Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.buran.ru/htm/21.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:37:25 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: южная атлантическая аномалия
Б.И.Губанов. Триумф и трагедия 'Энергии'

Международный рынок и космические цены

   Разработка и испытание систем "Спейс Шаттл" с 1972 по 1983 г. обошлась в 17,8 млрд. долл. по курсу 1982 г., - говорится в материалах, подготовленных для Конгресса США Бюджетным управлением Конгресса.
   За первые три года (с 1983 по 1985 г.) эксплуатация обошлась дополнительно в 10,5 млрд. долл. по курсу 1982 г. Половина этой дополнительной стоимости была потрачена на собственно "Шаттл", а половина - на создание сооружений. Любая программа такого масштаба должна учитывать курс денег, поскольку они не могут быть потрачены единовременно.
   Темп инфляции предполагался от 4 до 10% ежегодно. Для периода с 1972 по 1982 г. стоимость разработки и испытаний "Спейс Шаттла" составила от 21,3 до 28,1 млрд. долл. - максимум по курсу 1982 г.
   Первоначально проектировочная частота запусков "Спейс Шаттла" составляла 60 полетов в год. К 1983 г. расчетная частота запусков была снижена до 24 полетов в год. Дальнейшие изменения: до 9 запусков в 1989 г., 11 - в 1990 и 11 - в 1991 гг. Реальное количество полетов было скорректировано еще раз.
   Общая стоимость каждого полета "Шаттла", включая амортизацию капитальных затрат на оборудование, по исследованию Бюджетного управления Конгресса, в 1982 г. в среднем составляла 258 млн. долл. при 12 полетах в год по расчетам. Если ввести поправку на инфляцию для пересчета по курсу 1988 г., то стоимость каждого полета "Шаттла" превысит 400 млн. долл. при частоте запусков 12 в год. Поскольку США осуществляет 10 пусков в год, то каждый из них в 1992-1993 гг. обходился более чем в 500 млн. долл.
   Стоимость пуска, оговоренная правительством Соединенных Штатов, согласно регламентам НАСА составляет 110 млн. долл. по данньм 1988 г. Следовательно, система "Шаттл" субсидируется более, чем на 80% ее истинной стоимости. Эти цифры посчитаны до катастрофы "Челленджера" и не включают в себя несколько миллионов долларов по курсу 1987 г.
   Почему США вынуждены вкладывать так много в систему "Шаттл", а затем эксплуатировать ее, теряя более 80% реальных затрат? Ответ простой. Вторичные космические и социальные выигрыши для американской экономики делают программу "Шаттл" целесообразным капиталовложением.
   Когда деньги расходуются на техническую программу такого масштаба, изобретения и открытия, полученные в ходе нее, выливаются в экономические дивиденды для других областей развития общества. Правительство США исследовало экономический выигрыш от крупномасштабных затрат на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы. В результате тщательного стоимостного анализа пришли к выводу, что создание и эксплуатация "Шаттла" соответствуют высшим интересам народа и экономики США. Это определение явилось результатом экономометрических исследований дивидендов экономики США в результате осуществления программы "Аполлон". Эта программа полета человека на Луну, начатая в 1958 г., проводилась до 1972 г., и за это время было потрачено 25 млрд. долл.
   Исходные исследования "Экономические последствия ускоренного технологического развития", подготовленные Мидуэстским исследовательским институтом для НАСА, показали, что затраты на гражданские, космические, научно-исследовательские и опытно конструкторские работы окупились (52 млрд. долл.) к 1970 г. и продолжали приносить прибыль, которая к 1987 г. оценивалась в 181 млрд. долл. Учетная ставка на оборот для этого капиталовложения оценивалась в 33%. Это первое исследование было проведено сразу же после высадки человека на Луну, в 1970 г. Исследования 1975 г., проведенные фирмами "Математика инкорпорейтед" и "Чей иконометрик инкорпорейтед", подтвердили экономические выводы этого предварительного исследования. Они показывают, что каждый доллар, вложенный НАСА в программу "Аполлон", обеспечил для США прибыль в 14 долл. Вот эта цифра, которая плавает по советской печати с легкой руки, а может быть, неграмотной головы, одного из обозревателей без разъяснении и в формулировке, которая была ему в то время выгодна.
   Что касается эффективности вклада в Советскую ракетно-космическую технику, то здесь пресса, приговаривая, что эти цифры никто не знает, "обоснованно" предполагает их ничтожность, а объяснения разработчиков космических систем о выгодности вклада связаны только с возможным в будущем.
   Передо мной - ряд материалов, в том числе и доклад Бюджетной комиссии Конгрессу США. Прибыль, в том числе и от лунных экспедиций, условна. Прибыль так же, как у нас, исчисляется из оценки подъема уровня национальной науки, техники и технологии. Это касается и цифр, опубликованных в печати о получении от космонавтики прибыли от 7 до 14 долл. на 1 долл. Они носят разъяснительный, иллюстрационный характер и имеют также только расчетное начало.
   По заключению исследовательских фирм, космические исследования и связанные с ними работы значительно повышают благосостояние нации. Из космических программ используются новые товары, технологические процессы и оптимизированное распределение ресурсов.
   Аналогично этому исследования по Европейскому космическому агентству показали, что дивиденды от европейской промышленности превысили 3 доллара на каждый вложенный доллар. Дополнительно 2-4 доллара получается в виде косвенной прибыли. Таким образом, общая прибыль составляет, по бюллетеню ЕКА ?47 (1987 г.), более 700% капиталовложений.
   Успеха на международном рынке добьются те компании, которые будут представлять наиболее экономичные транспортные системы. В настоящее время удельная стоимость вывода полезного груза на орбиту чрезвычайно высока. Следует, однако, отметить, что при оценке стоимости эксперты находятся в условиях, характеризующихся высокой степенью неопределенности. Это относится как к реальным затратам на разработку, так и к их применению.
   По данным ЕКА, опубликованным в июне 1991 г., группа американских ракет-носителей типа "Дельта" (серии 6925, 7925), "Атлас-Центавр" (варианты G,K) грузоподъемностью от 4,5 до 6,2 т полезного груза на опорную орбиту имеют удельную стоимость (стоимость вывода на орбиту одного килограмма груза) от 11,5 до 13,5 тыс. долл. "Титан-3", коммерческий вариант "Титана-340", мощностью до 16 т - около 11 тыс. долл. Французская ракета-носитель "Ариан-4" грузоподъемностью до 7 т - 13,8 тыс. долл. По другим оценкам, эти цифры примерно в два раза выше. Например, стоимость запуска спутника на "Титане-4" по различным оценкам составляет от 250 до 500 млн. долл.
   Удельная стоимость выведения полезных грузов на советских ракетах-носителях, по данным Главкосмоса, правда пятилетней давности, примерно на порядок ниже.
   Сделать какую-либо точную оценку уровня цен достаточно сложно. Для того, чтобы убедиться в этом, достаточно заглянуть в магазин пару раз и увидеть "прыгучесть цен".
   В перспективных планах космических проектов существуют разработки, которые имеют обоснование только как стимулирующие дальнейший подъем национального уровня технологии, например, НАСП (NASP) в США, "Зенгер" в Германии. Экономическая эффективность настолько далека от реальных ощущений, что стоит на втором плане. В коммерческой части космоса, то есть в сфере деятельности фирм и других частных предприятий, эффективность исчисляется конкретными цифрами и представляет собой коммерческую тайну.
   В США и других странах существует такая же, как и у нас, необходимость разъяснять и показывать значимость и эффективность любых научных исследований, в том числе и в области астрономии, энергетики и космоса.


Далее...