Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://www.umo.msu.ru/docs/poop/poop-gidromet-mag.doc
Дата изменения: Mon Jul 4 17:53:35 2011
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:55:48 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: внешние планеты

[pic]
1. Требования к результатам освоения основной образовательной программы
Магистр по направлению подготовки 021600 - Гидрометеорология в
соответствии с целями основной образовательной программы и задачами
профессиональной деятельности, указанными в ФГОС ВПО по данному
направлению, должен иметь следующие компетенции:
1.1. Компетенции общенаучного цикла (М 1) соответствуют ФГОС ВПО
магистратуры по направлению подготовки 021600 Гидрометеорология:
пониманием и глубоко осмыслением философские концепции естествознания,
место естественных наук в выработке научного мировоззрения; овладением
основами методологии научного познания при изучении различных уровней
организации материи, пространства и времени (ОК- 1);
свободным пользованием русского и иностранного языками как средством
делового общения (ОК -2);
знанием современных компьютерных технологий и самостоятельно
использовать их для решения задач профессиональной деятельности и в новых
областях знаний (ОК- 3);
1.2. Компетенции профессионального цикла (М 2) соответствуют ФГОС ВПО
магистратуры по направлению подготовки 021600 Гидрометеорология:
творчески использовать знания о современных проблемах гидрометеорологии в
сфере профессиональной деятельности (ПК-1);
умением применять на практике концепцию устойчивого развития на
глобальном и региональном уровнях (ПК-2);
овладением методологическими основами и подходами к решению теоретических
проблем географии и гидрометеорологии (ПК-3);
в научно-исследовательской деятельности:
глубоким пониманием и творческим использованием в научной деятельности
знания фундаментальных и прикладных разделов специальных дисциплин ООП
магистратуры (ПК-4);
умением анализировать, обобщать и систематизировать с применением
современных компьютерных технологий результаты научно-исследовательских
работ, имеющих гидрометеорологическую направленность (ПК-5);
самостоятельно выполнением экспедиционные, лабораторные, вычислительные
исследования в области гидрометеорологии при решении научно-
исследовательских задач с использованием современной аппаратуры и
вычислительных средств (ПК- 6);
умением разрабатывать прогнозы и выполнять гидрометеорологические расчеты
(ПК-7);
в проектно-изыскательской деятельности:
владеть основными методами проектирования, экспертно-аналитической
деятельности и выполнения исследований с использованием современных
подходов и методов, аппаратуры и вычислительных комплексов (в соответствии
с ООП магистратуры) (ПК-8);
применяет нормативные документы, регламентирующие организацию и методику
проведения проектно-производственных гидрометеорологических работ (в
соответствии с ООП магистратуры) (ПК-9);
в оперативно-производственной деятельности:
владеет современными методами обработки и интерпретации
гидрометеорологической информации при проведении проектно-производственных
работ (ПК-10);
умеет составлять оперативные гидрометеорологичесие прогнозы различной
заблаговременности (ПК-11)
владеет навыками практической работы в коллективе, обладать способностью
к профессиональной адаптации, к обучению новым методам исследования и
технологиям, ответственностью за качество выполняемых работ (ПК-12);
в педагогической деятельности:
умеет готовить учебно-методические материалы для проведения
практических и лабораторных занятий на основе существующих методик (ПК-13);

владеет навыками проведения учебных занятий (ПК-14).

2. Примерный учебный план
Примерный учебный план содержит перечень учебных циклов и дисциплин
базовых частей в соответствии с ФГОС ВПО по направлению 021600 -
Гидрометеорология, включая их трудоемкость, распределение по семестрам и
формы промежуточной аттестации представлен в Приложении 1.

3. Примерные программы дисциплин
Примерные программы учебных дисциплин для базовой части каждого цикла
даны в Приложении 2.


















Приложение 1

ПРИМЕРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ПЛАН
подготовки магистра по направлению 021600 Гидрометеорология
Квалификация (степень) - магистр. Нормативный срок обучения - 2 года
| ? п/п |Наименование дисциплин |Трудоемкость |Примерное распределение по семестрам |
| |(в том числе практик) | | |
| | |Зачетн|Академ|1-й | 2-й |3-й | 4-й |Форма |
| | |ые |ически|семестр|семестр|семестр|семестр|промеж.|
| | |единиц|е часы| | | | | |
| | |ы | | | | | |аттеста|
| | | | | | | | |ции |
| | | | | | | | | |
| | | | |Количество недель |
| | | | |9 |10 |11 |12 | |
|1.1. |Философские проблемы |2 |72 | | |+ | | |
| |естествознания | | | | | | | |
|1.2. |Иностранный язык |6 |216 | | |+ |+ | |
|1.3. |Гидрометеорологические |3 |108 | |+ | | | |
| |информационные системы | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. |2 |72 | | | | | |
| |дисциплины по выбору студента | | | | | | | |
|2.1. |Современные проблемы |2 |72 | |+ | | | |
| |гидрометеорологии | | | | | | | |
|2.2. |Устойчивое развитие |2 |72 | | | | | |
|2.3. |История, теория и методология |2 |72 | | | | | |
| |географии | | | | | | | |
| |Вариативная часть, в т.ч. |31 |1116 | | | | | |
| |дисциплины по выбору студента | | | | | | | |
| | | |Лекции |Семинары | |
|1 |Сущность и типы философских|10 |4 |2 |4 |
| |проблем естествознания | | | | |
|2 |Проблемы исторических |16 |8 |4 |4 |
| |реконструкций | | | | |
| |естествознания и этапы | | | | |
| |изменения его содержания | | | | |
|3 |Методологические проблемы |18 |8 |4 |6 |
| |естествознания | | | | |
|4 |Социальные проблемы |12 |8 |2 |2 |
| |естествознания | | | | |
|5 |Специальные проблемы |16 |8 |4 |4 |
| |отраслей естествознания | | | | |
| |ВСЕГО часов |72 |36 |16 |20 |
| |Всего зачетных единиц |2 |1 |1 |


5. Рекомендуемые образовательные технологии
Лекции, проведение семинарских занятий и написание рефератов,
широко применяются такие виды педагогической деятельности, как посещение
естественнонаучных и краеведческих музеев. Предусмотрено также
использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения
занятий (компьютерные симуляции, деловые и ролевые игры, разбор конкретных
ситуаций, психологические и иные тренинги) в сочетании с внеаудиторной
работой с целью формирования и развития профессиональных навыков
обучающихся.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.
Перечень контрольных вопрос и заданий для самостоятельной работы
1. Что такое естественнонаучное мировоззрение, каково место естествознания
в общей структуре культуры общества?
2. Охарактеризуйте сущность философских оснований и проблем естествознания.
3. В чем заключаются философские основания географии и экологии?
4. Каковы взаимоотношения религиозного и научного мировоззрений? Какие
подходы к взаимодействию естествознания и религии Вы знаете?
5. Охарактеризуйте проблемы классификации наук. Каково место географии и
экологии в общей классификации наук?
6. В чем заключаются проблемы реконструкции истории естествознания? Какие
модели развития науки Вы знаете? Охарактеризуйте их.
7. Проанализируйте этапы становления современного естествознания. Почему
характер естествознания изменялся со временем?
8. Расскажите об основных проблемах методологии естествознания. Каковы
критерии отграничения научного знания от других видов знания?
9. Охарактеризуйте два основных пути познания, сформулированные Ф. Бэконом
и Р. Декартом.
10. Что такое научная теория, каковы ее функции, способы изложения?
11. Какова специфика методологии географии и экологии?
12. Перечислите трансдисциплинарные подходы в естествознании и кратко их
охарактеризуйте.
13. В чем заключаются проблемы математизации естествознания? Приведите
примеры из области географии и экологии.
14. Расскажите о классификации как о научной проблеме. Каковы проблемы
построения и использования классификаций в естествознании?
15. Охарактеризуйте описательный, генетический и аксиоматический пути
исследований. Каковы их перспективы и сфера применения в географических и
экологических исследованиях?
16. В чем сущность системного подхода и проблемы его использования в
естествознании? Поясните на примерах из географии и экологии.
17. Что такое модель и моделирование систем? Как моделирование используется
в географии и экологии?
18. В чем заключается проблема пространства и времени в естествознании?
Охарактеризуйте свойства пространства и времени.
19. Что такое географическое пространство и время и его особенности?
20. Какие теории можно считать базовыми для характеристики современной
картины мира? Каковы основные проблемы физической картины мира?
21. Охарактеризуйте основные концептуальные системы химии. Как они быть
использованы для решения географических и экологических проблем?
22. Какие философские проблемы биологии Вы знаете? В чем заключается
феномен жизни?
23. Охарактеризуйте проблемы антропогенеза. В чем они заключаются?
24. Расскажите о философских проблемах наук о Земле. Каково их значение для
формирования общечеловеческого мировоззрения и построения научной картины
мира?
25. Какие концепции взаимодействия природы и общества Вы знаете? Каково
значение философского осмысления этого взаимодействия? Поясните на
примерах.
26. Охарактеризуйте естествознание как социальный институт. Каковы
социологические основания естествознания? В чем специфика социологических
проблем географии и экологии?
27. В чем заключаются проблем взаимоотношений в системе «ученый - научное
сообщество - общество»? Этические проблемы естествознания.
28. Что такое биоэтика? В чем заключаются основные биоэтические проблемы?
29. Что такое социальная экология? Какую роль она играет в экологизации
общества?

