Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronet.ru/db/msg/1177040/chapter3_6.html
Дата изменения: Thu Jul 10 18:36:37 2003
Дата индексирования: Thu Dec 27 18:06:51 2007
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: вечный календарь
Астронет > Время и <b style="color:black;background-color:#66ffff">календарь</b>
Rambler's Top100Astronet    
  по текстам   по ключевым словам   в глоссарии   по сайтам   перевод
 

На первую страницу Методика преподавания астрономии
<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Методика проведения 5 урока
 "Время и календарь"

Цель урока: формирование системы понятий практической астрометрии о методах и инструментах измерения, счета и хранения времени.

Задачи обучения:
Общеобразовательные
: формирование понятий:

- практической астрометрии о: 1) астрономических способах, инструментах и единицах измерения, счета и хранения времени, календарях и летоисчислении; 2) определении географических координат (долготы) местности по данным астрометрических наблюдений;

- о космических явлениях: обращении Земли вокруг Солнца, обращении Луны вокруг Земли и вращении Земли вокруг своей оси и об их следствиях - небесных явлениях: восходе, заходе, суточном и годичном видимом движении и кульминациях светил (Солнца, Луны и звезд), смене фаз Луны.

Воспитательные: формирование научного мировоззрения и атеистическое воспитание в ходе знакомства с историей человеческого познания, с основными типами календарей и системами летоисчисления; развенчание суеверий, связанных с понятиями "високосный год" и переводом дат юлианского и григорианского календарей; политехническое и трудовое воспитание при изложении материала о приборах для измерения и хранения времени (часах), календарях и системах летоисчисления и о практических способах применения астрометрических знаний.

Развивающие: формирование умений: решать задачи на расчет времени и дат летоисчисления и перевод времени из одной системы хранения и счета в другую; выполнять упражнения на применение основных формул практической астрометрии; применять подвижную карту звездного неба, справочники и Астрономический календарь для определения положения и условий видимости небесных светил и протекания небесных явлений; определять географические координаты (долготу) местности по данным астрономических наблюдений.

Ученики должны знать:

1) причины повседневно наблюдаемых небесных явлений, порожденных обращением Луны вокруг Земли (смена фаз Луны, видимое движение Луны по небесной сфере);
2) связь продолжительности отдельных космических и небесных явлений с единицами и способами измерения, счета и хранения времени и календарями;
3) единицы измерения времени: эфемеридная секунда; сутки (звездные, истинные и средние солнечные); неделя; месяц (синодический и сидерический); год (звездный и тропический);
4) формулы, выражающие связь времен: всемирного, декретного, местного, летнего;
5) инструменты и способы измерения времени: основные типы часов (солнечные, водяные, огненные, механические, кварцевые, электронные) и правила их использования для измерения и хранения времени;
6) основные типы календарей: лунный, лунно-солнечный, солнечный (юлианский и григорианский) и основы летоисчисления;
7) основные понятия практической астрометрии: принципы определения времени и географических координат местности по данным астрономических наблюдений.
8) астрономические величины: географические координаты родного города; единицы измерения времени: эфемероидную секунду; сутки (звездные и средние солнечные); месяц (синодический и сидерический); год (тропический) и продолжительность года в основных типах календарей (лунном, лунно-солнечном, солнечном юлианском и григорианском); номера часового пояса Москвы и родного города.

Ученики должны уметь:

1) Использовать обобщенный план для изучения космических и небесных явлений.
2) Ориентироваться на местности по Луне.
3) Решать задачи, связанные с переводом единиц измерения времени из одной системы счета в другую по формулам, выражающим связь: а) между звездным и средним солнечным временем; б) Всемирного, декретного, местного, летнего времени и используя карту часовых поясов; в) между различными системами летоисчисления.
4) Решать задачи на определение географических координат места и времени наблюдения.

Наглядные пособия и демонстрации:

Фрагменты кинофильма "Практические применения астрономии".

Фрагменты диафильмов "Видимое движение небесных светил"; "Развитие представлений о Вселенной"; "Как астрономия опровергла религиозные представления о Вселенной".

Приборы и инструменты: географический глобус; карта часовых поясов; гномон и экваториальные солнечные часы, песочные часы, водяные часы (с равномерной и неравномерной шкалой); свеча с делениями как модель огненных часов, механические, кварцевые и электронные часы.

Рисунки, схемы, фотографии: смены фаз Луны, внутреннего устройства и принципа действия механических (маятниковых и пружинных), кварцевых и электронные часов, атомного стандарта времени.

Задание на дом:

1. Изучить материала учебников:
Б.А. Воронцов-Вельяминова: §§ 6 (1), 7.
Е.П. Левитана
: § 6; задания 1, 4, 7
А.В. Засова, Э.В. Кононовича
: §§ 4(1); 6; упражнение 6.6 (2,3)

2. Выполнить задания из сборника задач Воронцова-Вельяминова Б.А. [28]: 113; 115; 124; 125.

