Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-347.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sun Feb 3 01:35:26 2013
Кодировка: Windows-1251
Аполлон-15 (старт и полет к Луне) / Космический портал "Космопорт"

Аполлон-15 (старт и полет к Луне)

Старт и выход на орбиту Земли
'Аполлон-15' на стартовой площадке в июле 1971 года. Молния ударила в отдалении, не попав в корабль
Старт 'Аполлона-15'

В течение месяца, предшествовавшего дню намеченного запуска, над космическим центром имени Кеннеди несколько раз бушевали грозы. Молнии четыре раза попадали в наземные конструкции стартовой площадки 39-А, но они не повредили ни ракету-носитель, ни космический корабль. В день запуска, 26 июля 1971 года, во Флориде стояла отличная солнечная, практически безоблачная погода. В 4 часа 19 минут утра по Североамериканскому восточному времени, за 5 часов 15 минут до старта, Дэвид Скотт, Альфред Уорден и Джеймс Ирвин были разбужены своим боссом, заместителем директора НАСА по подготовке экипажей Дональдом Слейтоном. После того, как врачи констатировали отличное состояние здоровья астронавтов, они позавтракали в компании Слейтона и своих коллег из дублирующего экипажа и команды поддержки. Сразу после завтрака Скотт, Уорден и Ирвин облачились в скафандры и поехали на стартовую площадку. За два с половиной часа до запуска они заняли свои места в кабине космического корабля.

Старт 'Аполлона-15' состоялся в 13:34:00 UTC 26 июля 1971 года, всего на 0,187 секунды позже графика. Через 1,35 секунды после старта корабль совершил маневр отклонения от вертикали на 1,25њ в сторону, противоположную от башни обслуживания, для того, чтобы случайный порыв ветра не привел к соприкосновению ракеты-носителя с башней. Через 9 секунд после старта, когда башня обслуживания осталась внизу, ракета вернулась в вертикальное положение. Через 13 секунд корабль начал маневр по крену, а после его окончания, через 27 секунд после старта, начал отрабатываться маневр по тангажу для того, чтобы начать формировать траекторию выхода на орбиту искусственного спутника Земли, лежащую в плоскости с азимутом 88,088њ. Через 2 минуты 41 секунду после старта, на высоте примерно 70 км над Землей произошло разделение первой и второй ступеней РН. Процесс разделения первой и второй ступеней 'Аполлона-15' значительно отличался от других 'Аполлонов'. На сбрасываемом переходном отсеке между первой и второй ступенями 'Аполлона-15' не было ни одного ракетного двигателя твердого топлива для усадки топлива в баках второй ступени. Кроме того, вместо 8 тормозных РДТТ, как на прежних РН Сатурн-V, на первой ступени 'Аполлона-15' было только 4 тормозных РДТТ. Все эти двигатели были убраны в целях экономии веса для увеличения полезной нагрузки. В результате, разделение ступеней прошло не совсем так, как рассчитывали конструкторы. После отключения по команде ЖРД F-1 первой ступени их тяга очень быстро уменьшилась до 2 %, но в результате 'импульса последействия' она упала до 0 только через 4 секунды после этого. При этом ускорение, приданное пустой и легкой первой ступени, оказалось больше расчетного. Расстояние между ступенями при запуске двигателей второй ступени было меньше ожидавшегося, и струи раскаленных газов сожгли телеметрическую аппаратуру, установленную в верхней части первой ступени. По результатам послеполетного анализа, в целях минимизации рисков, в оставшихся полетах решено было вернуться к прежней конфигурации тормозных ракетных двигателей — восемь, а не четыре.

