Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/businmar.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Tue Oct 2 01:10:53 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: внешние планеты
Маркетинговый план бизнес-плана МАКС

3. Маркетинговый план

3.1 Анализ рынка: перспективы и тенденции

Рынок космических услуг разделяется на два больших сегмента: рынок космических услуг, предоставляемых через запущенные космические аппараты, и рынок собственно космических запусков, связанный с выполнением платных заказов по запуску космических аппаратов.

Рынок космических запусков является сравнительно новым и динамичным сектором мирового рынка высокотехнологических услуг. В своем сегодняшнем виде рынок коммерческих запусков (далее рынок) сформировался в начале 90-х годов, когда определился основной круг его участников. Уникальные черты сегодняшнего космического рынка определяются специфическими условиями его возникновения.

С началом космической эры все средства выведения полезных грузов в космос (ракеты-носители, РН) разрабатывались исключительно в целях национальной безопасности и военного применения как носители ядерного оружия для нападающего или ответного удара. В связи с тем, что создание и развертывание производства и эксплуатации (постановки на боевое дежурство) парка РН связано с колоссальным напряжением научно-технического и экономического потенциала национальной экономики страны-разработчика, первоначально это оказалось под силу только двум сверхдержавам - СССР и США. С самого возникновения РН являлись составной частью национальных стратегических ядерных сил сдерживания, развитие которых привело к стратегическому ракетно-ядерному паритету между основными военно-политическими блоками (НАТО и стран Варшавского договора), зафиксировавшему в международных соглашениях принцип равной безопасности сторон. Необходимо понимать, что и сегодня любое средство выведения полезного груза в космос является носителем "двойного" назначения, т.е. невозможно провести четкую грань между его военным и гражданским использованием. Поэтому любая новая разработка любым государством новой РН может рассматриваться как попытка изменения сложившегося общего баланса сил. Понимание этого фактора привело к заключению различных международных соглашений, ограничивающих или запрещающих распространение или передачу ракетных технологий третьим странам. Широкая запретительная трактовка понятия "третьи страны" используется как по отношению к странам, попадающим под соответствующие санкции международных организаций с целью недопущения дестабилизации международной обстановки в военном аспекте (Ирак, Иран, Ливия, Северная Корея и др.), так и к странам, имеющим ярко выраженную независимую международную и научно-техническую политику и могущим в будущем представлять как военную, так и коммерческо-маркетинговую угрозу (например, Индия, Аргентина, Бразилия).

Тем не менее, до принятия международных соглашений о запрете экспорта ракетных технологий, основные противостоящие в "холодной войне" страны (СССР и США) передавали ракетные технологии, а иногда и готовые образцы ракетных изделий своим союзникам по военно-политическим блокам. Эти переданные технологии впоследствии явились основой для создания национальной ракетно-космической промышленности в каждой из стран-участниц блоков. Именно таким образом возникла ракетно-космическая промышленность Китая, основой которой первоначально являлось освоение серийного производства советских ракет-носителей. Аналогичным образом начала развиваться ракетная промышленность Японии, используя американские комплектующие, документацию или готовые летные изделия.

Косвенным способом экспорта ракетных технологий являлось размещение ракетного оружия на территориях стран-членов военных блоков и прямой экспорт ракетного оружия (например, СССР напрямую экспортировал ракетные комплексы странам Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии); американские ракеты оперативно-тактического назначения дислоцировались в странах НАТО по периметру границ Советского Союза. Все это, а также дальнейшее развитие науки, техники, экономики и неизбежное перетекание научно-технической и производственно-конструкторской информации в условиях противостояния военных блоков постепенно сделало доступным ракетную технологию целому ряду стран. Однако обладание ракетной технологией автоматически не влечет выход на рынок космических услуг, т.к. для выхода на рынок среди производимой номенклатуры ракетных комплексов необходимо иметь ракету-носитель для вывода космических аппаратов на орбиту искусственного спутника Земли (ИСЗ). Такая ракета является наиболее сложным изделием из номенклатуры ракетной техники, вершиной ракетной технологии, и с небольшими доработками может быть использована для доставки ядерного оружия в качестве межконтинентальной баллистической ракеты (первые РН представляли собой модификации боевых баллистических ракет, стоящих на боевом дежурстве).

Все страны, обладающие полноценными РН, являются членами неформального "космического клуба". В настоящий момент "членами клуба" являются:

Страна Дата запуска Космодром Примечание
1 Россия 04.10.1957 Байконур первый искусственный спутник Земли (СССР)
2 США 31.01.1958 Cape Canaveral ИСЗ "Авангард"
3 Франция 26.11.1965 Hammaguira РН "Diamant"
4 Япония 11.02.1970 Kagoshima Японская сборка американской РН
5 Китай 24.04.1970 Jiuquan
6 Великобритания 28.10.1971 Woomera РН "Black Arrow" британской разработки
7 Индия 18.07.1980 Sriharikota
8 Израиль 19.09.1988 Palmachim Из-за отсутствия зон отчуждения возможны запуски только в западном направлении с падением первых ступеней в Средиземное море.
9 Ирак ? 5.12.1989 Al Anbar Третья ступень РН "Абид" (модифицированная советская баллистическая ракета "Скад") вышла на орбиту и совершила 6 витков вокруг Земли
10 КНДР ? 31.08.1998 Musudan КК США отрицает что спутник вышел на орбиту, в то время как РВСН РФ факт выхода спутника на орбиту подтвердила и выдала параметры орбиты
11 Бразилия ? - Alcantara Три неудачных попытки запуска ИСЗ

В самое ближайшее время новыми членами "космического клуба" могут стать Бразилия, Пакистан, Ирак и Северная Корея. Серьезным ракетно-космическим потенциалом, таким образом, обладают страны с передовым экономическим потенциалом или страны с высокой долей расходов на оборону.

