Документ взят из кэша поисковой машины. Адрес оригинального документа : http://ftv.msu.ru/units/cathedras/prog/history_tv/rus_tv.php
Дата изменения: Unknown
Дата индексирования: Sat Apr 9 23:48:09 2016
Кодировка: Windows-1251

Поисковые слова: р р р р с р р р рес р р с р р с р с с р р с р р р р
Высшая школа (факультет) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
  О факультете| Попечительский совет| Абитуриентам| Студентам| Преподаватели| Контакты  


Поиск
parta.png
Официальный твиттер-аккаунт Высшей школы (факультета) телевидения МГУ имени М.В. Ломоносова
Снимок экрана 2015-10-22 в 19.32.34.png

Программа дисциплины

«История отечественного телевидения»

для подготовки бакалавра по специальности «журналистика»

Автор: Г.А.Шевелев, заведующий кафедрой истории телевидения, кандидат исторических наук, член Академии Российского телевидения

1. Организационно-методический раздел

Программа дисциплины «История отечественного телевидения» разработана с учетом требований Государственного образовательного стандарта профессионального высшего образования и отвечает требованиям основных профессиональных образовательных программ и квалификационным требованиям к выпускникам высших учебных заведений.

1.1. Цели и задачи

Цель обучения – дать представление студентам о путях становления отечественного телевидения во всем многообразии его жанров и форм вещания, показать процесс постижения им своих возможностей в обеспечении политических, социальных, культурологических и иных задач выдвигаемых обществом. Сформировать у будущих специалистов понимание той ответственности, которую принимает на себя журналист, режиссер, редактор, обращаясь к самой массовых аудиторий из всех средств коммуникации.

Задачи изучения истории отечественного телевидения:

- познакомить студентов с предысторией создания телевидения, развитием технической мысли на протяжении как минимум двух столетий в области передачи изображения на расстояние;

- определить этапы становления отечественного телевидения и познакомиться с их особенностями;

- показать технические, творческие и политические предпосылки возникновения на телевидении тех или иных документальных, художественных жанров, специфических телевизионных форматов;

- познакомить с творчеством ведущих мастеров отечественного телевидения в разные периоды его существования;

- показать противоречивую взаимосвязь становления, развития и функционирования телевидения с потребностями общества и политическими интересами власти;

- определить современное место телевидения в системе массовых коммуникаций России.

Таким образом, задача дисциплины – помочь студентам уяснить феномен телевидения в современном обществе не как явление, возникшее лишь в новейшей истории России, но как некий исторический процесс накрепко связанный как с развитием технической мысли, традициями отечественной журналистики и культуры, так и с непростыми этапами отечественной истории.

1.2. Место курса в профессиональной подготовке журналиста

Настоящий учебный курс находится в ряду специальных теоретических дисциплин, призванных дать представление о становлении и развитии отечественного телевидения как части всеобщей истории страны, так и ее культурной составляющей. Знания, приобретенные студентами в результате изучения настоящей дисциплины, позволят им в практической деятельности опираться на опыт старшего поколения работников телевидения, ясно видеть перспективы развития новых форм и методов телевизионного творчества, соотносить это новое с тем, что было уже создано в предшествующие годы, и трезво оценивать созданное.

Курс «История отечественного телевидения» может быть полезен молодым людям и для осознания степени свободы и зависимости их предстоящей профессии от многих объективных и субъективных факторов, существующих в обществе, государстве и влияющих на их деятельность в сфере телевидения – одного из средств массовой коммуникации, обращенного к самой широкой аудитории.

1.3. Формы организации учебного процесса

Учебный процесс по курсу «История отечественного телевидения» строится:

- в форме лекций, в ходе которых студенты знакомятся со всей проблематикой курса, и ограниченного числа семинарских занятия, посвященных обсуждению проблем функционирования телевидения в наиболее сложные периоды в истории страны, а также в период становления рыночной экономики;

- для лучшего уяснения вопросов связанных с основными научными изысканиями и техническими изобретениями, приведшими к созданию телевидения, учебный план предусматривает экскурсию в Политехнический музей, а также на Шаболовскую студию телевидения, где студенты смогут познакомиться с современной телевизионной техникой вплоть до телевидения высокой четкости;

- определенное место в курсе лекций занимает иллюстративный материал в форме слайдов, фрагментов популярных передач телевидения, а также фильмов об отдельных этапах истории отечественного телевидения;

- во внеаудиторное время студенты знакомятся с рекомендованной литературой, по некоторым изданиям пишут краткие эссе, готовят краткие устные сообщения, способствующие пониманию отдельных этапов истории телевидения в контексте истории страны, готовят рефераты по темам семинарских занятий.

1.4. Контроль знаний студентов

В середине семестра в качестве промежуточного контроля студенты письменно выполняют тестовое задание.

По итогам курса студенты сдают устный экзамен, оценка которого складывается из ответа на два вопроса экзаменационного билета. Первый вопрос посвящен истории телевидения до начала 1960-х годов или периоду 1960-х – середины 1980-х годов. Второй вопрос касается событий в истории телевидения с середины 1980-х годов до начала двухтысячных.

Определяя общую оценку знаний по изучаемому предмету, преподаватель вправе учитывать:

- оценку промежуточного контроля;

- представленные эссе, сообщения, рефераты к семинару, подготовленные студентами в течение семестра.

.

2. Содержание курса

2.1.Тематический план учебной дисциплины

1.Телевидение – феномен ХХ века. История телевидения – часть истории страны. Специфика телевидения. Предыстория телевидения. Научные изыскания. Технические изобретения.

2.Телевидение в нашей стране. Научные изыскания. Технические изобретения. Первые передачи телестудии на Никольской.

3.Ленинградский опытный телевизионный центр и Московская студия телевидения на Шаболовке в предвоенные годы.

4.Восстановление телевещания середины 40-х – начала 50-х годов прошлого века.

5.Телевидение обретает себя. Освоение журналистских жанров. Новая техника – новые творческие возможности. Телевидение в сфере культуры.

6.Телевидение в эпоху «оттепели» середины 1950-х - 1960-х годов. Формирование информационного телевещания и телепублицистики. Формирование основных тематических направлений. Редакционная структура телевидения. Популярные передачи и люди телевидения.