В начале 6-й минуты полета, на высоте 163 км, корабль летел уже практически горизонтально, набирая необходимую орбитальную скорость 7,8 км/сек. Примерно через 6 с половиной минут после старта 'Аполлон-15' достиг высоты 174,9 км, его скорость возросла до 4,57 км/сек. Он уже находился выше расчетной орбиты, так что в течение нескольких последующих минут ему предстояло лететь 'носом вниз'. После 9 минут 9 секунд полета были отключены двигатели второй ступени, через 1 секунду после этого третья ступень отделилась от второй, и еще через 0,1 секунды сработало зажигание единственного двигателя третьей ступени. Через 11 минут 34 секунды после старта по команде бортового компьютера был выключен двигатель третьей ступени, 'Аполлон-15' вышел на расчетную орбиту ожидания русск. для последующего перехода на траекторию полета к Луне. Двигатель отработал на 3,8 секунды меньше расчетного времени, поскольку тяга, развитая всеми тремя ступенями, оказалась немного больше ожидавшейся. Экипаж впервые в ходе миссии оказался в состоянии невесомости, после того как во время взлета перегрузки достигали 4 G. Когда 'Аполлон-15' вышел на околоземную орбиту, его нос оказался на 18њ наклонен вниз, к Земле. В предыдущих полетах, на более высоких орбитах ожидания, этот наклон был меньше, в пределах от 6њ до 10њ. Двигатели системы ориентации третьей ступени выровняли корабль, переведя его в горизонтальное положение относительно земной поверхности. Маневр поворота был совершен на скорости 0,3њ в секунду. В результате него в баке с жидким кислородом, который был еще заполнен почти на 3/4, образовалась волна, и 220 кг жидкого кислорода были потеряны через клапан, специально открытый перед маневром. Для минимизации этих потерь в ходе последующих миссий этот поворот делался медленнее, со скоростью 0,14њ в секунду.

Астронавты занялись проверкой всех систем корабля перед включением двигателя третьей ступени и переходом на траекторию полета к Луне. Уже на первом витке они начали выполнять и насыщенную научную программу 'Аполлона-15', сделав несколько снимков Земли на камеру с объективом, прозрачным для ультрафиолетовых лучей, через один из иллюминаторов 'Индевора', выполненный из кварца. При этом у них было и время полюбоваться видами Земли с орбиты. Адаптация к невесомости у всех троих проходила нормально. Скотт, как ветеран двух космических полетов, советовал коллегам поначалу поменьше двигаться. И Скотт, и Уорден, и Ирвин отмечали во время послеполетного опроса, что у них было чувство некоторой тяжести в голове, но никаких неприятных или болезненных ощущений не было. Скотт относил это на счет очень интенсивных тренировок на самолетах Т-38, когда астронавты выполняли пилотажные программы, насыщенные сложными фигурами высшего пилотажа. Правда, Ирвин еще признавал, что у него были легкие головокружения, которые продолжались первые три дня.

Старт к Луне и первый день полета

Через 2 часа 50 минут и 1 секунду после старта с Земли, на втором витке, в районе Гавайских островов двигатель третьей ступени 'Аполлона-15' был снова включен. Он проработал 5 минут 51 секунду и разогнал корабль до скорости 10,827 км/сек. 'Аполлон-15' перешел на траекторию полета к Луне. Примерно через 26 минут после этого астронавты начали маневр перестроения отсеков и стыковки командно-служебного модуля с лунным модулем, который находился в верхней части третьей ступени. Перед началом маневра 'Аполлон-15' находился уже в 6767 км от Земли, а его скорость под действием земной гравитации упала до 7,674 км/сек. Альфред Уорден, пилот командного модуля, пересев в левое, командирское кресло, в ручном режиме с помощью двигателей системы ориентации отвел 'Индевор' от третьей ступени и совершил переворот корабля на 180њ со скоростью 2њ в секунду. Для сближения он на 4 секунды включил двигатели ориентации. В момент стыковки скорость сближения 'Индевора' и 'Фолкона' составляла 0,03 м/сек. После первого касания захвата не произошло, и тогда Уорден еще на 1-2 секунды включил двигатели системы ориентации. Командно-служебный и лунный модули состыковались. Джеймс Ирвин снимал процесс сближения и стыковки на цветную телекамеру, изображение напрямую транслировалось на Землю. После стыковки и стягивания был произведен наддув переходного тоннеля и кабины 'Фолкона' кислородом из кабины командного модуля. Для этого был открыт клапан выравнивания давления, расположенный в центре переднего люка 'Индевора'. Когда давление выровнялось, Уорден открыл люк 'Индевора' и проверил 12 автоматических стыковочных замков. Один из них не защелкнулся, его пришлось закрыть вручную. Уорден также соединил два кабеля внутри тоннеля, объединив электросистемы командно-служебного и лунного модулей, и закрыл люк. После срабатывания четырех пироболтов, с помощью которых лунный модуль крепился к третьей ступени, пружины оттолкнули от нее два состыкованных корабля со скоростью 0,25 м/сек. Включение двигателей системы ориентации служебного модуля добавило к этой скорости еще 0,12 м/сек. Перестроение, стыковка и отход от третьей ступени продолжались чуть менее часа.