Только страны-члены "космического" клуба, их государственные, частные или смешанные организации могут быть потенциальными участниками рынка космических запусков. В связи с высокой стоимостью и большими сложностью и длительностью разработок новых РН возможно создание международных организаций, примером которых может служить западноевропейский консорциум "Arianespace" (зарегистрирован во Франции в 1980 г., оборотный капитал составляет болеет 1,3 млрд. французских франков) с долевым участием следующих стран: Франция - 58,5%, Германия - 19,6%, Бельгия - 4,4%, Италия - 3,6%, Швейцария - 2,7%, Нидерланды - 2,2%, и Швеции - 2,4%. Консорциум создан под эгидой Европейского космического Агентства (ЕКА).

В настоящий момент в качестве средства выведения полезных нагрузок в космос на рынке предлагаются несколько десятков типов американских, российских, китайских и западноевропейских (производства консорциума "Arianespace") носителей, как правило, представляющих собой конверсионные или глубокие модификации военных МБР (исключением служат только РН серии "Ariane").


С момента запусков первых ИСЗ в 60-е годах разрабатываются и запускаются первые прикладные ИСЗ, выполняющие задачи разведки, связи (телерадиовещания), метеорологии, наблюдение земной поверхности (позднее это направление при дальнейшем развитии получило название "дистанционное зондирование Земли - ДЗЗ"), навигации. Получаемые при использовании спутников результаты сразу нашли широкое применение в гражданских отраслях, что повлекло за собой рождение первого сегмента рынка космических услуг - рынка данных, получаемых из космоса и услуг, непосредственно оказываемых космическими аппаратами. Наибольший коммерческий успех на рынке имели услуги связи (телеграфной, телефонной, телерадиовещание из/через космос), получаемая метеоинформация, системы морской, наземной и воздушной навигации (включая определение местоположения терпящих бедствие), а также системы мониторинга земной поверхности (ДЗЗ).

Складывающийся рынок и накопленный опыт позволили фирмам, в первую очередь американским, изготавливающим прикладные спутники по государственным заказам, предлагать аналогичные спутники сначала другим государствам, а затем и организациям со смешанным или частным капиталом. Имея возможность приобретения спутника, заказчик стал искать возможность и его запуска. Таким образом, к середине 80-х годов стал складываться рынок космических запусков в современном представлении. Характерной особенностью этого рынка [2] были ракеты-носители, созданные частными фирмами или по государственному заказу из бюджетных ассигнований, или модифицированные из боевых ракет за собственный счет (стоимость модернизации существенно меньше стоимости разработки новой РН).

До 1983 г. государственные организации США (NASA и др.), управляющие от имени правительства, не имели устойчивой тенденции к передаче ракетных комплексов в коммерческие руки. В мае 1983 г. Президент США Р.Рейган разрешил американским фирмам выйти на рынок, однако цены, объявленные для многоразовой транспортной космической системы "Space Shuttle" и РН консорциума "Arianespace", оказались высокими и стали препятствием для частных производителей космических систем.

В 1986 г. в США пересмотрена политика в области развития космических транспортных систем. Наметилась тенденция использования частных фирм в предоставлении им транспортных услуг. Определились две группы компаний - три крупнейшие аэрокосмические компании, выпускающие ракеты, традиционно использовавшиеся правительством: Martin Marietta - РН типа "Титан", McDonell Douglas - РН "Дельта", General Dynamics- РН "Атлас" и несколько небольших компаний: Space Services, American Rocket Corporation и Orbital Sciences Corporation, которые планировали производить запуски грузов с помощью ракет собственной конструкции. Главные проблемы, с которыми столкнулись эти компании, были связаны с трудностью доступа к правительственным космодромам и высоким уровнем страховых отчислений.

Катастрофа многоразового космического корабля "Challenger" оказала огромное влияние на ситуацию на рынке средств доставки. Она повлекла за собой перемещение ряда полезных нагрузок вооруженных сил США на одноразовые носители, что обеспечило компаниям, изготавливающие одноразовые носители, надежную базу для производства, позволившую снизить среднюю стоимость ракеты и предложить коммерческим потребителям приемлемые цены.

В отличии от американских РН западноевропейская программа "Ariane" планировалась как коммерческая с самого начала с использованием государственного космодрома Куру во Французской Гвиане. В консорциум "Arianespace" входят промышленные организации и государственные структуры, которые занимают в нем ключевые позиции.

Россия (c 1994 г.) и Китай являются сравнительными "новичками" за рынке космических запусков. С начала 90-х годов Россия предлагает в качестве коммерческих носителей различные модификации РН, созданных на основе Р-7, "Протон", а также РН, созданные на базе боевых ракет - "Циклон", "Космос", и целый спектр РН, переоборудуемых из боевых ракет в рамках конверсии и уменьшения боевого состава РВСН по договорам об ограничении и сокращении стратегических наступательных вооружений.

Китай предлагает заказчикам серию ракет "Великий поход", созданную на основе советских стратегических ракет. Китайские носители отличаются использованием устаревшей технологии и низкой надежностью.

