Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hist.msu.ru/ER/Etext/Encycl/enc-30.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Fri Feb 28 07:42:47 2014
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: принцип д'аламбера
Энциклопедия Дидро и <b style="color:black;background-color:#66ffff">д'Аламбера</b>. Электронная библиотека исторического факультета МГУ
 
  Главная страница Исторического факультета МГУ   Главная страница электронной библиотеки истфака МГУ  

К общему списку статей

Статьи из Энциклопедии Дидро и д'Аламбера

{190}

Деспотизм

ДЕСПОТИЗМ (политическое право) - это тираническое, произвольное и абсолютное правление одного человека. Таково правление в Турции, Монголии, Японии, Персии и почти во всей Азии. Мы покажем его причину и свойства, как они изложены у знаменитых писателей, и возблагодарим небо за то, что рождены и живем при другом правительстве и с радостью повинуемся монарху, которого нам дано любить.

Принципом деспотических государств является то, что государь там управляет всем по своей воле при полном отсутствии иного управляющего им закона, нежели его прихоть. Сама природа этой власти приводит к тому, что она бывает целиком сосредоточена в руках человека, которому она передоверена. Это лицо - визирь - само становится деспотом, а каждый отдельный чиновник - визирем. [...]

Известно, что принципом таких государств не являются ни естественное право1, ни права людей, ни тем более честь. Поскольку все люди там равны, никому невозможно дать преимущество и поскольку там все - рабы, то невозможно и какое бы то ни было преимущество. [...]

Деспотическое правительство властвует над народами, робкими и уни-женными: все там основано на малом числе идей, и воспитание ограничено насаждением страха в сердце и рабства в жизни. Знание опасно, соревнование гибельно; там нельзя рассуждать ни хорошо, ни плохо - любое рассуждение оскорбляет правительство такого рода. Следовательно, образования там нет никакого, ибо стремление воспитать хорошего раба может привести лишь к воспитанию плохого подданного. [...]

При деспотическом строе совсем отсутствуют гражданские законы о собственности на землю, поскольку вся она принадлежит деспоту. Тем более нет законов о наследовании, ибо только государь имеет право наследовать.

{191}

Его исключительное право торговать с некоторыми странами делает бесполезными любые законы о торговле. Поскольку крайнее рабство увеличить уже невозможно, то в деспотических странах Востока совсем не издают во время войны законов о новых налогах, наподобие того как делается в республиках и монархиях, где умелое правительство может при необходимости увеличить свои богатства. [...]

Деспоты не только не могут быть уверены в сохранении за собой трона, они очень близки к его утрате; не будучи уверены даже в своей жизни, они находятся под угрозой, что она кончится такой же жестокой трагедией, как и их царствование. Нередко тело султана рвут на куски с меньшими церемониями, чем тело преступника из черни. Если бы власть деспотов была меньшей, возросла бы их безопасность. Калигула, Домициан, Коммод, которые правили деспотически, были убиты теми, кого они приговаривали к смерти.

Следовательно, деспотизм всегда и везде равно вреден и государям, и народам, ибо его принцип и последствия одинаковы повсюду. Различия коренятся лишь в особых обстоятельствах, в религиозных взглядах, предрассудках, заимствованных примерах, укоренившихся обычаях, вкусах, нравах. Но каковы бы ни были эти различия, человеческая натура всегда возмущается против такого рода правления, делающего несчастными и государя, и подданных. И если еще существует большое число языческих и варварских народов, покорных такому правлению, то лишь потому, что их связывают суеверия, воспитание, привычки и климат.

Напротив, в христианском мире невозможна столь неограниченная власть, ибо, сколь бы ее ни считали абсолютной, она не включает в себя произвольную и деспотическую власть, не знающую другого правила и мотива, кроме воли христианского монарха. Но каким образом человек - творение божье - мог бы присвоить себе такую власть, если ее не имеет само верховное существо? Его абсолютное владычество не основано на слепой воле, а его верховная воля всегда определена непреложными правилами мудрости, справедливости и доброты.

Поэтому следует сказать вместе с Лабрюйером: "Считая христианского государя владыкой жизни людей, мы говорим лишь, что люди вследствие своей преступности, естественно, должны подчиняться законам и правосудию, хранителем которых является государь. Добавлять без оговорок и обсуждений, что он абсолютный господин всего имущества своих подданных, значит говорить языком лести. Это мнение фаворита, который в смертный час от него отречется. Можно, однако, допустить, что король - господин жизни и имущества своих подданных, потому что, любя их отеческой любовью, он охраняет их и заботится об их богатствах, как о собственных. При этом он поступает так, как если бы все принадлежало ему, принимая абсолютную власть над всеми своими владениями с целью защиты и охраны. Только таким способом, владея сердцами своих народов, а через это всем, что они имеют, он может объявить себя господином, хотя он никогда не лишает их собственности, кроме как по велению закона". [...]

{192}

Так, Людовик XIV всегда признавал, что он никак не может противодействовать законам природы, правам людей и основным законам государства. В трактате "О правах королевы Франции",3 изданном в 1667 г. по приказу этого августейшего монарха для подтверждения его притязаний на часть католических Нидерландов, содержатся такие прекрасные слова: "Короли имеют счастливую невозможность совершить что-либо вопреки законам своей страны... Это подчинение, - добавляет автор, - закону своих обещаний или правосудию своих законов не является несовершенством или слабостью высшей власти. Необходимость вершить добро и невозможность впасть в заблуждение служат высшими степенями всякого совершенства. По мысли иудея Филона4, сам бог не может большего, а государи, как воплощение бога на земле, должны в особенности подражать в своих государствах такому божественному бессилию".

"Пусть же не считают, - продолжает тот же автор, который говорит от имени и с согласия Людовика XIV, - что государь не подчиняется законам своего государства, ибо противоположное утверждение есть истина гражданского права; ее подчас оспаривали льстецы, но добрые государи защищали ее всегда как божественную покровительницу своих государств. Насколько законнее говорить вместе с мудрым Платоном, что высшее благоденствие королевства в том, что государю подвластны его подданные, а сам он подвластен законам и что закон справедлив и всегда направлен к общественному благу". Монарх, который так думает и действует, вполне достоин имени "Великого", а тот, кто приумножает свою славу, сохраняя милосердие в своем правлении, несомненно заслуживает имени "Возлюбленного"5.


Деспотизм (Despotisme), т. 4, 1754.

Автор - Л. де Жокур.

1 См. прим. 7 к ст. "Общество".

2 Жан де Лабрюйер (Jean de La Bruyere, 1645-1696) - французский писатель-моралист, прославившийся своим произведением "Характеры" (Les caracteres de Theophraste traduite du grec avec les caracteres ou les moeurs de ce siecle. Paris, 1688). См.: Лабрюйер Ж. де. Характеры, или нравы нынешнего века. Пер. с франц. Э. Линецкой и Ю. Корнеева, Вступ. статья и прим. Т. Хатисовой. М.-Л., 1964.

3 См. прим. 13 к ст, "Политическая власть".

4 Филон Александрийский (ок. 20 до н.э.-54 н.э.) - иудейско-греческий философ, оказавший сильное влияние на раннехристианскую философию.

5 Имеются в виду французские короли Людовик XIV "Великий" и Людовик XV "Возлюбленный".


Выверено по изданию: История в Энциклопедии Дидро и д'Аламбера. Перевод и примечания Н.В.Ревуненковой. Под общей редакцией А.Д.Люблинской. Л.: "Наука", 1978.