Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/publications/aglushko_12.doc
Дата изменения: Sun Dec 13 18:34:32 2009
Дата индексирования: Tue Oct 2 07:12:15 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: закон вина



«ЗНАКИ РАЗЛИЧИЯ» НА КОСМИЧЕСКОЙ «ФОРМЕ ОДЕЖДЫ»

За последние десять лет невозможно представить, чтобы экипажи
российских космических кораблей отправлялись в космос без собственных
эмблем.
Однако эта символика была на советских, а затем и российских
космонавтах далеко не всегда.
Официально первым символом государственной принадлежности космонавта
считаются большие красные буквы «СССР», написанные на шлемофонах 8 первых
космонавтов (от Ю.Гагарина до А.Леонова включительно)... Но не зря говорят,
что «первый блин комом». И в этом случае исключения не было. Существуют
известные кадры первого космонавта, поднимающегося с кресла, после
окончания процедуры облачения в скафандр. В следующем кадре он подходит к
автобусу. Ни в том, ни в другом случае букв «СССР» на его шлеме нет.
Появляются же они в тот момент, когда он выходит из автобуса и идет к
С.Королеву. Случилось так, что Е.Карпов написал эти буквы по дороге на
стартовую площадку. Этот скафандр сейчас находится в музее «Звезды».
Причиной этого стало беспокойство за жизнь космонавта в случае посадки в не
расчетном районе. Дело в том, что незадолго до этого был сбит американский
летчик Пауэрс, с которым, по мнению Е.Карпова и могли спутать Ю.Гагарина.
Что же касается остальных космонавтов (Г.Титов, А.Николаев, П.Попович,
В.Быковский, В.Терешкова) - существуют настоящие кадры А.Николаева,
выходящего из автобуса, перед тем как отдать рапорт председателю
Госкомиссии, кстати, использованные в одном из (переведенных на английский
язык) фильмов РКК «Энергией», у которого нет надписи «СССР» на шлемофоне.
Из этого следует, что пятеро космонавтов, стартовавших после Ю.Гагарина,
летала без аббревиатуры. Как ни странно, но ни в одном из кадров,
передававшихся из космоса этих букв просто-напросто не видно. И я склонен
считать, что все наиболее известные проходы первых космонавтов, как и
проход Ю.Гагарина, сделаны накануне, во время отсидки (тем более что кадры
Ю.Гагарина в самом космическом корабле, вообще сняты на тренажере). Тем
более известно, что в день старта первого космонавта главный конструктор
посадил всех журналистов в автобус и отправил с площадки, чтобы они ему не
мешали.
Могут возразить, что существует фотография В.Терешковой, отдающей
рапорт председателю Госкомиссии, и на снимке хорошо видна аббревиатура. Не
спорю, но скажите, кто держит перед ней микрофон? Запасной пилот
космического корабля «Восток-5», капитан А.Леонов. Как же при всей нашей
секретности, они могли открыть широким массам еще нелетавшего космонавта?
Так что это тоже инсценировка или репетиция. Ведь существовали же парадные
заседания Госкомиссии, проводившиеся специально для прессы.
Более того, автор задавал этот вопрос одному из сотрудников фирмы
«Звезда», которая занимается разработкой и изготовлением скафандров. Он
полностью подтвердил мои предположения:
- Как вы думаете, были ли на шлемах первых шести космонавтов буквы
«СССР»?
- Думаю, что нет, - ответил он. - Из-за той секретности, которая тогда
была...
По инициативе К.Феоктистова, инженера-исследователя космического
корабля «Восход», совершившего полет вместе с В.Комаровым и Б.Егоровым в
октябре 1964 г. экипаж летал в космос без скафандров. К сожалению, мне не
удалось найти не одной фотографии данного экипажа, на которой бы
просматривались эмблемы хотя бы государственной принадлежности. Остается
думать, что их просто не было.
На левых рукавах скафандров экипажей «Восхода-2» (Беляев-Леонов,
Заикин-Хрунов), чуть выше локтя красовалась эмблема, изготовленная из темно-
синего бархата, в виде вытянутого ромба, в верхней части которого
располагалась ракета, стартующая от земного шара. Между ракетой и
полусферой планеты размещались буквы: «СССР».