Все существующие (и перспективные) носители оцениваются по единому для всех критерию эффективности - удельной стоимости выведения полезных грузов на орбиту ИСЗ, т.е. по величине экономических затрат на выведение на орбиту одного килограмма массы груза. В настоящее время удельная стоимость вывода полезного груза на орбиту достаточно высока, и это является основным фактором, сдерживающим дальнейшее развитие (расширение) рынка.

По данным Европейского космического агентства [2, том 4, стр.125], опубликованным в июне 1991г., группа американских ракет-носителей типа "Дельта" (серии 6925,7925), "Атлас-Центавр" (варианты G, K) грузоподъемностью от 4,5 до 6,2 т полезного груза на опорной орбите имеют удельную стоимость вывода на орбиту одного килограмма груза от 11,5 до 13,5 тыс. долларов. "Титан-3", коммерческий вариант "Титан-34D", мощностью до 16 т - около 11 тыс.долларов. Западноевропейская РН "Ariane-4" грузоподъемностью до 7 т - 13,8 тыс.долларов. Все РН, используемые сегодня на рынке для коммерческих запусков, являются одноразовыми ракетами. Одноразовые ракеты-носители практически исчерпали концептуальные технико-экономические резервы дальнейшего снижения значений удельной стоимости выведения грузов в космос, однако сохраняют хорошие рыночные перспективы в обозримом будущем в связи со значительным превышением спроса на РН над предложением. В настоящее время потребность в коммерческих средствах выведения спутников в несколько раз превосходит запланированное количество запусков, что приводит в неизбежному длительному (до нескольких лет) ожиданию готовыми космическими аппаратами своей очереди к запуску. Типичный современный контракт на запуск спутника предусматривает трехлетний (!) срок ожидания с постепенными авансовыми платежами. В будущем тенденция на дальнейшее увеличение сроков ожидания сохранится. Это связано в первую очередь с планами расширения сетей связных, телекоммуникационных и навигационных спутников. Проиллюстрировать создавшуюся ситуацию можно такими цифрами:

' объем западного рынка коммерческих полезных нагрузок в период 1991-1995 гг. (до выхода на рынок России) составил не менее 120 космических аппаратов (КА), причем по состоянию на 1991 г. данные по потребному грузопотоку коммерческих полезных нагрузок превзошли показатели расчетной модели, разработанной в США в 1988 году;
' в период 1996-1998 развернута коммерческая система спутниковой связи "Иридиум" (владелец системы - частная компания "Iridium LLC") в составе 72 спутников; спутники запускались группами по 4-8 спутников в одном запуске; общая стоимость программы $5 млрд.;
' с 1998 года - начало развертывания глобальной связной спутниковой системы связи "Globalstar" (владелец - консорциум "Globalstar L.P.") в количестве 56 ИСЗ, стоимость развертывания системы $2,7 млрд. по курсу 1997г.;
' 2001-2002 - развертывание глобальной спутниковой системы связи "Teledesic" - всего 288 ИСЗ;
' с 2001 г. - начало развертывания системы спутниковой связи "SkyBridge" - до 80 ИСЗ; общая стоимость системы оценивается в $4,2 млрд.;
' планы развертывания с конца 2000 г. глобальной спутниковой системы телефонной связи "ECCO" в составе 35 спутников;
' развертывание телекоммуникационной системы "Astrolink" в составе 9 спутников на геостационарной орбите (общая стоимость системы $3,6 млрд.).

Краткая статистика рынка средств выведения за последние четыре года приведена по запускам (Таблица 3.1) и космическим аппаратам (Таблица 3.2).

Таблица 3.1 Статистика космических запусков
Год Кол-во запусков/ИСЗ в т.ч. коммерческих Кол-во космодромов
1996 77 / 107 31 11
1997 89 / 157 48 15
1998 82 / 174 52 13
1999 78 / 133 63 13
Таблица 3.2 Статистика запущенных космических аппаратов (по тематическим направлениям).

Год

Связь Навигация Метеорология ДЗЗ Наука Технология Прочие Всего
1996 42 6 4 17 5 33 107
1997 93 5 4 7 8 15 25 157
1998 115 6 1 5 9 17 21 174
1999 81 3 4 11 12 5 17 133

За последние 10 лет ежегодный доход мировой космической промышленности от вывода на орбиты полезных нагрузок вырос почти в 10 раз: с $508 млн. в 1987 году до $4,88 млрд. в 1998 году. Это было вызвано, прежде всего, ростом заказчиков в Азии, Африке и Латинской Америке. При анализе имеющейся статистики, основная часть запускаемых в последние годы спутников (до 70%) имеет массу, приведенную к опорной орбите (высота 200 км, наклонение 28.5њ...51њ), до 8...10т.

Таким образом, грузоподъемность МАКС обеспечивает обслуживание до 70... 80% запусков полезных грузов.

По оценкам стран ЕКА и США, в настоящее время проводится до 40-50 коммерческих пусков в год (США, Европа, Япония, Китай, Россия). В перспективе ожидается устойчивый рост коммерческого грузопотока в космос на уровне 5-7% в год. На сегодняшний день полностью исчерпаны возможности существующего мирового парка коммерческих транспортных (одноразовых) средств, и дальнейшее увеличение сроков ожидания становится неизбежным.