Когда 'Индевор' и 'Фолкон' отошли на расстояние примерно 150 м, третья ступень, по команде с Земли, была немного повернута и был включен ее двигатель, чтобы увести ее еще дальше. Через три дня, примерно через час после того, как 'Аполлон-15' выйдет на окололунную орбиту, она на огромной скорости врежется в поверхность Луны. Еще во время наддува кабины лунного модуля Скотт заметил и доложил на Землю, что на панели управления горит индикатор, показывающий, что открыты топливные клапаны маршевого двигателя служебного модуля и что, соответственно, двигатель работает, хотя было очевидно, что он никак не мог работать — все переключатели были выключены. Можно было предположить, что причина этого кроется в коротком замыкании, но было совершенно неясно, где оно произошло, и как с этой проблемой справляться. Десятки инженеров на Земле начали мозговой штурм, чтобы найти выход из положения. Почти через шесть часов после доклада Скотта о зажегшемся индикаторе в Хьюстоне выработали процедуру локализации неисправности. Астронавтов попросили последовательно попереключать переключатели, открывающие и закрывающие топливные клапаны основного двигателя командно-служебного модуля, подержать их в среднем положении, когда никакого контакта быть не должно, и даже постучать пальцами по панели. Эти действия выявили короткое замыкание в переключателе, управляющем приводами открытия и закрытия топливных клапанов контура 'А' основного двигателя. С контуром 'В' все было нормально. Решено было отказаться от первой из четырех запланированных на время полета к Луне коррекций траектории. Первая коррекция должна была проводиться с помощью двигателей системы ориентации. Отказ от нее давал возможность на следующий день впервые опробовать маршевый двигатель. Оставалось только выработать особую процедуру его включения, при которой обнаруженное короткое замыкание не могло бы приводить к преждевременному включению или выключению двигателя. В конце первого дня полета астронавты перевели корабль в медленное вращение вокруг продольной оси со скоростью 0,375њ в секунду для того, чтобы солнечное тепло равномерно распределялось по поверхности. При таком вращении 'Аполлон-15' совершал полный оборот вокруг своей оси примерно за 16 минут. Почти через 15 часов после старта астронавты стали укладываться спать. В этот момент они пролетели уже более 125 000 км, скорость корабля упала до 2,131 км/сек.

Второй день полета

Снимок Земли, сделанный экипажем 'Аполлона-15' 26 июля 1971 во время полета к Луне с расстояния примерно 55 000 км от Земли. В центре и далее к левому краю диска видна Южная Америка. Вверху — Центральная Америка. От нее чуть ниже и правее — Мексиканский залив и полуостров Флорида. Вверху справа — Северная Америка. Справа — гигантский шторм в Северной Атлантике. Внизу справа видны побережья Западной Европы и северо-западной части Африки

В первую ночь в космосе Хьюстон дал астронавтам отдохнуть более 10 часов и утром их будить не спешил, они сами вышли на связь. Астронавты записали целый ряд обновлений полетного плана и прослушали краткую сводку новостей. Затем им объяснили последовательность действий до и во время предстоящего включения маршевого двигателя. Окончательной выработкой рекомендаций на реальной тренировочной модели командно-служебного модуля в Хьюстоне занималась группа инженеров и астронавтов во главе с командиром дублирующего экипажа Ричардом Гордоном. В 28 часов 40 минут и 22,5 секунды полетного времени маршевый двигатель был включен в ручном режиме на 0,7 секунды, что увеличило скорость корабля на 1,62 м/сек. Это позволило отказаться от ранее запланированных второй и третьей коррекций траектории. Включение маршевого двигателя командно-служебного модуля стало и его первым испытанием, которое показало, что короткое замыкание в переключателе может привести к зажиганию в двигателе, только если контур 'А' находится под напряжением. Из этого был сделан вывод, что для коротких включений двигателя можно использовать только контур 'В', а для более продолжительных — оба контура, но контур 'А' при этом следовало подключать в ручном режиме через несколько секунд после зажигания и точно так же отключать его вручную за несколько секунд до автоматического выключения двигателя. После полета в злополучном переключателе был обнаружен маленький кусочек проволоки длиной 1,4 мм, который и вызвал короткое замыкание.