План урока

Этапы урока

Содержание

Методы изложения

Время, мин

1

Проверка знаний и актуализация

Фронтальный опрос, беседа

3-5

2

Формирование понятий о времени, единицах измерения и счета времени, основанных на продолжительности космических явлений, связи между различными "временами" и часовых поясах

Лекция

7-10

3

Знакомство учащихся с методами определении географической долготы местности по данным астрономических наблюдений

Беседа, лекция

10-12

4

Формирование понятий об инструментах для измерения, счета и хранения времени – часах и об атомном эталоне времени

Лекция

7-10

5

Формирование понятий об основных типах календарей и систем летоисчисления

Лекция, беседа

7-10

6

Решение задач

Работа у доски, самостоятельное решение задач в тетради

10

7

Обобщение пройденного материала, подведение итогов урока, домашнее задание 

3

Методика изложения материала

В начале урока следует провести проверку знаний, приобретенных на трех предыдущих уроках, актуализируя предназначенный к изучению материал вопросами и заданиями в ходе фронтального опроса и беседы с учащимися. Часть учеников выполняет программированные задания, решая задачи, связанные с применением подвижной карты звездного неба (аналогичные задачам заданий 1-3).

Ряд вопросов о причинах небесных явлений, основных линиях и точках небесной сферы, созвездиях, условиях видимости светил и т.д. совпадает с вопросами, задававшимися в начале прошлых уроков. Они дополняются вопросами:

1. Определите понятия "блеск светила" и "звездная величина". Что вы знаете о шкале звездных величин? От чего зависит блеск звезд? Запишите на доске формулу Погсона.

2. Что вы знаете о системе горизонтальных небесных координат? Для чего она применяются? Какие плоскости и линии являются основными в этой системе? Что такое: высота светила? Зенитное расстояние светила? Азимут светила? В чем преимущества и недостатки этой системы небесных координат?

3. Что вы знаете о I экваториальной системе небесных координат? Для чего она применяются? Какие плоскости и линии являются основными в этой системе? Что такое: склонение светила? Полярное расстояние? Часовой угол светила? В чем преимущества и недостатки этой системы небесных координат?

4. Что вы знаете о II экваториальной системе небесных координат? Для чего она применяются? Какие плоскости и линии являются основными в этой системе? Что такое прямое восхождение светила? В чем преимущества и недостатки этой системы небесных координат?

1) Как ориентироваться на местности по Солнцу? По Полярной звезде?
2) Как определить географическую широту местности из астрономических наблюдений?

Соответствующие программируемые задания:

1) Сборник задач Г.П. Субботина [287], задания NN 46-47; 54-56; 71-72.
2) Сборник задач Е.П. Разбитной [244], задания NN 4-1; 5-1; 5-6; 5-7.
3) Страут Е.К. [276]: проверочные работы NN 1-2 темы "Практические основы астрономии" (преобразуются в программируемые в результате работы учителя).

На первом этапе урока в форме лекции осуществляется формирование понятий о времени, единицах измерения и счета времени, основанных на продолжительности космических явлений (вращении Земли вокруг своей оси, обращения Луны вокруг Земли и обращения Луны вокруг Солнца), связи между различными "временами" и часовых поясах. Мы считаем необходимым дать ученикам общее понятие о звездном времени.

Нужно обратить внимание учеников:

1. Продолжительность суток и года зависит от того, в какой системе отсчета рассматривается движение Земли (связана ли она с неподвижными звездами, Солнцем и т.д.). Выбор системы отсчета отражается в названии единицы счета времени.

2. Продолжительность единиц счета времени связана с условиями видимости (кульминациями) небесных светил.

3. Введение атомного стандарта времени в науке было обусловлено неравномерностью вращения Земли, обнаруженной при повышении точности часов.

4. Введение поясного времени обусловлено необходимостью согласования хозяйственных мероприятий на территории, определяемой границами часовых поясов. Широко распространенной бытовой ошибкой является отождествление местного времени с декретным временем.

1. Время. Единицы измерения и счета времени

Время - основная физическая величина, характеризующая последовательную смену явлений и состояний материи, длительность их бытия.

Исторически все основные и производные единицы измерения времени определяются на основе астрономических наблюдений за протеканием небесных явлений, обусловленных: вращением Земли вокруг своей оси, вращением Луны вокруг Земли и вращением Земли вокруг Солнца. Для измерения и счета времени в астрометрии пользуются разными системами отсчета, связанными с теми или иными небесными светилами или определенными точками небесной сферы. Наибольшее распространение получили:

1. "Звездное" время, связанное с перемещением звезд на небесной сфере. Измеряется часовым углом точки весеннего равноденствия: S = t ^ ; t = S - a

2. "Солнечное" время, связанное: с видимым движением центра диска Солнца по эклиптике (истинное солнечное время) или движением "среднего Солнца" - воображаемой точки, равномерно перемещающейся по небесному экватору за тот же промежуток времени, что и истинное Солнце (среднее солнечное время).

С введением в 1967 году атомного стандарта времени и Международной системы СИ в физике используется атомная секунда.

Секунда - физическая величина, численно равная 9192631770 периодам излучения, соответствующего переходу между сверхтонкими уровнями основного состояния атома цезия-133.

Все вышеописанные "времена" согласуются между собой путем специальных расчетов. В повседневной жизни используется среднее солнечное время.

Определение точного времени, его хранение и передача по радио составляют работу Службы Времени, которая существует во всех развитых странах мира, в том числе и в России.

Основной единицей звездного, истинного и среднего солнечного времени являются сутки. Звездные, средние солнечные и иные секунды мы получаем делением соответствующих суток на 86400 (24h´60m´60s).

Сутки стали первой единицей измерения времени свыше 50000 лет назад.

Сутки - промежуток времени, в течение которого Земля делает один полный оборот вокруг своей оси относительно какого-либо ориентира.

Звездные сутки - период вращения Земли вокруг своей оси относительно неподвижных звезд, определяется как промежуток времени между двумя последовательными верхними кульминациями точки весеннего равноденствия.

Истинные солнечные сутки - период вращения Земли вокруг своей оси относительно центра диска Солнца, определяемый как промежуток времени между двумя последовательными одноименными кульминациями центра диска Солнца.

Ввиду того, что эклиптика наклонена к небесному экватору под углом 23? 26¢ , а Земля вращается вокруг Солнца по эллиптической (слегка вытянутой) орбите, скорость видимого движения Солнца по небесной сфере и, следовательно, продолжительность истинных солнечных суток будет постоянно изменяться на протяжении года: наиболее быстро вблизи точек равноденствий (март, сентябрь), наиболее медленно вблизи точек солнцестояний (июнь, январь).

Для упрощения расчетов времени в астрономии введено понятие средних солнечных суток - периода вращения Земли вокруг своей оси относительно "среднего Солнца".

Средние солнечные сутки определяются как промежуток времени между двумя последовательными одноименными кульминациями "среднего Солнца".

Средние солнечные сутки на 3m55,009s короче звездных суток.

24h00m00s звездного времени равны 23h56m4,09s среднего солнечного времени.

Для определенности теоретических расчетов принята эфемеридная (табличная) секунда, равная средней солнечной секунде 0 января 1900 года в 12 часов равнотекущего времени, не связанного с вращением Земли. Около 35000 лет назад люди обратили внимание на периодическое изменение вида Луны - смену лунных фаз. Фаза Ф небесного светила (Луны, планеты и т.д.) определяется отношением наибольшей ширины освещенной части диска d¢ к его диаметру D: . Линия терминатора разделяет темную и светлую часть диска светила.

Рис. 32. Смена фаз Луны

Луна движется вокруг Земли в ту же сторону, в какую Земля вращается вокруг своей оси: с запада на восток. Отображением этого движения является видимое перемещение Луны на фоне звезд навстречу вращению неба. Каждые сутки Луна смещается к востоку на 13? относительно звезд и за 27,3 суток совершает полный круг. Так была установлена вторая после суток мера времени - месяц (рис. 32).

 Сидерический (звездный) лунный месяц - период времени, в течение которого Луна совершает один полный оборот вокруг Земли относительно неподвижных звезд. Равен 27d07h43m11,47s.

Синодический (календарный) лунный месяц - промежуток времени между двумя одноименными последовательными фазами (обычно новолуниями) Луны. Равен 29d12h44m2,78s.

Рис. 33. Способы ориентации на
местности по Луне

Совокупность явлений видимого движения Луны на фоне звезд и смены фаз Луны позволяет ориентироваться по Луне на местности (рис. 33). Луна появляется узеньким серпиком на западе и исчезает в лучах утренней зари таким же узким серпом на востоке. Мысленно приставим слева к лунному серпу прямую линию. Мы можем прочесть на небе либо букву "Р" - "растет", "рога" месяца повернуты влево - месяц виден на западе; либо букву "С" - "стареет", "рога" месяца повернуты вправо - месяц виден на востоке. В полнолуние Луна в полночь видна на юге.

В результате наблюдений за изменением положения Солнца над горизонтом в течение многих месяцев возникла третья мера времени - год.

Год - промежуток времени, в течение которого Земля делает один полный оборот вокруг Солнца относительно какого-либо ориентира (точки).

