Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoworld.ru/spaceencyclopedia/hotnews/index.shtml?pr170.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Apr 10 02:13:39 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: созвездие лебедя
Новости | А. Железняков. Энциклопедия "Космонавтика" | Космический Мир

  НОВОСТИ  ФЕДЕРАЦИЯ  ЭНЦИКЛОПЕДИЯ  ИСТОРИЯ  СТАНЦИЯ МИР  ENGLISH

Ресурсы раздела:

НОВОСТИ
КАЛЕНДАРЬ
ПРЕДСТОЯЩИЕ ПУСКИ
СПЕЦПРОЕКТЫ
1. Мои публикации
2. Пульты космонавтов
3. Первый полет
4. 40 лет полета Терешковой
5. Запуски КА (архив)
6. Биографич. энциклопедия
7. 100 лет В.П. Глушко
ПУБЛИКАЦИИ
КОСМОНАВТЫ
КОНСТРУКТОРЫ
ХРОНИКА
ПРОГРАММЫ
АППАРАТЫ
ФИЛАТЕЛИЯ
КОСМОДРОМЫ
РАКЕТЫ-НОСИТЕЛИ
МКС
ПИЛОТИРУЕМЫЕ ПОЛЕТЫ
СПРАВКА
ДРУГИЕ СТРАНИЦЫ
ДОКУМЕНТЫ
БАЗА ДАННЫХ
ОБ АВТОРЕ


RB2 Network

RB2 Network


НОВОСТИ

Выпуск ? 170, приложение


Архив новостей.

    СЕГОДНЯ В ВЫПУСКЕ:

      1. Он сказал: "Поехали". И тут же купил 13 крутых иномарок.
      2. Ракетодрама-3.
      3. Когда "оно" грянет, чем ответит Земля?
      4. Герберт Уэллс был реалистом.



ОН СКАЗАЛ: "ПОЕХАЛИ!". И ТУТ ЖЕ КУПИЛ 13 КРУТЫХ ИНОМАРОК

          На имя космонавта Юрия Романенко за один месяц было оформлено пять "Тойот-Лэндкруизер", две "Тойоты-Лексус", две "Ауди", две "Субару", "Гранд-Чероки" и "Мерседес". А на ветерана, Героя Советского Союза Глеба Молчанова - 23 иномарки зараз. Все машины приобретались в личное пользование

          В "черном списке" покупателей иномарок - еще 119 фамилий самых уважаемых людей страны: Героев Советского Союза и России. В основном (кроме космонавтов) - 80-летние старики-ветераны. Но именно они, немощные и небогатые, сумели в 1999 году протащить в Россию разом 900 новеньких и дорогущих авто, любое из которых тянет на два-три миллиона рублей.
          В то, что наши герои ворочают такими деньгами и держат личные гаражи с дюжинами "Мерседесов", не поверилось сразу. Многие из них с костылями-то еле управляются. А большую часть своей геройской пенсии тратят на такси до участковой поликлиники.
          Пришлось провести журналистское расследование.Оказалось: у многих героев не только джипов - даже стареньких "Жигулей" нет.
          Но и покупка ими иномарок - тоже правда. Да такая, что каждому из них государство теперь выставило счет на десятки миллионов рублей. Старики, бравшие Берлин и Кенигсберг, люди, перед которыми все мы в долгу, сами оказались великими должниками. Они глотают горстями лекарства и не могут понять: как же их так жестоко надули?!.


          Законы-то дырявые!

          В эту историю герои вляпались просто. Как известно, на рубежах нашей родины "лютует" таможня, взимая с всяк ввозящего в страну красавицу-иномарку аж до 60 процентов ее стоимости. В пользу государства, конечно. Только кому ж охота отваливать казне такие деньжищи?
          Везти машины тайными партизанскими тропами? Попадешься не сразу, так через год первому же сержанту ГИБДД. Документа-то на машину не будет. Сегодня автокриминал работает чище: дыру находят не в границе, а в законах. Чтобы и пошлин не платить, и машину "отмыть".
          До апреля 1999 года автодельцы вовсю пользовались льготами ликвидаторов Чернобыльской аварии. А когда эту халяву прикрыли, взяли в оборот героев. Механизм действовал с безотказностью автомата Калашникова. Ветеранам даже не надо было никуда ходить. У них одалживали "геройскую книжку" и несли ее в суд, который тут же решал: "Пошлину не брать".

          А судьи кто?