На костюмах пилотов космического корабля «Союз-3» (Г.Береговой,
В.Шаталов, Б.Волынов) нет никаких эмблем. Однако, К.Лантратов в своей
статье по космической символике, «Эмблемы на скафандрах»* на этот счет
пишет следующее: «Первую символику попытался, видимо, ввести Георгий
Береговой. Во всяком случае, в редакции журнала хранятся нашивки-ленточки с
надписью «Союз-3». Как нас уверял передавший их человек, это подлинные
вещи, изготовленные для полета Берегового. Только этот почин так и не был
поддержан.»
К сожалению, автору не удалось найти фотографию, на которой
просматривалась бы эта эмблема. Вероятно это более поздние варианты, такого
же энтузиаста, как и В.Молчанов, который создавал эмблемы экипажей задним
числом. «Молчановский» вариант эмблемы «Союза-3» выглядит следующим
образом: круглая нашивка, на которой изображен пролетающий над голубой
планетой зеленый штурмовик Ил-2.
Что касается полетов кораблей «Союза-4» и «-5», то не выходившие в
космос В.Шаталов и Б.Волынов эмблем не имели. «Перебежчики» А.Елисеев и
Е.Хрунов носили те же темно-синие эмблемы, в виде вытянутого ромба, что и
экипаж «Восхода-2». Эти эмблемы очень хорошо видны на фотографиях,
сделанных уже после перехода, в тот момент когда А.Елисеев снимает
скафандр.
Экипажи «Союза-6», «-7», «-8» (Шонин-Кубасов, Филипченко-Горбатко-
Волков, Шаталов-Елисеев, Гречко-Колодин, Николаев-Севастьянов) Летавшие как
и В.Шаталов с Б.Волыновым - без скафандров видимо не захотели
воспользоваться уже имевшейся нашивкой и летали с пустыми рукавами. Мною
так же не обнаружено ни одной фотографии этих экипажей и их дублеров, на
которых присутствовала бы данная символика.
Участники автономного 19-ти суточного полета (Николаев-Севастьянов) и
их дублеры (Филипченко-Гречко, Лазарев-Яздовский), а также первая
экспедиция на ДОС «Салют» (Шаталов-Елисеев-Рукавишников) не явились
исключением и ничем не отличились от своих предшественников. Они летали так
же - без эмблем.
Другое дело не полетевший экипаж «Союза-11» (Леонов-Колодин-Кубасов) и
их дублеры, стартовавшие вместо своих друзей (Добровольский-Волков-Пацаев)
носили на левых рукавах серых шерстяных курток всю ту же темно-синюю
ромбовидную бархатную эмблему.
После гибели экипажа «Союза-11» и пересмотра отношения к скафандрам,
из космического корабля было удалено третье кресло. Теперь на скафандрах
экипажей, которые должны были лететь на новую станцию «Салют-2» (Леонов-
Кубасов, Лазарев-Макаров, Губарев-Гречко, Климук-Севастьянов) в августе
1972 г. появилась новая эмблема: светло-синий или голубой прямоугольник со
звездой и надписью «Салют» по правому верхнему его лучу. Эта эмблема
просуществовала на костюмах всех экипажей станций типа ДОС и ОПС «Алмаз»,
вплоть до появления летом 1980 г. новых скафандров для экипажей КК «Союз
Т», когда из-за изменения дизайна самого скафандра, был изменен и внешний
вид эмблемы. Помимо нее на левый рукав скафандра нашивался государственный
флаг СССР.
Однако станция улетела «за бугор». В апреле 1973 г. на орбиту была
выведена еще одна станция «Салют-2», только экипажи (Попович-Артюхин,
Волынов-Жолобов, Сарафанов-Демин, Зудов-Рождественский), готовившиеся к
полетам на нее, готовились по программе ОПС «Алмаз», а не ДОС, как в 1972
г.
Но станция «Салют-2» приказала долго жить. Когда благодаря ионной
ориентации за один из первых витков (если не за самый первый) был истрачен
весь запас топлива.
