Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://genhis.philol.msu.ru/article_118.shtml
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Mon Oct 1 21:59:03 2012
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: внешние планеты
Политическая риторика: Вместо заключения. Представление о наивной риторике
Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова  Филологический факультет
 
 Кафедра
 История
 Заведующий кафедрой
 Преподаватели
 In memoriam
 
 Учебная деятельность
 Общие курсы
 Введение в языкознание
 Общее языкознание
 История языкознания
 Специализации
 Сравнительно-историческое индоевропейское языкознание
 Общая филология и риторика
 Русский язык как иностранный
 Деловая речь
 Языковая политика
 Компьютерная лингвистика и машинный перевод
 Спецкурсы
 Курсы по опорным языкам
 Материалы к занятиям
 
 Научная деятельность
 Учебники
 Книги и монографии
 Конференции
 Круглые столы
 
 Студентам
 Билеты
 Курсовые работы
 Дипломные работы
 
 Аспирантам
 Аттестация
 Экзамен по специальности
 Документы для защиты
 Публикации
 
 Новости и объявления
 
 Библиотека
 Публикации сотрудников кафедры
 А.А.Волков
 А.Н. Качалкин
 В.В.Смолененкова
 Ю.В. Рождественский
 А.А. Данилова
 История языкознания
 Теория языка
 Социолингвистика
 
 Ссылки
 
 Расписание занятий
 
 Филология в лицах
 Звегинцев В.А.
 Реформатский А.А.
 Фортунатов Ф.Ф.
 Рождественский Ю.В.
 
 Фотоальбом
 
 English
 
 Аудио
 
 Темы
 Закон о государственном языке РФ
 Реформа орфографии
 
 Мониторинг СМИ
 
 Факультет
Поиск
Контакты
E-mail: general@philol.msu.ru
Телефон: 939-16-33


Библиотека : Теория языка


Политическая риторика: Вместо заключения. Представление о наивной риторике
Автор Г.Хазагеров
Nov 17, 2005, 02:27

Отправить по e-mail
 Версия  для печати

Концепция наивной риторики. Риторическая рефлексия в СМИ. Общественное значение наивной риторики в массовом обществе. Взаимодействие политического красноречия и наивной риторики.

Современная гуманитарная наука испытывает большой интерес к так называемым наивным картинам мира, или наивным моделям мира. Слово 'наивные' означает, что речь идет не о взглядах на те или иные предметы специалистов, обладающих особыми знаниями об этих предметах, а о взглядах обычных носителей языка и культуры. Так, например, с точки зрения 'наивной энтомологии' (т.е. с расхожей точки зрения) паук, бесспорно, относится к насекомым, а с точки зрения 'наивной ботаники' арбуз никак не является ягодой. Специалисты могут поправлять 'обывателей', но даже знание того обстоятельства, что паук относится к особому классу, ничего кардинального в сознании 'обывателя' не меняет.

Наивная модель мира привлекает внимание ученых тем, что она 'впаяна' в язык: мы автоматически воспроизводим ее, думая и разговаривая на родном языке. Разумеется, наивная картина мира может медленно, исподволь меняться, неспеша следуя за достижениями большой науки. Но язык консервативен, в его распоряжении этимология, 'сидящая' в слове, фразеология, зафиксировавшая старый взгляд на мир, наконец, просто речевая привычка. Так, всеобщий астрономический ликбез не отменил заложенного в этимологии представления о 'светиле', как о том, что светит, будь то звезда или планета. Мы по-прежнему говорим, что солнце 'восходит' или 'заходит', хотя и знаем, что именно Земля вращается вокруг Солнца, а не наоборот. Мы до сих пор говорим о 'падающих звездах', хотя знаем, что звезды никуда не падают, падающими звездами мы называем метеоры.

Значение наивной модели мира резко возрастает тогда, когда речь идет о гуманитарной сфере. От того, как большинство людей представляет себе звезды, мало что меняется, а от того, как это же большинство представляет себе общество, зависит многое. Одно дело называть метеор падающей звездой, другое - называть владельца магазина буржуем. В слове 'буржуй' запрятано осуждение, представление о незаконном присвоении собственности и возможность (даже общественная необходимость) перераспределения этой собственности. Следовательно, наивная социология имеет гораздо большее значение, чем наивная энтомология или астрономия.

