Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.acur.msu.ru/docs/020300_1.doc
Дата изменения: Mon Sep 27 15:02:14 2010
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:45:36 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: запрещенные спектральные линии

Приложение

|Утвержден |
|приказом Министерства образования |
|и науки Российской Федерации |
|от «____»__________2010 г. ?____ |


ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

по направлению подготовки

020300 Химия, физика и механика материалов

(квалификация (степень) «бакалавр»)

I. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт
высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) представляет собой
совокупность требований, обязательных при реализации основных
образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки 020300
Химия, физика и механика материалов образовательными учреждениями высшего
профессионального образования (высшими учебными заведениями, вузами) на
территории Российской Федерации, имеющими государственную аккредитацию.
1.2. Право на реализацию основных образовательных программ высшее
учебное заведение имеет только при наличии соответствующей лицензии,
выданной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.


II. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ СОКРАЩЕНИЯ

В настоящем стандарте используются следующие сокращения:
ВПО - высшее профессиональное образование;
ООП - основная образовательная программа;
ОК - общекультурные компетенции;
ПК - профессиональные компетенции;
УЦ ООП - учебный цикл основной образовательной программы;
ФГОС ВПО - федеральный государственный образовательный
стандарт высшего профессионального образования.


III. ХАРАКТЕРИСТИКА НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ

Нормативный срок, общая трудоемкость освоения основных образовательных
программ (в зачетных единицах)* и соответствующая квалификация (степень)
приведены в таблице 1.
Таблица 1
Сроки, трудоемкость освоения ООП и квалификация выпускников
|Наименование |Квалификация |Нормативный |Трудоем-кос|
|ООП |(степень) |срок освоения |ть |
| | |ООП (для очной|(в зачетных|
| | |формы | |
| | |обучения), |единицах) |
| | |включая | |
| | |последиплом-ны| |
| | |й отпуск | |
| |Код в соот-|Наимено- | | |
| | |вание | | |
| |ветствии | | | |
| |с принятой | | | |
| |классифи-ка| | | |
| |цией ООП | | | |
| | | | | |
|ООП бакалавриата|62 |бакалавр |4 года |240 **) |


*) Одна зачетная единица соответствует 36 академическим часам.
**) Трудоемкость основной образовательной программы по очной форме
обучения за учебный год равна 60 зачетным единицам.
Освоение основной образовательной программы бакалавриата по
направлению подготовки 020300 Химия, физика и механика материалов по очно-
заочной (вечерней) и заочной формам обучения не предусмотрено.

