Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/studlet/03/02.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:22:39 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: столовая гора
Страница газеты "Студенческая Летопись"
 
  Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница газеты Студенческая Летопись  

"Студенческая Летопись"
? 1(3), февраль-март 2009 г.
Тема номера

Уникальный материал! Срочно в номер! Найден достоверный исторический источник личного происхождения - дневник студента военной кафедры! Автору этого источника удалось зафиксировать информацию о самом секретном дне недели в жизни студента - дне, когда остальные несколько десятков сокурсников продолжают спать в своих кроватях, а студенты "военки" становятся офицерами российской армии. Публикуется впервые!

Один день из жизни студента "военки",

или боевой опыт ведения дневника

Краткая предыстория. Спешная подготовка - глажка рубашки. Завтра на утреннем осмотре получишь уникальную возможность узнать, что "лед и пламень не столь различны меж собой": можно утюжить полчаса новороченным импортным утюгом на нормальной гладильной доске, можно пять минут и советским на советском же письменном столе, можно не гладить вообще - результат будет идентичным, ибо все равно можешь услышать замечание.

7:15. Пока спишь, не чувствуешь себя в чем-либо особенным, поэтому подъем скорее студенческий, а не армейский: после 3-4 музыкальных сеансов в исполнении будильника, без соответствующей команды командира, а только под недовольное бормотание соседей.

7:30. После неармейского ежедневного душа наконец-то сколько-нибудь близкая к армейской еда: ячменные хлопья. Этот продукт в том или ином виде существует в нашей армии со времен Петра. А ведь ты должен изо всех сил стараться беречь лучшие традиции.

7:45. Торжественный ритуал бритья, еще ближе к армейскому. С бритым затылком уже выделяешься из серой массы прохожих.

8:00. Наконец-то одеваешься и выходишь. Дверь комнаты совершает чудеса аэродинамики: закрывается плавно и бережет сон соседей. Снова чувствуешь себя особенным: кто-то проспит и до обеда, а ты же достигнешь новых вершин знаний.

8:20. На выходе из метро военный патруль с иронией спрашивает, глядя на тебя: "Что это за смешение формы?". Для них ты персонаж скорее пародийный. Гордо проходишь мимо, зная, что моральная компенсация еще впереди. Поэтому бодро шагаешь по Моховой. "Утро красит ярким светом:". Да... Не то, что в новый корпус вдоль стройки. Только наша 3-я кафедра здесь, а не на Воробьевых горах.

8:30. Приходишь на место действия. Здесь, в 30-тиметровом коридоре рукопожатий хватит на весь день - это вам не в Ботаническом саду гулять.

8:40. Начинается построение. Обычные команды, дружные приветствия. "Здравия желаю, товарищ такой-то!" Пожалуй, единственное, что все делают сразу, даже новички, и без энного количества объяснений.

8:45. "Командиры взводов, к утреннему осмотру приступить!" Здесь эта команда автоматически открывает поле для широких возможностей и разнообразных способов военного юмора, впрочем, не всегда вызывающего смех: про нечищеные ботинки дежурный по кафедре скажет, что "вы, наверное, как диггеры, пролезли всю Москву под землей"; про белые неуставные кроссовки: "это что, стиль "милитари" - военная рубашка и такая обувь?", про неуставной небритый затылок (который уже, как мы помним, помогает выделяться): "наверное, если снять рубашку, волосы, как у йети, будут по спине спускаться". Аналогичные комментарии коснутся и неуставной прически, причем замначальника кафедры продемонстрирует неплохое знание молодежных субкультур и сравнит особенности их внешности с внешностью провинившегося.

8:50. Мимо в спортзал проходят баскетболистки - краса и гордость журфака. Некоторые из нас пытаются обратить на себя внимание всеми допустимыми в цивилизованном (и не очень) обществе. Офицер: "Такое ощущение, что вы 25 лет у Петра Первого служили".

8:55. Осмотр наконец-то завершен, настала очередь посмотреть расписание на месяц. Но обольщаться не следует: каждый день все равно все по-новому и постоянно корректируется, а дешифровка традиционных аббревиатур откладывается до начала самого занятия, да она и не раскроет всю таинственную суть предмета. Не меняются только звания у преподавателей, поэтому студент-дежурный по взводу имеет шанс назвать его правильно в рапорте, даже если путает погоны.

