Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoworld.ru/spacehistory/projects/alpha.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:53:38 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: южная атлантическая аномалия
Проект международной космической станции АЛЬФА.

Проект международной космической станции "АЛЬФА"

Идея создания международной космической станции (МКС) 'Альфа' возникла в самом начале 90-х годов. Переход же от проектов к конкретным действиям произошел в 1995 году, когда директор НАСА Дэниел Голдин убедил Президента США Билла Клинтона в необходимости ежегодного расходования на программу 'Альфа' 2,1 млрд. долларов в течение семи лет. Немаловажным фактором, способствовавшим тому, что Конгресс США одобрил выделение НАСА 13,1 млрд. долларов на строительство МКС, стало согласие России участвовать в этой программе. Проект стал действительно международным после присоединения к нему Европейского космического агентства (ЕКА), Канады и Японии.

В соответствии с договоренностями, достигнутыми на встрече премьер-министра России Виктора Черномырдина и вице-президента США Альберта Гора, 15 августа 1995 года фирма 'Боинг', головной подрядчик НАСА по программе 'Альфа', и Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева (ГКНПЦХ) подписали контракт на сумму 190 млн. долларов, предусматривающий постройку и вывод на орбиту ядра будущей МКС. 'Я считаю это событие символичным, - сказал по этому поводу Дэниел Голдин. - До сих пор мы соревновались в космосе, теперь у нас появилась возможность сообща взяться за крупный высокотехнологичный проект на благо всего человечества'.

Общий внутренний объем станции после сборки на орбите составит 1217 куб.м, масса - 377т., из них 140т. - российские компоненты, 37 т - американские. Планируемое время работы станции на орбите -15 лет. Американцы уже завершили сборку научной лаборатории длиной 8,5 м и приступили к работам над жилым модулем. В высокой степени готовности находятся стыковочные блоки 'Ноуд-1' и 'Ноуд-2'. В рамках программы 'Альфа' большая нагрузка ляжет на многоразовые космические корабли (МКК) 'Дискавери', 'Атлантис' и 'Эндевор'. За один рейс каждый из них способен доставить на орбиту 'Альфы' до 21300 кг грузов.

Общие затраты на создание российских компонентов станции оцениваются от 2 до 3,5 млрд. долларов. 'Американцы платят только за функционально грузовой блок, - говорит директор программы МКС в НАСА Уильбур Трафтон, - все прочие модули обеспечиваются Россией в качестве ее собственного вклада в программу'. Основной объем работ приходится наделю ГКНПЦХ, который в сотрудничестве с другими российскими предприятиями разрабатывает и строит ФГБ, универсальный стыковочный модуль (УСМ/ФГБ), транспортные корабли снабжения (ТКС/ФГБ) и служебный модуль (СМ). Основным средством выведения их на орбиту будет ракета-носитель (РН) 'Протон'.

Функционально-грузовой блок Центральной частью станции станет функционально-грузовой блок, состоящий из приборно-герметичного отсека и герметичного адаптера, разделенных герметичным сферическим днищем. По размерам и основным элементам конструкции он аналогичен существующим модулям 'Квант-2' и 'Кристалл'. Диаметр блока-4м, длина-13м, масса - 19,34 т. ФГБ будет использоваться как часть обитаемого пространства станции, а также для обеспечения ее электроэнергией и хранения до 100 т топлива. СМ создается на основе центральной части станции 'Мир-2'; в нем космонавты будут жить и проводить эксперименты. Его стоимость оценивается в 800 млрд. руб.

ЕКА выделяет на программу 1,98 млрд. долларов в период с 1996 по 2004 год. Вклад Германии составляет 780 млн., Франции - 520 млн., оставшуюся сумму вносят Италия, Бельгия и Испания. Европейцы разрабатывают лабораторию 'Колумбус' и автоматический транспортный корабль ATV под РН 'Ариан-5'.