На этот же день была запланирована инспекция лунного модуля, в предыдущих экспедициях астронавты впервые осматривали и тестировали системы лунного корабля на сутки позже. Скотт, Уорден и Ирвин сначала стравили кислород из кабины 'Фолкона', удаляя таким образом возможные загрязнения, и наполнили ее свежим кислородом из командного модуля. За несколько минут до перехода Скотта и Ирвина в лунный модуль в одном из контуров системы энергоснабжения командного модуля произошел сбой, загорелся предупреждающий индикатор на главной панели управления. Одновременно возник непродолжительный сбой на линии связи. Как выяснилось вскоре, оба события не были связаны друг с другом и просто случайно совпали по времени. На станции дальней космической связи в Голдстоуне, в Калифорнии вышел из строя один из усилителей. А в 'Индеворе' погасли таймер полетного времени в нижнем отсеке оборудования, индикаторы выполняемых программ на дисплее компьютера тоже в нижнем отсеке оборудования и подсветка некоторых индикаторов на главной панели управления. Все это не было критично и не представляло опасности, но до конца миссии доставляло астронавтам некоторые неудобства. Как выяснилось после полета, причиной стало короткое замыкание в конденсаторе таймера полетного времени.

Первым в лунный модуль перешел Джеймс Ирвин, за ним Дэвид Скотт, туда же немного просунулся и Альфред Уорден, который держал в руках телекамеру и вел телетрансляцию. Астронавты сразу обнаружили, что на приборе, измеряющем высоту и скорость снижения во время посадки и расстояние и скорость сближения перед стыковкой, разбито внешнее стекло. Даже на телекартинке было видно, что по кабине летают какие-то частицы, отражающие солнечный свет. Несколько осколков, по словам Скотта, были крупными, размером около 2-2,5 см, но большинство не превышали 1 мм в поперечнике. Они могли попасть в глаза и в дыхательные пути. Астронавты включили систему кондиционирования воздуха. Большую часть осколков притянуло к фильтру вытяжки, где Скотт и Ирвин собрали их клейкой лентой. Позже они тщательно пропылесосили кабину. Астронавты проверили все переключатели на панели управления 'Фолкона', убедившись, что они находятся в тех положениях, в которых их установили до старта. Были протестированы системы электроснабжения, обеспечения жизнедеятельности и связи. Телетрансляция продолжалась 49 минут. Скотт и Ирвин проработали в лунном модуле около 2 часов 40 минут. Когда Хьюстон пожелал астронавтам спокойной ночи, было почти ровно 40 часов полетного времени. 'Аполлон-15' находился уже в 263 000 км от Земли, его скорость замедлилась до 1,224 км/сек.

Третий день полета

Астронавты отдыхали 9 часов, утром третьего дня полета Хьюстон разбудил их на час позже, потому что накануне они на столько же позже легли. Вскоре после завтрака Скотт, Уорден и Ирвин провели эксперимент по наблюдению вспышек. Большинство членов предыдущих экипажей, хотя и не все поголовно, докладывали о ярких вспышках, которые они наблюдали, когда закрывали глаза. Астронавты 'Аполлона-15', лежа в своих креслах и повернув головы в одном направлении, надели на глаза светонепроницаемые повязки. Иллюминаторы были закрыты шторками, освещение в кабине потушено. Эксперимент продолжался почти час. Причем, первые 9 минут никто не видел ни одной вспышки. Хьюстон даже засомневался, не задремали ли астронавты, и окликнул их. Когда вспышки начались, Скотт, Уорден и Ирвин регистрировали каждую вслух, сообщая цвет, продолжительность и место ее появления. Все это записывалось на магнитофонную ленту. Скотт зафиксировал 23 вспышки, Уорден — 25, Ирвин — 12. Одни регистрировались всеми астронавтами одновременно. Другие наблюдались ими по отдельности. Большинство вспышек представлялись, как светящиеся точки, и лишь некоторые — в виде световых полос. Ученые пришли к выводу, что вспышки были вызваны космическими лучами высоких энергий, проходившими через глаза астронавтов или через зрительные центры в мозгу.