Примерная тематика рефератов
Тему рефератов целесообразно предлагать для самостоятельного выбора
студентам с последующим ее утверждением преподавателем. В общем случае,
темы должны быть согласованы с примерным перечнем вопросов к экзамену, но
иметь более конкретную детализацию вопроса и составлять одну из граней
соответствующего вопроса.
Примерный перечень вопросов к экзамену
1. Естественно-научное мировоззрение и его специфика.
2. Основные пути взаимодействия философии и естествознания.
3. Классификация наук и проблемы их построения.
4. Место географии в общей классификации наук.
5. Проблемы взаимоотношения естествознания и религии.
6. Проблемы математизации естествознания.
7. Проблемы реконструкции истории естествознания.
8. Основные модели исторических реконструкций науки.
9. Проблема периодизации развития естествознания и основные этапы
становления естествознания.
10. Развитие географических идей в истории естествознания.
11. Основные проблемы методологии естествознания.
12. Иерархичность и уровни научного знания.
13. Проблема отграничения научного знания от других видов знания.
14. Соотношение эмпирического и рационалистического путей познания природы.
15. Специфика методологии географического знания.
16. Общая характеристика трансдисциплинарных подходов в естествознании.
17. Классификация как научная проблема. Построение и использование
классификаций в естествознании.
18. Характеристика генетического и аксиоматического подходов и проблемы их
использования в естествознании.
19. Системный подход и синергетика и проблемы их использования в
естествознании.
20. Использование трансдисциплинарных подходов в географии.
21. Эволюция взглядов на сущность пространства и времени.
22. Пределы познания малых и больших расстояний и интервалов времени.
23. Пространство и время в различных отраслях естествознания.
24. Географическое пространство и время.
25. Самостоятельность пространства и времени.
26. Мерность и обратимость пространства и времени.
27. Симметрия и асимметрия пространства и времени. Геометрические свойства
пространства.
28. Специфика и предмет наук о свойствах живой и неживой материи
29. Философские проблемы физики
30. Философские проблемы химии
31. Философские проблемы биологии
32. Специфика и предмет наук о Земле
33. Философские проблемы геологии
34. Философские проблемы географии
35. Философские проблемы экологии
36. Естествознание как социальный институт
37. История институализации естествознания
38. Проблема взаимоотношений в системе «ученый - научное сообщество -
общество»
39. Этические проблемы естествознания
40. Социологические проблемы географии

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Бондарев В.П. Концепции современного естествознания. М., 2003.
Кобылянский В.А. Философия экологии: общая теория экологии, геоэкология,
биоэкология. М., 2003.
Степин B.C., Кузнецова Л.И. Современная научная картина мира. М., 1997
Философия современного естествознания /Под общ. ред. С.А. Лебедева. М.,
2004.
б) дополнительная литература:
Агаджанян Н.А., Торшин В.И. Экология человека. Избранные лекции, М.,
1994.
Борзенков В.Г., Северцов А.С. Теоретическая биология: размышления о
предмете. М., 1980
Вернадский В.И. Научная мысль как планетарное явление. М., 1991
Воронцов Н.Н. Развитие эволюционных идей в биологии. М., 1999
Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989
Гирусов Э.В. Основы социальной экологии. М., 1998
Грегори К. География и географы. М., 1988
Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. Л., 1990
Инфельд Л., Эйнштейн А. Эволюция физики. М., 1965
Кедров Б.М. Предмет и взаимосвязь естественных наук. М., 1960
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб., 2002
Кузнецов В.И. Общая химия. Тенденция развития. М., 1989.
Кун Т. Структура научных революций. М., 1975
Лямин В.С. География и общество. М., 1978
Максаковский В.П. Географическая культура. М., 1998
Мересте У.И., Ныммик С.Я. Современная география: вопросы теории. М.,
1984
Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998
Молчанов Ю.Б. Проблема времени в современной науке. М., 1990
Мостепаненко А.М. Пространство-время и физическое познание. М., 1975
Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 1990
Поппер К. Логика и рост научного знания. М., 1983
Пуанкаре А. О науке. М., 1983
Резанов И.А. История взаимодействия наук о Земле. М., 1998
Рейхенбах Г. Философия пространства и времени. М., 1985
Рьюиз М. Философия биологии. М., 1977
Садовский В.Н. Основания общей теории систем. М., 1974
Силк Дж. Большой взрыв. Рождение и эволюция Вселенной. М., 1982
Степин В.С. Философия науки. Общие проблемы. М., 2006.
Соловьев Ю.И. Эволюция основных теоретических проблем химии. М., 1971
Структура и развитие науки. М., 1978
Тюрюканов А.Н., Федоров В.М. Тимофеев-Ресовский Н.В.: биосферные
раздумья. М., 1996.
Трофимов В.Т., Зиллинг Д.Г., Аверкина Т.И. и др. Теория и методология
экологической геологии. М., 1997
Уемов А.И. Системный подход и общая теория систем. М., 1978
Философские проблемы современной химии. М., 1971
Фролов В.Т. Наука геология: философский анализ. Воронеж, 2004
Фролов И.Т. Философия и история генетики. М., 1988
Хаин В.Е., Рябухин А.Г. История и методология геологических наук. М.,
1997
Хакен Г. Тайны природы. Синергетика: наука о взаимодействии. Москва-
Ижевск, 2003
Харвей Д. Научное объяснение в географии. М., 1974
Шарден П.Т. Феномен человека. М., 1987
Шкловский И.С. Вселенная, жизнь, разум. М., 1980
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения лекционных
занятий для потока
2) Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения
семинарских занятий по учебным группам
3) Компьютерный класс с доступом в интернет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 021600
Гидрометеорология.

|Разработчики: |Доцент |В.П. Бондарев |
|Московский государственный | | |
|университет имени М.В.Ломоносова | | |
|Эксперты: |Профессор |Ю.Г. Рудой |
|Российский университет дружбы | | |
|народов | | |
|Географический факультет МГУ имени |Профессор |Ю.Г. Симонов |
|М.В.Ломоносова | | |











Наименование дисциплины
ГИДРОМЕТЕОРОЛОГИЧЕСКИЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ


Рекомендуется для направления подготовки
021600 Гидрометеорология


Квалификация (степень) выпускника Магистр
























1. Цели освоения дисциплины
Ознакомление магистрантов с общими принципами организации и
проектирования гидрометеорологических информационных систем и обучение
работы пользователей в этих системах. Дать магистрантам теоретическую
подготовку в области организации и проектирования геоинформационных систем
(ГИС).

2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина относится к базовой части Общенаучного цикла и
предназначена для приобретения магистрами, специализирующихся по
гидрометеорологии, квалификации в области построения геоинформационных
систем и работы с этими системами, что в дальнейшем позволит использовать
ГИС в научных исследованиях и практической работе.
Для успешного освоения курса магистранты должны прослушать курсы по
математической статистике и программированию, основные курсы по
гидрометеорологии и уметь работать в качестве пользователей в операционной
системе Windows и Internet.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций: знанть современные компьютерные технологии и самостоятельно
использовать их для решения задач профессиональной деятельности и в новых
областях знаний (ОК- 3).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:
Знать: специфику построения гидрометеорологических ГИС и организации
базы гидрометеорологических данных.
Уметь: пользоваться некоторыми из них.
Владеть: статистической обработкой гидрометеорологических данных
4. Структура и содержание дисциплины

Введение в дисциплину.
Тема 1. Определение геоинформационных систем (ГИС)
Понятие ГИС. Их структура. Классификации ГИС: по назначению, по
проблематической ориентации, по территориальному охвату, по способу
организации географических данных. Функциональные требования к ГИС:
автоматизированное картографирование, пространственный анализ, управление
данными. Применение ГИС в научных исследованиях. Компьютерные технические
средства и устройства поддержки ГИС. Программное обеспечение: системное,
базовое и прикладное. История развития ГИС.
Общие представления о гидрометеорологической информационной системе:
специфика гидрометеорологической информационной системы (ИС), задачи
гидрометеорологической ИС, требования к техническим средствам,
поддерживающим гидрометеорологические ИС.
Тема 2. Организация баз данных в гидрометеорологических ИС
Гидрометеорологические данные: синоптическая информация, аэрологические
данные, океанологическая и гидрологическая съемки, данные спутникового
мониторинга атмосферы и гидросферы и т.д. Ввод данных в ГИС.
Организация баз гидрометеорологических данных: географические сведения,
морфология, гидрометеорологическая информация.
Тема 3. Обработка гидрометеорологических данных
Расчет статистической информации. Методы восстановления
гидрометеорологических полей: оптимальная интерполяция, метод взвешенных
коэффициентов, сплайн-интерполяция и др. Редактирование и обновление базы
данных (БД). Расчет дополнительных параметров по этим данным.
Тема 4. Вывод и визуализация данных
Технические средства. Методы визуализации данных: растровая и векторная
графика. Особенности создания компьютерных гидрометеорологических карт и
атласов. Отображение пространственно-временных гидрометеорологических
характеристик.
Тема 5. Особенности применение математического моделирования в
гидрометеорологических ИС
Информационное единство динамической модели и измерений. Адаптация
модели к исходным данным. Мультимедийная визуализация результатов
моделирования. Имитационное моделирование.
Тема 6. Оптимизация гидрометеорологических ИС
Критерии качества: простота вычислительного алгоритма, минимальная
стоимость затрат на проведение натуральных экспериментов и т.д.
Тема 7. Средства доступа к гидрометеорологическим базам данных
Работа с гидрометеорологическими данными при помощи приложений:
«сервера», предоставляющего данные из общей базы данных, и «клиента»,
запрашивающего данные у «сервера».
Приложение «сервер»: режимы функционирования, структура размещения
ресурсов, настройки «сервера», форматы системных журналов, взаимосвязь
между настройками «сервера» и настройками ядра операционной системы,
организация корпоративных данных из БД.
Приложение «клиент»: одновременный доступ к нескольким серверам,
одновременный доступ внутри одного «сервера» к нескольким базам данных.
Тема 8. Особенности гидрометеорологических ИС для Интернет
Возможности, предоставляемые пользователям ГИС для Интернет.
Тема 9. Проблемы безопасности в гидрометеорологических ИС
Контроль прав доступа. Контроль регистрационных журналов.
Фильтрация пакетов. Резервное копирование и восстановление данных.
Шифрование данных.
Тема 10. Обзор современных гидрометеорологических информационных систем
Обзор современных гидрометеорологических информационных систем.
Гидрометеорологическая информационная система «Метео» (НПО
«МэпМэйкерс»). Основные компоненты. Приложения. Телекоммуникация. Основные
принципы работы.
Региональные гидрометеорологические ИС.
Океанологическая информационная система OCEAN DATA VIEW.
Интернет портал NOAA.

Общая трудоемкость дисциплины составляет 3 зачетных единиц 108 часов.
|? |Наименование тем и разделов|Всего |Аудиторные |Самостоя-т|
|п/| |(час.)|занятия, в том |ельная |
|п | | |числе |работа |
| | | |лекции |семинар| |
| | | | |ы | |
|1 |Введение в дисциплину |2 |2 |- |- |
|2 |Тема 1. Определение |2 |2 |- |- |
| |гео-информационных систем | | | | |
| |(ГИС). | | | | |
|3 |Тема 2. Организация баз |16 |4 |4 |8 |
| |данных в ГИС | | | | |
|4 |Тема 3. Обработка |26 |8 |6 |12 |
| |гидро-метеорологических | | | | |
| |данных | | | | |
|5 |Тема 4. Вывод и |16 |4 |4 |8 |
| |визуализация данных | | | | |
|6 |Тема 5. Особенности |8 |2 |2 |4 |
| |применения математического | | | | |
| |моделирования в ГИС | | | | |
|7 |Тема 6. Оптимизация ГИС |2 |2 |- |- |
|8 |Тема 7. Средства доступа к |16 |4 |4 |8 |
| |гидрометеорологическим | | | | |
| |базам данных | | | | |
|9 |Тема 8. Особенности ГИС для|16 |4 |4 |8 |
| |Internet | | | | |
|10|Тема 9. Проблема |2 | |- | |
| |безопасности в ГИС | |2 | |- |
|11|Тема 10. Обзор современных |2 |2 |- |- |
| |гидрометеорологических ГИС | | | | |
| |ВСЕГО часов |108 |36 |24 |48 |
| |ВСЕГО зачетных единиц |3 | | | |

5. Рекомендуемые образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины «Гидрометеорологические
информационные системы» применяются разнообразные виды образовательных
технологий: лекции, практические работы, семинарские занятия. Учебный
материал подается с использованием современных средств визуализации. На
практических занятиях используются технические формы бланков, размещенные в
Интернете. В процессе проведения семинаров применяются методы развивающего
и проблемного обучения.

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.
Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы:
1. Обработка гидрометеорологических данных: построение полей
гидрометеорологических элементов или изолиний, осреднение и климатические
данные, дополнительные качественные характеристики измеренной величины -
координаты, время наблюдения, указание на тропопаузу или на особую точку
температуры. Что такое тип уровня?
2. Внешнее представление данных гидрометеорологических наблюдений.
Организация чтения гидрометеорологических данных.
3. Основные принципы построения геоинформационной системы, как
универсальный инструмент для изготовления, обработки и документирования
гидрометеорологических карт, используя гидрометеорологическую базу данных.
4. Компонента, как основное понятие геоинформационной системы. Что
понимают под компонентой?
5. Перечислите методы восстановления гидрометеорологических полей.
6. Организация базы данных оперативных гидрометеорологических
наблюдений. Проблемы организации оперативных наблюдений. Первичная
обработка гидрометеорологической информации, поступающей в ЭВМ по каналам
связи, организация хранения, раскодирования данных и организация доступа к
этим данным из различных программ.

Примерная тематика рефератов:
1. Особенности восстановления гидрометеорологических полей.
2. Методика построения карт распределения гидрометеорологических
параметров в прибрежной зоне морей и океанов.
3. Гидрометеорологические информационные интернет-сайты.
4. Использование результатов математического моделирования прибрежной
циркуляции вод в современных ГИС.
5. Принципы построения региональных метеорологических информационных
систем.
6. ГИС переноса загрязнений в районе промышленных объектов.
В курсовых работах студенты могут применять ГИС в качестве инструмента
научного исследования.
Примерный перечень вопросов к зачету и экзамену:

Определение геоинформационной системы и история развития
Структура и классификация ГИС.
Специфика гидрометеорологической ГИС.
Организация баз данных в гидрометеорологических ИС.
Расчет статистической информации.
Методы восстановления гидрометеорологических полей.
Редактирование и обновление базы данных.
Расчет дополнительных параметров.
Технические средства вывода и визуализации данных.
Методы визуализации данных.
11. Особенности создания компьютерных гидрометеорологических карт.
12. Отображение пространственно-временных гидрометеорологических
характеристик.
13. Применение математического моделирования в гидрометеорологических
ИС.
14. Критерии качества гидрометеорологических ИС.
15. Работа с гидрометеорологическими данными при помощи приложений
«сервер» и «клиент».
16. Основные функции приложения «сервер».
17. Основные функции приложения «клиент».
18. Средства защиты баз данных в гидрометеорологических ИС.
19. Обзор современных гидрометеорологических информационных систем.

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Берлянт А.М. Геоинформационное картографирование. М.: МГУ, РАЕН, 1997
Вязилов Е.Д. Информационные ресурсы о состоянии природной среды. М.:
Эдиториал УРСС, 2001, 309 с.
Кошкаров А.В., Тикунов B.C. Геоинформатика. - М.: «Картгео-центр»,
1993.
Майкл Н., Де Мерс Геоинформационные системы. Основы. М.: Дата+, 1999.
Тимченко И.Е. Системные методы в гидрофизике океана. - Киев: 1988. 135
с.
Цветков В.Я. Геоинформационные системы и технологии. М.: ФиС. 1998
A Geospatial Framework for the Coastal Zone. The National Academic
Press, Washington, D.C., 2004, 149 p.
б) дополнительная литература:
Периодическая печать по геоинформационным технологиям (в том числе и в
электронном виде).
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
ГИС «Метео» (создатель НПО «МэпМэйкерс»)

8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения лекционных
занятий для потока
2) Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения
семинарских занятий по учебным группам
3) Компьютерный класс с доступом в интернет.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 021600
Гидрометеорология.

|Разработчики: |Доцент |В.С. Архипкин |
|Географический факультет Московского|Доцент |Н.Н. Соколихина |
|государственного университета имени | | |
|М.В.Ломоносова | | |
|Эксперты: |Ст.научный |А.Н. Багров |
|Гидрометеорологический |сотрудник | |
|научно-исследовательский центр РФ | | |
|Географический факультет МГУ имени |Профессор |B.C. Тикунов |
|М.В.Ломоносова | | |

Программа одобрена на заседании УМС по географии УМО по
классическому университетскому образованию от 18-19 февраля 2011
года, протокол ?1-гео/умо




















П Р О Ф Е С С И О Н А Л Ь Н Ы Й Ц И К Л

ПРИМЕРНАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ



Наименование дисциплины
Современные проблемы гидрометеорологии



Рекомендуется для направления подготовки
021600 Гидрометеорология


Квалификация (степень) выпускника Магистр
















1. Цели освоения дисциплины
сформировать у магистрантов системное мышление, обеспечивающее
комплексный подход к анализу гидрометеорологических проблем. Структура
курса отражает комплексность и многоплановость современного этапа развития
гидрометеорологии, состоящей из трех больших разделов, изучающих атмосферу,
воды суши и Мировой океан в их взаимосвязи.

Задачи курса:
. определение общих методологических проблем науки;
. изучение основных взаимосвязей между компонентами климатической
системы;
. рассмотрение современных методов получения и анализа данных в
гидрометеорологии: полевых и экспедиционных наблюдений, использования
сетевых технологий, дистанционного зондирования, численного и
лабораторного моделирования;
. знакомство с глобальными проблемами человечества, связанными с
состоянием водной и воздушной оболочек Земли;
. изучение процессов и последствий антропогенного воздействия на
атмосферу и гидросферу, а также прогноз состояния климатической системы
в будущем;
. знакомство с основными российскими и международными программами
изучения вод суши, океана и атмосферы, организациями, участвующими в
этих исследованиях;
. получение навыков применения теоретических знаний для практического
анализа проблем гидрологии суши, метеорологии, климатологии и
океанологии на глобальном, региональном и локальном уровнях.

2. Место дисциплины в структуре ООП
Дисциплина «Современные проблемы гидрометеорологии» - часть
фундаментальной подготовки магистров по направлению «Гидрометеорология»,
относится к базовой части Профессионального цикла. Содержание программы
отражает уровень требований, предъявляемый к специалистам в соответствующих
отраслях знания и практической деятельности. Трудоемкость курса - 2 кредита
(72 часа).
Требуемый уровень освоения содержания курса предполагает владение
базовыми научными понятиями в сфере гидрометеорологии, знание студентами
физико-математических, географических и гидрометеорологических дисциплин,
предшествующих данному курсу в соответствии с планом подготовки по
направлению «Гидрометеорология». Курс является завершающим в изучении
магистерских программ гидрометеорологического направления.

3. Требования к результатам освоения дисциплины:
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих
компетенций: творчески использовать знания о современных проблемах
гидрометеорологии в сфере профессиональной деятельности (ПК-1).
В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: методы теоретического и прикладного комплексного анализа
гидрометеорологических процессов; существующие подходы к изучению опасных
гидрометеорологических процессов, как природных, так и техногенно-
обусловленных.
Уметь: использовать математические модели для анализа и прогноза
гидрометеорологических процессов, прогнозировать гидроэкологические
последствия неблагоприятных гидрометеорологических условий.

Владеть: навыками использования полученных знаний для решения задач
рационального использования природных ресурсов и охраны водной и воздушной
сред.

4. Структура и содержание дисциплины
Введение в дисциплину. Цель и задачи курса, его структура.

Раздел 1. Общие проблемы науки и современная гидрометеорология
Соотношение знания и непознанного в науке. Динамика фронта научного
познания. Пограничные области наук. Соотношение методологических подходов и
научных направлений. Ограниченность числа основных идей в науке. Структура
организации объектов гидросферы и атмосферы. Идея соотношения целого и
частного при изучении водных и воздушных объектов, гидрометеорологических
процессов. Пространство и время в гидрометеорологии. Пространственно-
временные масштабы гидрологических, океанологических, метеорологических и
климатических событий и их оптимальное соотношение. Детерминированность и
стохастичность гидрометеорологических процессов. Вероятностная оценка
состояний водных и воздушных объектов и характеристик их режима. Роль
классификаций в науке.
Методологические проблемы эмпирических обобщений и теоретических
исследований в гидрологии, климатологии и океанологии. Современные
тенденции в развитии теории гидрометеорологических наук и пути их
интеграции.
Экологические проблемы гидрометеорологии. Оценки трансграничного
загрязнения атмосферы, шельфовых вод и речных бассейнов.

Раздел 2. Характеристика главных направлений развития гидрометеорологии

Тема 1. Основные направления развития метеорологии и климатологии.
1.1 Современное состояние теории климата. Климатическая система Земли,
понятие «глобального климата». Элементы климатической системы.
Геофизическая гидродинамика как теоретическая основа описания динамики
основных элементов климатической системы - планетарной циркуляции атмосферы
и Мирового океана.
1.2 Закономерности формирования климата, его короткопериодной
изменчивости и долговременных изменений. Современные тенденции в изменении
климата.
1.3 Атмосферные процессы внетропических широт и тропиков Явление Эль-
Ниньо - Южное колебание и влияние на погоду и климат умеренных широт.
1.4 Исследования ультрафиолетовой радиации и проблемы озонового слоя.
1.5. Углекислый газ в атмосфере и глобальный цикл углерода
1.6 Атмосферные аэрозоли, их трансформация под влиянием антропогенной
деятельности.
1.7 Четвертый Доклад межправительственной группы экспертов (IPCC) по
проблемам изменения климата. Альтернативные (концепции глобального
потепления) точки зрения на изменения климата и его последствия. Проблема
риска в гидрометеорологии.
1.8 Климат и проблемы энергетических ресурсов, продовольствия,
опустынивания. Климатически обусловленные природные ресурсы и климатически
зависимые отрасли экономики.
1.9 Климат и живые компоненты экосистем. Проблемы механизмов
воздействия факторов среды и физических полей на организм. Экологические
проблемы городской климатологии.

Тема 2. Основные направления развития гидрологии.
2.1 Состав наиболее перспективных направлений развития гидрологии.
Глобальная гидрология. Глобальный влагооборот и климат. Закономерности
материкового влагооборота.
2.2 Речной сток и его составляющие. Общие проблемы оценки стока воды,
наносов, растворенных веществ, биологических субстанций, стока теплоты.
Природные и антропогенные составляющие речного стока.
2.3 Генетическая гидрология. Речной сток и генезис составляющих
вещественных потоков. Генетический состав речных вод. Генетический состав
растворенных в воде химических веществ. Вклад хозяйственной деятельности в
трансформацию химического состояния рек и водоемов.
2.4 Критерии и признаки подобия водных объектов. Гидрофизическое
подобие рек и водоемов. Зональное подобие характеристик геостока. Признаки
подобия азональных свойств водосборных бассейнов. Подобие внутригодового
распределения стока. Подобие типов рек и русловых отложений,
морфодинамических типов русла.
2.5 Гидроэкология (экологическая гидрология): место науки в системе
знаний. Гидроэкологическая безопасность территории (ГЭБТ). Типы нарушения
ГЭБТ. Задачи обеспечения ГЭБТ в различных природных условиях, при различных
вариантах антропогенных нагрузок.
2.6 Прикладная гидрология. Развитие средств ведения кадастров. Создание
баз знаний и экспертных систем в гидрологии. Специфика учета климатических
изменений в изменении водообеспеченности аридных и семиаридных территорий.
Оценка изменений характеристик речного стока, опасных гидрологических
явлений под влиянием многолетних климатических условий. Особенности решения
проблем паводкоопасных территорий.
2.7 Качество воды водных объектов. Выявление причин и тенденций
изменения качества воды при различных видах антропогенных нагрузок на
водные объекты и их бассейны.
2.8 Комплексная оценка использования и средства охраны водных объектов
от истощения, загрязнения и засорения. Отраслевое природопользование и
проведение ОВОС при планировании водопользования.

Тема 3. Основные направления развития океанологии
3.1 Роль океана в климатической системе и изменениях климата.
Глобальная циркуляция океанов и ее устойчивость. Океанское звено
энергетического и гидрологического циклов, как фактор формирования
целостной природы Мирового океана. "Глобальный океанский конвейер".
Карбонатное равновесие, цикл углерода в океане.
3.2 Потоки вещества и энергии между геосферами. Влияние
гидродинамических процессов на потоки взвешенного вещества в океане.
Поступление в моря и океаны вещества с речным стоком. Обмен на границе вода
- донные осадки.
3.3 Синоптическая изменчивость океана. Океанские вихри. Тонкая
структура вод океана.
3.4 Растворенное и взвешенное органическое вещество в океане.
Биохимические процессы его преобразования. Накопления углерода в глубинных
водах океана и его причины.
3.5 Проблемы использования ресурсов океана. Прикладные океанологические
исследования. ОВОС для морских акваторий. Гидрометеорологический режим и
контроль загрязнения вод морей и океанов.
3.6 Проблемы получения данных об океане. Новые технологии: зондирующая
аппаратура, лагранжевы методы, дистанционные методы. Трассеры океанской
циркуляции. Характеристика массивов данных.

Раздел 3. Моделирования процессов в атмосфере и гидросфере
Математическое моделирование атмосферных процессов. Математическая
модель общей циркуляции атмосферы, модели пограничного слоя, облаков,
радиации, мезомасштабных систем циркуляции атмосферы.
Модели океанической циркуляции. Математическая модель общей циркуляции
океана. Методы диагностических расчетов течений в океанах, морях и озерах с
учетом рельефа дна и формы берегового очертания.
Модель речного бассейна. Стохастические модели в гидрологии.
Модели климатической системы (МКС). Прогноз климата будущего с
использованием МКС.

Раздел 4. Влияние загрязняющих веществ на геохимические и биологические
процессы в атмосфере и гидросфере.
Загрязнение устьевых областей рек и прилегающих к ним акваторий.
Оценка экологической роли территории водосборного бассейна рек для морских
акваторий. Процессы загрязнения в контактной области - шельфовая зона моря
- берег. Влияние загрязнения на химию придонных вод, донных осадков и
грунтовых растворов.
Трансформация веществ в водных экосистемах. Ассимиляционная емкость
водных экосистем и природные процессы, ее характеризующие. Особенности
процессов самоочищения природных вод. Гидрофизические факторы самоочищения
вод и грунтов. Моделирование переноса загрязняющих веществ.

Раздел 5. Международные программы исследования гидросферы и атмосферы
Организации, осуществляющие исследования атмосферы и гидросферы.
Основные международные программы изучения атмосферы, океана и вод суши.

Перечень контрольных вопросов и заданий для самостоятельной работы

1. Методологические проблемы эмпирических обобщений и теоретических
исследований в гидрометеорологии.
2. Пути интеграции наук гидрометеорологического профиля. Экологическое
направление в гидрометеорологии.
3. Пространственно-временные масштабы гидрологических, океанологических,
метеорологических и климатических процессов.
4. Причины короткопериодной и долговременной изменчивости климата.
5. Автоколебания и обратные связи в климатической системе.
6. Процессы влагообмена на границе океана и атмосферы.
7. Учет взаимодействия океана и атмосферы в моделях океанической
циркуляции.
8. Теплосодержание деятельного слоя океана. Меридиональный перенос тепла
в Атлантическом, Тихом и Индийском океанах.
9. Процессы газообмена океана и атмосферы. Кислород и углекислый газ.
10. Проблемы водных ресурсов мира и России. Современное состояние и
использование.
11. Климат и проблема водных ресурсов.
12. Водные массы в гидрологическом цикле на территории Европы.
13. Причины колебаний интенсивности глобального гидрологического цикла.
14. Тенденции преобразования материковых гидрологических циклов.
15. Формирование промежуточных и глубинных водных масс в Мировом океане.
16. Влияние циркуляции вод Северной Атлантики на климат Европы.
17. Положение слоя скачка плотности в разных частях Мирового океана и
его влияние на поток биогенных веществ.
18. Эль-Ниньо - Южное колебание и его влияние на погоду и климат
умеренных широт.
19. Эль-Ниньо и его влияние на биопродуктивность перуанских вод.
20. Оценки трансграничного загрязнения атмосферы и гидросферы.
21. Принципы моделирования переноса загрязняющих веществ в океанах,
морях и водных объектах суши.

Общая трудоемкость дисциплины составляет ___2__ зачетных единиц _72_
часа.
|? |Наименование разделов |ВСЕГО |Аудиторные |Самостоят|
|п/п| |(часов) |занятия, в том |ельная |
| | | |числе |работа |
| | | |лекции |семинары | |
|1 |Введение в дисциплину. |2 |2 | |- |
|2 |Раздел 1. Общие проблемы |8 |4 | |4 |
| |науки и современная | | | | |
| |гидрометеорология | | | | |
|3 |Раздел 2 Характеристика |28 |14 | |14 |
| |главных направлений | | | | |
| |развития гидрометеорологии | | | | |
|4 |Раздел 3. Проблемы |18 |4 |4 |10 |
| |моделирования процессов в | | | | |
| |атмосфере и гидросфере | | | | |
|5 |Раздел 4. Влияние |12 |4 |2 |6 |
| |загрязняющих веществ на | | | | |
| |геохимические и | | | | |
| |биологические процессы в | | | | |
| |атмосфере и гидросфере. | | | | |
|6 |Раздел 5. Международные |4 |2 | |2 |
| |программы исследования | | | | |
| |гидросферы и атмосферы | | | | |
| |ВСЕГО часов |72 |30 |6 |36 |
| |ВСЕГО зачетных единиц |2 | | |

5. Рекомендуемые образовательные технологии
В процессе преподавания дисциплины «Современные проблемы
гидрометеорологии» применяются разнообразные виды образовательных
технологий: лекции, практические работы, семинарские занятия. Учебный
материал подается с использованием современных средств визуализации. В
процессе проведения семинаров применяются методы развивающего и проблемного
обучения

6. Учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины.

Примерная тематика рефератов (курсовых работ)
1. Концепция устойчивого развития и ее связь с проблемами рационального
использования водных ресурсов.
2. Роль океана в распределении тепла и влаги на поверхности Земли.
3. Роль криосферы как фактора положительной обратной связи с планетарными
изменениями температурного режима.
4. Локальные, региональные и глобальные масштабы антропогенного
воздействия на атмосферу и ее ресурсы
5. Локальные, региональные и глобальные масштабы антропогенного
воздействия на гидросферу и ее ресурсы
6. Альтернативные (потеплению) точки зрения на проблему изменения климата
и его последствия.
7. Проблема риска в гидрометеорологии.
8. Климат и живые компоненты экосистем.
9. Климат как фактор благосостояния стран и народов (в т.ч.
продовольственной проблемы).
10. Климатически обусловленные природные ресурсы.
11. Климатически зависимые отрасли экономики
12. Проблемы биологических ресурсов океана. Современное состояние и
использование.

Примерный перечень вопросов к зачету
1. Современные тенденции в развитии наук гидрометеорологического
профиля.
2. Атмосфера и ее роль в климатической системе.
3. Роль Мирового океана и суши в формировании климата.
4. Масштабы процессов взаимодействия океана и атмосферы.
5. Криосфера как продукт и фактор взаимодействия атмосферы и гидросферы.
6. Закономерности формирования современного состояния климата, его
короткопериодной изменчивости и долгопериодных изменений.
7. Процессы энергообмена в системе океан-атмосфера.
8. Крупномасштабные закономерности изменчивости характеристик
энергообмена (тропики, средние широты, полярные области), ее региональные
особенности в океанах и морях.
9. Синоптическая изменчивость океана.
10. Потоки вещества и энергии между атмосферой, гидросферой, литосферой
и биосферой.
11. Водный баланс Земли. Глобальный обмен между сушей и Мировым океаном.
12. Речной сток, его природные и антропогенные составляющие.
13. Роль органического вещества в формировании современных экологических
условий Мирового океана и водных объектов суши.
14. Трансформация веществ в водных экосистемах. Особенности самоочищения
природных вод.
15. Критерии оценки качества вод водных объектов.
16. ОВОС в гидрометеорологии.
17. Задачи обеспечения гидроэкологической безопасности в различных
природных условиях и при различной степени антропогенной нагрузки.


7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
а) основная литература:
Алексеевский Н.И. Некоторые особенности современного этапа развития
гидрологии.// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2005. ? 1. С. 91-97
География, общество, окружающая среда. В 7 томах. Гл.ред.
Н.С.Касимов. М.: Городец, 2004.
Добролюбов С.А., Лебедев В.Л., Тужилкин В.С. Базовые научные
концепции // Географические научные школы Московского университета. М.:
Городец, 2008. С. 625-674
Добролюбов С.А., Лаппо С.С., Лебедев В.Л. Основные концепции
современной океанологии// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География. 2005. ? 1.
С. 98-108
Кислов А.В. Климат в прошлом, настоящем и будущем. М.: МАИК «Наука»/
Интерпериодика, 2001. 351 с.
Кислов А.В., Евстигнеев В.М., Малхазова С.М. и др. Прогноз
климатической ресурсообеспеченности Восточно-Европейской равнины в условиях
потепления климата 21 века.
Лаппо С.С. Климат Земли и океан // Новые идеи в океанологии. Т.1
Физика. Химия. Биология. М.: Наука, 2004. С.15-26
Лисицын А.П. Потоки вещества и энергии во внешних и внутренних сферах
Земли.//Глобальные изменения природной среды. Новосибирск: ГЕО, 2001. С.163-
249
Оценочный доклад об изменениях климата и их последствиях на
территории Российской федерации. Москва, РОСГИДРОМЕТ, 2008.
Петросянц М.А., Кислов А.В., Семенов Е.К. Основные концепции
метеорологии и климатологии. // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5. География.
2005. ? 1. С. 83-90.
Проблемы гидрологии и гидроэкологии. Вып. 1. М., 1999.399 с.
Проблемы гидрологии и гидроэкологии. Вып. 2. М., 2004. 506 с.
Эдельштейн К.К. Структурная гидрология суши. М.: ГЕОС, 2005. 316 с.
Исаев А.А. "Экологическая климатология". Научное издание - М.:
Научный мир.2003. 470 с.
б) дополнительная литература:
Алексеевский Н.И. Тенденции развития гидрологии // Вестн. Моск. ун-
та. Сер. 5. География. 1998. ? 4. С.49-54
Алексеевский Н.И. Формирование и движение речных наносов. М.,
1998.201 с.
Воронков П.П. Гидрохимия местного стока Европейской территории СССР.
Л: Гидрометеоиздат, 1970. 186 с.
Добролюбов С.А. Соков А.В. Роль глубинных вод Северной Атлантики в
изменчивости теплообмена океана и атмосферы.// Вестн. Моск. ун-та. Сер. 5.
География. 2002, ? 6. С. 42-48.
Калинин Г.П. Проблемы глобальной гидрологии. Л.: Гидрометеоиздат,
1968. 377 с.
Клиге Р.К. Особенности формирования вод Земли//Современные глобальные
изменения природной среды, т. 1, М.: Научный мир, 2006. С. 210-222.
Клиге Р.К. Изменения глобального водообмена //Современные глобальные
изменения природной среды, т. 1, М.: Научный мир, 2006. С. 222-233
Лаппо С.С. К вопросу о причинах адвекции тепла на север через экватор
в Атлантическом океане.//Океанология, т. 46, ? 4, 2006, с. 485-487.
Лаппо С.С., Гулев С.К., Рождественский А.Е. Крупномасштабное тепловое
взаимодействие в системе океан-атмосфера и энергоактивные области Мирового
океана. // Л.: Гидрометеоиздат, 1990, 336 с.
Лаппо С.С., Соков А.В., Терещенков В.П., Добролюбов С.А. Океан и
колебания климата. // Российская наука: Выстоять и возродиться. М.: Наука,
1997, с. 245-251
Эдельштейн К.К. Водохранилища России: экологические проблемы, пути их
решения. М.: ГЕОС, 1998. 277 с.
Изменение климата, 2001. Обобщенный (третий) доклад
межправительственной группы экспертов по изменению климата, ВМО, ЮНЭП,
СПб.: Наука, 2002. 268 с.
Хандожко Л.А. "Экономическая метеорология".СПб.: Гидрометеоиздат,
2005 г.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы
К числу важнейших Интернет-ресурсов в области гидрологии и водного
хозяйства относятся сайты:
1. www.waterinfo.ru (Министерство природных ресурсов Российской
Федерации. Федеральное агентство водных ресурсов, ФГУП «Центр Российского
регистра гидротехнических сооружений и государственного водного кадастра),
2. http://rims.unh.edu/
- Arctic RIMS (Региональная гидрологическая система мониторинга
Арктических бассейнов),
3. www.r-arcticnet.sr.unh.edu - R-ArcticNet (Региональные
гидрографические данные сети постов Арктического региона),
4. www.cawater-info.net (Портал знаний о водных ресурсах и экологии
Центральной Азии)
5. www.nws.noaa.gov/oh/hic (Центр гидрологической информации
национальной службы погоды США),
6. water.usgs.gov (Данные по водным ресурсам США, включая оперативные
данные по каждому штату).
7. http://www.ipcc.ch/
Сайт Межправительственной группы экспертов (IPCC)


8. Материально-техническое обеспечение дисциплины
1. Учебная аудитория с мультимедийным проектором для проведения
лекционных занятий
2. Учебные аудитории для проведения семинарских занятий.
3. Методическое пособие с изложением технологии выполнения практических
работ.

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 021600
Гидрометеорология.

Разработчики:
|Географический факультет |Профессор |Н.И. Алексеевский |
|МГУ имени М.В.Ломоносова |Профессор, чл.-корр. |С.А. Добролюбов |
| |РАН |А.В. Кислов |
| |Профессор |А.В. Полякова |
| |Доцент | |
|Эксперты: | | |
|Институт океанологии имени П.П. |Профессор |С.К.Гулев |
|Ширшова РАН | | |
|МГУ имени М.В.Ломоносова |Ведущий науч.сотрудник|А.М. Божинский |






















Наименование дисциплины
ИСТОРИЯ, ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ГЕОГРАФИИ


Рекомендуется для направления подготовки
021600 Гидрометеорология


Квалификация (степень) выпускника Магистр



































1. Цель усвоения дисциплины

Охарактеризовать этапы развития географии от территориальных
открытий и описаний новых объектов до возникновения научных идей и
установления географических закономернстей и законов; дать представление о
географии как целостной системе взаимодействия естественных и общественных
наук. Дисциплина завершает формирование географического мировоззрения,
мышления и знания на «студенческой скамье».
2. Место дисциплины в структуре магистерской программы
Дисциплина органически связана с ранее прослушанными
курсами общегеографических дисциплин и дисциплин наук о Земле.
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины «История, теория и методология
географии» обучающийся должен:
Знать:
. Этапы развития географической науки.
. Роль выдающихся отечественных и зарубежных географов в истории
географии.
. Основные отечественные научные географические школы.
. Современные общегеографические, физико-географические и
общественно-географические понятия.
. Области применения географических знаний.
(Коды приобретаемых компетенций по ФГОС магистра: ПК-4)
Уметь:
. Анализировать различные направления и школы в географии.
. Применять теоретические и методические знания в практической
деятельности.
. Раскрыть сущность географических проблем и показать возможные
пути их решения.
(Коды приобретаемых компетенций по ФГОС магистра: ПК-10, ПК-14,
ПК-15, ПК-16)
Владеть:
. Методами построения эмпирического знания в географии.
. Системным мышлением в аспекте изучения географических объектов.
. Знаниями зарубежного опыта в области теории и методологии
географии.
(Коды приобретаемых компетенций по ФГОС магистра:
ПК-9, ПК-12, ПК-13, ПК-17)
4. Структура и содержание дисциплины
Общая трудоемкость дисциплины «История, теория и методология
географии» составляет 3 зачетные единицы или 108 часа.
4.1 Структура дисциплины

|? |Раздел |Се|Неде|Виды учебной работы, включая |Формы текущего |
|п/п|дисциплины |ме|ля |самостоятельную работу студентов и |контроля |
| | |ст|семе|трудоемкость (в часах) |успеваемости |
| | |р |стра| |Форма |
| | | | | |промежуточной |
| | | | | |аттестации |
| | | | |Аудиторная |Самостоятельная | |
|Всего часов 108 |1 | |36 |18 |18 |36 | |



4.2. Содержание
Тема 1. История науки
Науковедение о единстве теории и методологии. Три этапа в истории
географии, обусловленные сменой предмета и метода: хорологический,
районный, геосистемный.
Хорологический этап. Задачи географии на первом этапе ее развития:
идентификация мест на земной поверхности и их описание. Роль
территориальных географических открытий в развитии науки. География как
страноведение (краеведение). Пример: программа экономической географии
М.В.Ломоносова. Теоретическое обоснование страноведения в хорологической
концепции. Методология страноведения, индивидуалистический и типологический
подходы. Эволюция страноведения в XX веке. Изучение ареалов в
биогеографии. Статистическое направление в социально-экономической
географии. Современное страноведение (на примере вузовского учебника по
физической географии России).
Районный этап. Потребности углубленного изучения пространственных связей
и отношений природы, населения и хозяйства в XIX веке. Идеи В.В.Докучаева
о географическом синтезе. Формирование представлений о ландшафте. Основные
положения раннего ландшафтоведения З.Пассарге и Л.С.Берга. Ландшафтоведение
и ландшафтная экология во второй половине XX века. Концепции экосистемы,
биома и экотона в биогеографии. Эволюционные учения в геоморфологии
(В.М.Дэвис и В.Пенк). Геохимические ландшафты Б.Б.Полынова. Районное
направление в социально-экономической географии. Формирование представлений
о географической оболочке.
Геосистемный этап. Появление задач выяснения системообразующих связей.
Исследования И.Г.Тюннена концентрических сельскохозяйственных зон вокруг
города как пионерный опыт исследования процессов и продуктов воздействия
объекта на организации хозяйства. Развитие системного направления в работах
В Лаунхарда, А. Лёша, В.Кристаллера и др. Распространение нововведений.
Понятия континуума и консорции в биогеографии. Анализ речных систем
Р.Хортона и его развитие. Концепция поляризованного развития и модель
поляризованной биосферы. Изучение геохимических сопряжений (М.А.Глазовская,
А.И.Перельман). Энергопроизводственные циклы и кластеры. Нуклеарные
геосистемы. Глобальный синтез: учение о биосфере В.И.Вернадского. Идеи
А.Вегенера и их развитие в антогонистических концепциях тектоники плит и
расширяющейся Земли.
Тема 2. Методологические основы географии
География в системе знаний. Роль географических исследований в познании
объективного мира. Гносеологические, социальные, культурно-воспитательные и
конструктивные задачи географии.
Диалектическая взаимосвязь между развитием общества, изменениями
территориального разделения труда, логикой формирования самой
географической науки, общим развитием науки, мировоззрениями, культурой
эпохи.
Уровни методологии: всеобщий (философский) и специально-научный
(конкретный).
Критерии практики в географических исследованиях. Фундаментальные,
поисковые и прикладные географические исследования.
Система географических наук, процессы дифференциации в географии,
география как система в большой системе наук.
Структурная организация современной географии. Природно-географические
науки. Общественно-географические науки. Значение картографической науки.
Специфика объекта исследования географических наук на стыке
естественных, социальных и технических наук. Характер связей и
взаимодействий географических наук с науками о Земле, социально-
экономическими, техническими, медицинскими, математическими и другими
науками.
Проблема целостности географической науки. Объективная закономерность
сочетания процессов дифференциации и интеграции географической науки в
эпоху НТР. Экологизация, гуманизация и социологизация в географии. Развитие
междисциплинарных исследований на гранях между отдельными географическими
науками, а также между географией и негеографическими науками,
возникновение на этих гранях новых комплексных наук и дисциплин.
Теоретические и практические задачи географии при их формировании.
География и системное движение. Возрастающее внимание к изучению связей
и отношений в географии, параллели в системных и географических
представлениях. Влияние системного движения на географию: формальное и
содержательное. География и кибернетика. География и информатика. География
и математика.
Двойственное положение географии между наукой и искусством как
дополнительным способом познания реальности. Исследовательское начало в
географии. Художественный момент в географии, описательность в лучших
образцах страноведческих характеристик.
Промежуточное место географии среди наук, изучающих природу, общество и
мышление.
Психологизация географии. Представление людей об окружающей среде и роль
этих представлений в их поведении - психологический аспект в географии.
Исследование индивидуальных, этнических, социальных и других особенностей
восприятия среды людьми. Практическое значение географии восприятия.
Понятие о географической школе как группе единомышленников, объединенной
общностью мировоззрения и используемым методом. Основные географические
школы и взгляды на мир. Дополнительность географических картин нашей
планеты. Влияние языковых традиций на географическое воспроизведение
действительности. География и языкознание. Топонимика.
Тема 3. Современная география: понятия, теория, методы
Важнейшие географические понятия. Общегеографические, физико-
географические и общественно-географические понятия: общее, различия,
взаимосвязи.
Общегеографические понятия: геосистема, биосфера, географическое
пространство, поле, граница, ареал, район, иерархия. Природно-
географические понятия: географическая оболочка Земли, ландшафт, природно-
территориальный комплекс.
Общественно-географические понятия: экономическое районирование,
территориально-производственные комплексы, территориальные социально-
экономические системы, территориальная организация общества, единая система
расселения.
Изучение географических единиц. Земная поверхность - объект наблюдений
географов, выделение территорий и акваторий в географии от античности до
Нового времени. География как страноведение, описывающее пространственные
индивидуумы. Функция места. От фиксации однообразия к поиску изоморфизмов;
выявление сходства у географических единиц, схемы идеального материка и
океана. Изучение регионов, где в качестве субстрата выступает
индивидуальная культура. Страноведение. Новые тенденции в классификации
государств.
Учение об ареалах в географии. Анализ размещения явлений по земной
поверхности - традиционная задача географии. Изучение ареалов в
биогеографии. Формы ареалов, строение ареалов, представление об их центре.
Процесс дробления географии, связанный с разрастанием метода изучения
ареалов на все большее число земных явлений. Пути интеграции, нахождения
общих закономерностей размещения.
Тема " фактор - форма ". Традиционно-географическая задача -
исследование формы в зависимости от окружающей среды. Разработка понятий о
жизненной форме в геоботанике. Развитие генетической классификации форм
рельефа в геоморфологии. Диагностическое значение анализа формы. Отражение
влияния среды в типологии форм поселений ( В.П.Семенов-Тянь-Шанский и его
последователи).
Тема " стимул - реакция". Формула А.И. Воейкова "река - продукт климата"
как типичное выражение географического подхода в изучении процессов. Пример
анализа поведения объекта: от качественной оценки роли факторов
стокообразования к моделям. Исследование поведения в социальной географии,
новые тенденции (внимание к проблеме риска, выяснение реакции людей на
опасные стихийные явления). Расширение работ по характеристике
антропогенных воздействий на ландшафты и их компоненты.
Построение иерархий. Опыты выявления иерархии в структурной
геоморфологии: разрывные нарушения от локальных трещин до глобальных
линеаментов, блоки разных размеров (от локальных блоков до континентальных
глыб и литосферных плит). Идея элементарных ячеек как парагенезисов, в
совокупности образующих тела одного уровня организации, т.е. введение
промежуточного звена между соседними рангами иерархии. Общее
методологическое значение идеи в географических исследованиях иерархии.
Морфология ландшафта как пример ее реализации.
Шаги к изучению геосистем. Представление об узловом районе.
Поляризованное развитие на уровне региона, страны, мира. Описание явлений
формообразования у поверхности тел в физической географии. Террасы у речных
потоков, зональность речных пойм. Ландшафты наветренных и подветренных
склонов гор и предгорной равнины. Приморские ландшафты, ландшафты
континентальные. Понятие о консорциях (плеядах) в биогеографии.
Представление о пограничных слоях. Теория трофических цепей. Геохимическая
миграция и ее изучение. Исследование каскадных превращений вещества и
энергии.
Земля как система. Изучение круговоротов вещества в планетарном
масштабе. Опыты моделирования планетарной системы. Развитие представлений о
функциях живого вещества (поддержание "вихря" химических элементов,
продуцирование кислорода, сохранение различных равновесий в атмосфере и
гидросфере, образование осадочных пород и т.д.). История расчетов
продуктивности и массы живого вещества. Влияние хозяйственной деятельности
на живое вещество и его последствия для системы биосферы.
Взаимодействие геосистем. Изучение простейшего случая - линейной связи в
геохимии ландшафта. Рассмотрение ассоциаций геосистем на примере
биогеоценологии (низший уровень взаимодействия) и географии мирового
хозяйства (высший уровень взаимодействия). Влияние структурных
неоднородностей, поляризации. Изучение географических проявлений борьбы
социальных сил (работы отечественных географов, посвященные
капиталистическим странам, труды "радикальных" географов на Западе).
Проблема изменений природы под влиянием производства в освещении географов
разных поколений, понятие культурного ландшафта. Становление идеи
существования разнотипных геосистем на земной поверхности.
Географические аспекты глобальных и региональных проблем. Географический
прогноз. Место географических прогнозов в системе научного прогнозирования.
Виды географических прогнозов. Сущность, взаимосвязи, принципы, масштаб
времени (временные горизонты) и таксономические уровни (операционные
единицы) географического прогнозирования. Методы географического
прогнозирования.
Управление географическими системами. Задачи управления
пространственными системами. Роль моделирования и математических методов в
обосновании управления географии. Проблемы геокибернетики. Информационная
основа географии и задачи ее расширения.
Тема 4. География и практика. Перспективы развития.
Формы географической деятельности: экспедиции, кафедры и факультеты в
университетах, специализированные институты, стационары, мониторинг,
государственные службы проектирования, планирования и управления, службы
охраны среды и природопользования и т.д. Сеть географических учреждений,
географы и их специализация в разных странах. Структура географической
науки, ее национальные особенности. Географическая периодика, издание карт
и книг. Государственные и международные программы исследований.
Области применения географических знаний. Преподавание, полевые работы,
проектирование, планирование, прогнозирование, экспертиза и т.п. Смена
требований практики в географической науке, усложнение прикладных,
теоретических и методологических задач географии.
Возрастающая роль географии в современном мире. Усложнение
взаимодействий в глобальной и региональной системах "население - хозяйство
- природная среда". Новые практические задачи географии. Районная
планировка как важная прикладная область географии. Роль географии в
научном обосновании и практическом обеспечении рационального
природопользования и охраны природы. Предплановые разработки. Подходы к
участию географа в экспертизе. Организация мониторинга. Географ как
организатор среды. Учет человеческого фактора при составлении схем районной
планировки, охраны природы и регионального развития.

5. Образовательные технологии
В процессе преподавания используются различные виды образовательных
технологий: развивающее и проблемное обучение, лекционно-семинарско-
зачетная система обучения, технология развития критического мышления,
использование в обучении игровых методов, проведение «круглых столов». При
чтении данного курса применяются такие виды лекций как вводная, обзорная,
проблемная, лекция-информация и лекция-визуализация.

6. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной
аттестации по итогам освоения дисциплины

Перечень контрольных вопросов и заданий
1. Каковы отличия трех этапов в развитии географии в отношении предмета
и метода?
2. Опишите методологию экономической географии М.В.Ломоносова.
3. Почему хорологическая концепция оказалась столь живучей и
влиятельной?
4. Чем отличаются подходы статистической и районной школ в социально-
экономической географии б. СССР?
5. Что нового привносит в географию концепция геосистем?
6. Приведите пример географического исследования связей.
7. Что общего в учениях о биосфере и консорциях?
8. Как провести границы однородного района и целостной геосистемы?
9. Каким образом следует определять свойства целостности геосистемы?
10. Сравните практический смысл изучения районов и геосистем.
11. Характер современных требований к географической науке.
12. Что может география и не могут смежные науки?
Перечень тем рефератов и заданий
1. Пользуясь картой крупного или среднего масштаба, проанализируйте
зависимость населенных пунктов от рек разного порядка (итог
представить в виде графика или таблицы).
2. С помощью карты выясните связь поселений по показателям численности
населения и расстояния с региональным центром (итог представить в
виде графика).
3. По данным Росстата
(http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main)
постройте график изменений численности населения России или своего
региона, определите тренд и дайте варианты прогноза на ближайшие 10
лет.
4. Напишите реферат на тему: «Развитие хозяйственных кластеров в
России/регионе».
5. По данным Росстата
(http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/rosstatsite/main) с
использованием мелкомасштабной карты выясните связь между
географическим положением стран (их столиц) по отношению к Мировому
океану и величиной ВНП, результаты представить в табличной или
графической форме.
6. По данным Earth System Research Laboratory
(http://www.esrl.noaa.gov/psd/data/timeseries) с помощью расчета
коэффициента корреляции атмосферного давления за период 1948-2010
определите зависимость климата вашего региона (задается координатами)
от ближайшего центра действия атмосферы.
7. Пользуясь данным космических снимков поисковика Google и/или
крупномасштабной карты, найдите по признакам прямолинейности участка
русла реки тектоническую структуру и подтвердите ее существование
фактом сейсмичности (информация о землетрясениях мира с магнитудой от
2 баллов по шкале Рихтера за период 1964-2011 гг. можно найти на
сайте http://www.iris.edu/SeismiQuery/sq-events.htm.
8. Напишите реферат на тему «Консорция растения NN (по выбору)».
9. По профилю, идущему от улицы с интенсивным движением, оцените (по 3-х
или 5-бальной шкале) обилие накипных лишайников на деревьях и
составьте график изменения качества воздуха по индикационным данным.
10. Попросите студентов своей группы составить простую схему места их
проживания и проанализируйте различия в восприятии городского
ландшафта между юношами и девушками.
Перечень вопросов к экзамену
1. Характеристика трех этапов развития географии.
2. Концепция поляризованного развития.
3. Распространение инноваций.
4. Теория расширяющейся Земли.
5. Антропогенное потепление климата: за и против.
6. Истощение запасов углеводородов и альтернативная энергетика.
7. Современная демографическая ситуация в России.
8. Глобальный кризис и перспективы «зеленой» экономики.
9. Стратегическое планирование развития региона.
10. Географический анализ рисков.
Форма итогового контроля: экзамен

7. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

а) основная литература:
Географические научные школы Московского университета. Гл.
редактор Н.С. Касимов.
М.: «Изд. Дом Городец», 2008.
Голубчик М.М., Евдокимов С.П., Максимов Г.Н. История географии.
Учебное пособие. Изд-во СГУ, Смоленск, 1998

б) дополнительная литература
Алаев Э.Б. Социально-экономическая география: Понятийно -
терминологический словарь. М.: Мысль, 1983. 350 с.
Баранский Н.Н. Научные принципы географии: Избр. тр. М.:Мысль, 1980. 239
с.
Баранский Н.Н. Становление советской экономической географии: Избр. тр.
М.: Мысль, 1980. 288 с.
Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М.:
Наука, 1965. 372 с.
Вернадский В.И. Философские мысли натуралиста. М.: Наука, 1988. 519 с.
Гвоздецкий Н.А. Основные проблемы физической географии. М.: Высш. шк.
1979. 222 с.
Географический энциклопедический словарь: Понятия и термины. М.
Советская энциклопедия, 1988.
География. Большая Российская энциклопедия. Т. 6. М.: БРЭ, 2006.
География, общество, окружающая среда. Гл. редактор Н.С. Касимов. Тт. I-
VП. М.: «Изд. Дом Городец», 2004.
Герасимов И.П. Советская конструктивная география: Задачи, подходы,
результаты. М.: Наука, 1976. 207 с.
Новое мышление в географии. Под ред. В.М. Котлякова. М.: Наука, 1991.
Ретеюм А.Ю. Земные миры. М.: «Мысль», 1988.
Творцы отечественной науки. Географы. Отв. ред. проф. В.А. Есаков. М.:
«АГАР», 1996.
в) программное обеспечение и Интернет-ресурсы

Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учетом
рекомендаций и ПООП ВПО по направлению подготовки 021600
Гидрометеорология.


Разработчики:


|Московский государственный | Профессор|К.Н. Дьяконов |
|университет имени М.В.Ломоносова | | |
| | |А.Ю. Ретеюм |
| |Профессор | |
|Эксперты: | | |
|Географический факультет МГУ имени |Профессор |Э.П.Романова |
|М.В.Ломоносова | | |





Список разработчиков ПООП, экспертов
Разработчики:
|Географический факультет МГУ | Декан |Н.С.Касимов |
|имени М.В. Ломоносова | | |
|Географический факультет МГУ | Зам. декана по УМО |Э.П.Романова |
|имени М.В. Ломоносова | | |
|Географический факультет МГУ |Зав.кафедрой |Н.И.Алексеевский |
|имени М.В. Ломоносова |гидрологии суши | |
|Географический факультет МГУ |Зав.кафедрой |А.В.Кислов |
|имени М.В. Ломоносова |метеорологии и | |
| |климатологии | |
|Географический факультет МГУ |Зав.кафедрой |С.А.Добролюбов |
|имени М.В. Ломоносова |океанологии | |


Эксперты:
|Институт океанологии имени |Зав.лабораторией |С.К.Гулев |
|П.П.Ширшова РАН |взаимодействия | |
| |океана и атмосферы | |
|Гидрометцентр РФ |Директор |Р.М.Вильфанд |
| | | |

Программа одобрена на заседании УМС по географии УМО по классическому
университетскому образованию от 18-19 февраля 2011 года, протокол ?1-
гео/умо.


Председатель УМС по географии УМО по классическому университетскому
образованию, академик РАН
Н.С.Касимов