Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1177040/chapter1_6.html
Дата изменения: Thu Jul 10 18:36:37 2003
Дата индексирования: Thu Dec 27 18:05:52 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: закон вина
Астронет > Преподавание астрономии в российской школе
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Преподавание астрономии в российской школе

История преподавания астрономии в средних учебных заведениях дореволюционной России, Советского Союза и ряда зарубежных государств и основные этапы развития методики преподавания астрономии в школе рассматривались нами в монографии [259]. В ходе работы мы пытались, используя архивные материалы, различные литературные источники, труды по методике преподавания астрономии в средних и высших учебных заведениях, официальные нормативные документы, учебные программы, учебники и пособия, отчеты различных педагогических комиссий дореволюционной России, АПН СССР, РАО и ВАГО, материалы собственных исследований, протоколы педагогических съездов и конференций ВАГО, методической, научно-популярной и специальной литературы, периодических изданий, монографий и иных научных трудов, исследовать основные этапы развития дидактики астрономии, проследить развитие основных тенденций ее преподавания в школе, выявить факторы, оказывающие воздействие на развитие астрономических знаний подрастающего поколения и исследовать эволюцию учебных программ и учебников.

На основе анализа вышеупомянутых источников, были сделаны следующие выводы:
1. Сообщение астрономических знаний учащимся в средних и высших учебных заведениях России и большинства развитых стран мира имеет более чем 300-летнюю историю.
2. Преподавание астрономии в качестве отдельного учебного предмета в средних учебных заведениях России на протяжении 100 лет является оригинальным, редчайшим, если не единственным, явлением в мировой педагогике и методике, заслуживающим крупномасштабного подробного исследования.
3. Российская дидактика астрономии прошла долгий и сложный неуклонный путь развития и совершенствования. 
4. Современный уровень развития дидактики астрономии за рубежом не превышает уровень ее развития в России, сохраняющей приоритет по основным вопросам преподавания астрономии в средних учебных заведениях (общие вопросы методики преподавания, рациональное построение курса, методика формирования фундаментальных астрономических понятий, межпредметные связи и т.д.).
5. Развитие дидактики астрономии в средних учебных заведениях дореволюционной России находилось на достаточно высоком уровне, сравнимом с современным в области формирования основных понятий классической астрономии.
Уровень преподавания астрономии в средних учебных заведениях дореволюционной России, с учетом уровня развития науки, был более высоким по сравнению с современной общеобразовательной школой за счет: а) дифференцированного характера обучения в сочетании с обязательностью сообщения астрономических знаний учащимся; б) разнообразия учебных программ по астрономии, богатства выбора учебников и дидактических пособий; в) свободы преподавателей в разработке программ, методики и средств обучения.
6. Перед преподаванием астрономии в дореволюционной России стояли те же задачи, что стоят в настоящее время перед общеобразовательной школой. Так, среди условий, необходимых для преподавания космографии в соответствии с общеобразовательными целями, на всероссийском совещании преподавателей физики, химии и космографии в 1917 году были названы: "а) подготовленность к преподаванию космографии как с методической, так и с чисто астрономической стороны лиц, преподающих ее; б) достаточное число учебных часов; в) издание соответствующего учебника; г) введение практических занятий параллельно курсу и обязательных для учеников" [11, с. 225].

