Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.altrs.narod.ru/A/AFile2_DP_2.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:32:53 2016
Кодировка: UTF-8

Поисковые слова: флуоресценция
books

НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
О.М.Алифанов, д.т.н., член-корреспондент РАН, декан Аэрокосмического факультета МАИ, председатель секции "Аэрокосмическое образование" НТС Росавиакосмоса Д.Б.Пайсон, генеральный директор Аналитического Центра "АэроКосмос"

Настоящий доклад сформирован на материале работ 2001-2002 г. в рамках цикла НИР "Национальная программа космического образования", проводившихся в Московском Авиационном Институте по контрактам Росавиакосмоса, а также ряда работ, выполненных Аналитическим Центром "АэроКосмос" по концептуальному и бизнес-планированию по нескольким проектам в области PR, информации и пропаганды в высокотехнологических отраслях промышленности. Доклад разбит на два основных раздела. В первом из них вводятся некоторые базовые определения, связанные с формированием информационной среды космического образования, а также обсуждаются выделенные ранее общие принципы повышения эффективности этих работ в современных условиях. Второй раздел носит более "приземленный" характер и демонстрирует особенности применения сформулированных общих принципов взаимодействия к конкретным информационным проектам в области космического образования, реализуемым при взаимодействии ряда предприятий и организаций различного статуса. При этом преимущественно будет обсуждаться космическое образование и просвещение широких слоев населения, а не более структурированное и узконаправленное профессиональное космическое образование. Взаимоотношения между этими двумя направлениями космического образования подробно рассматривались в ряде отчетов по проводившимся научно-исследовательским работам.

  1. Основные понятия

В рамках настоящего доклада не будем определять понятие "образование" и, соответственно, "космическое образование", ограничившись обсуждением базовых подходов к толкованию смысла этих "интуитивно понятных" терминов. В части информационной среды, воспользуемся определением Института открытого общества.

Под информационной средой понимается совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации.

1. Структура информационной среды

К настоящему моменту в ходе работ над НПКО в 1996-2002 гг. было выработано два взаимодополняющих базовых подхода к определению целей и задач собственно космического образования. Предельно упрощая, можно сказать, что в рамках этих подходов комическая деятельность рассматривается либо как цель, либо как средство космического образования. В первом случае рассматривается "образование О космонавтике и ДЛЯ космонавтики", во втором случае - "образование ПОСРЕДСТВОМ космонавтики".
В соответствии с первым подходом [1], цель непрерывного космического образования состоит в создании в обществе экономических, политических, информационных и мировоззренческих условий для развития космонавтики, а также в укреплении и развитии интеллектуального потенциала ракетно-космической отрасли.
Второй подход был продемонстрирован В.С.Хохулиным при работе над Концепцией НПКО [2]. В соответствии с ним, космическое образование - это широкий спектр воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающей формирование в обществе космического мировоззрения, получение знаний, необходимых для осознания роли и места человека в современном обществе и в том числе в освоении космоса как наиболее перспективной компоненты деятельности современного человека, взаимосвязи между земными и космическими явлениями, понимания значения и роли космических исследований и практической космонавтики в жизни человечества, практического использования достижений космонавтики в различных областях науки и экономики, овладения профессиями аэрокосмического профиля, выработки разумной политики в области космической деятельности.
В настоящей работе, имеющей в значительной степени "инструментальный" характер, основные аспекты взаимодействий рассматриваются преимущественно с точки зрения первого подхода, определяющего "космическое образование ДЛЯ космонавтики" - собственно, преимущественно в силу места проведения и характера нынешней конференции.
При анализе взаимодействия космонавтики и общества как субъектов образовательной (просветительской) деятельности, структуры и взаимодействия в рамках информационной среды целесообразно рассматривать с позиций социального контракта космической отрасли и общества в целом, определяющего баланс взаимных интересов - как с точки зрения ожидаемых обществом результатов космической деятельности, так и с точки зрения ожидаемого уровня общественной поддержки космонавтики.
Здесь под "социальным контрактом" космической отрасли будем понимать достижение - как в общественном сознании, так и на всех уровнях принятия и реализации управленческих решений - представления об адекватности затрат всех видов ресурсов на проведение космической деятельности и получаемых в результате космической деятельности результатов при обеспечении как можно более высокого уровня предоставляемых и получаемых ресурсов.
Идея социального контракта между космической отраслью и обществом в целом предусматривает проведение мысли о всесторонней позитивной общественной отдаче космических программ. Поэтому в последнее время Public Relations, связи с общественностью, играют столь значительную роль в повседневной деятельности мировых космических агентств и крупнейших предприятий. Их эффективное развитие - первая задача формируемой информационной среды.
Вторая основная задача формируемой информационной среды - создание социальной базы и постоянное возобновление состава абитуриентов систем космического образования. Система космического образования широких слоев населения создает в обществе некое силовое поле, подталкивающее молодых людей к "входным шлюзам" более структурированных образовательных систем.

