Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/books/afanasiev2/text/09.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 12:27:35 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 08:16:21 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: вторая космическая скорость
Проект корабля ЛК-700 для посадки на Луну (ОКБ-52)
Проект корабля ЛК-700 для посадки на Луну (ОКБ-52)
После того как программа пилотируемого облета Луны была передана из ОКБ-52 в ОКБ-1, В.Н.Челомей, стремясь наверстать упущенное и составить конкуренцию проекту Н1-Л3 пытался выйти с проектом корабля для посадки на Луну. Этот корабль был рассчитан на ракету-носитель УР-700 грузоподъемностью свыше 130т, проработка аванпроекта которой велась в филиале ?1 ОКБ-52. На пленарном заседании экспертной комиссии (16.11.1966г.), рассматривавшей ход работ по программе Н1-Л3, В.Н.Челомей представил предложение по созданию корабля ЛК-700 (см. рис. на последней стр. обложки).
Концепция этого корабля была во многом неожиданна. Стремясь предельно упростить операции, связанные с перестроением корабля, и тем самым увеличить надежность экспедиции, В.Н.Челомей предлагал осуществить прямой полет на Луну. Однако, как показывали расчеты, для этого необходимо было создать ракету-носитель, приблизительно в 1,5 раза превосходящую по грузоподъемности H-1. Над проектом такой ракеты в ОКБ-52 начинали работать практически одновременно с разработкой ракеты-носителя средней грузоподъемности УР-500К ('Протон'). Основным требованием к новому носителю была возможность его поблочной перевозки с завода-изготовителя на космодром, где производилась быстрая сборка, проверка и запуск ракеты.
Схема 'прямой' экспедиции по проекту УР-700-ЛК-700 практически не отличалась от 'прямого' варианта проекта 'Нова'-'Аполлон', от которого американцы отказались в конце 1961г. Она предусматривала выведение на околоземную орбиту космического корабля с разгонным блоком и последующий старт его к Луне. Торможение и выход КК на окололунную орбиту, а также сход с нее и гашение основной скорости выполнялись с помощью специального тормозного блока. На высоте нескольких километров от поверхности Луны тормозной блок сбрасывался, а мягкое прилунение корабля на посадочные опоры осуществлялось дросселированием ЖРД взлетного блока, как это делается в лунном корабле ЛК программы Н1-Л3. ЖРД всех блоков, так же как и двигатели ракеты-носителя УР-700, должны были работать на топливе АТ-НДМГ.
Два космонавта корабля ЛК-700 находились в возвращаемом аппарате, напоминающем ВА, разработанный для облетной программы УР-500К-ЛК-1.
После выполнения задач полета, связанных с пребыванием экипажа на Луне, осуществлялось отделение посадочных приспособлений и запуск ЖРД взлетного блока с работой его на полной тяге. После старта с Луны корабль ЛК700 мог либо сначала выйти на окололунную орбиту, а потом стартовать с нее к Земле (один вариант проекта), либо сразу же выходить на траекторию полета к Земле (второй вариант). После проведения с помощью ЖРД взлетного блока коррекции траектории полета перед подлетом к Земле должно было производиться отделение ВА с последующим входом в атмосферу, управляемым спуском и парашютной посадкой.
Опираясь на разработки, сделанные в ОКБ-52, В.Н.Челомей пытался убедить руководство отраслью в том, что при финансовой поддержке, используя задел, созданный в предыдущих работах, его ОКБ сможет быстро реализовать программу и обеспечить приоритет СССР в высадке на Луну. В этом его поддерживали В.П.Глушко и некоторые главные конструкторы. Однако экспертная комиссия сочла такое заявление слишком смелым и разрешила только проведение эскизного проектирования комплекса УР-700-ЛК-700. Разработка корабля и носителя, выполняемая в рамках обычных научно-исследовательских работ, продолжалась до начала семидесятых годов, когда программа освоения Луны была переориентирована с пилотируемых на беспилотные полеты.
В.Н.Челомей предлагал после этого довольно амбициозный проект корабля МК-700 для полета к Марсу, рассчитанный на запуск с помощью сверхмощной РН УР-700М грузоподъемностью 240т. Однако уже при разработке предложений по этой программе стало ясно, что эффект воздействия первого полета человека на Марс на общественное мнение будет непропорционально мал по сравнению с материальными затратами, положенными в основу полета. Проект дальнейшего развития не получил.

Далее...