7.Телевидение становится всесоюзным. Развитие системы телевещания в стране.

8.Эпоха «застоя» 1970-х – середины 1980-х годов и телевидение.

9.Отечественное телевидение периода «перестройки». Телевидение – активный игрок в политической борьбе за власть.

10. Создание Российского телевидения и его место в отстаивании демократических свобод. Создание Общественного российского телевидения.

Возникновение негосударственного телевидения.

11.Российское телевидение в условиях рыночной экономики.

2.2. Литература к курсу

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Качкаева А.Г. Новейшая история российского телевидения. (1985 – 2004). В кн.: Телерадиоэфир: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005.

Качкаева А.Г. Перспективные направления. Там же.

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова М., 1999.

Саппак В. Телевидение и мы: Четыре беседы. М., 2007.

Телевидение: структурно-функциональные аспекты.В кн. : Систем средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов /Я.Н.Засурский, М.И.Алексеева, Л.Д. Болотова и др. Под ред. Я.Н.Засурского. М., 2003.

Юровский А.Я.История тележурналистики в России. В кн.:Телевизионная журналистика: Учебник. 4 издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Богомолов Ю.А. Хроника пикирующего телевидения: 2000 – 2002.

М., 2004.

Глейзер М.Радио и телевидение в СССР. М. , 1965

Голованов В.Е.Телеворот. Гостелерадио в период путча 1991 года.

В кн.: Телерадиоэфир: История и современность./ Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005.

Егоров В.В. Телевидение: страницы истории. М., 2004.

Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. Учебное пособие. СПб., 2008.

Кравченко Л.П. Как я был телевизионным камикадзе. М., 2005.

Муратов С.А.Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2001.

Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ. М., 2009.

Раззаков Ф.И.Блеск и нищета российского ТВ. М., 2009.

Рохлин А.М. История отечественного телевидения. М., 2008.

Шаболовка,53: Страницы истории телевидения. М., 1988.

Шендерович В.А. «Здесь было НТВ» и другие истории. М., 2002.

Юровский А.Телевидение - поиски и решения. Очерки истории и теории советской тележурналистики. М., 1983.

Юровский А.Я., Борецкий Р.А.Основы телевизионной журналистики. М., 1966.

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

2.3. Темы разделов

Тема 1

Телевидение – феномен ХХ века. История телевидения – часть истории страны. Специфика телевидения. Предыстория телевидения.

Поиск научно-технической мысли предшественников ученых и изобретателей ХIХ века: от камеры-обскуры и проекционного аппарата до даггеротипа и фотографии.

Последовательность задач, объективно поставленных перед уче-ными XIX века:

—фиксация изображения;

—фиксация движущейся жизни;

—фиксация и воспроизведение звука;

—передача звука и изображения на расстоянии.

Великие научные открытия и изобретения в этой области.

Дж. Максвелл, Г. Герце и открытие электромагнитных волн. Изобретатели радио А. Попов и Маркони. Киноаппарат О. и Л. Люмьеров. Фотоэлемент А. Г. Столетова. Идея П.Бахметьева о разложения изображения на эле-менты и преобразования их в электрические сигналы для воссоздания. П. Нипков и «диск Нипкова» для развертки изображения. «Телефот» А. А. Полумордвинова и «теле-стробоскоп» М. Вольфке.

Основоположник электронного телевидения Б. Л. Розинг.

Пионер цветного ТВ О. Адамян и его «приспособление».

«Отец электронного телевидения» В.К.Зворыкин и изобретение «кинескопа». Лаборатория Зворыкина в «Радио корпорейшн оф Америка». Роль руководителя Ар-си-эй Д.Сарнова в финансирова-нии разработок группы Зворыкина и продвижении телеизображения к ауди-тории.

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова М., 1999.

Юровский А.Я. История тележурналистики в России.

В кн. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Глейзер М.Радио и телевидение в СССР. М.,1965.

Рохлин А.М. История отечественного телевидения. М., 2008.

Тема 2

Телевидение в нашей стране. Научные изыскания. Технические изобретения. Первые передачи телестудии на Никольской.

Изобретатели-энтузиасты 1920-х годов. Нижего-родская лаборатория и открытие «фотоэлемента», который при усовершенствовании может передавать изображение на расстояние.

Радиостанция имени Коминтерна и Шуховская башня. Л. С. Термен, его установки «электрического дальновидения» и «Терменвокс»

Студия на Никольской улице. Малострочное телевидение на длинных и средних волнах. Начало регулярного вещания «на основе твердой программы». Первые телепередачи, первые дикторы, первые телеоператоры, первые художники телевидения.

Лю-бительские телевизоры с «диском Нипкова» — металлическим и бумажным. Постепенное повыше-ние стандартов развертки, создание звукового телеприемника. Первые «радиозрители».

Параллельные работы над механическим и электронным ТВ в 1930-е годы. Созданиево Всесоюзном электротехническом институте групп механического телевидения В.И. Архангельского и электронного С.И.Катаева и П.В.Шмакова.

1933 год.СозданиеВсесоюзный Комитет по радиовещанию и радиоинформации при Совнаркоме СССР. В нем организовансектор звукозаписи и телевещания. 1934 год. Создание во Всесоюзном ра-диокомитете отдела телевидения.

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова. М., 1999.

Юровский А.Я.История тележурналистики в России.

В кн.: Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Глейзер М.Радио и телевидение в СССР. М. 1965

Рохлин А.М. История отечественного телевидения. М.. 2008.

Шболовка,53: Страницы истории телевидения. М., 1988.

Тема 3

Ленинградский опытный телевизионный центр и Московская студия телевидения на Шаболовке в предвоенные годы.

Ленинград. 7 июля 1938 года - день рождения ленинградского телевидения. Первая постановочная передача. Регулярное вещание - с августа 1938 года. Передачи из опытного телецентра на отечественном обору-довании в 240 строк. С мая 1948-го в Ленинграде начала действовать в экспериментальном порядке передвижная телевизионная станция (ПТС) и первый в стране внестудийный телерепортаж — показ первомайского парада и демонстрации на Дворцовой площади.

