Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?thesises=112
Дата изменения: Fri May 5 15:24:33 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:17:19 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: arp 220

Секция «Педагогика и довузовское образование» «Педагогика и
образовательные технологии»
Российский Государственный Педагогический Университет им. А.И. Герцена
191186, Санкт-Петербург, наб. реки Мойки, 48, кафедра электронно-
коммуникативных средств обучения, тел. (812)311-60-84

РЕАЛИЗАЦИЯ ВЗАИМОСВЯЗИ

ПЕДАГОГИЧЕСКИХ И ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ПРИ ИЗУЧЕНИИ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА»

Лебедева М.Б. - доцент кафедры ЭКСО, выпускница Университета Санкт-
Петербурга
198261, Санкт-Петербург, пр. Маршала Жукова, дом 56, корп.8, кв. 62, 8
(812) 155-11-39

В настоящее время во всех учебных заведениях Санкт-Петербурга преподается
учебная дисциплина «История Санкт-Петербурга», которая призвана воспитать у
учащихся интерес к истории родного города, бережное отношение к его
памятникам и постройкам. Изучение данного предмета может вызвать интерес у
учащихся в том случае, если подходы к изучению предмета будут
нестандартными, если будет велика роль самих учащихся в сборе и обработке
информации, подготовке докладов, рефератов, сообщений, т.е. если учащиеся
станут активными участниками процесса обучения. Сама система уроков должна
быть необычна. Это могут быть уроки-конференции, уроки-диспуты, уроки-
экскурсии (реальные и виртуальные), уроки-суды. Кроме того, большой может
роль внеурочных мероприятий при изучении дисциплины.
Большую помощь в организации занятий по предмету «История Санкт-Петербурга»
могут оказать информационные и коммуникационные технологии. Причины
значительного влияния подобных технологий на преподавание рассматриваемой
дисциплины в следующем:
1) В настоящее время в Internet опубликовано очень много информации по
истории города, представлен богатейший информационный и иллюстративный
материал, т.е. информационные и телекоммуникационные технологии могут
помочь в поиске, сборе и систематизации информации.
2) Компьютерные технологии помогут обучаемым в образном виде представить
собранные материалы по истории города, показать их в наиболее выгодном
свете.
Применение компьютерных технологий может быть эффективно только в том
случае, если обеспечивается их поддержка со стороны современных
педагогических технологий, т.е. обеспечивается взаимодействие
педагогических и информационных технологий в рамках личностно-
ориентированного подхода к обучению. Способы реализации такого
взаимодействия предлагает программа фирмы Intel «Обучение для будущего».
Приведем примеры реализации взаимосвязи информационных и современных
педагогических технологий на примере дисциплины «История Санкт-Петербурга».
1. Одна из важнейших тем предмета - «Архитектурные стили Петербурга». Можно
подойти к ее изучению классически и долго, а возможно и скучно,
рассказывать учащимся о том, какие архитектурные стили представлены в
городе, какие архитекторы работали в том или ином стиле. А возможен и
другой подход. В основу обучения закладывается проектная методика. Учебный
класс делится на группы учащихся. Они должны собрать иллюстративный,
фактологический материал, найти хорошие фотографии, сами сделать
фотографии, провести анкетирование товарищей по классу (а может быть и во
всей школе) с целью сбора информации о любимых местах и зданиях (о любимых
архитекторах). Результат работы по проекту Урок-конференция, на котором
представляются лучшие проекты. Общим результатом работы учащихся может быть
школьный или классный сайт «Архитектурные стили Санкт-Петербурга».

При реализации проектной методики важно показать многогранные возможности
компьютерных технологий в реализации содержания обучения по дисциплине
«История Санкт-Петербурга». Например, при изучении предмета может быть
реализован проект
«А здесь еще живет Петровский век,
в углу между Фонтанкой и Невою»,
посвященный Летнему Дворцу Петра 1.
Состав материалов по проекту
|Название материала |Программы для|Причина выбора данного инструмента |
| |реализации | |
|Презентация «Виртуальная|PowerPoint |Возможность широкого использования |
|экскурсия по Летнему | |иллюстраций |
|Дворцу Петра 1» | |Возможность демонстрации презентации в|
| | |большой аудитории |
| | |Возможность использования музыкального|
| | |сопровождения |
|Публикация (буклет) |Publisher |Возможность представления на бумаге |
|«Создатели Летнего | |иллюстративного и фактологического |
|дворца: Доменико Трезини| |материала |
|и Андреас Шлюттер» | | |
|Web-сайт «Летний Дворец |Publisher |Web-сайт всегда открытая система, он |
|Петра 1 и его обитатели»| |может легко развиваться и дополняться,|
|(Петр I, Екатерина I, | |кроме того, в его создании могут |
|дети Петра, сподвижники | |принять участие разные учащиеся |
|Петра) | | |
|Дидактические материалы | | |
|«Кроссворд «Постройки |Word |Легкая реализация в режиме таблицы |
|Петровского времени»», | | |
|«Тест «Первое каменное |Excel |Возможность быстрой проверки знаний и |
|здание | |подведения итогов тестирования |
|Санкт-Петербурга»» | | |
|Методические материалы | |Возможность обобщения и систематизации|
|«Учебная база данных |Access |большого фактического материала |
|«Постройки Петровского | | |
|времени»» | | |
|«Сайт преподавателя |Publisher |Открытая система, которая может легко |
| | |расширяться, дополняться, обновляться.|
| | |К такому сайту могут быть легко |
| | |присоединены материалы, созданные |
| | |учащимися и разработана |
| | |интегрированная система для |
| | |объединения всех разработок учащихся и|
| | |преподавателя |

2. Не секрет, что иногда учащихся не просто «заманить» в музей, сделать
пребывание там полезным и интересным. А что, если предложить ребятам стать
участниками проекта Виртуальный музей «Санкт-Петербург и его знаменитые
музеи». Каждый обучаемый должен не просто посетить какой-либо музей города,
он должен собрать информацию о музее, подумать, как лучше ее оформить на
компьютере (подобрать фотографии, музыкальное сопровождение, написать
сочинение о музее). По результатам работы отдельных учащихся в классе можно
создать средствами информационных технологий большой Виртуальный музей
Санкт-Петербург.
3. Еще одна интересная форма работы с учащимися - моделирование прошлого.
Это важно для того, чтобы учащиеся могли представить, как все было в нашем
городе в 18 или 19 веке. Можно, например, попробовать смоделировать и
представить на компьютере интерьер 18 века, костюм 18 века, танцы 18 века.
Можно также смоделировать улицу 18 века, увидеть ее отличия от современной,
или очутиться в стенах учебного заведения 18 века и представить, как
проходило обучение, какими были учебники, расписание, какие выдавались
дипломы.
4. Для того чтобы можно было реализовать различные формы работы с
учащимися, необходима гибкая организация процесса обучения, максимальная
реализация индивидуального подхода. В этой связи очень важным становится
модульный подход к организации обучения. Программа должна состоять из
системы модулей (а модули из системы учебных элементов), из которых сам
преподаватель имел бы право создать программу для конкретного класса, с
учетом специфики и возраста учащихся.
5. Еще одна важная задача преподавателя - реализация межпредметных связей.
Нужно, чтобы в процессе реализации образовательных проектов обучаемые
использовали знания не из одного учебного предмета, а из комплекса учебных
дисциплин.