Как и на любом перспективном высокодоходном рынке, на рынке космических запусков наблюдается жесткая конкуренция, причем зачастую конкурентная борьба принимает прямые дискриминационные формы. Пользуясь тем, что подавляющее количество коммерческих спутников производится американскими (например, из общего числа запущенных ИСЗ в 1997 году 91 - американского происхождения) или западноевропейскими фирмами с использованием американской технологии (комплектующих), Правительство США под надуманными предлогами нераспространения передовых технологий жестко ограничивает возможность использования для запуска таких ИСЗ ракет-носителей, стартующих с космодромов России, Казахстана и Китая. Основной мотив запретов - возможность доступа России, стран СНГ и Китая к передовой западной технологии с вероятной последующей передачей этой технологии третьим странам.

После получения гарантий на уровне Правительства РФ о сохранении особого режима следования зарубежных ИСЗ по территориям России и Казахстана с сопровождением охраны из представителей заинтересованных стран-производителей, американская администрация в законодательном порядке установила квоты на количество запусков с использованием российских РН, использующих космодромы СНГ. В частности, в период 1995-2000 Россия могла запустить 23 ИСЗ, использующих западную технологию при потребностях рынка не менее 35-40 коммерческих запуска в год. Ограничительные меры по российскому участию в рынке космических запусков становятся еще более понятными, если принять во внимание, что используемые в настоящее время российские РН среднего класса "Молния" и тяжелого "Протон" по данным статистики являются самыми надежными в мире РН, каждый в своем классе, при умеренных ценах (в связи с российской структурой ценообразования).

При использовании против Китая аналогичных ограничений выдвигаются дополнительные обоснования этих мер "в необходимости защиты против демпинговых цен на китайские РН". Необходимо отметить, что в действительности более низкая цена на китайские РН при их более низкой надежности оборачивается для коммерческого заказчика более высокими страховыми отчислениями, поэтому указанные ограничения в действительности являются исключительно формами конкурентной борьбы на рынке.

Основными способами борьбы с указанными дискриминационными ограничениями могут служить следующие:
' перенос места старта РН на нейтральную территорию или на территорию заказчика запуска;
' создание совместных предприятием с весомой долей западного (американского) капитала с передачей созданному предприятию инфраструктуры по обслуживанию и запуску РН.

Оба этих способа были использованы при создании транснационального концерна "Sea Launch Limited Partnership" (1995г).; 40% уставного капитала принадлежит американскому концерну "Boeing", 25% - российской ракетно-космической корпорации "Энергия", 20% - норвежской фирме "Kvaerner Rosenberg", 15% - украинскому НПО "Южное". Основной задачей концерна является эксплуатация РН "Зенит" российско-украинской разработки с переоборудованной в космодром плавучей океанской платформы.

Предлагаемый проект МАКС наилучшим образом адаптирован к существующим и другим потенциальным ограничениям своей возможностью воздушного запуска с использованием аэродромов и воздушного пространства стран-заказчиков запуска. Возможная типовая операция выглядит следующим образом:
' заправка МАКС криогенными компонентами топлива на российской территории;
' перелет на аэродром заказчика, загрузка на МАКС полезной нагрузки - ИСЗ, дозаправка самолета-носителя Ан-225 авиационным топливом;
' перелет в точку запуска, определяемую баллистическими параметрами орбиты ИСЗ, запуск спутника.

Оценивая тенденции рынка в долгосрочной перспективе, необходимо сослаться на маркетинговые проработки компании "Boeing" и совместный анализ быстроразвивающегося рынка запусков, проведенный NASA совместно с рядом представителей космической промышленности США в рамках работы "Исследования коммерческих космических транспортных операций (CSTS - Commercial Space Transportation Study)", которые указывают на существование сектора рынка, оцениваемого в $20-25 млрд. в течении ближайших десяти лет. Приблизительно половина этой суммы пойдет на закупку РН для выведения спутников на орбиту.

В рамках разрабатываемых проектов в космос внутри СНГ уже сейчас потребность в МАКС составляет не менее 15-20 пусков в год, а с учетом упомянутых международных проектов суммарные потребности в МАКС к 2005 году составят не менее 30-40 пусков МАКС ежегодно.

При оценке интенсивности зарубежных заказов на пуски МАКС в расчетах предварительно принято 30% от суммарного годового потока коммерческих пусков, т.е. 10-15 пусков в год. Таким образом, МАКС может быть рассчитан на интенсивность применения порядка 25...40 пусков в год, т.е. 400-1400 пусков за 15-35 лет применения.

Следует добавить, что оценки возможностей рынка и потребного количества запусков МАКС приведены исходя из сегодняшних оценок удельной стоимости выведения 1 кг ПН за орбиту ИСЗ. Выход на рынок средств выведения, существенно снижающих удельные стоимостные показатели запуска, неизбежно приведет к значительному общему росту грузопотока "Земля-орбита": по данным 41-го конгресса IAF (Дрезден, 1990 г.), при снижении удельной стоимости выведения до $1500-2000 за кг следует ожидать рост грузопотока с современных ежегодных 200 т до 800-1200 т ПН на низкой орбите ИСЗ ежегодно.

 

3.2 Сегментация рынка

На рынке космических запусков можно выделить несколько четких сегментов, используя различные характерные критерии выделения в зависимости от типов РН, полезных нагрузок и параметров орбит ИСЗ.

