Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.abitu.ru/en2002/closed/viewwork.html?work=157
Дата изменения: Fri May 5 15:25:58 2006
Дата индексирования: Tue Oct 2 02:33:08 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: закон вина

Московская гимназия ?1514.





Курсовая работа
на тему

'История возникновения и развития
римского календаря'



Выполнила: у?еница 94 класса Емельянова Ольга
Нау?ный руководитель: Макарова И.В., аспирантка кафедры ИТМК
философского ф-та МГУ им. М.В. Ломоносова




Москва
2002.

Оглавление.

Глава 1. 3


Глава 2. 5


Заклю?ение. 11

Приложение. Макробий 'Сатурналии'. 12

Список использованной литературы. 20

Глава 1.


Произведение писателя и эрудита Амвросия Феодосия Макробия (род.
ок.400 г. н. э.) 'Сатурналии' представляет собой повествование в популярном
анти?ном жанре застольных бесед и пиршеств[1]. 'Сатурналии' были написаны
Макробием с целью обу?ения своего сына (а также других знатных римских
юношей) и приобщения его к высшей образованности, и потому охватывают
довольно много разного рода тем - в основном, посвященных нравам римлян
эпохи республики и на?ала империи. И хотя 'Сатурналии' дошли до нас не
полностью, мы, тем не менее, можем проследить две основные проблемы,
описанные там: первая - солне?ный монотеизм, вторая - характеристика
Вергилия.
По?ему эти темы самые важные? В V веке, когда римское государство
признало христианство единственно истинной религией, в западной ?асти
Римской империи, как известно, наблюдается последний всплеск старой римской
язы?еской культуры. Как заме?ает английский историк Г. Кенигбергер,
'язы?еские традиции оказались там сильны и культивировались в кругу римских
сенаторов. Roma aeterna, священный город, средото?ие и вершина всей
цивилизации - постоянный лейтмотив литературы того времени'[2].
В это время, в кругу упомянутых римских интеллектуалов-язы?ников, к
коим принадлежал и Макробий, было сильно стремление сформулировать свой
язы?еский монотеизм в противовес христианскому. Поэтому и был среди них
популярен неоплатонизм[3]: один из приверженцев и систематизаторов
которого, Порфирий (III в.), выступил в ка?естве защитника язы?еской
религии против христианства, а другой неоплатоник, Ямвлих (IV в.), вообще
пытался создать настоящую политеисти?ескую теологию, в которой объединились
бы все культы мира, за исклю?ением христианства. Поэтому вполне естественна
и попытка Макробия сформировать свою собственную 'теорети?ескую философию
солнца', как охарактеризовал ее А. Лосев[4]. Согласно ей, Бог - это солнце,
и все гре?еские, римские и египетские боги - его проявления. Макробий
стремится доказать, ?то Аполлон и есть Солнце, а все другие боги - ипостаси
Аполлона-Солнца.
Что же касается ?асти, где восхваляется Вергилий (как философ,
астроном, мудрый жрец, знаток гре?еской поэзии, языка и стихосложения, а
так же римского права), с одной стороны, а с другой - подвергается
тщательному анализу (Макробий говорит об отдельных словесных выражениях в
ре?и Вегрилия, а так же сравнивает его с другими великими гре?ескими и
римскими поэтами), то в ней, таким образом, Макробий, помимо всего про?его,
говоря словами Лосева, подводит итог всей великой римской литературы.
На основании сказанного выше 'Сатурналии' Макробия справедливо можно
назвать компендиумом не только анти?ных поэти?еских ценностей, но и
анти?ной мифологии ('Сатурналии' Макробия позже охарактеризовали как
'язы?ескую Библию'!), истории и философии в целом[5].
Следует сказать, ?то среди указанных тем нам особенно интересна тема
истории римского календаря и его устройства, рассказанная известным
государственным деятелем Претекстатом. Поскольку римскому календарю
приписывалось практи?ески религиозное зна?ение[6], то мы будем
рассматривать его как феномен культуры, находящийся на особом положении:
ибо он, по сути дела, связывает два мира (небесный, божественный - сфера
звезд и Солнца) и земной (?елове?еский), выступая при этом как средство, с
помощью которого осуществляется попытка людей спроецировать косми?еский
порядок на земной мир - по крайней мере, так себе мыслили календарь древние
римляне, у которых довольно долго с?ет времени находился в руках жрецов-
понтификов. Мы проследим, насколько уда?ны были их попытки понять и
измерить время. Кроме того, мы сами должны вспомнить, насколько велика 'в
нашей жизни и во всем нашем мышлении роль упорядо?енного с?ета времени',
так как без этого, как заметил один из исследователей данной темы Н.И.
Идельсон, 'невозможна появление никакой культуры'.