Особую роль играют представления неспециалистов о языке и речи. 'Наивная грамматика' позволяет рядовым носителям языка спорить о словах, уточнять значение сказанного, поправлять речевые ошибки собеседника, вообще говорить о языке. Причем благодаря школьному образованию зазор между 'обывательскими' представлениями о языке и представлениями о нем специалистов, хотя и велик, но не катастрофичен. Одни только названия частей речи и частей слова, вынесенные нами из школы, позволяют нам говорить о словах, переспрашивать друг друга, просить уточнить сказанное.

Хуже обстоит дело с 'наивной риторикой'. Школьных знаний о воздействующей речи явно недостаточно для того, чтобы обсуждать реплики в риторическом споре. Такие категории, как 'доводы к пафосу' или 'доводы к логосу' заведомо отсутствуют в общественном дискурсе. Даже журналисты, имеющие филологическое образование, затрудняются ответить на вопрос вроде: 'Должна ли журналистика быть этосной?' Что же касается знания обширной - как мог убедиться читатель настоящей книги - терминологии теории фигур, то поддерживать диалог на соответствующем уровне могут пока только узкие специалисты. Даже средний лингвист не ответит на вопрос, что такое иллеизм или антиметабола. Встретившись с этими языковыми явлениями, он вынужден будет рассказывать о них описательно, к чему и прибегали многие ученые до возникновения риторического бума. Так, хиазм еще в шестидесятые годы называли таким неуклюжим словосочетанием, как 'оборот каламбурного соотнесения', только из-за того, что термин не был тогда на слуху. Сами авторы курса риторик далеко не всегда и далеко не все чувствуют себя здесь уверенно.

Зазор между риторической теорией и наивной риторикой губительно сказывается на риторической практике. Если интуиция способна помочь в создании речей, то в их обсуждении и содержательной критике она оказывается бессильной. Инструменты, с помощью которых общество может говорить об убеждающей речи, бедны и грубы.

Чем же все-таки располагает наивная риторика?

Среди немногих категорий, которые она имеет в своем распоряжении для описания речей, есть такие категории, как сама 'риторика', некоторые категории для описания аргументации и совсем немногие для описания языковых средств.

В обществе распространены представления о риторике, как о наборе искусственных речевых приемов, граничащих с уловками. Вместе с 'пиаром' такая 'риторика' входит в понятие 'словесные технологии'. Слово 'технология' в оценочном отношении нейтрально. Однако акцентированы в сознании именно 'грязные технологии', 'грязный пиар', 'пустая риторика'. Характерно, что эпитет 'грязный' относится скорее к 'пиару', а 'пустой' - к 'риторике'. 'Риторика' бывает 'трескучей', 'дешевой', 'показной' и даже 'жалкой'.

В общественном сознании 'риторика' - это такая технология, которая достигается за счет чисто внешних эффектов в ущерб содержанию и которая очень часто оказывается бесполезной, неэффективной. 'Пиар' - это технология, основанная на заведомо 'нечестной игре'. Однако иногда 'риторика' (реже 'пиар') оказывается 'тонкой', 'искусной'. Крайне редко 'риторика' характеризуется как 'безыскусная', тем более 'правдивая' ('пиар' - никогда).

На периферии 'риторики' находятся хорошо известные по советским временам 'агитация' и 'пропаганда'. Под ними наивная риторика понимает насильственное навязывание каких-то мыслей, часто под прикрытием полезных сведений. 'Агитация' и 'пропаганда' бывают 'скучными', 'унылыми', 'навязчивыми'. Гораздо реже 'пропаганда' оказывается 'действенной'. Как положительные качества речи 'пропаганда', и особенно 'агитация', связаны с пожеланиями и встречаются в предложениях с ирреальным наклонением: 'Необходимо развернуть пропаганду...', 'Должна быть проведена целенаправленная агитация...' Как свершившиеся, реальные факты они чаще всего оцениваются отрицательно.

