Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://geo.web.ru/conf/CD_Smirnov/html_96/16_jabin.html
Дата изменения: Fri Nov 17 20:29:27 2006
Дата индексирования: Sat Dec 22 04:38:51 2007
Кодировка: koi8-r

Поисковые слова: система координат галактическая
Все о геологии :: СМИРНОВСКИЙ СБОРНИК

 

Жабин Аркадий Григорьевич , профессор, доктор геолого-минералогических наук, член Академии естественных наук России, член Совета Минералогического Общества. Работает в Москве, в Институте минералогии, геохимии и кристаллохимии редких элементов Роскомнедр и РАН. Автор 8 монографий и 243 научных статей. Литератор. Опубликована проза в журнале "Урал" - рассказ "Светик-семицветик" (N 2, 1993) - по представлению Валентина Распутина, повесть "Иероглиф" (N 2, 1994), повесть "Дуновение" (N 2, 1995). Автор публицистических статей: "Эта многомерная эмоция: унижение" (журнал "Москва", N 4, 1994), "Толпа как слепорожденный кибер с мозгом рептилий" ("Урал", N 2, 1995) и других. Написаны биографические очерки о замечательном советском минералоге Викторе Ивановиче Степанове: "Блестящий минералогический талант" (Записки Минералогического Общества, N 1, 1992), "Нравственно-творческий феномен минералога В. И. Степанова (1924-1988)" (Минералог. журнал, N 3, 1993). А. Г. Жабин, являясь учеником и соавтором профессора Д. П. Григорьева (Спб, Горный Институт), был в центре создания нового направления генетической минералогии-онтогении и филогении минералов (монографии "Онтогения минералов. Индивиды." - 1975 и "Онтогения минералов. Агрегаты." - 1979).

А.Г. Жабин


ХИНЫ КАК СТУПЕНИ ЭВОЛЮЦИИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ

Никогда не выражайся яснее, чем ты думаешь.
Нильс Бор

Абсолютная объективность, приписываемая обычно
точным наукам, принадлежит к разряду заблуждений
и ориентирует на ложные идеалы.
Майкл Полани


Начиная описание сделанного нами открытия хинов, обозначим исходную экзистенциальную мысль, поясняющую все последующее: "Процесс творчества неформализуем". Из нее вытекает много выводов, но мы укажем лишь на этот: психика человека неисчерпаема.
Много лет подряд, параллельно с профессиональными занятиями обыденным геологическим естествоиспытанием, нами владело увлечение поиском признаков делимости, квантования геологических макро-явлений, будь то кристаллы минералов, горные породы (агрегаты минералов) или иерархически более крупные образования.
Под квантованием понималось прерывистое, скачкообразное, ступенчатое протекание процессов природного минералообразования. Можно различать и объективно выделять некие фрагменты, части, импульсы, кванты этих процессов и явлений. Прежде всего выделяются кванты времени и пространства.
Именно это увлечение квантованием неорганических, "мертвых" физико-химических макропроцессов навело на внешне странную идею поискать объективные признаки квантования и на полях человеческого духа, исследуемых психологией.
Чтобы рассказать об обнаруженных на этих полях результатах, вначале предварим их самым кратким знакомством с квантованием геологических явлений Земли. Ведь Земля и есть ближний Космос человечества, его духа. Земля - колыбель человечества. Земля и Человек эволюционируют параллельно.

