Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?thesises=117
Дата изменения: Fri May 5 15:24:35 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 03:18:15 2012
Кодировка: koi8-r

Возможность проведения какого-либо исследования в рамках программы
общеобразовательной школы чрезвычайно ограничена, но информационные
технологии, применяемые в образовательном процессе с помощью методики
программы Intel ® «Обучение для будущего" позволяют решить эту проблему не
нарушая устоявшуюся систему организации занятий в школе.
Цели введения гуманитарного исследования в образовательное
пространство школы:
1. Развить умение учащихся логично, аргументировано излагать свою
точку зрения;
2. Создать ценностные ориентиры для качественного отбора доказанной и
доказуемой информации;
3. Воспитать толерантность к доказанной точке зрения оппонента, а
также привить этику научного спора;
4. Реализовать способности учащихся к самопознанию через исследование
художественного текста, моделирование исследовательских гипотез, поиск
ассоциативных рядов и т.д.
Повышение квалификации учителей по программе Intel ® «Обучение для
будущего" предполагает в ходе работы создание такого учебного проекта, где
и учащиеся, и учитель для поиска и оформления учебных материалов используют
компьютер. Подобное общение через компьютер подразумевает наличие трёх
компонентов проекта, которые в определённом сочетании присутствуют почти в
каждой работе : это игровая составляющая (например, форма представления
материала в виде ролевой игры), прикладная ориентация проекта (реальный
концерт или сделанный своими руками передник, фотография которого помещена
на WEB - страницу), а также исследовательская направленность, которая
призвана в полной мере реализовать принципы проблемного обучения.
Проведение исследования невозможно без создания проблемной ситуации.
Для этого программа Intel ® «Обучение для будущего? предлагает методику
введения основополагающих вопросов. Если российские учителя, как правило,
предлагают своим учащимся и тему урока, и даже проблему в виде
повествовательного предложения, то методика основополагающих вопросов
предполагает усиление мотивации учащихся путём формирования проблемы через
вопрос, который диалектически был бы связан и с темой учебной программы, и
со смежными образовательными областями, и с контекстом жизненных реалий.
(http://www.ipkpro.aaanet.ru/intel/pop_tem.htm)
Но не всякий вопрос является действительно актуальной научной
проблемой, и не всякая научная проблема осуществима в рамках
общеобразовательной школы. Поэтому научная направленность деятельности
учащихся может быть подвергнута справедливой критике.
Для такой области гуманитарных исследований как искусствоведение,
исследовательская составляющая в практической деятельности педагога
заменена на анализ и формирование восприятия, что ведёт к ретрансляции
шаблонов восприятия, которые, как известно, совершенно не совпадают. Отсюда
отсутствие интереса ко всякому искусству, которое не модно-доступно в
данный исторический момент.
Научная проблематика гуманитарного исследования призвана восстановить
качество информации, рассматриваемой на уроках искусства в
общеобразовательной школе . Предметом исследования для гуманитариев могут
стать и Интернет-ресурсы, варианты и версии искусствоведческого анализа.
Направленность предмета исследования на информационные технологии
предполагает богатейшие межпредметные связи (Интернет глазами
искусствоведа), нетрадиционные исследовательские направления позволят
учащимся освоить перекодировку символов художественного текста (Например,
исследования нотного текста).
Направления исследования можно предложить следующие: - язык с точки
зрения семантики, семиотики, законов восприятия. - драматургию,
композиционные принципы, способы создания целого. - идею, сюжет, образ,
концепцию, архетип. - личность творца, идейно-нравственный фон эпохи.
От изучения художественных направлений стоит попробовать отказаться,
потому что это - один из путей создания шаблонного мышления, и ни один
гений, как известно, не укладывается в стиль эпохи, что же можно говорить о
его творениях, которые зачастую осознаются в полной мере лишь спустя века.
Например, музыка И.С.Баха, который жил уединённо и далеко не так, как его
исторические ровесники, а мыслил настолько глубоко, что и в далёком будущем
найдутся соответствия, в свою эпоху считался скучным, а через век стал
безумно популярен, зато ещё через век, в ХХ, его записали (и совершенно
справедливо) в хиппи, и направление «барокко-рок" было создано не без его
участия.
Идеальной формой изложения гуманитарного исследования, безусловно,
является художественный текст.(Как Умберто Эко, который излагает
исследования в виде детектива, триллера и мелодрамы). Поэтому очень дорога
возможность дать учащимся свободу выбора направления исследования, свободу
отбора и анализа накопленных данных, и, наконец, свободу изложения. При
этом, на наш взгляд, именно программа создания презентаций Microsoft Power
Point оказывается наиболее оптимальной, так как позволяет задействовать и
визуальное, и аудиальное восприятие.