Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoworld.ru/spacehistory/projects/maks.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:50:25 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: arp 220
Экспериментальные космические летательные аппараты "БОР"
Эмблема НПО МОЛНИЯ

Многоцелевая авиационно-космическая система МАКС


Модель АКС МАКС

Многоцелевая система МАКС обладает рядом принципиальных преимуществ. Это, в первую очередь. возможность выведения нагрузок на орбиты любого наклонения, высокая оперативность и низкая стоимость применения и отсутствие необходимости отчуждения земель под поля падения элементов конструкции.

В отличие от ракетных систем, привязанных к стартовым площадкам немногочисленных космодромов и ограниченных в выборе орбит, МАКС может применяться для аварийного спасения экипажей космических объектов или для срочной разведки районов техногенных и природных чрезвычайных ситуаций.

К реализации проекта МАКС НПО "Молния" приступило в 80-х годах, еще до первого полета "Бурана", используя при этом опыт и результаты работ по проекту "Спираль", по экспериментальным аппаратам "Бор", и "Бурану". К настоящему времени уже проработаны основные элементы конструкции орбитальной ступени, изготовлен макет внешнего топливного бака, существует значительный задел по двигательным установкам.

Система МАКС состоит из дозвукового самолета-носителя и установленной на нем орбитальной ступени с внешним топливным баком. В качестве первой ступени МАКС используется самолет Ан-225 "Мрия", первоначально предназначавшийся для транспортировки "Бурана". По вариантам второй ступени система имеет 3 модификации: МАКС-ОС, МАКС-Т и МАКС-М.

МАКС-ОС

МАКС-ОС, вид сверху

МАКС-Т

МАКС-М

Вторая ступень МАКС-ОС состоит из орбитального самолета многоразового использования и одноразового топливного бака. Маршевая двигательная установка включает в себя два двигателя РД-701, работающих на трехкомпонентном топливе (жидкий водород, керосин и жидкий кислород). Базовый пилотируемый вариант самолета МАКС-ОС имеет кабину для двух членов экипажа.

Разработаны варианты самолета МАКС-ОС для транспортно-технического обеспечения орбитальных станций. Вариант ТТО-1 оборудован стыковочным модулем и второй герметичной кабиной на четырех человек. Вариант ТТО-2 предназначен для доставки в негерметичном отсеке оборудования, устанавливаемого на наружной стороне орбитальных станций.

Для выведения на орбиту тяжелых (до 18 тонн) полезных нагрузок предназначена модификация МАКС-Т, имеющая вторую беспилотную ступень одноразового применения. В ней используется тот же внешний топливный бак, что и в МАКС-ОС, на котором вместо орбитального самолета установлен маршевый двигатель с полезным грузом, закрытым обтекателем.

Вторая ступень МАКС-М представляет собой многоразовый беспилотный орбитальный самолет. Топливные баки МАКС-М включены в конструкцию самолета.

МАКС-М, разработка которого связана с решением сложных технологических проблем, рассматривается как возможное направление дальнейшего, после разработки первых двух модификаций, развития концепции МАКС.

МАКС-ОС, -Т и -М должны, по мере создания, вводиться в совместную эксплуатацию на основе единых самолета-носителя и наземной инфраструк-туры. Многоразовое применение их составных элементов и высокая степень унификации орбиталь-ных ступеней обеспечивают достижение основной для разработчиков цели - многократного, по сравнению с существующими системами, снижения стоимости транспортных космических операций.

Для снижения технического риска создания полномасштабной МАКС и для равномерного распределения во времени финансовых затрат признана необходимой опережающая разработка сравнительно недорогой экспериментальной системы-демонстратора технологий.

Исследования по первому варианту демонстратора RADEM проводились в 1993-94 годах НПО "Молния" совместно с фирмами "Бритиш Аэроспейс", АНТК Антонов и ЦАГИ по заказу Европейского космического агентства (ESA).

Современный вариант демонстратора МАКС-Д также разработан с использованием задела по RADEM и на базе конструкции и аэродинамической компоновки МАКС-ОС. Взлетная масса экспериментального самолета - 62,3 т, посадочная - 12,8 т. В отличие от RADEM в суборбитальном самолете МАКС-Д маршевая двигательная установка состоит лишь из одного кислородно-керосинового двигателя, что не только упрощает проект, но и, при заданных объемах баков, повышает энергетические возможности демонстратора. Предусмотрена широкая унификация бортовых систем самолетов МАКС-Д и МАКС-ОС.

При помощи демонстратора будут отработаны технологии и элементы системы выведения МАКС и исследованы в реальных условиях предстартовый маневр носителя, разделение ступеней, начальный участок выведения и автоматическая посадка орбитальной ступени. Помимо этого он может быть использован как летающая лаборатория для испытания перспективных воздушно-реактивных двигателей.

Принятой концепцией МАКС-Д предусмотрена возможность использования ее для выведения на орбиту малых полезных нагрузок. Для этого система дополняется ракетной ступенью.

Многоцелевые авиационно-космические системы разрабатываются сейчас во многих странах, однако, по мнению ряда зарубежных специалистов, Россия продвинулась на этом пути дальше своих конкурентов. Обладание такой системой, как МАКС, помогло бы ей в начале нового века занять твердые позиции на рынке космических услуг.

Copyright ї НПО "Молния"


© Федерация Космонавтики, 2001