Создание высоковакуумной приемной трубки и электронного дат-чика телесигналов от телекамеры. Первые телевизоры с электронно-лучевой труб-кой «ВРК» («Всесоюзный радиокомитет»).

Москва.1938 год. Новый телецентр на Шаболовке. Обкатка американс-кого оборудования на стандарте 343 строки, затем переход на 441 строку, затем - на 625 строк. Другое самое современное для того времени оборудование. Возможности многокамерного показа.

Опытное вещание: 25 марта 1938 года показ фильма режиссера Ф. Эрмлера «Великий гражданин». 4 апреля 1938 года - первая студийная передача.

10 марта 1939 года — открытие регулярных передач по «высокочастотному способу» демонстрацией хроникального фильма об открытии XVIII съезде ВКП(б), снятого по заказу телевидения «Союзкинохроникой".

Каждый вечер — кинофильм плюс спектакль. Поиск телевизионных форм показа театральных спек-таклей.

Лето 1940 года. Начало информационного вещания. Первые тематические журналы. Копирование радио- и киножанров.

Выпуск по американской документации телевизоров с диаметром 18 сантиметров и моделей с проекцион-ным экраном для клубов, общежитии и красных уголков.

Прекращение телевизионного вещания в начале Великой Отечественной войны. Эвакуация оборудования Московского телецентра в Свердловск в начале войны. Использование достижений ТВ в военных целях.

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова М., 1999.

Юровский А.Я.История тележурналистики в России.

В кн.: Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Глейзер М.Радио и телевидение в СССР. М. 1965.

Рохлин А.М. История отечественного телевидения. М., 2008.

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Тема 4

Восстановление телевещания середины 1940-х – начала 1950-х годов.

1944 год. Начало восстановительных работ на Шаболовке.

В 1945 году Московский телецентр первым в Европе восстановил свои передачи. Набор передач примерно тот же, что и до войны.

С октября 1948 года по июнь 1949 года телецентр остановлен на реконструкцию и переоборудования новой отечественной аппаратурой. С16 июня 1949 года эфир с Шаболовки восстановлен. Изображение транслируется в стандарте 625 строк. Сигнал можно принимать в радиусе 70 – 80 километров. В январе 1955 года Московское телевидение перешло на вещание без выходных дней.

Ленинградский телецентр восстанавливает вещание 18 августа 1948 года. Передачи - два раза в неделю по два часа. С 1949 года Ленинградский телецентр работает три раза в неделю, а с 1950 года – через день. 26 января 1952 года образована Ленинградская студия телевидения. С октября 1956 года телевизионное веща-ние в Ленинграде становится ежедневным.

1951 год. Постановление Совета министров СССР по вопросам дальнейшего развития телевещания в стране. Соз-дание в составе Всесоюзного комитета по радиоинформации Централь-ной студии телевидения, впоследствии - Центральное телевидение СССР. Значение Постановления Совета министров СССР для обеспечения телевещания кинофильмами, телеспектаклями, концертными программами. Расширение структуры Центрального телевидения, формирование вещательных редакций.

Телевидение становится массовым. Охват аудитории. Рост парка телеприемников, их массовый выпуск. Строительство программных и непрограммных телецентров. Развитие местного телевещания. Начало ежедневного телевещания в Москве. Открытие второй телевизионной программы.

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова М., 1999.

Юровский А.Я. История тележурналистики в России.

В кн. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002 .

Дополнительная литература

Глейзер М.Радио и телевидение в СССР. М. 1965.

Рохлин А.М. История отечественного телевидения. М.. 2008.

Шаболовка,53: Страницы истории телевидения. М., 1988.

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Тема 5

Телевидение обретает себя. Освоение журналистских жанров. Новая техника – новые творческие возможности. Телевидение в сфере культуры.

На телевидение приходит журналист. Опыт и традиции прессы и радиовещания - основа для формирования телевизионной журналистики. Соз-дание специфическими телевизионными средствами информационно-пуб-лицистических и художественно-публицистических произведений в жан-рах прессы и радиовещания. Постижение значения звукозрительного образа в создании телевизионных произведений. Освоение специфических выразительных средств телевидения. Первые студийные документальные программы. Журналист впервые вошел в кадр. Е.И.Рябчиков и его иллюстрированные телерассказы.

Появление в арсенале журналистов, операторов, режиссеров передвижной телевизионной станции (ПТС) – важный технический и творческий шаг в расширении возможностей телевизионного вещания. Первая в стране ПТС в Ленинграде. Первый внестудийный репортаж в экспериментальном режиме с Дворцовой площади 1 мая 1948 года. Транслировалось только изображение. 1950 год. ПТС передана Ленинградскому телецентру в эксплуатацию.

1949 год. Первая ПТС в Москве. Первая внестудийная передача 1 июня 1949 года со стадиона «Динамо». Картинка и закадровый комментарий В.Синявского. Творческие и технические проблемы в области документального и художественного вещания в период освоения возможностей ПТС. Первые документальные и художественные передачи с использованием ПТС. Освоение жанра репортаж с помощью ПТС. Репортажи Е. Рябчикова, Ю.Фокина. Первые трансляции из Большого театра. Проблемы и их решения. 1 мая 1956 года впервые проведен телевизионный репортаж о параде и демонстрации на Красной площади.

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова. М., 1999.

Юровский А.Я.История тележурналистики в России.

В кн. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Глейзер М.Радио и телевидение в СССР. М., 1965.

Шаболовка,53: Страницы истории телевидения. М.,1988.

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Тема 6

Телевидение в эпоху «оттепели» середины 1950-х - 1960-х годов. Формирование информационного телевещания и телепублицистики. Формирование основных тематических направлений. Редакционная структура телевидения. Популярные передачи и люди телевидения.

Образование Комитета по радиовещанию и телевидению при Совете министров СССР с выводом радио и телевидения из системы Министерства культуры. Структурные преобразования на телевидении в преддверии VI Всемирного фестиваля молодежи и сту-дентов в Москве (июль - август 1957 года). Дополнительное техническое оснащение телевидения, дополнительные возможности журналистов, режиссеров, операторов, технических специалистов в освещении фестиваля. Живой эфир. Репортажные трансляции с московских площадок в дни фестиваля.