Анализ опыта преподавания астрономии в средних учебных заведениях дореволюционной России позволил нам сделать заключения:
- о возможности успешного преподавания астрономии в старших классах общеобразовательной школы как в интеграции с курсом физики, так и отдельным предметом: во П половине XIX века в большинстве средних учебных заведений астрономия преподавалась в интеграции с курсом физики, в начале ХХ века - отдельным учебным предметом в VП (VП-VШ) классах по 2 (реже - 1) уроку в неделю;
- о возможности формирования сложных астрономических понятий в сознании 14 - 16-летних подростков;
- о принципиальном совпадении современных концепций астрономического образования с идеями преподавателей космографии и ученых-методистов начала ХХ века, прошедших проверку в средних учебных заведениях дореволюционной России:
"Космография, являясь изложением главных законов космоса, охватывает физический мир в целом... В курсе космографии перед учащимися тот или иной физический закон разрастается за пределы физического кабинета до пределов целой Вселенной... перед учащимися происходит совместное действие различных физических, химических и механических законов...
Космография приобретает высокую эстетическую ценность, правильно преподаваемая, она внушает мысль о непреложности законов природы, невольно приковывает к себе интерес молодого ума и рождает у него массу новых вопросов, ... и не только может эти вопросы рождать, но и отвечать на них... Всецело опираясь на физику, космография в то же время и дополняет ее: уже одна обобщающая роль космографии выдвигает ее в качестве серьезного общеобразовательного предмета. Таким образом, цели преподавания элементарной астрономии или космографии: а) обобщение законов механики физики и углубление их в представлении учащихся; б) сообщение приведенных в систему фактических сведений об окружающем мире" [11, с. 216-225].

"Ввиду того, что большая часть учащейся молодежи не будет впоследствии заниматься астрономией, как предметом специального изучения, надо выдвигать в преподавании ее на первый план материал, ценный с общеобразовательной точки зрения, указывая на величие перспектив внешнего мира, поражающие размеры времени и пространства, единство механического и химического плана в устройстве Вселенной, связь между прогрессом астрономических знаний и историей умственного развития человека.
Курс астрономии в средней школе не должен быть лишь упрощенным университетским курсом: он должен быть построен не только на научном, т.е. логическом основании; но и на психологическом; на соответствии его содержания с реальными интересами учащихся.
Математические выводы при изучении начал астрономии должны быть по возможности упрощаемы. Преподаватель средней школы... должен вспоминать, что сложные объяснения на страницах элементарных учебников все же представляют немаловажное препятствие к пониманию учащимися сущности излагаемых астрономических истин..." [204, c. 215-216].

В течение первых 20 лет Советской власти развитие дидактики астрономии в России претерпело коренные изменения.
Изменился характер обучения астрономии: из элитарного, доступного лишь меньшинству населения России, оно стало достоянием широких народных масс.
Следствием этого резкого революционного перехода явилось вначале значительное ухудшение качества преподавания астрономии в средних учебных заведениях России в начале 20-х годов, сменившееся медленным постепенным улучшением, достигшим, благодаря реформам среднего и высшего образования в конце 30-х годов, современного уровня обучения астрономии в средней школе, а по некоторым показателям (глубине сообщения учащимся вопросов классической астрономии) значительно его превышающем.

В ходе многочисленных экспериментов 20-х годов было доказано, что наилучшее качество обучения астрономии обеспечивается преподаванием астрономии отдельным учебным предметом при условии овладения учащимися необходимым минимумом математических и естественнонаучных, в первую очередь физических, знаний. В 30-е годы этим требованиям лучше всего отвечал курс астрономии Х класса средней школы.

Стандартизация учебного процесса привела к созданию единых школьных программ по астрономии и основного учебника, к ограничению числа и разнообразия учебных пособий. Это сыграло свою положительную роль в середине 30-х годов, вызвав среди методистов своеобразное соревнование за создание лучшего учебника и программы, но затем стало тормозить развитие дидактики астрономии, ограничивая свободу преподавателей и методистов в разработке и применении программ, методов и средств обучения.

Содержание учебной программы в основном определялось социально-экономическими, политическими интересами и государственной идеологией "первого в мире социалистического государства", уровнем развития астрономии и советской педагогики. Была сделана попытка создать лучшие в мире учебную программу и учебник астрономии, эффективно реализующие мировоззренческую и практическую направленность курса.