IV. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАКАЛАВРОВ
4.1. Область профессиональной деятельности магистров по направлению
подготовки 020300 Химия, физика и механика материалов включает научно-
исследовательскую, проектную, производственно-технологическую,
организационно-управленческую и педагогическую работу, связанную с
использованием химических, физических и механических свойств и структур
материалов.
4.2. Объектами профессиональной деятельности бакалавров по направлению
подготовки 020300 Химия, физика и механика материалов является широкий
спектр разнообразных функциональных материалов, технологий их получения и
методов характеризации, в том числе сверхпроводящих и магнитных материалов,
новых поколений супериоников, полупроводников, полимеров и биосистем, а
также наноматериалов, предназначенных для электроники, фотоники, сенсорики,
информационных технологий, здравоохранения и экологии. В соответствии с
требованиями современных технологий объектами синтеза и исследования могут
являться монокристаллы, керамика, стекла, низкоразмерные структуры, тонкие
пленки, композиты, нанокомпозиты, наноструктурированные материалы.
Выпускники могут также осуществлять фундаментальные научные разработки,
информационное, маркетинговое и правовое (защита интеллектуальной
собственности) обеспечение исследований и производств в области
современного материаловедения.
4.3. Бакалавр по направлению подготовки 020300 Химия, физика и
механика материалов готовится к следующим видам профессиональной
деятельности:
научно-исследовательская;
производственно-технологическая;
организационно-управленческая;
проектная;
педагогическая.
Конкретные виды профессиональной деятельности, к которым в основном
готовится бакалавр, определяются высшим учебным заведением совместно с
обучающимися, научно-педагогическими работниками высшего учебного заведения
и объединениями работодателей.
4.4. Бакалавр по направлению подготовки 020300 Химия, физика и
механика материалов должен решать следующие профессиональные задачи в
соответствии с видами профессиональной деятельности:
научно-исследовательская деятельность:
проведение научно-исследовательских работ в областях химии, физики и
механики, связанных с получением и исследованием современных материалов и
наноматериалов;
анализ и обобщение результатов научно-исследовательских работ с
использованием современных достижений науки и техники, передового
отечественного и зарубежного опыта в области наук о материалах и
нанотехнологий;
систематический поиск и предварительный анализ научной и технической
информации в области химического материаловедения для научно-практической и
патентной поддержки проводимых фундаментальных исследований или
технологических разработок в области современного материаловедения и
нанотехнологий;
подготовка и проведение семинаров, научно-технических конференций,
подготовка и редактирование научных публикаций;
определение экономической эффективности научно-исследовательских и
научно-производственных работ в области наук о материалах и наноматериалах;
распространение междисциплинарных знаний в области современной
науки о материалах средствами Интернет, путем публикаций в
отечественных и зарубежных изданиях, при реализации педагогической
деятельности;
производственно-технологическая деятельность:
эксплуатация современного лабораторного оборудования и приборов в
соответствии с квалификацией, квалифицированная комплексная аттестация,
исследование с помощью современных методов анализа природы химических,
физических и механических свойств материалов и наноматериалов, а также
характера изменения реальной структуры и свойств материалов при вариации
состава и условий синтеза и внешних воздействий, участие в работе
аналитических и сертификационных центров, в том числе в качестве операторов
современного синтетического и аналитического оборудования;
ведение методических документов при проведении научно-
исследовательских и лабораторных работ;
квалифицированная реализация на практике основных технологий получения
современных материалов и наноматериалов в рамках сотрудничества (совместной
работы) с исследовательскими, промышленными лабораториями, научно-
техническими и технологическими центрами;
разработка предложений по оптимизации существующих наукоемких методик
получения материалов;
организационно-управленческая деятельность:
участие в организации научно-исследовательских работ, контроль за
соблюдением техники безопасности,
проведение анализа научно-исследовательских работ обучающихся младших
курсов и непрофильных работ, связанных с получением и характеризацией
материалов и наноматериалов;
проектная деятельность:
подготовка сметной документации на обеспечение научно-
исследовательских работ;
участие в реализации научных проектов и создании отчетной
документации;
педагогическая деятельность:
преподавание в общеобразовательных учреждениях, образовательных
учреждениях среднего профессионального образования.

V. ТРЕБОВАНИЯ К РЕЗУЛЬТАТАМ ОСВОЕНИЯ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
БАКАЛАВРИАТА
5.1. Выпускник должен обладать следующими общекультурными
компетенциями (ОК):
наличием культуры мышления, способностью к обобщению, анализу,
восприятию информации, постановке цели и выбору путей её достижения (ОК-
1);
умением логически верно, аргументировано и ясно строить устную и
письменную речь (ОК-2);
готовностью к кооперации с коллегами, работе в коллективе (ОК-3);
способностью находить организационно - управленческие решения в
нестандартных ситуациях и готов нести за них ответственность (ОК-4);
умением использовать нормативные правовые документы в своей
деятельности (ОК-5);
стремлением к саморазвитию, повышению своей квалификации и мастерства
(ОК-6);
умением критически оценивать свои достоинства и недостатки, наметить
пути и выбрать средства развития достоинств и устранения недостатков (ОК-
7);
осознанием социальной значимости своей будущей профессии, обладанием
высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-8);
использованием основных положений и методов социальных, гуманитарных и
экономических наук при решении социальных и профессиональных задач (ОК-9);
использованием основных законов естественнонаучных дисциплин в
профессиональной деятельности, применением методов математического анализа
и моделирования, теоретического и экспериментального исследования (ОК-10);
способностью понимать сущность и значение информации в развитии
современного информационного общества, сознавать опасности и угрозы,
возникающие в этом процессе, соблюдать основные требования информационной
безопасности, в том числе защиты государственной тайны (ОК-11);
владением основными методами, способами и средствами получения,
хранения, переработки информации, наличием навыков работы с компьютером как
средством управления информацией (ОК-12);
способностью работать с информацией в глобальных компьютерных сетях
(ОК-13);
владением одним из иностранных языков на уровне не ниже разговорного
(ОК-14);
владением основными методами защиты производственного персонала и
населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий
(ОК-15);
владением средствами самостоятельного, методически правильного
использования методов физического воспитания и укрепления здоровья,
готовностью к достижению должного уровня физической подготовленности для
обеспечения полноценной социальной и профессиональной деятельности (ОК-16);

способностью критически переосмысливать накопленный опыт, изменять при
необходимости вид и характер своей профессиональной деятельности (ОК-17);
готовностью соблюдать нравственные обязательства по отношению к
природе (ОК-18);
способностью проявлять личную эффективность и инициативность, основы
ораторского искусства и организационных навыков, способность проявлять
мобильность и адаптивность (ОК-19).
5.2. Выпускник должен обладать следующими профессиональными
компетенциями (ПК):
знанием основ защиты производственного персонала и населения от
возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и применения
современных средств поражения, основных мер по ликвидации их последствий,
способность к общей оценке условий безопасности жизнедеятельности (ПК-1);
наличием целостного представления о процессах и явлениях, происходящих
в неживой и живой природе (ПК-2);
способностью использовать в познавательной и в профессиональной
деятельности базовые знания в области математики и естественных наук (ПК-
3);
способностью использовать при обеспечении маркетинговых потребностей и
защите интеллектуальной собственности полученных продуктов профессиональной
деятельности базовые знания в области гуманитарных и экономических наук (ПК-
4);
способностью на научной основе организовать свой труд (ПК-5);
способностью в условиях развития науки и техники к критической
переоценке накопленного опыта и творческому анализу своих возможностей (ПК-
6);
способностью использовать для профессиональной деятельности
современные достижения в области информационных технологий (сбора, хранения
и обработки информации), включая базы данных, компьютерные сети,
программное обеспечение и языки программирования (ПК-7);
пониманием основных возможностей и приобретение новых знаний с
использованием современных научных методов и владение ими на уровне,
необходимом для решения задач, имеющих естественнонаучное содержание и
возникающих при выполнении профессиональных функций (ПК-8);
использованием базовых аналитических методов анализа веществ,
материалов, наноматериалов и соответствующих процессов с корректной
интерпретацией полученных результатов (ПК-9);
пониманием сущности и социальной значимости профессии, основных
перспектив и проблем дисциплин, определяющих конкретную область
деятельности (ПК-10);
использованием феноменологических, математических и численных
(альтернативных) моделей для описания и прогнозирования различных явлений,
осуществление их качественного и количественного анализа (ПК-11);
способностью формулирования задач, связанных с реализацией
профессиональных функций, а также использованием для их решения методов
изученных наук (ПК-12);
использованием базовых теоретических знаний фундаментальных разделов
физики, химии, математики, механики, биологии и экологии в объеме,
необходимом для освоения практических основ различных междисциплинарных
направлений науки о материалах и в нанотехнологиях (ПК-13);
использованием синтетических и приборно-аналитических навыков,
позволяющих экспериментально работать в различных областях материаловедения
и современной технологии (ПК-14);
наличием системных представлений о возможностях применения
фундаментальных законов физики, химии, математики и механики для объяснения
свойств и поведения широкого спектра разнообразных функциональных
материалов и наноматериалов, предназначенных для электроники и
здравоохранения (ПК-15);
знанием современных достижений материаловедения и физических принципов
работы современных технических устройств (ПК-16);
грамотным использованием профессиональной лексики; владением базовыми
письменными и устными навыками одного из распространенных иностранных
языков международного научного общения, способностью к деловому общению в
профессиональной сфере, знанием основ делового общения, навыки работы в
команде (ПК-17);
способностью организовать работу в соответствии с требованиями
безопасности и охраны труда (ПК-18);
готовностью принятию решений по защите производственного персонала и
населения от возможных последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий и
применения современных средств поражения, а также принятия мер по
ликвидации их последствий (ПК-19);
знанием основных современных теоретических и методологических подходов
по выбранному профилю (ПК-20);
использованием основ математического анализа; алгебры, геометрии и
дискретной математики; теории дифференциальных уравнений и численных
методов; теории вероятности и математической статистики; физических основ
механики, физики колебаний и волн, статистической физики и термодинамики,
электричества и магнетизма, квантовой физики, языков программирования и
стандартного программного обеспечения для профессиональной деятельности (ПК-
21);
применением теоретических основ неорганической химии, корреляций
«состав-структура-свойства», принципов строения вещества, иерархической
структурной организации материалов для овладения методами синтеза веществ,
материалов и наноматериалов (ПК-22);
применением физической химии как фундамента материаловедения, включая
основы химической термодинамики, теории растворов и фазовых равновесий,
элементы статистической термодинамики, основ химической кинетики, катализа
и электрохимии (ПК-23);
использованием в материаловедении базовых положений аналитической
химии, метрологических основ химического анализа, классических и
современных комплексных методик анализа газов, жидкостей, пленок, керамики,
монокристаллов, наноразмерных и низкоразмерных структур и композитов (ПК-
24);
использованием теоретических представлений органической химии, знаний
о составе, строении и свойствах органических веществ - представлений
основных классов органических соединений, основ органического синтеза для
объяснения поведения свойств растворителей, материалов и композитов (ПК-
25);
применением теоретических представлений о синтезе, структуре, физико-
механических, реологических свойствах и областях практического применения
высокомолекулярных соединений и биополимеров как одних из важнейших классов
соединений, отличающих их от свойств низкомолекулярных соединений (ПК-26);
использованием общих представлений о структуре химико-технологических
систем и типовых химико-технологических процессов и производств для анализа
взаимодействия технологий и окружающей среды (ПК-27);
способностью оптимизировать и реализовать основные технологии
получения современных материалов (ПК-28).
Приведенные выше компетенции бакалавров вырабатываются в ходе
выполнения студентами требований ООП бакалавриата, а также в ходе
формирования межличностных отношений. Компетенции могут дополняться
учебными заведениями в ходе реализации ООП бакалавриата с учетом содержания
вариативных дисциплин, введения дополнительных требований к выполнению ООП
или спецификой содержания их подготовки и рекомендаций работодателей.

