Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?thesises=209
Дата изменения: Fri May 5 15:24:31 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:36:31 2012
Кодировка: koi8-r


Тезисы.

Эта работа написана исходя из того, что английский язык является в
настоящее время языком интернационального общения.

Цель работы - найти факторы в английской культуре и истории, которые
способствовали распространению английского языка (в данной работе язык
рассматривается как показатель экономико-культурного влияния нации-
носителя).


В первой части работы я попыталась обрисовать исторические события,
повлиявшие на распространение английского языка по всему земному шару. Я
рассматривала процессы, происходившие только в Англии и только до 20-го
века, т.к. в 19-ом веке, по свидетельствам современников, английский был
уже достаточно распространен. В своей работе я составила примерную схему
причин этого распространения.

Мне кажется, что эта схема выглядит так: англичане, изначально
находясь на острове, стремились к морским путешествиям. Рано
сформировавшееся чувство национальной принадлежности привязывало их к
родной культуре и к родному языку. Скудность собственных ресурсов склоняла
их к торговле. Эту склонность подкрепило протестантство - религия, где
человек стремится к приобретению земных благ. Удачная торговля, военные
победы (в частности, победа над Наполеоном) - и Британия уже самая
процветающая империя, насаждающая вместе с христианством свой язык в
колониях. А дальше - экономическая экспансия, побуждающая партнеров изучать
английский язык.

Но для того, чтобы английский язык стал международным, нужно не
только величие англичан, их исключительность и навязывание своей культуры
всему миру. Нужна еще и соответствующая реакция самого мира. Люди должны
быть заинтересованы в том, чтобы учить их язык.

Почему люди принимали культуру англичан? Ведь одной лишь силой Англия
не могла навязать ее всему миру: для такого распространения языка нужно,
чтобы он был не просто досадной необходимостью в ведении торговых дел,
нужно, чтобы на Англию хотели ровняться, чтобы ее культура гармонично
входила в повседневную жизнь.

Для исследования этого вопроса я выбрала произведение Герцена «Былое и
Думы». Этот выбор объясняется несколькими причинами. Во-первых, Герцен был
незаурядной личностью, великим мыслителем, очень наблюдательным и честным
человеком. Во-вторых, Герцен жил и в России и в Англии (где он остался во
время изгнания из России), т.е. у него был взгляд на эту страну и
«снаружи», и «изнутри».

Я попыталась на основе этой книги увидеть Англию такой, какая она была в
19 веке.

Чтобы обобщить результаты работы, надо посмотреть, в какой степени,
объективные факты, которые частично описаны в первой части работы, нашли
отражение у Герцена, почему именно они и в такой форме.

1. Британская торговая империя - мещанство.

Одной из главных характеристик простых англичан, по мнению Герцена,
было мещанство (внутренняя порабощенность, обезличенность), которое
неприемлемо для него с этической точки зрения. Гораздо важнее ему был
психологический результат процветания английской торговли. Душа, та самая
душа, которая «убывает», по словам Милля, - вот что действительно имеет
значение для Герцена. Английское стяжательство было глубоко чуждо русской
культуре, особенно дворянам, к которым и принадлежал Герцен.

2. Религия.

В Англии удивительным образом уживалось множество религий. Сам Герцен был
атеистом, и потому к любой вере относился как ко лжи, от которой надо
освобождаться. Протестантизм вызывал у него еще большее отрицание тем, что
поощрял мещанские нравы.

2. Парламент.

Английский парламент не нравился Герцену, из-за того, что он воплощал
в себе свободу формальную, а не реальную. Ведь Герцен ничего не имел против
самой задумки парламента в общем законе, он критиковал то, чем это стало -
суетным поприщем для соискания славы. Внешняя свобода, закрепленная в
законах, у англичан действительно сильна, Герцен это признавал. Но он видел
еще и то, что свобода внутренняя у англичан почти отсутствует, а те, кто ею
обладают, - самые страшные враги английского общества. Герцен, живший в
обществе, где, наоборот, люди, притесняемые властью, обладали чрезвычайной
независимостью и не типичностью суждений и готовы были за них действительно
бороться, не мог принять такой внутренней скудности англичан, которым,
казалось бы, были созданы все внешние условия для свободы мыслей.

3. Гласность.

Герцен основал в Англии русскую типографию и издавал газету «Колокол»,
где критиковал самих же англичан, так что о свободе слова здесь говорить не
приходится: она была очевидна. Но ему, как дворянину, была противна
нечестность и продажность английских журналистов.

4. Промышленный переворот.

Как социалиста, Герцена интересует, прежде всего, социальный аспект
переворота. В Англии его последствия - расслоение общества и высокая
безработица из-за автоматизации производства. Английская индустриальная
революция, обогатившая десятки и разорившая тысячи людей, для него - просто
неправильное использование хороших результатов, достигнутых в науке.

5.Наполеоновсие войны.

Герцен пишет, что это был переломный момент в истории. Но если для
англичан это, безусловно, - победа злейшего врага, то Герцен видит
последствие этой победы - реакцию, которая особенно тяжело прошла в России.


В основном, все, что касается Британии, вызывает у Герцена отрицание.
Сам Герцен объясняет это мещанским духом Англии.

Главная черта англичан, выделяемая Герценом - страсть к торговле. Он
обвиняет мещанство в безликости. Английская продукция: машины, текстиль -
не требовали оригинальности. Герцен скорее в силу личной особенности, чем
культурной принадлежности, не принимал английской культуры.

Вывод.

Исходя из того, что язык является показателем распространения политико-
экономического и культурного влияния и на основе проведенной работы, я
считаю, что английский язык так широко распространился не только благодаря
порабощению англичанами народов Британской империи. Английская культура
подкупала:

а) либеральностью устройства государства (гласность, парламент);

б) своим мещанством (массовостью и безликостью), которое во многом
обуславливала ее экономическую мощь.