Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://hbar.phys.msu.ru/gorm/chrono/ruschron.htm
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:51:10 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: метонов цикл
Л.В.ЧЕРЕПНИН, РУССКАЯ ХРОНОЛОГИЯ
Л.В.ЧЕРЕПНИН
 

РУССКАЯ
ХРОНОЛОГИЯ
 
 

МОСКВА
1 9 4 4


сканирование: (c) М.Городецкий и В.Папков



ГЛАВНОЕ АРХИВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ НКВД СССР

ИСТОРИКО-АРХИВНЫЙ ИНСТИТУТ

УЧЕБНЫЕ ПОСОБИЯ
ПО ВСПОМОГАТЕЛЬНЫМ
ИСТОРИЧЕСКИМ ДИСЦИПЛИНАМ

ПОД РЕДАКЦИЕЙ
ДОКТОРА ИСТОРИЧЕСКИХ НАУК
проф. А. И. АНДРЕЕВА

I I I

МОСКВА
1944



ОГЛАВЛЕНИЕ

Стр.
 
Предисловие
7
 
I. Введение.
 
§1. Предмет и задачи хронологии как вспомогательной исторической дисциплины 9
§2. Астрономические явления как основа времясчисления 10
§3. Виды календарей 11
§4. Солнечные календари. Египетский календарь 11
§5. Юлианский календарь 12
§6. Григорианский календарь 13
§7. Взаимоотношение Юлианского и Григорианского календарей ("старого" и "нового" стилей) 15
§8. Лунные календари 17
§9. Эры 18
§10. Задачи конкордации и редукции хронологических дат 19
 
II. Древне-русская хронология
 
§1. Древне-русское обозначение цифр 19
§2. Римские цифры 24
§3. Древне-русская (византийская) система летосчисления 24
§4. Древне-русское обозначение дат 25
§5. Перевод дат (редукция), с древне-русской (византийской) эры на современную. Мартовский и сентябрьский календарные стили 26
§6. Ультра-мартовский и цирка-мартовский календарные стили 29
§7. Индикты 33
§8. Календы 37
§9. Месяцы и сезоны 37
§10. Недели 38
§11. Круги солнца 39
§12. Вруцелета 41
§13. Определение дня недели 44
§14. Сутки и их деление 48
§15. Датировка по непереходящим праздникам 49
§16. Основы пасхалии 51
§17. Метонов (лунный) цикл 52
§18. Золотые числа 52
§19. Круги луны 53
§20. Вычисление пасхи по кругу луны, кругу солнца и вруцелету 53
§21. Великий индиктион 56
§22. Формула Гауса 56
§23. Датировка подвижными праздниками 63
§24. Ключевые буквы. Зрячая пасхалия 64
§25. Датировка по астрономическим явлениям 65
§26. Солнечные и лунные затмения 65
§27. Кометы 68
 
III. Проверка встречающихся в источниках дат
 
§1. Ошибочные даты в древне-русских актах 69
§2. Проверка дат древне-русских актов 70
§3. Неточности хронологических данных древне-русских летописей и их проверка 72


-5-


Стр.
 
IV. Хронология источников по истории народов СССР
 
§1. Хронологические данные источников по истории Ливонии, Литвы, Украины, Белоруссии 73
§2. Древне-грузинское летосчисление 76
§3. Древне-армянское летосчисление 77
§4. Мусульманское летосчисление 79
§5. Тюрко-монгольское летосчисление 82
§6. Взаимоотношение мусульманской и тюрко-монгольской систем летосчисления 87
 
V. Заключение
 
§1. Значение хронологии как вспомогательной исторической дисциплины 89
§2. Литература по хронологии 92
     
 
Указатель таблиц
 
I.
Соответствие между системами летосчисления от "сотворения мира" и от "рождества христова" 25
II.
Соответствие январского, мартовского и сентябрьского календарных стилей 29
III.
Соответствие январского, мартовского и ультра-мартовского календарных стилей 30
IV.
Перевод дат с византийского летосчисления на современное 31
V.
Индикты 35
VI.
Двадцативосьмилетний солнечный цикл 40
VII.
Круги солнца 42
VIII.
Соответствие между кругами солнца и вруцелетами 43
IX.
Вруцелета 45
X.
Определение дня недели 46
XI.
Суточный счет часов 50
XII.
Круги луны 54
XIII.
Определение пасхи (по кругу луны и вруцелету) 55
XIV.
Определение пасхи (по кругу солнца, кругу луны и вруцелету) 57
XV.
Обращение великого индиктиона 58
XVI.
Календарь подвижных церковных дат 64
XVII.
Перевод месяца и числа в десятичную дробь года 65
XVIII.
Солнечные и лунные затмения 66
XIX.
То же 67
XX.
Кометы 68
XXI.
Перевод дат с древне-грузинского летосчисления на современное европейское 76
XXII.
Перевод дат с древне-армянского летосчисления на современное европейское 78
XXIII.
Мусульманский календарный год 79
XXIV.
Перевод дат с мусульманского летосчисления на  современное европейское 82
XXV.
Перевод дат с тюрко-монгольского летосчисления на современное европейское 84
XXVI.
Новолуния 88


-6-


ПРЕДИСЛОВИЕ

       Кафедра вспомогательных исторических дисциплин Историко-Архивного Института ГАУ НКВД СССР уже в перовые годы своей работы поставила себе задачу подготовки пособий по предметам ее преподавания. Слабая разработка в предыдущие годы многих из вспомогательных исторических  дисциплин и  отсутствие специалистов по некоторым из них требовали нередко не только большой предварительной исследовательской работы, но и затрудняли подыскание компетентных авторов, которые могли бы взяться за подобные пособия. Все эти трудности удалось преодолеть в последнее время. В 1942/43 уч. году под руководством покойного заведующего кафедрой проф. А. Н. Сперанского, много сделавшего для организации педагогической и научной работы кафедры, было приступлено, наконец, к подготовке некоторых основных пособий: проф. Н. С. Чаев в Ленинграде уже к 1942 г. написал пособие по палеографии, которое А. Н. Сперанский предполагал дополнить и расширить. Все последние годы своей жизни А. Н. Сперанский (сконч. 9 января 1943 г.) много работал над пособием по дипломатике. Труды Н. С. Чаева и А. Н. Сперанского остались однако незаконченными. По поручению кафедры еще при жизни А. Н. Сперанского Л. В. Черепнин начал свои работы над пособиями по хронологии и метрологии, для которых использовал также работы Н. В. Устюгова.
       Приняв заведывание кафедрой после А. Н. Сперанского, я считал необходимым прежде всего продолжить работу кафедры по подготовке пособий и довести ее до определенного конца. На основании имевшихся предположений в начале 1943/1944 уч. года кафедрой был разработан план подготовки пособий в 1943-1945 гг.; этот план предусматривал не только окончание уже начатых работ по хронологии и метрологии, но также приготовление пособий по палеографии, дипломатике, которые должны составить части 1 и 2 пособий, а также но сфрагистике, геральдике, древне-русскому языку, исторической географии, историческому источниковедению и некоторым другим предметам. Работа была распределена прежде всего между членами кафедры: А. И. Андреевым, Е. А. Василевской, В. К. Лукомским, А. А. Новосельским и Л. В. Черепниным.
       Выполняя этот план, Л. В. Черепнин закончил начатые еще в 1942 г. работы по хронологии и метрологии, которые и являются первыми по времени выхода в свет пособиями, подготовляемыми кафедрой. В настоящее время Л. В. Черепнин подготовил также пособие по палеографии, в части своей написанное покойным проф. Н. С. Чаевым; Е. А. Василевская заканчивает первую

-7-




часть пособия по древне-русскому языку; А. И. Андреев занят подготовкой (пособия по дипломатике. В 1945 г. намечено подготовить пособие по сфрагистике (А. И. Андреев), геральдике (В. К. Лукомский), древненрусскому языку (ч. II, Е. А. Василевская) и др.
       Пособие по хронологии Л. В Черепнина вместе с приготовленным тем же автором пособием по метрологии основаны прежде всего на тех трудах по хронологии и метрологии, которые в небольшом количестве имеются в русской исторической литературе XVIII-XX вв. При неразработанности многих вопросов этих дисциплин, посвященных изучению старых единиц времени, веса, денежного счета и т. п., Л. В. Черепнину пришлось некоторые вопросы разработать заново, и его пособия являются не только обычными работами этого типа, подводящими итоги сделанного ранее, но также новыми исследованиями в области вопросов, неразрешенных до него; они несомненно помогут студентам в их работе, но привлекут также внимание специалистов-историков, которые найдут в них много нового и ценного по хронологии и метрологии.
       Главное Архивное Управление НКВД СССР, считая работу кафедры ио подготовке пособий одной из основных ее задач и всемерно содействуя этой работе, включило пособия, приготовляемые кафедрой в свой издательский план 1944-1945 гг. Изданием пособий по хронологии и метрологии Главное Архивное Управление начинает серию пособий по вспомогательным историческим дисциплинам.