По кратности применения все используемые и проектируемые РН можно разделить на одноразовые и многоразовые. Одноразовые РН, как правило, используют существующие технологии, сравнительно дешевы при разработке, однако главным отрицательным свойством одноразовых РН является высокая удельная стоимость выведения ($10000-15000 за 1 кг ПН). Существенного снижения удельной стоимости выведения могут дать только многоразовые РН (до $1000-1500 за 1 кг), однако они должны использовать перспективные технологии и поэтому имеют дорогой (несколько $ млрд.) и продолжительный этап НИОКР (5-10 лет). Более того, углубленный технический анализ показывает, что в ряде случаев промышленность в настоящее время еще только начинает подходить к освоению необходимых технологий, поэтому появление полностью многоразовых систем выведения следует ожидать не ранее 2015-2020 гг.

Несомненный интерес представляют частично многоразовые средства выведения, имеющие в своем составе как многоразовые, так и одноразовые элементы. К таким системам первого поколения можно отнести американский многоразовый транспортный космический корабль "Space Shuttle" (многоразовая - до 20 пусков - первая ступень и многоразовый космический корабль - до 100 пусков, одноразовый внешний топливный бак) и советскую многоразовую космическую систему "Энергия-Буран" (многоразовый космический корабль - до 100 пусков и в перспективе многоразовые блоки первой ступени - до 10-20 пусков, одноразовая вторая ступень). Однако в связи с тем, что основными мотивами при разработке частично многоразовых систем первого поколения были военные аспекты, эти системы крайне неэффективны с точки зрения экономики, что и обусловило их коммерческое неприменение впоследствии.

МАКС является частично многоразовой системой второго поколения, базирующаяся на современных технологиях. Ресурс самолета-носителя Ан-225 "Мрия" прямо не зависит от количества запусков и определяется нормативами, существующими в современной тяжелой транспортной авиации. В любом случае ресурс самолета-носителя выше ресурса орбитального самолета. Орбитальный самолет рассчитан на 100 запусков. В составе системы имеется только один полностью одноразовый элемент - внешний топливный бак (разгонный блок) - самый простой и дешевый элемент системы. Однако с началом эксплуатации МАКС существует возможность к переходу на полностью многоразовую систему МАКС-М с разработкой нового беспилотного грузового орбитального самолета. Отсутствие применения принципиально новых технологий при создании МАКС обуславливает его сравнительно невысокую стоимость разработки и эксплуатации, сжатые сроки проектирования и минимальный технический риск.

В настоящие момент на рынке присутствуют только одноразовые РН различных типов.

По грузоподъемности используемых РН рынок можно разделить на три сегмента (все значения по массе выводимого груз приведены для низкой околоземной орбиты H=200 км):
1. легкие РН грузоподъемностью до 1000 кг (этот сегмент рынка запуска коммерческих спутников оценивается в $1-2млрд. ежегодно);
2. средние РН с массой выводимого груза 1000-5000 кг;
3. тяжелые РН с массой ПН больше 5000 кг.

Как уже отмечалось в п.3.1, полезные нагрузки массой до 8-10 т (грузоподъемность МАКС с орбитальным самолетом) составляют 70% всего грузопотока на орбиту. В то же время, возможность использования в составе системы грузового беспилотного варианта МАКС-Т грузоподъемностью до 18 т позволяет охватить весь обозримый рынок запусков полезных нагрузок.

По параметрам орбит запускаемых ИСЗ рынок имеет два сегмента:
1.

низкие околоземные орбиты (высоты апогея до Н=800-1000 км);

2. геостационарные орбиты (ГСО) с высотами Н=36000 км.

Количество запусков на орбиты с промежуточными высотами и отлетные траектории с точки зрения рынка малы и ими можно пренебречь.

На последних сегментах рынка нужно остановиться подробнее.

Геостационарная орбита характерна тем, что находящийся на ней ИСЗ имеет такую же угловую скорость вращения вокруг планеты, как и (упрощенно) любая точка на поверхности Земли при ее вращении вокруг своей оси (рис. справа). Таким образом, если запустить спутник на геостационарную орбиту в плоскости земного экватора (i=0о), то фактически спутник постоянно будет "висеть" над одной и той же точкой земной поверхности. В то же время благодаря большой высоте, он будет всегда виден примерно с трети всей площади Земли, причем в каждой точке этой зоны направление на спутник будет неизменным. Эта орбита очень эффективна при размещении на ней связных, метеорологических, навигационных спутников и аппаратов ДЗЗ.

ИСЗ на ГЕО: вид с Северного полушария, не в масштабе
ИСЗ на ГСО (вид с Северного полюса, не в масштабе)

Запуски космических аппаратов производятся с различных космодромов планеты, причем минимально возможное наклонение орбиты при запуске определяется географической широтой точки запуска ИСЗ: чем ближе космодром к экватору, тем с меньшими энергетическими затратами возможен запуск на экваториальную орбиту. Запуски на геостационарную орбиту возможны и с умеренных (и даже северных) широт, однако большие энергетические потери на пространственный поворот плоскости орбиты приводят к существенному (порой многократному) уменьшению массы полезной нагрузки.

В то же время с космодромов, расположенные в северных широтах, удобнее запускать космические аппараты на полярные орбиты (наклонение близко к i=90о, рис. справа) и так называемые солнечно-синхронные орбиты (достигается такое сочетание баллистических факторов, при котором спутник пролетает над районами поверхности, всегда одинаково освещенных солнечными лучами). Как правило, такие орбиты используются для ДЗЗ и военных целей.

