Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/salah08/text/17.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:03:22 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:01:37 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: воздушные массы
ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ КОСМОСА

ЖИВОТНЫЕ И РАСТЕНИЯ КОСМОСА

Если в работах, посвященных строгим научно-техническим вопросам, К.Э.Циолковский широко использовал догадки, домыслы, фантазию в качестве исходных данных или результатов их решения, то что уж тут говорить о вечных проблемах, ответ на которые науке еще не известен. Тут благодатная почва для его безудержной фантазии, тем более что здесь не надо было платить, как в детстве, брату, чтобы слушали его 'россказни'.
В работе [151] он, не имея никаких на то оснований, доказывал, что жизнь в космосе может быть самой разнообразной, поскольку живой организм может состоять из других химических элементов, отличных от Земных, животное может питаться неорганической пищей, потреблять кислород внутрь, как пищу и пр.
Он считал, что жизнь возможна даже без участия окружающей среды.
'Представим себе, - писал ом, - совершенно изолированное особенное животное. В него не проникают ни газы, ни жидкости, ни другие вещества. Из него также они не могут и удалиться. Животное пронизывается только лучами света. Встречая тут хлорофилл, растворенный в крови углекислый газ и другие продукты распада тканей животного, они разлагают их, соединяют и в результате дают: кислород, крахмал, сахар, разные азотистые и другие питательные материалы.
Таким образом, наше животное получает все необходимое для жизни. Пища (подразумевается та, что образована в теле действием солнечных лучей - Г.С.) и кислород претворяются в ткани животного. Но последние опять разлагаются на углекислый газ и другие продукты распада (мочевину, аммиак и проч.). Пусть все эти отбросы не выкидываются наружу, а поступают в кровь и остаются в организме. Солнечные лучи опять относятся к ним, как в растениях к газообразному и жидкому удобрению, т.е. преобразовывают их в кислород и питательные вещества, которые пополняют убыль непрерывно работающих частей тела: мозга, мускулов и проч. Этот круговорот совершается вечно, пока самое животное не будет разрушено' [151, с. 21].
Нетрудно понять, что эту гипотезу К.Э.Циолковского нельзя назвать даже научно-фантастической, поскольку она содержит в себе противоречие второму закону термодинамики. Дело в том, что в этой его схеме продуктов отброса с каждым циклом будет оставаться все меньше, поскольку часть их должна тратиться на процесс жизнедеятельности, и солнечным лучам вскоре нечего станет преобразовывать.
Он считал, что прошедшие эпохи создавали не только плотные, но и 'легчайшие существа', которые могли остаться и до настоящего времени на Земле. Он отметил, что: 'Есть факты, которым мы не верим, пока сами не подпадем под их влияние. Они говорят за существование, каких то сил, которые узнают наши мысли, вмешиваются в наши дела и проч... я был свидетелем таких явлений только два раза в жизни: недавно и 40 лет тому назад' [151. с. 27].
В работе [94] одно из таких явлений он описал таким образом: 'Вот что случилось со мной 31 мая 1928 г., вечером, часов в 8. После чтения или какой-то другой работы, я вышел, по обыкновению, освежиться на закрытый застекленный балкон. Он обращен был на северо-запад. В эту сторону я смотрел на закат солнца. Оно еще не зашло, и было вполне светло. Погода была полуоблачная и солнце было закрыто облаками. Почти у самого горизонта я увидел без всяких недостатков, как бы напечатанные, горизонтально расположенные рядом три буквы: rAy' [94, с. 22].
Он стал пытаться прочитать это слово. Сначала он думал, что это английское слово рэй - луч, потом он почему-то прочитал его, как 'Рай' (а почему не 'чай', например? - ПС.)- Под облачным покровом, ниже этого слова, было изображено что-то вроде плиты или гробницы. 'Я понял все это так: после смерти конец всем нашим мукам' [94, с. 23], - написал он.
По его утверждению, в 1885 году он пожелал увидеть облака в виде креста или человека и через несколько недель такое зрелище предстало перед ним, что оказало 'громадное влияние на всю [его] жизнь...'.
Выше мы не случайно приводили свидетельства самого К.Э.Циолковского о наличии у него нервных расстройств, результатом которых и могли стать эти его ощущения, а он на них 'построил' свои научные рассуждения, утверждая при этом, что он не выходит за пределы науки, но '...наше воображение все же дало то, чего нет еще на Земле, но что возможно с точки зрения нашего узкого (так называемого научного) понимания вещества.' [151, с. 23].
Мистику, фантастику он ставил не только вровень, но и выше науки, лишь бы они были плодом его мышления.
Много недостатков нашел К.Э.Циолковский и у растений. Они используют мало солнечной энергии - большая часть ее идет на перегревание листьев, плодов и пр., испаряют много воды; почва и удобрения несовершенны, состав газовой среды на Земле - неудовлетворительный, неустойчивы они и перед вредителями, сорняками и пр.
Выход из этой ситуации он видел в создании искусственных условий для выращивания этих растений [151].
Мы полагаем, что из сказанного читатели смогли составить себе общие представления о 'биологических успехах' К.Э.Циолковского. Дополним только свои впечатления о них суждениями академика А.И.Опарина, проанализировавшего работы К.Э.Циолковского по биологии при издании четвертого тома его 'Собрания сочинений' [46].
Он писал, что работы над проблемой происхождения жизни '...показывают, как светлый ум этого глубокого мыслителя позволил ему чисто умозрительно, без специальной подготовки, угадать правильные пути к разрешению поставленной проблемы... В дальнейшем, по-видимому, Циолковский начинает более широко знакомиться с литературой по данному вопросу' [46, с. 118].
Строго говоря, с этого как раз и следовало бы начинать К.Э.Циолковскому свое исследование, позаботившись при этом о том, чтобы познакомиться с передним краем этой проблемы. Однако он использовал '...популярные статьи, которые излагали главным образом механистические взгляды того времени и неправильно ориентировали автора, сводили его с ... пути диалектической трактовки вопроса...' В его работах '...уделяется много места изложению чужих популярных статей, только затеняющих собственные мысли автора'.
И далее: '...в своих работах Циолковский отдает дань механистическим представлениям и иной раз несколько упрощенно толкует биологические явления. Так, он неоднократно уподобляет зарождение первичных живых существ простой кристаллизации, очень упрощенно трактует явление движения первичных живых существ, дает механистическое объяснение явления наследственности и т.д.
Особенно широкое развитие получают механистические представления в последних работах Циолковского по вопросу о происхождении жизни. Здесь мы находим и Геккелевские представления о самозарождении живых существ под влиянием каких-то внешних сил, внезапное возникновение простейших организмов подобно тому, как кристаллы выделяются из маточного раствора. Здесь идет речь также о случайном возникновении 'живых молекул' и т.д. Но все эти механистические представления и теории не являются собственными представлениями Циолковского, они заимствованы им из популярной литературы того времени, почти сплошь носящей механистический характер' [46, с. 118-119] (конечно, добавим: без ссылок на источники).
Таким образом, эти его работы представляли собой некорректное изложение содержания популярной литературы того времени, сдобренное собственными догадками и домыслами.
Это, впрочем, вполне естественно, поскольку являлось имманентно присущим ему стилем и методом творчества.

Далее...