Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?thesises=178
Дата изменения: Fri May 5 15:25:03 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:30:16 2012
Кодировка: koi8-r


КАК ОТКРЫТЬ ТАЛАНТ (ИЗ ОПЫТА ПРОВЕДЕНИЯ ЛЕТНЕГО МАТЕМАТИЧЕСКОГО ЛАГЕРЯ)



Н.И. Безукладникова, Г.Г. Шеремет


МОУ Гимназия ?17 г. Перми


Пермский государственный педагогический университет


Предметы эстетические: лепка, рисование, пение и
музыка - отнюдь не являются чем-то второстепенным,
какой-то роскошью жизни... Трудовое и научное
образование, лишённое этого элемента, было бы
обездушенным, ибо радость жизни в любовании и
творчестве есть конечная цель и труда, и науки.

А. В. Луначарский

Красоту математики (её простоту, симметрию,
сжатость и полноту) можно и следует дать
почувствовать даже очень маленьким детям. Когда этот
предмет излагают должным образом и притом конкретно,
усвоение математики сопровождается эмоциями и
наслаждением красотой.

Д. Юнг


Для развития науки необычайно важно, чтобы активные при обучении в
педагогическом университете студенты вовремя ощутили вкус реального
научного и педагогического творчества, старшие школьники, имеющие интерес к
математике и информатике, смогли передать его следующим за ними поколениям
учащихся, а шестиклассники вовремя получили необходимые ориентиры для
своего образования. Одним из главных условий существенного научного роста
является наличие системы общения (как старших с младшими, так и внутри
поколения) не только на научные, но и на самые разнообразные темы. Для
обеспечения такого общения на базе гимназии ?17 города Перми и был создан
летний математический лагерь. Для создания соответствующего
психологического климата в коллективе, для повышения мотивации обучения
работа детей в лагере проходила в тесном контакте со сверстниками, вожатыми
- десятиклассниками, студентами третьего курса педагогического
университета, родителями и учителями. Основные задачи летнего
математического лагеря можно сформулировать следующим образом:
1. Формирование у ребят умения мыслить нестандартно.
2. Формирование на уровне предпонятий широкого запаса существенных свойств
геометрических фигур и связанных с ними динамичных пространственных
образов.
3. Создание условий для деятельности учащихся, направленной на оперирование
образами, в которых выделены форма, расположение в пространстве, взаимное
положение элементов.
4. Развитие у учащихся умения анализировать собственное восприятие
реального пространства.
Для решения поставленных задач применялись разнообразные формы работы.
Нестандартные задачи, математические головоломки требуют нестандартного
подхода к их решению. Решение занимательных задач может проходить в разных
формах: индивидуально или коллективно, с элементами соревнования. Вне
зависимости от выбранной формы работы занимательная математика воспитывает
человека: побуждает в нём наблюдательность, умение логически мыслить,
стремление преодолевать трудности. Умение мыслить нестандартно необходимо
не только при решении математических задач. Человек может в любой момент
оказаться в нестандартной ситуации: в школе, дома, на улице. Умение
принимать решения в нестандартной жизненной ситуации развивались также и на
занятиях по медицине.
Занятия в компьютерном классе по электронному учебнику - справочнику
«Планиметрия» С.В. Станченко и С.А. Хованского позволили учащимся
представить себе основную структуру курса планиметрии и на чисто
интуитивном уровне решать задачи. Кроме того, компьютерные технологии
способствуют индивидуализации обучения и активизируют самостоятельную
деятельность учащихся.
Для формирования предпонятий свойств как плоских, так и
пространственных геометрических фигур большую роль играет оригами.
Искусство оригами это не только построение фигур журавликов или цветов из
квадратного листа бумаги, оно позволяет на основе квадратного листа бумаги
построить модель евклидовой геометрии. Модульное оригами позволяет довольно
быстро справиться с некогда трудной задачей: построить и изобразить пять
платоновых тел (тетраэдр, куб, октаэдр, икосаэдр, додекаэдр). С некоторым
преувеличением можем сказать, что технологии современного оригами довели
эту древнюю задачу почти до «упражнений детских садов».
|[pic] |Кусудамы - одни из самых древних и |
| |декоративных традиционных японских |
| |изделий в технике оригами. «Кусури» |
| |на японском языке означает |
| |«лекарство», «тама» - «шар». |
| |Следовательно, слово «кусудама» можно|
| |перевести как «лекарственный шар». |


