Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://heritage.sai.msu.ru/hist/mencin1.html
Дата изменения: Fri May 11 04:18:14 2007
Дата индексирования: Mon Oct 1 19:37:50 2012
Кодировка: Windows-1251
Менцин Ю.Л. Зачем ученым нужна социология науки? ОКО ГАИШ
Астрономическое образование с сохранением традиций
ОКО ГАИШ (Обсерватория, Культура, Общество)
Вводный очерк:  Ю.Л.Менцин.  Зачем ученым нужна социология науки?
"Науку делают люди. Об этом естественном обстоятельстве легко забывают; еще одно напоминание о нем может способствовать уменьшению прискорбной пропасти между двумя культурами - гуманитарно- художественной и научно-технической."   В.Гейзенберг  "Часть и целое".
Одной из важнейших особенностей развития современных естественных и технических наук является все более глубокое осознание учеными неразрывной связи этих наук с культурно-историческими особенностями общества, его религией, государственно-политическим устройством, массовой психологией и т.д. Начало такому осознанию было положено еще в XIX в., в трудах таких философов, как Гегель, Маркс, Дюркгейм, Гуссерль и др. Кроме того, многие историки науки учитывали в своих исследованиях воздействие на работу ученых социальных и культурных условий их жизни. В то же время, такое воздействие рассматривалось как второстепенное по отношению к объективному ходу научного познания. Подлинный перелом в осознании роли социальных факторов начался в 1950-1960-е гг., что было обусловлено усилением государственного вмешательства в науку, созданием гигантских исследовательских центров и т.п. Важную роль в осознании социального характера науки сыграли также широкие обсуждения этических аспектов ее развития.
В настоящее время история (ее все чаще называют социальной историей) и социология науки превратились в самостоятельную, насчитывающую множество школ и направлений область исследований. Полученные в ней результаты существенно изменили наши представления о закономерностях возникновения и развития естественных и технических наук. Не удивительно поэтому, что в программах западных университетов история и социология науки занимают видное место, а к мнению социологов и историков прислушиваются экономисты, политики, бизнесмены и общественные деятели. Важность изучения социальной природы науки осознана и в нашей стране. Так, ВАК недавно принял решение о замене кандидатского экзамена по философии на экзамен по истории естественнонаучных дисциплин, включающий в себя вопросы по современной социологии науки. Во многих вузах в последние годы поставлена задача гуманитаризации преподавания естествознания, подразумевающая формирование у студентов представлений о науке как целостном социальном институте, развитие которого неразрывно связано с историей, религией и культурой общества. Тем не менее, положение дел в этой сфере вряд ли можно считать удовлетворительным. К сожалению, большинство ученых практически не знакомо с результатами современных социальных исследований науки. Между тем использование этих результатов могло бы оказать существенную помощь в развитии педагогики, разработке и проведении комплексной научно-технической политики, преодолении взаимонепонимания между учеными и обществом и т.п. Таким образом, популяризация достижений современной социологии науки становится актуальной задачей, в решении которой важную роль может сыграть страница ОКО (Обсерватория, Культура, Общество) ГАИШ, основу которого составят рефераты оригинальных научных работ, взятых из таких авторитетных изданий, как журналы РАН "Вопросы истории естествознания и техники", "Вопросы философии" и "Науковедение", ежегодник "Историко-астрономические исследования", сборники трудов научных конференций, монографии. Планируется также реферирование зарубежных работ. Материалы для сайта подбираются, начиная с 1980-х годов, что позволяет лучше понять ведущие тенденции в изучении социальных аспектов развития естественных наук. Особое внимание при подборе материалов уделялось работам, основанным на новых архивных данных и содержащим не известные ранее сведения из истории российской и советской науки. В рефератах, как правило, указано, из каких конкретно архивов взяты эти сведения.
Материалы сайта предназначены для широкого круга лиц, интересующихся различными аспектами взаимоотношений науки и общества и желающих подробнее узнать о том, как эти взаимоотношения изучаются современным, зарубежным и отечественным, науковедением. Эти материалы могут быть полезны, прежде всего, преподавателям вузов, перед которыми в последние годы поставлена задача гуманитаризации преподавания естественных наук и техники и которые сталкиваются с острой нехваткой информации по социологии и социальной истории науки. Кроме того, страница "ОКО ГАИШ" может заинтересовать учащихся, учителей школ с углубленным изучением естественных наук, журналистов и т.д.
Среди материалов, которые предполагается разместить на сайте, важное место занимают рефераты работ, посвященных научной революции XVI-XVII веков, истории Российской Академии наук, Московского университета, Лондонского Королевского общества и ряда других научных центров.
В последние годы в нашей стране и за рубежом появилось множество публикаций, посвященных истории создания в СССР атомного оружия. К сожалению, во многих случаях эти публикации основаны на слухах и домыслах, носят откровенно тенденциозный характер и формируют в общественном сознании искаженные представления о путях развития советской науки. В связи со значительным интересом к этой теме на сайте планируется поместить рефераты ряда работ, выполненных профессиональными историками науки. Эти работы, основанные на материалах из недавно рассекреченных архивов, не только раскрывают не известные ранее страницы истории создания атомной бомбы, но и позволяют лучше понять специфику взаимоотношений советских ученых с государственными и партийными органами, Академией наук, зарубежными коллегами и т.д. Кроме того, предполагается рассмотрение работ, посвященных вопросам научного творчества (психологии творчества, воздействию на ученого культурных традиций, атмосферы в лаборатории и т.п.) и научно-технической политики. Важность последней тематики определяется, во-первых, тем, что научно-техническую политику в том или ином виде можно обнаружить в различные эпохи, разных странах и научных дисциплинах. Во-вторых, тем, что разработка перспективных программ развития науки и техники является сейчас одной из наиболее актуальных задач отечественной экономики. Между тем, этой разработке во многом мешает традиционное для нашей страны отсутствие учета "человеческого фактора". Подавляющим большинством людей, ответственных за принятие решений о дальнейших путях развития науки, научное познание рассматривается как некий абстрактный, полностью детерминированный природой процесс, не зависящий, в конечном счете, от конкретных людей, их взаимоотношений, культурных традиций, религиозных взглядов и т.п. Такой подход неизбежно приводит к серьезным ошибкам, избежать которых можно помогло бы внедрение элементарной социологической грамотности. Рассмотрим простейший пример. Еще недавно многие ученые связывали надежды на возрождение отечественной науки с внедрением грантовой системы поддержки отдельных исследовательских программ. Между тем, эта система является лишь одной из множества моделей организации науки. Эти модели, основанные на поддержке ученого, исследовательской программы, института и т.д., складывались на Западе постепенно, в определенных социальных и культурных условиях. Они предназначались для решения определенного круга задач. Поэтому произвольное заимствование какой-то одной модели и рекламирование ее в качестве панацеи является опасной затеей. По сути, каждый из возможных способов поддержки научных исследований - это своеобразный инструмент управления развитием науки, грамотное применение которого требует длительного и серьезного обучения, существенную помощь в котором может оказать знакомство с различными эпизодами развития науки и техники.
На сайте также планируется размещение информации по самым разнообразным вопросам: о "секретной миссии" Д.И. Менделеева, о причинах осуждения Дж. Бруно и Г. Галилея, об алхимических и теологических исследованиях И. Ньютона и его многолетней деятельности на посту Директора Монетного двора, о загадках строительства пирамид, о том, как американские ученые, исследовавшие совместно с российскими коллегами Аляску, убедили правительство США купить эту, считавшуюся неперспективной, территорию и многом другом. Часть рефератов будет посвящено теме "наука и идеология" - исследованиям особенностей развития науки в тоталитарных государствах, рассказам о судьбах репрессированных ученых в СССР и т.д. По-видимому, посетителей сайта заинтересуют работы о международном сотрудничестве ученых, судьбах ученых-эмигрантов, деятельности научных сообществ и фондов.
вернуться к началу страницы