Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/businmar.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:10:53 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: arp 220
Маркетинговый план бизнес-плана МАКС

3. Маркетинговый план

3.1 Анализ рынка: перспективы и тенденции

Рынок космических услуг разделяется на два больших сегмента: рынок космических услуг, предоставляемых через запущенные космические аппараты, и рынок собственно космических запусков, связанный с выполнением платных заказов по запуску космических аппаратов.

Рынок космических запусков является сравнительно новым и динамичным сектором мирового рынка высокотехнологических услуг. В своем сегодняшнем виде рынок коммерческих запусков (далее рынок) сформировался в начале 90-х годов, когда определился основной круг его участников. Уникальные черты сегодняшнего космического рынка определяются специфическими условиями его возникновения.

С началом космической эры все средства выведения полезных грузов в космос (ракеты-носители, РН) разрабатывались исключительно в целях национальной безопасности и военного применения как носители ядерного оружия для нападающего или ответного удара. В связи с тем, что создание и развертывание производства и эксплуатации (постановки на боевое дежурство) парка РН связано с колоссальным напряжением научно-технического и экономического потенциала национальной экономики страны-разработчика, первоначально это оказалось под силу только двум сверхдержавам - СССР и США. С самого возникновения РН являлись составной частью национальных стратегических ядерных сил сдерживания, развитие которых привело к стратегическому ракетно-ядерному паритету между основными военно-политическими блоками (НАТО и стран Варшавского договора), зафиксировавшему в международных соглашениях принцип равной безопасности сторон. Необходимо понимать, что и сегодня любое средство выведения полезного груза в космос является носителем "двойного" назначения, т.е. невозможно провести четкую грань между его военным и гражданским использованием. Поэтому любая новая разработка любым государством новой РН может рассматриваться как попытка изменения сложившегося общего баланса сил. Понимание этого фактора привело к заключению различных международных соглашений, ограничивающих или запрещающих распространение или передачу ракетных технологий третьим странам. Широкая запретительная трактовка понятия "третьи страны" используется как по отношению к странам, попадающим под соответствующие санкции международных организаций с целью недопущения дестабилизации международной обстановки в военном аспекте (Ирак, Иран, Ливия, Северная Корея и др.), так и к странам, имеющим ярко выраженную независимую международную и научно-техническую политику и могущим в будущем представлять как военную, так и коммерческо-маркетинговую угрозу (например, Индия, Аргентина, Бразилия).

Тем не менее, до принятия международных соглашений о запрете экспорта ракетных технологий, основные противостоящие в "холодной войне" страны (СССР и США) передавали ракетные технологии, а иногда и готовые образцы ракетных изделий своим союзникам по военно-политическим блокам. Эти переданные технологии впоследствии явились основой для создания национальной ракетно-космической промышленности в каждой из стран-участниц блоков. Именно таким образом возникла ракетно-космическая промышленность Китая, основой которой первоначально являлось освоение серийного производства советских ракет-носителей. Аналогичным образом начала развиваться ракетная промышленность Японии, используя американские комплектующие, документацию или готовые летные изделия.

Косвенным способом экспорта ракетных технологий являлось размещение ракетного оружия на территориях стран-членов военных блоков и прямой экспорт ракетного оружия (например, СССР напрямую экспортировал ракетные комплексы странам Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии); американские ракеты оперативно-тактического назначения дислоцировались в странах НАТО по периметру границ Советского Союза. Все это, а также дальнейшее развитие науки, техники, экономики и неизбежное перетекание научно-технической и производственно-конструкторской информации в условиях противостояния военных блоков постепенно сделало доступным ракетную технологию целому ряду стран. Однако обладание ракетной технологией автоматически не влечет выход на рынок космических услуг, т.к. для выхода на рынок среди производимой номенклатуры ракетных комплексов необходимо иметь ракету-носитель для вывода космических аппаратов на орбиту искусственного спутника Земли (ИСЗ). Такая ракета является наиболее сложным изделием из номенклатуры ракетной техники, вершиной ракетной технологии, и с небольшими доработками может быть использована для доставки ядерного оружия в качестве межконтинентальной баллистической ракеты (первые РН представляли собой модификации боевых баллистических ракет, стоящих на боевом дежурстве).

Все страны, обладающие полноценными РН, являются членами неформального "космического клуба". В настоящий момент "членами клуба" являются:

Страна Дата запуска Космодром Примечание
1 Россия 04.10.1957 Байконур первый искусственный спутник Земли (СССР)
2 США 31.01.1958 Cape Canaveral ИСЗ "Авангард"
3 Франция 26.11.1965 Hammaguira РН "Diamant"
4 Япония 11.02.1970 Kagoshima Японская сборка американской РН
5 Китай 24.04.1970 Jiuquan
6 Великобритания 28.10.1971 Woomera РН "Black Arrow" британской разработки
7 Индия 18.07.1980 Sriharikota
8 Израиль 19.09.1988 Palmachim Из-за отсутствия зон отчуждения возможны запуски только в западном направлении с падением первых ступеней в Средиземное море.
9 Ирак ? 5.12.1989 Al Anbar Третья ступень РН "Абид" (модифицированная советская баллистическая ракета "Скад") вышла на орбиту и совершила 6 витков вокруг Земли
10 КНДР ? 31.08.1998 Musudan КК США отрицает что спутник вышел на орбиту, в то время как РВСН РФ факт выхода спутника на орбиту подтвердила и выдала параметры орбиты
11 Бразилия ? - Alcantara Три неудачных попытки запуска ИСЗ

В самое ближайшее время новыми членами "космического клуба" могут стать Бразилия, Пакистан, Ирак и Северная Корея. Серьезным ракетно-космическим потенциалом, таким образом, обладают страны с передовым экономическим потенциалом или страны с высокой долей расходов на оборону.

Только страны-члены "космического" клуба, их государственные, частные или смешанные организации могут быть потенциальными участниками рынка космических запусков. В связи с высокой стоимостью и большими сложностью и длительностью разработок новых РН возможно создание международных организаций, примером которых может служить западноевропейский консорциум "Arianespace" (зарегистрирован во Франции в 1980 г., оборотный капитал составляет болеет 1,3 млрд. французских франков) с долевым участием следующих стран: Франция - 58,5%, Германия - 19,6%, Бельгия - 4,4%, Италия - 3,6%, Швейцария - 2,7%, Нидерланды - 2,2%, и Швеции - 2,4%. Консорциум создан под эгидой Европейского космического Агентства (ЕКА).

В настоящий момент в качестве средства выведения полезных нагрузок в космос на рынке предлагаются несколько десятков типов американских, российских, китайских и западноевропейских (производства консорциума "Arianespace") носителей, как правило, представляющих собой конверсионные или глубокие модификации военных МБР (исключением служат только РН серии "Ariane").


С момента запусков первых ИСЗ в 60-е годах разрабатываются и запускаются первые прикладные ИСЗ, выполняющие задачи разведки, связи (телерадиовещания), метеорологии, наблюдение земной поверхности (позднее это направление при дальнейшем развитии получило название "дистанционное зондирование Земли - ДЗЗ"), навигации. Получаемые при использовании спутников результаты сразу нашли широкое применение в гражданских отраслях, что повлекло за собой рождение первого сегмента рынка космических услуг - рынка данных, получаемых из космоса и услуг, непосредственно оказываемых космическими аппаратами. Наибольший коммерческий успех на рынке имели услуги связи (телеграфной, телефонной, телерадиовещание из/через космос), получаемая метеоинформация, системы морской, наземной и воздушной навигации (включая определение местоположения терпящих бедствие), а также системы мониторинга земной поверхности (ДЗЗ).

Складывающийся рынок и накопленный опыт позволили фирмам, в первую очередь американским, изготавливающим прикладные спутники по государственным заказам, предлагать аналогичные спутники сначала другим государствам, а затем и организациям со смешанным или частным капиталом. Имея возможность приобретения спутника, заказчик стал искать возможность и его запуска. Таким образом, к середине 80-х годов стал складываться рынок космических запусков в современном представлении. Характерной особенностью этого рынка [2] были ракеты-носители, созданные частными фирмами или по государственному заказу из бюджетных ассигнований, или модифицированные из боевых ракет за собственный счет (стоимость модернизации существенно меньше стоимости разработки новой РН).

До 1983 г. государственные организации США (NASA и др.), управляющие от имени правительства, не имели устойчивой тенденции к передаче ракетных комплексов в коммерческие руки. В мае 1983 г. Президент США Р.Рейган разрешил американским фирмам выйти на рынок, однако цены, объявленные для многоразовой транспортной космической системы "Space Shuttle" и РН консорциума "Arianespace", оказались высокими и стали препятствием для частных производителей космических систем.

В 1986 г. в США пересмотрена политика в области развития космических транспортных систем. Наметилась тенденция использования частных фирм в предоставлении им транспортных услуг. Определились две группы компаний - три крупнейшие аэрокосмические компании, выпускающие ракеты, традиционно использовавшиеся правительством: Martin Marietta - РН типа "Титан", McDonell Douglas - РН "Дельта", General Dynamics- РН "Атлас" и несколько небольших компаний: Space Services, American Rocket Corporation и Orbital Sciences Corporation, которые планировали производить запуски грузов с помощью ракет собственной конструкции. Главные проблемы, с которыми столкнулись эти компании, были связаны с трудностью доступа к правительственным космодромам и высоким уровнем страховых отчислений.

