Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.cosmoport.com/spacecraft/spacecraft-127.html
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Feb 2 23:35:33 2013
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: советская лунная программа
Союз-2А / Космический портал "Космопорт"

Союз-2А



неофициальное обозначение предполагавшегося второго советского пилотируемого космического корабля серии 'Союз', который должен был быть запущен на орбиту 24 апреля 1967 года под названием 'Союз-2' для первой в мире стыковки пилотируемых кораблей.

На борту корабля должен был находиться экипаж космонавтов в составе Валерия Федоровича Быковского, Алексея Станиславовича Елисеев, Евгения Васильевича Хрунова.

Программа полета предусматривала стыковку с запускаемым сутками ранее кораблем 'Союз-1' с одним космонавтом и переход через открытый космос по внешней стороне разгерметизированных бытовых отсеков кораблей Елисеева и Хрунова для возвращения на 'Союзе-1', в котором для них были установлены второе и третье индивидуальные кресла-ложементы. Быковский должен был возвратиться на 'Союзе-2А'.

Ввиду выявления сразу в начале полета корабля 'Союз-1' серьезных неисправностей, старт однотипного 'Союза-2А' был отменен, что спасло жизни его экипажа. Полет 'Союза-1' был досрочно прекращен, корабль сошел с орбиты, но на заключительном участке приземления произошел отказ парашютной системы, который привел к катастрофе и гибели космонавта Комарова.

Полет со стыковкой пилотируемых кораблей планировался несмотря на то, что три беспилотных испытательных полета кораблей 'Союз' оказались полностью либо частично неудачными, а инженеры зафиксировали около 200 конструкционных замечаний к кораблю, ввиду нервной 'космической гонки' с США. Руководство страны и отрасли было недовольно тем, что за предыдущие два года в СССР не было произведено ни одного пилотируемого полета после досрочного прекращения рискованной и уже малоперспективной программы 'Восход', в то время как США провели десять пилотируемых полетов, в том числе с первой ручной стыковкой. Кроме того, испытательные полеты 'Союзов' требовались для подготовки советской лунной программы, в которой лунно-облетный корабль Л1 'Зонд' и лунно-орбитальный корабль ЛОК экспедиционного комплекса Л3 были унифицированы с 'Союзами', а лунно-орбитальный ЛОК и лунно-посадочный ЛК корабли-модули комплекса Л3 также использовали стыковку с переходом члена экипажа через открытый космос.

После аварии 'Союза-1' последовал 1,5-годовой перерыв в пилотируемых полетах, конструкция корабля была значительно переработана для повышения его надежности и было выполнено 6 беспилотных отработочных пусков, в числе которых в 1967 году состоялась первая автоматическая стыковка двух 'Союзов'. В 1968 году возобновились пилотируемые полеты, а в 1969 году проведены первая пилотируемая стыковка по невыполненной в 1967 году программе, групповой полет трех кораблей сразу и долговременный автономный рекордный полет. При этом следующий беспилотный корабль серии для стыковки с пилотируемым кораблем 'Союз-3' получил название 'Союз-2', хотя их стыковка в октябре 1968 года не удалась.

Ввиду принятой в СССР секретности и утаивания космических неудач, о существовании программы полета данного корабля со стыковкой с потерпевшим аварию 'Союзом-1' общественность была ознакомлена только после начала эпохи гласности.

Планово не стартовавший 'Союз-2А', тем не менее, послужил делу развитию космонавтики в СССР, после удаления из него кресел для экипажа, небольшого изменения комплекта оборудования и модернизации парашютной системы, он под именем 'Космос-188' с незначительными проблемами на орбите — успешно выполнил свое задание.