Геологическое простремя и его квантование
Прости, читатель, но я вынужден представить твоему вниманию несколько довольно сложных понятий популяризации, ниже которого начинается вульгарная скороговорка и недопустимое упрощение.
Материальные пространственно-временные признаки процессов природного минералообразования нередко проявлены в виде неделимого и неразличимого единства, континуума. В таких случаях предлагаем употреблять термин простремя (пространство - время, space-time). Простремя четырехмерно: три эвклидовы координаты плюс время. Если его точкам приписать какие-либо свойства, например, изменчивость, то в общем виде оно будет n-мерным. Для сходного понятия в мире искусства М. М. Бахтин ввел термин "хронотоп" (рис.1).
Всеобщая форма квантования (дискретности) материи в простреме ни есть зернистость. Она иерархична: элементарные частицы, атомы, молекулы, кристаллы....геологические тела... планеты, звезды, галактики и т.п. Этим обусловлено то, что двух фундаментальных ипостасей времени-длительности и последовательности - в естествознании информационный вес имеет вторая Квантование пространства: зонально-секториальное, боковое, доменное строение кристаллов, зернистость агрегатов (в пределе - ячейка Коксетра), части зональных колонок, дифференцированных тел и т.п. Наличие физического предела размера кристалла, обусловленного диспропорциональностью пространства (Б. Л Личков), появляет неизбежность проявления зернистости при рассмотрении этого объекта как на более нижнем, так и на более высоком уровне иерархии.
Квантование времени определяется либо внешними факторами (например, космогенными, ибо по Лейбницу "Вселенная сама есть часы": галактический год и его фазы, циклы солнечной активности, в том числе элементарный одиннадцатилетний "монар", годовая, сезонная, суточная периодичность) и внутренними (пульсации внутрипланетных процессов, цикличность осадконакопления в морях, автоколебательные реакции разной иерархии, пульсации встройки частиц в кристалл и т.п.) (см. таб.1).
Направленная дифференциация геологических объектов, например, из зональность, которая в общем виде моделируется хроматографической колонкой, есть красивый пример простремени. Зоны в зональной структуре есть "зерна" простремени или бахтинские хронотопы
Максимальное периодическое структурирование, квантование геологических объектов в принципе коррелируется с повышением их симметричности, т.е. с возникновением Порядка.

Три тезиса, на которых покоится философия хина
Прежде чем пояснить как обнаружен хин и что он представляет, необходимо с предельной лаконичностью сформулировать тезисы, которые порознь известны, но в системной совокупности представляют новую авторскую идею.
Тезис 1
Каждое достаточно большое множество беспорядочно смешанных чисел, качеств, свойств, точек или объектов обязательно содержат высокоупорядоченную подструктуру. Полный Хаос невозможен! Любой Хаос в той или иной мере текстурирован, квантован. Эта теория выдвинута в 1928г. английским математиком, философом и экономистом Ф. Рамсеем. Ныне она интенсивно исследуется (см. обзор "В мире науки", 1990,N3).
Тезис 2
Существует предел сложности Систем, по достижении которого они самораспадаются на менее сложные, т.е. квантуются. Вблизи мест распада, бифуркаций, где системы "выбирают" новые пути развития, закон больших чисел нарушается. В том и состоит суть достижения порядка через флуктуации, т.е. через колебания, биения, через ступени, через квантование (см. книгу нобелевского лауреата И.Пригожина "От существующего к возникающему". М., "наука". 1985).
Тезис 3
В эволюционном, филогенетическом развитии человека как вида происходили и будут происходить периодические качественные изменения функций организма (по А. Северцову - ароморфозы). Они отражаются и в развитии отдельно взятого человека, т.е. и в его онтогенезе. В нашем случае ароморфозы - это ступени макроквантования психической эволюции Человека.