«Вечер веселых вопросов». «КВН» Сергея Муратова, Альберта Аксельрода и Михаила Яковлева - начало.

Поиск контакта со зрителем, персони-фикация телеинформации. «Эстафета новостей» Юрия Фокина - первая импровизационная документальная программа, использовавшая преимущества прямого телевидения в максимальной степени. «Эстафета новостей» - первая программа, предопределившая появление на экране ведущего - самого популярного человека среди коллег, любимого и известного всей стране. «Эстафета новостей» как родоначальница телевизионного формата, который развивали многочисленные тележурналы и обозрения. «Эстафета новостей» отразила общественно-политический климат, царивший в стране, обилие нового в искусстве, науке и технике. «Звездные эстафеты» с участием первых советских космонавтов.

Создание редакции «Последних известий» и первые выпуски новостей с диктором или без диктора. Вклю-чение радионовостей. Использование кинохроники.

Формирование дикторской школы телевидения: Н. Кондратова, О.Чепурова, А. Шилова, А. Шатилова, С. Жильцова, И. Кириллов, Е.Арбенин, Е. Суслов, Е.Кочергин, А.Лихитченко, И.Ермилова и др.

Влияние «живого» эфира на телеочерк. Со-четание студийной передачи с фильмотечным киноматериалом. Фильмы-спектакли 1950-х годов.

Рост социальной по-требности в общении и потребности человеческого общения в кадре предопределил появление других знаковых программ и «телевизионных лиц» того времени.

Рождение лучших передач десятилетия «оттепели». Это «Рассказы о героизме» С. Смирно-ва, «Голубой огонек», «В мире животных» А. Згуриди, «Клуб кинопутешествий» А.Каплера, «Здоровье» Ю.Белянчиковой, «Музыкальный киоск» Э.Беляевой, передачи и фильмы И. Андроникова, Г. Авенариуса.

Становление телепублицистики. Художественно-публицистическое отражение действительнос-ти в творчестве И. Беляева, С. Зеликина, А. Габриловича, Д. Лунькова, Г.Виноградовой, М.Годовской.

С расширением аудитории идет процесс дифференциации программ по интересам различных социально-демографических групп зрителей. Появились программы для детей, для молодежи, для работни-ков сельского хозяйства.

Открытие в марте 1965 года специализированной третьей (учебной) программы

Телевизионное кинопроизводство 1960-х годов. Создание творческого объединения «Телефильм» на «Мосфильме». Первые советские игровые многосерийные фильмы: «Вызываем огонь на себя», «Майор Вихрь», «Операция «Трест», «Адъютант его превосходительства». Создание Творческого объединения «Экран» в структуре Гостелерадио СССР.

Фиксация передач с экрана монитора на кинопленку и появ-ление в конце 1950-х студийных видеомагнитофонов «ампекс».

Попытки теоретического осмысления феномена ТВ. Поиск специ-фики телевидения. Дискуссия «ТВ — это искусство?» (1957). Рост профессионального мастерства на ТВ. Создание кафедры радиовещания и телевидения (позднее - телевидения и радиовещания) на факультете журналистики МГУ(1958), Научно-методического отдела Гостелерадио СССР, позднее, в 1970 году, Института повышения квалификации работников телеви-дения и радиовещания. Издание общественно-политического журнала «Телевидение и радиовещание».

Подве-дение итогов «периода дилетантизма» в книге В.Саппака «Телевидение и мы» (1963)

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова М., 1999

Саппак В. Телевидение и мы: Четыре беседы. М., 2007.

Юровский А.Я. История тележурналистики в России.

В кн. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Глейзер М.Радио и телевидение в СССР. М. ,1965.

Егоров В.В.Телевидение: страницы истории. М., 2004.

Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ. М., 2009.

Шаболовка, 53: Страницы истории телевидения. М., 1988.

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Тема 7

Телевидение становится всесоюзным. Развитие системы телевещания в стране

Возросшее значение телевидения в общественной жизни страны.

29 января 1960 года. Постановление ЦК КПСС «О дальнейшем развитии советс-кого телевидения» - о превращении ТВ в главный источник информации населения, о совершенствова-нии материально-технической базы, о введении дневного вещания и создании вторых программ в союзных и автономных рес-публиках. Трансляция московских передач в Ленинграде (1961) и других городах. Создание системы центрального, республи-канского и местного ТВ. К началу 1970-х годов телевизионное вещание охватывает территорию, на которой проживает 70 процентов населения СССР; приемная сеть насчитывает 35 миллионов телевизоров и быст-ро растет.

1967 год. Сдача в эксплуатацию Останкинской телебашни и нового те-лецентра в Останкино. Первые системы космической связи через спутник «Молния» и наземные станции «Орбита». Начало регулярного цветного телевещания. Причины выбора французской системы СЕКАМ.

Освоение видеозаписи и видеомонтажа. Творческие возможности и ограничения.

Конец 1960-х ,1970-е годы на телевидении отмечены в области технического развития как годы создания общесоюзного вещания.

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова М., 1999

Юровский А.Я. История тележурналистики в России.

В кн. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Егоров В.В.Телевидение: страницы истории. М., 2004.

Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ. М., 2009.

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Тема 8

Эпоха «застоя» 1970-х – середины 1980-х годов и телевидение.

Усиление идеологического контроля за деятельностью средств массовой информации со стороны КПСС и государства. Цензура в общественно-политическом и художественном вещании. Введение цензуры по военным и по космическим вопросам. Особое внимание партийного руководства страны к телевидению, осознание его роли в сфере пропаганды коммунистической идеологии и социалистической культуры, формирования общественного мнения в интересах КПСС и государства.

1970 год. Закрытое Постанов-ление Политбюро ЦК КПСС, которое характеризует со-стояние дел на телевидении как неудов-летворительное и определяет задачи «повышения идейно-го уровня программ». Государственному комитету Совета министров СССР по те-левидению и радиовещанию поручается осуществлять руководство телеви-дением в стране и отвечать за идейно-политический и художественный уровень телевизионных программ, за разви-тие технических средств, используемых для их создания.

Это Постановление по-ложило начало новому периоду в деятельности советского телевещания, который позднее общественное мнение назо-вет «лапинским». Реформы С.Г.Лапина структуры Гостелерадио СССР. Формирование идеологии вещания: «главным героем всех информационных, публицистических и художественных телепрограмм должен стать человек труда - рабочий и крестьянин».

Политика и экономика на телеэкране в соответствии с провозглашенной идеологией. Программы: «Решается на месте», «На стройках пятилетки», «Сельский час»с Ю.Черниченко, «Служу Советскому Союзу», «Ленинский университет миллионов», «Больше хороших товаров», «Человек и закон» А.Безуглова, «На письма зрителей отвечает политический обозреватель «Правды» Юрий Жуков», «9-я студия» В.Зорина.

«Программа «Время» при Ю.А. Летунове и после него. Профессионализм журналистов и политическая заданность содержания. Афганская война и Чернобыльская катастрофа в телеинформации. О чем еще сообщала и не сообщала «Программа «Время» и другие информационные выпуски.

Программы на международные темы: «Сегодня в мире», «Международная панорама» и др. А.Бовин, А. Каверзнев, В. Дунаев, В.Овчинников, Г. Герасимов, С. Кондрашев, Т.Колесниченко. И. Фесуненко, Ф. Сейфуль-Мулюков. А. Потапов, Г. Зубков, Б.Калягин – лучшие перья международной журналистики на телевидении.

Наибо-лее значительные многосерийные документальные телефильмы, созданные к 50-летию и 60-летию Советской власти «Летопись полувека» (50 серий) и «Наша биография» (60 серий). Изменения в творческих подходах.

Другие направления телевизионного вещания: молодежного, детского, литературно-драматического, музыкального. Цикл передач «От всей души» В. Леонтьевой, «Очевидное – невероятное» С. Капицы, «Что? Где? Когда?» А.Ворошилова, «Вокруг смеха» А.Иванова, «Кабачок «13 стульев», «Песня года» и другие.

Телевизионный кинематограф – фильмы о «простых» людях, экранизации классической литературы и произведений советских писателей.

XXII Олимпийские игры в Москве. Строительство Олимпийского телевизионного центра. Переоснащение телевизионной техникой. Появление компьютерной графики. Возвращение «прямого эфира».

Создание к середине 1980-х годов единой мощной системы телевизионного вещания, обеспечивающей возможность приема первой программы Централь-ного телевидения 93 процентам телезрителей, 84 процентам - первой и второй, но не дающей возможность приема непосредственного спутникового вещания из-за рубежа.

Число телевизоров - до 90 миллионов, в том числе 18 миллионов цветных. Вещание обеспечивали 115 программных телецентров, 900 мощных телевизионных станций, 3600 ретрансляторов, 91 приемная стан-ция спутниковой системы «Орбита» , 500 станций «Москва», 4000 станций «Экран», разветвлен-ная сеть наземных радиорелейных и кабельных линий связи. Среднесуточный объем вещания вырос до 3700 часов в 1985 году. Оно велось на 45 языках народов СССР. Центральное телевидение ежесуточно вело передачи об-щим объемом свыше 148 часов по 12 программам. Четыре были оригинальными, а остальные представляли собой дубли первой и второй программ, передаваемые с учетом поясного времени разных регионов страны (по четыре дубля каждой программы).

Вклад в развитие отечественного телевидения и жесткий идеологический контроль и управление творческим процессом создания телевизионного контента в период руководство Гостелерадио СССР С.Г. Лапиным . Противоречивость личности С.Г.Лапина.

Фильм М. Дегтяря «Все это ТВ».

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова М., 1999.

Юровский А.Я. История тележурналистики в России.

В кн. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Егоров В.В.Телевидение: страницы истории. М., 2004.

Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ. М., 2009.

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Тема 9

Отечественное телевидение периода «перестройки». Телевидение – активный игрок в политической борьбе за власть.

Телевидение «на службе» «Перестройки». Разрешенная гласность. «Программа «Время», первые преобразования. «Прожектор Перестройки». Афганская война и Чернобыльская трагедия в телеинформации . Телемосты В.Познера и Ф.Донахью. «Добрый вечер, Москва!».

Трагедии межнациональных конфликтов (Нагорный Карабах, Сумгаит), массовые волнения в Алма-Ате, Ереване, Вильнюсе в телеинформации перестроечного телевидения. ТСН.

Либералы и консерваторы, А.Н. Яковлев и Е.К. Лигачев в борьбе за влияние на СМИ. «12-й этаж» Э. Сагалаева и «Взгляд», «До и после полуночи» В.Молчанова, «600 секунд» А. Невзорова и С.Сорокиной, «Пятое колесо» Б.Курковой, «Семь дней» Э.Сагалаевым и А.Тихомировым - начало «непослушания».

Первый съезд народных депутатов СССР в марте 1989 года и его телетрансляции – событие, перевернувшее страну.

1990 год. Упразднение Главлита. Преобразование Гостелерадио СССР во Всесоюзную государственную телерадиовещательную компанию «Останкино».

Цензуры – нет, цензура наступает. Запрещение «Взгляда» и других программ демократического толка. Фильм к 10-летию премии ТЭФИ.

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Качкаева А.Г. Новейшая история российского телевидения (1985 – 2004). В кн.: Телерадиоэфир: История и современность /Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005..

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова. М.,1999.

Юровский А.Я.История тележурналистики в России.

В кн. Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Богомолов Ю.А. Хроника пикирующего телевидения: 2000 – 2002.

М., 2004.

Голованов В.Е.Телеворот. Гостелерадио в период путча 1991 года.

В кн. Телерадиоэфир: История и современность / Под ред Я.Н. Засурского. М., 2005.

Егоров В.В.Телевидение: страницы истории. М., 2004.

Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. Учебное пособие. СПб., 2008.

Кравченко Л.П. Как я был телевизионным камикадзе. М., 2005.

Муратов С.А.Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2001.

Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ. М., 2009.

Тема 10

Создание Российского телевидения и его место в отстаивании демократических свобод. Создание Общественного российского телевидения. Возникновение негосударственного телевидения.