Звездный год - сидерический (звездный) период обращения Земли вокруг Солнца, равный 365,256320... средних солнечных суток.

Аномалистический год - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями среднего Солнца через точку своей орбиты (обычно, перигелий), равен 365,259641... средних солнечных суток.

Тропический год - промежуток времени между двумя последовательными прохождениями среднего Солнца через точку весеннего равноденствия, равный 365,2422... средних солнечных суток или 365d05h48m46,1s.

Всемирное время определяется как местное среднее солнечное время на нулевом (Гринвичском) меридиане.

Поверхность Земли разбита на 24 участка, ограниченных меридианами - часовые пояса. Нулевой часовой пояс расположен симметрично относительно нулевого (гринвичского) меридиана. Нумерация поясов дается от 0 до 23 с запада на восток. Реальные границы поясов совмещены с административными границами районов, областей или государств. Центральные меридианы часовых поясов отстоят друг от друга ровно на 15? (1 час), поэтому при переходе из одного часового пояса в другой время изменяется на целое число часов, а число минут и секунд не изменяется. Новые календарные сутки (и Новый год) начинаются на линии перемены даты (демаркационной линии), проходящей в основном по меридиану 180? восточной долготы вблизи северо-восточной границы Российской Федерации. Западнее линии перемены дат число месяца всегда на единицу больше, нежели к востоку от нее. При пересечении этой линии с запада на восток календарное число уменьшается на единицу, а при пересечении линии с востока на запад календарное число увеличивается на единицу, что исключает ошибку в счете времени при кругосветных путешествиях и перемещениях людей из Восточного в Западное полушария Земли.

Поясное время определяется по формуле:
Tn = T0 + n
, где Т0 - всемирное время; n - номер часового пояса.

Декретное время - поясное время, измененное на целое число часов правительственным распоряжением. Для России равно поясному, плюс 1 час.

Московское время - декретное время второго часового пояса (плюс 1 час):
Tм = T0 + 3
(часа).

Летнее время - декретное поясное время, изменяемое дополнительно на плюс 1 час по правительственному распоряжению на период летнего времени с целью экономии энергоресурсов.

Далее следует кратко ознакомить учеников с астрономическими методами определения географических координат (долготы) местности:

Вследствие вращения Земли разность между моментами наступления полдня или кульминаций звезд с известными экваториальными координатами в 2 пунктах равна разности географических долгот пунктов, что дает возможность определения долготы данного пункта из астрономических наблюдений Солнца и других светил и, наоборот, местного времени в любом пункте с известной долготой.

Географическая долгота местности отсчитывается к востоку от "нулевого" (гринвичского) меридиана и численно равна промежутку времени между одноименными кульминациями одного и того же светила на гринвичском меридиане и в пункте наблюдения: , где S - звездное время в точке с данной географической широтой, S0 - звездное время на нулевом меридиане. Выражается в градусах или часах, минутах и секундах.

Чтобы определить географическую долготу местности, необходимо определить момент кульминации какого-либо светила (обычно Солнца) с известными экваториальными координатами. Переведя с помощью специальных таблиц или калькулятора время наблюдений из среднего солнечного в звездное и зная по справочнику время кульминации этого светила на гринвичском меридиане, мы без труда определим долготу местности. Единственную сложность вычислений составляет точный перевод единиц времени из одной системы в другую. Момент кульминации можно не "караулить": достаточно определить высоту (зенитное расстояние) светила в любой точно зафиксированный момент времени, но вычисления будут довольно сложными.

На втором этапе урока ученики знакомятся с приборами для измерения, хранения и счета времени – часами. Показания часов служат эталоном, с которым можно сравнивать промежутки времени. Следует внимание учащихся на то, что необходимость в точном определении моментов и промежутков времени стимулировала развитие астрономии и физики: вплоть до середины ХХ века астрономические способы измерения, хранения времени и эталоны времени лежали в основе мировой Службы Времени. Точность хода часов контролировалась астрономическими наблюдениями. В настоящее время развитие физики привело к созданию более точных способов определения и эталонов времени, которые стали использоваться астрономами для исследования явлений, лежавших в основе прежних способов измерения времени.

Материал излагается в виде лекции, сопровождаемой демонстрациями принципа действия и внутреннего устройства часов различного типа.

2. Приборы для измерения и хранения времени

Еще в Древнем Вавилоне солнечные сутки были разделены на 24 часа (360? : 24 = 15? ). Позднее каждый час был разделен на 60 минут, а каждая минута на 60 секунд.

Первыми приборами для измерения времени были солнечные часы. Простейшие солнечные часы - гномон - представляют собой вертикальный шест в центре горизонтальной площадки с делениями (рис. 34). Тень от гномона описывает сложную кривую, зависящую от высоты Солнца и меняющуюся день ото дня в зависимости от положения Солнца на эклиптике, скорость движения тени тоже меняется. Солнечные часы не требуют завода, не останавливаются и всегда идут правильно. наклонив площадку так, чтобы шест от гномона был нацелен на полюс мира, мы получим экваториальные солнечные часы, в которых скорость движения тени равномерна (рис. 35).

Рис. 34. Горизонтальные солнечные часы. Углы, соответствующие каждому часу, имеют различную величину и рассчитываются по формуле:, где a - угол между полуденной линией (проекцией небесного меридиана на горизонтальную поверхность) и направлением на числа 6, 8, 10..., указывающих часы; j - широта места; h - часовой угол Солнца (15? , 30? , 45? )

Рис. 35. Экваториальные солнечные часы. Каждому часу на циферблате соответствует угол в 15?

Для измерения времени в ночное время и в ненастье изобретены песочные, огненные и водяные часы.

Песочные часы отличаются простотой конструкции и точностью, но громоздки и "заводятся" лишь на короткое время.

Рис. 36. Огненные часы - будильник

Огненные часы представляют собой спираль или палочку из горючего вещества с нанесенными делениями. В Древнем Китае создавались смеси, горящие месяцами без постоянного присмотра. Недостатки этих часов: низкая точность хода (зависимость скорости горения от состава вещества и погоды) и сложность изготовления (рис. 36).

Водяные часы (клепсидры) применялись во всех странах Древнего мира (рис. 37 а, б).

Рис. 37. Водяные часы-клепсидры:
а) с неравномерной шкалой;
б) с равномерной шкалой измерения времени

Механические часы с гирями и колесами были изобретены в Х-XI веках. В России первые башенные механические часы были установлены в московском Кремле в 1404 году монахом Лазарем Сорбиным. Маятниковые часы изобрел в 1657 году голландский физик и астроном Х. Гюйгенс. Механические часы с пружиной изобрели в XVIII веке. В 30-е годы нашего века изобрели кварцевые часы. В 1954 году в СССР возникла идея создания атомных часов - "Государственного первичного эталона времени и частоты". Они были установлены в научно-исследовательском институте под Москвой и давали случайную ошибку в 1 секунду раз в 500000 лет.

Еще более точный атомный (оптический) стандарт времени был создан в СССР 1978 году. Ошибка в 1 секунду происходит раз в 10000000 лет!

С помощью этих и многих других современных физических приборов удалось с очень высокой точностью определить значения основных и производных единиц измерения времени. Были уточнены многие характеристики видимого и истинного движения космических тел, открыты новые космические явления, в том числе изменения в скорости вращения Земли вокруг своей оси на 0,01-1 секунду в течение года.

Далее следует ознакомить учащихся с основными типами календарей и системами летоисчисления. Материал можно излагать как в форме лекции, так и в форме беседы.

3. Календари. Летоисчисление

Календарь - непрерывная система счисления больших промежутков времени, основанная на периодичности явлений природы, особенно отчетливо проявляющейся в небесных явлениях (движении небесных светил). С календарем неразрывно связана вся многовековая история человеческой культуры.

Потребность в календарях возникла в такой глубокой древности, когда человек не умел еще читать и писать. Календари определяли наступление весны, лета, осени и зимы, периоды цветения растений, созревания плодов, сбора лекарственных трав, изменений в поведении и жизни животных, изменения погоды, время земледельческих работ и многое другое. Календари отвечают на вопросы: "Какое сегодня число?", "Какой день недели?", "Когда произошло то или иное событие?" и позволяют регулировать и планировать жизнь и хозяйственную деятельность людей.

Выделяют три основных типы календарей:

1. Лунный календарь, в основе которого лежит синодический лунный месяц продолжительностью 29,5 средних солнечных суток. Возник свыше 30000 лет назад. Лунный год календаря содержит 354 (355) суток (на 11,25 суток короче солнечного) и делится на 12 месяцев по 30 (нечетные) и 29 (четные) суток в каждом (в мусульманском календаре они называются: мухаррам, сафар, раби аль-авваль, раби ас-сани, джумада аль-уля, джумада аль-ахира, раджаб, шаабан, рамадан, шавваль, зуль-каада, зуль-хиджжра). Поскольку календарный месяц на 0,0306 суток короче синодического и за 30 лет разница между ними достигает 11 суток, в арабском лунном календаре в каждом 30-летнем цикле насчитывается 19 "простых" лет по 354 суток и 11 "високосных" по 355 суток (2-й, 5-й, 7-й, 10-й, 13-й, 16-й, 18-й, 21-й, 24-й, 26-й, 29-й годы каждого цикла). Турецкий лунный календарь менее точен: в его 8 –летнем цикле 5 "простых" и 3 "високосных" года. Новогодняя дата не фиксируется (медленно перемещается из года в год): так, 1421 год хиджжры начался 6 апреля 2000 г. и закончится 25 марта 2001 года. Лунный календарь принят в качестве религиозного и государственного в мусульманских государствах Афганистане, Ираке, Иране, Пакистане, ОАР и других. Для планирования и регулирования хозяйственной деятельности параллельно применяются солнечный и лунно-солнечный календари.

