Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/stan_mir/text/09.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:07:51 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:03:59 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: оптический диапазон
ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПРОВОДИМЫЕ ПРИ ЗАПУСКЕ ТРАНСПОРТНЫХ ГРУЗОВЫХ КОРАБЛЕЙ

ЭКСПЕРИМЕНТЫ, ПРОВОДИМЫЕ ПРИ ЗАПУСКЕ ТРАНСПОРТНЫХ ГРУЗОВЫХ КОРАБЛЕЙ

1. 'Прогресс-28' (11Ф615А15 ? 137) 03.03.1987 г.-28.03.1987 г.
Проведены эксперименты 'Модель' и 'Модель-2' с целью подтверждения предложений по созданию космической системы связи в сверхнизком диапазоне частот (СНЧ) и решения задач: раскрытия в условиях космического полета крупногабаритных рамочных антенн (диаметром 20 м), проверки радиофизической теории распространения радиоволн сверх низкочастотного (СНЧ) диапазона в околоземном космическом пространстве и прохождение сигнала до поверхности Земли. При проведении эксперимента были успешно выполнены операции по раскрытию надувных антенн (агрегат АС-20Н) путем наддува их азотом из баллонов дозаправки ТКГ 'Прогресс-28'. При раскрытии полости антенн были объединены с грузовым отсеком ТГК 'Прогресс-28'.. Заданная форма антенн и их положение относительно ТГК 'Прогресс-28' сохранялось в процессе орбитального полета ТГК 'Прогресс-28' в течение 2 суток. В ходе полета было проведено 20 сеансов излучения радиоволн СНЧ-диапазона и его прием на наземных измерительных пунктах и на ОК 'Мир'.
Анализ результатов проведенных экспериментов в целом подтвердил разработанную теорию распространения радиоволн СНЧ-диапазона в ионосферной плазме и магнитном поле Земли. Была подтверждена возможность создания и проверена работоспособность крупногабаритных рамочных антенн диаметром около 20 метров.
2. 'Прогресс-30' (11Ф615А15 ? 128) 19.05.1987 г.-19.07.1987 г.
Проведен эксперимент 'Свет' для получения опытных данных подтверждения технической возможности и оценки целесообразности создания космической линии связи в оптическом диапазоне волн. Сигнал, переданный с борта ТГК 'Прогресс-30', был впервые зарегистрирован приемным устройством, погруженным на глубину около 50 метров под водой.
3. 'Прогресс-38' (11Ф615А15 ? 146) 10.09.1988 г.-23.11.1988 г.
При запуске проведены испытания с экспериментальным сбрасываемым отсеком для подтверждения принципиальной возможности применения открытого катапультируемого кресла К-36М.11Ф35 для спасения экипажа ОК 'Буран' на активном участке полета РКН 'Союз-У' и определения необходимых доработок.
4. 'Прогресс-39' (11Ф615А15 ? 147) 25.12.1988 г.-07.02.1989 г.
Проведение эксперимента (см.п.3).
5. 'Прогресс-40' (11Ф615А15 ? 148) 10.02.1989 г.-05.03.1989 г.
Проведение эксперимента (см.п.3).
Впервые в мире проведен успешный эксперимент 'Краб' по развертыванию кольцевых крупногабаритных конструкций (диаметром 20 м каждая), обладающих эффектом памяти формы, c определением их характеристик при выполнении динамических операций КА.
6. 'Прогресс-41' (11Ф615А15 ? 149) 16.03.1989 г.-25.04.1989 г.
Проведение эксперимента (см.п.3).
7. 'Прогресс-42' (11Ф615А15 ? 150) 05.05.1990 г.-27.05.1990 г.
Проведение эксперимента (см.п.3).
8. 'Прогресс М-7' (11Ф615А55 ? 208) 19.03.1991 г.-07.05.1991 г.
Отработка оптической системы сближения космических аппаратов 17Р616Э.
9. 'Прогресс М-15' (11Ф615А55 ? 215) 27.10.1992 г.-07.02.1993 г.
Проведен эксперимент 'Знамя-2' для проверки технических решений, а также основных принципов и методик при создании крупногабаритных (20-метровое зеркало) бескаркасных пленочных конструкций отражателей.
10. 'Прогресс М-36' (11Ф615А55 ? 237) 05.10.1997 г.-19.12.1997 г.