В мае 1973 г. еще одна попытка вывести на орбиту ДОС «Салют-2»,
окончилась неудачно. Экипажи (Леонов-Кубасов, Лазарев-Макаров, Губарев-
Гречко, Климук-Севастьямов) снова были готовы к полету. А первые два, как и
в апреле успели сфотографироваться у памятника и на фоне мавзолея В.Ленина,
возложить цветы к могиле С.Королева, посетить кабинет-квартиру Владимира
Ильича в Кремле и вылететь на Космодром, но станция снова приказала долго
жить, разгерметизировавшись на 13 сутки полета. Экипажи вернулись в Москву
и продолжили подготовку в режиме поддержания готовности. Автору попадались
фотографии экипажа Леонов-Кубасов в скафандрах с эмблемами «Салют». И если
тогда для автора была загадка в чем дело, то теперь ее нет: это фотографии,
относящиеся к периоду их подготовки к полету по программе ДОС. Правда, 1972
или 1973 г. определить по фотографиям не представляется возможным, т.к.
никаких дополнительных привязок на снимках нет.
Следующим был автономный полет экипажа «Союза-12» Лазарев-Макаров,
целью которого являлось испытание новой модификации космического корабля 7К-
Т. На фотографиях экипажей (Лазарев-Макаров, Губарев-Гречко) готовившихся
по данной программе не было никаких эмблем, кроме государственного флага
СССР.
Полет «Союза-13» (Климук-Лебедев) - тайна, покрытая мраком. По одним
данным: на В.Лебедева скафандра не было, и он полетел в чужом. Но
П.Климук?.. Что делают эмблемы «Салюта» на скафандрах экипажа, летавшего по
программе «Орион» (астрофизическая лаборатория). В данном случае, реальнее
всего было бы разработать эмблему для данного полета и пришить ее. Да, и на
ДОСе экипажа в таком составе не было. На вопрос автора про эмблемы
«Салюта», заданный В.Лебедеву, он ответил, что такого не помнит и должен
посмотреть на фотографии, прежде чем отвечать. Услышав этот ответ, автор
понял, что ничего вразумительно он ответить не сможет. Более того, по
документам, коими располагала редакция журнала «Новости космонавтики» во
время работы над справочником «Советские и российские космонавты»
В.Лебедев готовился к полету по этой программе с июля 1972 по ноябрь 1973
г. До сентября 1973 в качестве резервного бортинженера, а затем в составе
дублирующего экипажа, вместе с П.Климуком. Примерно это же подтверждает и
В.Яздовский, говоривший, что В.Лебедев оказался в составе их группы
несколько позже, а именно летом 1973 г. По другим данным В.Лебедев полетел
в космос только потому, что вовремя оказался в нужном месте и сумел
поместиться в ложемент В.Яздовского. Сам же космонавт рассказывает, что он
попал в экипаж только из-за своего очень хорошего знания звездного неба и с
лета готовился уже в качестве запасного бортинженера «половинки экипажа»,
как называл его Бурзанян. С его же слов известно, что скафандр, в котором
он летал в космос, был все же его собственный. На официальных фотографиях
того основного экипажа (Воробьев-Яздовский), который должен был лететь в
космос изначально, нет никаких «Салютовских» эмблем, опять только
государственные флаги или и вовсе без них.
Теперь о «Союзах-14» (Попович-Артюхин, Волынов-Жолобов) и «-15».
(Сарафанов-Демин, Зудов-Рождественский), летавших на ОПС «Салют-3». На
стартовой фотографии «Союза-14» четко просматриваются положенные им эмблемы
орбитальной станции и государственные флаги на левых рукавах скафандров, с
этим все в порядке. Этот экипаж интересен другим. Существует две фотографии
основного и дублирующего экипажа, сделанных на Красной Площади и у Мавзолея
В.Ленина. Одна - в шинелях (!), а вторая - в кителях. Откуда, спросите,
шинели, когда экипаж был в центре Москвы в самом конце мая?..