2. Солнечный календарь, в основу которого положен тропический год. Возник свыше 6000 лет назад. В настоящее время принят в качестве мирового календаря.

Юлианский солнечный календарь "старого стиля" содержит 365,25 суток. Разработан александрийским астрономом Созигеном, введен императором Юлием Цезарем в Древнем Риме в 46 г. до н.э. и распространился затем по всему миру. На Руси был принят в 988 г. н.э. В юлианском календаре продолжительность года определяется в 365,25 суток; три "простых" года насчитывают по 365 суток, один високосный - 366 суток. В году 12 месяцев по 30 и 31 день каждый (кроме февраля). Юлианский год отстает от тропического на 11 минут 13,9 секунды в год. За 1500 лет его применения накопилась ошибка в 10 суток.

В григорианском солнечном календаре "нового стиля" продолжительность года составляет 365, 242500 суток. В 1582 году юлианский календарь по указу Папы Римского Григория XIII был реформирован в соответствие с проектом итальянского математика Луиджи Лилио Гаралли (1520-1576 гг.). Счет дней передвинули на 10 суток вперед и условились каждое столетие, не делящееся на 4 без остатка: 1700, 1800, 1900, 2100 и т. д. не считать високосным. Тем самым исправляется ошибка в 3 суток за каждые 400 лет. Ошибка в 1 сутки "набегает" за 2735 лет. Новые столетия и тысячелетия начинаются с 1 января "первого" года данного столетия и тысячелетия: так, XXI век и III тысячелетие нашей эры (н.э.) начнется 1 января 2001 года по григорианскому календарю.

В нашей стране до революции применялся юлианский календарь "старого стиля", ошибка которого к 1917 году составляла 13 суток. В 1918 году в стране был введен принятый во всем мире григорианский календарь "нового стиля" и все даты сдвинулись на 13 суток вперед.

Перевод дат юлианского календаря на григорианский календарь осуществляется по формуле: , где ТГ и ТЮ – даты по григорианскому и юлианскому календарю; n – целое число дней, С – число полных прошедших столетий, С1 - ближайшее число столетий, кратное четырем.

Другими разновидностями солнечных календарей являются:

Персидский календарь, определявший продолжительность тропического года в 365,24242 суток; 33-летний цикл включает в себя 25 "простых" и 8 "високосных" лет. Значительно точнее григорианского: ошибка в 1 год "набегает" за 4500 лет. Разработан Омаром Хайямом в 1079 году; применялся на территории Персии и ряда других государств до середины XIX века.

Коптский календарь похож на юлианский: в году насчитывается 12 месяцев по 30 суток; после 12 месяца в "простом" году добавляется 5, в "високосном" – 6 дополнительных дней. Используется в Эфиопии и некоторых других государствах (Египет, Судан, Турция и т.д.) на территории проживания коптов.

3. Лунно-солнечный календарь, в котором движение Луны согласовывается с годичным движением Солнца. Год состоит из 12 лунных месяцев по 29 и по 30 суток в каждом, к которым для учета движения Солнца периодически добавляются "високосные" годы, содержащие дополнительный 13-й месяц. В результате "простые" годы продолжаются 353, 354, 355 суток, а "високосные" - 383, 384 или 385 суток. Возник в начале I тысячелетия до н.э., применялся в Древнем Китае, Индии, Вавилоне, Иудее, Греции, Риме. В настоящее время принят в Израиле (начало года приходится на разные дни между 6 сентября и 5 октября) и применяется, наряду с государственным, в странах Юго-Восточной Азии (Вьетнаме, Китае и т.д.).

Помимо вышеописанных основных типов календарей были созданы и в некоторых регионах Земли до сих пор применяются календари, учитывающие видимое движение планет на небесной сфере.

Восточный лунно-солнечно-планетный 60-летний календарь основан на периодичности движения Солнца, Луны и планет Юпитера и Сатурна. Возник в начале II тысячелетия до н.э. в Восточной и Юго-Восточной Азии. В настоящее время используется в Китае, Корее, Монголии, Японии и некоторых других странах данного региона.