Глава 2


Люди еще с древних времен, постепенно постигая закономерности природы,
хотели под?инить ее себе, как-то упорядо?ить и направить в удобное для них
русло. Наблюдая много лет за природой, люди стали заме?ать некоторые
закономерности: постоянные смены дня и но?и, ?ередования времен года, смена
фаз луны. Исходя из этого, был придуман способ измерения и систематизации
времени - календарь. Любые периоди?ески повторяющиеся явления можно брать
за основу календаря.

а) история римского календаря

Макробий развора?ивает перед нами историю римского календаря. Важно
проследить его историю от Ромула до Цезаря, ?тобы увидеть в нем отражение
небесного и земного порядка, историю государственности, религии, социальных
отношений.
В VIII веке до н. э. в эпоху Ромула существовал аграрный год, так
называемый 'год Ромула'. А длился он 10 месяцев, т. е. 304 дня. Коне?но,
большое влияние на этот календарь имело сельское хозяйство, так как
основной деятельностью римлян в то время было обрабатывание земли. Нужно
отметить, ?то зимой с?ет месяцев не производился. Можно предположить, ?то в
аграрном календаре самые важные периоды - лето и осень, время выращивания и
сбора урожая, зима - период природного сна[7]. Первона?ально все месяцы
назывались по номерам, затем первые ?етыре месяца полу?или имена мартиус,
априлис, майус, июниус, дальше - все по номерам. Известный американский
исследователь Ван Л. Джонсон предположил, ?то собственные имена месяцев
были наследием еще более древнего календаря, ?ем ромулов.. Что касается
удобств календаря Ромула, Плутарх пишет: 'При Ромуле в ис?ислении и
?ередовании месяцев не соблюдалось никакого порядка: в некоторых месяцах не
было и двадцати дней, зато в других- целых тридцать пять, а в иных и того
более.'
В VII веке до н. э. при втором древнеримском царе - Нуме Помпилии были
произведены существенные реформы в Римском календаре[8]. Сам по себе Нума -
заме?ательный истори?еский персонаж, с ним связано огромное коли?ество
легенд, на его
с?ету множество преобразований.[9]Нума о?ень по?итал богов и не приступал
ни к одному делу без совершения надлежащих жертвоприношений. Но о его
религиозности ре?ь пойдет позже.
Нума ввел лунно-солне?ный календарь.[10] Он добавил к уже
существующим десяти месяцам еще два: януариус (в ?есть бога Януса) и
фебруариус (в ?есть бога Фебруса), Макробий в 'Сатурналиях' разъясняет
при?ину добавления и именно таких названий этих месяцев. А также Нума
принял систему с?ета дней в месяце: первый день месяца стал называться
Calendae (дни новолуния), седьмой или пятый - Nonaе (дни первой ?етверти
луны), пятнадцатый или тринадцатый - Idus ( дни полнолуния). День перед
ними назывался кануном, а система датировки в месяце велась по ?ислу дней
до коленд, нон и ид, это продолжалось до XVI века в Западной Европе.[11]
После введения января и февраля, полу?ился год из 355 дней. Тогда
Нума выс?итал, ?то лунный календарь разнится с солне?ным на 11 дней и
удвоил это ?исло, сделав вставной месяц - Мерцедоний между 23-м и 24-м
днями февраля. Этот месяц повторялся каждые 2 года. Слово 'Мерцедоний'
происходит, по мнению некоторых исследователей, от 'mercis edis' - 'плата
за труд'. С?италось, ?то в этот месяц производились рас?еты арендаторов с
владельцами имущества, вот так обы?ная хозяйственная жизнь римлян повлияла
на их календарь. Благодаря этому месяцу продолжительность года была
366,25 суток, ?то на сутки превышает норму, поэтому время от времени эти
сутки приходилось выбрасывать из календаря.
Теперь нужно сказать об отношениях Нумы Помпилия с богами. [12]
Он не любил городского шума и суеты и из-за этого 'оставил город и полюбил
одинокую, скиталь?ескую жизнь под открытым небом'.Говорят, ?то Нума не
просто так оставил общение с людьми, 'но вкусив от радостей более
возвышенных - удостоившись божественного брака, он, с?астливец, разделяет
ложе с влюбленной в него богиней Эгерией и ему открылась небесная
мудрость'.

Это, коне?но, легенда, но теперь нужно сказать о более достоверных фактах.
К двум жрецам - Юпитера и Марса -Нума добавил третьего - жреца Ромула и
назвал его ' фламином Квиринта', провел некоторые преобразования в связи с
этим. Затем Нуме приписывают у?реждение должности верховных жрецов
(понтификов), главным жрецом был сам царь. Великий понтифик был также
стражем священных дев (весталок). Он воздвиг храм Весты. Также Нума
произвел множество жре?еских преобразований. Такой религиозностью и
объясняется название введенных им месяцев по именам богов.
После Нумы Помпилия за календарем следили понтифики, так как они были
приобщены к высоким знаниям о движениях звезд, вели с?ет дням и знали волю
богов, тем более Нума оставил им эту заботу в наследство. Каждые два года
между 23 и 24 февраля нужно было вставлять определенное коли?ество дней
Мерцедония, но в этой сложной системе понтифики запутались и, в конце
концов, на?али делать этот интеркалярный месяц такой длины, какой им
удобно. Это слу?илось в 191 году до н.э. , 'и по?ти полтораста лет
понтифики занимались самой удивительной подпольной торговлей - торговлей
днями марцедониуса', по словам В. Лавруса ,- они продлевали сроки правления
угодным им консулам, а неугодным - укора?ивали. Все такого рода
полити?еские распри отражались на длине календаря , так как происходило
смещение реальной даты , по сравнению с той, которую называли понтифики,
ведь кроме них никто не знал настоящее ?исло. [13]
Порядок в календарной системе навел римский верховный жрец, полководец
и писатель Гай Юлий Цезарь в 46 году до н.э.[14] Была проведена календарная
реформа, которая опирается на египетский календарный опыт. Юлий Цезарь
путешествовал в Египет и ознакомился с их календарной системой. Он
пригласил в Рим известного египетского астронома Созигена, который помог
ему провести календарную реформу. В. Лаврус рассказывает, ?то у египтян
было три сезона : наводнение, посев и жатва. В каждом - по ?етыре месяца.
Внутри месяца по три девятедневки - декады. Всего 360 дней. Ошибка в пять
суток. Но эту ошибку можно простить, вспомнив о том, ?то календарь
?етвертого тыся?елетия до нашей эры. Но уже ?ерез несколько столетий и к
360 дням добавляются еще пять, праздники в ?есть детей бога земли Геба и
его супруги Нут - Осириса, Гора, Сета, Исиды и Нефтиды. Полу?ается
маленькая погрешность - в 0,25 суток, но впоследствии это было заме?ено и
каждые ?етыре года добавлялся один день.
В юлианском календаре каждый не?етный месяц состоял из 31 дня, а
?етный - из 30-ти. Полу?алось, ?то год был длиной в 366 дней, поэтому такая
система применялась раз в ?етыре года, а в остальные годы - в феврале
должно было быть 29 дней. Следуя традиции, дополнительный 30-тый день в
феврале вставлялся между 4-м и 5-м днями до мартовских календ, т.е. в тот
же день раньше на?инался вставной месяц Марцедоний, в новой юлианской
системе после 24-го февраля. Как и раньше, на?иная с Нумы Помпилия, в
месяцах сохранялся обратный с?ет дней от календ, нон и ид, то и теперь этот
дополнительный день назывался bis sextum Cal.Mart. дважды шестой до
мартовских календ, отсюда - annus bissextus или високосный год. После
смерти Цезаря месяц Квинтилис был переименован в Юлиус.

