Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://kvant.mccme.ru/pdf/2003/02/13.pdf
Дата изменения: Fri Dec 23 19:27:19 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:30:56 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: arp 220
И СТОО И И АА И И З И З И С Т Р Р И И НН У КУ К И

13

'Солнце остановил, сдвинул Землю'
А.ВАСИЛЬЕВ

Н

роном и математик, стоял у самых истоков научной революции Нового времени. Внешне жизнь Коперника не была богата событиями. Лишь постоянные притязания на северопольские земли соседнего Тевтонского ордена, угрозы, сменявшиеся грабительскими набегами и прямыми военными действиями, омрачали и усложняли ее. За исключением лет учения в Кракове, а затем в Италии, Коперник почти всю сознательную жизнь провел в одном из удаленных уголков Европы маленьком городке Фромборке, расположенном на побережье Балтийского моря. Именно здесь Коперником были выполнены исследования, влияние которых на умы людей и на последующее развитие науки трудно переоценить. Основной заслугой Коперника было обоснование положения о том, что видимое движение Солнца и звезд объясняется не обращением им вокруг Земли, а суточным вращением самой Земли вокруг собственной оси и годичным обращением ее вокруг Солнца. Этим самым идее гелиоцентризма, высказанной еще в древности Аристархом Самосским, было дано научное обоснование и отвергнута господствовавшая до того геоцентрическая система Клавдия Птолемея. Разработанная Коперником теория позволила ему впервые в истории науки о небе сделать обоснованные выводы о действительном расположении планет в Солнечной системе и с весьма большой точностью определить их относительные расстояния от Солнца. Учение Коперника было важно не только для астрономии и всего естествознания в целом, но и имело огромное значение для переворота в мировоззрении человечества. Коперник проводил астрономические наблюдения с простыми и примитивными даже для того времени инструментами и с невысокой точностью. Однако он по праву считается первым представителем нового естествознания явления окружающей действительности он рассматривал не изолированно друг от друга, а в их взаимосвязи и взаимной обусловленности. Эта методика исследования была впоследствии принята на вооружение и развита многочисленными сторонниками учения Коперника во главе с Галилео Галилеем и Иоганом Кеплером. Николай Коперник родился 19 февраля 1473 года в польском городе Торуни в обеспеченной семье владельца торговой фирмы, однако в 10-летнем возрасте из-за эпидемии чумы он лишился отца, и его образованием занялся дядя, брат матери Лукаш Ваченроде, сделавший духовную карьеру епископа. Предполагается, что Николай окончил кафедральную школу во Вроцлавеке, славившуюся хорошей постановкой преподавания. В те годы в этой школе преподавал известный астроном и астролог

ИКОЛАЙ КОПЕРНИК, ВЕЛИКИЙ ПОЛЬСКИЙ АСТ-

Николай Водка, от которого Коперник и получил первые сведения об этой науке. Свое образование будущий астроном продолжил в Краковском университете на философском факультете, где преподавался цикл естественноматематических наук. Четыре года, проведенные Коперником в стенах Краковского университета, были для него важнейшим периодом овладения знаниями, без которых его дальнейшая плодотворная научная деятельность вряд ли была бы возможна. Сам Коперник говорил: 'Меня породила Торунь, а Краков наукой украсил'. В 1496 году дядя Лукаш направил Николая для продолжения образования в Болонский университет, желая, чтобы он сделал церковную карьеру. Однако уже в то время интересы Коперника были далеки от церковной юриспруденции. Его интересовали точные науки вообще и астрономия в частности. В Италии этот интерес только усилился. В то время в Болонском университете точные науки преподавал астроном Доменико Мария Новара, учеником и помощником которого стал Коперник. Вместе они провели ряд интересных астрономических наблюдений, в частности изучали положение Луны и наклон эклиптики Солнца, следили за соединениями Сатурна с Луной. В 1500 году Коперник посещает Рим, где выступает с докладом перед аудиторией. Еще в 1497 году Николай Коперник по ходатайству дяди получает духовный чин каноника в небольшом городке Фромборке на берегу Балтийского моря. В 1501 году пришло время возвращаться к месту службы, однако Николаю было разрешено продолжить образование, для чего он был направлен в Падую с целью изучения медицины (члены капитула решили, что им надо иметь в своей среде хорошо обученного врача). К изучению медицины Коперник подошел с большим желанием, чем к изучению канонического права. Позже он прослыл весьма знающим и искусным врачом, хотя так и не получил степени доктора медицины. Этому мешали многие обстоятельства: желание из первых рук познакомиться с идеями падуанских гуманистов, продолжить изучение астрономии и как-то завершить изучение канонического права, чтобы добыть удостоверяющий это докторский диплом. Летом 1503 года Коперник получил этот диплом, после чего был отозван на родину. За семь лет пребывания в Италии Коперник проникся гуманистическим духом, выработал в себе привычку критически подходить к догматическим суждениям и умение сопоставить и анализировать обнаруженное в ходе наблюдений. В это же время он еще глубже овладел математическим аппаратом астрономии и вычислительными навыками, которые ему весьма пригодились в