Заведующий кафедрой вспомогательных
исторических дисциплин Историко-
Архивного Института ГАУ НКВД СССР
доктор исторических наук А. И. АНДРЕЕВ
28 октября 1944 г.

-8-



I. ВВЕДЕНИЕ

      ^ §1. Предмет и задачи хронологии как вспомогательной исторической дисциплины. Термин "хронология" происходит от двух греческих слов: "хронос" -- время и "логос" -- слово, знание, учение. Таким образом, хронология -- это наука об измерении времени.
       Наука эта распадается на два раздела: 1) хронологию математическую и 2) хронологию историческую (или, как ее называют иначе, -- техническую). Математическая  хронология ставит своей целью установление, при помощи соответственных вычислений, точного астрономического времени по движению небесных тел. Задачей исторической хронологии является определение, путем изучения дошедших до нас документальных данных, времени отдельных исторических событий. В этом разрезе (который и является предметом дальнейшего изложения), хронология должна заниматься   научной  разработкой  имеющихся в исторических источниках дат (т. е. цифровых знаков, указывающих на время, к которому относится тот или иной исторический факт). счет времени у различных народов в различные периоды их прошлого не был одинаков, в силу чего в исторических источниках наблюдается необычайное разнообразие датировок. Для правильного понимания последних    необходимо   знакомство   с   системами    (времясчислений, применявшимися в разные эпохи разными народами, и умение перевести даты со старинного счета на современный, выразив их в единообразных единицах измерения времени, принятых в наши дни.
       Хронология, таким образом, является (важной вспомогательной исторической дисциплиной, т. к. размещение событий во времени (или, как принято говорить, в правильной хронологической последовательности) представляет необходимое условие научного изучения исторического прошлого. Это исчерпывающим образом вскрыто в постановлении Совнаркома  СССР  и ЦК ВКП(б)   от 16 мая 1934 г.: "О преподавании гражданской истории в школах СССР". "Решающим условием, -- говорится в этом постановлении, -- прочного усвоения учащимися курса истории является соблюдение историко-хронологической  последовательности  в изложении исторических событий с обязательным закреплением в памяти учащихся важнейших исторических явлений, исторических деятелей, хронологических дат. Только такой курс истории может обеспечить необходимые для учащихся доступность, наглядность и конкретность исторического материала, на основе чего только и возможны правильный разбор и правильное обобщение исторических событий, подводящие учащегося к марксистскому пониманию истории".

-9-




      Хронологическими датами принято называть даты исторических событий не в том сыром виде, в каком мы извлекаем их из источников. Этот термин .применяется в отношении дат научно обработанных теми техническими средствами, которые дает в руки историкам вспомогательная дисциплина - историческая, или техническая хронология.
      Историческая (техническая) хронология разрабатывает методы научного анализа источников на основе тех данных, которыми располагает хронология математическая, т. к. различные системы измерения времени находятся в тесной связи с наблюдениями над природными (астрономическими) явлениями. В этом отношении историк должен работать рука-об-руку с математиком-астрономом, используя в своих целях выводы последнего.
      ^ § 2. Астрономические явления как основа времясчисления. Любая хронологическая система должна, во-первых, выработать единообразные, твердые и точные единицы для измерения времени, а во-вторых, остановиться на какой-то отправной, исходной точке, от которой бы и начинался счет.
      Путь к разрешению первой задачи подсказывала сама природа. Не трудно заметить, что в ряде астрономических явлений наблюдается закономерная повторяемость. Достаточно указать на периодическую смену дня и ночи, лунных фаз, времен год и т. д. Эта строгая периодичность в жизни природы, зависящая от движения небесных тел, была давно вскрыта людьми и положена ими в основу измерения времени. Уже на ранних ступенях исторического развития хозяйственные потребности отдельных народов выдвигали настоятельную нужду в применении астрономических данных к счету времени. Энгельс отметил в "Диалектике природы", что "...астрономия - уже из-за времен года абсолютно необходима для пастушеских и земледельческих народов" (Маркс и Энгельс, Соч., т. XIV, стр. 438).
      Если мы присмотримся к тем основным единицам счета времени, которыми пользуется большинство современных культурных народов, т. е. к суткам, месяцу и году, то легко убедимся, что эти три единицы определяются тремя астрономическими факторами: вращением земли вокруг своей оси, обращением луны вокруг земли и движением земли вокруг солнца. Средний период времени, в течение которого земля совершает полный оборот вокруг своей оси, составляет до 24 часов и носит в астрономии название солнечных суток. Период.наблюдаемого нами чередования лунных фаз (т. е. новолуния, первой четверти, полнолуния и последней четверти), зависящий от движения луны вокруг земли, астрономы называют синодическим месяцем. Его длина =29,5306 суток или 29 суток 12 часов 44 минуты 3 секунды. Слово месяц имеет таким образом двойное значение. Им одновременно обозначается и луна, и единица времени, определяющаяся периодическими перемещениями этого небесного тела. Это очень показательно для отмеченной выше непосредственной связи между астрономическими явлениями и времясчислением. Термин "синодический" происходит от греческого слова, означающего схождение. Промежуток времени

-10-



между двумя новолуниями получил название синодического месяца потому, что луна, обращаясь вокруг земли, приходит в различные положения относительно солнца и в конце указанного периода как будто сходится с ним. Время обращения земли вокруг солнца в астрономической науке принято называть солнечным или тропическим годом. Его продолжительность составляет величину, равную 365,2422 средних суток = 365 суткам 5 часам 48 минутам и 46 секундам. У различных народов начало года приходится в разное время. Для вычисления длины тропического года астрономы берут за основу постоянную величину - весеннее равноденствие, т. е. время, когда продолжительность дня и ночи является одинаковой.
      ^ § 3. Виды календарей. Система времясчисления, строющаяся на определенном, точно установленном взаимоотношении отдельных единиц измерения в виде года, месяца, суток, называется календарем. Последний термин происходит от латинского слова "календы", которым в древнем Риме обозначалось первое число каждого месяца.
      Среди многочисленных различных календарных систем можно наметить два основных типа: 1) солнечные календари, астрономическую основу которых составляет тропический год или период годичного обращения земли вокруг солнца и 2) календари лунные, возникшие на основе синодического месяца или законченного периода чередования лунных фаз.
      Трудность построения календаря любого из двух названных типов заключается в том, что ни тропический год, ни синодический месяц не заключают в себе полного количества суток. Поэтому при установлении продолжительности календарных года и месяца приходится отступать от точных астрономических данных. Отсюда возникают понятия "тропический год" и "календарный год", "синодический месяц" и "календарный месяц".
      ^ § 4. Солнечные календари. Египетский календарь. Солнечный календарь обычно исходит из равенства года или 365 или 366 суткам, округляя таким образом астрономически установленную величину - 365,2422 суток. История знает две основных разновидности солнечного календаря: 1) так называемую "блуждающую" календарную систему и 2) систему високоса. Блуждающий солнечный календарь зародился в очень давние времена, в древнем Египте. Египтяне принимали продолжительность календарного года за 365 суток, т. е. почти на целую четверть суток менее длины тропического года (=365,2422 суток - 365 суток = почти 0,25 суток). В результате такого отступления от астрономических данных, начало египетского года, меньшего по величине, чем тропический, постепенно и медленно передвигалось в пределах последнего, падая на различные сезоны (лето, осень, зиму, весну). Отсюда позднейшее название египетского календаря "блуждающим". Наблюдая за этим "блужданием", нетрудно убедиться, что при расхождении между египетским календарем и тропическим годом на величину около четверти суток, через каждые 1460 лет начало египетского календаря возвращалось к одному и тому же моменту солнечного года (4 ×& 365 = 1460). Этот промежуток в 1460 лет получил название

