Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://temporology.bio.msu.ru/RREPORTS/podolny_osvoenie.html
Дата изменения: Fri Feb 28 03:00:31 2014
Дата индексирования: Fri Feb 28 03:02:57 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: созвездие лебедя
Р.Г.Подольный. Освоение времени

ББК 15.11 П44

П44

Подольный Р. Г.

Освоение времени.- М.: Политиздат, 1989. 143 с.- (Филос. б-чка для юношества). I5ВN 5-250-00177-71989.-

Проблема времени имеет важное значение. Она занимает умы не только философов, но и физиков и историк биологов и геологов, психологов и экономистов, социологов и искусствоведов. Некоторые из представляемых ими

мировоззренческое значение, ков,

как изучается эта проблема в философии и в специальных науках, как отражается она в искусстве, посвящена данная книга. Читатель найдет в ней интересные факты, познакомится с результатами новых исследований, с особенно яркими и любопытными гипотезами.

 

ассчитана на массового читателя.

' 0301040000-026Й 079(02)- 89

5-250-00177-7

ББК 15.11

ї ПОЛИТИЗДАТ, 1989

Введение

У Януса не одно лицо

Мудрее всего - время, ибо оно раскрывает все.

Фалес Милетский

Время! Оно стоит, ползет, идет, бежит и летит. Приходит и проходит. Наступает и минует. Обвиняет и оправдывает. Меняется и меняет нас. А мы его тратим и бережем, не замечаем и боимся, хотим не упустить, заполнить, провести с толком, использовать и, конечно, понять... Уже на заре своего существования, более двух с половиной тысячелетий назад, философия пыталась понять, что же такое время, дать ему определение, выделить и осмыслить его свойства. За прошедшие с той поры века почти каждый крупный мыслитель так или иначе затрагивал проблему времени, давал ему свое толкование или принимал, иногда дополняя, трактовку одного из своих

3

предшественников. Вслед за философией начали заниматься временем и другие науки - каждая в чем-то по-своему, но все целеустремленнее, упорнее и методичнее.

Однако никогда еще тема эта так не притягивала к себе ученых практически всех специальностей, как во второй половине нашего столетия. Время стало предметом пристального внимания всего круга наук - естественных, технических и общественных, включая среди прочих дисциплин искусствознание и литературоведение. Ему посвящены многие десятки книг, сотни диссертаций, тысячи статей. Причем каждое новое десятилетие по числу таких публикаций далеко опережает предыдущее.

Теперь говорят не только о философском понятии времени и не только о времени физическом; в специальных трудах вы найдете время химическое, геологическое, биологическое, историческое (или социально-историческое), экономическое, психологическое, художественное и др., притом чуть ли не в каждой из таких форм времени выделяются и более мелкие подразделения. Откуда такой интерес к проблеме времени у представителей сразу десятков наук? Почему он стал так усиливаться именно в нашу эпоху? Объяснений этому дается довольно много. Вот некоторые из них.

Первое. По мере развития цивилизации все острее встает проблема сохранения традиций, с одной стороны, и с другой - все ощутимее нужда в прогнозе: каким окажется стремительно приближающееся будущее? Конечно, и в XIX в., например, русское или немецкое общество искали свои исторические корни (вспомним собирателей фольклора А. Н. Афанасьева, П. Н. Рыбникова у нас, братьев Гримм в Германии); и будущее тоже пытались предвидеть. Однако нынешние масштабы пристального внимания сразу и к прошлому и к будущему беспрецедентны. Как же тут не увлечься и самим временем?

Второе. Жизнь становится все сложнее и сложнее, поток информации захлестывает, возрастает частота

4

событий, на которые надо откликаться, увеличивается, так сказать, удельная плотность их, жизнь торопится и торопит вечно не хватает времени. Волей-неволей приходится задуматься, что оно собой представляет. Опять-таки похоже на истину. Однако стоит помнить, что только потомкам кажется, будто их предки жили просто да спокойно. Сами предки, насколько можно судить, далеко не всегда согласились бы с такой оценкой. Да кто, например, рискнет назвать тихой и размеренной жизнь русского общества в XVIII в.- от Петра I до Павла I? И уж, верно, не меньше, чем нам с вами, не хватало времени Ломоносову или Суворову - вот ведь были беспокойные люди, вечно торопили жизнь... Но сейчас-то торопятся почти все!