Катастрофа многоразового космического корабля "Challenger" оказала огромное влияние на ситуацию на рынке средств доставки. Она повлекла за собой перемещение ряда полезных нагрузок вооруженных сил США на одноразовые носители, что обеспечило компаниям, изготавливающие одноразовые носители, надежную базу для производства, позволившую снизить среднюю стоимость ракеты и предложить коммерческим потребителям приемлемые цены.

В отличии от американских РН западноевропейская программа "Ariane" планировалась как коммерческая с самого начала с использованием государственного космодрома Куру во Французской Гвиане. В консорциум "Arianespace" входят промышленные организации и государственные структуры, которые занимают в нем ключевые позиции.

Россия (c 1994 г.) и Китай являются сравнительными "новичками" за рынке космических запусков. С начала 90-х годов Россия предлагает в качестве коммерческих носителей различные модификации РН, созданных на основе Р-7, "Протон", а также РН, созданные на базе боевых ракет - "Циклон", "Космос", и целый спектр РН, переоборудуемых из боевых ракет в рамках конверсии и уменьшения боевого состава РВСН по договорам об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений.

Китай предлагает заказчикам серию ракет "Великий поход", созданную на основе советских стратегических ракет. Китайские носители отличаются использованием устаревшей технологии и низкой надежностью.

Все существующие (и перспективные) носители оцениваются по единому для всех критерию эффективности - удельной стоимости выведения полезных грузов на орбиту ИСЗ, т.е. по величине экономических затрат на выведение на орбиту одного килограмма массы груза. В настоящее время удельная стоимость вывода полезного груза на орбиту достаточно высока, и это является основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие (расширение) рынка.

По данным Европейского космического агентства [2, том 4, стр.125], опубликованным в июне 1991г., группа американских ракет-носителей типа "Дельта" (серии 6925,7925), "Атлас-Центавр" (варианты G, K) грузоподъемностью от 4,5 до 6,2 т полезного груза на опорной орбите имеют удельную стоимость вывода на орбиту одного килограмма груза от 11,5 до 13,5 тыс. долларов. "Титан-3", коммерческий вариант "Титан-34D", мощностью до 16 т - около 11 тыс.долларов. Западноевропейская РН "Ariane-4" грузоподъемностью до 7 т - 13,8 тыс.долларов. Все РН, используемые сегодня на рынке для коммерческих запусков, являются одноразовыми ракетами. Одноразовые ракеты-носители практически исчерпали концептуальные технико-экономические резервы дальнейшего снижения значений удельной стоимости выведения грузов в космос, однако сохраняют хорошие рыночные перспективы в обозримом будущем в связи со значительным превышением спроса на РН над предложением. В настоящее время потребность в коммерческих средствах выведения спутников в несколько раз превосходит запланированное количество запусков, что приводит в неизбежному длительному (до нескольких лет) ожиданию готовыми космическими аппаратами своей очереди к запуску. Типичный современный контракт на запуск спутника предусматривает трехлетний (!) срок ожидания с постепенными авансовыми платежами. В будущем тенденция на дальнейшее увеличение сроков ожидания сохранится. Это связано в первую очередь с планами расширения сетей связных, телекоммуникационных и навигационных спутников. Проиллюстрировать создавшуюся ситуацию можно такими цифрами:

' объем западного рынка коммерческих полезных нагрузок в период 1991-1995 гг. (до выхода на рынок России) составил не менее 120 космических аппаратов (КА), причем по состоянию на 1991 г. данные по потребному грузопотоку коммерческих полезных нагрузок превзошли показатели расчетной модели, разработанной в США в 1988 году;
' в период 1996-1998 развернута коммерческая система спутниковой связи "Иридиум" (владелец системы - частная компания "Iridium LLC") в составе 72 спутников; спутники запускались группами по 4-8 спутников в одном запуске; общая стоимость программы $5 млрд.;
' с 1998 года - начало развертывания глобальной связной спутниковой системы связи "Globalstar" (владелец - консорциум "Globalstar L.P.") в количестве 56 ИСЗ, стоимость развертывания системы $2,7 млрд. по курсу 1997г.;
' 2001-2002 - развертывание глобальной спутниковой системы связи "Teledesic" - всего 288 ИСЗ;
' с 2001 г. - начало развертывания системы спутниковой связи "SkyBridge" - до 80 ИСЗ; общая стоимость системы оценивается в $4,2 млрд.;
' планы развертывания с конца 2000 г. глобальной спутниковой системы телефонной связи "ECCO" в составе 35 спутников;
' развертывание телекоммуникационной системы "Astrolink" в составе 9 спутников на геостационарной орбите (общая стоимость системы $3,6 млрд.).