Разделение централизованной телерадиоимперии советского государства на вещательные организации союзных республик. Создание Российской Телерадиокомпании (РТР и телеканал «Россия»). 1991 год – начало вещания телеканала «Россия». Телеканал «Россия» - рупор Верховного Совета Российской Федерации во главе с Б.Н. Ельциным. Оппозиция власти М.С.Горбачева. Война в эфире. Борьба за собственность. Потеря КПСС монополии на телевидение. Информационная программа «Вести» - новый информационный взгляд на страну и мир. Новые кадры российского телевидения.

Первый Закон РФ о печати.

Телевидение в дни Августовского путча 1991 года. Борьба за власть в ее высших эшелонах на телеэкране. Распад СССР и рождение новой страны.

Борьба за власть продолжается. 1993 год. Противостояние Верховного Совета РФ и первого президента новой России. Штурм «Останкино». Фильм о штурме «Останкино».

Другие процессы децентрализации телевидения в центре в середине и во второй половине 1990-х годов.. Телекомпании «2х2», «ВИD», «Авторское телевидение» (АТВ), «РЕН-ТВ» и другие.

ТВ-6 и НТВ – первые федеральные негосударственные вещатели (1993 год).

«РЕН-ТВ» и СТС начинают освоение дециметрового диапазона. Реорганизация Московского телеканала в телеканал с федеральными амбициями «ТВ-Центр» (1996 год).

Возникновение регионального негосударственного телевидения.

Преобразование телерадиокомпании «Останкино» в Общественное российское телевидение (ОРТ). Трагическая гибель В. Листьева.

«Олигархи» у руля телевизионной политики: Б.Березовский и В.Гусинский. Борьба за влияние. Инструменты влияния: ОРТ и НТВ. «Банкиры-олигархи» (ОРТ и НТВ) против «реформаторов» (Телеканал «Россия»). Телевизионный «компромат».

«Медиа-мост» - первый холдинг в сфере телевещания. «НТВ-плюс» - первая цифровая спутниковая система многоканального телевидения.

Открытие телеканалов «Культура» и «Спорт». М.Лесин и формирование на базе телеканалов «Россия», «Культура», «Спорт», радиоканалов «Радио России». «Маяк», «Юность», «Культура» и региональных государственных телеканалов государственного медиахолдинга электронных вещателей - Всероссийской государственной телерадиокомпании (ВГТРК).

Создание Академии Российского телевидения и национальной телевизионной премии ТЭФИ с целью консолидации телевизионного сообщества и формирования критериев качества телевизионного контента.

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Качкаева А.Г. Новейшая история российского телевидения (1985 – 2004). В кн.: Телерадиоэфир: История и современность / Под ред Я.Н. Засурского. М., 2005.

Очерки по истории российского телевидения / Под ред. В.В.Егорова М.,1999.

Юровский А.Я. История тележурналистики в России.

В кн.: Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Богомолов Ю.А. Хроника пикирующего телевидения: 2000 – 2002.

М., 2004.

Голованов В.Е.Телеворот. Гостелерадио в период путча 1991 года.

В кн. Телерадиоэфир: История и современность /Под ред.Я.Н. Засурского. М., 2005.

Егоров В.В.Телевидение: страницы истории. М., 2004.

Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. Учебное пособие. СПб., 2008.

Кравченко Л.П. Как я был телевизионным камикадзе. М., 2005.

Муратов С.А.Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2001.

Раззаков Ф.И. Гибель советского ТВ. М., 2009.

Раззаков Ф.И.Блеск и нищета российского ТВ. М. ,2009.

Шендерович В.А. «Здесь было НТВ» и другие истории. М., 2002.

Тема 11

Российское телевидение в условиях рыночной экономики.

Формирования рынка телевизионных вещателей. Формирование рынка производителей телевизионного контента.

Процесс проникновения рекламы на телевидение. От «джинсы» к цивилизованному рекламному рынку на телевидении. (Первая реклама на советском телевидении в 1988 году.) Возникновение рекламных агентств «Видео Интернешнл», «Премьер СВ», «Аврора» и других. Принят закон «О рекламе» (1995 год).

Типология и характеристика основных игроков на современном телевизионном рынке.

Основная литература

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения.

Учебн. пособ. для студентов вузов. М., 2004.

Качкаева А.Г. Новейшая история российского телевидения. (1985 – 2004). В кн.: Телерадиоэфир: История и современность /Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2005..

Телевидение: структурно-функциональные аспекты.В кн.: Система средств массовой информации России. Учебное пособие для вузов /Я.Н.Засурский,М.И.Алексеева, Л.Д.Болотова и др. Под ред. Я.Н.Засурского. М., 2003.

Юровский А.Я.История тележурналистики в России.

В кн.:Телевизионная журналистика: Учебник. 4-е издание. М., 2002.

Дополнительная литература

Богомолов Ю.А. Хроника пикирующего телевидения: 2000 – 2002.

М., 2004.

Ильченко С.Н. Отечественное телевещание постсоветского периода: история, проблемы, перспективы. Учебное пособие. СПб., 2008. .

Муратов С.А.Телевидение в поисках телевидения. Хроника авторских наблюдений. М., 2001.

Раззаков Ф.И.Блеск и нищета российского ТВ. М., 2009.

Вопросы к экзамену

Предыстория телевидения

1.Технические предпосылки возникновения телевидения. Теория электромагнитных волн Д. Максвелла и опыты Г. Герца.

2.Технические предпосылки возникновения телевидения. Значение изобретения А. Попова и Г.Маркони для создания телевидения.

3.Технические предпосылки возникновения телевидения. Опыты по проецированию изображения. Камера обскура. Киноаппарат братьев Люмьер.

4.Технические предпосылки возникновения телевидения. Идеи и опыты П. Бахметьев и П. Нипкова. Диск Нипкова.

5.Технические предпосылки возникновения телевидения. Фотоэлемент и катодная электронно-лучевая трубка А. Столетова и Б. Розинга.

6.Б. Розинг – основоположник электронного телевидения.

7.Технические предпосылки возникновения телевидения. Создание кинескопа. В. Зворыкин и Д. Сарнов.

8.Л. Термен и его изобретение «электронного дальновидения».

9.Разработки цветного ТВ. Начало цветного телевещания в СССР.

Литература

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005. С.54-57.

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. С. 6-9, 95-97

Дополнительно

Рохлин А.М. История отечественного телевидения. М., 2008.

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Начало телевидения в России

10.Малострочное телевидение с «Диском Нипкова». Телестудия на Никольской, первые передачи ТВ.

11.Работы над механическим ТВ во Всесоюзном электротехническом институте. Группа Архангельского.

12.Разработка электронного ТВ во Всесоюзном электротехническом институте. Группа С. Катаева.

Литература

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005. С.54-57.

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. С. 6-9, 95-97

Рохлин А.М. История отечественного телевидения. М.: Аспект Пресс. 2008.

Очерки по истории российского телевидения. М., 1999. Стр.18-66.

Дополнительно

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Экспериментальное вещание 1930-х – 1940-х годов

13.Создание Ленинградского опытного телевизионного центра. Первые передачи.

14.Строительство и оборудование телецентра на Шаболовке. Первые передачи. Творческие возможности нового оборудования.

15.Механическое и электронное телевидение в предвоенные годы. Плюсы и минусы.

16.Проблемы в развитии отечественного телевидения в предвоенные годы.

Литература

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005. С.54-57.

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. С. 6-9, 95-97

Очерки по истории российского телевидения. М.,1999. С.18-66.

Дополнительно:

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Восстановление телевидения в СССР в послевоенные годы

17.Восстановление Московского телевизионного центра на Шаболовке после Великой Отечественной войны. Начало вещания.

18.Восстановление Ленинградского телецентра после Великой Отечественной войны. Начало вещания. Первая передвижная телевизионная станция (ПТС).

19.Создание передвижной телевизионной станции (ПТС) и ее роль в развитии художественного вещания. Первые опыты работы ПТС в художественном вещании и первые творческие проблемы.

20.Первые спортивные трансляции с использованием ПТС. В.Синявский и Н.Озеров. Освоение прямого эфира.

21.Доступность телевидения для аудитории страны во второй половине 1940-х – начале 1950-х годов. Телевизор в быту советских людей в те годы.

Литература

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005. С.57-60.

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. С. 6-9, 95-97.

Очерки по истории российского телевидения. М., 1999. Стр.18-66.

Дополнительно

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Телевидение 50-х годов. Начало журналистики на ТВ

22. Журналист приходит на телевидение. Освоение опыта радио и печатной прессы. Е.Рябчиков и его передачи.

23.Первые опыты телевизионной журналистики. Ю.Фокин и его передачи.

24.Передвижная телевизионная станции (ПТС) и ее роль в развитии документального вещания на телевидении 1950-х годов.

25.ПТС и начало репортажного телевидения. Творческие поиски и проблемы.

26.Создание Центральной студии телевидения в составе Всесоюзного комитета по радиоинформации. Формирование структуры творческих редакций.

27.Постановление Совета Министров ССС от 22.03.1951 и его значение для развития телевидения.

28. Становление документального телевидения в 1950-е годы.

29.Телевидение и VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов в Москве в августе 1957 года.

30.«Вечер Веселых Вопросов». «КВН» и его история.

31.Начало собственного и заказного кинопроизводства. Первые киносъмки. Первые фильмы.

32.Становление телевизионной информации.

33.Состояние развития телевидения во второй половине 1950-х годов. Охват аудитории. Парк телевизоров. Программные и непрограммные телецентры.

Литература

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005. С.60-68.

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. С.. 98-104.

Очерки по истории российского телевидения. М., 1999. С.57-96.

Дополнительно

Раззаков Ф.И.Гибель советского ТВ.. М.2009. С..210-216

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

1960-е годы – становление отечественного телевидения

34.Хрущевская «оттепель» и основные передачи середины 1950-х – начала 1960-х годов.

35.«Голубой огонек» и его история.

36. «Эстафета новостей» и ее значение для становления публицистики на ТВ.

37.Ю.Гагарин и «космическая» тема на телевидении в 60-е годы и в наше время.

38.Тележурналист Юрий Фокин.

39.Ираклий Андроников на телевидении. Устные рассказы, фильмы. Статья И.Андроникова «Слово написанное и слово сказанное».

40.Популярные передачи 1960-х годов. История их создания и дальнейшая судьба: «Музыкальный киоск», «Кинопанорама», «Клуб кинопутешествий», «В мире животных» и другие.

41.Возникновение телевизионного игрового кинематографа. Студия «Телефильм» на Мосфильме и Творческое объединение «Экран» в структуре Гостелерадио СССР. Первый многосерийный телефильм С.Колосова «Вызываем огонь на себя». Первые игровые телефильмы.

42.Возникновение телевизионного документального кинематографа. Документальный телефильм, телеочерк.

43.Становление информационного телевидения. «Последние известия» - «Телевизионные новости» - «Время».

44.Телевидение к 20-летию Победы. «Рассказы о героизме» Сергея Смирнова. Создание «Минуты молчания».

45.Постановление ЦК КПСС от 29 января 1960 года «О дальнейшем развитии советского телевидения» и его значение.

46.Возникновение видеозаписи. Творческие возможности и влияние на программную политику.

47.Кадровые проблемы телевидения 1950-х – 1960-х годов. Создание системы подготовки кадров для телевидения.

48.Состояние технической базы телевидения к концу 1960-х годов. Охват аудитории. Региональное телевидение.

49.Останкинский телевизионный технический центр. История строительства и творческие возможности.

50.Владимир Саппак о телевидении 1960-х годов.

Литература

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005. С..68-76.

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. С. 101-104

Очерки по истории российского телевидения. М., 1999. С.57-99.

Саппак В. Телевидение и мы: Четыре беседы. М., 2007.

Дополнительно

Раззаков Ф.И.Гибель советского ТВ. М.2009. С.21-48, 116-261.

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Телевидение эпохи «застоя»

51.«Пражская весна» и конец «оттепели». Закрытое Постановление ЦК КПСС и СМ СССР о телевидении. Передовая статья в газете «Правда» 21.11.1970. Кадровая чистка на Ленинградском ТВ в связи с передачей «Литературный вторник».

