Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronomy.ru/forum/index.php/topic,7779.80.html
Дата изменения: Sun Apr 10 04:00:45 2016
Дата индексирования: Sun Apr 10 04:00:46 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: вторая космическая скорость
<b style="color:black;background-color:#66ffff">Космический</b> корабль "Клиппер" - стр. 5 - Новости астрономии и космонавтики

Голосование

Каким образом, на Ваш взгляд, России следует создавать новый пилотируемый космический корабль "Клиппер"?

самостоятельно
105 (61.8%)
совместно с Европейским космическим агентством
34 (20%)
совместно со специалистами из Китая
6 (3.5%)
совместно с NASA
15 (8.8%)
другое
10 (5.9%)

Проголосовало пользователей: 124

A A A A Автор Тема: Космический корабль "Клиппер"  (Прочитано 61314 раз)

0 Пользователей и 1 Гость просматривают эту тему.

Оффлайн Karen

  • Модератор
  • *****
  • Сообщений: 6 145
  • Рейтинг: +262/-24
  • Янг, Карен
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #80 : 03.10.2005 [03:47:37] »
Несколько мысли:
Я согласна с gals в том что почти полностью возвращаемый космический корабль--это было хорошей идей--на бумаге, особенно в 70-х и 80-х когда мы думали что было бы дешевле и более полезный запускать, чинить, и извлекать с орбиты спутники такими кораблями. Времена изменяются. Теперь запускаем спутнити непилотируемыми ракетами. Мы нашли что дешевле строить новый спутник чем чинить старый (и с быстрым прогрессом технологии, новый спутник обычно лучше чем старый). Шаттл пережил свое время. В 70-х мы не понимали сколько автоматизации было бы на орбите через 20-30 лет. Думали что человеку было нужно для всех.

alfardus: Да, Шаттл был построен чтобы удовлетворять нужды оба НАСА и военных интерес. Военным тоже не нужны Шаттл для таких цель как в 70-х и 80-х г.

И 5-7 космических туристов?? каждый год (каждый полет?). У нас не было Мир-станции. На каждом полете эти "туристы" были заняты каждый минут научными исследованиями для кого-то на земле. Полеты шаттла были нашым 2-недельным Миром. 7 человек х 14 дней = 2 человек (на Мире) х 49 дней. 2-3 человека на Шаттле было бы растраты времени.

platonov1: Лучше избегать политику--легко обидеть кого-нибудь--и тоже запрешено на форуме. :-X

Во-втором, по-моему мы много научились от МКС. Мы научили уроки детского сада--как играть с другими. ;D Мы научили и еще учим строение в космосе, и как действительно работают (или нет) "в поле" системы переработки воды и воздуха, и много больше. Стоймость высока--может быть слишком высока по сравнению с количеством знании получено. Несмотря на всего, мне нравится МКС--так Мир, это знак человеческого присуствия в космосе. Если не было бы российские проблемы в начале готовления первых модулей, и американские проблемы аварии Колумбии, станция была бы закончена в 2004 г., и была бы польна 6-7 астро/космонавтов делая полезную науку. Речь здесь шла бы на полезности Клипера (топик этой теме), наступающую отставку "успешного" Шаттла, и развитие американского CEV вместо "не"-полезности МКС и глупости замысля Шаттла. :'( :o

Оффлайн dims

  • *****
  • Сообщений: 11 840
  • Рейтинг: +187/-65
  • Пожалуй, стоит ограничиться обменом мнениями
    • Skype - virafon
    • Мой блог
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #81 : 03.10.2005 [11:11:33] »
  Dims, Шаттл - это прекрасная по своему замыслу идея - полностью возвращаемый космический корабль, за исключением топливного бака, стоимость которого невелика.
Я нисколько не принижаю ценности шаттла. Он мне нравился и нравится.

Цитировать
  В противоположность ШАттлам "Буран" никогда не смог бы окупить себя, т.к. это была классическая схема - "независимая ракета - носитель" которая выводит тяжелый полностью возвращаемый корабль. Двигатели ракеты, система управления - самые дорогие элементы ракетно - космических ситем - работают один раз и гробятся затем.
Не понял. Что, есть какая-то существенная разница между шаттлом и бураном? Я не специалист, но вижу же, что на старте Шаттла пламя хлещет и из топливного бака тоже. Вообще, по моим представлениям, ракета по массе - это и есть, в основном, топливный бак. К тому же, насколько я слышал, Буран был создан позже и поэтому имел даже какие-то дополнительные возможности по электронике, в частности, мог самостоятельно возвращаться. Так что не въехал.
Димс.
Я прекратил участие в форуме.

alfardus

  • Гость
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #82 : 03.10.2005 [17:02:05] »
То dims.