9:00. Вот и долгожданные пары. Сегодня тактика (если на первом курсе). Самый "мозгоемкий" предмет, потребует ни только "подвешенности языка" и понимания принципов изложения материала, но и серьезного запоминания "с применением всех имеющихся средств" (как и многое другое в армии).

9:05. Сегодня тема касается структуры сухопутных войск доблестных ВС РФ. Как и любая другая лекция, практически у каждого преподавателя она разбавлена упоминаниями о настоящей жизни в армии, ее проблемах, делах нашей кафедры, минувших и грядущих сборах. И уж тем более, здесь не обойдется без юмора: "в условиях нашего технического, морального, численного превосходства, наличия сильных союзников, слабых противников и других несбыточных фактов..."

10:00. ":И все это изложено в "Руководстве по ведению общевойскового боя, часть 2-я". Проще говоря, в Боевом уставе, который является настоящей библиографической редкостью: на весь учебный взвод, т.е. на 20-25 человек, 2-3 экземпляра. А вы говорите "первый тираж "Гарри Поттера"... Правда, свои экземпляры есть и у преподавателя, и в библиотеке.

10:30. "Вольно, конец занятия, перерыв!". Еще помня с занятий по общевоинским уставам, что "оптимальное время между приемами пищи - 6-7 часов, а употребление ее реже или чаще приведет к гастриту, а впоследствии и к язве", основная масса каждую перемену дружно жует дорогие бутерброды в буфете.

10:45. Строевая подготовка. Методика уникальна и состоит только из отработки приемов на месте, хоть иногда и с макетом автомата - уже бессчетным поводом для осознания собственной уникальности. Маршировать нельзя, так как: 1) мы находимся в здании на Моховой, а плац - на Воробьевых; 2) каждый преподаватель уверен, что это здание - "прекрасный памятник, возведенный еще при Петре" (на самом деле в 1783 году, но это уже буквоедство, а в армии оно не всегда "прокатывает"); 3) студенты не обладают особым статусом, и только офицер вправе пройти строевым шагом, чтобы повысить наши шансы посмотреть и наконец-то сделать правильно. Проводя строевую, преподаватель еще раз гипотетически представит нас в роли офицеров настоящей армии и сделает неутешительные выводы. "Должны идти так же спокойно, как гуляете с девушкой, а идете, как роботы". Но он, как всегда, утешает, что для нас это не главное.

12:15. 2-я перемена. Уже и самые стойкие и дисциплинированные желудки бросают вызов серой реальности и формализму, подталкивая своих хозяев в сторону буфета.

12:30. МПО, морально-психо-логическое обеспечение, один из профильных предметов. Стараюсь записывать только то, чего не было в предыдущих темах, а таких сведений не много. Давать волю первичной потребности в сне нет смысла: аудитория на 30 человек, а не на 300, и преподаватель сразу заметит.

14:00. Долгожданная команда "Перерыв на обед!". Кто-то снова идет в буфет журфака, кто-то идет помогать потенциальному противнику в "Макдоналдс", кто-то - изучать остальных потенциальных противников в корпус ИСАА. Посидеть за красивыми столами в преподавательской столовой - очередная уникальная возможность. Перерыв - целый час, а сегодня еще и суббота, так что в столовой мизерные очереди, особенно в масштабах восприятия студента, основное время проводящего в Новом корпусе. После еды - чтение англоязычных газет, бесплатно распространяющихся на журфаке. Самые важные новости - спортивные - как всегда, на последней странице.

15:00. Самоподготовка - золотое время! 1-е отделение, как самое ответственное, фотографирует учебник на телефоны, 2-е играет на своих телефонах, 3-е - договаривается с девушками о встрече с помощью тех же устройств.

16:15. "Последний бой, он трудный самый..." Наставления и напоминания отцов-командиров на тему того, что "не стоит лазить по Москве в форме" и "сидеть с пивом под памятником Ломоносову".

17:00. Историчка. Здесь и получаешь компенсацию в виде внимания некоторых читательниц и нежелания сразу потратить время на буфет. Вспоминаешь, что забыл список литературы к семинару, но в читальном зале разыскиваешь пару одногруппников. Они здесь с утра, вид измученный, не считая того, что нет повода чувствовать себя особенными. Ты еще задумываешься, кому из вас легче...

21:00. Снова общага, где повторяются в обратном порядке почти все утренние "подвиги", после чего снова превращаешься в обычного студента, и ощущение непохожести дремлет ровно неделю... Ω

Дневник студента вел
Александр Серебряков.