Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://physelec.phys.msu.ru/study/lecture/epig.doc
Дата изменения: Tue Mar 10 11:50:38 2015
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:14:01 2016
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: амбиполярная диффузия

Рабочая программа дисциплины

1. Элементарные процессы в ионизованном газе

2. Лекторы.

2.1. Доктор физико-математических наук, профессор Шибков Валерий
Михайлович кафедра физической электроники физического факультета МГУ,
shibkov@phys.msu.ru, +7(495)9391337.

3. Аннотация дисциплины.
В курсе лекций рассматриваются основополагающие понятия и характеристики
парных и тройных взаимодействий частиц в ионизованном газе. Кратко
излагаются основные вопросы, связанные с упругим взаимодействием электронов
с атомами и молекулами. Рассматриваются также неупругие процессы
возбуждения и ионизации частиц электронным ударом. Даются основные сведения
о классических и квантово-механических методах вычисления эффективных
сечений взаимодействий частиц в ионизованном газе. Рассматриваются
экспериментальные методы измерения эффективных дифференциальных сечений,
общих и суммарных сечений, констант скоростей парных и тройных
взаимодействий. Приводится сравнение вычисленных различными методами
эффективных сечений взаимодействий частиц с экспериментальными данными.
Рассматриваются процессы ионизации и исчезновения заряженных частиц в
неравновесной плазме. Диффузионные потери заряженных частиц. Свободная и
амбиполярная диффузии. Электрон-ионная рекомбинация (диссоциативная,
трехчастичная, радиационная). Прилипание электронов (диссоциативное,
трехчастичное). Разрушение отрицательных ионов (ассоциативный отрыв
электрона, разрушение отрицательного иона электронным ударом, процессы
отрыва электрона при столкновении с возбужденными частицами). Перезарядка.
Ион-ионная рекомбинация..

4. Цели освоения дисциплины.
Целью спецкурса является ознакомление студентов с физическими основами
элементарных процессов, протекающих в ионизованном газе.

5. Задачи дисциплины.
Изучить физические основы описания элементарных процессов, протекающих в
ионизованном газе;
Освоить классические и квантово-механические методы вычисления эффективных
сечений взаимодействий частиц в ионизованном газе;
Изучить экспериментальные методы определения сечений взаимодействий
различных заряженных и нейтральных частиц.

6. Компетенции.
6.1. Компетенции, необходимые для освоения дисциплины.
ОНК-1, ОНК-5, ОНК-6.
6.2. Компетенции, формируемые в результате освоения дисциплины.
ПК-2.

7. Требования к результатам освоения содержания дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
знать физические основы и характеристики элементарных процессов,
протекающих в ионизованном газе;
владеть экспериментальными и теоретическими методами определения основных
характеристик взаимодействия;
уметь применять полученные знания для описания неравновесной
низкотемпературной плазмы.

8. Содержание и структура дисциплины.
|Вид работы |Семестр |Всего |
| |7 | |
|Общая трудоёмкость, акад. часов |72 |72 |
|Аудиторная работа: |30 |30 |
| Лекции, акад. часов |30 |30 |
| Семинары, акад. часов | | |
| Лабораторные работы, акад. часов | | |
|Самостоятельная работа, акад. часов |42 |42 |
|Вид итогового контроля (зачёт, зачёт с |экзамен | |
|оценкой, экзамен) | | |