В 60-летнем цикле современного восточного календаря насчитывается 21912 суток (в первых 12-ти годах содержится 4371 суток; во вторых и четвертых – 4400 и 4401суток; в третьих и в пятых – 4370 суток). В этот промежуток времени укладывается два 30-летних цикла Сатурна (равных сидерическим периодам его обращения ТСатурна = 29,46 » 30 лет), приблизительно три 19-летних лунно-солнечных цикла, пять 12-летних циклов Юпитера (равных сидерическим периодам его обращения ТЮпитера = 11,86 » 12 лет) и пять 12-летних лунных циклов. Количество дней в году непостоянно и может составлять в "простые" годы 353, 354, 355 суток, в високосные 383, 384, 385 суток. Начало года в разных государствах приходится на различные даты с 13 января по 24 февраля. Текущий 60-летний цикл начался в 1984 году. Данные о сочетании знаков восточного календаря приведены в Приложении.

Центральноамериканский календарь культур индейцев майя и ацтеков применялся в период около 300–1530 гг. н.э. Основан на периодичности движения Солнца, Луны и синодических периодов обращения планет Венеры (584d) и Марса (780d). "Длинный" год продолжительностью 360 (365) суток состоял из 18 месяцев по 20 суток в каждом и 5 праздничных дней. Параллельно в культурно-религиозных целях использовался "короткий год" из 260 суток (1/3 синодического периода обращения Марса) делился на 13 месяцев по 20 суток в каждом; "номерные" недели состояли из 13 дней, имевших свой номер и название. Продолжительность тропического года была определена с высочайшей точностью в 365,2420d (ошибка в 1 сутки на накапливается за 5000 лет!); лунного синодического месяца – 29,53059d.

К началу ХХ века рост международных научных, технических и культурно-экономических связей обусловил необходимость создания единого, простого и точного Всемирного календаря. Существующие календари имеют многочисленные недостатки в виде: недостаточного соответствия продолжительности тропического года и датам астрономических явлений, связанных с движением Солнца по небесной сфере, неравной и непостоянной продолжительности месяцев, несогласованности чисел месяца и дней недели, несоответствия их названий положению в календаре и т.д. Неточности современного календаря проявляются

Идеальный вечный календарь обладает неизменной структурой, позволяющей быстро и однозначно определять дни недели по любой календарной дате летоисчисления. Одним из наилучших проектов вечных календарей был рекомендован к рассмотрению Генеральной Ассамблеей ООН в 1954 году: при схожести с григорианским календарем он был проще и удобнее. Тропический год делится на 4 квартала по 91 сутки (13 недель). Каждый квартал начинается с воскресения и кончается субботой; состоит из 3 месяцев, в первом месяце 31 сутки, во втором и третьем – 30 суток. В каждом месяце 26 рабочих дней. Первый день года всегда воскресение. Данные по этому проекту приведены в Приложении. Он оказался не реализован по религиозным соображениям. Введение единого Всемирного вечного календаря остается одной из проблем современности.

Начальная дата и последующая система летоисчисления называются эрой. Начальную точку отсчета эры называют ее эпохой.

С древних времен начало определенной эры (известно более 1000 эр в различных государствах различных регионов Земли, в том числе 350 – в Китае и 250 в Японии) и весь ход летоисчисления связывался с важными легендарными, религиозными или (реже) реальными событиями: временем царствования определенных династий и отдельных императоров, войнами, революциями, олимпиадами, основанием городов и государств, "рождением" бога (пророка) или "сотворением мира".

За начало китайской 60-летней цикловой эры принята дата 1-го года царствования императора Хуанди - 2697 г. до н.э.

В Древней Греции счет времени велся по олимпиадам, с эпохи 1 июля 776 г. до н.э.

В Древнем Вавилоне "эра Набонассара" началась 26 февраля 747 г. до н.э.

В Римской империи счет велся от "основания Рима" с 21 апреля 753 г. до н.э. и с дня воцарения императора Диоклетиана 29 августа 284 г. н.э.

В Византийской империи и позднее, по традиции, на Руси – с принятия христианства князем Владимиром Святославовичем (988 г. н.э.) до указа Петра I (1700 г. н.э.) счет лет велся "от сотворения мира": за начало отсчета была принята дата 1 сентября 5508 г. до н.э (первый год "византийской эры"). В Древнем Израиле (Палестине) "сотворение мира" произошло попозже: 7 октября 3761 г. до н.э (первый год "еврейской эры"). Существовали и другие, отличные от наиболее распространенных вышеуказанных эр "от сотворения мира".

Рост культурно-экономических связей и широкое распространение христианской религии на территории Западной и Восточной Европы породили необходимость в унификации систем летоисчисления, единиц измерения и счета времени.

