Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://kvant.mccme.ru/pdf/2001/04/11.pdf
Дата изменения: Fri Dec 23 19:26:27 2005
Дата индексирования: Tue Oct 2 00:09:57 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: arp 220
СТИХИ

И

ФИГУРЫ

11
Описанная выше процедура, а также и то, что венок из полевых цветов (например, из одуванчиков) имеет с полноторием несомненное сходство, позволяют высказать предположение о том, как именно могло возникнуть название венок сонетов.

.14


Рассмотрим поверхность, получаемую в результате вращения окружности вокруг прямой, лежащей с этой окружностью в одной плоскости и не имеющей с ней общих точек (рис.14). Эта геометрическая фигура называется тором, так же, как и тело, ограниченное этой фигурой (рис. 15). Иногда это тело называют полноторием . В заключение приведем еще один, хотя и шутливый, но явно не плоский стихотворный текст: у попа была собака он ее любил. она съела кусок мяса он ее убил. и в землю закопал, и надпись написал, что у попа была собака ... (рис.17).

.12

.13

.15

хотворений происходит путем поворотов каждой из малых призм на углы, кратные 60њ. Общее количество полученных в результате стихов равно
6 = 1679616 .
8

Если обвить тор (или полноторие) длинной лентой (свитком) с последовательно выписанными на ней всеми


Существуют и другие пространственные стихотворные формы. Одна из таких форм связана с венком сонетов. Сонет это стихотворение из 14 строк (образующих 2 четверостишия катрена и 2 трехстишия терцета, часто с жестко заданной рифмовкой). Цикл из четырнадцати сонетов, написанных так, что первая строка каждого последующего сонета повторяет последнюю строку предыдущего, причем при этом последняя строка четырнадцатого сонета совпадает с первой строкой начального, представляет собой венок сонетов. Взятые в том же порядке, в каком они следуют одна за другой, первые строки всех четырнадцати сонетов складываются в пятнадцатый магистральный сонет. Именно так построены 'Золотой обруч' К.Бальмонта, 'Роковой ряд' В.Брюсова и др.
3*

14 Ч 14 - 14 = 196 - 14 = 182 строчками (напомним, что крайние строки каждого из четырнадцати сонетов повторяются дважды), то по

.17

Литература 1. Топоров В.Н. Числа. Мифы народов мира. Энциклопедия. Т.2. М.: Советская энциклопедия, 1982. 2. Гаспаров М.Л. Очерк истории европейского стиха. М.: Наука, 1989. 3. Гумилев Н.С. Собрание сочинений. Т. 2. ТЕРРА 'TERRA', 1991. 4. Гогошвили А. Акростих в 'Слове о полку Игореве' и других памятниках русской письменности XIXII веков. М., 1991. 5. Гилилов И.М. Игра об Уильяме Шекспире, или Тайна Великого Феникса. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1997. 6. Исэ-моногатари. М.: Наука, 1979. 7. Кокинвакасю. Собрание старых и новых песен Японии. Т. 2. М.: Радуга, 1995. 8. Гарднер М. От мозаик Пенроуза к надежным шифрам. М.: Мир, 1993.

.16

внешнему экватору мы получим строки заключительного (пятнадцатого) сонета (рис. 16). Этот магистральный сонет является тематическим и композиционным ключом всего цикла. Обычно он и создается раньше других сонетов. Вполне возможно, что именно такой и была изначально явленная конструкция этого целостного поэтического произведения, которую теперь мы встречаем только в многолистном книжном варианте, что, конечно, заметно снижает его эмоциональный, да и поэтический заряд.