Затем Скотт и Ирвин еще раз перешли в лунный модуль для окончательной проверки всех систем и повторной уборки. По словам Скотта, они нашли еще довольно много осколков стекла. Один из них достигал почти 1 см в поперечнике. После этого астронавты еще раз тщательно пропылесосили всю кабину 'Фолкона' и даже оставили пылесос работающим, пока занимались другими делами. Перед ужином оператор связи в Хьюстоне Карл Хенайз в разговоре со Скоттом отметил, каким спокойным выдался вечер, и поинтересовался, что у астронавтов в меню. Через 5 минут Скотт, собиравшийся начать ежевечернюю процедуру хлорирования воды в питьевом баке в нижнем отсеке оборудования, доложил, что у них протечка. В невесомости вода собралась рядом с краном в довольно большой шар, который быстро увеличивался. Кран был закрыт, и было непонятно, где утечка, потому что все вокруг было мокрым. На Земле начался очередной мозговой штурм. Через 15 минут астронавтам рассказали, что и как нужно делать. Оказывается, на Земле перед самым полетом была аналогичная протечка на тренажере, и один из техников даже успел написать руководство по ее устранению, но астронавтов тогда никто в известность не поставил. С помощью двух ключей Скотт быстро подтянул разболтавшееся соединение в системе хлорирования воды, и течь прекратилась. Вылившуюся воду астронавты собрали полотенцами, которые отправили сушиться в переходной туннель. Примерно через полтора часа после того, как Скотт, Уорден и Ирвин улеглись спать, 'Аполлон-15' пересек невидимую границу, за которой лунная гравитация стала больше земной. В этот момент он находился на удалении 353 374 км от Земли, скорость корабля упала до 0,893 км/сек. Дальше она начала увеличиваться, а все полетные данные в Центре управления полетом в Хьюстоне были переведены в значения относительно Луны, а не Земли, как было до этого.

Четвертый день полета и выход на орбиту Луны

29 июля, примерно через 2 часа 20 минут после подъема, астронавты облачились в скафандры, но пока без шлемов и перчаток. На подлете к Луне им предстояло сбросить дверь, закрывавшую отсек научных приборов на служебном модуле. Такая операция ранее на 'Аполлонах' не проводилась, поэтому в целях безопасности, особенно в свете произошедшей всего за месяц до этого трагедии с экипажем 'Союза-11', на случай теоретически возможной разгерметизации корабля, решено было подстраховаться скафандрами. Незадолго до сброса двери модуля научных приборов экипаж 'Аполлона-15' провел промежуточную коррекцию траектории полета ? 4. Маршевый двигатель командно-служебного модуля был включен с помощью только контура 'В' на 0,91 секунды, что добавило к скорости корабля 1,65 м/сек. В это время расстояние до Луны составляло около 23 000 км, скорость — 1,211 км/сек. После коррекции траектории астронавты надели шлемы и перчатки и проверили герметичность скафандров. Дверь была сброшена путем подрыва пирошнура по всему ее периметру и еще нескольких зарядов для того, чтобы оттолкнуть ее от корабля. Толчок во время сброса двери модуля научных приборов был едва ощутим. После полета Дэвид Скотт рекомендовал отказаться от практики надевания скафандров в такие моменты в последующих экспедициях, хотя признавал, что для него и Ирвина это было хорошей тренировкой, которая сэкономила им время в день посадки на Луну, потому что раньше они не надевали скафандров в невесомости.