Сооружение 'Альфы' начнется в ноябре 1997 года, когда РН 'Протон' выведет на орбиту ФГБ, обеспечивающий электроснабжение, управление, связь и температурный контроль для всей станции, В декабре 1998 года МКК 'Эндевор' привезет соединительный блок 'Ноуд-1' и построенную в Канаде мобильную систему обслуживания с 16,7-метровым манипулятором. Одним герметичным адаптером 'Ноуд-1' будет пристыкован к ФГБ, другой адаптер будет использоваться 'Шаттлами'. В апреле 1998 года РН 'Протон' выведет на орбиту СМ, который одним стыковочным узлом будет соединен с ФГБ, второй стыковочный узел будет использоваться транспортными кораблями 'Прогресс' и ТКС/ФГБ, способными доставить до 4 и 10т груза соответственно.

После пристыковки пилотируемого космического корабля 'Союз ТМ' в мае 1998 года на 'Альфе' смогут постоянно находиться космонавты. С ноября 1998 года управление станцией будет вестись из Хьюстона. Срок вывода первого ТКС/ФГБ - октябрь 1998-го, первого УСМ/ФГБ - апрель 2000 года. Монтаж американской лаборатории будет осуществлен в ноябре 1998 года, японского экспериментального модуля - в 2000-м, 'Колумбуса' - в 2002 году.

Считается, что для сборки МКС потребуется 28 полетов МКК, 17 запусков российских РН и один - 'Ариан-5'. Для доставки на станцию экипажа и оборудования потребуются дополнительно 29 космических кораблей типа 'Союз ТМ' и 'Прогресс', причем 'Прогрессы' будут запускать четыре раза в год. На этапе сборки МКК будут летать к станции с регулярностью пять - семь рейсов в год. Для сборки 'Альфы' космонавтам придется провести в открытом космосе 600 ч.

В мае 1998 года на 'Альфе' начнет работать первый экипаж - два российских космонавта под руководством американца Уильяма Шефферда. В случае задержки очередного визита МКК станция будет работать в автономном режиме, пока не подойдут 'Союзы ТМ' и 'Прогрессы'. Начиная с мая 2002 года к 'Альфе' будут постоянно пристыкованы два 'Союза ТМ'. Для поддержания станции в надлежащем состоянии ежегодно потребуется 170 чел.-ч работы в открытом космосе и четыре - пять рейсов МКК.

Следует отметить, что расходы НАСА на совместные российско-американские программы в последнее время возросли. Так, на предложение России отсрочить дату покидания станции 'Мир' с 1998-го на 2002 год руководство НАСА ответило согласием и отвело два дополнительных полета МКК к 'Миру' в дополнение к семи, запланированным на период с 1995 по 1998 год. Принятое решение позволит полнее использовать потенциал новых модулей 'Спектр' и 'Природа', пристыкованных к станции 1 июня 1995-го и 26 апреля 1996 года.

Российская сторона предлагала 'Спектр' и 'Природу' в качестве 'временной замены' новых модулей, работы над которыми отстают от графика из-за финансового кризиса в России. По мнению специалистов, модули 'Мира' можно перестыковать к 'Альфе' с помощью 'Шаттла'. Хотя руководители НАСА и заявили о своей готовности рассматривать предложения по изменению конфигурации МКС с целью снижения ее стоимости, радикальные изменения в составе станции для них неприемлемы.

Согласно действующим планам, на орбите в течение нескольких лет будут работать сразу две орбитальные станции: 'Мир' и 'Альфа'. Будущее покажет, удастся ли США и России выполнить свои 'космические планы' при наличии ограниченных ресурсов. При любом развитии событий на орбите, считает Дэниел Голдин, мир уже выиграл: 'Совместная работа дает основу для взаимопонимания. Когда лучше понимаешь других людей, пропадает желание запустить против них ракеты'.

По материалам: "Вестник воздушного флота", N 7-8 за 1996 год, "Международная космическая станция "АЛЬФА", Владимир КАРНОЗОВ


© Федерация Космонавтики, 2001