Третье. В XX в. особенно бурно развивались и развиваются естественнонаучные идеи, так или иначе касающиеся времени, и это настойчиво привлекает к его проблемам общественное внимание. Действительно, самое начало нашего столетия отмечено рождением специальной теории относительности, сформулированной Альбертом Эйнштейном, где понятие физического времени, как известно, подверглось решительному переосмыслению. Замечательные мысли о роли времени в геологии высказал в последние десятилетия прошлого и в первые десятилетия нынешнего века Владимир Иванович Вернадский. Современная космология измеряет время миллиардами лет, а квантовая механика - квадрильонными (и еще меньшими) долями секунды. Подобные примеры можно продолжить. Однако не менее важные перемены произошли и в научных взглядах на пространство, между тем давний интерес к нему человечества все-таки не дал пока что такого грандиозного всплеска...

Но и эту, названную третьей, причину не стоит отбрасывать, как и некоторые другие, здесь не названные. Важно, что все они воздействуют на общество и науку не по отдельности, а совокупно, вместе.

5

Притом - вероятно, это главное - все указанные и неуказанные обстоятельства срабатывают тем вернее, что отношение людей ко времени с давних пор эмоциональное, страстное и даже пристрастное. Иногда мы его боимся. И не случайно же бог Кронос (Хронос), олицетворенное Время в древнегреческом мифе, пожирает своих детей. На символических картинках время получает в руки такую же страшную косу, как и смерть. Человек всегда ощущал временность своего существования на Земле (даже тогда, когда верил в бессмертие своей души). А сейчас мы боимся и за судьбу всего человечества...

Зато мы еще и надеемся на время, ждем от него помощи, изменений в собственной судьбе, разрешения личных и вечных общечеловеческих проблем, улучшения мира, и даже утро в поговорке, наверное, потому вечера мудренее, что вечер-то имеется в виду сегодняшний, а утро - завтрашнее.

В каждой области знаний время не просто привлекает к себе внимание, но становится одним из важнейших объектов исследований.

Вот два недавних высказывания советских философов. Ю. Б. Молчанов призывает 'осознать ключевой, центральный характер проблемы времени именно для развития материалистической диалектики'. Е. Г. Яковлев полагает: 'Создание теории бытия личности во времени является одной из важнейших проблем современного научного человекознания'.

Советский физиолог академик П. К. Анохин настойчиво подчеркивал, что 'пространство и время являлись особенно фундаментальными постоянными факторами, которые уже с момента зарождения жизни воздействовали на все живое', и требовал, чтобы это важнейшее обстоятельство учитывалось в научных построениях.

Историк и литературовед академик Д. С. Лихачев отмечает: 'Литература в большей степени, чем любое

6

другое искусство, становится искусством времени. Время - его объект, субъект и орудие изображения'.

Оказавшись тем перекрестком, на котором встречаются чуть ли не все существующие науки и искусства, время может послужить почвой, на которой начнется то объединение 'физики' и 'лирики', приближение которого давно предсказывается и ожидается.

...У древних римлян рядом с собственно богом времени Сатурном (римляне отождествляли его с греческим Кроносом) почитался бог начал и концов Янус. Именно в его честь мы зовем январем месяц, открывающий год. Янус изображался с двумя лицами - молодым и старым, веселым и грустным. Два лица Януса символизировали знание им прошлого и будущего. Пожирающего собственных детей Кроноса-Сатурна использовать в качестве сегодняшнего символа проблемы времени как-то не хочется, а вот Янус тут, пожалуй, подойдет. Только лиц ему, понятно, придется прибавить - ведь сколько форм времени насчитывают сегодня исследователи.

Однако само-то время едино, и исследование его с разных сторон должно вестись коллективно и дружно. Все чаще собираются междисциплинарные симпозиумы по проблеме времени, выходят посвященные ей научные сборники, где соседствуют статьи по физике, физиологии и языкознанию, по истории, психологии и литературоведению.

Это движение к сотрудничеству наук не ограничивается рамками национальными; в 1966 г. было создано Международное общество междисциплинарного исследования времени. Примерно раз в три года оно проводит конференции. А совсем недавно такая авторитетная организация, как ЮНЕСКО, совместно с Международным советом научных союзов начала проводить международные симпозиумы по теме 'Время и науки'. Рано еще утверждать, что ученые многих специальностей совместными силами атакуют

7

проблему времени. Но по крайней мере заинтересованность их в этом союзе налицо.

Чего можно ждать от такого союза исследователей?

По-видимому, есть надежда извлечь из их трудов некий общий знаменатель (если пользоваться математической терминологией), или сухой осадок (следуя терминологии химиков), словом, то воистину единое, что проявляет себя всюду, где наука, человек и общество имеют дело со временем.

Однако тут стоит оглянуться на опыт физики, исследующей фундаментальные проблемы пространства и времени. Когда физики обнаружили, что в одних экспериментах элементарные частицы проявляют себя как частички вещества, в других - как волны, то проблему удалось разрешить, введя принцип дополнительности. Каждая частица действительно в одно и то же время и волна, а следовательно, может быть описана двумя разными (взаимоисключающими) способами. Классическая формальная логика считала, что одно из взаимоисключающих описаний неверно, принцип же дополнительности обосновывает равноценность таких описаний, они становятся взаимодополнительными.

Тот самый датский физик Нильс Бор, что первым ввел в физику принцип дополнительности, предложил распространить его на ряд других областей науки, в первую очередь на биологию, психологию и культурологию. За последние десятилетия работы, в которых используются взаимодополнительные описания, появились во множестве отраслей знаний - от химии до лингвистики и литературоведения.

Описания феномена времени, предпринимаемые в истории и физике, в психологии и литературе и т. д., тоже могут оказываться дополнительными друг для друга, с разных сторон представляя нашему умственному взору одни и те же явления и тем самым позволяя увидеть и познать их более глубоко.

8

Но только ли ради таких широких и безусловно важных целей необходимо сотрудничество специальных наук, философии и искусства в этой области? Как кажется, тут нас ждут и более узкие открытия, связанные с сопоставлением конкретных данных из разных областей,- те самые обретения нового на стыке разных научных дисциплин, которые так характерны для XX в.

Безнадежна была бы попытка даже бегло, мимоходом и понемногу рассказать на этих страницах про 'все-все-все', касающееся времени. Любой затронутый здесь научный труд - представитель многих других, поневоле не упомянутых, и каждый ученый, чье мнение приводится, выступает, по существу, от имени своих не названных в книге коллег. Надеюсь, молодой читатель найдет тут некоторые особенно важные факты и теоретические положения, познакомится с результатами отдельных имеющих принципиальное значение исследований и особенно яркими гипотезами - с тем чтобы он мог представить себе многогранность и глубинное единство проблемы, увидеть самые заметные вехи на историческом пути открытия и освоения времени.

9

БЕССТРАШИЕ МЫСЛИ

Далее, надобно твердо держаться

вот какого положения: время не

поддается такому расследованию,

как все остальные свойства

предметов...

Эпикур

'Дабы обнять мир'

Время относится к числу философских категорий - понятий предельно общих, фундаментальных, отражающих самые важные, самые существенные связи и отношения действительности и познания. Тем интереснее увидеть, каким открывается время обществу, науке и искусству. А начнем давайте с короткой справки из Советского энциклопедического словаря:

'Время (филос.), форма последовательной смены явлений и состояний материи. См. Пространство и время'.

Что же, последуем указанию: заглянем и в названную

10

статью. Из нее мы дополнительно узнаем, что время характеризует длительность бытия явлений и состояний материи, что оно неотделимо от состояний материи (а пространство характеризует структурность и протяженность материальных систем), что время и пространство имеют объективный характер, неотделимы от материи, неразрывно связаны с ее движением и друг с другом.