К концу 40-х годов на десятилетия вперед определились основные формы, методы и особенности преподавания астрономии как одной из учебных дисциплин Х класса средней общеобразовательной школы СССР; была сформулирована главная цель преподавания курса - формирование научного мировоззрения учащихся, выделены общеобразовательные, воспитательные и развивающие задачи обучения, определена структура курса, не претерпевшие кардинальных изменений на протяжении 50 лет.

Дидактика астрономии стала особой самостоятельной педагогической наукой, исследующей теорию и практику, закономерности, пути и средства обучения астрономии.
В 50-е годы шла работа над улучшением программы и учебника астрономии и реализации всех возможностей улучшения преподавания астрономии в рамках вышеозначенной концепции. В зависимости от решений Министерства просвещения, обусловленных государственными интересами и идеологией, противоречивым образом менялись отдельные задачи преподавания, структура и, в меньшей степени, содержание курса, что практически не отражалось на самом процессе преподавания астрономии в школе в силу его инертности. Недостатки в подготовке будущих учителей астрономии в педвузах начали проявляться все явственнее в постепенном ухудшении качества астрономических знаний выпускников средней школы.

В 60-е годы были созданы все предпосылки для коренных изменений в преподавании астрономии в средних учебных заведениях СССР: начало космической эры, успехи СССР в освоении космического пространства привели к огромному росту интереса к астрономии среди широких масс населения, разгар III астрономической революции обусловил значительный приток новых сведений, в основном астрофизического характера; молодая наука - методика преподавания астрономии, подготовила к внедрению в учебный процесс подробные методические рекомендации по проведению всех уроков курса, внеклассных и внешкольных занятий, использования наглядных пособий и ТСО, выпуск которых освоили предприятия Главучтехпрома, шла интенсивная работа по разработке новых методов обучения астрономии и новых форм работы с учениками, использованию межпредметных связей; проведен ряд многообещающих педагогических экспериментов и т.д.

Однако "реформа" астрономического образования второй половины 60-х годов таковой не являлась, поскольку свелась к изменениям внутри содержания курса (который вначале стал почти целиком астрофизическим, но затем материал из классических разделов астрономии вернулся на свое место), расположении учебного материала и последовательности его изложения. Требования по улучшению подготовки учителей астрономии, расширению курса, увеличению учебного времени на его изложение и установление контроля за преподаванием астрономии со стороны органов народного образования остались нереализованными.

К концу 60-х годов дидактика астрономии почти исчерпала все внутренние резервы развития, заложенные в рамках концепции астрономического образования, разработанной применительно к единой унифицированной системе среднего образования в середине 30-х годов.
III астрономическая революция 50-70-х годов ХХ века, почти целиком обусловленная прогрессом физики и ее влиянием на технологию, оказала огромное влияние на развитие дидактики астрономии в нашей стране и во всем мире.

Астрономия стала всеволновой и всекорпускулярной экспериментальной эволюционной наукой. Новые формы взаимодействия астрономии и физики привели к коренному изменению прежних способов практического применения астрономических знаний.
Значительно возрос объем новой важной информации, требующей немедленного включения в школьный курс астрономии. Однако "нельзя справиться с потоком информации путем внесения частных изменений в учебные программы" - требовался полный пересмотр концепции астрономического образования с качественным изменением программ и учебников, содержания, объема и расположения материала внутри курса.

Попытки частичного изменения содержания курса в рамках прежней концепции с сохранением его 34-часового объема успехом не увенчались. Неизбежная экономия учебного времени вела к конспективности изложения даже основных вопросов курса, формализации преподавания и значительному падению интереса учащихся к изучению астрономии. Ситуация заставляла астрономов-методистов и добросовестных учителей искать выход в создании новых форм работы с учащимися путем максимального использования учебного времени, привлечения возможностей межпредметных связей.