«Был ответ на мой вопрос - прост...» - как пел В.Высоцкий в «Песне о
йогах». Эти фотографии сделанные в апреле 1973 г., когда они были экипажем
корабля «Союз-12» и должны были лететь на ОПС «Салют-2».
Однако, не обо всех фотографиях этого экипажа (а особенно в
скафандрах) можно точно сказать, что они относятся к 1974 г. У автора есть
подозрение, что в основном использовались те снимки, которые делались в
1973 г., ведь состав экипажа не изменился, зачем переснимать заново, тем
более, что человек за один год сильно не меняется?..
«Союз-15». На официальных фотографиях данного экипажа, очень часто нет
даже государственного флага СССР, но это на тренировочных скафандрах, а
тренироваться космонавту могут, в чем попало, главное, чтобы подошло по
росту. На предстартовой фотографии все в порядке эмблемы на месте и
придраться здесь не к чему, за исключением проваленной (по вине
Г.Сарафанова) программы полета.
Теперь о программе ЭПАС (Экспериментальный полет «Аполлон» - «Союз»).
Вместо трех запланированных полетов, по этой программе было совершено
только два. «Союз-16» и «Союз-19».
Дело в том, что это первая программа, для которой помимо
государственного флага (национальной принадлежности) были разработаны
специальные эмблемы (и даже) трех различных видов. Однако это не помешало
экипажу «Союза-16» (Филипченко-Рукавишников) полететь в космос не с
эмблемой программы, а с с государственными флагами СССР. Изначально автор
руководствовался официальным портретом А.Филипченко в скафандре с нашивкой
станции «Салют» на правой стороне груди и думал, что этот экипаж
(аналогично первому экипажу Леонов-Кубасов) пришел с программы ДОС. Но,
увы, это не так. В поисках ответа на данный вопрос автор перерыл кучу
литературы и документов. Ответа нет. Спрашивать у самих космонавтов не
стал, т.к. вряд ли кто-либо из них помнит о такой мелочи, как нагрудная
нашивка (пусть, даже, и с другой программы). После долгих поисков автор
нашел полетный скафандр Н.Рукавишникова, «живущий» сейчас в музеи истории
космодрома Байконур, где был в период 1-4 июня 2001 г., который помог найти
ответ на вопрос. Осмотрев его, автор увидел, что никаких эмблем ДОСа на нем
нет, как нет и эмблем ЭПАСа, вместо них один только госфлаг... Из этого
следует, что фотография А.Филипченко была сделана к одном из тренировочных
скафандров.
Есть еще несколько фотографий этого экипажа, официально датировавшихся
периодом подготовки по ЭПАСу. на одной из них они находятся в тренажере
спускаемого аппарата «Союз», на другой: на фоне тренажера и на обоих
«колдуют» с фотоаппаратурой. На рукавах (!) космонавтов нашивки станции
«Салют». Причина их наличия на полетных костюмах не понятна совсем.
Что же касается основного экипажа (Леонов-Кубасов) программы и двух
запасных (Романенко-Иванченков и Джанибеков-Андреев), то на их фотографиях
все в порядке. На всех снимках, они с эмблемами программы. Подобная
неразбериха происходила только с дублирующим экипажем программы (Филипченко-
Рукавишников). С этого же момента на полетных скафандрах первого образца
членов международных экипажей появились фамилии космонавтов. Для всех же
остальных написание фамилий стало соблюдаться, только начиная с полета
космического корабля «Союз Т-2» (Малышев-Аксенов), т.е. с появлением
скафандров нового образца.
На полетных скафандрах трех экипажей космических кораблей «Союз-17» «-
18-1» и «-18» (Губарев-Гречко, Лазарев-Макаров, Климук-Севастьянов,
Коваленок-Пономарев) эмблемы «Салюта» присутствовали. Кстати, именно по
отсутствию этих эмблем на фотографиях экипажей «Союза-12» и «-18-1»
(Лазарев-Макаров) можно точно сказать, экипажем какого из двух космических
кораблей, они в данный момент являются.