Обнаружение хина и его свойства
Будучи увлеченными идеей всеобщего квантования Природы на всех уровнях (о квантовой физике и химии на атомном микроуровне всем хорошо известно), мы вели поиск и глобальной периодичности, волнообразности эпох человеческого творчества, многократности разного рода Ренессансов.
Но на глобальном уровне особо нового обнаружить не § удалось. Но в ходе кропотливых, долгих сборов информации вдруг стала проглядывать иная закономерность, относящаяся не к человечеству в целом, а к его отдельно взятым представителям. Обнаружились явственные признаки периодичности, квантования творческих потенций в течение жизни отдельно взятого человека.
По мере накопления данных закономерность проявлялась все яснее и яснее.
За годы увлечения этим хобби были просмотрены все доступные биографические справочники, монографии, разного рода энциклопедии, обзоры, биографии и т.п. Закодированной информацией были заполнены несколько толстых тетрадей. Всего была учтена биографическая хронология 11842 личностей, начиная с античности и до наших дней. Понятно, что интеллектуально-творческий, социально-политический "уровень" этих личностей был выше среднего, иначе они попросту отсутствовали бы в справочниках.
Чтобы убедиться в проявлении или отсутствии обнаруженной периодичности и у "простых смертных", нами в 1971-87 гг. были собраны дополнительные табличные данные по 943-м личностям, которые были нашими современниками, учеными в разных областях точных наук, техники и гуманитаристики. В этом случае периодичность творческой продуктивности в течение жизни определялась по динамике публикаций с авторской рейтинговой оценкой в 5-бальной шкале.
Закономерность работала и у простых смертных.
Вывод такой: обнаружено нечто общечеловеческое.
Графическое, максимально-спрессованное и генерализованное выражение обнаруженной закономерности способно произвести впечатление (рис.2).
Сущность закономерности такова: в жизни индивида объективно проявлены - но в конкретных случаях в разной степени - последовательные стадии, ритмы психологически-интеллектуально-нравственно-творческого созревания, творческий продуктивности. Онтогенез, т.е. индивидуальная жизнь человека, квантуется с длительностью, кратностью в 15 земных лет. Эта кратность и есть хин.
Периоды эти, естественно, вероятные, что хорошо видно на суммарном рисунке 2.
Периоды чаще всего датировались либо по времени максимумов общей творческой продуктивности ("Феномен Болдинской Осени" - А.Пушкин), либо по "одиночным" открытиям, картинам, скульптурам, идеям, поступкам т.п.
В таком датировании мы видели много неопределенностей. Например, "дата опубликования", если под ней подразумевать представление внешнему миру продукта внутреннего мира человека, не совпадает с моментом возникновения творческого результата. Поэтому "дата опубликования" обычно должна быть как бы сдвинута в прошлое.
Но при этом было понятно, что законы больших чисел дадут вероятную общую картину, которую как Целое можно передвинуть, транслировать вдоль оси времени в прошлое на вычисленные нами "эмбриональные сроки". Они соответствуют среднему интервалу времени, необходимому для представления ("публикации") внешнему миру возникшего творческого результата. Как-то ни покажется странным, эти "эмбриональные сроки" оказались близкими для разных эпох (статистически 2,5-3,2 года).
Такая трансляция на рис.2 осуществлена.
На рис.2 ясно обозначились четыре разновеликих максимума с примерно равными между ними интервалами в 15 ±2 лет.
Таким образом, вероятностные рубежи максимальной творческой продуктивности человека соответствуют его возрастам в 15, 30,45 и 60 лет.
Величина максимумов уменьшается в таком направлении: П-Ш-IV-I Первый, -15 лет, - максимум самый слабый (юность), а второй в 30 лет - самый интенсивный. Именно к возрастам в 30 и 45 лет относится от 52% (П максимум) до 76% (Ш максимум) общей жизненной продуктивности.
Объективным признаком наступления хиновых рубежей, который мы получаем самоощущением, является слабо описанное психологами явление потери себетождественности. Оно проявлено особо ярко у тех личностей, которые обладают высоким художественно-творческим потенциалом. Читает, например, такой человека свои ранние дневники, свою прозу, свои стихи, смотрит на нарисованное и изваянное, и охватывает ощущение, будто это был вовсе не он, а некто другой, даже вовсе чужой, незнакомый человек.
Чувство потери себетождественности свидетельствует о мощи, интенсивности хиновых рубежей.
В крайнем выражении потеря себетождественности может выражаться столь глубоко, что гениальная личность воспринимает ступени хинов как несколько последовательно прожитых жизней, как прижизненных перевоплощения.

Почему хин так назван?
Еще когда только обозначились контуры графика (см.рис.2), где появился 30-летний рубеж, сразу сознание отметило его совпадение со скрытым периодом жизни Иисуса Христа (30 лет "скрытых" и 3,5 года служения миру), а также с 30-тью серебрениками Иуды Искариота. Едва ли это пустяковое совпадение в рамках общего божественного Замысла.
Поэтому обнаруженная нами единица, характеристика была названа хином (ХИН -Христос Из Назарета),
Хин близок по длительности (15 лет) к дюжине -12, к чертовой дюжине (13), к двойной античной семирице (14) к одиночному циклу солнечной активности, "монару" - 11±2 лет.
Один из известных "магических" квадратов с 9-тью клетками имеет сумму цифр 15 во всех 6-ти строках и 2-х диагоналях.
Нельзя не обратить внимание на факт, что натуральный логарифм в собственной же степени равен 15,15... (2,718 равно15,15...).
Возможно, обнаруженная характеристика относится к столь же великим константам как и "золотое сечение" равно 1,618..., вытекающая из отношения цифр в так называемом ряду Фибоначчи: 1,1,2,3,5,8,13,21,34,55,89... (например, 89:55=1,618...); в ряду сумма двух рядом расположенных цифр равна последующей.
В античной литературе Греции, у Солона в поэме "Седьмицы человеческой жизни" читаем:
"Маленький мальчик, еще неразумный и слабый, теряет,
Чуть ему минет семь лет, первые зубы свои;
Если же бог доведет до конца седьмицу вторую,
Отрок являет уже признаки зрелости нам.
Всякий в седьмице четвертой уже достигает расцвета...
Если же десятое бог доведет до конца семилетье,
Ранним не будет тогда смертный конец для людей".