В роли довода в наивной риторике сегодня главным образом выступает 'миф'. 'Мифом' называют и общее место, и политический символ, и общественно значимую метафору, и ложную доктрину, и просто прямую ложь. В наивной риторике категория 'миф' в силу своего расплывчатого значения оказывается мало продуктивной. При этом слово 'миф' не является нейтральным. 'Миф' - это всегда передержка, рассчитанная на простачков. Излюбленная дело СМИ - разоблачение 'мифов'. При таком разоблачении 'мифу' (зачастую обыкновенной метафоре) противостоит 'реальность'.

Но аргументировать можно не только, опираясь на лживый 'миф', но и правдиво, опираясь на 'факт' и 'логику'. Эти две последних категории вполне способны заменить риторический argumentum ad rem. Однако argumentum ad hominem остается для наивной риторики белым пятном. С ее точки зрения, непонятно, имеют ли вообще такие аргументы право на существование, могут ли они считаться вполне лояльными, а если могут, то какие из них. Аргументация к пафосу может быть передана словами 'бить на чувства', а чаще ярлыком 'нагнетание истерии'. Аргументация к этосу практически невидима. И это очень серьезная лакуна наивной риторики, лакуна в общественном сознании.

Вопросом о композиции наивная риторика не занимается, а из речевых средств знает 'риторический вопрос', 'фигуру умолчания' и 'метафору'.

Естественной средой наивной риторики являются СМИ. Именно там даются оценки чужим речам, осуществляется в пределах возможного их риторический анализ. Через СМИ штампы наивной риторики входят в сознание. Через СМИ осуществляется сегодня и расширение ее границ.

Следует отметить, что сближение наивной риторики с риторикой научной имеет определенные перспективы. Дело в том, что наивная риторика не имеет такого глубокого проникновения в язык, как, скажем, наивная астрономия. В частности, все отрицательные коннотации концепта 'риторика' достаточно позднего происхождения. В свое время неприятие риторики возникло в старообрядческой среде, а вторая волна риторического отрицания была связана с деятельностью писателей-романтиков. В последние сто лет сам интерес к риторике был достаточно незначительным, ложные представления о ней не успели пустить корни. Вот почему в наивной риторике больше белых пятен, лакун, чем искаженных или примитивных представлений, а это открывает благоприятные перспективы для риторического просвещения.

Чем 'умней' будет наивная риторика, чем выше будет ее разрешающая способность, способность различать нюансы языка, тем выше поднимется и сама риторическая практика, тем меньше будет коммуникативных неудач, тупиковых ситуаций, когда всякое словесное воздействие оказывается дискредитированным, и стороны прибегают к силе. Развитая риторика подобна развитой правовой системе, риторика примитивная, охотно прибегающая к обману и манипуляции, подобна примитивному праву, грубо говоря - 'закону джунглей'.

Разумеется, наивная риторика никогда не догонит риторику научную. Но этого и не требуется. Для общества не имеет значения, относится ли, например, сравнение к фигурам или тропам.

Но для общества огромное значение имеет сам концепт риторики, то, какое содержание вкладываем мы в понятие риторики, как отличаем мы убеждение от манипулирования, что считаем допустимым, а что нет. Нелишне и представлять себе систему риторической аргументации, иметь общие представления о словесных приемах. Было бы идеальным, если бы наивная риторика находилась на уровне наивной грамматики.

Можно уверенно сказать, что в риторическом просвещении одинаково заинтересованы и говорящий, и слушающий. Наивная, или народная риторика, - естественный спутник массового общества. Общество, в котором язык и информация играют такую важную роль, как сегодня, не может довольствоваться только 'жреческой' наукой о языке, наукой для немногих. Чтобы уметь убедительно говорить и критически воспринимать услышанное, потребен определенный уровень массовой риторической культуры.


© Copyright "Кафедра общего и сравнительно-исторического языкознания

Наверх

Теория языка
Latest Headlines
Карта пиджинов и креольских языков
Введение в языкознание
Психолингвистические особенности языка СМИ
Философия грамматики. Предисловие
Философия грамматики. Глава 1. Живая грамматика
Философия грамматики. Глава 2, 3. Систематическая грамматика
Философия грамматики. Глава 4. Части речи
Философия грамматики. Глава 5. Сущеститеьные и прилагательные
О сопоставительном методе
О постепенном развертывании и совершенствовании основ грамматического строя (на материале чукотского языка)

© 2006       Rambler's Top100