Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-169.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Thu Feb 27 20:51:21 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: изучение луны
Венера-экспресс / Космический портал "Космопорт"

Венера-экспресс

'Венера-экспресс' — космический аппарат Европейского космического агентства, предназначенный для изучения Венеры.

Подготовительный этап

Соглашение о запуске аппарата Европейское космическое агентство и российско-европейская компания 'Старсем' подписали в июне 2003 года.

Запуск аппарата был запланирован на 26 октября 2005 года с космодрома Байконур с помощью ракеты 'Союз-ФГ' и разгонного блока 'Фрегат'. 21 октября старт был перенесен на более поздний срок по причине загрязнения аппарата, произошедшего из-за нарушения электровакуумной теплоизоляции разгонного блока при подготовке к старту. Стартовое окно было открыто до 24 ноября. 3 ноября пресс-служба Федерального космического агентства распространила заявление о том, что запуск аппарата состоится 9 ноября.

Запуск и полет

9 ноября 2005 года в 6 часов 33 минуты по московскому времени ракета-носитель Союз-ФГ с межпланетной станцией 'Венера Экспресс' успешно стартовала со стартовой площадки ? 31 космодрома Байконур. Через 8 минут 48 секунд после старта головной блок в составе межпланетного аппарата и разгонного блока 'Фрегат' был выведен на промежуточную, незамкнутую орбиту с наклонением 51,8њ и отделился от третьей ступени ракеты-носителя. Спустя 96 минут после старта, вторым импульсом двигателя разгонного блока аппарат был выведен на отлетную траекторию к Венере. После этого произошло отделение РБ 'Фрегат', станция в автоматическом режиме сориентировалась по Солнцу, развернула панели солнечных батарей, и приблизительно через два часа после старта, вышла на связь с Европейским центром управления космическими аппаратами в Дармштадте, Германия. Все системы станции 'Венера Экспресс' отработали в штатном режиме и она продолжила свой автономный полет в межпланетном пространстве до выхода на околовенерианскую орбиту, который был произведен 11 апреля 2006 года.

Изучение Венеры

11 апреля 2006 года аппарат, включив двигатель на 50 минут и снизив скорость, вышел на промежуточную сильновытянутую орбиту вокруг планеты. После этого с помощью дополнительных маневров был произведен переход на околополярную рабочую орбиту с перигесперием всего 250 километров и апогесперием 66 тысяч километров, с периодом обращения 24 часа.

12 апреля с борта станции впервые был снят ранее не фотографировавшийся южный полюс Венеры. Тестовые фотографии с низким разрешением были получены при помощи спектрометра VIRTIS с высоты 206 452 километров над поверхностью. Несмотря на предварительный характер сделанных изображений, европейские ученые были приятно удивлены качеством работы аппаратуры и их научной ценностью: в атмосфере Венеры, точно над южным полюсом, была обнаружена темная воронка, аналогичная подобному образованию над северным полюсом планеты.

6 мая в 23 часа 49 минут по московскому времени, станция дальней космической связи в Австралии приняла сигнал станции, подтверждающий, что она заняла рабочую орбиту с периодом обращения 18 часов.

Изначально планировалось, что изучение Венеры продлится по крайней мере 500 земных суток. Однако миссия была трижды продлена: сначала до начала мая 2009, затем до 31 декабря 2009 года, а затем до 31 декабря 2012 года.

Описание аппарата

  • размеры КА 1,5?1,8?1,4 м;
  • стартовая масса 1250 кг;
  • масса ракетного топлива 570 кг;
  • полезная нагрузка 90 кг.

По аппаратуре 'Венера Экспресс' во многом копирует свой марсианский прототип 'Марс Экспресс'. Спектрометры, работающие в ультрафиолетовом и инфракрасном диапазонах, а также прибор АСПЕРА для анализа околопланетной плазмы — это компоненты из состава марсианского аппарата. К ним добавлен картирующий спектрометр VIRTIS, унаследованный от миссии Розетта.

Из 'оригинальных' приборов, разработанных специально для этой миссии, можно выделить магнитометр для измерения магнитного поля в окрестностях планеты и миниатюрную цифровую камеру. Камера будет фотографировать облака и поверхность планеты с частотой от 5 секунд до десятков минут.

С участием российских ученых были изготовлены планетный Фурье-спектрометр PFS и атмосферный спектрометр SPICAV. Однако PFS оказался неработоспособным. Кроме того, почти во всех экспериментах российские ученые будут выступать соисследователями в составе международных научных коллективов.

Стоимость проекта — около 300 млн евро.