"Я не специалист, но вижу же, что на старте Шаттла пламя хлещет и из топливного бака тоже."
На старте такое было один раз (мир праху астронавтов), при старте "Челленджера".
В первые секунды взлета работают главный двигатель челнока и твердотопливные ускорителти (их 2 штуки, они выполняют роль первой ступени, хотя это не совсем точно, так как на старте работает и двигатель шаттла). Затем на определенной высоте отработавшие ускорители отстреливаются и на парашютах приводняются в океан. Далее челнок летит "в обнимку" с топливным баком. Затем после того как будет израсходовано топливо из наружного бака, он отстреливается и сгорает в атмосфере или падает в океан (не подлежит вторичному применению).

То gals.

"В противоположность ШАттлам "Буран" никогда не смог бы окупить себя, т.к. это была классическая схема - "независимая ракета - носитель" которая выводит тяжелый полностью возвращаемый корабль."

Это военная машина, так же не корректно гворить и об окупаемости танка Т-80 или бомбардировщика Ту-160. :). "Мирное" использование "Бурана", ИМХО, не что иное как пропагандисткий ход. Да и окупаемость шаттлов выглядит очень сомнительно, использовать их для гражданских целей- все равно что давить ежей танками.







Оффлайн zenixt

  • *****
  • Сообщений: 1 822
  • Рейтинг: +13/-12
  • Мне удобна эта форма общения.
    • Народный космос-Z
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #83 : 03.10.2005 [18:26:01] »
 Вместе с ЕКА, а то получается, что МКС почти русско-американская станция, а не международная. Неча европейцам от космоса отлынивать. ;D
Космическая инженерия уже сильно отличается от земной.
Не обльщайтесь возможностями, котоые вам предоставляет электроника.
Прогресс продолжается, пока детям есть куда уплыть, упрыгать, уползти, словом, убежать от родителей.
Обыкновенный Мутант.

Оффлайн dims

  • *****
  • Сообщений: 11 840
  • Рейтинг: +187/-65
  • Пожалуй, стоит ограничиться обменом мнениями
    • Skype - virafon
    • Мой блог
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #84 : 03.10.2005 [19:52:17] »
"Я не специалист, но вижу же, что на старте Шаттла пламя хлещет и из топливного бака тоже."
На старте такое было один раз (мир праху астронавтов), при старте "Челленджера".
В первые секунды взлета работают главный двигатель челнока и твердотопливные ускорителти (их 2 штуки, они выполняют роль первой ступени, хотя это не совсем точно, так как на старте работает и двигатель шаттла). Затем на определенной высоте отработавшие ускорители отстреливаются и на парашютах приводняются в океан. Далее челнок летит "в обнимку" с топливным баком. Затем после того как будет израсходовано топливо из наружного бака, он отстреливается и сгорает в атмосфере или падает в океан (не подлежит вторичному применению).
Мдя, шуточки.
Действительно, не обращал внимания, что это просто бочка http://spaceflight.nasa.gov/gallery/images/shuttle/sts-114/html/sts114-s-038.html
Получается, что "Энергия" это целая ракета, хоть и выглядит похоже: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%98%D0%B7%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5:Energia_1986_02.jpg

Все-таки жуткая штуковина...
Димс.
Я прекратил участие в форуме.

platonov1

  • Гость
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #85 : 03.10.2005 [20:51:02] »
>>>Мне кажется, в нашей стране понимание системы Space Shuttle как сверхдорогостоящей военной машины давно стало аксиомой. Но ведь это не так. Техническое задание 1972 г. предусматривало частично многоразовую систему, способную выводить ПН любого назначения по цене не выше 600 $/кг. Imho, не стоит всю жизнь пользоваться штампами из "Зарубежного военного обозрения".