Астронавты начали подготовку к главному событию дня — включению маршевого двигателя на торможение и переходу на орбиту искусственного спутника Луны. Это должно было произойти над обратной стороной, когда с кораблем не будет никакой связи. В 78 часов 23 минуты 31 секунду полетного времени 'Аполлон-15' скрылся за западным краем диска Луны, в этот момент он находился в 543 км от поверхности нашего спутника, его скорость составляла 2,324 км/сек. Если бы маршевый двигатель не сработал, корабль снова вышел бы на связь уже через 23 минуты и, при условии дополнительной коррекции, лег бы на обратный курс к Земле. В 78 часов 31 минуту 49 секунд полетного времени основной двигатель командно-служебного модуля был включен с помощью одного только контура 'В'. Через 5 секунд в ручном режиме был подключен и контур 'А'. Ровно через 6 минут после зажигания он был отключен, и дальше двигатель работал только на контуре 'В'. Всего включение двигателя продолжалось 6 минут 38 секунд, скорость корабля уменьшилась на 914,4 м/сек. 'Аполлон-15' вышел на окололунную орбиту с апоселением 313 км и периселением 109,3 км. Через 33 минуты после потери сигнала связь восстановилась, и Скотт доложил, что 'Индевор' с грузом вышел на позицию. По словам командира, виды были просто фантастическими. Дэвид Скотт описал свои впечатления словами: 'Этот первый пролет над обратной стороной — у меня просто крышу снесло! Ничего делать было невозможно — только пристально смотреть в благоговейном трепете'.

В течение первого витка, во время полета над освещенной половиной Луны, астронавты фотографировали подряд все примечательные детали поверхности и подробно описывали Хьюстону все, что видели. 'Аполлон-15' вышел на окололунную орбиту, имевшую большое наклонение, орбиты всех предыдущих 'Аполлонов' пролегали вблизи плоскости экватора. Поэтому Скотт, Уорден и Ирвин видели то, что с такого близкого расстояния до них не видел никто. Когда корабль пролетал над Морем Кризисов, Скотт сообщил, что цвет поверхности варьирует от белого до темно-серого с большим количеством промежуточных оттенков серого. Никаких оттенков коричневого цвета, по словам Скотта, астронавты пока не заметили. На подлете к Морю Ясности командир передал, что оно выглядит, как океан, но, тем не менее, видны горы на его дальнем краю. В этом месте 'Аполлон-15' находился вблизи апоселения своей нынешней орбиты, на высоте около 315 км. Поэтому отсюда астронавты могли охватить взглядом всю поверхность Моря Ясности с его окраинами. Прямо под собой они видели Таврические горы, а вдали — горы Хемус русск. на юго-западе и Кавказ русск. на северо-западе. В то время, как они описывали Хьюстону ландшафты Моря Ясности, третья ступень их ракеты-носителя врезалась в поверхность Луны в точке с координатами 1,0њ ю. ш. и 11,87њ з. д., вне зоны видимости астронавтов. Это место находится в 188 км к северо-востоку от района посадки 'Аполлона-14' и в 355 км к северо-востоку от района посадки 'Аполлона-12'. Сейсмометры, установленные там астронавтами предыдущих экспедиций, зафиксировали удар через 37 и 55 секунд соответственно. Скорость распространения сейсмических волн составила в первом случае 5,08 км/сек, во втором — 6,45 км/сек.