|N |Наименование|Трудоёмкость (академических часов) и содержание занятий |Форма |
|раз| | |текущег|
|- |раздела | |о |
|дел| | |контрол|
|а | | |я |
| | |Аудиторная работа |Самостоятельная работа| |
| | | | | |
| | |Лекции |Семинар|Лабораторн| | |
| | | |ы |ые работы | | |
|1 |Основы |2 часа. | | |2 часа. |ДЗ, |
| |понятия и |Введение. Неколлективные или элементарные | | |Работа с лекционным |КР |
| |общие |процессы. Коллективные или макропроцессы. | | |материалом, решение | |
| |соотношения |Основные понятия и общие соотношения физики | | |задач по теме лекции. | |
| |физики |электронных и атомных взаимодействий. Определение| | | | |
| |элементарных|понятия взаимодействия. Радиус взаимодействия и | | | | |
| |взаимодейств|прицельное расстояние. Законы сохранения при | | | | |
| |ий. |парных соударениях. Эффективные сечения парных | | | | |
| | |взаимодействий. | | | | |
| | |2 часа. | | |2 часа. | |
| | |Дифференциальное эффективное сечение рассеяния. | | |Работа с лекционным | |
| | |Суммарное или макроскопическое эффективное | | |материалом, решение | |
| | |сечение. Вероятность столкновений. Общее полное и| | |задач по теме лекции. | |
| | |общее суммарное эффективное сечение. | | | | |
| | |2 часа. | | |2 часа. | |
| | |Средняя длина свободного пробега и частота по | | |Работа с лекционным | |
| | |отношению к элементарному взаимодействию. | | |материалом, решение | |
| | |Константа скорости реакции. Скорость реакции. | | |задач по теме лекции. | |
| | |Сечение передачи импульса. Эффективная частота | | | | |
| | |соударений. | | | | |
| | |2 часа. | | |2 часа. | |
| | |Тройные взаимодействия. Дифференциальное | | |Работа с лекционным | |
| | |эффективное сечение тройных взаимодействий. | | |материалом, решение | |
| | |Прямые и обратные процессы. Вероятность прямого и| | |задач по теме лекции. | |
| | |обратного процессов. Принцип детального | | | | |
| | |равновесия. | | | | |
|2 |Классические|2 часа. | | |2 часа. |ДЗ, |
| |методы |Классический метод вычисления эффективных сечений| | |Работа с лекционным |КР |
| |вычисления |и условия его применимости. Движение | | |материалом, решение | |
| |эффективных |взаимодействующих частиц в поле центральных сил. | | |задач по теме лекции. | |
| |сечений. |Вычисление дифференциальных эффективных сечений | | | | |
| | |рассеяния в заданном направлении и в единичный | | | | |
| | |телесный угол. Вычисление полного эффективного | | | | |
| | |сечения. | | | | |
| | |2 часа. | | |2 часа. | |
| | |Соударения идеально упругих шаров. Упругие | | |Работа с лекционным | |
| | |взаимодействия частиц. Эффект | | |материалом, решение | |
| | |Рамзауэра-Таундсенда. Траектория движущейся | | |задач по теме лекции. | |
| | |частицы в поле рассеивающего центра. Эффективное | | | | |
| | |сечение упругого рассеяния двух заряженных | | | | |
| | |частиц. Формула Резерфорда. | | | | |
| | |2 часа. | | |2 часа. | |
| | |Неупругие соударения первого и второго рода. | | |Работа с лекционным | |
| | |Дифференциальные эффективные сечения ионизации и | | |материалом, решение | |
| | |возбуждения атомов и молекул. Тройные | | |задач по теме лекции. | |
| | |дифференциальные эффективные сечения ионизации и | | | | |
| | |их угловое распределение. Двойное | | | | |
| | |дифференциальные эффективные сечения ионизации. | | | | |
| | |Полное эффективное сечение ионизации. | | | | |
| | |2 часа. | | |2 часа. | |
| | |Классические методы вычисления эффективных | | |Работа с лекционным | |
| | |сечений возбуждения энергетических уровней и | | |материалом, решение | |
| | |ионизации атомов и молекул. Вероятность | | |задач по теме лекции. | |