-11-



"периода Сотиса". "Сотис" - греческое наименование звезды Сириуса. Свое летосчисление египтяне связывали с наблюдениями за движением Сириуса, положение которого на небе менялось в связи с годичным обращением земли вокруг солнца и восход которого раз в 1460 лет совпадал с разливом реки Нила.
      Из народов СССР египетскую календарную систему применяли армяне, о чем будет сказано в специальном разделе, посвященном древне-армянской хронологии.
      ^ § 5. Юлианский календарь. Неудобство "блуждающего" календаря вызвало современем переход к так называемой системе високоса. Ее смысл заключается в том, что в качестве средней лродолжительности календарного года берется величина в 365,25 суток, почти равная длине тропического года (365,2422 суток). Но поскольку неудобно считать в году неполное количество суток, постольку указанная система строится на чередовании простых годов (в 365 суток) и удлиненных, с одним добавочным днем (в 366 суток).
      Введение в жизнь подобного календаря связано с именем знаменитого римского государственного деятеля Юлия Цезаря, осуществившего это начинание при участии египетского астронома Созигена в 46 г. до н. э. Нам нет надобности останавливаться на структуре древне-римского календаря, предшествовавшего реформе Цезаря. Достаточно отметить основной принцип этой реформы: на каждое четырехлетие приходится три года простых (по 365 суток) и один удлиненный или високосный (в 366 суток). При таком построении календаря средняя продолжительность года (365,25 суток) оказывается весьма близкой к астрономическим данным (365,2422 суток). Самое название "високос", "високосный" происходит от латинского слова "биссекстум", т. е. "второй шестой". Дело в том, что добавочным днем для удлинненного года в римском календаре было второе 24 февраля. Римляне, как было указано выше, вели счет календами (название первого числа каждого месяца), но не вперед, а назад. Поскольку в феврале было 28 дней, постольку 23 февраля являлось шестым днем до мартовских календ (до 1-го марта). А добавочный день после 23 марта получил название двойного шестого ("биссекстум" - "високос"). Отсюда самый год с одним дополнительным днем в феврале стал называться, в отличие от простого, високосным. В нашем современном календаре, ведущем свое происхождение от римского, добавочным днем в високосном году является 29 февраля. Февраль простого года имеет 28 дней, февраль високосного - 29 дней. Остальные месяцы, как в простом, так и високосном, году насчитывают или по 30 дней (апрель, июнь, сентябрь, ноябрь), или по 31 (январь, март, май, июль, август, октябрь, декабрь). Тем, кто затруднится запомнить количество дней в каждом месяце, рекомендуется для счета дней в отдельных месяцах пользоваться косточками пальцев на руках и промежутками между ними. Располагая месяцы в порядке их следования в пределах года, надо иметь в виду, что.те из них, которые лридутся на косточки, будут содержать по 31 дню, те .же, которые

-12-



окажутся между двумя косточками, - по 30 дней (за исключением февраля).
      Для того, чтобы определить по цифровому обозначению года, является ли он простым или високосным, следует руководствоваться признаками делимости числа на 4, т. к. високосным является каждый четвертый год. Поэтому, если две последних цифры числа, обозначающего год, делятся на 4, или же если это число оканчивается двумя нулями, следовательно, год - високосный. Во всех других случаях год - простой. Например, и 1600 и 1820 годы будут високосными, т. к. первое число оканчивается двумя нулями, а второе цифрой 20, делящейся на четыре. Но 1943-й год - простой, т. к. 43 на четыре не делится.
      Юлианский календарь лег в основу календарной системы, которой пользуется в настоящее время большинство культурных стгран, и в частности и СССР, но не в чистом виде. В XVI в. этот календарь подвергся дальнейшей реформе, задачи и характер которых будут вскрыты ниже.
      ^ § 6. Григорианский календарь. Юлианский календарь, конечно, являлся шагом вперед по сравнению с египетским, т. к. он гораздо удачнее разрешал проблему приближения средней продолжительности года к величине, установленной астрономическими вычислениями. Однако, этот календарь еще не был совершенным. Если египетский год был короче тропического, то Юлианский оказывался, наоборот, несколько длиннее последнего. Юлианский календарный год, хоть и незаметно, но систематически отставал от тропического года. Это, на первый взгляд как будто совершенно незначительное отставание (365,25 - 365,2422 суток) достигало целых суток в течение каждых 128 лет, а к концу XVI в. дошло уже до 16 суток (т. к. Юлианский календарь был принят к употреблению в христианских странах на соборе в Никее в 325 г., т. е. в начале IV в.). Встал вопрос о новой реформе календаря, которая и была осуществлена в 1582 г. особой комиссией, созданной римским папой Григорием XIII. Эта реформа преследовала правда не столько научные цели, сколько задачи церковного характера, связанные с определением дня празднования пасхи. Но ее результаты имели вполне научное значение
      Перед комиссией, возглавляемой папой Григорием XIII, стояли две основных задачи: 1) ликвидировать каким-либо способом разницу в 10 суток между тропическим и календарным годом, накопившуюся за прежние столетия; 2) путем соответствующих изменений в структуре Юлианского календаря, устранить, или во всяком случае уменьшить, эту разницу на будущее время.
      Первая задача была разрешена чисто административным порядком. Соответствующим папским декретом было предписано 5 октября 1582 г. считать 15-м октября. Таким образом, текущий 1582 год был укорочен на 10 суток и этим было восстановлено нарушенное соответствие, несколько отставшего в прошлом Юлианского календаря, тропическому году.
      В целях дальнейшего приближения календарного года к тропическому, комиссия пошла по естественному пути сокращения

-13-