А причем здесь техническое задание? Хватит нас правоцировать. Имеют место факты и ничего больше.  Я могу написать любое техзадание, да и кто угодно тоже. Имеет значение только то, что имеет место быть. Факт тот, что Система Спейс Шаттл одна из самых дорогих и нецелесообразных.  Возникает ощущуние, чем дороже система, тем она хреновее летает. Самые дорогие в мире ракеты - японские. Так они вообще летать не умеют и обычно падают на старте. Никто не будет отрицать успехов японцев в сфере новых технологий и микроэлектроники. Дело не в технологии, а в голове. Если в голове водятся мысли о разумности, целесообразности технической и экономической, то все будет хорошо.  Если я явлюсь к начальнику с проектом исследований стоимостью в 10тыс. долларов (условно), то он отправит меня подумать и уменьшить цифру в десять раз. И в большинстве случаев будет абсолютно  прав. А что касается техзадания, то превращение цифры 600 долларов за кило в 20 тысяч, говорит с одной стороны о неграмотности (или техническом авантюризме) заказчика (НАСА), с другой стороны о том, что инженеры компании подрядчика не справились со своей задачей.

На самом деле, абсолютной ценностью, независящей от успешености или неуспешености проекта, является огромный конструкоторский, технологический и технический опыт. Это касается всей космической деятельности. Если бы Вернер фон Браун не превратил в металлалом сотни и тысячи  ракет ФАУ, то Сатурн-4, гениальная его конструкция, никогда бы не появилась на свет. И Королев, без изучения этого опыта, имея за плечами только примитивные гирдовские ракеты, не создал бы свою Р-7. Талант конструктора заключается не только в том, чтобы  самостоятельно рождать совершенные конструкции, но и в том, чтобы воспринимать и всесторонне изучать накопленный чужой опыт. Китайцы, кстати, это хорошо поняли, в отличие от японцев.   
« Последнее редактирование: 03.10.2005 [21:02:12] от platonov1 »

Оффлайн gals

  • *****
  • Сообщений: 12 374
  • Рейтинг: +334/-31
  • Мне нравится этот форум!
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #86 : 03.10.2005 [23:05:21] »
>>>Это военная машина, так же не корректно гворить и об окупаемости танка Т-80 или бомбардировщика Ту-160. . "Мирное" использование "Бурана", ИМХО, не что иное как пропагандисткий ход. Да и окупаемость шаттлов выглядит очень сомнительно, использовать их для гражданских целей- все равно что давить ежей танками.


  Ну, не совсем - глупость ведь это ставить задачей для шаттла или "Бурана" сброс атомных бомб с бокового маневра, т.к. цикл подготовки каждого пуска занимает не одну неделю. Корабль несколько раз может быть уничтожен на стартовой позиции задолго до запуска - одного ничтожного осколка достаточно, не говоря уж о атомном взрыве. "Буран" мог бы спускать с орбиты грузы массой до 30 тонн, но это только в том случае, если бы на орбите бвло бы организовани какое-либо производсво.

  Альфардус, дело в том, что двигательная установка шаттла находится на самом корабле, а на "Буране" - только двигатели для маневров на орбите. Поэтому для запуска "Бурана" необходима ракета - "Энергия", а шаттл - это сама ракета, то бишь ее вторая ступень.
 








alfardus

  • Гость
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #87 : 04.10.2005 [02:27:33] »
То gals.

 " Ну, не совсем - глупость ведь это ставить задачей для шаттла или "Бурана" сброс атомных бомб с бокового маневра, т.к. цикл подготовки каждого пуска занимает не одну неделю. Корабль несколько раз может быть уничтожен на стартовой позиции задолго до запуска - одного ничтожного осколка достаточно, не говоря уж о атомном взрыве. "Буран" мог бы спускать с орбиты грузы массой до 30 тонн, но это только в том случае, если бы на орбите бвло бы организовани какое-либо производсво."
Все верно, я и не говорил что челноки и "Буран" должны были использоваться как бомбардировщики. Они использовались как крупные фигуры в военно-политической игре тогдашних супердержав. Кроме того, в реальном применении они могли выполнять работы "звездных буксиров",  могли быть задействованы и в других целях (вероятно пройдет еще довольно много времени, когда эти разработки станут достоянием общественности).
"Буран" мог бы спускать грузы с орбиты при наличии на орбите производства (какого?). Но "Буран" создавался не для этого, ни о каком производстве тогда речи не шло, как не идет и сейчас.