У Андрея Битова в "Пушкинском доме" есть прозорливый намек о наступлении зрелости в 27±2 года, после чего можно умирать ("новый мир", N 11, 1987, с.82).
И у Булата Окуджавы в рассказе "Чик идет на оплакивание" есть такие примечательные строки:
"- Арутюн-джан, хорошо выглядываешь, - крикнул какой-то человек и восторженными глазами посмотрел на белый китель.
- Тьфу, тьфу, тьфу, не сглазить, - ответил тот и, приподняв скатерть, постучал по деревяшке стола, - еще один пятнадцать лет вот так хочу. Больше не надо!"
Любопытна и мысль, выраженная истерически-драчливым стилем у Фридриха Ницше в "По ту сторону добра и зла": "И для начала нужно выбить дух из атомистики другой, еще более роковой, - таковой лучше и дольше всего учило христианство - это атомистику души. Да будет нам позволено обозначить такими словами веру в вечность, неделимость, неучтожимость души как монады, как atomon...". ("Вопросы философии", N 5, 1989, с. 130), Нужно верить не только в Бога, но и самому Богу.

Сущность хина
Хронотоп - по М. М. Бахтину- есть пространственно-временное единство произведения словесного творчества: "...всякое вступление в сферу смыслов совершается через ворота хронотопа". Не трудно видеть, что хронотоп есть вместилище литературного героя. Но. как нам представляется, он может быть и вместилищем и прототипа, т.е. живого человека. Возможно, понятие "ауры" человека близко сливается с понятием бахтинского хронотопа. А сам хронотоп биологического мира соответствует разновидности нашего более общего понятия простремени.
Хронотопы личностей как зерна Социума, погруженного в океан простремени.
По сути можно утверждать, что материализованный хронотоп и есть эквивалент человеческой особи, человеческой личности, организма.
Обнаружение хинов, как стадий развития личности, .находится в логическом соответствии с идеей выдающегося исследователя природы и свойств времени Ю.Фрайзера"само время эволюционирует с нарастающим усложнением природных систем".
В общефилософском контексте делались, естественно, догадки об особой функции времени в человеческом мире. Например, А.С.Абасов писал: "существуют некоторые внутренние механизмы организации материи, которые не только реализуются в психофизической организации человека, но и влияют на его познавательные способности, стили мышления и деятельность. Эти механизмы, по всей вероятности, связаны с эволюционной значимостью закономерностей пространственно-временной организации...".
В "Основах миропонимания новой эпохи" (1924) А.И.Клизовского приведены выдержки из "Писем Махатмы", которыми обменивается один из Учителей человечества с английским профессором в начале XX века. Нижеследующее место процитируем для вас: "Наши законы неизменны, как Законы Природы, и они были известны человеку и вечности прежде, нежели надменный петух - современная наука - вылупился из яйца... Люди науки жнут там, где мы сеяли. Это наша миссия нырять и приносить жемчужины Истины на поверхность, их же - очищать и оправлять в научные драгоценности".
Великолепным примером такой жатвы является идея хина, находящаяся в нераскрытом виде в древней донаучной Агни Йоге.
Дело в том, читатель, что наиболее раннее представление об идее, близкой к нашему современному понятию о хине, заключено в учении о Кундалини, а Агни Йоге. "Кундалини - отец, зачинатель восхождения". Пробуждение Кундалини-центров к действию в жизни каждого человека есть важнейшее, величайшее событие. "В первое семилетие после очередного перевоплощения человеческий организм имеет еще прочную связь с астральным миром... и лишь к концу второго семилетия (т.е. к концу 1-го хина -А.Ж.) эта связь прорывается и действие центров Кундалини возобновляется. Но для того, чтобы в новой физической оболочке проложить каналы для прохождения тонких энергий, ток Кундалини должен работать еще целых пятнадцать лет (П-ой хин -А.Ж.). Таким образом лишь к 30 годам, в самом благоприятном случае, когда воплощается полный Архат (каким был Христос -А.Ж.) возобновляется действие центров, прерванное прошлой смертью, в новой жизни" (Листы Сада Мории, Книга 1, с.36).