ИСЗ на полярной орбите (не в масштабе)
ИСЗ на полярной орбите (вид с Северного полюса, не в масштабе)

На расположение космодромов влияет также наличие (или отсутствие) зон отчуждения для падения первых ступеней РН при запуске, что является дополнительным ограничением при выборе возможного азимута пуска.

Исторически сложилась ситуация, когда основная масса полезных нагрузок, выводимых на геостационарную орбиту, запускается консорциумом "Arianespace", использующим экваториальный космодром в г.Куру во Французской Гвиане. В то же время страны Западной Европы (ЕКА) не имеют полноценной возможности производить запуски на орбиты с большим наклонением, т.к. из-за потребности в зонах отчуждения в Европе невозможно разместить стартовый комплекс.

США, используя космодром на Западном побережье (база ВВС Вандерберг), и Россия с северного космодрома Плесецк в Архангельской области, запускают основную долю высокоширотных ИСЗ.

Ввиду сложившейся ситуации на рынке, напоминающей своеобразный монополизм космодромов, участники рынка остро заинтересованы в создании средств запусков, не привязанных к конкретным космодромам, с целью получения возможности для США производить геостационарные запуски, а для ЕКА - околополярные. Изменить сложившуюся ситуацию для США должен концерн "Sea Launch Limited Partnership", производящий запуски с экватора с использованием плавучей платформы.

Страны Западной Европы (ЕКА) в настоящий момент не имеют аналогичного адекватного проекта и именно поэтому с большим интересом относятся к МАКС, способной обеспечить всеазимутальность пусков благодаря способности перелета в любую географическую точку старта.

Таким образом, благодаря уникальной способности работать во всех секторах рынка, в случае успешного создания МАКС она длительное время будет доминировать на мировом рынке космических запусков.

 

3.3 Анализ конкурентов

Следуя благоприятным прогнозам исключительной перспективности рынка, практически все индустриальные страны по одиночке или в кооперации ведут собственные разработки РН. Благодаря значительной емкости рынка, работы ведутся как в направлении создания перспективных одноразовых средств выведения, так и многоразовых РН. Разрабатываемые многоразовые РН представлены как полностью многоразовыми вариантами, так и по аналогии с МАКС выполнены в виде частично многоразовых крылатых воздушно-космических систем, использование которых предполагает уменьшение расходов по выведению полезных грузов в космос. США, как самая передовая страна, занята реализацией нескольких проектов, включая одно- и двухступенчатые многоразовые средства выведения.

Парадокс сложившейся ситуации в том, что используя созданный научно-технический задел в области ракетного двигателестроения, методик и алгоритмов автоматической посадки, технологических процессов, отработанных во время работы по программе "Энергия-Буран", Россия сегодня оказалась ближе всех других разработчиков к достижению главной цели - созданию самого экономичного (дешевого в эксплуатации) средства выведения полезных грузов в космос. Эта ситуация в значительной мере сформировалась благодаря полному и опережающему финансированию различных технологий, использовавшихся в системе "Энергия-Буран", позволившей России по ряду конструкторских направлений выйти на лидирующие технические позиции в мире (двигателестроение, системы автоматической посадки, создание перспективной теплозащиты, безлюдные стартовые технологии и др.).

Дальнейший анализ состояния дел у конкурентов МАКС только подтверждает эти выводы. Для полноты анализа приведем краткое упоминание одноразовых РН, которые будут представлены на рынке средств выведения в период эксплуатации МАКС. Все данные сведены в таблицы 3.3-3.4:

Таблица 3.3 Перспективные одноразовые РН легкого класса
Название Разработчик
(или эксплуатант)
ПН, кг Начало эксплуатации Стоимость, млн.$
разработки удельная, $/кг
   Shavit Израиль 156 1998 нет данных
   Capricornio Испания 100 1999 32 ~ 90000
   Shavit-1 Израиль 300 1999 нет данных
   Vega K0 Италия 460 2000 200 ~ 20100
   Shavit-2 Израиль 450 2000 нет данных
   ESL-A ЕКА 1000 1999 250 ~ 20000
   Vega K-3 Италия 1200 2000 200 нет данных
   DLA-P ЕКА 1000 1999 330 нет данных
   ESL-B ЕКА 600 1999 250 нет данных
   Lance-Proteus ЕКА 1000 1999 330 ~ 20000
   Lance-Vega ЕКА 1500 2000 нет данных
   DLA-S ЕКА 4000 2000 330 нет данных
   Pegasus-XL USA 270 1997 ~ 12000
   Taurus Orbital Sciences Corp, USA 1360 1994 ~ 15000
   Athena-2 Lockheed Martin Astronautics нет данных 1998 ~ 15560
   VLS-1 Бразилия 200 1999 32500
   Рокот (SS-19) Россия 1560 2000 6410...9600
   Стрела (РС-18) Россия 250 2000 6410...9600
  Днепр РС-20 (SS-18) Россия 3500 1999 2800
   Старт-1 (SS-24) Россия 1999 ~ 9000
   Полет Россия 3300 2003 110...130 ~ 9000
Таблица 3.4 Перспективные одноразовые РН среднего (тяжелого) класса
Название Разработчик
(или эксплуатант)
ПН, кг Начало эксплуатации Стоимость, млн.$
разработки удельная, $/кг
   H-2 Япония
   Ariane-5 ЕКА (Arianespace) 18000 1999 9000 ~ 7200
   Серия РН Ангара Россия 1700-30000 2000-2005 ~ 6200-8000
   Зенит-3SL Sea Launch Limited Partnership 12500 1999 2000 ~ 6400
   Серия РН Atlas США 10300-20050 2001-2002
   Протон-М Россия

5500 на ГПО
21000 (Н=200 км, i=51.6о)

2001-2002 ~ 3500...4000

Российские конверсионные РН "Рокот", "Стрела" и "Днепр" будут находится в эксплуатации лишь до 2007 года, когда по договору СНВ-2 эти РН, как и их МБР-прототипы, будут уничтожены.

