Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1197730/01.html
Дата изменения: Tue Apr 20 22:59:46 2004
Дата индексирования: Wed Dec 26 02:04:17 2007
Кодировка: Windows-1251
Астронет > Левитан Е.П. НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО ПОДХОДА...
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

Современная астрономия и методика ее преподавания
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

НЕОБХОДИМОСТЬ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО ПОДХОДА
К РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ ШКОЛЬНОГО АСТРОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ

Левитан Е.П.
журнал Президиума РАН "Земля и Вселенная"
zevs@naukaran.ru

1. Ситуация, в которой оказались школьная астрономия и современное состояние методики обучения (точнее – дидактики) астрономии, детально анализировались автором во многих публикациях (см. авторскую Web-страничку на сайте издательства "Просвещение" http://www.prosv.ru), включая монографию "Дидактика астрономии" (М.:УРСС, 2004). К уже сказанному можно добавить, что в связи с резким сокращением курса физики в непрофильных классах полной средней школы, преподавать астрономию (где это еще удается делать!) становится значительно труднее, поскольку теперь учащиеся просто не имеют достаточной подготовки для глубокого понимания материала учебника [например, учебника автора "Астрономия-11", 9-е издание. М.: Просвещение, 2004].

2. В сложившейся обстановке роль обсуждения на различных совещаниях и конференциях каких-либо деталей методики обучения и вообще того, что можно назвать "частными вопросами", асимптотически приближается к нулю. Обсуждать, решать и "продвигать" на уровень не ниже Министерства образования РФ нужно принципиальные вопросы, имеющие "судьбоносное" значение для решения проблем школьного астрономического образования. Важнейшие из таких вопросов сформулированы в известной авторской современной концепции астрономического образования [см., например, "Земля и Вселенная", 2003, N 1, а также соответствующий параграф в "Дидактике астрономии"]. В настоящее время не только конструктивное обсуждение этой концепции, но и дополнение новыми положениями продиктованы тем, что творится сейчас с содержанием общего образования в средней школе, находящейся в состоянии перманентного (и не очень понятного учителям) реформирования.

3. Автор как и прежде, убежден в том, что "курс астрономии" (теперь эти слова приходится ставить в кавычки...) должен завершить естественнонаучное и философское образование выпускников общеобразовательной школы. Но сейчас, во-первых, существуют различные типы старшей школы (X-XI кл.), и, во-вторых, астрономия приобрела статус "предмета по выбору" (вследствие чего во многих старших классах российских школ ее вообще не будет). Оказавшись выброшенной на "рынок учебных услуг", астрономия может выжить лишь в случае своей конкурентоспособности. Для этого, по мнению автора, курс астрономии должен стать обзорно-мировоззренческим, значительно более простым, доступным и интересным школьникам, чем ныне существующий. Несмотря на то, что в большинстве школ РФ, где астрономию преподают, учителя используют учебник автора, я уже работаю над созданием принципиально новой программы по астрономии и соответствующего учебника, в котором, конечно, будет отражено лучшее из существующего учебника, а также таких моих учебных книг, как "Астрофизика – школьникам" [Просвещение, 1976] и "Краткая астрономия" [М.: Классикс Стиль, 2003].

4. Старая проблема – изучение элементов астрономии (и космонавтики) в разных классах и в курсах различных предметов - должна сейчас решаться с позиций системного подхода, исключающего неразбериху, противоречия, несогласованность, свойственные нынешнему этапу решения этой проблемы.

5. Исключительно важную роль должна играть система факультативов по астрономии и космонавтике, дающая возможность любознательным школьникам удовлетворить свой интерес к науке о Вселенной.Предложенная автором основа система факультативов включает следующие факультативы:

а) в начальной школе – "Твоя Вселенная" (концентр I) или разрабатываемый сейчас факультатив "Сказочная Вселенная"(в основе – книги для детей, в т.ч. книги автора);

б) в V-VI кл. – "Твоя Вселенная" (концентр II, в основе – одноименная книга автора);

в) в VI-VII кл. – "Познаваемая Вселенная" (разрабатывается автором);

г) в IX кл. – "Космонавтика – школьникам" (разрабатывается автором совместно с профессором Г.А. Полтавцом);

д) в X-XIкл. – "Вселенная Человека" (соответствующая авторская программа широко известна, но учебное пособие до сих пор не создано).

6. Большие надежды на реанимацию школьной астрономии автор возлагает в связи с возможностью применения в учебном процессе различного рода современных информационных технологий. Уже появился опыт мультимедийной продукции. В ее разработке особая заслуга принадлежит Н.Н. Гомулиной, недавно успешно защитившей кандидатскую диссертацию (автор имел честь быть оппонентом на защите). Предстоит обеспечить методически обоснованную мультимедийную поддержку всем разрабатываемым и перечисленным выше составляющим школьного астрономического образования.

7. Очевидно, что возникнет настоятельная необходимость в совершенствовании (а точнее в переработке!) подготовки студентов в педагогических университетах по астрономии и особенно по методике ее преподавания (чрезвычайно важно вооружить будущих учителей умением обучать детей в средних и младших классах!).

8. Таким образом, спасти школьную астрономию могут не мелкие достижения в сфере обмена методическим опытом, а разработка новых подходов к теории и практике школьного астрономического образования. Но для этого, в частности, актуальной становится проблема создания научной школы специалистов в области дидактики астрономии (по поводу чего автор в последнее время неоднократно выступал). Только при грамотной координации действий ученых и методистов можно будет (и то с великим трудом!) добиться всеми нами желаемого результата – ликвидации вопиющей астрономической безграмотности (со всеми вытекающими из нее последствиями!).

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
Публикации со словами: методика преподавания - методические материалы - конференции - преподавание астрономии
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Оценка: 3.1 [голосов: 35]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования