Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/poop/poop-klin-psy-spec.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:53:41 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:56:14 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: релятивистское движение

Учебно-методическое объединение по классическому университетскому
образованию




СОГЛАСОВАНО


Директор научного центра
психического здоровья Российской академии медицинских наук
академик РАМН, профессор
А.С.Тиганов
_____________________
от ________________________ 2011г.



УТВЕРЖДАЮ

Председатель Учебно-методического объединения по классическому
университетскому образованию
академик В.А. Садовничий

______________________
от ______________________2011г.

Примерная
основная образовательная программа

высшего профессионального образования

Направление подготовки (специальность)
030401 Клиническая психология»
утверждено постановлением Правительства Российской Федерации
от 30 декабря 2009 года ? 1136
ФГОС ВПО утвержден приказом Минобрнауки России от 24 декабря 2010 г. ?
2057

Квалификация (степень) выпускника - специалист

Нормативный срок освоения программы - 5,5 лет

Форма обучения - очная








Список рекомендуемых специализаций по специальности
030401 Клиническая психология

Специализация ? 1«Психологическое обеспечение в чрезвычайных и
экстремальных ситуациях».
Специализация ? 2 «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-
развивающее обучение».
Специализация ? 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия».
Специализация ? 4 «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье».
Специализация ? 5 «Психология здоровья и спорта».
Специализация ? 6 «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная
психология».























Требования к результатам освоения основной образовательной
программы

Выпускник должен обладать следующими общекультурными компетенциями (ОК):

способностью и готовностью к пониманию значения гуманистических ценностей
для сохранения и развития современной цивилизации; совершенствованию и
развитию общества на принципах гуманизма, свободы и демократии (ОК-1);
способностью и готовностью к пониманию современных концепций картины мира
на основе сформированного мировоззрения, овладения достижениями
естественных и общественных наук, культурологии (ОК-2);
способностью и готовностью к владению культурой научного мышления,
обобщением, анализом и синтезом фактов и теоретических положений (ОК-3);
способностью и готовностью к использованию системы категорий и методов,
необходимых для решения типовых и новых задач в различных областях
профессиональной деятельности (ОК-4);
способностью и готовностью к применению основных математических и
статистических методов, стандартных статистических пакетов для обработки
данных, полученных при решении различных профессиональных задач (ОК-5);
способностью и готовностью к овладению новыми методами исследования, к
изменению научного и научно-практического профиля своей профессиональной
деятельности, к изменению социокультурных условий деятельности (ОК-6);
способностью и готовностью к совершенствованию и развитию своего
интеллектуального и общекультурного уровня, нравственного и физического
совершенствования своей личности (ОК-7);
способностью и готовностью к владению навыками анализа своей деятельности
и умению применять методы эмоциональной и когнитивной регуляции (для
оптимизации) собственной деятельности и психического состояния (ОК-8);
способностью и готовностью к восприятию личности другого, эмпатии,
установлению доверительного контакта и диалога, убеждению и поддержке людей
(ОК-9);
способностью и готовностью к использованию на практике навыков и умений в
организации научно-исследовательских и научно-практических работ, в
управлении коллективом (ОК-10);
способностью и готовностью к принятию ответственности за свои решения в
рамках профессиональной компетенции, выработке нестандартных решений, в
проблемных ситуациях (ОК-11);
способностью и готовностью к проведению библиографической и информационно-
поисковой работы с последующим использованием данных при решении
профессиональных задач и оформлении научных статей, отчётов, заключений (ОК-
12);
способностью и готовностью к профессионально профилированному
использованию современных информационных технологий и сети Интернет (ОК-
13);
способностью и готовностью к свободному применению русского и
иностранного языков, как средства профессионального общения; активной
социальной мобильности (ОК-14);
способностью и готовностью к использованию нормативных правовых
документов в своей деятельности (ОК-15).
Выпускник должен обладать следующими профессиональными компетенциями
(ПК):
научно-исследовательская деятельность:
готовностью к активной коммуникации и информационно - аналитической
деятельности: активным включением в сеть профессионального сообщества,
ведением постоянного информационного наблюдения за предметной областью,
анализом динамики ее развития, поддержанием активных контактов с коллегами,
информированием профессионального сообщества о результатах собственной
научной и информационно-аналитической деятельности (ПК-1);
готовностью инициировать психологические исследования: определением
области прикладной психологии, предоставляющей возможности для развития
исследований, проверкой и оценкой существующих методов, техник и моделей,
выявлением возможности для развития фундаментальной и прикладной психологии
(ПК-2);
умением разрабатывать дизайн психологического исследования:
формулированием проблемы и гипотезы, генерированием теоретического
контекста конкретных исследований, определением параметров и ресурсов для
психологических исследований, описанием методологии, планированием и
проведением исследования (ПК-3);
владением приемами анализа, оценки и интерпретации результатов
психологического исследования, проверки и оценки соотношения теории и
эмпирических данных, подготовки отчетной документации и обобщения
полученных данных в виде научных статей и докладов (ПК-4);
психодиагностическая деятельность:
умением выявлять и анализировать информацию о потребностях пациента
(клиента) и медицинского персонала (или заказчика услуг) с помощью
интервью, анамнестического метода и других клинико-психологических
(идиографических) методов (ПК- 5);
владением навыками планирования психодиагностического исследования с
учетом нозологических, синдромальных, социально-демографических,
культуральных и индивидуально-психологических характеристик, умением
формировать комплекс психодиагностических методов, адекватных целям
исследования, определять последовательность (программу) их применения (ПК-
6);
умением самостоятельно проводить исследование психических функций,
состояний, свойств личности и интеллекта, а также психологических проблем,
конфликтов, уровня и способов адаптации, личностных ресурсов и
межличностных отношений в соответствии с психодиагностическими задачами и
этико-деонтологическими нормами, обработку и анализ полученных данных (в
том числе, с применением информационных технологий), интерпретировать
результаты исследования (ПК-7);
умением формулировать развернутое структурированное психологическое
заключение, отвечающее целям исследования в контексте психологической
теории, владением навыками обратной связи для обеспечения пациента
(клиента) и медицинского персонала (заказчика услуг) информацией о
результатах диагностики, формулировать рекомендации (ПК-8);
консультативная и психотерапевтическая деятельность (психологическое
вмешательство):
владением необходимыми знаниями об основных направлениях клинико-
психологических вмешательств (психотерапии и психологического
консультирования) и их теоретической обоснованности (ПК-9);
умением выявлять и анализировать информацию, необходимую для определения
целей психологического вмешательства, самостоятельно или в кооперации с
коллегами разрабатывать программы вмешательства с учетом нозологических и
индивидуально-психологических характеристик (ПК-10);
умением квалифицированно осуществлять клинико-психологическое
вмешательство в целях профилактики, лечения, реабилитации и развития;
владением разнообразными методами и техниками индивидуальной, групповой и
семейной психотерапии и консультирования (ПК-11);
владением методами оценки эффективности клинико-психологического
вмешательства, умением описывать и анализировать процесс и результаты
вмешательства, формулировать рекомендации по результатам проведенного
обследования (ПК- 12);
владением навыками консультирования медицинского персонала (или
сотрудников других учреждений) по вопросам взаимодействия с пациентами
(клиентами), создания необходимой психологической атмосферы и
терапевтической среды, навыками психологического консультирования населения
в целях психопрофилактики и развития (ПК-13);
экспертная деятельность:
владением знаниями об основных видах экспертной деятельности, роли
психолога в различных видах экспертизы, содержанием основных нормативных
документов и этических принципов, регламентирующих деятельность психолога в
экспертной практике; владением психодиагностическими методами,
используемыми в экспертной практике (ПК- 14);
умением создавать методические комплексы, адекватные задачам экспертного
исследования (ПК- 15);
умением квалифицированно проводить психологическое исследование в рамках
различных видов экспертизы (судебной, военной, медико-социальной, медико-
педагогической), анализировать его результаты, формулировать экспертное
заключение, адекватное задачам экспертизы и запросам пользователя (ПК- 16);

педагогическая деятельность:

умением формулировать цели, разрабатывать стратегии и план обучения,
выбирать и использовать современные технологии обучения, обеспечить
системность представления учебного материала, создавать рациональную
структуру и содержание занятий, оценивать и совершенствовать программы
обучения (ПК- 17);
владением навыками организации и проведения учебных занятий в различных
формах (лекции, семинары, практические занятия, активные и дистанционные
методы обучения), разработки критериев оценивания результатов обучения (ПК-
18);
владением навыками организации самостоятельной работы, консультирования и
стимулирования научной активности субъектов образовательного процесса,
навыками организации научных дискуссий и конференций (ПК-19);
владением навыками супервизии педагогической, научно-исследовательской и
практической работы обучающихся в процессе обучения (ПК-20);
психолого-просветительская деятельность:
владением навыками популяризации психологических знаний, рекомендаций по
использованию результатов психологических исследований и инноваций (ПК-
21);
владением навыками формирования установок, направленных на здоровый образ
жизни, гармоничное развитие, продуктивное преодоление жизненных трудностей,
гуманистическое взаимодействие с окружающим миром (ПК- 22);
владением навыками подготовки и презентации программ психического
здоровья для общественных и государственных организаций, программ раннего
психологического вмешательства для групп повышенного риска психологической
дезадаптации в различных ее формах (ПК- 23);

организационно - управленческая деятельность:

владением навыками управления психологической деятельностью для
эффективного удовлетворения потребностей клиента, создания здоровой,
безопасной и продуктивной рабочей среды, обеспечения соответствия
психологических продуктов и услуг стандартам качества (ПК- 24);
владением основными методами руководства: постановки и распределения
задач, делегирования и контроля, обратной связи и оценки исполнения,
обучения на рабочем месте, индивидуального и группового принятия решений
(ПК- 25);

проектно-инновационная деятельность:

готовностью к постановке инновационных профессиональных задач в области
научно-исследовательской и практической деятельности (ПК- 26);
готовностью к проведению психологических исследований на основе
применения общепрофессиональных знаний и умений в различных научных и
научно-практических областях клинической психологии (ПК- 27);
готовностью к выбору и применению психологических технологий, позволяющих
осуществлять решения новых задач в различных областях профессиональной
практики (ПК- 28);
способностью к созданию психодиагностических, психотерапевтических,
консультационных и коррекционных технологий, адекватных целям, ситуации и
контингенту респондентов с последующей обработкой данных на основе
общегуманитарных и математическо-статистических методов (ПК- 29).
Профессионально-специализированные компетенции:
Специализация ? 1«Психологическое обеспечение в чрезвычайных и
экстремальных ситуациях»:
способностью и готовностью к применению организационных, правовых и
этических принципов работы психолога в консультировании (ПСК-1.1);
способностью и готовностью к овладению фундаментальными теоретико-
методологическими концепциями развития личности, психопатологии и
психологического консультирования (ПСК-1.2);
способностью и готовностью к овладению общими и специфическими целями и
методами основных направлений классических и современных теорий
психологического консультирования (ПСК-1.3);
способностью и готовностью к применению знаний о психологических
закономерностях и механизмах психологического воздействия, общих и
специальных факторах эффективности психотерапевтического процесса (ПСК-
1.4).
способностью и готовностью к использованию знаний об истории развития,
теоретико-методологических основах и психологических категориях психологии
экстремальных и кризисных ситуаций (ПСК-1.5);
способностью и готовностью к самостоятельной постановке практических и
исследовательских задач, составлению программ консультативной работы на
основе психодинамического, гуманистического, когнитивно-бихевиорального,
системно-семейного и других подходов (ПСК-1.6);
способностью и готовностью к применению методов клинико-психологической
оценки психопатологических симптомов, защитных механизмов и копинговых
стратегий личности с целью выбора конкретных программ психологического
воздействия (ПСК-1.7);
способностью и готовностью к использованию методов психологического
консультирования в работе с индивидами, группами, учреждениями, с
представителями социальных и религиозных субкультур (ПСК-1.8);
способностью и готовностью к применению знаний о теоретических моделях и
методах, разработанных в психологии экстремальных и стрессовых ситуаций
для решения научных и практических задач (ПСК-1.9);
способностью и готовностью к планированию деятельности и самостоятельной
работе при оказании экстренной психологической помощи в экстремальных и
кризисных ситуациях (ПСК-1.10);
способностью и готовностью к применению способов совершенствования
системы саморегуляции и предотвращения синдрома профессионального выгорания
консультанта и специалиста экстремального профиля (ПСК-1.11);
способностью и готовностью к индивидуальной, групповой и семейной
психотерапии, психологическому консультированию и психологической
коррекции отсроченных реакций на травматический стресс (ПСК-1.12).
Специализация ? 2 «Нейропсихологическая реабилитация и коррекционно-
развивающее обучение»:
способностью и готовностью к овладению историей и современным состоянием
проблемы локализации психических функций в мозге (ПСК-2.1);
способностью и готовностью к пониманию закономерностей развития
структурно-функциональной организации мозга на разных этапах онтогенеза
(ПСК-2.2);
способностью и готовностью к овладению основами нейропсихологического
синдромного анализа нарушений высших психических функций (ПСК-2.3);
способностью и готовностью к овладению теоретическими основами
нейропсихологической реабилитации больных с локальными поражениями
головного мозга и коррекционно-развивающего обучения детей (ПСК-2.4);
способностью и готовностью к самостоятельной постановке практических и
исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования
с целью выделения нейропсихологических факторов, определяющих структуру
нарушения высших психических функций (ПСК-2.5);
способностью и готовностью к применению на практике методов
нейропсихологической диагностики с целью определения синдрома и локализации
поражения мозга у взрослых и детей (ПСК-2.6);
способностью и готовностью к диагностическому обследованию ребенка с
целью выделения нейропсихологических факторов, определяющих трудности
обучения ребенка в школе в связи с особенностями функционирования мозга
(ПСК-2.7);
способностью и готовностью к разработке тактики и стратегии последующей
реабилитационной работы с больными (и их родственниками) на основе анализа
структуры дефекта (ПСК-2.8);
способностью и готовностью к разработке и осуществлению реабилитационных
и коррекционно-развивающих программ (ПСК-2.9);
способностью и готовностью к междисциплинарному сотрудничеству со
специалистами в области медицины, образования и нейронаук (ПСК-2.10).
Специализация ? 3 «Патопсихологическая диагностика и психотерапия»:
способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и
принципами патопсихологического синдромного анализа нарушений психической
деятельности и личности при различных психических заболеваниях (ПСК-3.1);
способностью и готовностью к овладению современными подходами к
диагностике нарушений психической деятельности субъекта для выявления
закономерностей и психологических механизмов возникновения и динамики
психопатологических расстройств (ПСК-3.2);
способностью и готовностью к овладению теоретическими основами и методами
классических и современных направлений психотерапии (ПСК-3.3);
способностью и готовностью к овладению теорией и методологией проведения
психологических экспертиз с учетом их предметной специфики (ПСК-3.4);
способностью и готовностью к самостоятельной постановке практических и
исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования
больных с психическими расстройствами и их семей с целью определения
структуры дефекта, а также факторов риска и дезадаптации (ПСК-3.5);
способностью и готовностью к применению на практике методов
патопсихологической диагностики состояния психического здоровья и
адаптационных возможностей больных для реализации задач психопрофилактики,
психологической коррекции, реабилитации и психотерапии (ПСК-3.6);
способностью и готовностью к самостоятельному проведению психологических
экспертиз и составлению заключений в соответствии с задачами экспертизы и
нормативно-правовыми документами (ПСК-3.7);
способностью и готовностью к применению на практике диагностических
методов и процедур для оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре
психической деятельности и личности больного (ПСК-3.8);
способностью и готовностью к применению методик индивидуально-
типологической (личностной) диагностики для решения психотерапевтических и
реабилитационных задач (ПСК-3.9);
способностью и готовностью к разработке и осуществлению личностно- и
социально-ориентированных программ психотерапии, коррекции и реабилитации
(ПСК-3.10);
способностью и готовностью к применению современных методов оценки и
оптимизации качества жизни больных с психическими расстройствами, а также
членов их социальных сетей (ПСК-3.11).
способностью и готовностью к взаимодействию со специалистами в области
охраны психического здоровья, с работниками экспертных организаций и
учреждений социальной защиты населения (ПСК-3.12).
Специализация ? 4 «Клинико-психологическая помощь ребенку и семье»:
способностью и готовностью к овладению современными представлениями и
теориями о феноменах, закономерностях нормального и аномального развития в
детском и юношеском возрасте (ПСК-4.1);
способностью и готовностью к освоению методологии синдромного анализа
структуры аномалии развития с целью определения первичных и вторичных
нарушений для решения задач профилактики и коррекции (ПСК-4.2);
способностью и готовностью к использованию в профессиональной
деятельности знаний об основных клинических и психологических
классификациях видов и параметров дизонтогенеза (ПСК-4.3);
способностью и готовностью к пониманию роли возрастных факторов, влияющих
на генезис и структуру нарушений психики и поведения в детском и юношеском
возрасте (ПСК-4.3);
способностью и готовностью к самостоятельной формулировке практических и
исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования
детей и семей с целью определения типа дизонтогенеза, факторов риска
аномалий психического развития (ПСК-4.5);
способностью и готовностью к применению на практике диагностических
методов и процедур оценки сохранных и нарушенных звеньев в структуре
формирующейся психики ребенка (ПСК-4.6);
способностью и готовностью к применению основных стратегий
психопрофилактики, реабилитации, психотерапии и психологической коррекции
аномалий психического развития у детей, подростков и юношей (ПСК-4.7).
способностью и готовностью к разработке и реализации программ работы с
детьми по психопрофилактике и психокоррекции аномалий развития с учетом
клинико-психологической оценки их структуры (ПСК-4.8);
способностью и готовностью к применению современных процедур и технологий
консультирования родителей по вопросам эмоциональных и поведенческих
отклонений у детей и подростков с целью их коррекции (ПСК-4.9);
способностью и готовностью к осуществлению диагностической,
психопрофилактической и психокоррекционной работы с семьей проблемного
ребенка (ПСК-4.10);
способностью и готовностью к взаимодействию со специалистами лечебных,
образовательных учреждений, органов социальной защиты и Министерства
внутренних дел Российской Федерации (МВД России) в связи с решением задач
психологической помощи ребенку и семье (ПСК-4.11).
Специализация ? 5 «Психология здоровья и спорта»:
способностью и готовностью к овладению современными концепциями
психического и психосоматического здоровья с учетом факторов сохранения и
укрепления здоровья личности, семьи, организации, общества (ПСК-5.1);
способностью и готовностью к использованию в профессиональной
деятельности знаний об основных видах расстройств психического,
психосоматического здоровья и нарушений здорового образа жизни, возникающих
и усиливающихся вследствие действия негативных биопсихосоциальных факторов
(ПСК-5.2);
способностью и готовностью к использованию в профессиональной
деятельности знаний о психологических закономерностях, факторах и условиях
нормального и аномального психического, психосоматического развития и
функционирования в контексте различных этносоциокультурных ситуаций (ПСК-
5.3);
способностью и готовностью к применению основных стратегий
психопрофилактики, реабилитации и психотерапии в области психологии
здоровья и психосоматики (ПСК-5.4);
способностью и готовностью к пониманию психологических особенностей и
эмоциональных проблем в спортивной деятельности (ПСК-5.5);
способностью и готовностью к использованию механизмов и методов
психологического воздействия на спортсменов и тренеров в процессе
индивидуальной и групповой работы, направленной на достижение высоких
спортивных результатов (ПСК-5.6);
способностью и готовностью к самостоятельной постановке практических и
исследовательских задач, составлению программ диагностического обследования
индивида, семьи, группы людей с целью выделения факторов и когорт риска
нарушений психического и психосоматического здоровья (ПСК-5.7);
способностью и готовностью к применению на практике методов
психологической диагностики состояния психического и психосоматического
здоровья индивидов и групп людей для осуществления задач психопрофилактики,
психокоррекции и психотерапии (ПСК-5.8);
способностью и готовностью к психофизиологической и психологической
диагностике индивидуальных особенностей и текущих состояний спортсменов в
учебно-подготовительном и соревновательном периодах (ПСК-5.9);
способностью и готовностью к планированию и осуществлению научных
исследований в области психологии спорта с применением современных
аппаратурных методов (ПСК-5.10);
способностью и готовностью к разработке и применению методик и техник,
направленных на повышение психических и адаптационных возможностей
спортсмена и его психологическую реабилитацию (ПСК-5.11);
способностью и готовностью к организации совместной деятельности со
специалистами других профилей в области охраны здоровья и психологии спорта
(ПСК-5.12);
способностью и готовностью к проведению культурно-просветительской
работы, направленной на формирование здорового образа жизни и сохранение
психического и психосоматического здоровья населения (ПСК-5.13);
способностью и готовностью к применению разнообразных стратегий
психопрофилактической, реабилитационной и психотерапевтической работы с
учетом характера и факторов нарушения здоровья (ПСК-5.14);
способностью и готовностью к использованию методов психологического
сопровождения индивидов, семей, групп, организаций в ситуациях риска
психосоциальной дезадаптации, в том числе в спортивной деятельности (ПСК-
5.15).
Специализация ? 6 «Клинико-социальная реабилитация и пенитенциарная
психология»:
способностью и готовностью к планированию и осуществлению научных
исследований в области социальной девиантологии (ПСК-6.1);
способностью и готовностью к разработке программ клинико-социального
обследования состояний индивидов и групп, находящихся в ситуациях
социальной дезадаптации (ПСК-6.2)
способностью и готовностью к применению методов психологического
сопровождения индивидов и групп в ситуациях социального риска (ПСК-6.3);
способностью и готовностью к применению технологий обучения
конструктивным стратегиям совладания в трудных жизненных ситуациях (ПСК-
6.4);
способностью и готовностью к использованию технологий восстановительного
правосудия, навыков медитации в условиях конфликта в правозначимых
ситуациях (ПСК-6.5);
способностью и готовностью к применению методов диагностики, профилактики
и коррекции состояний социальной дезадаптации (ПСК-6.6);
способностью и готовностью к разработке стратегий клинико-социальной
реабилитации лиц, освободившихся из пенитенциарных учреждений (ПСК -6.7)
способностью и готовностью к организации совместной деятельности со
специалистами других профилей (социальными работниками, работниками
правоохранительных органов, судебно-психологическими экспертами и
специалистами в области охраны здоровья) (ПСК-6.8).































ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки специалиста по направлению (специальности) "Клиническая
психология"
Квалификация - специалист
Нормативный срок обучения - 5,5 лет
| ? |Наименование дисциплин (в том |Зачетны|Часы | |Примерное распределение по семестрам |
|п/п |числе практик) |е | | | |
| | |единицы| | | |
|Раздел 1. |Предмет, методы, задачи, история. |
|Теоретические и |Проблемы дефекта и его компенсации. Роль |
|методологические |Выготского в развитии проблемы дизонтогенеза. |
|проблемы психологии |Эволюционно-динамические теории дизонтогенеза. |
|дизонтогенеза. |Классификации видов дизонтогенеза: клинические |
|Основные направления |(Г.Е.Сухарева, Л.Каннер, А.Е.Личко) и |
|исследований. Место и |клинико-психологические (В.В.Лебединский). |
|роль в системе |Значение изучения проблем дизонтогенеза для |
|психологии, медицины и |общей, возрастной и клинической психологии. |
|педагогики. |Стадии психического развития ребенка и |
| |критические возрастные периоды. Первичные и |
| |вторичные нарушения (Л.С.Выготский). |
| |Закономерности аномального развития. Роль |
| |гетерохронии и асинхронии в нормальном и |
| |патологическом системогенезе. Основные симптомы |
| |асинхронии развития: ретардация, патологическая |
| |фиксация, временный и стойкий регресс. |
|Раздел 2. |Классификации видов психического недоразвития. |
|Основные |Особенности гностических, эмоционально-волевых |
|патопсихологические |процессов и личности у детей и подростков с |
|син