Краткая статистика рынка средств выведения за последние четыре года приведена по запускам (Таблица 3.1) и космическим аппаратам (Таблица 3.2).

Таблица 3.1 Статистика космических запусков
Год Кол-во запусков/ИСЗ в т.ч. коммерческих Кол-во космодромов
1996 77 / 107 31 11
1997 89 / 157 48 15
1998 82 / 174 52 13
1999 78 / 133 63 13
Таблица 3.2 Статистика запущенных космических аппаратов (по тематическим направлениям).

Год

Связь Навигация Метеорология ДЗЗ Наука Технология Прочие Всего
1996 42 6 4 17 5 33 107
1997 93 5 4 7 8 15 25 157
1998 115 6 1 5 9 17 21 174
1999 81 3 4 11 12 5 17 133

За последние 10 лет ежегодный доход мировой космической промышленности от вывода на орбиты полезных нагрузок вырос почти в 10 раз: с $508 млн. в 1987 году до $4,88 млрд. в 1998 году. Это было вызвано, прежде всего, ростом заказчиков в Азии, Африке и Латинской Америке. При анализе имеющейся статистики, основная часть запускаемых в последние годы спутников (до 70%) имеет массу, приведенную к опорной орбите (высота 200 км, наклонение 28.5њ...51њ), до 8...10т.

Таким образом, грузоподъемность МАКС обеспечивает обслуживание до 70... 80% запусков полезных грузов.

По оценкам стран ЕКА и США, в настоящее время проводится до 40-50 коммерческих пусков в год (США, Европа, Япония, Китай, Россия). В перспективе ожидается устойчивый рост коммерческого грузопотока в космос на уровне 5-7% в год. На сегодняшний день полностью исчерпаны возможности существующего мирового парка коммерческих транспортных (одноразовых) средств, и дальнейшее увеличение сроков ожидания становится неизбежным.

Как и на любом перспективном высокодоходном рынке, на рынке космических запусков наблюдается жесткая конкуренция, причем зачастую конкурентная борьба принимает прямые дискриминационные формы. Пользуясь тем, что подавляющее количество коммерческих спутников производится американскими (например, из общего числа запущенных ИСЗ в 1997 году 91 - американского происхождения) или западноевропейскими фирмами с использованием американской технологии (комплектующих), Правительство США под надуманными предлогами нераспространения передовых технологий жестко ограничивает возможность использования для запуска таких ИСЗ ракет-носителей, стартующих с космодромов России, Казахстана и Китая. Основной мотив запретов - возможность доступа России, стран СНГ и Китая к передовой западной технологии с вероятной последующей передачей этой технологии третьим странам.

После получения гарантий на уровне Правительства РФ о сохранении особого режима следования зарубежных ИСЗ по территориям России и Казахстана с сопровождением охраны из представителей заинтересованных стран-производителей, американская администрация в законодательном порядке установила квоты на количество запусков с использованием российских РН, использующих космодромы СНГ. В частности, в период 1995-2000 Россия могла запустить 23 ИСЗ, использующих западную технологию при потребностях рынка не менее 35-40 коммерческих запуска в год. Ограничительные меры по российскому участию в рынке космических запусков становятся еще более понятными, если принять во внимание, что используемые в настоящее время российские РН среднего класса "Молния" и тяжелого "Протон" по данным статистики являются самыми надежными в мире РН, каждый в своем классе, при умеренных ценах (в связи с российской структурой ценообразования).

При использовании против Китая аналогичных ограничений выдвигаются дополнительные обоснования этих мер "в необходимости защиты против демпинговых цен на китайские РН". Необходимо отметить, что в действительности более низкая цена на китайские РН при их более низкой надежности оборачивается для коммерческого заказчика более высокими страховыми отчислениями, поэтому указанные ограничения в действительности являются исключительно формами конкурентной борьбы на рынке.

Основными способами борьбы с указанными дискриминационными ограничениями могут служить следующие:
' перенос места старта РН на нейтральную территорию или на территорию заказчика запуска;
' создание совместных предприятием с весомой долей западного (американского) капитала с передачей созданному предприятию инфраструктуры по обслуживанию и запуску РН.

Оба этих способа были использованы при создании транснационального концерна "Sea Launch Limited Partnership" (1995г).; 40% уставного капитала принадлежит американскому концерну "Boeing", 25% - российской