Современное летоисчисление – "наша эра", "новая эра" (н.э.), "эра от Рождества Христова" (Р.Х.), Anno Domeni (A.D. – "год господа") – ведется от произвольно выбранной даты рождения Иисуса Христа. Поскольку ни в одном историческом документе она не указана, а Евангелия противоречат друг другу, ученый монах Дионисий Малый в 278 г. эры Диоклетиана решил "научно", на основе астрономических данных вычислить дату эпохи. В основу расчетом была положены: 28-летний "солнечный круг" – промежуток времени, за который числа месяцев приходятся точно на те же дни недели, и 19-летний "лунный круг" – промежуток времени, за который одинаковые фазы Луны приходятся на одни и те же дни месяца. Произведение циклов "солнечного" и "лунного" круга с поправкой на 30-летнее время жизни Христа (28 ´ 19S + 30 = 572) дало начальную дату современного летоисчисления. Счет лет согласно эре "от Рождества Христова" "приживался" очень медленно: вплоть до XV века н.э. (т.е. даже 1000 лет спустя) в официальных документах Западной Европы указывалось 2 даты: от сотворения мира и от Рождества Христова (A.D.).

В мусульманском мире за начало летоисчисления принято 16 июля 622 года нашей эры – день "хиджжры" (переселения пророка Мохаммеда из Мекки в Медину).

Перевод дат из "мусульманской" системы летоисчисления ТМ в "христианскую" (григорианскую) ТГ можно осуществить по формуле: (лет).

Для удобства астрономических и хронологических расчетов с конца XVI века применяется предложенное Ж. Скалигером летоисчисление юлианского периода (J. D.). Непрерывный счет дней ведется с 1 января 4713 г. до н.э.

Как на предыдущих уроках, следует поручить ученикам самостоятельно дополнить табл. 6 сведениями об изученных на уроке космических и небесных явлениях. На это отводится не более 3 минут, затем учитель проверяет и корректирует работу школьников. Таблица 6 дополняется сведениями:

Космические явления

Небесные явления, возникающие вследствие данных космических явлений

Вращение Луны вокруг Земли

Отображения истинного обращения Луны вокруг Земли:
1) видимое движение Луны по небесной сфере;
2) смена фаз Луны

Материал закрепляется при решении задач:

Упражнение 4:

1. 1 января солнечные часы показывают 10 часов утра. Какое время показывают в этот момент ваши часы?

2. Определите разницу в показаниях точных часов и хронометра, идущего по звездному времени, спустя 1 год после их одновременного пуска.

3. Определите моменты начала полной фазы лунного затмения 4 апреля 1996 года в Челябинске и в Новосибирске, если по всемирному времени явление произошло в 23h36m.

4. Определите, можно ли наблюдать во Владивостоке затмение (покрытие) Луной Юпитера, если оно произойдет в 1h50m по всемирному времени, а Луна зайдет во Владивостоке в 0h30m по местному летнему времени.

5. Сколько суток содержал 1918 год в РСФСР?

6. Какое наибольшее число воскресений может быть в феврале?

7. Сколько раз в году восходит Солнце?

8. Почему Луна всегда повернута к Земле одной и той же стороной?

9. Капитан корабля измерил в истинный полдень 22 декабря зенитное расстояние Солнца и нашел его равным 66?33'. Хронометр, идущий по гринвичскому времени, показал в момент наблюдения 11h54m утра. Определите координаты корабля и его положение на карте мира.

10. Каковы географические координаты места, где высота Полярной звезды 64?12', а кульминация звезды a Лиры происходит на 4h18m позже, чем в обсерватории Гринвича?

11. Определите географические координаты места, в котором верхняя кульминация звезды a Лебедя наступает в 17h08m местного звездного времени в 12?18' к югу от зенита, если по справочнику для Гринвича момент кульминации определен в 21h45m.

12. Определите координаты местности, в которой нижняя кульминация звезды a Большой Медведицы наступает в 2h33m местного звездного времени на высоте 14?41' к северу от зенита, если по справочнику для Гринвича кульминация наступает в 0h48m.

<< Предыдущая

Содержание

Следующая >>

Публикации с ключевыми словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
Публикации со словами: методика преподавания - преподавание астрономии - наблюдения - лабораторные работы - практические работы - учебная программа - учебные пособия - лекции - педагогический эксперимент - дидактика - контрольные работы - задача
См. также:
Все публикации на ту же тему >>

Мнения читателей [5]
Оценка: 3.7 [голосов: 105]
 
О рейтинге
Версия для печати Распечатать

Астрометрия - Астрономические инструменты - Астрономическое образование - Астрофизика - История астрономии - Космонавтика, исследование космоса - Любительская астрономия - Планеты и Солнечная система - Солнце


Астронет | Научная сеть | ГАИШ МГУ | Поиск по МГУ | О проекте | Авторам

Комментарии, вопросы? Пишите: info@astronet.ru или сюда

Rambler's Top100 Яндекс цитирования