Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://getmedia.msu.ru/newspaper/creators_vector/article/kaisarova/d_ceselch.htm
Дата изменения: Tue Dec 13 18:11:31 2005
Дата индексирования: Mon Oct 1 20:34:42 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: стереоскопия
Статьи - Дмитрий Цесельчук

ТЫ ЗАМИРАЕШЬ НА МОЕЙ РУКЕ:

(О поэзии Д.Ю. Цесельчука)

Газета 'Московский университет' ?6, февраль 2003 год.

Дмитрий Юрьевич Цесельчук - поэт, переводчик, один из наиболее известных российских литераторов, чье имя, однако всегда и неразрывно связано с нашим университетом. Окончил физический факультет МГУ, но из физики ушел в поэтический перевод. Стал профессионалом. Писал и продолжает писать стихи. В его активе более 35 книг, антологий и сборников. Являясь Сопредседателем Союза литераторов России, он еще и Председатель Московской организации Союза литераторов РФ.

Читаю и перечитываю, вспоминаю и снова возвращаюсь к замечательной лирике поэта Дмитрия Цесельчука. 'Это мой дом' -и, конечно, надеюсь, что это не последняя его книга. Как явственен в ней и неповторимый аромат детства, искренние, порывы порывы юношеской души. Как привольно 'бродить' среди 'разнотравья' дружеских, семейных и любовных отношений. Как реально ощутима соль необъятного океана Жизни, подарившей автору мудрость, ей пропитаны лучшие строки его поэзии. Мудрость благосклонно разрешила поэту 'словам искать слова' в пространстве строки, в поэтическом пространстве жизни :

Слово 'Дом' не просто всеобъемлюще для автора, оно еще и трансцендентально, так как не знает границ.


':Зачем нам прорубать окно в Европу
Когда в Купавне, окна отвори
И соловей слетит на подоконник
О Сольвейг щебетать И, се ля аи,
Жук майский вдарит в лоб чугунный конник
Не будет шишки Разве третий глаз
Раскроется для стереоскопии
'Господь придумав позабыл о нас
А мы такие чувства накопили
Что каждый, как заядлый скопидом
Готов кусать за веру в идеалы
Семьи Мы входим в общий дом
Как член Конвента в Луврские анналы:'

Все, что мы видим в жизни воспринимается нами, как зрительные образы. Они появляются и исчезают, но надолго остаются где-то внутри нас ( я бы сказала в очередной раз в 'подсознании', однако никто не дал пока этому слову точного определения. Скорее всего это какая-то часть нашего сознания связанная с памятью). Воображение Поэта способно не только бережно хранить образы прошлого, но и, временами, извлекать их на свет Божий, чтобы с феноменальной точностью донести до нашего благодарного восприятия, преобразив и возвысив до небывалых пределов.

***
Отчего так манит ерунда,
Голову забившая ребенку, -
моря чудотворная вода
и молитвы наизусть по Бонку,
поцелуй младенческий в Крыму,
черный небосвод в бенгальских звездах,
профиль мой, склоненный к твоему,
и евпаторийский нежный воздух.
Ножницы бери и вырезай
из ночного неба абрис тени,
а не можешь - на себя пеняй,
утыкаясь в жаркие колени.

***
Ведет к заливу улочка кривая.
На розовом песке заря видна.
Под перезвон далекого трамвая
сгоняет чаек к берегу волна.

Мне холодно от праздных разговоров,
мне кажется, - я был когда-то здесь:
ступени каменистых коридоров
и черепицы розовая резь.

Прибоя кромка в пене белоснежной,
и чайки, как шаланды на волне:
Но нет тебя в той розовой, безбрежной,
Прикинувшейся памятью стране.

Эти далекие 'отроческие' образы-видения, переданные автором столь тонко и точно, что начинает казаться - все это происходило когда-то, в ту таинственную и краткую пору молодости, именно с тобой.

***
Все пройдет. Я уеду, как пришел.
Будет дождь барабанить без толку.
В дом войду, сморщу зонтика шелк,
брошу кепку в передней на полку
и увижу все в прежний свой рост:
кресло в комнате, плед на кровати,
дождь за окнами, вымокший мост
и фигурку в простуженном платье.

А не я ли та 'фигурка в простуженном платье', кем-то потерянная в другом измерении? Талант Д. Цесельчука делает, создаваемые им образы, доступными большинству читателей. Так просто вживаешься в предлагаемую автором обстановку, принимаешь ритм происходящих событий, что становишься соучастником всех чувственных переживаний.

Но какой же дом без любви? О, всеобъемлющая Любовь, обманщица, предлагающая нам множество путей к заветному единению душ и тел. Разве не Любовь гасит в конце концов огни своих иллюзий, оставляя человека одиноким перед лицом рождения и смерти?

Пронзительные строки о любви в стихах Дмитрия Цесельчука также различны и многогранны, как и сами проявления этого чувства. Иногда они с фотографической , порой, шокирующей, точностью передают интимные отношения между близкими людьми, а, порой поражают небывалой нежностью, в которой и происходит слияние душ.

Ты замираешь на моей руке,
Непокоренная за года брака.
Какая близкая и нежная однако
щека:
И жилка на виске
Пульсирует, как ящерка на камне.
Во сне ногами ногу обвила.
Соображаю я зачем рука мне
Дана - чтоб ты на ней спала.
Ты замираешь на моей руке.
Вот на лице улыбка появилась,
и тяжести, что на душе копилась,
не удержать в разжатом кулаке.

Это постоянное присутствие пульсирующего женского начала в лирике Цесельчука, порой, приближает его к ведийской теме. Вспомним Брахму, который разделил свое тело на две половины: мужскую - Вирадж и женскую - Вак.

Вак - это речь, с помощью которой человек получает знание. Эзотэрически Вак - творящая сила. Она, 'олицетворяя' творящие существа, становится проявленным 'миром речи' и имеет женское начало. Невозможно представить себе поэта без 'мира речи', без Логоса.

'Дом' поэта безнадежно пуст без женщины. Ему совершенно невозможно представить себя покидающим ее.

':Поглажу ногу ли, грудь, ногтем ткань зацепляя слегка.
Не исчезни, побудь, протеки через плоть, как река.
В воду дважды нельзя, как говаривал мудрый, входить.
Ну, а если стезя такова - каково уходить?

Уходить таково: как глухарь на току токовать.
Не неволь - одного не пойму - как кольцо расковать?
С горла сняв, положить обручальное прямо на стул.
Не неволь уходить, собирая в дорогу баул.

Разбираясь куда что и как самому положить,
Разбираясь во всем, что зовется по-прежнему жить:'

Не буду приводить в статье биографию, библиографию, этапы творческой и общественной деятельности Дмитрия Юрьевича Цесельчука ( в его книге 'Мой дом' вы найдете все необходимые сведения о поэте), но не могу не закончить ее краткий обзор стихотворением, подтверждающие все вышесказанное.

'Читаю в кронах осени заглавие
И вижу, как, сорвавшись надо мной
Листок кружится - легкий желтый гравий
Чуть вздрагивает, рядом, за спиной.

Иду, куда придется, наудачу
И листья разгребаю на пути:
Начнется дождь - и я вернусь на дачу.
И больше будет некуда идти.

И слышен будет капель бег по крыше,
Холодных капель торопливый бег:
В пустом лесу становится все тише.
Пора домой, под крышу, на ночлег.'

Т.Кайсарова - член СП Москвы
редактор Центра СМИ МГУ