| | |ионизации. Модель Томсона. Эффективное сечение | | | | |
| | |ионизации по модели Томсона. | | | | |
|3 |Эмпирические|2 часа. | | |2 часа. |ДЗ, |
| |формулы для |Полуэмпирические и эмпирические формулы для | | |Работа с лекционным |КР |
| |описания |сечения ионизации. Формула Дравина. Формула | | |материалом, решение | |
| |взаимодейств|Гризинского. Дифференциальное и полное | | |задач по теме лекции. | |
| |ия. |эффективное сечение возбуждения уровня атома или | | | | |
| |Квантово-мех|молекулы. Прямое возбуждение. Возбуждение с | | | | |
| |анические |электронным обменом. Эффективные сечения | | | | |
| |методы |ступенчатых процессов возбуждения и ионизации. | | | | |
| |вычисления | | | | | |
| |эффективных | | | | | |
| |сечений | | | | | |
| |взаимодейств| | | | | |
| |ия | | | | | |
| | |2 часа. | | |2 часа. | |
| | |Квантово-механические методы вычисления | | |Работа с лекционным | |
| | |эффективных сечений взаимодействий. Теория | | |материалом, решение | |
| | |возмущений. Волновое уравнение системы | | |задач по теме лекции. | |
| | |сталкивающих частиц. Волновая функция рассеянных | | | | |
| | |электронов. Амплитуда рассеянной волны. | | | | |
| | |2 часа. | | |2 часа. | |
| | |Борновское приближение и условия его | | |Работа с лекционным | |
| | |применимости. Упругое рассеяние электронов: | | |материалом, решение | |
| | |рассеяние на малые и большие углы, изотропное и | | |задач по теме лекции. | |
| | |анизотропное рассеяние. Вычисление | | | | |
| | |дифференциальных эффективных сечений возбуждения | | | | |
| | |энергетических уровней и ионизация электронным | | | | |
| | |ударом в борновском приближении. | | | | |
| | |2 часа. | | |2 часа. | |
| | |Оптически запрещенные и разрешенные переходы. | | |Работа с лекционным | |
| | |Угловое распределение неупруго рассеянных | | |материалом, решение | |
| | |электронов. Сравнение предсказаний теории в | | |задач по теме лекции. | |
| | |рамках аппроксимации Борна с экспериментальными | | | | |
| | |результатами углового распределения для упругого | | | | |
| | |и неупругого рассеяния электронов | | | | |
|4 |Взаимодейств|2 часа. | | |2 часа. |ДЗ, |
| |ия |Возникновение и исчезновение заряженных частиц в | | |Работа с лекционным |КР |
| |заряженных |неравновесной плазме. Прямая и ступенчатая | | |материалом, решение | |
| |частиц в |ионизации атомов и молекул электронным ударом. | | |задач по теме лекции. | |
| |плазме. |Ионизация при столкновении тяжелых частиц. | | | | |
| | |Параметр Месси. Электрон-ионная рекомбинация | | | | |
| | |(диссоциативная, трехчастичная, радиационная). | | | | |
| | |2 часа. | | |2 часа. | |
| | |Прилипание электронов (диссоциативное, | | |Работа с лекционным | |
| | |трехчастичное). Разрушение отрицательных ионов | | |материалом, решение | |
| | |(ассоциативный отрыв электрона, разрушение | | |задач по теме лекции. | |
| | |отрицательного иона электронным ударом, процессы | | | | |
| | |отрыва электрона при столкновении с возбужденными| | | | |
| | |частицами). Перезарядка. Ион-ионная рекомбинация.| | | | |
| | |Диффузионные потери заряженных частиц. Свободная | | | | |
| | |и амбиполярная диффузии. | | | | |
|5 |Эксперимента|2 часа. | | |2 часа. |ДЗ, |
| |льные методы|Методы измерения сечений парных и тройных | | |Работа с лекционным |КР |
| |определения |взаимодействий. Экспериментальное определение | | |материалом, решение | |
| |сечений |эффективных дифференциальных сечений, общих и | | |задач по теме лекции. | |
| |взаимодейств|суммарных сечений, констант скоростей парных и | | | | |
| |ия |тройных взаимодействий. | | | | |


Предусмотрены следующие формы текущего контроля успеваемости.

|1. Защита лабораторной |4. Реферат |7. Рубежный контроль|10. Контрольная |15. Рейтинговая |
|работы (ЛР); |(Р); |(РК); |работа (КР); |система (РС); |
|2. Расчетно-графическое |5. Эссе (Э); |8. Тестирование (Т);|11. Деловая игра |16. Обсуждение (Об). |
|задание (РГЗ); |6. Коллоквиум | |(ДИ); | |
|3. Домашнее задание (ДЗ); |(К); |9. Проект (П); |12. Опрос (Оп); | |

9. Место дисциплины в структуре ООП ВПО
1. Дисциплина по выбору.
2. Вариативная часть, профессиональный блок.
3. Для освоения дисциплины студент должен знать основные разделы физики и
математики, уметь решать по ним задачи.
1. До начала освоения дисциплины должны быть освоены дисциплины модулей
«Математика», «Общая физика», «Теоретическая физика».
2. Освоение дисциплины необходимо для дисциплин «Физические основы
электроники твердого тела», «Эмиссионные явления на поверхности»,
НИР, НИП.
10. Образовательные технологии
. дискуссии,
. круглые столы,
. использование средств дистанционного сопровождения учебного процесса,
. преподавание дисциплин в форме авторских курсов по программам,
составленным на основе результатов исследований научных школ МГУ.
11. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости и промежуточной
аттестации
Перечень вопросов к экзамену:
1. Определение понятия взаимодействия. Радиус взаимодействия и прицельное
расстояние.
2. Законы сохранения при парных соударениях.
3. Эффективные сечения парных взаимодействий.
4. Дифференциальное эффективное сечение рассеяния.
5. Суммарное или макроскопическое эффективное сечение.
6. Общее полное и общее суммарное эффективное сечение.
7. Средняя длина свободного пробега и частота по отношению к
элементарному взаимодействию.
8. Константа скорости реакции.
9. Скорость реакции.
10. Сечение передачи импульса. Эффективная частота соударений.
11. Дифференциальное эффективное сечение тройных взаимодействий.
12. Прямые и обратные процессы. Вероятность прямого и обратного процессов.
Принцип детального равновесия.
13. Классический метод вычисления эффективных сечений и условия его
применимости. Движение взаимодействующих частиц в поле центральных
сил.
14. Вычисление дифференциальных эффективных сечений рассеяния в заданном
направлении и в единичный телесный угол. Вычисление полного
эффективного сечения.
15. Соударения идеально упругих шаров. Упругие взаимодействия частиц.
Эффект Рамзауэра-Таундсенда. Траектория движущейся частицы в поле
рассеивающего центра.
16. Эффективное сечение упругого рассеяния двух заряженных частиц. Формула
Резерфорда.
17. Неупругие соударения первого и второго рода. Дифференциальные
эффективные сечения ионизации и возбуждения атомов и молекул.
18. Тройные дифференциальные эффективные сечения ионизации и их угловое
распределение. Двойное дифференциальные эффективные сечения ионизации.
Полное эффективное сечение ионизации.
19. Классические методы вычисления эффективных сечений возбуждения
энергетических уровней и ионизации атомов и молекул. Модель Томсона.
Эффективное сечение ионизации по модели Томсона.
20. Полуэмпирические и эмпирические формулы для сечения ионизации. Формула
Дравина. Формула Гризинского. Дифференциальное и полное эффективное
сечение возбуждения уровня атома или молекулы. Прямое возбуждение.
Возбуждение с электронным обменом.
21. Эффективные сечения ступенчатых процессов возбуждения и ионизации.
22. Квантово-механические методы вычисления эффективных сечений
взаимодействий. Теория возмущений. Волновое уравнение системы
сталкивающих частиц. Волновая функция рассеянных электронов. Амплитуда
рассеянной волны.
23. Борновское приближение и условия его применимости. Упругое рассеяние
электронов: рассеяние на малые и большие углы, изотропное и
анизотропное рассеяние. Вычисление дифференциальных эффективных
сечений возбуждения энергетических уровней и ионизация электронным
ударом в борновском приближении.
24. Прямая и ступенчатая ионизации атомов и молекул электронным ударом.
Ионизация при столкновении тяжелых частиц. Параметр Месси.
25. Электрон-ионная рекомбинация (диссоциативная, трехчастичная,
радиационная).
26. Прилипание электронов (диссоциативное, трехчастичное). Разрушение
отрицательных ионов (ассоциативный отрыв электрона, разрушение
отрицательного иона электронным ударом, процессы отрыва электрона при
столкновении с возбужденными частицами).
27. Перезарядка.
28. Ион-ионная рекомбинация.
29. Диффузионные потери заряженных частиц. Свободная и амбиполярная
диффузии.
30. Методы измерения сечений парных и тройных взаимодействий.
Экспериментальное определение эффективных дифференциальных сечений,
общих и суммарных сечений, констант скоростей парных и тройных
взаимодействий.

Примеры задач:
1. Определить диапазон энергий и скоростей заряженных частиц (q=qp,
M=35mp), при которых возможно применять классический метод расчета
эффективного сечения их взаимодействия.
2. Сечение взаимодействия электронов с молекулами газа равно 10-18 см-3 и
не зависит от энергии электронов. Температура электронов 5 эВ.
Определить константу взаимодействия электронов с молекулами газа.
3. Сечение взаимодействия протона с молекулами газа равно 10-20 см-3 и не
зависит от энергии протонов. Температура протонов 1000 К. Определить
частоту взаимодействия протонов с молекулами газа при давлении газа
0,1 Тор и температуре газа 200 К.
4. Вычислить длину свободного пробега молекул газа, радиус которых в 5
раз больше радиуса атома водорода, при давлении 150 Тор и температуре
газа 600 К.
5. Вычислить длину свободного пробега атомов гелия, считая, что их радиус
в 1,5 раз больше радиуса атома водорода, при давлении 0,1 Тор и
температуре газа 100 К.
6. Определить максимальную энергию и скорость протона, при которых
справедлив классический метод вычисления эффективного сечения
рассеяния протона на протоне.
7. Вычислить частоту возбуждения состояния 21S атомов гелия электронным
ударом при давлении газа 7 Тор, температуре газа 600 К и температуре
электронов 4 эВ. Пороговая энергия возбуждения рассматриваемого уровня
электронным ударом (o=21 эВ, максимальное сечение данного процесса
равно (m=10-17 см2 и достигает при (m=100 эВ.
8. Вычислить частоту столкновения двух атомов ксенона при давлении газа
р=76 Тор и температуре газа Т=1500 К, если полное сечение их
взаимодействия (=3(10-15см2.
9. Вычислить длину свободного пробега молекул в воздухе при давлении
р=100 Тор и температуре газа Т=900 К, считая, что сечение рассеяния в
три раза больше, чем газокинетическое сечение упругого рассеяния
атомов водорода.
10. Вычислит газокинетическое сечение рассеяния молекулярных частиц
(молекулярный вес М=100) друг на друге и частоту их столкновений при
нормальных условиях, если размер молекулы в 5 раз больше размера атома
водорода.

Текущий контроль успеваемости и промежуточная аттестация проводятся на
основе приведенного выше перечня вопросов.

12. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Основная литература
1. А.М.Девятов. Упругое рассеяние электронов на возбужденных атомах. М.:
МГУ, 1991, 63с.
2. А.М.Девятов, В.М.Шибков. «Элементарные процессы и кинетика
низкотемпературной плазмы», Издательство МГУ, Москва, 1992.
3. А.М.Девятов, В.М.Шибков. «Элементарные процессы в ионизованном газе»,
Издательство МГУ, Москва, 2001.
4. Мак-Даниель И. Процессы столкновений в ионизованных газах. М.: 1967,
832с.
5. Месси Г., Бархоп Е. Электронный и ионные столкновения. М.: 1958, 604с.
6. Грановский В.Л. Электрический ток в газе. Т.1. М.: 1932, 432с.
7. С.А.Зарин, А.А.Кузовников, В.М.Шибков. Свободно локализованный СВЧ-
разряд в воздухе. Глава 3. -М.: Нефть и газ, 1996, 204с.
8. Браун С. Элементарные процессы в плазме газового разряда. М.: 1961,
323с.
9. Смирнов Б.М. Атомные столкновения и электронные процессы в плазме. М.:
1968, 363с.

Дополнительная литература
1. А.А.Матвеев, В.П.Силаков. //Неравновесная кинетика процессов в
низкотемпературной водородной плазме. //ИОФ РАН. Москва, 1994. Препринт
? 8.
2. А.Ю.Костинский, А.А.Матвеев, В.П.Силаков. //Кинетические процессы в
неравновесной азотно-кислородной плазме. //ИОФ РАН. Москва, 1990.
Препринт ?87.
3. В.М.Шибков. Р.С.Константиновский, Л.В.Шибкова. Влияние газового разряда
на воспламенение водородно-кислородной смеси. //Кинетика и катализ,
2005, т.46, ? 6, с.821-834.
4. Toshizo Shirai, Tatsuo Tabata, Hiroyuki Tawara, Yukikazu Itikawa //
Atom. Data and Nucl. Data Tables. 2002. V. 80. ? 2. P. 147.
5. Brunger M.J., Buckman S.J. Electron-Molecule Scattering Cross-Section.
I. Experimental techniques and data for diatomic molecules // Phys. Rep.
2002. ? 357. P. 215.
6. Sobrinho A.A., Machado L.E., Michelin S.E., Mu-Tao L., Brescansin L.M.
// J. Molecular Structure (Theochem). 2001. ? 539. P. 65.
7. В.М.Шибков. Нагрев газа в условиях свободно локализованного СВЧ разряда
в воздухе. Математическое моделирование. //Теплофизика высоких
температур. 1997, т.35, ? 5, с.693-701.

Интернет-ресурсы
physelec.phys.msu.ru

13. Материально-техническое обеспечение
В соответствии с требованиями п.5.3. образовательного стандарта МГУ по
направлению подготовки «Физика».
Аудитория в соответствии с расписанием занятий, имеется проекционное
оборудование, компьютер и т.п.