2. Принципы действия в информационной среде

Для правильного построения и реализации планов деятельности в информационной среде, необходимо руководствоваться рядом социосистемных принципов, среди которых - учет собственных (ведомственных) интересов субъектов научно-технической политики, бюджетная координация, первоочередная реализация пилотных программ, использование существующего "ресурса заинтересованности" в профессиональном сообществе, наконец, использование современных инфокоммуникационных ресурсов. Рассмотрим далее эти основным принципы более подробно.

  • Необходимость учета "уставных" интересов

  • При планировании и анализе целей, задач и программ космического образования необходим учет собственных ("уставных" и ведомственных) интересов субъектов научно-технической политики. При этом планирование и программирование от имени субъектов образовательной деятельности в области космонавтики разных уровней (Росавиакосмос, Минобразования, региональные администрации, крупные градообразующие предприятия, ?) должно предусматривать решение соответствующих задач и достижение соответствующих целей. Этот принцип сохраняет свою действенность и для коммерческих предприятий, руководствующихся собственными представлениями об эффективности и моделями деятельности. Ключевой, на наш взгляд, вопрос во взаимоотношениях с "коммерсантами" касается "тонкой, едва уловимой" разницы между спонсорами и инвесторами, детальное рассмотрение которой здесь вряд ли уместно.

  • Необходимость реализации пилотных программ

  • Для придания космическому образованию и просвещению общества статуса общественно признанного и приоритетного направления деятельности, сегодня необходима реализация нескольких пилотных программ, предусматривающих широкий выход "в свет", вслед за которыми может и должно состояться представление некоей федеральной программы - уже на "подготовленную почву". Кроме того, появление пилотных программ существенно облегчает взаимодействие с потенциальными спонсорами и грантодателями.

  • Необходимость бюджетной координации

  • В условиях сомнительных перспектив резкого возрастания финансирования, особое значение могут приобретать образовательные и пропагандистские программы, реализуемые в соответствии с упомянутыми целями и задачами субъектов образовательной и космической деятельности и финансируемые за счет соответствующих субъектов. При этом при реализации многих проектов необходима скорее межведомственная и междисциплинарная координация, чем выделение специализированных бюджетов.

  • Использование ресурса заинтересованности

  • Существует значительный "ресурс заинтересованности" в реализации проектов в области космической информации и космического образования внутри профессионального и "любительского" сообщества (в качестве иллюстрации можно привести краткий обзор Интернет-ресурсов из раздела 4). Этот ресурс может как использоваться для распространения идей космического образования, так и привлекаться к реализации проектов начального уровня.

  • Использование инфокоммуникационных технологий

  • Современные информационные и телекоммуникационные технологии (в частности, компьютеры и Интернет) предоставляют замечательные возможности, поскольку а) это недорого, б) это сразу достигает сравнительно широкой аудитории, и в) ряд подготовительных работ уже независимо проведен энтузиастами и негосударственными организациями.

    Рассмотрим далее два примера подходов к реализации задач космического образования с использованием сформулированных принципов.

    3. Создание Центра информационно-образовательных ресурсов

    В соответствии с решением Секции 5 Научно-технического Совета Росавиакосмоса от 26 апреля 2002 г., рабочей группой НТС проводятся работы по предварительному планированию и последующему развертыванию Центра информационно-образовательных ресурсов в области космонавтики и высоких технологий. Создание такого Центра соответствует реализуемой Министерством Образования РФ Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" в части создания системы ресурсных центров, обеспечивающих информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса и оказание консультационных услуг. На базе Центра предполагается развертывание ряда программ по сбору и доведению информации и образовательных ресурсов в области космонавтики до участников программ космического образования.
    Концепция Центра достаточно детально была изложена в отчете [3]. Ниже приводится ее краткий обзор.