Определенный интерес в качестве работоспособного и апробированного примера представляет организация работ в рамках транснационального концерна "Sea Launch Limited Partnership" (зарегистрирован в США в 1995г.). Имея сопоставимые с МАКС общую стоимость работ и срок окупаемости, проект финансируется консорциумом в составе 14-ти транснациональных банков во главе с американским "Chase Chemical". Всемирный банк предоставил две гарантии, связанные с политическими рынками в России и на Украине, размер каждой составляет $100 млн. Эти гарантии покрывают затраты кредиторов на оплату работ российских и украинских предприятий. Объем заказов, размещаемых "Sea Launch Limited Partnership" в России в течении ближайших 10 лет, составит более $700 млн. Заявленные темпы запусков РН "Зенит 3SL" составят до 10 в год (низкий темп связан в первую очередь с длительным и трудоемким процессом изготовления, транспортировки и подготовки РН к запуску), стоимость каждого $80-100 млн., концерн имел на конец 1998 года 18 подтвержденных заказов на запуски в период октябрь 1998 - декабрь 2001.

В качестве маркетинговой тенденции сложилась практика, что все вопросы, связанные с продвижением на рынок российских РН, решают специализированные маркетинговые компании с совместным или западным капиталом, например: российскую РН "Рокот" представляет на мировом рынке российско-германское СП "Eurockot Launch Services GmBH". Знание конъюнктуры рынка и успешная работа привело к зарезервированию 23 запусков, подкрепленных финансовыми обязательствами заказчиков. Аналогичный поход будет реализован и при проведении маркетинговой политики в проекте МАКС.

С технической точки зрения необходимо отметить проект "Воздушный старт", использующий воздушный старт конверсионной РН "Полет" с самолета-носителя Ан-124 "Руслан" на высоте 8...11 км. Используемый в этом случае принцип воздушного старта обычной одноразовой ракеты не приводит к существенному экономическому выигрышу (в отличии от МАКСа), однако решает конкурентную проблему проведения запуска РН, использующую российские технологии, в воздушном пространстве заказчика или любой другой географической точке.

Краткий анализ всех перспективных одноразовых средств выведения показывает, что из-за высокого значения удельной стоимости выведения 1 кг полезного груза одноразовые РН в принципе не могут составить конкуренцию МАКС.

Несомненный интерес представляют разрабатываемые многоразовые средства выведения, создатели которых стараются учесть негативный коммерческий опыт частично многоразовых систем первого поколения. Опираясь на одинаковые исходные предпосылки, практически все перспективные проекты многоразовых космических систем ориентированы на близкую к принятым у МАКС значениям полезной нагрузки.

В таблице 3.5 показаны основные проектные параметры прорабатываемых вариантов. Особый интерес вызывают наличие научно-технического задела (величина, обратная техническому риску), потребные объемы финансирования и сроки реализации при достаточном финансировании.

Таблица 3.5 Перспективные многоразовые средства выведения

Наименование
системы

Масса стартовая,т Масса ПН, т, (при i и H, км орбиты) Экипаж, человек Возможная доля выводимых от общего кол-ва ПН, % Обеспечение возврата ПН Стоимость выведения 1кг ПН, $ Возможные сроки создания Начало летных испытаний Начало эксплуатации Параллакс, км Боковая дальность при спуске с орбиты, км Отдельное применение первой ступени Наличие задела, % Потребный объем финансирования, млрд.$

Наименование
системы

МАКС (СНГ)

620 5.8-(6.6)
(90њ, 400)
2-(беспилот.) 71 (75) + 1000 1998-2005 2005 2006 до 2000 до 2000 + 85 1.8

МАКС (СНГ)

МАКС-Т (СНГ)

620 13.7
(90њ, 400)
беспилотный 92 1000 1998-2005 2005 2006 до 2000 + 85 1.8

МАКС-Т (СНГ)

ARIANE-5 HERMES (Франция)

620 3
(28њ, 460)
3 25 8600 1999-2003 работы прекращены работы прекращены 0 до 2000 + 8,5...10

ARIANE-5 HERMES (Франция)

H-2 HOPE (Япония)

260 3 беспилотный 22 нет данных 2005-? 2003 2005 0 до 2000 + 7,2...9

H-2 HOPE (Япония)

SANGER-2 (Германия)

366 3-(7.5)
(28њ, 460)
4-(беспилот.) (32) + 4500 2012 работы прекращены работы прекращены до 2000 2000 + 10 15...18

SANGER-2 (Германия)

Ан-225 INTERIM-H (СНГ-Великобритания)

600 6.5
(7њ, 275)
беспилотный 50 + 2000 2005 работы прекращены работы прекращены до 2000 2000 + 10 6...7,3

Ан-225 INTERIM-H (СНГ-Великобритания)

NASP (США)

180...230 9...12
(28њ)
пилотируем. 70...73 + нет данных 2015 работы прекращены работы прекращены до 2000 30 45...65

