Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://sai.msu.ru/history/16lect.doc
Дата изменения: Fri Sep 28 16:47:23 2012
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:26:19 2012
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: релятивистское движение


Уважаемые Коллеги!
Вынуждена привлечь ваше внимание к курсу истории астрономии, который я вот
уже 19 лет читаю в ГАИШ.

Предварительные пояснения.

Общий обязательный курс лекций по истории и методологии астрономии
читается мною в ГАИШ с 1990г. на основе университетского учебника:
А.И.Еремеева, Ф.А.Цицин. «История астрономии. Основные этапы развития
астрономической картины мира», М., изд-во МГУ, 1989г. 349с. Он имеется и в
нашей б-ке. В работе находится электронная версия - как продолжающаяся
подготовка 2-го доп. издания (разумеется, суть лекций не меняется, а лишь
улучшается изложение и уточняются детали. Так, в космологии все время
приходится следить за меняющейся от года к году оценкой постоянной
Хаббла.).
Автор с благодарностью готов принимать все критические замечания по
курсу, что пойдет лишь на пользу делу. Но, конечно, не по классическому
типу: «Я Пастернака не читал, но осуждаю.»
Случайно узнав об имевшей место именно подобной ситуации, предлагаю
ознакомиться с соответствующими фрагментами моей лекции ?16 - в качестве
своего рода «ликбеза» и в целях нейтрализации дезинформации, прозвучавшей
на одном из недавних Уч. Советов ГАИШ из уст одного из его сочленов,
посетовавшего, что Еремеева в своих лекциях приписывает лишнюю славу
«чужаку» Леметру, умаляя заслуги отечественного ученого А.А.Фридмана.
***
Для информации приведено и оглавление лекции, где желтым выделены пункты,
относящиеся к затронутому вопросу.
***


Оглавление Лекции 16.


Глава 37. От классической к релятивистской космологической картине мира.
§ 1. Космологические парадоксы и попытки их решения.
§ 2. Вторая универсальная революция в естествознании..
1. Кризис классической космофизической картины мира на рубеже XIX -
XX вв.
2. Научная революция в физике - создание специальной и общей теории
относительности (СТО и ОТО). Эйнштейн.1905, 1916.
3. Научная революция в космологии. От стационарной конечной
вселенной
Эйнштейна к нестационарной вселенной Фридмана.
(1) Первые космологические следствия ОТО: математические релятивистские
модели Вселенной К.Шварцшильда (1916); А. Эйнштейна (1917).
(2)Углубление научной революции в космологии. Нестационарная вселенная
Фридмана. От математического моделирования к новой картине мира
(3) О различии понятия "Вселенной" у Эйнштейна и у Фридмана.

§3.Развитие релятивистской картины Вселенной на базе новых открытий в
наблюдательной астрономии.
1. Открытие больших скоростей спиралей (В.М. Слайфер, 1913 - 1917гг.) и
первые интерпретации эффекта на основе ОТО (К. Виртц, Паддок, К. Лундмарк,
Г. Стрёмгрен и др. ). Модель «пустой Вселенной» с отталкивательными силами
В. де Ситтера, 1917).
2. Открытие закона красного смещения. Э.Хаббл,1929.
3. Проблема возраста Вселенной.
4. Гипотеза "Большого взрыва" (Big Bang, Ж. Леметр, 1927,1933).
5. Столкновение релятивистской космологии и материалистической философии.

Глава 38. Открытие нового канала получения информация из космоса .
§ 1. Рождение радиоастрономии.
§ 2. Открытие радиовселенной.

Глава 39. Укрепление эволюционной релятивистской
космологической картины мира.
§1. Теория «горячей Вселенной» и предсказание «остаточного излучения»

как ее экспериментально проверяемого следствия (Дж. Гамов,
1946)
§ 2. Открытие реликтового излучения - наблюдательное подтверждение
теории Большого Взрыва"(Пензиас, Уилсон, 1965) и драматическая
предыстория «открытия века».
§3. Классическая релятивистская космологическая картина мира - новый
рецидив
астрономического "абсолютизма".
§ 4. На рубеже третьей научной революции в космологии: от классической
картины единственной и всеохватной релятивистской Вселенной к
картине множественности качественно различных физических
вселенных,
суммируемых в образе инфляционной самообновляющейся «многоликой» и

неограниченной во времени и пространстве фрактальной Вселенной
(А.Д. Линде,
А. Гут, сер.70-х гг.-80-е гг. ХХ в. - начало XXIв.).
***

Из Лекции 16. (зеленым выделены для удобства примечания)


Глава 37. От классической к релятивистской космологической картине мира.
.....................................
§ 2. Вторая универсальная революция в естествознании. Эйнштейн.
1. Кризис классической космофизической картины мира на рубеже XIX -
XX вв.
В первой четверти XX в. произошла вторая в истории естествознания
великая научная революция - смена классической космофизической картины мира
на новую, квантово-релятивистскую. Этот коренной переворот начался с
революции в физике.
Классическая физическая картина мира (ньютоновская гравитационно-
механическая, дополненная к концу XIX в. идеями и открытиями
электродинамики Максвелла - Лоренца и ставшая по сути гравитационно-
электродинамической) опиралась на представление о независимости друг от
друга, иначе абсолютности таких сущностей, как пространство, время,
материя. Пространство представлялось евклидовым - плоским, трехмерным,
бесконечным, существующим и без материи (как абсолютная пустота). Время в
общем смысле - как некая абсолютная длительность, вне связи с материей
(хотя принималось во внимание и физическое время как мера физических
процессов - вспомним это определение у Аристотеля!). Материя мыслилась
дискретной - состоящей из нейтральных атомов с электромагнитной основой (то
есть в свою очередь построенных из электрически заряженных частиц -
электронов и некой положительно заряженной основы атома). Абсолютными и
универсальными считались и физические законы - открытые на Земле, они
экстраполировались на всю мыслимую материальную Вселенную.
И хотя в механике уже со времен Галилея был известен классический
принцип относительности ("не абсолютности") движения, а именно
тождественность любых механических явлений в равномерно (и, как его
дополнил Ньютон, прямолинейно) движущихся или покоящихся системах, все же
одна система отсчета выделялась как абсолютная, в целом неподвижная, так
что движение относительно нее можно было также рассматривать как
абсолютное. Такой системой считался мировой эфир, возрожденный в физике в
новое время (в XVIIв.) Декартом и снова утвержденный в качестве реальности
в XIXв. Оливером Лоджем. В нем совершались лишь колебательные движения,
проявлявшиеся как электромагнитные волны - свет.
Особой и также абсолютной силой считалось тяготение - как "всемирное"
врожденное (вопреки представлениям самого Ньютона!) свойство материи.
Законы макроскопических явлений распространялись (экстраполировались)
на всю шкалу масштабов - до космологических в одну сторону и до микромира в
другую.
Но в последние десятилетия XIX в. в физической картине мира стали
проявляться парадоксы - противоречия между, казалось бы, наиболее прочными
законами, какими были законы механики, и точными опытами и наблюдениями.
Таким парадоксом стал результат опыта американского физика А. Майкельсона.
В 1881 г. он предпринял попытку обнаружить мировой эфир прямыми опытами -
измерить скорость движения относительно него Земли, иначе - "эфирный ветер"
(наличие которого предрекалось еще... Птолемеем, при допущении движения
Земли). Однако в точных опытах Майкельсона, пытавшегося обнаружить
различие в скорости луча света, направленного вдоль или поперек
орбитального движения Земли, скорость света оставалась постоянной! (Вот бы
порадовался великий древний грек!..) Дальнейшее уточнение опыта в 1885 - 87
гг. не изменило результата.
Сначала физики попытались объяснить загадочный эффект в духе
принципа относительности Галилея: неощутимостью движения Земли относительно
мирового эфира, хотя существование самого эфира и, следовательно, движение
Земли относительно этой неподвижной мировой среды продолжали считать
реальностью. Причину такой "неощутимости" движения объясняли по-разному.
Один из крупнейших физиков Г. Герц предположил (1880-е гг.), что Земля
просто увлекает с собой часть окружающего эфира и в этой, неподвижной
относительно Земли, окрестности и производятся наши опыты с лучом света.
Однако, эта гипотеза противоречила опытам другого крупного физика И. Физо,
который показал, что если мировой эфир существует, то он может увлекаться
Землей лишь частично. Знаменитый автор электронной теории материи голландец
Х.А. Лоренц в Лейдене и видный ирландский физик Дж. Фитцджеральд в
Дублине попытались объяснить отрицательный результат опыта Майкельсона,
допустив даже реальное сокращение размеров движущихся тел, включая Землю, в
направлении их движения, - якобы под действием возникающих в них при этом
электромагнитных сил. Лоренц вывел формулы для вычисления такого
пропорционального сокращения линейных масштабов движущегося тела и
промежутков времени между событиями на них, в зависимости от скорости
самого движения ("преобразования Лоренца").
Именно эффект неощутимости якобы реально существующего движения
Земли сквозь мировой эфир и был назван впервые (по аналогии с принципом
Галилея) новым "принципом относительности" (А. Пуанкаре, 1904 г.).
Равномерное прямолинейное движение оказывалось неощутимым не только в
механических явлениях, но и в электромагнитных (в скорости распространения
электромагнитных волн).
Перед физиками встала проблема поисков новой фундаментальной, более
общей теории, которая на единой основе объясняла бы и механические, и
электромагнитные явления. Эту проблему решил в 1905 г. молодой немецкий
физик Альберт Эйнштейн (1879 - 1955) в своей "специальной теории
относительности" (СТО)1

2. Научная революция в физике - создание специальной и общей теории
относительности (СТО и ОТО). Эйнштейн.1905, 1916.
Из утверждения о принципиальной неощутимости движения Земли
относительно мирового эфира Эйнштейн сделал подлинно революционный вывод: в
таком случае можно считать, что такой абсолютной системы отсчета вовсе не
существует - и отказался от идеи мирового эфира2. Обобщив принцип
относительности Галилея, он провозгласил равноправие всех инерциальных
систем в отношении любых физических процессов. В

преобразованиях Лоренца, утверждал Эйнштейн, отражаются не реальные
изменения неких абсолютных размеров тела при его движении, а лишь тот
факт, что сам результат измерений размера тела зависит от движения системы
отсчета. В этой новой физической картине относительными становились сами
понятия "длина" и "промежуток времени" между событиями; даже понятие
"одновременности событий". Иначе говоря,
провозглашалась относительность не только всякого механического движения,
но и самого пространства и времени, если их рассматривать по отдельности. В
своей новой теории
Эйнштейн постулировал постоянство скорости света в вакууме, независимо от
движения наблюдателя и излучающих тел, и пришел к выводу, что эта скорость
является максимальной скоростью физического взаимодействия вообще. Это -
первый
фундаментальный вывод СТО.
___________
1 Основные положения ее были опубликованы в его работе 1905 г. " К
электродинамике движущихся тел".
2 Т.о. это был постулат Эйнштейна, а вовсе не доказательство
несуществования
мирового эфира, как это толкуют подчас современные авторы, описывая опыт
Майкельсона: «Результаты этого эксперимента полностью доказали отсутствие
"всемирного эфира"».- См. ЗиВ, 5/2009, с.104, лев. кол., 1-й абз., 9 строка
сн.!
Другим фундаментальным выводом теории стало знаменитое соотношение
между полной внутренней энергией и массой тела (Е = mc2). Первое его
восприятие многими физиками породило «паническую» картину возможности
перехода материи в некое нематериальное состояние - в энергию. В
действительности речь шла о законе преобразования формы материи -
вещественной в полевую (излучение) с энергией Е. В этом последнем
истолковании он открывал, кстати, совершенно новые перспективы для решения
проблемы источника энергии излучения звезд!
В 1916 г. Эйнштейн завершил построение своей новой теории
гравитации - общей теории относительности (ОТО). Специальная теория
относительности вошла в нее как частный случай. Ньютонова теория гравитации
также вошла в ОТО частным случаем - для слабых полей тяготения. В новой
теории (ОТО) утверждалась неразрывная связь между пространством, временем и
материей. Наличие материи искривляло пространство, и тело двигалось в этом
пространстве так, что казалось притягиваемым к месту концентрации материи.
Так тяготение вновь (впервые это сделал Декарт в XVII в.) было представлено
как эффект чего-то, а не врожденное свойство. (Напомним, что именно такой
смысл тяготению - как эффекту придавал и сам Ньютон, подозревавший, что
для проявления тяготения нужен некий связующий тела агент, оно не может
проявляться в абсолютной пустоте.).
Первым успехом ОТО стало объяснение загадочной лишней скорости (на
43"/100лет) в движении перигелия Меркурия (открытой Леверье в 1859 г. и не
нашедшей убедительного объяснения в ньютоновской теории, так как
гипотетической внутренней возмущающей планеты - Вулкана (идея Леверье) на
деле не оказалось).
Тогда же, в 1916 г. К. Шварцшильд нашел первое точное решение мировых
уравнений Эйнштейна, которые связывают геометрические свойства, или
метрику, четырехмерного искривленного пространства-времени со свойствами
заключенной в нем материи.
Поскольку тяготение распространялось и на свет как поток фотонов,
то из ОТО следовало, что луч света, проходя вблизи звезды, искривляющей
пространство, должен сам искривляться в направлении этой звезды. Такой
эффект действительно был обнаружен впервые во время полного солнечного
затмения 29 мая 1919 г. А.С. Эддингтоном и Ф.У. Дайсоном. Это было первое
прямое подтверждение новой теории тяготения, в дальнейшем укрепленное при
аналогичных наблюдениях, например во время затмения 19 июня 1936 г.
(русским астрономом, впоследствии академиком А.А. Михайловым).
Таким образом, физика, зарождавшаяся некогда как "космофизика", вновь
возвращалась к своим космическим масштабам. Действительно, следствия новых
физических теорий СТО и ОТО могли быть проверены сначала только на явлениях
космических масштабов.
В свою очередь ОТО стала фундаментом для выявления новых свойств и
закономерностей Вселенной в самых крупных масштабах и для создания новой,
релятивистской космологии и космологической картины мира.

3. Научная революция в космологии. От стационарной конечной
вселенной
Эйнштейна к нестационарной вселенной Фридмана.
(1) Первые космологические следствия ОТО: математические релятивистские
модели Вселенной К.Шварцшильда (1916); А. Эйнштейна (1917).

Решение мировых уравнений ОТО позволяет в принципе построить
математическую модель Вселенной. Первую такую попытку предпринял сам
Эйнштейн в 1917 г. Считая радиус кривизны пространства постоянным, то есть
исходя из представлений о стационарности Вселенной в целом во времени (что
казалось наиболее разумным с философской точки зрения, если под именем
«Вселенная» подразумевать весь существующий материальный мир), он пришел к
заключению, что Вселенная должна быть пространственно конечной, хотя и
бесконечной во времени (вечной) и построил новую - первую не наглядную -
модель Вселенной: в форме четырехмерного цилиндра.
В этом решении уже изначально было заложено предопределяющее его
утверждение - постулат, наподобие принципа неподвижности Земли в древнейших
космологических картинах мира. Но теперь это был принцип стационарности
Вселенной - мировоззренческое утверждение, квинтэссенция многотысячелетнего
философского осмысления самого понятия "Вселенная" как всего сущего, как
всей мыслимой совокупности материи. (Именно это, напомним, по отношению ко
всей Вселенной утверждал впервые Аристотель - неизменность всей
материальной Вселенной в целом, допуская изменяемость лишь ее отдельных
частей.)
Но, приняв этот постулат, Эйнштейн первым столкнулся с проявлением
"строптивости" своей новой обобщенной теории гравитации (ОТО). Решение
мировых уравнений оказалось неоднозначным и не давало однозначной
стационарной модели мира, пока Эйнштейн не ввел в них некую искусственную
умозрительно полученную деталь - дополнительную постоянную -
«космологический член», обозначенный им как ? (греч. большая буква
«лямбда»). При положительных значениях ? эта постоянная приобретала
физический смысл поля сил отталкивания, или, как стали говорить в
дальнейшем, "отрицательного давления". Эта чисто математическая модель,
далекая от наглядности, но еще следовавшая "правилам приличия" в
общепринятой философии Космоса, не нарушавшая принципа его стационарности -
просуществовала без конкурентов (хотя, видимо, и без поклонников) пять лет.
(Сам Эйнштейн посчитал в дальнейшем введение этой космологической
постоянной едва ли не главной своей ошибкой, а между тем ей еще
предстояло с триумфом возродиться. в современной космологии).
Mодель Эйнштейна уже совершала "маленькую" революцию (или, скорее
"контрреволюцию"!) в космологии, возродив картину пространственно конечной
Вселенной, но приписав ей при этом вечность во времени. Но то, что не
воспринималось физикой, обычно (как это было поначалу и с коперниковой
теорией) безболезненно "проглатывалось " в математической упаковке.3

(2)Углубление научной революции в космологии. Нестационарная вселенная
Фридмана. От математического моделирования к новой картине мира
Петербургский математик и геофизик-теоретик Александр
Александрович Фридман (1888 - 1925) первым отказался от исходного постулата
о стационарности Вселенной, показав его теоретическую необоснованность. В
1922 г. он заново проанализировал сложную систему из 10 мировых уравнений
ОТО и пришел к фундаментальному выводу о том, что эти уравнения ни при
каких условиях не дают однозначного решения, то есть ответа на вопрос о
форме Вселенной, ее конечности или бесконечности в пространстве. Вместе с
тем, захваченный новой небывалой перспективой получить, пусть не
однозначный, но ответ на вопрос о том, что же может представлять собой наша
Вселенная с точки зрения ОТО, в рамках новых представлений о существе
гравитации, Фридман предположил возможность изменения радиуса кривизны
мирового пространства во времени. (Тем самым постулируя, а вернее, как бы
возрождая еще более древнюю, до-аристотелевскую идею возможности изменения
Вселенной как целого).
Исходя также из постулатов - но теперь уже иных - об однородности и
изотропности Вселенной, он нашел новые, "нестационарные" частные решения
уравнений ОТО - в виде трех возможных моделей нестационарной Вселенной.
Каждая определялась принимаемым интервалом значений ? и знаком кривизны
пространства. Две модели (с положительным ?) описывали Вселенную с
монотонно растущим радиусом кривизны. Вселенная как целое оказывалась
расширяющейся: в одном случае из точки, в другом - начиная с некоторого
малого, но ненулевого объема. («Монотонный мир первого и второго рода», по
Фридману).
______________
3 Напомним, что первую модель "релятивистской" Вселенной, то есть
построенной на
основе ОТО, предложил в 1916 г. К. Шварцшильд, введя сферическую геометрию
пространства - для избавления космологической картины от гравитационного
парадокса. Но он не ставил вопроса о конечности или бесконечности
Вселенной во времени...

Время расширения ее до современного состояния - до современного
значения радиуса кривизны пространства Фридман условно назвал (использовав
традиционную терминологию) "временем, прошедшим от сотворения мира" (к
счастью для него эта «крамола» не дошла тогда до наших идеологических
органов!.. - Гонения на сторонников теории расширяющейся Вселенной, но уже
связывавшейся с аббатом (!) Леметром, начались у нас в следующем
десятилетии). Правда, Фридман добавлял, что "это время может быть
бесконечным" (!).
Третья модель представляла "периодическую" Вселенную: радиус кривизны
ее пространства возрастал от нуля до некоторой величины за время, которое
Фридман назвал "периодом мира" (в чем уже слышится влияние древнеиндийской
космологии - представлений о периодах-югах!), а затем уменьшался опять до
нуля. (Вселенная вновь сжималась в "точку"). Фридман указывал на два
варианта реализации такой (как бы мы теперь сказали - «пульсирующей»
модели. В зависимости от определения смысла самого понятия «совпадение
событий» время существования такой Вселенной могло быть конечным (от
расширения из точки до сжатия обратно в точку) либо же, если, как писал
Фридман, «считать время изменяющимся от минус бесконечности до плюс
бесконечности», то, "мы придем к действительной периодичности кривизны
пространства". Плотность Вселенной у Фридмана также зависела от времени,
падая обратно пропорционально кубу радиуса кривизны*.
Модель "стационарной Вселенной Эйнштейна", как показал Фридман,
представляла собой лишь частный случай решения мировых уравнений ОТО. Таким
образом Фридман отвергал вывод Эйнштейна о том, что ОТО обязательно
приводит к конечности Вселенной при любой положительной средней плотности
материи в ней.
Результаты Фридмана были опубликованы в небольшой (11 страниц) статье
в ведущем немецком теоретико-физическом журнале "Zeitschrift fЭr Physik"
(1922, Bd.10). Сначала они вызвали ответную публикацию Эйнштейна с резкой
критикой их как якобы ошибочных. Но после письменных разъяснений Фридмана и
главным образом в результате беседы с ________________
[*Трудно удержаться от ощущения, что эта «игра ума» напоминает уже
описанную в одной из прежних наших лекций остроумную попытку рассмотреть
процесс распространения от точечного источника и ослабления света,
проделанную двумя средневековыми математиками и философами Р. Гроссетестом
и Р.Бэконом и получившую в истории науки наименование «оптико-
геометрической аналогии», которая впервые позволила установить обратно-
квадратичную зависимость изменения с расстоянием вообще центральных сил. ]
Эйнштейном (по просьбе Фридмана) русского физика Ю.А. Круткова (который и
передал Эйнштейну письмо от Фридмана) великий преобразователь физики ХХ
века в
специальной заметке в том же журнале в 1923 г. признал правоту молодого
советского теоретика и назвал его результаты не только правильными, но и
проливающими новый свет на проблему. В 1924 г. во второй своей статье там
же Фридман рассмотрел вопрос о возможности мира с постоянной отрицательной
кривизной.
Более полную и глубокую оценку вклада А. Фридмана Эйнштейн дал в 1945
г. Он писал: "Его [Фридмана] результат затем получил неожиданное
подтверждение в открытом Хабблом расширении звездной системы...
Последующее представляет не что иное, как изложение идеи Фридмана. ...Не
вызывает поэтому никаких сомнений, что это наиболее общая схема, дающая
решение космологической проблемы" [Цит. по материалам Фридмановской
конференции 1963 г. ].
Разумеется, формирование новой релятивистской космологии этим не
завершилось. Но последовавшее всестороннее и порой драматическое
развитие ее, и в еще большей степени всей космологической картины мира
убеждает, что имя А.А. Фридмана - по его роли в этом процессе - можно с
полным основанием поставить рядом с именем Эйнштейна. Так, революция
Эйнштейна в физике и едва начатый им переворот в космологии получили
неожиданное развитие в намного более глубокой космологической революции
Фридмана. Исторически соотношение имен Фридман - Эйнштейн повторило другое
великое сочетание: Кеплер - Коперник. Если Эйнштейн - это Коперник ХХ
века, то именно Фридман, углубляя его теорию, разрушил, подобно Кеплеру,
господствовавший в его время принцип классической космологии. Во времена
Кеплера это была, как мы помним, всеобщая "одержимость округленностью"; во
времена Эйнштейна и Фридмана - принцип стационарности Вселенной.
В космологии Фридман не был чистым теоретиком-математиком.
Получив модель "периодической Вселенной", он обращается к истории
философского осмысления окружающего мира. "Невольно вспоминается, - писал
Фридман в своей философской брошюре "Мир как пространство и время" (1923
г.), - сказание индусской мифологии о периодах жизни". В космологии Фридман
большое значение придавал наблюдениям. "Вернейший и наиболее глубокий
способ изучения, при помощи теории Эйнштейна, геометрии мира и строения
нашей Вселенной состоит в применении этой теории ко всему миру и в
использовании астрономических исследований... И хотя астрономические
исследования не дают еще достаточно надежной базы для экспериментального
изучения нашей Вселенной ... наши потомки, без сомнения, узнают характер
Вселенной, в которой мы обречены жить...," - пророчески писал Фридман в той
же брошюре.

(3) О различии понятия "Вселенной" у Эйнштейна и у Фридмана.
В своих космологических построениях Фридман особое внимание
обращал на взаимоотношение астрономии и философии. Обычно космологическую
теорию Фридмана принято относить ко всей мыслимой Вселенной. Но так ли это
понимал сам ее автор? - В упоминавшейся уже брошюре Фридман поднимает
проблему определения самого понятия "Вселенная". (Здесь его
непосредственным продолжателем во второй половине ХХ в. стал едва ли не
самый глубокий российский космолог - московский ученый А.Л. Зельманов, 1913
- 1987). Фридман различал измеримый, наблюдаемый мир - вселенную
естествоиспытателя и несравненно более широкий по смыслу мир - вселенную
философа. Он подчеркивал, что принцип относительности (речь шла об ОТО) и,
следовательно, все построенные на нем космологические схемы, модели
Вселенной, могут иметь отношение лишь к этому наблюдаемому, «измеримому»
миру естествоиспытателя, тогда как для философа все эти космологические
схемы, как и сам принцип относительности, не более чем гипотетические
построения вроде космогонических гипотез.
Вряд ли кто во всей истории интеллектуального развития человечества
поднимал на такую недосягаемую высоту философию! В свое время она
формировалась как великий синтез опыта и умозрения в осмыслении мира и
действительно показала способность мысли проникать дальше и глубже слабых
глаза, руки и даже прибора, а в эпоху большевистской диктатуры в нашей
стране была низведена до уровня бесправной невольницы в ханском
гареме...(хотя и была провозглашена незыблемым, неприкасаемым для критики
фундаментом науки - «марксизмом-ленинизмом»)
Вместе с тем, Фридман был убежден, что и на само развитие идей
современных философов неизбежно окажет влияние "грандиозный и смелый размах
мысли, характеризующий общие концепции и идеи принципа относительности,
затрагивающие такие объекты, как пространство и время". Таким образом,
Фридман различал "время" как физическую величину и как философскую
категорию.
Эти глубокие философские размышления Фридмана в космологии в высшей
степени созвучны нашему времени, когда после длительной "очарованности"
образом единой, единственно существующей расширяющейся Вселенной (какой
мыслилась Метагалактика) космология вновь выходит на просторы изучения и
философского осмысления реального необъятного, качественно неисчерпаемого
мира.
Но вся история релятивистской космологии разворачивалась уже без А.А.
Фридмана: не дожив до 38 лет, не дождавшись признания космологов -
астрономов, для которых он был чистым математиком, А.А. Фридман скончался в
сентябре 1925 г. от тифа. Между тем уже при его жизни были открыты
загадочные факты и закономерности, которым как раз недоставало для их
понимания математической теории расширяющейся Вселенной Фридмана.

§3.Развитие релятивистской картины Вселенной на базе новых открытий в
наблюдательной астрономии.

1. Открытие больших скоростей спиралей (В.М. Слайфер, 1913 - 1917гг.) и
первые интерпретации эффекта на основе ОТО (К. Виртц, Паддок, К. Лундмарк,
Г. Стрёмгрен и др. ). Модель «пустой Вселенной» с отталкивательными силами
В. де Ситтера, 1917).
В 1912 - 1915 гг. американский астроном - наблюдатель Весто
Мелвин Слайфер (1875 - 1969) на Ловелловской обсерватории первым стал
измерять лучевые скорости спиральных туманностей и обратил внимание на их
значительные величины по сравнению со скоростями звезд (до 1100 км/с против
десятков км/с у звезд ). Вскоре обратили внимание на преобладание среди них
скоростей удаления - туманности как бы разбегались от нас (В. де Ситтер,
В. Слайфер, 1917 г.). В наблюдениях этот эффект "разбегания" проявился
впервые при исследованиях (начатых в 1916 г.) движения Солнца относительно
совокупности мле