    Центр информационно-образовательных ресурсов в области космонавтики


    ЦЕЛИ ПРОЕКТА
    ћ Повышение поддержки населением космической деятельности;
    ћ Повышение качества космического образования;
    ћ Повышение уровня общественного интеллекта

    ЗАДАЧИ
    ћ Подготовка и распространения информационных и методических материалов;
    ћ Информирование населения о космической деятельности в России и в мире и об ее влиянии на повседневную жизнь;
    ћ Информирование лиц, принимающих решения, о важности и состоянии космической деятельности;
    ћ Информирование хозяйствующих субъектов о возможностях космической деятельности;
    ћ Создание условий для распространения сети опорных точек космической информации

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
    ћ Создание библиотеки информационных, справочных и учебных материалов, перевод информации на цифровые носители;
    ћ Организация взаимодействия с предприятиями аэрокосмической отрасли для получения и использования материалов;
    ћ Разработка (заказ) учебно-методических материалов и их распространение;
    ћ Разработка (заказ) информационных пакетов о возможностях использования прикладных космических технологий и организация их распространения;
    ћ Организация и поддержка информационного портала в Интернете "Космическое образование";
    ћ Выпуск регулярного бюллетеня "Космическое образование";
    ћ Выпуск регулярного библиографического указателя;
    ћ Сбор данных и распространение обобщенного "Календаря событий";
    ћ Формирование и использование системы выхода на СМИ;
    ћ Проработка вопроса и предварительное планирование проекта создания научно-популярного и общественно-политического журнала космической направленности;
    ћ Создание базы данных "контактных точек" космического образования;
    ћ Формирование пакета материалов для создания регионального опорного пункта космической информации и образования.

    При первоначальном планировании пилотного проекта по созданию ресурсного центра рассматривалась следующая модель источников финансирования с учетом собственных ("уставных") интересов участников ("спонсоров проекта"):

    1. Бюджет Министерства Образования - в качестве пилотной НИОКР по отработке форм и методов реализации системы доступа к информационным ресурсам и их развития;
    2. Бюджет Росавиакосмоса - в качестве пилотной НИР по созданию Центра Информационно-образовательных ресурсов, а также отработке задач программы "Электронной России";
    3. Бюджет фирмы-поставщика оборудования (в форме поставок оборудования на период реализации пилотного проекта, возможно, с последующей передачей российским участникам) - в рамках проекта по продвижению своих решений и освоению рынка, формирование которого ведется в рамках программы "Электронная Россия";
    4. Грант от одной из международных организаций, финансирующих проекты в области формирования "инфраструктуры открытого общества", включая дистанционное образование, развитие удаленных районов и т.п.

    Однако летом 2002 г. проект создания ресурсного Центра получил новое развитие. Стали известны планы по созданию на территории павильона "Космос" (? 32) и "Машиностроение" (?34) Всероссийского Выставочного Центра (ВВЦ-ВДНХ) единого выставочно-рекреационного комплекса, объединенного идеей высоких технологий оборонно-промышленного комплекса РФ, а также других отраслей отечественной промышленности. В составе комплекса на базе воссозданного павильона "Космос" планируется реализовать постоянную экспозицию, посвященную истории, достижениям и современному состоянию отечественной космонавтики, ракетной техники и высоких технологий иных отраслей оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
    Работы по воссозданию павильона "Космос" ведутся в соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", Федеральной целевой программой "Молодежь России (2001-2005 годы)", Федеральной программой развития образования, Федеральной целевой программой "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)", Национальной программой космического образования, а также имеющимися планами реконструкции и дальнейшего использования Всероссийского выставочного центра (ВВЦ). При этом преследуются следующие цели:

    1. Проведение информационно-образовательной и пропагандистской деятельности.
    2. Поддержка инновационной деятельности молодых ученых и предпринимателей.
    3. Повышение конкурентоспособности и продвижение на отечественном и международном рынке продукции российского оборонно-промышленного комплекса.
    4. Организация рекреационно-развлекательной деятельности.