NASP (США)

DELTA-CLIPPER (США)

460 4.5
(90њ, 400)
2 60 + 1100 1999-2005 работы прекращены работы прекращены 0 2100 10 11...13

DELTA-CLIPPER (США)

SSTO (США)

770 10
(28њ, 400)
2 70 + нет данных 2004 работы прекращены работы прекращены 0 2000 10 нет данных

SSTO (США)

VentureStar (США)

11.5
(51.6њ, 400)
пилотируем. 85 + 1500? 2000-2006 2000
(демонстр.)
2006 0 50 5...8

VentureStar (США)

K-1 Kistler (США)

4.5
(28њ, 180)
беспилотный 60 2222...3777 1999-2001 2000 2001 40 0,5

K-1 Kistler (США)

Eclipse Astroliner (США)

4.5
(28њ, 180)
пилотируем. 60 + 4444 2000-2005 2002 2005 до 2000 10 0,14

Eclipse Astroliner (США)

Pathfinder (США)

2.9
(0њ, 810)
пилотируем. 30 + 2322...3424 2000-2002 2002 2002 до 2000 15 нет данных

Pathfinder (США)

Roton (США)

3.15
(28њ, 180)
пилотируем. 25 2222 1999-2002 1999
(демонстр.)
2002 25 0,125

Roton (США)

Наименование
системы

Масса стартовая,т Масса ПН, т, (при i и H, км орбиты) Экипаж, человек Возможная доля выводимых от общего кол-ва ПН, % Обеспечение возврата ПН Стоимость выведения 1кг ПН, $ Возможные сроки создания Начало летных испытаний Начало эксплуатации Параллакс, км Боковая дальность при спуске с орбиты, км Отдельное применение первой ступени Наличие задела, % Потребный объем финансирования, млрд.$

Наименование
системы

Как видно из приведенных данных, работы над целым рядом проектов многоразовых средств выведения были прекращены по причинам высокой стоимости или большого технического риска. В первую очередь это относится к западноевропейским проектам (Hermes, Sanger) и американскому NASP.

В настоящее время основные зарубежные работы ведутся по проектам "Roton", К-1 и "VentureStar". Проект "Roton" вышел на стадию атмосферных испытаний аппарата-аналога, однако заложенные в проект технические идеи по мягкой посадке с использованием эффекта авторотации делают полномасштабную реализацию проекта проблематичной.

Разработка двухступенчатой РН "К-1" корпорацией Kistler затруднена разразившимся восточно-азиатским финансовым кризисом (основные заинтересованные инвесторы представляют указанный регион), однако весь проект достаточно реалистичен благодаря использованию современных технологий (в частности, предполагается применение уже отработанных в серийном производстве российских ракетных двигателей).

Наибольший интерес вызывает проект многоразового одноступенчатого воздушно-космического носителя с вертикальным стартом и аэродромной посадкой "VentureStar", реализуемого Национальным Агентством по аэронавтике и исследованию космического пространства (NASA) США. В связи с большим количеством новых технологий проект имеет высокую степень технического риска и реализуется в несколько этапов. Первым этапом предполагается постройка и летные испытания экспериментального гиперзвукового аппарата-демонстратора X-34 (первый полет по плану - конец 2000 г.). Демонстратор представляет собой уменьшенную копию эксплуатационного носителя и предназначен для демонстрации и экспериментальной отработки основных технических решений. По результатам испытаний Х-34 может быть принято решение о полномасштабной разработке носителя "VentureStar", который в случае успешной реализации должен начать испытательные полеты не ранее 2005 года. Однако уже на сегодняшнем этапе создания аппарата-демонстратора Х-34 возникли серьезные технические проблемы, могущие повлечь существенное удорожание программы и значительный сдвиг заявленных сроков.

Остальные осуществляемые проекты, приведенные в таблице 3.5, не вышли из стадии концептуальных исследований. В то же время, предположив успешную и своевременную реализацию всех упомянутых проектов, не трудно видеть, что по критерию низкой удельной стоимости выведения проект МАКС является самым эффективным с экономической точки зрения средством выведения полезных грузов в космос.

Преимущества МАКС над всеми конкурирующими вариантами наглядно представлено на рисунках 3.1 и 3.2.


Рис.3.1 Динамика интегральных расходов и прибыли при создании и применении различных многоразовых транспортных космических систем (МКТС).

Рис.3.2 Сравнительный анализ общей стоимости создания и эксплуатации различных МКТС.

Суммируя все выводы с данными таблицы, можно однозначно утверждать, что МАКС является наиболее реализуемой и самой экономически эффективной системой выведения грузов в космос.


На сайте представлены выдержки из бизнес-плана и основные результаты.
 Желающим получить полный текст документа
необходимо скачать архив, нажав на кнопку справа:

Скачать архив bp_MAKS_v2000.rar с документами


возврат на homepageпереход к ОК БУРАНк ракете ЭНЕРГИЯПОЛЕТ БУРАНАЛетающие аналоги БТС-02 ГЛИпереход к беспилотным КА БОРпереход к космодрому Байконурпереход к программе СПИРАЛЬпереход к МАКСупереход на Гостевую книгу (короче, в гости!)переход к карте сайтапереход к web-мастерупереход к Space Shuttleпереход к другим проектам Многоразовых космических кораблей
Web-master: їВадим Лукашевич 1998-2008
CopyrightїВадим Лукашевич 2000