Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.astronaut.ru/bookcase/article/article10.htm
Дата изменения: Sun Jun 2 13:23:34 2013
Дата индексирования: Fri Feb 28 01:49:50 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: вторая космическая скорость
'<b style="color:black;background-color:#66ffff">Космические</b> катастрофы' Михаила Реброва

'Космические катастрофы' Михаила Реброва

   

     
    Автор этой книги - журналист 'Красной Звезды', писатель, очевидец множества событий нашей космонавтики с самых ее истоков. Более 40 лет он был свидетелем наших успехов и неудач, сам в 1965г проходил медицинское обследование для задуманного Королевым полета в космос журналиста. Трудно даже вообразить, сколько раз ему приходилось воевать с цензурой, придумывать намеки на реальные события, о которых говорить 'не рекомендовалось'. Эта книга - попытка сказать то, что не дали сказать раньше. Лично я узнал из нее немало нового для себя.
    И все же автор сохранил свой многолетний стиль - книга представляет собой сборник очерков, связанных не сюжетом, а одной мыслью: работа космонавтов так трудна и смертельно опасна, что, замалчивая неудачи нашей космонавтики, мы принижаем героизм этих людей. И с этим нельзя не согласиться. Образ героя очерка остался неизменным с советских времен: он действует решительно, думает возвышенно и говорит правильные слова. (Вообще-то космонавты ведут себя, как нормальные люди, нередко реагируя на нештатные ситуации крепким словцом, а порой и нарушением инструкций.)
    К сожалению, автора уже нет в живых, а без его согласия невозможно внести какие-либо поправки в написанный текст. Но нельзя не обратить внимание читателей на несколько очевидных ошибок.
    Так, в частности, направлявшийся к Луне 'Аполлон-13' потерпел аварию не на околоземной орбите, что 'сделало полет к Луне невозможным', как указывает автор, а уже при подлете к ней. Это и стало причиной отказа от высадки.
    По поводу секретных документов о старте КК 'Восток' в декабре 1960 года. Из текста складывается впечатление, что для первого пилотируемого полета в космос все было бы готово уже к 1 декабря 1960 года, и лишь катастрофа на Байконуре, в которой погиб маршала М.Неделин отсрочила старт Гагарина. Следует все же различать желаемое и действительное. Катастрофа Р-16 не могла сильно повлиять на ход работ по 'Востоку'- это вообще была янгелевская, конкурирующая программа. РН 'Восток' (Р-7) в 1960 году была совершенно не готова к пилотируемым полетам: два старта в октябре с аппаратами для исследования Марса закончились авариями. Не был готов корабль. В декабре погибли два КК с собаками на борту. При первом декабрьском пуске отказала ТДУ, а втором - система катапультирования. Не были готовы и космонавты. Первые из них сдали экзамены лишь в январе 1961г.
    Есть и другие неточности. Так, в своем рассказе о том, как Гагарин стал первым пилотом «Востока» Ребров сильно преувеличивает роль Королева. Отбором занимались в основном Н.Каманин и другие непосредственные начальники космонавтов. Впрочем, об этом лучше почитать в мемуарах Каманина.
    Первый выход в космос в целом описан верно, но вот диалог Королева с космонавтами совсем неправдоподобен, тем более, что автор там явно не присутствовал. И уж пугать космонавтов взорвавшимся кораблем Королев не стал бы. Действительно, у 'Восхода-2' был беспилотный предшественник. Но он не взорвался, его ВЗОРВАЛИ по глупейшей ошибке. Он был заминирован, но на пилотируемые корабли взрывчатки не было никогда.
    И уж совсем невероятен диалог космонавтов о возможной стрельбе Беляева в Леонова. Беляев не мог ни помочь Леонову, ни стрелять в него, когда тот был в шлюзовой камере. Он мог ОТСТРЕЛИТЬ шлюзовую камеру вместе с Леоновым, если бы тот не смог вернуться. И этот вариант тайной ни для кого не был: с неотстрелянной ШК посадка окончилась бы гибелью всего корабля. Это, кстати, можно было сделать и из ЦУПа.
    Рассказ о причинах неудачной стыковки 'Союза-7' и 'Союза-8' выглядит невнятно (ну, «не тянет» этот случай на катастрофу), а вот стыковка 'Союза-10' описана неверно. Впечатление такое, что космонавты хотели перейти на станцию, а ЦУП из-за некоего 'глухого удара' запросто отменил месячную экспедицию! Напомню: при стыковке нагрузки на стыковочный узел вдвое превысили расчетные, и он сломался. При попытках его дожать было сожжено почти все топливо, экипаж сделал все возможное. При расстыковке сломанный узел «не отпустил» 'Союз-10' от станции. Лишь со второй попытки удалось «оторваться» и садиться (впервые!) ночью на остатках топлива и при почти израсходованном кислороде.
    Есть несколько смешных моментов в описании посадки «Союза-23». Так, например, космонавты после посадки просят разрешения открыть люки, не подозревая, что сели на воду (и это при шторме в 4 балла!). Еще одна неувязка: СА потерял плавучесть, потому что угодил на мелководье!
    На самом деле все было не совсем так. Несчастья начались с того, что баллистики выдали неверные координаты, и СА сел точно по ним в озеро Тенгиз. Посадка проводилась ночью при шторме и морозе -20 градусов Цельсия. Глубина озера достигала - 7 м. Соленая вода попала через дыхательный клапан и вызвала череду коротких замыканий. Сработали пиропатроны на открытие люка и выпуск запасного парашюта. Парашют сыграл роль якоря и перевернул СА. Антенны оказались в воде, и связь пропала. Дыхательное отверстие забило льдом. Патроны регенерации воздуха оказались практически почти негодными - их включили по ошибке еще при старте. Воздуха в СА было на 5 часов, а извлечь из него космонавтов смогли через 9. Настоящее мужество проявили спасатели, они сами едва не погибли.
    Нельзя всерьез принимать и рассказ Коваленка о том, как огненный метеорит едва не зацепил 'Салют-6'. Метеориты горят на высоте 100 км, высота полета ОКС на 200 км выше, причем их скорость около 22 км/с, а размеры ничтожны. И, кстати, ни размеры, ни расстояние до другого объекта в космосе на глаз определить невозможно.
    Нередко недостаток информации автор компенсирует избытком эмоций, сильно сгущая краски. Слишком часто в ЦУПе пускают 'шапку по кругу' на похороны космонавтов (а в итоге - те живы). Почему-то в это не верится: в приличном обществе так не делают.
    Есть в тексте и другие мелкие недочеты, но они не столь значительны, чтобы их здесь упоминать а про достоинства - промолчу. Судить Вам. В книге представлены действительно правдивые, пусть и субъективные, свидетельства очевидца. Думаю, что каждый найдет в ней для себя что-то новое. А ошибки у всех бывают.
     

Хлынин С.

Оригинальный текст подготовлен автором специально для 'Космической библиотеки' в апреле 2001 года и размещен с его разрешения.

 Назад