          Есть в статусе героев такая закавыка: мол, они освобождаются от таможенных платежей в размерах, предусмотренных законом. Только вот закона с этими самыми размерами в природе нет. Получается, нету и поблажек.
          Это затвердил в августе 1999 года специальным письмом Верховный суд России, разослав его по городам и весям.
          Однако все 900 геройских иномарок оказались в России уже после появления этого письма. И все они без единой копейки были растаможены в одном-единственном городе - Смоленске.
          Строчку закона о героях смоленские судьи читали как бы до половины. А письмо Верховного суда, получается, не читали вовсе.
          - Любой из нас вправе иметь собственное мнение, как применять закон, - сказали "КП" в Областном смоленском суде. - И никто не имеет права за это наказывать.
          Взаправду ли верили смоленские служители Фемиды, будто древний дед, еще участник боев под Халхин-Голом, будет раскатывать сразу на 4 одинаковых джипах "Мицубиси-Паджеро"? Этого теперь не проверишь. Но разрешал их ему бесплатно ввезти один и тот же судья, в один день.
          Особо отличились, осчастливливая ветеранов иномарками, судьи: Л. Ковалева, А. Федоришин, А. Сидницкая, Н. Журкова, В. Разенкова и А. Пудов. Их подписи мелькают под "геройскими" решениями судов особенно часто.
          В результате осенью 1999 года Смоленск превратился из города-героя в город героев. Число граждан, носящих это высокое звание, в считанные недели увеличилось здесь с 7 человек до 120! Нет, никакой победоносной войны в это время тут не велось. Герои со всей страны прописывались в Смоленске пачками ради того, чтобы только иметь право обратиться в здешний суд.
          Таможенники пробовали было запретить везти через Смоленскую область вообще хоть какую железяку. Не помогло. Машины гнали другими маршрутами, но оформляли все равно в "родном" смоленском суде.

          Почем шли "звездочки" на капоте?

          По какой цене шло с молотка звание Героя? По очень сходной. За каждую иномарку ветеранам перепадало 5 или 10 тысяч рублей.
          - В судебных заявлениях герои писали, что покупают машины в личное пользование, - рассказывает прокурор Смоленской транспортной прокуратуры Нина Васильева. - Но установлено, что ни один (!) автомобиль до них так и не дошел. Все машины проданы через солидные московские автосалоны.
          А перед самыми новогодними праздниками ветераны, чьими документами ловко попользовались, получили убийственные подарки. Всем им вручили счета за неуплаченные государству пошлины. От 5 до 50 миллионов рублей каждому. Нет денег - прощайся с имуществом.

          За неуплату отдашь квартиру

          В Смоленске я честно обошел половину геройских адресов. Всюду мне давали от ворот поворот: никаких ветеранов и космонавтов не знаем.
          Многие герои в самом деле не были в Смоленске ни разу в жизни. Их заочно прописывали здесь "обходительные молодые люди".
          Из семи настоящих героев-смолян не испугался рассказать "КП" правду о том, как их надули, только Иван Александрович Николаев - боевой летчик, штурмовавший Кенигсберг. Остальные ветераны, заслышав о иномарках, шарахались от журналистского удостоверения, как от гранаты с вырванной чекой.
          - Вам за что Героя дали?
          - А за всю войну разом. Я и орудием командовал, три танка подбил. И на У-2 летал - "ночном бомбардировщике". И на штурмовике. Однажды меня зенитки прямой наводкой расстреляли. Я до аэродрома дотянул, только сел - самолет развалился.
          - Сколько лет-то вам?
          - 78.
          - Машина есть?
          - Откуда?
          - Так 13 иномарок за вами числится!
          - Приходил ко мне незнакомец и долго уговаривал, мол, раз льгота есть, надо пользоваться. Не хотел я. Да детям подмога понадобилась. Дал он мне немножко долларов. А потом принесли счет: я должен вернуть государству 7 миллионов рублей!
          С ума сошли. Я таких денег в жизни не видел. Обещали, если за две недели деньги не найду, имущество описать. Двухкомнатная квартира - вот все мое имущество.
          Ни я, ни мои земляки-герои не виноваты. Решения выносил суд. Нас учили суду верить. Вот он пускай деньги и возвращает.

          Космонавту не досталось ни копейки

          Юрий Романенко - дважды Герой Советского Союза, летал в космос три раза.
          За 3 недели октября 1999 года на Юрия Викторовича оформлено сразу 13 иномарок. Следствию космонавт заявил: "Я дал копии своих документов человеку, который представился работником какого-то Фонда поддержки героев. Он уговорил меня вступить в этот Фонд. Ни о каких машинах я не знал".
          Космонавт назначил мне встречу в своем московском офисе. Но в последний момент передумал. Секретарша объявила: шеф уехал, не ждите.
          - Это неприятная история. Не хочу о ней даже говорить, - объяснился Романенко по телефону.
          - Так вам не давали денег за оформление машин?
          - Нет. И вообще я прохожу по делу свидетелем.

