Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.energia.ru/energia/management/news_13-05-05.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 00:11:44 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: внешние планеты
РКК "ЭНЕРГИЯ" - НОВОСТИ

новости
  на главную

English
   

КОСМОНАВТИКА - ЕГО СУДЬБА

ПОД РУКОВОДСТВОМ Ю.П. СЕМЕНОВА РКК "ЭНЕРГИЯ" УДАЛОСЬ ВЫСТОЯТЬ В САМЫЕ ТРУДНЫЕ ГОДЫ

Особое конструкторское бюро-1 (ОКБ-1), руководимое С.П. Королевым, было ответственным в стране за создание первых отечественных баллистических ракет дальнего действия, ракет-носителей космического назначения и изделий космической техники. И когда Ю.П. Семенов, работавший в ОКБ-586 в Днепропетровске, после встречи с Сергеем Павловичем получил в 1963 г. приглашение работать в КБ, то с радостью согласился. И вот уже более 40 лет судьба Юрия Павловича неразрывно связана с организацией, носившей ранее названия ОКБ-1, ЦКБЭМ, НПО "Энергия", а сегодня известной как РКК "Энергия" им. С.П. Королева. При ее головной роли впервые в истории человечества был осуществлен полет человека в космос, что положило начало развитию направления пилотируемых космических полетов - важнейшего в освоении космического пространства.

НАЧАЛО ПУТИ

Юрий Павлович родился 20 апреля 1935 г. в городе Торопец Тверской области, в семье служащего. В 1953 г. после окончания школы поступает в Днепропетровский государственный университет на физико-технический факультет.

После его окончания в 1958 г., получив специальность "инженер-механик по жидкостным ракетным двигателям", начинает работать в Днепропетровском ОКБ-586. В этой организации Юрий Павлович прошел прекрасную школу, которая своими корнями была связана с ОКБ-1, в котором выдающийся конструктор М.К. Янгель работал вместе с С.П. Королевым.

Более пяти лет он трудился там, пройдя путь от инженера до начальника группы. Среди разработок, в которых принимал активное участие, - боевые ракетные комплексы Р-12, Р-14, Р-16, одни из первых спутников серии "Космос". По роду своей деятельности он в этот период довольно часто находился в командировках в ОКБ-1 и встречался с С.П. Королевым.

Год 1964-й стал знаменательным для Юрия Павловича. Он связал свою дальнейшую судьбу с ОКБ-1, ставшим впоследствии основой Ракетно-космической корпорации "Энергия" имени С.П. Королева.

Тематика работ ОКБ-1 тогда будоражила воображение: первые в мире пилотируемые корабли, научные спутники Земли, лунные, марсианские и венерианские автоматические станции, спутники-разведчики, спутники связи, боевые ракеты дальнего действия, ракета Р-7, ставшая известной как первая ракета-носитель космического назначения (РКН) "Спутник", давшая впоследствии долгую жизнь самой надежной в мире РКН "Союз". На стадии разработки были ракетно-космические комплексы Н1-Л3 для полета человека на Луну и Л-1 для облета Луны.

В апреле 1964 г. вышло постановление директивных органов о создании космического корабля "Союз" С.П. Королев назначает Ю.П. Семенова заместителем ведущего конструктора корабля "Союз".

После смерти С.П. Королева в 1966 г. ОКБ-1 преобразовывается в Центральное конструкторское бюро экспериментального машиностроения (ЦКБЭМ) во главе с главным конструктором В.П. Мишиным. В 1967 г. он поручил Юрию Павловичу обязанности ведущего конструктора пилотируемых космических кораблей 7К-Л1, создававшихся для облета человеком Луны и отработки техники возвращения на Землю со второй космической скоростью и получивших в прессе наименование "Зонд". В ходе работ по этой программе впервые получены фото Земли на фоне Луны, а беспилотный "Зонд-5" (1968) облетел Луну, его спускаемый аппарат возвратился на Землю, совершив "посадку" в акватории Индийского океана.

К 1969 г. ЦКБЭМ - бесспорный лидер космонавтики в СССР и монополист в области реализации пилотируемых программ. Полученный первый опыт кратковременных полетов на кораблях "Восток", "Восход", включая первый выход в открытый космос А.А. Леонова, был существенно дополнен в ходе работ по пилотируемым кораблям нового поколения "Союз" и теме 7К-Л1. Были решены принципиальные проблемы: управляемое возвращение спускаемого аппарата в атмосферу Земли, его мягкая посадка на Землю, автоматическая стыковка кораблей на орбите (1967) и переход космонавтов А.С. Елисеева и Е.В. Хрунова (1969) из корабля "Союз-5" в "Союз-4" через открытый космос. Это уже были основополагающие элементы, позволяющие перейти к новому этапу - созданию длительно работающих более сложных орбитальных комплексов.