б) типы римских календарей

Календари делятся на лунные, лунно-солне?ные и солне?ные. Во времена
Ромула по?ти все народы на земле пользовались фазами Луны для измерения
времени, а именно - на?инали отс?итывать месяц с момента новой (или
молодой) Луны. В лунном календаре 12 месяцев - это по?ти время годового
обращения Земли вокруг Солнца, с разницей в одиннадцать суток. Полу?ается
такой своеобразный прыгающий календарь. Если в один год определенное ?исло
месяца совпадает с ?ислом солне?ного года, то на следующий год - разница
уже 11 суток. Древнегре?еский астроном Метон сделал важное открытие: ?ерез
235 лунных месяцев, т.е. ?ерез 19 лет, новый лунный год опять совпадает с
весенним равноденствием. Исходя из этого, лунный календарь оказался
неудобным, хотя вна?але многие народы пользовались им.[15]
После неудобств с лунным календарем люди стали связывать его с
солне?ным, как во времена Нумы Помпилия. Для людей, занимающихся
земледелием, важны не фазы луны, а времена года, солне?ного года,
определяемого движением Земли по околосолне?ной орбите. В на?але стали
вводить каждый 4-тый лунный год тринадцатый месяц, т.к. лег?е у?итывать
сдвиг дней в таком календаре. Затем для каждого лунного года старались
определить восхождения и заходы созвездий, т.е. определяли в конкретный
день как положение луны, так и положение звезд. Таким образом, полу?ился
лунно-солне?ный календарь. Религиозные обряды исполнялись по луне, а
земледель?еские, полевые работы, - по солнцу.
Наш нынешний календарь мы полу?или из Древнего Египта с некоторыми
исправлениями Цезаря и Августа. Египтяне уже в 3 тыс. до н. э. на?али
использовать гражданский солне?ный календарь, в котором 365 суток (коне?но,
на ряду с общепринятым существовали разли?ные культовые и бытовые календари
).В гражданском египетском календаре было 12 месяцев продолжительностью по
30 дней каждый, которые уже не были привязаны к лунному календарю. В конце
же года добавлялись 5 'лишних' дней, о которых было сказано выше. Каждый
месяц делился на три большие недели по 10 дней и шесть малых - по 5 дней, а
в конце года добавлялась одна малая неделя. Исходным пунктом построения
египетского календаря был момент летнего солнцестояния, так как вскоре
после него на?инался разлив Нила.

в) статус дней в римском календаре

В римском календаре есть о?ень интересная особенность - расс?итывать
дни как благоприятные или не благоприятные для занятия той или иной
деятельностью. Они продумывали, какая реакция у божества будет в данной
ситуации и, соответственно, занимаются определенным делом или нет.
Каждый день в древнеримском календаре обозна?ался буквами: F, N , C
, NP , EN.
Буквой F (dies fasti, fasti - расписание присутственных дней в суде)
обозна?ались дни, в которые были открыты судебные у?реждения и могли
происходить судебные заседания. А также впоследствии разрешалось
проведение праздников и игр.
Буквой N(dies nefasti) обозна?ались запретные дни, в которые по
религиозным соображениям нельзя было созывать совещания, устраивать
судебные заседания и выносить приговоры.
В дни C(dies comitialis - 'дни собраний') происходили народные
собрания и заседания сената.
Дни NP( nefastus parte) были '?асти?но запретными', а дни EN
(intercicus) с?итались nefasti утром и ве?ером и fasti - в промежуто?ные
?асы.
Во время императора Августа в римском календаре нас?итывалось дней : F
- 45, N - 55, NP - 70, C - 184, EN - 8. Три дня в году назывались dies
fissi ('расщепленные' - fissiculo- 'рассматривать разрезы принесенных в
жертву животных'), из них два (24 марта и 24 мая) обозна?ались QRCF: quando
rex comitiavit fas - ' когда жертвенный царь предстательствует' в народном
собрании, и третий день (15 июня) - QSDF: quando stercus delatum fas -
'когда выносится грязь и сор' из храма Весты - древнеримского божества
домашнего о?ага и огня. В храме Весты поддерживался ве?ный огонь и отсюда
его переносили в другие римские храмы. Дни fissi с?итались nefasti до
окон?ания священнодейства.
Долгое время список дней fasti держался в тайне и провозглашался
понтификами в первый день месяца. Но в 305 году до н. э. выдающийся
полити?еский деятель Гней Флавий обнародовал на римском форуме весь список
на целый год. И.А. Климишин сообщает: 'С того времени установление в
общественных местах высе?енных на каменных досках календарных таблиц стало
обы?ным явлением'.
Удивительно, насколько у древних римлян было велико по?етание богов,
?то даже конкретные ?асы были продуманы для дела или отдыха!
Что же касается суто?ного времени, И.А. Климишин заме?ает: 'По
свидетельству выдающегося философа и полити?еского деятеля Марка Туллия
Цицерона (106-43 г. до н. э.) и Овидия сутки у римлян будто бы на?инались с
утра, тогда как по Цицерону - от полуно?и. Это последнее объясняется тем,
?то у римлян многие праздники завершались определенными ритуальными
действиями, для которых будто бы было необходимо 'мол?ание но?и'. Потому-то
они и присоединяли первую половину но?и к уже прошедшему дню....'

г) отражение в римском календаре Пифагорейского у?ения

В римском календаре прослеживается о?ень явное по?итание ?исел.[16]
Все построение календаря Нума расс?итывает на по?итании ?исел, в переводе
'Сатурналий' описано, как он добавлял к месяцам дни, ?тобы коли?ество дней
полу?илось не?етным, только одному февралю оставил не?етное ?исло дней - в
по?итание богам подземного мира. В со?инении Плутарха о Нуме Помпилии
довольно много рассуждений о связи Нумы с Пифагором, он пишет: '
...возникло мнение, будто мудрость и у?еность Нумы идет от его знакомства с
Пифагором. Ведь и в философии Пифагора и в государственном устройстве Нумы
важное место занимало тесное общение с божеством. Говорят, ?то и наружный
блеск, которым облекся Нума, заимствован у Пифагора.' ... '...одну из Муз,
которую он назвал Такитой, ?то зна?ит 'мол?аливая' или 'немая', велел ?тить
особо, последнее, по-видимому, доказывает, ?то Нума знал и уважал обы?ай
пифагорейского безмолвия'.
Однако, множество доказательств их связи еще не факт, ведь мы знаем,
?то Нума и Пифагор жили в разные времена. По словам того же Плутарха, Нума
сблизился с Пифагором Спартанским, победителем 16-х Олимпийских игр,
который и помог ему привести в порядок государственное устройство Рима. Еще
Плутарх пишет, ?то Нума вообще не полу?ал гре?еского образования, а обу?ал
его какой-то мудрый варвар.
Обо всем этом мы не можем сказать ни?его то?ного, так как прошло уже
слишком много времени и со времен Пифагора и со времен Нумы Помпилия.
Сей?ас мы живем по григорианскому календарю, он был введен в 1582 голу
папой Григорием XIII. При переходе от юлианского календаря к григорианскому
были выброшены 10 дней, то есть после 4 октября шло сразу 15. Несмотря на
множество протестов, вызванных этой календарной системой, практи?ески все
католи?еские страны сразу же приняли ее, а сей?ас весь мир постепенно
переходит на григорианский календарь.
Заклю?ение
Эта работа составлена на основе материалов разли?ных исследователей,
указанных ниже, а также на основе переведенного нами текста Макробия
'Сатурналии' , который приводится в данной работе как приложение.
Исследовав проблему истории римского календаря, мы делаем некоторые выводы
: каждая эпоха накладывает свой отпе?аток на существующий в ней календарь
,и нам, как культурологам ,важно проследить развитие римского календаря как
отражение культуры данной эпохи. Цель нашей работы- увидеть ?ерез
древнеримский календарь культурные и социальные проблемы римского народа,
это мы и попытались сделать.

























Приложение.
Амвросий Феодосий Макробий.
Сатурналии.

История римского календаря

Календарные реформы Нумы Помпилия, Юлия Цезаря и Октавиана Августа
(1.13.1 - 1.14.15)[17]
А затем Нума[18], насколько он смог разобраться, руководствуясь только
собственными способностями в то время, когда небо не было изу?ено[19], а
?елове?еский род - образован, или, возможно, по примеру греков, добавил
пятьдесят дней, ?тобы год растянулся на триста пятьдесят ?етыре дня, в
те?ение которых, как он полагал, оборот Луны совершается двенадцать
раз[20]. Добавив пятьдесят дней, он удержал от тех шести месяцев, в которых
было по тридцать дней, по одному дню от каждого, и полу?ившиеся пятьдесят
шесть дней он разделил поровну на два новых месяца, из которых первый
назвал январем, и пожелал, ?тобы он стал первым месяцем в году - месяцем
двуликого бога[21], одновременно глядящего назад и в на?ало будущего года;
второй назвал по имени бога Фебрууса[22], в ?есть которого, как с?итается,
устраивались о?истительные обряды (люстрации). Он постановил, ?то в этот
месяц городу необходимо производить о?истительные обряды, ?тобы манам[23]
были отданы надлежащие по?ести. Позднее, соседи, последовавшие распорядку
Нумы, на?али расс?итывать год свой на столько же дней и месяцев, как это
было установлено Помпилием; но они расходились только в том, ?то месяцы по
?ислу [дней] колебались между двадцатью девятью и тридцатью [днями].
Немного позже Нума в по?итании не?етного ?исла[24] (этот секрет
производящей природы был известен задолго до Пифагора[25]) ввел один день,
который он отдал январю, ?тобы как в году [в целом], так и в каждом месяце
[по отдельности], за исклю?ением февраля, сохранялось не?етное коли?ество
[дней]. Ведь если бы каждый из двенадцати месяцев имел ?етное или не?етное
коли?ество дней, то они при сложении давали бы ?етное ?исло дней, если же
только один месяц [в году] содержит ?етное коли?ество дней, то вся сумма
дней [в году] становится не?етной. Итак, январь, апрель, июнь, секстиль,
сентябрь, ноябрь, декабрь располагали двадцатью девятью днями, и ноны в них
приходились на пятый день, и после ид всех этих месяцев календы [следующего
месяца] на?инали отс?итывать с 17 дня, предшествующего им. А в марте, мае,
квинтилисе и октябре был тридцать один день. Ноны в них приходились на
седьмой день, и в каждом из [этих месяцев], сходным образом, после ид
нас?итывалось семнадцать дней вплоть до следующих [за ними] календ[26].
Только февраль сохранял за собой двадцать восемь дней, поскольку он как бы
со?етал в себе и отношение к миру мертвых, и уменьшение, и ?етное ?исло.
Итак, когда римляне стали расс?итывать свой год на основании разделения
Помпилия - по ходу Луны[27], подобно грекам, они, по необходимости и по
обы?аю греков, ввели вставной месяц[28]. Ведь греки, когда заметили, ?то
разделили год на триста пятьдесят ?етыре дня - а поскольку он был связан с
ходом солнца, который совершается за триста шестьдесят пять дней с
?етвертью[29], придумали тогда вставной месяц, так ?то ?ерез каждые восемь
лет они вставляли девяносто дней, из которых они составляли три месяца по
тридцать дней. Так поступали греки, хотя было нелегко и трудно, на
протяжении всех лет, придумали тогда вставной месяц, так ?то ?ерез каждые
восемь лет они вставляли девяносто дней, из которых они составляли три
месяца по тридцать дней. Так поступали греки, uperbainontaV [30], а
месяцы embolimouV [31]. Римляне тоже решили воспроизвести такой
порядок, но напрасно, поскольку у них, как мы указали выше, смещался один
день, добавленный ими к гре?ескому коли?еству [дней] из-за по?итания
не?етного ?исла. Поэтому ?ерез восемь лет ?исло [дней] и порядок [рас?ета
года] не совпадали. И до тех пор, пока эту ошибку не обнаружили, они, по
примеру греков, ?ерез каждые восемь лет добавляли девяносто дней, которые
как бы подлежали распределению [по месяцам], а в другие годы[32] они
вставляли двадцать два или двадцать три дополнительных дня, добавляя к ним
[оставшиеся] ?етыре дня [последнего месяца].
У каждого года в этот восьмилетний период было восемь лишних вставных
дней и, как мы уже сказали выше, ?исло [дней] в году у римлян стало больше,
?ем у греков. Когда эта ошибка была обнаружена, был введен следующий способ
исправления. В третье восьмилетие[33] они распределили дни, подлежащие