К началу 80-х годов недостатки преподавания астрономии в средних учебных заведениях Советского Союза в рамках прежней концепции обозначились достаточно ясно, необходимость проведения реформы школьного астрономического образования была признана не только всеми ведущими учеными, педагогами, астрономической общественностью, но и чиновниками Министерства просвещения. Определенную (и значительную) роль сыграл усиливающийся кризис государственных структур, в их числе и системы образования заката эпохи "зрелого социализма". Последовавшие меры были нерешительными, половинчатыми и не решали ни одной из проблем по улучшению астрономического образования подрастающего поколения.

Однако был сделан "задел" на будущее - разрабатывались, проходили экспериментальные испытания, совершенствовались различные варианты новых программ и учебников по астрономии и интегративному курсу "Физика и астрономия", обобщавшие в себе опыт десятилетий преподавания астрономии в доперестроечный период, включавших сведения о новейших открытиях в астрономии и передовые идеи педагогики.

Конец 80-х - начало 90-х годов стали временем "лебединой песни" дидактики астрономии советской школы; временем, когда были практически исчерпаны возможности для улучшения сообщения астрономических знаний учащимся в рамках прежней концепции астрономического образования, когда были созданы все основания, обозначились, но остались в подавляющей степени нереализованными по не зависящим от творцов причинам новые многообещающие перспективы развития дидактики астрономии.

Современное критическое положение астрономического образования учащихся средних учебных заведений является одним из следствий глубокого кризиса всей российской системы образования, порожденного социально-политическим и экономическим состоянием страны.

Распад Советского Союза привел к разрушению единого образовательного пространства. Роль ученых и педагогов в жизни общества сознательно принижается. Издевательски недостаточное бюджетное финансирование работы вузов и средних учебных заведений (так, в Челябинской области в 1996-97 учебном году на обучение каждого школьника было потрачено по 41 неденоминированной копейке), создание крайне сложных условий для жизни и работы учителей (лишь 2% из них могут позволить себе выписать "Учительскую газету") ведет к потере преподавательских кадров, особенно молодежи, и оттоку детей из старших классов, в которых повсеместно практикуется взимание платы за разного рода "дополнительные услуги". Надежды определенных кругов на приватизацию учебных заведений и создание платных частных школ для детей богатых родителей тоже провалились из-за недостатка последних.

В результате, по данным исследований сравнительного уровня естественнонаучных знаний школьников 9 - 13-летнего возраста, проводившихся комиссией ЮНЕСКО, если в 1990-91 учебном году советские школьники занимали 4 место по математике и 5 место по естественным наукам из 19 стран мира (на первом месте оказались ученики из Южной Кореи, США - на 13 месте), то в 1992 году школьники России заняли уже 8 место (первое - школьники Венгрии), а в 1996 году - оказались на 18 месте (из 42 стран мира).

В конце 80-х - начале 90-х гг. группой ученых из Советского Союза (С.Н. Зигуненко и др.), ЧСФР, Польши и Германии были разработаны тестовые задания для проверки знаний по астрономии учащихся разных стран. На протяжение 3 лет (1988-90 гг.) тестирование охватывало 1500-2000 учащихся трех стран. В течение урока ученики должны были ответить 20 вопросов, к каждому из которых предлагался набор возможных ответов, но только один был правильным.

Анализ ответов российских учащихся в сравнении с ответами их сверстников из стран Восточной Европы выявил недостаток знаний по вопросам, связанными:
- с применением законов Кеплера;
- с взаимосвязью между светимостью и температурой звезд;
- с взаимосвязью между температурой и спектром звезд.
Учащиеся не знают химического состава и внутреннего строения основных классов звезд, не понимают основных причин эволюции звезд, не умеют решать астрофизические задачи на применение законов Вина и Стефана-Больцмана. Одним из выводов ученых говорит о том, что астрономическое образование в российских школах запаздывает по отношению к возрасту учащихся, что "наносит ущерб формированию мировоззрения учащихся и их развитию".