Сразу надо попросить читателя помнить постоянно при чтении книги слова о неразрывной связи пространства и времени: ведь хотя мы с ним не раз будем говорить об этой связи, но еще чаще только подразумевать ее, поскольку тема-то наша - время. А о неотделимости времени от материи, ее движения речь будет идти, по существу, на протяжении всей книги.

Вспомним, что В. И. Ленин требовал: понятия должны быть 'обтесаны, обломаны, гибки, подвижны, релятивны, взаимосвязаны, едины в противоположностях, дабы обнять мир' '. Ход осмысления времени философией - подтверждение этой ленинской мысли.

 

Вопросы, которым тысячи лет

В чем ни один скептик не откажет корифеям древней и средневековой философии, так это в умении гениально ставить вопросы. В серьезных работах наших дней по феномену времени нередко цитируют и Аристотеля, жившего в пору расцвета античности, и Августина Блаженного, чья фигура встает на рубеже между античностью и средневековьем. Ответы, которые они давали, нередко оказываются бесконечно устаревшими, зато вопросы, их тревожившие, во многом сохранили для нас свою свежесть, остались интересными и волнующими, даже если мы и

Ленин В. И. Поли. собр. соч., т. 29, с. 131.

11

знаем сегодня (а так бывает не всегда!), как на них ответить. И об этих вопросах стоит здесь поговорить, для того чтобы вы увидели сложность и противоречивость времени, разглядели рельефнее хоть часть трудностей, с которыми приходится тут иметь дело философам.

Августин, размышляя о времени, вздыхает (а идет V в. н. э.): 'Кажется, ничего нет яснее и обыкновеннее, а между тем, в сущности, нет ничего непонятнее и сокровеннее и более вызывающего на размышления'.

И рассуждает:

'Что же касается до настоящего, то если бы оно всегда оставалось настоящим и никогда не переходило из будущего в прошедшее, тогда оно не было бы временем, а вечностью. А если настоящее остается действительным временем при том только условии, что через него переходит будущее в прошедшее, то как мы можем приписать ему действительную сущность?.. Разве только в том отношении, что оно постоянно стремится к небытию, каждое мгновение переставая существовать'.

Впрочем, он все-таки признает, что время реально, и даже заявляет: '...прошедшее и будущее время также существуют, хотя и непостижимым для нас образом'.

А за восемь столетий до Августина феномен времени точно так же вызывал на трудные, а иногда и горькие размышления Аристотеля, основателя двух десятков наук, в том числе логики. Мощное это оружие Аристотель обращает и на время, приходя к роковому выводу, что 'время или совсем не существует, или едва [существует], будучи чем-то неясным...'.

Почему? Вот одно из аристотелевских объяснений этого тезиса. '...Для всякой делимой вещи, если только она существует, необходимо, чтобы, пока она существует, существовали бы или все ее части, или некоторые, а у времени, которое [также] делимо, одни части уже были, другие - будут и ничто не существует. А 'теперь' не есть часть, так как часть измеряет целое, которое должно слагаться

12

из частей; время же, по всей видимости, не слагается из 'теперь'.

И Аристотель глубоко задумывается: куда уходит, вовсе ли исчезает вчерашний день? Задумывается над этим не первым и, конечно, не последним среди философов.

'...Чем отличается бытие прошлых событий от бытия событий настоящих? Чем же отличается физическая реальность вчерашнего дня от физической реальности сегодняшнего или позавчерашнего? Каковы доказательства того, что на каких-то интервалах мирового пространственно-временного континуума события прошлого не остаются реальностью... Только то, что мы их не воспринимаем? Но ведь время - не форма чисто субъективного опыта'.

Конечно, легко увидеть уже по использованным здесь терминам, что эта цитата принадлежит ученому XX в., а не IV столетия до н. э. Но Ю. Б. Молчанов определяет приведенные здесь рассуждения как 'давний вопрос, заданный еще Аристотелем'. Что говорить, умели спрашивать античные мудрецы!

Предшественникам этих прославленных мудрецов, безвестным мифотворцам, пытавшимся по-своему объяснить мир, в том числе и время, ответы давать было проще. Время объявлялось богом, нередко - верховным, высшим среди прочих богов. Первым материалистич