После расстыковки с ОС 'Мир' от ТГК 'Прогресс-36' был отделен немецкий спутник 'Х-Mir Inspector'.
11. 'Прогресс М-38' (11Ф615А55 ? 240) 14.03.1998 г.-15.05.1998 г.
Эксперимент ГФ-28 'Релаксация'.
12. 'Прогресс М-39' (11Ф615А55 ? 238) 14.05.1998 г.-29.10.1998 г.
Отработка баллистической схемы отхода ТГК 'Прогресс М' от ОК 'Мир'.
13. 'Прогресс М-40' (11Ф615А55 ? 239) 25.10.1998 г.-11.01.1999 г.
Эксперимент 'Знамя 2.5'.
14. 'Прогресс М-42' (11Ф615А55 ? 242) 01.07.1999 г.-02.02.2000 г.
Отработка операции коррекции орбиты ОК 'Мир' с помощью 8 двигателей ДПО и СКД. При этом общий вес ОК 'Мир' составил 130 тонн.
15. 'Прогресс М1-1' (11Ф615А55 ? 250) 01.02.2000 г.-26.04.2000 г.
16. 'Прогресс М-43' (11Ф615А55 ? 243) 17.10.2000 г.-29.01.2001 г.
В отличие от ранее проводимых операций стыковки, в этот раз она проводилась, с целью максимальной экономии топлива ТГК, на пятые сутки. Все маневры выполнялись с помощью 8 ДПО ТГК 'Прогресс М1-1', которые имели независимую от ДУ СКД систему подачи топлива из специальных баков. Благодаря этому было сэкономлено 150 кг топлива в СКД. Именно эта двигательная установка наиболее эффективна для выдачи импульса коррекции орбиты ОК 'Мир', что позволяет поднять среднюю высоту орбиты на 5 км. Исходя из того, что ОК 'Мир' находился на орбите (360 x 300) км, а из-за аэродинамического сопротивления происходит потеря высоты ежесуточно на 500 метров, выигрыш составил 10 суток.
Отработка новых алгоритмов сближения КА и операций по подъему и коррекции орбиты ОК 'Мир' с помощью СКД и ДПО (8 штук).
В период полета ОК 'Мир' в беспилотном режиме (с 28.08.1999 г. по 06.04.2000 г., а затем с 16.06.2000 г. и до сведения с орбиты) были предусмотрены тестовые проверки бортовой аппаратуры с периодичностью раз в квартал, которые включали в себя:
- проверка системы управления движением;
- тест аппаратуры сближения 'Курс-П' (основного и резервного комплектов);
- тестовые включения ДПО;
- тест комбинированного включения ДПО и СКД.
При этом проводилось включение центрального компьютера с помощью радиосистемы 'Квант-В', осуществлялась закладка базовой информации и построение ориентации в орбитальной системе координат (ОСК), т.е. когда направление продольной оси ОК 'Мир' совпадает с направлением вектора скорости из режима закрутки. В таком положении проводились маневры коррекции орбиты, как на подъем, так и на торможение (в зависимости от того, куда направлен импульс - по ходу полета или против него).
Так, с 07.12.1999 г. по 09.12.1999 г. проводились тестовые проверки ОК 'Мир' и ТГК 'Прогресс М-42' с включением 8 ДПО на 328,7 сек и формированием импульса 2,5 м/с. Как поддерживался режим стабилизации ОК 'Мир', специалисты ЦУП определяли по результатам ТМИ. Затем проводилось включение ДПО и СКД на время до 50 секунд с выдачей импульса 1,6 м/с, а изменение орбиты после этих операций составило:
с Нmax=337,5 км до Нmax=349,9 км
с Нmin=322 км до Нmin=323,8 км
При этом суммарная тяга составила 400 кгс (300 кгс - СКД и 100 кгс - ДПО).
Центральный компьютер ОК 'Мир' удерживал заданную орбиту комплекса, а БЦВК ТГК 'Прогресс М-42', в соответствии с заложенными в него уставками, выполнял операции по включению двигателей ТГК 'Прогресс М-42'. По проведенным проверкам вопросов не было, что еще раз подтвердило надежность бортовых систем ОК 'Мир'.
После этого ОК 'Мир' был переведен в режим закрутки, а стабилизация проводилась с помощью блока управления причаливанием и ориентацией, из-за простоты ее выполнения (с помощью четырех команд) - не надо закладывать в центральный компьютер базу данных, да и расход топлива при этом меньше.
По результатам декабрьских тестов было сделано заключение, что ОК 'Мир' готов к продолжению эксплуатации.

Далее: