Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.altrs.narod.ru/A/AFile2_DP_2.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 22:32:53 2016
Кодировка: UTF-8
books

НАПРАВЛЕНИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ИНФОРМАЦИОННОЙ СРЕДЫ КОСМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 
О.М.Алифанов, д.т.н., член-корреспондент РАН, декан Аэрокосмического факультета МАИ, председатель секции "Аэрокосмическое образование" НТС Росавиакосмоса Д.Б.Пайсон, генеральный директор Аналитического Центра "АэроКосмос"

Настоящий доклад сформирован на материале работ 2001-2002 г. в рамках цикла НИР "Национальная программа космического образования", проводившихся в Московском Авиационном Институте по контрактам Росавиакосмоса, а также ряда работ, выполненных Аналитическим Центром "АэроКосмос" по концептуальному и бизнес-планированию по нескольким проектам в области PR, информации и пропаганды в высокотехнологических отраслях промышленности. Доклад разбит на два основных раздела. В первом из них вводятся некоторые базовые определения, связанные с формированием информационной среды космического образования, а также обсуждаются выделенные ранее общие принципы повышения эффективности этих работ в современных условиях. Второй раздел носит более "приземленный" характер и демонстрирует особенности применения сформулированных общих принципов взаимодействия к конкретным информационным проектам в области космического образования, реализуемым при взаимодействии ряда предприятий и организаций различного статуса. При этом преимущественно будет обсуждаться космическое образование и просвещение широких слоев населения, а не более структурированное и узконаправленное профессиональное космическое образование. Взаимоотношения между этими двумя направлениями космического образования подробно рассматривались в ряде отчетов по проводившимся научно-исследовательским работам.

  1. Основные понятия

В рамках настоящего доклада не будем определять понятие "образование" и, соответственно, "космическое образование", ограничившись обсуждением базовых подходов к толкованию смысла этих "интуитивно понятных" терминов. В части информационной среды, воспользуемся определением Института открытого общества.

Под информационной средой понимается совокупность технических и программных средств хранения, обработки и передачи информации, а также политические, экономические и культурные условия реализации процессов информатизации.

1. Структура информационной среды

К настоящему моменту в ходе работ над НПКО в 1996-2002 гг. было выработано два взаимодополняющих базовых подхода к определению целей и задач собственно космического образования. Предельно упрощая, можно сказать, что в рамках этих подходов комическая деятельность рассматривается либо как цель, либо как средство космического образования. В первом случае рассматривается "образование О космонавтике и ДЛЯ космонавтики", во втором случае - "образование ПОСРЕДСТВОМ космонавтики".
В соответствии с первым подходом [1], цель непрерывного космического образования состоит в создании в обществе экономических, политических, информационных и мировоззренческих условий для развития космонавтики, а также в укреплении и развитии интеллектуального потенциала ракетно-космической отрасли.
Второй подход был продемонстрирован В.С.Хохулиным при работе над Концепцией НПКО [2]. В соответствии с ним, космическое образование - это широкий спектр воспитательно-образовательной деятельности, обеспечивающей формирование в обществе космического мировоззрения, получение знаний, необходимых для осознания роли и места человека в современном обществе и в том числе в освоении космоса как наиболее перспективной компоненты деятельности современного человека, взаимосвязи между земными и космическими явлениями, понимания значения и роли космических исследований и практической космонавтики в жизни человечества, практического использования достижений космонавтики в различных областях науки и экономики, овладения профессиями аэрокосмического профиля, выработки разумной политики в области космической деятельности.
В настоящей работе, имеющей в значительной степени "инструментальный" характер, основные аспекты взаимодействий рассматриваются преимущественно с точки зрения первого подхода, определяющего "космическое образование ДЛЯ космонавтики" - собственно, преимущественно в силу места проведения и характера нынешней конференции.
При анализе взаимодействия космонавтики и общества как субъектов образовательной (просветительской) деятельности, структуры и взаимодействия в рамках информационной среды целесообразно рассматривать с позиций социального контракта космической отрасли и общества в целом, определяющего баланс взаимных интересов - как с точки зрения ожидаемых обществом результатов космической деятельности, так и с точки зрения ожидаемого уровня общественной поддержки космонавтики.
Здесь под "социальным контрактом" космической отрасли будем понимать достижение - как в общественном сознании, так и на всех уровнях принятия и реализации управленческих решений - представления об адекватности затрат всех видов ресурсов на проведение космической деятельности и получаемых в результате космической деятельности результатов при обеспечении как можно более высокого уровня предоставляемых и получаемых ресурсов.
Идея социального контракта между космической отраслью и обществом в целом предусматривает проведение мысли о всесторонней позитивной общественной отдаче космических программ. Поэтому в последнее время Public Relations, связи с общественностью, играют столь значительную роль в повседневной деятельности мировых космических агентств и крупнейших предприятий. Их эффективное развитие - первая задача формируемой информационной среды.
Вторая основная задача формируемой информационной среды - создание социальной базы и постоянное возобновление состава абитуриентов систем космического образования. Система космического образования широких слоев населения создает в обществе некое силовое поле, подталкивающее молодых людей к "входным шлюзам" более структурированных образовательных систем.

2. Принципы действия в информационной среде

Для правильного построения и реализации планов деятельности в информационной среде, необходимо руководствоваться рядом социосистемных принципов, среди которых - учет собственных (ведомственных) интересов субъектов научно-технической политики, бюджетная координация, первоочередная реализация пилотных программ, использование существующего "ресурса заинтересованности" в профессиональном сообществе, наконец, использование современных инфокоммуникационных ресурсов. Рассмотрим далее эти основным принципы более подробно.

  • Необходимость учета "уставных" интересов

  • При планировании и анализе целей, задач и программ космического образования необходим учет собственных ("уставных" и ведомственных) интересов субъектов научно-технической политики. При этом планирование и программирование от имени субъектов образовательной деятельности в области космонавтики разных уровней (Росавиакосмос, Минобразования, региональные администрации, крупные градообразующие предприятия, ?) должно предусматривать решение соответствующих задач и достижение соответствующих целей. Этот принцип сохраняет свою действенность и для коммерческих предприятий, руководствующихся собственными представлениями об эффективности и моделями деятельности. Ключевой, на наш взгляд, вопрос во взаимоотношениях с "коммерсантами" касается "тонкой, едва уловимой" разницы между спонсорами и инвесторами, детальное рассмотрение которой здесь вряд ли уместно.

  • Необходимость реализации пилотных программ

  • Для придания космическому образованию и просвещению общества статуса общественно признанного и приоритетного направления деятельности, сегодня необходима реализация нескольких пилотных программ, предусматривающих широкий выход "в свет", вслед за которыми может и должно состояться представление некоей федеральной программы - уже на "подготовленную почву". Кроме того, появление пилотных программ существенно облегчает взаимодействие с потенциальными спонсорами и грантодателями.

  • Необходимость бюджетной координации

  • В условиях сомнительных перспектив резкого возрастания финансирования, особое значение могут приобретать образовательные и пропагандистские программы, реализуемые в соответствии с упомянутыми целями и задачами субъектов образовательной и космической деятельности и финансируемые за счет соответствующих субъектов. При этом при реализации многих проектов необходима скорее межведомственная и междисциплинарная координация, чем выделение специализированных бюджетов.

  • Использование ресурса заинтересованности

  • Существует значительный "ресурс заинтересованности" в реализации проектов в области космической информации и космического образования внутри профессионального и "любительского" сообщества (в качестве иллюстрации можно привести краткий обзор Интернет-ресурсов из раздела 4). Этот ресурс может как использоваться для распространения идей космического образования, так и привлекаться к реализации проектов начального уровня.

  • Использование инфокоммуникационных технологий

  • Современные информационные и телекоммуникационные технологии (в частности, компьютеры и Интернет) предоставляют замечательные возможности, поскольку а) это недорого, б) это сразу достигает сравнительно широкой аудитории, и в) ряд подготовительных работ уже независимо проведен энтузиастами и негосударственными организациями.

    Рассмотрим далее два примера подходов к реализации задач космического образования с использованием сформулированных принципов.

    3. Создание Центра информационно-образовательных ресурсов

    В соответствии с решением Секции 5 Научно-технического Совета Росавиакосмоса от 26 апреля 2002 г., рабочей группой НТС проводятся работы по предварительному планированию и последующему развертыванию Центра информационно-образовательных ресурсов в области космонавтики и высоких технологий. Создание такого Центра соответствует реализуемой Министерством Образования РФ Федеральной целевой программе "Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы)" в части создания системы ресурсных центров, обеспечивающих информационную и научно-методическую поддержку образовательного процесса и оказание консультационных услуг. На базе Центра предполагается развертывание ряда программ по сбору и доведению информации и образовательных ресурсов в области космонавтики до участников программ космического образования.
    Концепция Центра достаточно детально была изложена в отчете [3]. Ниже приводится ее краткий обзор.

    Центр информационно-образовательных ресурсов в области космонавтики


    ЦЕЛИ ПРОЕКТА
    ћ Повышение поддержки населением космической деятельности;
    ћ Повышение качества космического образования;
    ћ Повышение уровня общественного интеллекта

    ЗАДАЧИ
    ћ Подготовка и распространения информационных и методических материалов;
    ћ Информирование населения о космической деятельности в России и в мире и об ее влиянии на повседневную жизнь;
    ћ Информирование лиц, принимающих решения, о важности и состоянии космической деятельности;
    ћ Информирование хозяйствующих субъектов о возможностях космической деятельности;
    ћ Создание условий для распространения сети опорных точек космической информации

    ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
    ћ Создание библиотеки информационных, справочных и учебных материалов, перевод информации на цифровые носители;
    ћ Организация взаимодействия с предприятиями аэрокосмической отрасли для получения и использования материалов;
    ћ Разработка (заказ) учебно-методических материалов и их распространение;
    ћ Разработка (заказ) информационных пакетов о возможностях использования прикладных космических технологий и организация их распространения;
    ћ Организация и поддержка информационного портала в Интернете "Космическое образование";
    ћ Выпуск регулярного бюллетеня "Космическое образование";
    ћ Выпуск регулярного библиографического указателя;
    ћ Сбор данных и распространение обобщенного "Календаря событий";
    ћ Формирование и использование системы выхода на СМИ;
    ћ Проработка вопроса и предварительное планирование проекта создания научно-популярного и общественно-политического журнала космической направленности;
    ћ Создание базы данных "контактных точек" космического образования;
    ћ Формирование пакета материалов для создания регионального опорного пункта космической информации и образования.

    При первоначальном планировании пилотного проекта по созданию ресурсного центра рассматривалась следующая модель источников финансирования с учетом собственных ("уставных") интересов участников ("спонсоров проекта"):

    1. Бюджет Министерства Образования - в качестве пилотной НИОКР по отработке форм и методов реализации системы доступа к информационным ресурсам и их развития;
    2. Бюджет Росавиакосмоса - в качестве пилотной НИР по созданию Центра Информационно-образовательных ресурсов, а также отработке задач программы "Электронной России";
    3. Бюджет фирмы-поставщика оборудования (в форме поставок оборудования на период реализации пилотного проекта, возможно, с последующей передачей российским участникам) - в рамках проекта по продвижению своих решений и освоению рынка, формирование которого ведется в рамках программы "Электронная Россия";
    4. Грант от одной из международных организаций, финансирующих проекты в области формирования "инфраструктуры открытого общества", включая дистанционное образование, развитие удаленных районов и т.п.

    Однако летом 2002 г. проект создания ресурсного Центра получил новое развитие. Стали известны планы по созданию на территории павильона "Космос" (? 32) и "Машиностроение" (?34) Всероссийского Выставочного Центра (ВВЦ-ВДНХ) единого выставочно-рекреационного комплекса, объединенного идеей высоких технологий оборонно-промышленного комплекса РФ, а также других отраслей отечественной промышленности. В составе комплекса на базе воссозданного павильона "Космос" планируется реализовать постоянную экспозицию, посвященную истории, достижениям и современному состоянию отечественной космонавтики, ракетной техники и высоких технологий иных отраслей оборонно-промышленного комплекса (ОПК).
    Работы по воссозданию павильона "Космос" ведутся в соответствии с Государственной программой "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы", Федеральной целевой программой "Молодежь России (2001-2005 годы)", Федеральной программой развития образования, Федеральной целевой программой "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)", Национальной программой космического образования, а также имеющимися планами реконструкции и дальнейшего использования Всероссийского выставочного центра (ВВЦ). При этом преследуются следующие цели:

    1. Проведение информационно-образовательной и пропагандистской деятельности.
    2. Поддержка инновационной деятельности молодых ученых и предпринимателей.
    3. Повышение конкурентоспособности и продвижение на отечественном и международном рынке продукции российского оборонно-промышленного комплекса.
    4. Организация рекреационно-развлекательной деятельности.

    2. Вариант реконструкции Площади
    промышленности и павильона "Космос" ВВЦ

     

    При взаимодействии участников рабочей группы по созданию Ресурсного центра и руководителей работ по формированию НПКО, Центр Информационно-образовательных ресурсов в области космонавтики и высоких технологий (ЦИОРК) стал элементом создаваемой Концепции реконструкции (по Группе целей 1). При этом сам Центр - в качестве составной части воссоздаваемого комплекса - будет финансироваться в рамках иной, более широкой и значимой кооперации, обусловленной масштабом и значимостью "объемлющего" проекта. Следует, в особенности, отметить появление в этом случае коммерческого инвестора по проекту в целом.

    Кооперация и финансирование при создании ЦИОРК в рамках проекта реконструкции комплекса "Космос" на ВВЦ (участники проекты и цели участия).

    1. ГАО ВВЦ или его правопреемник - в целях развития комплекса ВВЦ в целом, обеспечения эффективного развития и окупаемости;

    2. Государственные организации:

    • Росавиакосмос - в целях пропаганды достижений отечественной космонавтики, создания благоприятного общественного мнения, создания площадки для реализации крупномасштабных проектов в области информационного и пропагандистского обеспечения космической деятельности, развития международного сотрудничества.
    • Профильные оборонные агентства, Минпромнауки и Министерство Обороны - в целях развития российского оборонно-промышленного комплекса, демонстрации его возможностей, продвижения отечественных технологий на внешних рынках;
    • Министерство образования и иные образовательные ведомства - в целях реализации различных образовательных программ, отработки новых образовательных технологий, реализации международных проектов.

    3. Общественные организации:

    • Федерация Космонавтики России - в целях решения задач пропаганды отечественной космонавтики и развертывания постоянной экспозиции, посвященной ракетно-космическому комплексу России;
    • Всероссийское аэрокосмическое общество "Союз" - в целях реализации программ работы с молодежью.

    4. Частные инвестиционные компании - в целях реализации коммерчески эффективных проектов, прежде всего за счет создания и эксплуатации развлекательного комплекса.

    Таким образом, при правильной интеграции образовательного подпроекта в состав бoльшего проекта с выраженной коммерческой компонентой вероятность реализации и уровень значимости подпроекта может быть существенно повышен.

    4. Портал "Космическое образование и космическая информация"

    Постоянно возникающий аспект программ космического образования - пути и методы доведения соответствующей информации до образовательных учреждений и отдельных участников образовательных процессов на местах. Сходную проблему в Министерстве образования предполагается решать посредством создания профильных образовательных порталов (в том числе - портала "Авиационный виртуальный университет" на базе МАИ, "Инженерный виртуальный университет" на базе МГТУ им.Баумана, "Машиностроительный виртуальный университет" на базе "СТАНКИН"а и т.п.)
    Для становления Интернет-портала, посвященного космическому образованию и распространению информации о космической деятельности, необходима, на наш взгляд, предварительная отработка модельного Веб-сайта, который впоследствии может быть интегрирован в структуру создаваемого Ресурсного центра.
    При отсутствии целевого финансирования, позволяющего просто заказать необходимые работы сторонним подрядчикам, обычное противоречие при создании ресурсов такого рода - отсутствие координации между заинтересованными участниками.

    • у инициативных веб-мастеров, разрабатывающих свои ресурсы при "условном" финансировании работ ощущается дефицит интересного и нужного возобновляемого "контента" (информационное наполнение Веб-ресурсов), который, к тому же, находился бы, как сейчас говорят, "в теме";
    • у групп, работающих в деятелей образования, обычно не хватает технических возможностей для создания, продвижения и поддержки собственных Интернет-ресурсов.

    Представляется, что путь решения проблемы - создание в значительной степени неформальных консорциумов с разработчиками независимых сайтов по космической тематике для отработки на их базе пробных порталов космического образования и просвещения.

    Примеры -

    http://www.spacenews.ru - сайт космических новостей и другой информации, до определенной степени афилированный с ГКНПЦ им.Хруничева
    http://altrs.narod.ru - сайт по космической политике и информации, посвященный памяти Максима Тарасенко (историк космонавтики и журналист из МФТИ)
    http://www.tsenki.com - сайт Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) - основного подрядчика Росавиакосмоса по целому ряду программ.
    http://www.aerocosmos.ru - сайт Аналитического Центра экономики и управления "АэроКосмос" - готов работать с образовательным контентом.
    Таким образом, для реализации пилотного проекта в области Веб-ресурса по космическому образованию необходимо, практически, лишь формирование "группы интересов" со стороны образовательного сообщества и проведение предварительных работ с кем-то из названных или с иными ресурсами.

    5. Заключение

    В качестве заключения, хотелось бы призвать аэрокосмическое образовательное сообщество к возможно большему использованию горизонтальных связей - что, вообще говоря, является отличительным признаком нынешнего этапа развития общества, когда все больше говорят о формировании его сетевой структуры.

    Литература

    1. Проект содержания Концепции Национальной программы космического образования. М., 1997
    2. Проект Концепции Национальной программы космического образования России, М., 1999
    3. Отчет по НИР "Разработка методического и технического обеспечения для моделирования процессов управления, динамики и теплообмена конструкций и агрегатов космических аппаратов, проектного анализа перспективных ракетно-космических систем и обеспечения аэрокосмического образования России". Этап ? 3.12./ В.С.Хохулин (отв.исполнитель), Кротов И.В., Пайсон Д.Б., Пшеничнер Б.Г., Сиднев А.В., Яценко С.П./М., МАИ, 2002

    __________________________________________________
    Дмитрий Пайсон
    Форум