    2. Вариант реконструкции Площади
    промышленности и павильона "Космос" ВВЦ

     

    При взаимодействии участников рабочей группы по созданию Ресурсного центра и руководителей работ по формированию НПКО, Центр Информационно-образовательных ресурсов в области космонавтики и высоких технологий (ЦИОРК) стал элементом создаваемой Концепции реконструкции (по Группе целей 1). При этом сам Центр - в качестве составной части воссоздаваемого комплекса - будет финансироваться в рамках иной, более широкой и значимой кооперации, обусловленной масштабом и значимостью "объемлющего" проекта. Следует, в особенности, отметить появление в этом случае коммерческого инвестора по проекту в целом.

    Кооперация и финансирование при создании ЦИОРК в рамках проекта реконструкции комплекса "Космос" на ВВЦ (участники проекты и цели участия).

    1. ГАО ВВЦ или его правопреемник - в целях развития комплекса ВВЦ в целом, обеспечения эффективного развития и окупаемости;

    2. Государственные организации:

    • Росавиакосмос - в целях пропаганды достижений отечественной космонавтики, создания благоприятного общественного мнения, создания площадки для реализации крупномасштабных проектов в области информационного и пропагандистского обеспечения космической деятельности, развития международного сотрудничества.
    • Профильные оборонные агентства, Минпромнауки и Министерство Обороны - в целях развития российского оборонно-промышленного комплекса, демонстрации его возможностей, продвижения отечественных технологий на внешних рынках;
    • Министерство образования и иные образовательные ведомства - в целях реализации различных образовательных программ, отработки новых образовательных технологий, реализации международных проектов.

    3. Общественные организации:

    • Федерация Космонавтики России - в целях решения задач пропаганды отечественной космонавтики и развертывания постоянной экспозиции, посвященной ракетно-космическому комплексу России;
    • Всероссийское аэрокосмическое общество "Союз" - в целях реализации программ работы с молодежью.

    4. Частные инвестиционные компании - в целях реализации коммерчески эффективных проектов, прежде всего за счет создания и эксплуатации развлекательного комплекса.

    Таким образом, при правильной интеграции образовательного подпроекта в состав бoльшего проекта с выраженной коммерческой компонентой вероятность реализации и уровень значимости подпроекта может быть существенно повышен.

    4. Портал "Космическое образование и космическая информация"

    Постоянно возникающий аспект программ космического образования - пути и методы доведения соответствующей информации до образовательных учреждений и отдельных участников образовательных процессов на местах. Сходную проблему в Министерстве образования предполагается решать посредством создания профильных образовательных порталов (в том числе - портала "Авиационный виртуальный университет" на базе МАИ, "Инженерный виртуальный университет" на базе МГТУ им.Баумана, "Машиностроительный виртуальный университет" на базе "СТАНКИН"а и т.п.)
    Для становления Интернет-портала, посвященного космическому образованию и распространению информации о космической деятельности, необходима, на наш взгляд, предварительная отработка модельного Веб-сайта, который впоследствии может быть интегрирован в структуру создаваемого Ресурсного центра.
    При отсутствии целевого финансирования, позволяющего просто заказать необходимые работы сторонним подрядчикам, обычное противоречие при создании ресурсов такого рода - отсутствие координации между заинтересованными участниками.

    • у инициативных веб-мастеров, разрабатывающих свои ресурсы при "условном" финансировании работ ощущается дефицит интересного и нужного возобновляемого "контента" (информационное наполнение Веб-ресурсов), который, к тому же, находился бы, как сейчас говорят, "в теме";
    • у групп, работающих в деятелей образования, обычно не хватает технических возможностей для создания, продвижения и поддержки собственных Интернет-ресурсов.

    Представляется, что путь решения проблемы - создание в значительной степени неформальных консорциумов с разработчиками независимых сайтов по космической тематике для отработки на их базе пробных порталов космического образования и просвещения.

    Примеры -

    http://www.spacenews.ru - сайт космических новостей и другой информации, до определенной степени афилированный с ГКНПЦ им.Хруничева
    http://altrs.narod.ru - сайт по космической политике и информации, посвященный памяти Максима Тарасенко (историк космонавтики и журналист из МФТИ)
    http://www.tsenki.com - сайт Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) - основного подрядчика Росавиакосмоса по целому ряду программ.
    http://www.aerocosmos.ru - сайт Аналитического Центра экономики и управления "АэроКосмос" - готов работать с образовательным контентом.
    Таким образом, для реализации пилотного проекта в области Веб-ресурса по космическому образованию необходимо, практически, лишь формирование "группы интересов" со стороны образовательного сообщества и прове