" Альфардус, дело в том, что двигательная установка шаттла находится на самом корабле, а на "Буране" - только двигатели для маневров на орбите. Поэтому для запуска "Бурана" необходима ракета - "Энергия", а шаттл - это сама ракета, то бишь ее вторая ступень."
Я имею представление об этих космических системах. На эту тему существует масса литературы и информации в интернете. Но вот еще хотелось бы что упомянуть. Есть отечественная разработка, о которой в печати появилась информация сравнительно недавно, это космический истребитель "Утенок", как его прозвали за необычный внешний вид. Разработка еще советская. Фактически-это младший брат "Бурана" и возможно эти проекты могли както взаимодействовать. Возможно существуют разработки и вовсе не укладывающиеся в рамки очерченные нашей фантазией, и все это барахло, ИМХО, военное.
Кстати, интересный и общеизвестный факт. В России есть военнокосмические войска, а космонавты- военные офицеры. Да и в штатах в астронавтику часто приходят люди с флота и ВВС ;).



Оффлайн dims

  • *****
  • Сообщений: 11 840
  • Рейтинг: +187/-65
  • Пожалуй, стоит ограничиться обменом мнениями
    • Skype - virafon
    • Мой блог
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #88 : 04.10.2005 [07:18:23] »
двигательная установка шаттла находится на самом корабле, а на "Буране" - только двигатели для маневров на орбите. Поэтому для запуска "Бурана" необходима ракета - "Энергия", а шаттл - это сама ракета, то бишь ее вторая ступень.
А потом, после отделения бака, это приводит к каким-то отличиям в работе? Ну, грубо говоря, сопла на шаттле в самом деле во много раз больше, или нет? Если Буран и Шаттл ставнить на этом этапе, то что получится?

 








Цитировать
Димс.
Я прекратил участие в форуме.

Оффлайн dims

  • *****
  • Сообщений: 11 840
  • Рейтинг: +187/-65
  • Пожалуй, стоит ограничиться обменом мнениями
    • Skype - virafon
    • Мой блог
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #89 : 04.10.2005 [07:26:48] »
А, вот ту все написано: http://en.wikipedia.org/wiki/Shuttle_Buran

Оказывается, в ракету "Энергия" тоже была заложена возвращаемость, но она так и не была реализована по известным причинам. То есть, не все так нерационально, как Вы сказали.

Из челонока были убраны главные двигатели, это освободило место для дополнительных грузов, а двигатели были перенесены на "Энергию" без потери возвращаемости.

Так что это действительно была позже созданная машина более продвинутого уровня (если бы она была окончена). Эээх, если бы у нас не зажимали народ, мы бы, может, снова разбогатели бы для таких штучек...
Димс.
Я прекратил участие в форуме.

Оффлайн gals

  • *****
  • Сообщений: 12 374
  • Рейтинг: +334/-31
  • Мне нравится этот форум!
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #90 : 04.10.2005 [18:00:11] »
>>>Так что это действительно была позже созданная машина более продвинутого уровня (если бы она была окончена). Эээх, если бы у нас не зажимали народ, мы бы, может, снова разбогатели бы для таких штучек...

   Ошибаетесь - была создана тяжелая ракета - носитель, способная выводить на орбиту около 90 тонн, в т.ч. и многоразовый корабль "Буран" - в 1987г.. Если бы Глушко не содействовал уничтожению работ по Н-1, то СССР имел бы тяжелый носитель, способный выводить на орбиту 100тонн (я помню цифры ориентирововчно) уже в 1975-1976г. Тогда основной причиной, вернее поводом для закрытия программы, послужила недовденность двигателей Н-1 (тягой, кажется, по 150 или 170 тонн.). Но последние были успешно доработаны и сейчас признаны очень удачными - даже США их используют на своих ракетах.

  Главное отличие "Шаттла" от одноразовых ракет, повторяю, в том, что двигатели большой тяги, работающие на кислороде и водороде, способные поднять корабль с Земли в космос ( с учетом твердотопливных ускорителей), стояли на самом корабле - двигатели использовались многократно. Кроме этого, шаттл имел двигатели для орбитального маневрирования. "Буран" имел только двигатели для орбитального маневрирования. Блок кислородно - водородных двигателей стоял на второй ступени ракеты "Энергия" и был одноразовым. Кроме того, одноразовой была и система управления, стоящая на "Энергии". А все это стоит очень дорого. Я это повторяю вновь и вновь, чтобы те, кто не знает технических подробностей, поняли, в чем состоит главное отличие между системами "Спейс шаттл" и "Энергия" - "Буран". Последняя не несла ничего революционного и время, увы, не опережала.