Увидеть место своей будущей посадки Скотт и Ирвин на первых витках не могли, оно было в темноте, Солнце еще не встало из-за Апеннин. Сразу после выхода на лунную орбиту экипаж начал эксперименты с использованием аппаратуры модуля научных приборов. Для этого корабль с помощью двигателей системы ориентации был развернут так, чтобы модуль научных приборов был направлен в сторону Луны. Астронавты включили спектрометр гамма-лучей и детектор альфа-частиц. Через четыре часа пребывания на лунной орбите, в конце второго витка, астронавты совершили маневр перевода корабля на орбиту снижения. До 'Аполлона-12' включительно этот маневр совершал только лунный модуль, уже отстыкованный от командно-служебного, после чего производились снижение и посадка. Начиная с 'Аполлона-14', на орбиту снижения выводилась уже вся связка командно-служебного и лунного модулей, что позволяло значительно экономить топливо в баках посадочной ступени лунного модуля и увеличивать полезную нагрузку. В 82 часа 39 минут 48 секунд полетного времени над обратной стороной Луны, вне зоны радиовидимости, с помощью только контура 'В' был включен маршевый двигатель командно-служебного модуля. По расчетам, он должен был отработать 24,5 секунды. Малейшее запаздывание отключения двигателя было недопустимо, поскольку могло угрожать столкновением корабля с Луной. Поэтому Дэвид Скотт сидел с секундомером в руках, отсчитывавшим время с точностью до 0,1 секунды, готовый в нужный момент выключить двигатель. Он и выключил его вручную вовремя, но компьютер его чуть-чуть опередил. Как рассказывал на послеполетном опросе Альфред Уорден, следивший во время маневра за показаниями приборов, стрелка индикатора давления в камере сгорания упала к нулю на мгновение раньше, чем командир щелкнул переключателем. Двигатель отработал 24 секунды ровно, что замедлило скорость корабля на 65,2 м/сек. 'Аполлон-15' вышел на эллиптическую орбиту снижения 108,9 км на 17,6 км. Маневр был совершен в периселении прежней орбиты, теперь это место стало апоселением новой. А периселений орбиты снижения оказался примерно в 460 км восточнее Хэдли, в месте, откуда на следующий день 'Фолкон' начнет снижение на лунную поверхность.

Кратер Циолковский

Когда корабль показался из-за диска Луны и связь восстановилась, Скотт доложил Хьюстону, как прошло включение двигателя, и рассказал, что на всех огромное впечатление произвел кратер Циолковский на обратной стороне с его внушительной центральной горкой. Во время подлета к Апеннинам, вблизи периселения орбиты, оператор связи Карл Хенайз спросил, хватает ли высоты, чтобы не зацепить горы. Джеймс Ирвин ответил: 'Мы все зажмурились и поджали ноги'. Апеннины возвышались почти на четверть высоты орбиты, и ощущение скорости усиливалось за счет близости корабля к поверхности. Вблизи апоселения нынешней орбиты 'Аполлона-15' лунная поверхность перемещалась под кораблем довольно медленно, с угловой скоростью 0,1њ/сек, в то время как в периселении она проносилась со скоростью более 5њ/сек.

На высоком отрезке орбиты астронавты провели первый сеанс съемки на картографирующую и панорамную камеры и включили спектрометр гамма-лучей и масс-спектрометр, которые выдвигались из модуля научных приборов на длинных 7-метровых выносных стрелах. На очередном витке, во время пролета над Апеннинами вблизи периселения Скотт сообщил в Хьюстон, что лунные горы совсем не похожи на земные, нет остроконечных пиков и обрывов, вершины округлые, хотя они иногда и отбрасывают остроконечные тени. Он добавил, что освещенные Солнцем склоны гор, отражая свет, немного подсвечивают темную пока равнину, и поэтому каньон Хэдли Рилл различим с орбиты даже сейчас. Примерно за час до окончания этого напряженного и очень насыщенного рабочего дня Скотт поинтересовался у Хьюстона, потребуется ли на следующий день делать коррекцию орбиты снижения. Карл Хенайз ответил, что, скорее всего, нет. По его словам, данные наземной службы слежения показывали, что в настоящий момент параметры орбиты составляют 107,7 км на 16,8 км, а на следующий день они, согласно расчетам, составят 108,5 км на 16,1 км. Скотт спросил также о наклонении их нынешней орбиты. Хенайз ответил, что наклонение отличается от расчетного на 0,37 км в точке предстоящего начала снижения на лунную поверхность. Он заверил Скотта, что маневр выхода на окололунную орбиту был осуществлен экипажем безукоризненно. При этом Хенайз впервые поведал, что расчеты вектора ориентации корабля перед торможением и выходом на лунную орбиту были сделаны на Земле с небольшой ошибкой, которая была скорректирована при переходе на орбиту снижения.