добавлению, так, ?тобы вставлять не 90, а 66 дней, а 24 дня они удержали,
поскольку они превышали ?исло дней в гре?еском календаре
Из-за этой интеркаляции месяц февраль уменьшили, поскольку он был
самым последним месяцем в году, так как его создали в подражание грекам.
Ведь и они, как сообщает Главкипп[34], писавший о священнодействиях афинян,
вставляли оставшиеся дни в последний месяц в своем году. В
действительности, римляне отли?ались от греков одной вещью. В самом деле,
те из оставшихся дней составляли последний месяц, римляне же февраль не
составляли, а вставляли оставшиеся дни после двадцать третьего его дня,
когда Терминалии[35] были уже завершены. А затем, после интеркаляции,
оставшиеся пять февральских дней присоединяли к тем вставленным дням,
?тобы, по древнему обы?аю их веры, март всегда следовал за февралем. Но
поскольку ?асто полу?алось так, ?то нундины[36] приходились то на первый
день в году, то на ноны - а и то и другое с?италось опасным для республики
- то, ?тобы отвратить это, было придумано средство, к которому мы
прибегаем, если опасаемся этого: по?ему и остерегались проводить нундины
либо в первые календы, либо на протяжении всех нон. Ведь если год на?инался
со дня, который совпадал с нундинами, то весь он был омра?ен пе?альными
событиями, и мнение это более всего потдверждается восстанием Лепида[37].
Однако с?италось, ?то в ноны скопления всего множества [народа] следует
избегать, так как народ римский, изгнав уже к тому времени царей, с большим
размахом праздновал относящийся к нонам день, который с?итался днем
рождения Сервия Туллия[38] - хотя и не было установлено, в какой именно
месяц он родился, однако было известно, ?то он родился в ноны, и все ноны
[поэтому] торжественно отме?али: те, кто вел с?ет дням[39], опасаясь, ?тобы
вся совокупность [дней] не искажалась из-за нундин, по желанию царя
позаботились о том, ?тобы ноны были отделены от нундин. Поэтому по решению
блюстителей календаря был утвержден этот день[40] (о котором мы сказали,
?то он выходит за пределы года), ?тобы вставлять его когда им угодно: ведь
до недавнего времени они располагали этот день в середине терминалий или в
середине вставленного месяца таким образом, ?тобы он отдалил празднование
нундин от неблагоприятного дня. А это зна?ит, как рассказывали некоторые из
древних, ?то у римлян вставным был не только месяц, но и день. Однако,
когда впервые добавили день, говорят по-разному. Макер Лициний[41] идею эту
приписывает Ромулу[42]. Антий настаивает во второй своей книге, ?то это
изобрел Нума Помпилий ради проведения священнодействий. Юний говорит, ?то
царь Сервий Туллий первым ввел вставной день, им же, как полагает
Варрон[43], и были установлены нундины. Тудитан[44] сообщает в третьей
книге 'Об обязоннастях', ?то децемвиры[45], которые добавили к десяти
таблицам две, убедили народ в необходимости вставления добаво?ного дня.
Кассий[46] их же с?итает авторами этого действия. А Фульвий[47] говорит,
?то это сделал консул М.Ацилий[48] в год 652 от основания Рима, вскоре
после на?ала Этолийской войны. Но это обнаружил и Варрон, который писал,
?то был о?ень древний закон, высе?енный на золотой колонне консулами Л.
Пинарием и Фурием, которым приписывается введение дополнительного месяца.
Итак, о при?ине необходимости вставных месяцев и дней сказано вполне
достато?но.
Но было время, когда из-за суеверного страха вообще отказывались от
интеркаляции: иногда по вине самих жрецов, которые по своему усмотрению
решали объявлять ли публи?но дни года или скрывать - тогда ?исло дней то
увели?ивалось, то сокращалось, и, таким образом, в календаре под их
наблюдением возникла большая путаница. Но позже Цезарь все это
непостоянство времен года, спутанное и блуждающее, привел в строгий
однозна?ный порядок, одобрив [план] своего секретаря М.Флавия, который
предъявил диктатору дни, каждый расписанный таким образом, ?то и в порядке
их легко можно было разобраться, и за каждым днем удерживался определенный
статус. Цезарь, намереваясь приступить к новому летос?ислению, устранил все
дни, которые до сих пор могли внести путаницу, при?иной этому послужило то,
?то последний год - год путаницы[49] - растянулся на ?етыреста сорок три
дня. Затем, подражая египтянам, единственным сведущим во всех божественных
вещах, потребовал определять год п