Оффлайн dims

  • *****
  • Сообщений: 11 840
  • Рейтинг: +187/-65
  • Пожалуй, стоит ограничиться обменом мнениями
    • Skype - virafon
    • Мой блог
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #91 : 04.10.2005 [19:41:23] »
Главное отличие "Шаттла" от одноразовых ракет, повторяю, в том, что двигатели большой тяги, работающие на кислороде и водороде, способные поднять корабль с Земли в космос ( с учетом твердотопливных ускорителей), стояли на самом корабле - двигатели использовались многократно. Кроме этого, шаттл имел двигатели для орбитального маневрирования. "Буран" имел только двигатели для орбитального маневрирования. Блок кислородно - водородных двигателей стоял на второй ступени ракеты "Энергия" и был одноразовым. Кроме того, одноразовой была и система управления, стоящая на "Энергии". А все это стоит очень дорого. Я это повторяю вновь и вновь
Я Ваше утверждение понял с первого раза. Но, повторяю, я обнаружил в Википедии утверждение, что ракета "Энергия" сама по себе была спроектирована возвращаемой и лишь недостаток финансирования привел к тому, что такой вариант построен не был. Вы это отрицаете?
Димс.
Я прекратил участие в форуме.

Оффлайн gals

  • *****
  • Сообщений: 12 374
  • Рейтинг: +334/-31
  • Мне нравится этот форум!
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #92 : 04.10.2005 [22:04:33] »
   Планировалось спасение блоков первой ступени - посадка на парашютах. Это очень сложная задача, т.к. блоки первой ступени представляли собой тонкостенные гибкие конструкции, характерные для жидкостных ракет. В этом отношении твердотопливные ускорители "Шаттла" спасти было гораздо легче, т.к. стенки твердотопливных ракет довольно толстые, потому что они должны выдерживать высокое давление во время горения шашек топлива. К тому они не приземлялись, а приводнялись в море.
Кстати, даже при таких жадящих условиях американцы долгое время не решались их повторно использовать. Но надо принимать во внимание, что стоимость твердотопливных ракет намного ниже жидкостных (одного класса), потому что в них отсутствуют такие сложные конструкции, как турбонасосные агрегаты для подачи топлива. Конечно, с точки зрения энергетики жидкостные движки получше, но все надо смотреть в комплексе.
  Спасение второй ступени "Энергии" с системой управления и килородно - водородными движками не предусматривалось. Конечно, были разные предложения, но они серьезно не рассматривались.

Оффлайн dims

  • *****
  • Сообщений: 11 840
  • Рейтинг: +187/-65
  • Пожалуй, стоит ограничиться обменом мнениями
    • Skype - virafon
    • Мой блог
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #93 : 04.10.2005 [22:23:31] »
Вторая ступень - это что? Самая большая "бочка"? А первая - это те четыре "цилиндра" по бокам?
Зачем спасали более дешевое?
Димс.
Я прекратил участие в форуме.

Оффлайн dims

  • *****
  • Сообщений: 11 840
  • Рейтинг: +187/-65
  • Пожалуй, стоит ограничиться обменом мнениями
    • Skype - virafon
    • Мой блог
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #94 : 04.10.2005 [22:37:40] »
Вот здесь http://en.wikipedia.org/wiki/Energia написано, что были разработаны две модификации, Энергия "М" и Энергия "2". В первом варианте было 2 ускорителя "Зенит" по бокам, вместо четырех, и один двигатель РД-0120 в центре, также вместо четырех. Также, в первой модификации не предусматривалось возвращение серединки. Возвращение ускорителей "Зенит" предусматривалось в обеих модификациях, а во второй - возвращение и серединки.

Вы согласны? Именно второе Вы подразумевали под "не рассматриваемыми предложениями"?