Эмблемное обеспечение экипажа «Союза-21» (Волынов-Жолобов, Зудов-
Рожденственский, Горбатко-Глазков) ничем не отличается от предыдущих
«Алмазовских» экипажей. Первый экипаж ОПС «Салют-5» имел ту же синюю
эмблему и государственный флаг СССР, расположенные там же, где и всегда.
Однако, с полета «Союза-21» нашивки стали появляться и на шерстяных
полетных костюмах, в которых космонавты находятся на станции. Пока это
только государственный герб СССР, пришитый к левой стороне груди и эмблема
ОПС, расположенная, где попало.
На этом фоне относительного соблюдения символики, выделяется
автономный полет экипажа (Быковский-Аксенов, Малышев-Стрекалов, Попов-
Лебедев) «Союза-22», летавший на космическом корабле, оставшемся от
программы ЭПАС, в автономном полете по испытанию многозональной фотокамеры
МКФ-6, производства ГДР. По результатам полета правительство Германской
Демократической Республики не пожалело для космонавтов орденов Карла
Маркса. Но опять на фотографии, где экипаж идет от автобуса на доклад
председателю Госкомиссии отчетливо видно, что на правой стороне скафандров
обоих космонавтов красуются все те же эмблемы программы ДОС. Как назвать
это? Полным безразличием к данному вопросу или попыткой сбить столку
собственных исследователей истории пилотируемой космонавтики? Ведь при всем
многообразии символики, при ее точном соблюдении, можно точно определить
принадлежность того или иного экипажа, а также отмененный полет или нет,
дублирующий экипаж или основной. Но, это при точном соблюдении...
«Споткнувшись» о забывчивость В.Лебедева, а все же решил задать тот же
вопрос В.Аксенову. На этот раз я получил четкий ответ. Дело в том, что
фирма «Звезда» шила костюмы по одному стандарту и никто ни на какие
автономные или не автономные полеты никакого внимания не обращал.
Действительно, обычное разгильдяйство со стороны заказчика и точное
действие инструкциям со стороны изготовителя. Естественно, когда эмблема
пришивается еще к выкройке верхнего слоя скафандра, чтобы потом не нарушить
его герметичность, то перед стартом никто ничего переделывать не станет, да
это никому и не нужно. Хотя есть, конечно, умельцы, научившиеся это делать
и потом... (Но все равно это реально только в заводских условиях, а не «на
руках», перед стартом. И потом это объяснение ситуации на 1976 г., а что же
послужило причиной подобного несоответствия в 1973 г.?)
В результате мы получили, что (вероятнее всего) основываясь именно на
этих недосмотрах, автономный полет «Союза-22» причислили к одной из
экспедиций на ОПС «Салют-5». Я сам видел книгу одного из французских
авторов по истории орбитальных станции СССР и России, вышедшей в 2001 г.,
где именно так и было написано. Давайте и дальше продолжать в том же духе.
Еще не то будет...
«Знаки различия» экипажей космических кораблей «Союз-23» и «-24»
(Зудов-Рождественский, Горбатко-Глазков, Березовой-Лисун, Козельский-
Преображенский) ничем не отличались от тех, что имела первая экспедиция ОПС
«Салют-5» - «Союз-21».
Символика первого (Коваленок-Рюмин, Романенко-Иванченков), второго
(Романенко-Гречко, Коваленок-Иванченков, Люхов-Рюмин, Попов-Лебедев) и
третьего (Джанибеков-Макаров) экипажей ДОС «Салют-6» ничем не отличалась от
последних экипажей «Салюта-5».
С визит на ДОС космического корабля «Союз-28» с советско-чехословацким
экипажем привнесли с собой новую струю в экипажной символике.
Эмблема каждого полета располагалась на полетном костюме или на
тренировочном скафандре, в котором делались и официальные фотографии
основных и дублирующих экипажей. И если при расположении на скафандрах была
хоть какая-то система: госгерб - слева на груди, госфлаг - слева на рукаве,
эмблема Интеркосмос'а - справа на рукаве; то когда дело касалось размещения
на полетных костюмах - система отсутствовала напрочь. Нашивки пришивались,
как кому вздумается. Странно, но почему-то на всех полетных скафандрах
присутствовали только госфлаг и эмблема «Интеркосмос»'а. И еще с началом
этой программы госфлаг СССР немного видоизменился. Если при предыдущих
полетах это была просто полоска красной материи, пришиваемая к левому
рукаву скафандра, то теперь помимо заводского изготовления (ткались из
цветных нитей), они получили еще и аббревиатуру «СССР» над полем флага.