          Полдеревни запрягает джипы в розвальни

          Сегодня герои для автокриминала - уже отработанный шлак. Теперь машины модно оформлять в братской Белоруссии, где пошлины в десятки раз ниже, чем в России. Но делается это опять же через суд. И опять не где-нибудь, а в Смоленске.
          - На хрена тебе в эту дыру? - вопрошал смоленский таксист, пока мы ехали с ним на разбитой вдрызг "Волге" в пригородную деревеньку Чекулино.
          - Там на каждого второго колхозника джип оформлен.
          - Да ну?
          На пятаке против перекошенного чекулинского сельсовета собрались человек двадцать. Привезли газовые баллоны - народ грузил их на санки и, кряхтя, тащил по избам.
          - Чего не на машинах? - завожу разговор с двумя молодками в пуховых платках.
          - Дык у маво кобеля "Москвич" совсем сломался. Старый больно. А ишшо в селе только два "жигуля". В них баллон не залезает.
          - Зарабатываете хорошо?
          - На ферме-то? По 600 рублей.
          Брызгая паром, пронеслась лошаденка с двумя пузатыми баллонами на телеге. Успеваю прыгнуть в нее. Дергаю за рукав небритого мужика с вожжами.
          - Как звать?
          - Павлом.
          Смотрю в список чекулинских автобогатеев.
          - Так ты джип аж за 2 миллиона рублей на днях купил. Чего на лошади ездишь?
          - Нету джипа. И миллионов нет, меня даже из колхоза выперли. А бумажки на машину - было, подписывал. Знакомый хорошо попросил.

Расплата

          Жалеть героев теперь без толку. Если следствие установит, что они брали за прокат своего высокого звания хоть один доллар - пиши пропало: им припаяют все неуплаченные в казну пошлины в полном размере.
          Эти люди - действительно честь и гордость нации. Золотые Звезды каждый из них отвоевал или отработал сполна. Но обеспеченной жизни за это от родины никто из них не дождался.
          Им приходится "крутиться", как всем. И попадать в переделки - вроде этой.
          Но обида в другом. Почему всю вину и всю расплату за аферу с иномарками взвалили на героев, а не на перегонщиков машин или судей?
          Кто-нибудь ответит?


          Андрей СЕДОВ.
          (Наш спец. корр.)
.
          Москва - Смоленск.

          "Комсомольская правда", 17 января 2001 года.





РАКЕТОДРАМА-3

          В прошлом году "Новая газета" опубликовала серию материалов о том, какие экологические беды несет безответственное освоение космоса. О том, что за благими намерениями и миллионами долларов напрочь забывают о безопасности тех, кто живет неподалеку от космодромов и стартовых площадок. О том, что уничтожение ядерных ракет, задуманное ради сохранения жизни на Земле, оборачивается для сотен людей загубленным здоровьем. Резонанс эти статьи получили достаточный. По крайней мере наметилась возможность диалога между военными и учеными-экологами, в котором примут участие и корреспонденты нашей газеты.
          Мы обязательно проинформируем читателей, чем завершится "круглый стол", посвященный данной проблеме и намеченный на ближайшее время. Сегодня мы публикуем третий материал из этой серии. Он посвящен одной конкретной судьбе.
          "Я хочу рассказать о той системе, которая сложилась в космических частях Министерства обороны России, и об отношении государственного здравоохранения, социальных служб к людям, отслужившим в таких войсках. Пусть узнают и простые люди, и узкие специалисты о том, что происходило со мной и с другими ребятами, и дадут свою оценку. Почему к нам относятся, как к списанному мусору? За что нас сбрасывают со счетов? Нам приказывали, мы выполняли, делали работу и делали ее хорошо".
          И вот что далее рассказал пришедший в Институт социологии РАН старший сержант запаса Виктор Шульгин, отслуживший в космической части космодрома Плесецк с 1990 по 1992 г.