Будущее хина, его исследование
Итак, хин есть некоторая вероятностно-постоянная величина длительности человеческого времени, соответствующая примерно 15 земным годам, и отражающая стадии, ступени эволюции психологически-нравственных свойств личности в течение ее жизни, ее онтогенеза. В человеческой жизни со средней длительностью в 75 лет могут проявиться четыре хина, но обычно у конкретного человека особо заметен лишь какой-либо один из четырех. И лишь у гениев, обладающих перманентной мощью творчества, мы наблюдаем полную картину; более того, обозначается даже подобие 5-го хина, вероятностью не выделенного (75 лет; "Феномен Леонардо да Винчи"). Хин существует в многомерном простремени. Степеней свободы у него не менее 8-ми (см.рис.1).
Обнаружение хина как временной константы эволюционирующего поля человеческой личности есть еще одно подтверждение старой как мир идеи о неисчерпаемости человеческого мира, намного более сложного, чем мертвый океан Вселенной.
Хин, естественно, будет подробно исследоваться, равно как такое общечеловеческое явление как стресс, выделенный и описанный Г. Селье.
Мы уже сейчас видим совершенно специфические направления исследования хина:

  • - хины и идеи Агни Йоги
  • - хины и сексуальность
  • - хины и брачная жизнь
  • - хины и качественная эволюция эмоций
  • - хины и астрологические закономерности
  • - хины и парапсихологические способности
  • - хины и качественные смены творческих подходов (от анализа к синтезу и т. п.).
  • - хины и эволюция типов аур
  • - хины и бессознательное коллективное и "Я", и т.п.
Огромен простор темы коллективного бессознательного, великолепно очерченного К. Ю. Юнгом в 1934 г. в статье: "Об архитипах коллективного бессознательного".
Именно на хиновых рубежах мы ближе всего приближаемся к возможности заглянуть в это бессонное простремя человеческого духа, действующего как бы внечувственно. Заглянуть и научиться хотя бы в малой степени его направленно использовать. К. Г. Юнг пишет: "Необходимо познать себя, чтобы тем самым знать, кто ты есть, - поэтому за узкой дверью он неожиданно обнаруживает безграничную ширь, неслыханно неопределенную, где нет внутреннего и внешнего, верха и низа, здесь или там, моего и твоего, нет добра и зла...".
Науке о воспитании человеческого духа, которой и должна быть педагогика, предстоит еще долго совершенствоваться, прежде чем она научится хотя бы приблизительно успевать за эволюционирующим ребенком, юношей.
Будущее педагогики - в дифференциальном подходе к личности, в изощренной помощи интенсивно войти и благополучно выйти из хиновых рубежей, ибо они принципиально трагичны. Рубежи отмеряют не только ритмы вдохновенного творчества, но и неизбывную жажду суицида, или поиска несуществующего смысла жизни.
Жизнь - как Космос, как Вселенная - они просто есть, существуют, и при чем тут смысл?
...По сути дела в этой публицистической, научно-популярной статье мы представили на ваш суд крупное научное открытие. Естественно, оно сделано дилетантскими методами. Но это не есть основание, чтобы усомниться в его рациональном, реальном ядре, ибо оно покоится на обширном массиве реальных же наблюдений.
Думаем, что сделан правильный ход. Для специального научного психологического журнала наши материалы мало пригодны. Довести же их до кондиции нет возможности: ждут другие, не менее интересные поля исследований. В конце концов амплуа трудолюбивого дилетанта не так уж плохо: немало идей, впоследствии профессионально развернутых другими, сделано именно дилетантами.


 

Rambler's Top100 Service
зеркало на сайте "Все о геологии"