Данный вариант определения государственной принадлежности космонавта
просуществовал без изменений, вплоть до развала Советского Союза. Только со
временем буквы «СССР» из полукруглых стали угловатыми и все.
Эмблемы всех совместных полетов по программе «Интеркосмос» были
круглыми. СССР-ЧССР - синяя нашивка с изображение планеты Земля, вокруг
которой изображена стилизованная орбита станции «Салют» и сама станция,
внизу - красная звезда, расположенная между советским и чехословацким
флагами; СССР-ПНР - светло-серая нашивка с синей надписью «Interkosmos» (по-
латински или по-польски), параллельно которой размещена станция «Салют-6»
со стилизованной траекторией, в виде госфлагов стран, участниц полета; СССР-
ГДР - два разделенных сверху и снизу полукруга в виде флагов (слева -
Германия, справа - СССР), со скошенными краями, в центре - стилизованный
земной шар и т.д.
Помимо эмблем и государственных гербов стран, участниц программы
Интеркосмос, на левом рукаве космонавтов располагался их государственный
флаг с полным, либо сокращенных названием государства, например: «Polska»,
«DDR», «НР БЪЛГАРИЯ» и т.п.
Несмотря на попытки сделать эмблемы разными, все они получились «в
стиле» «Союз-Аполлона», и даже звезда в виде советского и кубинского флагов
на эмблеме экипажа СССР-Куба и белая ракета, стартующая от темно-голубого
земного шара с крыльями (идущими почему-то от газового шлейфа работающих
двигателей) в виде советского и румынского флагов экипажа СССР-СРР не
претендуют на «откровение» и потому выглядят обсалютно одинаковыми.
Первыми претендентами на оригинальность могут служить эмблемы экипажей
СССР-Франция (шагающий звездный человек) и СССР-Индия (Колесница Будды),
авторы которых полностью ушли от предыдущих штампов и придумали
действительно что-то заслуживающее внимания, как в художественном, так и в
геральдическом плане. Более того, это была одна из первых серьезных попыток
использования в эмблемах каких-либо иных, кроме общих стилизаций и
госсимволики, предметов и элементов. Как кажется автору данные попытки
оказались не до конца удачными, но по-своему интересными.
Далее, вплоть до развала в 1991 г. Советского Союза никаких изменений
в «знаках различия» не происходило. Придумывались эмблемы только для
международных экипажей, тогда как отечественные полеты оставались без
эмблем. Однако даже это было не всегда.
В уже цитировавшейся мною статье К.Лантратов описывает случай,
произошедший с экспедицией на станцию «Мир» (Арцебарский-Крикалев),
стартовавшей до, а возвратившейся уже после августовского 1991 г. «путча»:
«Так все и тянулось до 1991 г. Тогда готовился советско-британский полет по
программе 'Juno'. Эмблемой программы этого полета был журавль на фоне
звездного неба. Тут-то Владимир Семенов - шеф компании «Видеокосмос» -
договорился с художницей ЦПК Светланой Гончаренко: нарисовать на основе
«программной» эмблемы экипажный «пэтч». Вокруг журавлика появилось желтое
кольцо с фамилиями членов экипажа: Арцебарский. Крикалев, Шарман. Такую
эмблему «Видеокосмос» выпустил в виде наклейки-стикера. Попытка
заинтересовать руководство ЦПК (РКА тогда не существовало) в продолжение
работ закончилась ничем». Далее, автор пишет о том, как он героически
пытался пробить этот вопрос в различных инстанциях и, как ему это удалось.
Описывает тот энтузиазм, с которым он трудился над этим, пока данный вопрос
не заинтересовал «Планету Земля». После чего все перешло в руки космонавта
А.Лазуткина и подполковника РГНИИ ЦПК Д.Щербинина.