          Боевые работы

          В 1990 году я окончил медицинское училище в Ярославле, а через 3 месяца меня призвали в армию. Заключение военной комиссии: здоров на все "сто". Направили в Плесецк, в космические части Минобороны. Служил санинструктором на пусковом комплексе "Лесное", входил в боевой расчет в составе аварийно-спасательной группы. В мою задачу входило обслуживать все работы, связанные с гептилом и меланжем.
          При заправке ракеты находился от нее в 100-150 метрах, а при пуске должен был оставаться на поверхности, в то время как все остальные прятались в подземных бункерах. А стартовую площадку, согласно приказу, покидал последним. Мне пришлось участвовать где-то в 22-23 пусках, в том числе и коммерческих пусках США, Франции, Японии, включая международную программу "КОСПАС-САРСАТ".
          Конечно, средства индивидуальной защиты были при мне (противогаз с кислородом), но пользоваться им при проведении боевых работ запрещалось: применять его можно только при взрыве ракеты. А ведь, например, перекачка топлива из цистерн - вещь опасная, тем более что гептил нередко проливался, а я находился от заправщиков на расстоянии 50-70 метров. Иногда приходилось оказывать экстренную медицинскую помощь при остром отравлении в 15-20 метрах от самих цистерн. Обслуживал также боевые профилактические работы: промывку цистерн. И все так же без противогаза.
          А сжигание паров гептила? Плюс аварийные выбросы этих паров в атмосферу, как, например, осенью 1991 года... Облако накрыло казармы, находящиеся в 1,5 км от места аварии. Я тогда был вместе с двумя солдатами. Ничего: отлежались в казарме 3-4 дня. После этой аварии в медпункте несколько дней стоял запах гептила.
          Вода, которую пили солдаты из нашей части, имела привкус железа и специфический запах. Как медик я производил регулярные заборы проб из кранов в казармах, пищеблоке, душевой на содержание компонентов ракетного топлива. И периодически обнаруживал превышение ПДК гептила - в среднем в 4 раза. Один случай запомнил особенно хорошо. Весна 1991 г. В пробе питьевой воды из крана в казарме ПДК гептила превысило в 8 раз. Доложил начальнику медслужбы. Он только спросил: "Из какого крана?" И все. А ведь питьевая вода поступала из трех скважин глубиной 30 метров, расположенных на пусковой площадке. Встает вопрос: если на глубине 30 метров 8 ПДК, то сколько его в поверхностных водах? Вокруг части много болот. Летом и осенью - постоянные испарения. Опять вопрос: что мы пили и чем мы дышали?
          Душ для помывки солдат. Периодически в нем мыли спецкостюмы заправщики - смывали гептил. И снова вопрос: кто может сказать, какова его концентрация была в душевой?
          Во всех помещениях на пусковой площадке - постоянный запах гептила. Казармы же солдат, расположенные в старых кирпичных зданиях 50-х годов, не проветривались. Шинели, ватники хранились возле постелей. В рационе солдат мяса практически не было, несмотря на собственную свиноферму. Фруктов не давали никогда. Из свежих овощей - свекла, капуста, картошка. Иногда репчатый лук и чеснок.
          Вокруг части на болотах росли белые грибы весом в 1,5 кг на ножке в 40 см. Они никогда не бывали червивыми, но при употреблении их в пищу возникали тяжелые отравления. Клюква вокруг части также была необыкновенных размеров: с крупную черешню. Отличалась большой сочностью. Каждую осень весь личный состав направлялся в деревню Бараново, в 20 км от части, для сбора такой же крупной клюквы, которая в необыкновенном изобилии росла на болотах вокруг деревни. Клюква собиралась тоннами и направлялась в Москву, уж не знаю - генералам или на продажу. Весной солдаты заготавливали и березовый сок.

          Провалы в памяти

          Всего у нас было где-то 450-500 человек личного состава, все они обращались за медицинской помощью по ночам исключительно ко мне. Основные жалобы солдат после пуска и профилактических работ: приступы слабости с тошнотой, головокружением, длительной головной болью, иногда рвотой. После каждого пуска 75-80 процентов солдат лежали "в лежку" в течение 3-4 дней.
          Солдаты постоянно жаловались на боли в желудке, поносы, тошноту, слабость, сопровождавшиеся резким падением артериального давления: до 40 на 80. Каждую неделю 4-5 больных с такими жалобами я отвозил в поликлинику города Мирного, но им ставили один и тот же диагноз: "острое пищевое отравление", хотя ни разу не было установлено, что пища недоброкачественная или в ней обнаруживались болезнетворные бактерии.
          Примерно у 45-50 процентов личного состава наблюдалось воспаление десен с кровотечением, расшатывались зубы, нередко они вообще вываливались при чистке. Кариес у 100 процентов. Кроме того, солдаты жаловались на выпадение волос, кожный зуд. Любая царапина превращалась в долго не заживающий гнойник. Кожа солдат поражена пиодермией, стрептодермией. На каждой ноге от 20 до 30 трофических язв, на лечение которых уходило полтора месяца. (При этом солдаты не освобождались от несения службы.)
          Частыми были обращения с жалобами на усталость, раздражительность, бессонницу, кошмарные сновидения, приступы гнева с последующими провалами памяти.
          Себя больным за время службы я не считал, хотя с января 1991 года - после пусков, заправки, переливания топлива, профилактических работ и сжигания паров гептила - стали появляться головные боли, головокружения, тошнота, гипотонические кризы с резким падением артериального давления, как и у солдат, которых я лечил. Летом 1991 года начались болезни ротовой полости, тоже стали выпадать волосы, появились кожный зуд, аллергическая сыпь, ринит, крапивница, ухудшилось зрение. В январе 1992 года возникли нарушения сердечной деятельности: тахикардия, аритмия. Весной 1992 года обнаружились расстройства нервной системы: сон стал прерывистым, с кошмарными сновидениями; появилис