" в составе МКС

Служебный модуль "Звезда" в составе МКС