Вместе с тем так называются декоративные шарообразные конструкции,
собранные из бумажных цветков, розеток или модулей другой формы. При чём же
здесь многогранники? Оказывается, то, что оригамисты называют «шарообразной
конструкцией», с точки зрения геометрии оказывается многогранником, который
можно вписать в шар. Для этого удобнее всего использовать архимедовы и
платоновы тела. Основной итог занятий по оригами: на практике в процессе
построения фигуры учащиеся сами открывают свойства треугольников и основных
видов четырёхугольников, происходит знакомство с пространственными телами,
развивается мелкая моторика. При этом на уровне предпонятий оказался
задействованным не только материал, который будет изучаться в планиметрии
или стереометрии, но и заложен фундамент для изучения материала, далеко
выходящего за школьный курс математики.
Геометрические экскурсии по родному городу были разнообразны. Они были
и обзорные и тематические. Экскурсии «Какие геометрические фигуры бывают» и
«Симметрия в природе и архитектуре» проводились с целью показать на
примерах интерьеров, архитектурных и садово-парковых сооружений показать
учащимся возможности применения геометрических знаний. Экскурсия «Измерения
на местности» проводилась с целью познакомить учащихся с различными
измерительными приборами. Кроме того, при проведении измерений многие
расстояния оказались недоступны непосредственному измерению, но знание
геометрии помогло обойти эти трудности. По результатам проведённых
экскурсий были составлены тематические фотоальбомы, каждая команда оформила
свою красочную газету и был проведён конкурс рисунков на асфальте.
Разработка совместных проектов (команда учащихся, учитель, родители,
старшеклассники - вожатые и студенты) проходила по трём направлениям. Во-
первых, это разработка и создание сумки - пенала в форме параллелепипеда
для хранения альбома и чертёжных принадлежностей. Этот проект включал в
себя разработку дизайна, переход от геометрического тела к его развёртке и
обратно, выбор материала и подсчёт затрат. Во-вторых, конструирование и
запуск бумажных самолётиков и воздушного змея. Учитывались разработка
чертежа, макета, самой конструкции, выбор материала, обеспечивающего лучшие
лётные свойства, расчет необходимых затрат, и сравнение лётных свойств в
зависимости от разработанной конструкции. Третий проект - приготовление
обеденного меню с финансово-экономическим расчетом и расчетом
энергетической ценности обеденного комплекса. В процессе этой работы
обращалось внимание не только на алгоритмический подход к решению
поставленной задачи, но и отрабатывались навыки устного счёта.
Подведение итогов по каждому виду занятий проходило в занимательной
форме. Это математическая игра-зачёт по занимательным задачам, выставка
«Оригами и многогранники», запуск воздушного змея и соревнования бумажных
самолётиков, торжественный обед, приготовленный учащимися. И самое главное,
что к концу лагеря не было людей скучающих или недовольных.

Список литературы:
1. А. В. Луначарский. Основные принципы единой трудовой школы. (в журнале
"Народное образование", 1999, ? 10).
2. С.В. Станченко, С.А. Хованский. Электронный учебник - справочник
«Планиметрия» (серия «Домашний компьютер и школа»).
3. Н.С. Подходова. К проблеме личностно ориентированного обучения
геометрии. / в журнале «Математика в школе» ?10, 2000, стр. 54 - 58.
4. Т. Ходот. Гуманитаризация школьного курса. Геометрия. / в еженедельной
учебно-методической газете «Математика» ?13, 2002, стр. 1 - 2..