ВОСХОЖДЕНИЕ К "САЛЮТУ"

В январе 1970 г. определился облик будущей станции, которая в технической документации получила название ДОС (долговременная орбитальная станция). Были сформулированы основные принципы ее построения и задачи, которые предстояло решить в ходе проекта. Тема, которую возглавил Ю.П. Семенов, стала в течение последующих десятилетий главной в работе коллектива.

Первая станция "Салют" начала работать на орбите 19 апреля 1971 г. Станция "Скайлэб" (США) была запущена 14 мая 1973 г. Таким образом, приоритет в этой области работ удалось сохранить за Советским Союзом.

С тех пор работы по орбитальным станциям становятся основным направлением деятельности ЦКБЭМ. В 1972 г. была проведена реорганизация его подразделений. Ю.П. Семенов назначается главным конструктором орбитальных станций и формирует коллектив высококвалифицированных специалистов, ставший научно-техническим ядром на последующие десятилетия в создании и эксплуатации космических кораблей и станций. Под его руководством разрабатывается проект второго поколения ДОС - "Салют-4", вобравший весь опыт работ по первой станции.

В мае 1974 г. на базе ЦКБЭМ создается Научно-производственное объединение "Энергия", директором и генеральным конструктором которого назначается академик В.П. Глушко, выдающийся ученый, основоположник отечественного жидкостного ракетного двигателестроения.

26 декабря 1974 г. ДОС "Салют-4" была выведена на орбиту. Заслуга главного конструктора Ю.П. Семенова была высоко оценена. За создание этой станции ему в 1976 г. присвоено звание Героя Социалистического Труда.

 

Макет шестиместного пилотируемого корабля "Клипер"

ДОС третьего поколения "Салют-6" была доставлена на орбиту 29 сентября 1977 г. На ней работали пять основных экспедиций и 11 экспедиций посещения. Здесь началась программа совместных исследований с участием космонавтов других стран.

К этой станции 20 января 1978 г. стартовал первый в мире автоматический грузовой корабль-заправщик "Прогресс-1" с топливом и другими грузами. До сих пор только наша страна обладает такими кораблями.

В 1977-1981 гг. на ДОС "Салют-6" в составе экипажей работали представители Чехословакии, Польши, Германской Демократической Республики, Венгрии, Вьетнама, Монголии, Румынии, Кубы.

Активная плодотворная успешная деятельность Юрия Павловича в области развития программ пилотируемых полетов была высоко отмечена. В январе 1978 г. он назначается заместителем генерального конструктора НПО "Энергия", главным конструктором космических кораблей и станций, директором программы международного сотрудничества. В апреле этого же года за создание орбитального комплекса "Салют-Союз-Прогресс" ему присуждается Ленинская премия.

ГЛАВНЫЙ КОНСТРУКТОР "БУРАНА"

Тем временем в СССР были развернуты работы по многоразовой космической системе "Энергия - Буран". В конце 1981 г. Ю.П. Семенов был назначен главным конструктором этого корабля, одновременно получив статус первого заместителя генерального конструктора.

Программа работ по системе "Энергия - Буран" является самой масштабной за всю историю не только отечественной, но и мировой космонавтики. Головной организацией по программе было НПО "Энергия". К теме было привлечено более тысячи предприятий Советского Союза, по ней трудилось около двух миллионов человек. Экспериментальная отработка элементов системы велась более четырех лет - в круглосуточном режиме, без выходных дней.

В этот период высшая академическая общественность страны по рекомендации В.П. Глушко избирает Ю.П. Семенова членом-корреспондентом АН СССР (1987).

Первый и единственный полет корабля "Буран" состоялся 15 ноября 1988 года. Он был успешным. Корабль в автоматическом режиме совершил орбитальный полет, дважды облетев Землю, и выполнил точную посадку на аэродром. До сих пор этого повторить не удалось никому в мире! Американская система "Спейс Шаттл" эксплуатируется исключительно в пилотируемом режиме.

Одновременно с работами по орбитальному кораблю "Буран" Ю.П. Семенов продолжал руководить работами по орбитальным станциям и космическим кораблям. 19 апреля 1982 г. была выведена на орбиту долговременная орбитальная станция "Салют-7". На станции до 25 июня 1986 г. поочередно работали четыре основные экспедиции и пять экспедиций посещения.

С 1978 г. Ю.П. Семенов возглавил работы по созданию транспортного пилотируемого космического корабля "Союз Т" на базе предыдущего поколения кораблей. Первый полет с экипажем на борту состоялся в 1980 г. За разработку корабля Юрию Павловичу в 1985 г. была присуждена Государственная премия СССР.

Незадолго до этого, к началу 1984 г., обстановка в Министерстве общего машиностроения сложилась таким образом, что работы по перспективным станциям были практически приостановлены. Все ресурсы министерства в этот период оказались задействованы в программе "Энергия - Буран". И вдруг последовал неожиданный импульс: потребовалось срочно завершить работы по станции "Мир" к XXVII съезду КПСС. 20 февраля 1986 г. базовый блок "Мира" начал свой беспрецедентный по длительности 15-летний полет.