52.С.Г.Лапин и его реформы на телевидении в организационной структуре и идеологии вещания.

53.Телевидение как инструмент партийной пропаганды. Основные передачи этой тематики.

54.Ю.А.Летунов и реформы информационного вещания. «Программа «Время» - главная информационная программа на телевидении страны.

55.Развитие тележурналистики на примере документальных циклов «Наша биография»(1970-е годы) и «Летопись полувека» (1960-е годы).

56.Кинодокументалистика 1970-х – 1980-х годов - С.Зеликина, Д. Лунькова, И.Беляева, А.Габриловича, В.Виноградова и других.

57.Общественно-политическое вещание 1970-х –1980-х годов и его тематическая направленность. Программы «Сельский час», «Служу Советскому Союзу», «Больше хороших товаров», «Семь дней завода…», «Телеальманах «Подвиг» В.Карпова и другие.

58.Цикл передач «От всей души» В. Леонтьевой.

59.Журналисты-международники на телевидении и их основные программы.

60.Новые популярные передачи 1970-х – 1980-х годов. История их создания и дальнейшая судьба: «Очевидное – невероятное» С. Капицы, «Что? Где? Когда?» А.Ворошилова, «Вокруг смеха» А.Иванова, «Кабачок «13 стульев», «Песня года» и другие.

61.Учебное телевидение. История без продолжения.

62.Видеозапись и видеомонтаж. Творческие возможности и влияние на программную политику.

63.Телевизионный кинематограф 1970-х – 1980-х годов. Развития принципа серийности в фильмопроизводстве. Многосерийные телефильмы «Семнадцать мгновений весны», «Тени исчезают в полдень», «Инженер Прончатов», «А зори здесь тихие» и другие.

64.Телевизионный театр 1970-х – 1980-х годов. Мастера театра на телевидении.

65.Телевидение и Олимпийские игры в Москве. Создание материальной базы. Прямой эфир.

Литература

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005. С.76-80

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. С. 104-108.

Очерки по истории российского телевидения. М., 1999. С.154-157, 162-165, 170-174, 176-187, 188-194

Дополнительно

Раззаков Ф.И.Гибель советского ТВ. М.2009. С. 65-112, 116-261

Музей телевидения и радио в Интернете (www.tvmuseum.ru).

Телевидение конца 1980-х –1990-х годов

66.Телевидение в условиях смены политических эпох конца 1980-х – начала 1990-х годов. Политика «гласности», отмена цензуры -предпосылки к изменениям в телевещании.

67.Телевидение между Горбачевым и Ельциным, Яковлевым и Лигачевым. Московский телеканал М. Огородникова и программа «Добрый вечер, Москва!»

68.Телемосты с Америкой Ф.Донахью и В. Познера. Их значение для телевидения конца 1980-х.

69.Телепрограммы конца 1980-х годов - «12 этаж», «Взгляд», «До и после полуночи», «Пятое колесо» ленинградского ТВ - как образец нового телевидения. Их значение для ускорения реформирования общества.

70.Реформы информационного вещания на телевидении в конце 1980-х годов. Изменения в «Программе «Время». «ТСН» - новый подход к информации. Ленинградские «600 секунд» А.Невзорова и С.Сорокиной. Первые итоговые информационно-аналитические передачи «7 дней» Э.Сагалаева.

71.Телевидение в период острых политических противостояний в обществе конца 1980-х годов. Съезды народных депутатов СССР и России, выборные кампании на телеэкране.

72.Создание Российского телевидения в 1990 году. Противостояние с Государственной телерадиовещательной компанией «Останкино» (бывшее Гостелерадио СССР).

73.Распад Гостелерадио СССР в 1991 году. Рождение ТВ-6 – первого негосударственного телеканала.

74.Создание НТВ и его команда. Слоган: «Новости – наша профессия». Телепрограмм Е.Киселева «Итоги».

75.Формирование негосудартвенных производителей телепродукции (АТВ, REN TV, ВИD, ВКТ) и коммерческих вещателей в регионах страны.

76.Приход рекламы на телевидении («Видео Интернэшнл» М.Лесина, «Премьер СВ» С.Лисовского и другие). Специфика первого этапа.

77.Создание на первом канале Общественного российского телевидения (ОРТ) и его трансформации.

78.Владислав Листьев и его телевизионные проекты.

79.Война компроматов на главных телеканалах страны в конце 1990-х годов.

80.Усиление государственного влияния на телевидение. Создание ВГТРК – единого государственного производственно-технологического радио-телевизионного комплекса страны.

81.Начало спутникового вещания в России. «НТВ плюс», «Космос ТВ» и другие.

82.Современная система Российского телевидения.

Литература

Телевизионная журналистика. Издание 5-е, исправленное и дополненное. М., 2005. С.80 – 90.

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. Учеб. пособие для студентов вузов. М., 2004. С.. 108-120.

Качкаева А.Г. Новейшая история российского телевидения (1985-2004) В кн.: Телерадиоэфи: История и современность / Под ред. Я.Н. Засурского М., 2005. С.36-54.

Дополнительно

Раззаков Ф.И.Гибель советского ТВ. М., 2009. С. 261-524.

Есть вопросы?

Вы можете их задать
по телефону
(495) 939-4461
(495) 939-3749

Электронной почте
hstv@bk.ru


Слово декана

23.11.2015
Телевизор должен стоять на книгах
Виталий Третьяков,
декан ВШТ

Виталий Третьяков считает, что телевидение должно иметь 'книжный фундамент', то есть опираться на традиционные культурные ценности человечества...

Наш факультет

Новая жизнь нашей телестудии 18.11.2015
Новая жизнь нашей телестудии
Надежда Цымбалова,
руководитель учебной телестудии

Наша телевизионная студия начала новую жизнь! Обновился парк телевизионных камер, режиссерский пульт, контрольные мониторы, служебная связь и многое другое...

Слово студента

Теория и практика, или Ожидания и реальность 16.03.2016
Теория и практика, или Ожидания и реальность
Людмила Удовик, студентка 2-го курса бакалавриата

...тебе будет сложно остановиться - читая где-нибудь новости, ты уже будешь прикидывать, как лучше из этого сделать сюжет...