VI. ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ ОСНОВНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ БАКАЛАВРИАТА
6.1. Основная образовательная программа бакалавриата предусматривает
изучение следующих учебных циклов (таблица 2):
гуманитарный, социальный и экономический циклы;
математический и естественнонаучный цикл;
профессиональный цикл;
и разделов:
физическая культура;
учебная и производственная практики и (или) научно-исследовательская
работа;
итоговая государственная аттестация.
6.2. Каждый учебный цикл имеет базовую (обязательную) часть и
вариативную (профильную), устанавливаемую вузом. Вариативная (профильная)
часть дает возможность расширения и (или) углубления знаний, умений и
навыков, определяемых содержанием базовых (обязательных) дисциплин
(модулей), позволяет обучающемуся получить углубленные знания и навыки для
успешной профессиональной деятельности и (или) для продолжения
профессионального образования в магистратуре.
6.3. Базовая (обязательная) часть цикла «Гуманитарный, социальный и
экономический цикл» должна предусматривать изучение следующих обязательных
дисциплин: «История», «Философия», «Иностранный язык».
Базовая (обязательная) часть профессионального цикла должна
предусматривать изучение дисциплины «Безопасность жизнедеятельности».
Таблица 2
Структура ООП бакалавриата
|Код |Учебные циклы и проектируемые |Трудо-е|Перечень |Коды |
|УЦ ООП|результаты их освоения |мкость |дисциплин |форми-р|
| | |(Зачет-|для |уемых |
| | |ные |разработки |компе-т|
| | |едини-ц|примерных |енций |
| | |ы)№ |программ, а| |
| | | |также | |
| | | |учебников и| |
| | | |учебных | |
| | | |пособий | |
|Б.1 |Гуманитарный, социальный и |30-35 | |ОК-1 |
| |экономический цикл | | |ОК-2 |
| |Базовая часть |15-17 |Философия |ОК-3 |
| |В результате изучения дисциплин | |Иностранный|ОК-4 |
| |базовой части цикла студент должен: | |язык |ОК-5 |
| |знать: лексический и грамматический | |История |ОК-6 |
| |минимум одного из распространенных | |История |ОК-7 |
| |иностранных языков, необходимый для | |цивилизации|ОК-8 |
| |выполнения профессиональной | | |ОК-9 |
| |деятельности, Отечественную и | |Основы |ОК-10 |
| |мировую историю для понимания | |культороло-|ОК-11 |
| |причинно-следственных связей в | | |ОК-12 |
| |развитии российского общества и | |гии, |ОК-13 |
| |повышения собственного культурного | |социологии |ОК-14 |
| |уровня; знать основы философии, | |и |ОК-15 |
| |социологии, культурологии, | |политологии|ОК-16 |
| |правоведения, экономики и | | |ОК-17 |
| |менеджмента, способствующие развитию| |Правоведени|ОК-18 |
| |общей культуры и социализации | |е |ОК-19 |
| |личности, приверженности к этическим| |Экономика и|ПК-1 |
| |ценностям и повышению готовности к | |основы | |
| |практическому использованию своих | |менеджмента| |
| |профессиональных | | | |
|Продолжение цикла Б.1 |
| |знаний; | | |ПК-2 |
| |уметь: использовать знание | | |ПК-4 |
| |иностранного языка в | | |ПК-10 |
| |профессиональной деятельности и | | |ПК-17 |
| |межличностном общении; уметь | | | |
| |использовать знание экономики, | | | |
| |социологии и экономики в | | | |
| |межличностном общении и установлении| | | |
| |профессионально-выгодных контактов, | | | |
| |обеспечивающих экономическую и | | | |
| |социальную значимость проводимых | | | |
| |исследований в области | | | |
| |профессиональной деятельности; | | | |
| |владеть: способностью к научному | | | |
| |общению в профессиональной сфере и | | | |
| |работе с зарубежными литературными | | | |
| |источниками; способностью к деловым | | | |
| |коммуникациям в профессиональной | | | |