Чуть позже уже упоминавшийся мной В.Молчанов начал разработку личных
эмблем для российский и иностранных космонавтов, причем за основу в них
бралось либо какое-то событие в жизни космонавта (например - крылья
морского летчика - у А.Викторенко), профессиональная принадлежность
(«доктор Айболит» - у В.Полякова), набор несвязанных между собой элементов
- как у Ю.Усачева, или «картинки с выставки» как у В.Дежурова и Н.Тагарда.
Чаще всего эти эмблемы были слишком надуманными и обсалютно безграмотными
не только в геральдическом, но и в художественном отношении.
Я не только ничего не имею против В.Молчанова, скорее наоборот, питаю
к нему чувство благодарности, т.к. если бы не он, то справочник «Советские
и российские космонавты 1960-2000» не увидел бы свет, т.к. именно этот
человек «заразил» моих соавторов И.Маринина и С.Шамсутдинова этой идеей.
Но, если человек является прекрасным специалистом с химии или физике, но
совершенно не разбирается в нотах. Разве он может сочинять музыку? Уверен,
что нет! Так получается и в этом случае...
При разработке эмблем, которой занималась компания «Видеокосмос» и
ребята из «Новостей космонавтики» (как они сами объяснили это автору), за
основу брались основные этапы полета (например, старт на «Шаттле» и посадка
на «Союзе ТМ» - у экипажа Соловьев-Бударин). И опять получалось
нагромождение бесполезных предметов и сочетание несочетаемых элементов.
В разговоре с выше упомянутым сотрудником фирмы «Звезда», я узнал, что
расположение и сами эмблемы утверждались свыше. Раньше, он ездил за этим в
Кремль, а теперь в Росавиакосмос. В таком случае либо исполнители плохо
выполняют приказы, либо руководство практически всегда оказывается
некомпетентно в данных вопросах...
С передачей этого дела в руки Д.Щербинина эмблемы стали принимать
более-менее нормальный внешний вид. Однако попытки придать им статус
официальной символики закончился ничем.
По существующим ныне законам, только та эмблема (герб) или награда
имеют статус официального символа, которые пройдут геральдическую
экспертизу и регистрацию в Госгерольдии при Президенте РФ. Но ни
руководство отрасли, ни те, для кого их разрабатывали (в основе своей) не
считают этот вопрос важным, потому все находится в «подвешенном» состоянии.
«Правила ношения» данных «знаков различия», т.е. попытки
систематизировать и упорядочить существующую символику неоднократно
предпринимались, в том числе и автором статьи. Вместе с космонавтами
А.Лазуткиным и Ф.Юрчихиным мы занимались решением данного вопроса несколько
лет назад.
Пытаясь найти разумные варианты расположения эмблем, мы старались
перенять и то лучшее, что было у американцев, например, расположение
уменьшенных нашивок осуществленных уже миссий над локтем правого рукава с
таким расчетом, чтобы нижняя нашивка на половину перекрывала верхнюю;
внешний вид именных нашивок тоже сделать по типу американских, только
писать на двух языках (сначала по-русски), основу сделать из черного
материала, а остальное в зависимости от принадлежности: летчик -
авиационный орел и голубой кант по краю нашивки, инженер - молоток и
разводной ключ, и синий кант; медик - «гадюка» (медицинская эмблема в виде
чаши со змеей) и зеленый кант и т.д. Были и другие идеи. Есть разработки и
целой наградной системы для Росавиакосмоса, тоже невостребованная.
Два года назад в компанию разработчиков символики влился американский
коллекционер Алекс Панченко, который наразрабатывал большое количество
неофициальных полетных эмблем и личных эмблем космонавтов. Некоторые из них
оригинальны, некоторые слишком просты.
К сожалению, до сих пор каких-то определенных «Правил ношения» данных
«знаков различия» не существует, и космонавты по сей день, пришивают
эмблемы в произвольном порядке.



__________________
*«Новости космонавтики» ? 10, 2000, стр. 58-60.