Одной из важнейших проблем современного образования стало создание государственных естественнонаучных стандартов, определяющих допустимый минимум знаний учащихся для возможного продолжения их дальнейшего обучения и достижения необходимого уровня общей культуры. Другими проблемами являются: целенаправленная переподготовка учителей, готовящая их к преподаванию новых интегративных предметов в соответствии с требованиями новых программ и учебников; обеспечение этих новых программ учебно-методическими комплектами; совершенствование и создание соответствующего учебного оборудования, средств наглядности и ТСО.

"Учительская газета" (N 27-29 от 6.07.93) опубликовала Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации - основной государственный нормативный документ, определяющий минимальное количество часов на изучение общеобразовательных предметов и нагрузку учащихся, в котором астрономия уже отсутствовала как учебный предмет. Правда, в документе оговаривалось, что астрономия может входить в образовательную область "естественных дисциплин" наряду с физикой, естествознанием и другими предметами, но лишь "в том наборе часов и предметов, который необходим региону и школе" - то есть, изучение астрономии как базовой дисциплины в школе было признано необязательным (ненужным).

Какие "крохи" астрономических знаний уцелели тогда в учебных программах школ? Это некоторые астрономические сведения, включенные в курсы "Ознакомление с окружающим миром" II - III классов, природоведения III -V классов и естествознания V-VI классов. Обучение в начальной школе обеспечивало учащимся возможность узнать, что тела падают на Землю вследствие земного притяжения; Земля вращается вокруг своей оси, следствием чего является смена дня и ночи; Луна светит отраженным от Солнца светом; Солнце - главный источник энергии на Земле.

В основной школе на уроках естествознания и физики ученики получали представление о строении Солнечной системы (ранее этот материал изучался в курсе природоведения V класса), знакомились с законом Всемирного тяготения и наиболее распространенными явлениями: сменой дня и ночи, приливами и отливами, существованием атмосферы, влиянием перегрузки и перепадов давления на организм человека, устройством и принципом действия телескопа.

В средней полной школе ученики знакомились с законами Кеплера; методами измерения масс Солнца, звезд и планет; магнитным полем Земли; с первой и второй космическими скоростями; получали представление о реактивном движении и физических основах космонавтики.

Такими астрономическими знаниями должны были обладать учащиеся общеобразовательных школ согласно Стандарту физического образования - нормативного документа, определяющего требования к ядру содержания общеобразовательного курса физики, к базовому уровню его предъявления учащимся, объему учебной нагрузки и уровню обязательной подготовки школьников ["Учительская газета", (N 35-9440) от 7.09.93].

Учащиеся, заканчивающие начальную школу, должны уметь объяснять смену дня и ночи, времен года. Заканчивающие полную среднюю школу должны уметь использовать закон Всемирного тяготения для анализа движения тел, знать примеры использования реактивного движения. Но "понимать роль спектрального анализа в астрофизике" и "применять газовые законы, закон Всемирного тяготения и знания об ядерных реакциях для объяснения процессов, происходящих на планетах, Солнце и звездах" ученикам невозможно, поскольку это требует предварительного ознакомления их с астрофизикой как наукой, объектами, методами и инструментами ее исследований, изучения природы космических тел, что возможно в рамках поэтапного формирования фундаментальных астрономических понятий, но об этом ни в проекте Стандарта ни во "Временном Стандарте" физического образования не говорилось ни слова.

Стандарт физического образования 1993 года не содержал в себе положений, способствующих астрономическому образованию учащихся; в нем отсутствовали требования к уровню астрономической подготовки учащихся.
Переход от всеобщего 11-летнего к 9-летнему обучению привел к реанимации идеи объединения курсов физики и астрономии как единственной возможности формирования системы начальных астрономических знаний для всех учащихся основной школы. 
Объективная необходимость сообщения подрастающему поколению некоторого минимума астрономических познаний в условиях дифференцированного обучения в среднем и старшем звене общеобразовательной школы или иных типов средних учебных заведений привела к увеличению доли астрономического материала в учебных программах по физике.

В течение последнего десятилетия б