Там же написано, что ракета слетала всего дважды. Это означает, что мы говорим преимущественно о разработках, которые несомненно в какой-то части не были реализованы. Вероятно, если бы не финансовый вопрос, то возвращение серединки сделали бы. Вы можете привести какие-то объяснения тому, что по-Вашему выходит, что более дешевые блоки сделали возвращаемыми, а более дорогие - нет?
Димс.
Я прекратил участие в форуме.

Оффлайн gals

  • *****
  • Сообщений: 12 374
  • Рейтинг: +334/-31
  • Мне нравится этот форум!
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #95 : 05.10.2005 [21:43:21] »
  Понимаете, на каждом из блоков первой ступени стояли бешено дорогие двигатели тягой 640 тонн! Это фактичеки ракета "Зенит".
  А спасение второй ступни "Энергии" - очень сложная задача - надо гасить почти первую космическую скорость - нужна очень хорошая теплозащита, а это приводило неизбежно к проблемам с весами, а лишних и так не было... Насколько помню, речь шла о спасении блока двигателей, а всю вторую ступень спасти нереально.
  А серьезно ко всем предложениям проектантов не следует относиться: очень часто проходят очень "сырые" предложения, которые гробятся экспертами на этапе еще техпредложения. Так, например, было и с "Зарей": после выпуска техпредложения на этапе экспертизы предложения баллистиками, аэродинамиками, прочнистами было высказано свыше 20 замечаний, каждое из которых ставило под вопрос смысл создания корабля.
« Последнее редактирование: 05.10.2005 [22:15:05] от gals »

Оффлайн dims

  • *****
  • Сообщений: 11 840
  • Рейтинг: +187/-65
  • Пожалуй, стоит ограничиться обменом мнениями
    • Skype - virafon
    • Мой блог
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #96 : 06.10.2005 [07:55:53] »
Я просто перед тем, как формировать отношение, хочу разобраться с понятиями, о чем говорится в энциклопедии и чему это соответствует в том, о чем говорите Вы. Я же не специалист!

Я так понял, что я был прав, когда предположил, что четыре или две колонки по бокам Энергии - это и есть первая ступень? А сам центральный "обелиск" - это и есть вторая ступень?

Кроме того, Вы говорите как о нереальном именно о том, что в энциклопедии описано, как реальное, то есть, об "Энергии 2", у которой центральный "обелиск" спускается назад?
Димс.
Я прекратил участие в форуме.

Оффлайн alex_qwe

  • Новичок
  • *
  • Сообщений: 17
  • Рейтинг: +0/-0
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #97 : 06.10.2005 [08:43:31] »
Цитировать
The Energia-2 was designed to be completely reusable. While the Zenit boosters were always designed to be reused, the core would be expended in each launch. With the Energia-2, the core would be capable of re-entering and gliding to a landing, presumably using technology developed for the Buran.

Собственно, по указанной выше ссылке, можно найти описание полной многоразовости энергии-2. т.е. не двигатели второй ступени возвращаються, а вся она.

Оффлайн ALexpert

  • *****
  • Сообщений: 539
  • Рейтинг: +13/-8
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #98 : 06.10.2005 [12:10:43] »
По проекту РН "Энергия-2" (ГК-175) должна была стать первой полностью многоразовой ракетно-космической системой. Блоки первой ступени (модернизированные первые ступени РН "Зенит") предполагалось спасать не на паращютах, а сажать на аэродром по самолетной схеме. Для этого их планировалось оснастить поворотными крыльями, реактивными двигателями и убираемым шасси. Сейчас данную схему спасения предполагается использовать в перспективном универсальном ракетном модуле (УРМ) "Байкал", который является блоком первой ступени перспективного семейства РН "Ангара". Вторая ступень РН "Энергия-2" представляла собой модифицированный корабль "Буран", оснащенный тремя кислородно-водородными двигателями РД-0120/0122. Топливный бак должен был находиться на месте отсека полезной агрузки (ПН), а сам отсек ПН переносился в носовую часть ступени, снабженную откидываемым носом.

Подробнее о ней читайте тут: http://www.buran.ru/htm/41-3.htm




alfardus

  • Гость
Re: Космический корабль "Клиппер"
« Ответ #99 : 06.10.2005 [12:39:44] »
Браво ALexpert! :D
По моему в споре, что же круче, "Буран" или Шаттл, можно поставить жирную точку. Просто "Буран", был испытательным образцом для отработки технологий. Вот и кажется "нерентабельным". ;)