ВО ГЛАВЕ НПО "ЭНЕРГИЯ"

В августе 1989 г., после ухода из жизни В.П. Глушко, пост генерального конструктора НПО "Энергия" получает Ю.П. Семенов. В 1991 г. он одновременно назначается и генеральным директором объединения.

Генеральный конструктор в области создания сложнейших технических комплексов - это не номенклатурная должность и, скорее всего, даже не признание заслуг. Это природный дар выдающегося ученого, инженера и крупного организатора, результат его беззаветной преданности делу на протяжении многих десятилетий, позволяющий претворять в жизнь уникальнейшие проекты благодаря особому взгляду на развитие той области, в которой он работает.

Юрий Павлович возглавил предприятие, когда финансирование, хотя и продолжало оставаться централизованным, уменьшилось. И все же выделяемые средства позволяли еще сохранять основную тематическую направленность НПО "Энергия".

Августовские дни 1991 г. стали для НПО "Энергия", как и всей ракетно-космической отрасли, началом серьезных испытаний. Кризис общества в первую очередь затронул космонавтику и другие высокотехнологичные отрасли страны. И в этих условиях, осознавая всю глубину ответственности за дело своих великих предшественников С.П. Королева, М.В. Келдыша, В.П. Глушко, М.К. Янгеля и многих других, посвятивших жизни развитию отечественной ракетно-космической техники и созданию одной из выдающихся научных школ мира в исключительно наукоемкой области, Ю.П. Семенов принял на себя заботу о сохранении и развитии пилотируемой космонавтики России, которая в дальнейшем и позволила сохранить все ключевые организации ракетно-космической отрасли.

Состояние экономики страны и резкое снижение бюджетных ассигнований на поддержание существующего уровня ракетно-космической техники и ее дальнейшее развитие требовали неординарных решений, которые позволили бы сохранить и эффективно использовать научно-технический потенциал предприятия в новых экономических условиях.

Личные контакты с сенаторами и конгрессменами США, доклад в Конгрессе США открыли новый этап сотрудничества с Соединенными Штатами при реализации программ "Мир-Шаттл", "Мир-НАСА". В дальнейшем они явились основой для поддержания полета станции "Мир" в пилотируемом режиме, сохранения работоспособности кооперации предприятий отечественной промышленности и расширения международных контактов с ведущими зарубежными организациями аэрокосмической промышленности.

В соответствии с Указом президента Российской Федерации и Постановлением правительства РФ в апреле 1994 г. была учреждена Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П. Королева (РКК "Энергия") в организационно-правовой форме акционерного общества открытого типа с контрольным пакетом акций у государства на три года. Президентом корпорации до первого собрания акционеров был назначен Ю.П. Семенов. Позднее он неоднократно избирался акционерами на эту должность. РКК "Энергия" под его руководством продолжала выполнять программу работ по космической тематике и принимала все меры для сохранения установившихся в течение десятилетий связей с предприятиями, оказавшимися после 1991 г. за пределами России.

Все это позволяло предприятию оставаться лидирующей организацией в мире по реализации крупномасштабных пилотируемых программ, что было признано мировым сообществом.

Многочисленные встречи Ю.П. Семенова с руководителями космических агентств ведущих стран мира и крупнейших зарубежных аэрокосмических фирм, участие в работе Комиссии Гора - Черномырдина во многом способствовали интенсивному и плодотворному развитию международной деятельности корпорации.

За период 1996-2000 гг. было заключено около 300 контрактов и соглашений, которые принесли ракетно-космической отрасли России более 1 млрд. долл. валютных поступлений.

В 1996 г. Юрию Павловичу присуждено звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации".

К НОВЫМ РУБЕЖАМ

За годы эксплуатации на станции работали 104 человека, в том числе 62 представителя 11 стран мира (США, Австрии, Афганистана, Болгарии, Великобритании, Германии, Канады, Сирии, Словакии, Франции, Японии) и Европейского космического агентства. Выполнено 27 международных исследовательских программ в течение 2028 суток и в общей сложности более 31 000 сеансов экспериментов.

Вряд ли когда-либо будет превзойден своеобразный рекорд в истории не только России, но и человечества, установленный Ю.П. Семеновым за этот период в области программ пилотируемых космических полетов (достойный Книги рекордов Гиннеса). Он руководил подготовкой, запуском на орбиту и эксплуатацией 11 станций и модулей, 72 транспортных пилотируемых космических кораблей и 106 грузовых кораблей. В общей сложности он проводил в космос более 170 космонавтов и астронавтов.

В июле 2000 г. РКК "Энергия", являющаяся ответственной организацией в России за интеграцию российского сегмента в состав Международной космической станции (МКС), ввела в ее состав российский служебный модуль "Звезда" - ключевой элемент, обеспечивший возможность полета станции в постоянном пилотируемом режиме. А в июне 2002 г. в составе МКС начал работу стыковочный отсек-модуль "Пирс", обеспечивший возможность функционирования в составе станции второго пилотируемого корабля "Союз" и выходов