| |сфере, способностью к критике и | | | |
| |самокритике, терпимостью, | | | |
| |способностью работать в коллективе; | | | |
| |навыками здорового образа жизни и | | | |
| |физической культуры. | | | |
| |Вариативная часть |15-18 | | |
| |(знания, умения, навыки определяются| | | |
| |ООП вуза) | | | |
|Б.2 |Математический и естественнонаучный |65-75 |Модуль |ОК-1 |
| |цикл | |Математика |ОК-6 |
| |Базовая часть |30-35 |(математи-ч|ОК-8 |
| |В результате изучения базовой части | |еский |ОК-11 |
| |цикла студент должен: | |анализ, |ОК-12 |
| |знать: фундаментальные разделы | |высшая |ОК-13 |
| |математики (математический анализ, | |алгебра и |ОК-14 |
| |высшая алгебра и аналитическая | |аналитичес-|ОК-19 |
| |геометрия, теория функций | |кая |ПК-6 |
| |комплексного переменного, | |геометрия, |ПК-11 |
| |обыкновенные дифференциальные | |теория |ПК-13 |
| |уравнения, уравнения математической | |функций |ПК-14 |
| |физики, векторный и тензорный | |комплексног|ПК-15 |
| |анализ, теория вероятности и | |о |ПК-7 |
| |математическая статистика) в объеме,| |переменного|ПК-8 |
| |необходимом для владения | |, |ПК-21 |
| |математическим аппаратом науки о | |обыкновен-н| |
| |материалах, для обработки информации| |ые | |
| |и анализа химических, физических, | |дифференци-| |
| |численных данных, механических | |альные | |
| |свойств материалов; фундаментальные | |уравнения, | |
| |разделы физики (динамическая и | |уравнения | |
| |статистическая механика и | |математичес| |
| |термодинамика, электричество и | |-кой | |
| |магнетизм) в объеме, необходимом для| |физики, | |
| | | |векторный и| |
| |освоения физических и химических | |тензорный | |
| |основ науки о материалах; знать | |анализ, | |
| |основы обработки информации, | |теория | |
| |информационных технологий, | | | |
| |программирования, функционирования | | | |
|Продолжение цикла Б.2 |
| |компьютерных цепей, математического | |вероятности| |
| |моделирования в объеме, необходимом | |и | |
| |для обеспечения своей | |математичес| |
| |профессиональной деятельности; знать| |-кая | |
| |основы наук о жизни и биоинформатике| |статистика)| |
| |для общего развития и продолжения | | | |
| |обучения на соответствующей | |Модуль | |
| |магистерской программе; | |Общая | |
| |уметь: использовать математические и| |физика | |
| |физические (феноменологические) | |(динамичес-| |
| |модели для описания явлений, | |кая и | |
| |происходящих в природе, и поведения | |статисти-че| |
| |материалов, создавать математический| |ская | |
| |аппарат для численного | |механика и | |
| |моделирования; уметь обрабатывать | |термодина-м| |
| |текстовую, графическую и численную | |ика, | |
| |информацию, разрабатывать простейшие| |электри-чес| |
| |алгоритмы и программные коды | |тво и | |
| |обработки данных, создавать базы | |практикум | |
| |данных и использовать ресурсы | |по физике) | |
| |Интернет; применять навыки и умения | |Модуль | |
| |в этой области для решения | |Информатика| |
| |экспериментально-практических и | |(информа-ци| |
| |теоретических задач в области наук о| |онные | |
| |материалах; | |магнетизм, | |
| |владеть: базовыми знаниями в области| | | |
| |математики и физики, необходимыми | |технологии | |
| |для освоения дисциплин | |и обработка| |
| |профессионального цикла и | |информации,| |
| |вариативной части математического и | |основы | |
| |естественно-научного цикла; | |программи-р| |
| |владеть: базовыми знаниями в области| |ования, | |
| |информатики и современных | |компьютер-н| |
| |информационных технологий; навыками | |ые сети, | |
| |использования